Научная статья на тему 'ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ПЕРСПЕКТИВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ"'

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ПЕРСПЕКТИВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTIVE COMMUNICATION / ИНТЕРАКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / INTERACTIVE COOPERATION / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FINE ARTS / ПЕРСПЕКТИВА / PERSPECTIVE / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE / SYSTEM OF DISTANCE LEARNING MOODLE / ФОРУМ / FORUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заславская Ольга Юрьевна, Андрейкина Елена Кузьминична

В статье рассматривается опыт использования системы дистанционного обучения Moodle для интерактивного взаимодействия со студентами в ходе изучения дисциплины «Перспектива в художественном творчестве» по направлению «Педагогическое образование», профилю подготовки «Изобразительное искусство». Согласно специфике профиля подготовки, речь идет не о дистанционном обучении как таковом, а об организации интерактивного взаимодействия преподавателя со студентами на основе дистанционных технологий. Основное внимание уделено вопросам использования форумов. Описаны возможности и особенности применения данного инструмента в ходе изучения заявленной дисциплины с примерами и иллюстрациями в виде скриншотов действующих страниц сайта, созданного по данной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of the Use of System of Distance Learning Moodle for the Interactive Cooperation of Teachers and Students in the Study of Discipline "Perspective in Artistic Creativity"

The article considers the experience of the use of distance learning system Moodle for interactive cooperation with students in the study of discipline «Perspective in artistic creativity» in direction «Teacher education» of training profile «Fine Arts». According to the specifics of training profile it is not about distance learning as such, but about the organization of interactive cooperation of the teacher with the students on the basis of remote technologies. The main focus is on the problems of use of forums. The authors describe the capabilities and features of the application of this tool in the study of the stated discipline with examples and illustrations in the form of screenshots of existing site pages created by this technology.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ПЕРСПЕКТИВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ"»

УДК 378+004

О.Ю. Заславская, Е.К. Андрейкина

Опыт использования системы дистанционного обучения Moodle для интерактивного взаимодействия преподавателя и студентов в ходе изучения дисциплины «Перспектива в художественном творчестве»

В статье рассматривается опыт использования системы дистанционного обучения Moodle для интерактивного взаимодействия со студентами в ходе изучения дисциплины «Перспектива в художественном творчестве» по направлению «Педагогическое образование», профилю подготовки «Изобразительное искусство». Согласно специфике профиля подготовки, речь идет не о дистанционном обучении как таковом, а об организации интерактивного взаимодействия преподавателя со студентами на основе дистанционных технологий. Основное внимание уделено вопросам использования форумов. Описаны возможности и особенности применения данного инструмента в ходе изучения заявленной дисциплины с примерами и иллюстрациями в виде скриншотов действующих страниц сайта, созданного по данной технологии.

Ключевые слова: дистанционное обучение; интерактивное взаимодействие; интерактивная коммуникация; изобразительное искусство; перспектива; система дистанционного обучения Moodle; форум.

Система дистанционного обучения МооШе, активно внедряемая в настоящее время в учебный процесс в ряде зарубежных и российских вузов, повышает качество поддержки процесса обучения благодаря обладанию огромным арсеналом инструментов представления учебного материала и широкими возможностями интерактивного взаимодействия со студентами. Даже для направлений и профилей подготовки, где дистанционное обучение в принципе не представляется возможным, в этой системе существует свой широкий спектр возможностей, например, интерактивное взаимодействие, позволяющее существенно повысить уровень образования и создать комфортную среду для сотрудничества преподавателей и студентов.

Приведем пример такого взаимодействия в ходе изучения дисциплины «Перспектива в художественном творчестве» по направлению «Педагогическое образование», профилю подготовки «Изобразительное искусство». Данный профиль подготовки предполагает большую долю непосредственного взаимодействия преподавателя и студента в ходе аудиторной и внеаудиторной работы, так как нельзя дать правильную оценку работе художника или студента, занимающегося

художественным творчеством, по картинке на экране, так же, как нельзя стать художником, обучаясь по видеоурокам, или искусствоведом, изучая картины с помощью виртуальных экскурсий, — искажаются пропорции, передача цвета, света, тона и, конечно, пропадает сила эмоции.

«Искусство, — пишет Л.Н. Толстой в своем трактате «Что такое искусство» [5], — есть средство передачи чувства от одного человека к другим. Как слово передаёт мысль, единицу знания, так искусство должно передавать чувство»... Вызвать в себе раз испытанное чувство и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство, — в этом состоит деятельность искусства. Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их».

Наверняка каждый человек, даже далекий от искусства, но обладающий развитым интеллектом, сталкивался в своей жизни с интересным фактом, что хорошо известная картина, часто встречающаяся в журналах, книгах, учебниках, порой даже на фантиках и т. п., увиденная в подлиннике, вдруг потрясает до глубины души. С этим и связана проблема невозможности заочного, дистанционного обучения подлинному искусству.

Однако это не означает, что при подготовке студентов по профилю «Изобразительное искусство» нельзя использовать фотографии картин, материалы виртуальных экскурсий, видеоуроков и других электронных ресурсов. Важно это делать грамотно, опираясь на личный опыт студентов, полученный в ходе практической работы при непосредственном участии преподавателя с опорой на наблюдения за реальными предметами и объектами в реальной среде. Только изучив посредством практической деятельности секреты мастерства, студент сможет правильно оценить картины, видео и другие материалы, представленные в электронном виде. В этой связи система дистанционного обучения Moodle, предусматривающая передачу информации в специальной информационно-образовательной среде (виртуальной), вполне может быть использована преподавателем для дополнительного интерактивного взаимодействия со студентами, обучающимися по профилю подготовки «Изобразительное искусство».

Например, в ходе изучения дисциплины «Перспектива в художественном творчестве» мы используем форум как инструмент, позволяющий объединить в одной среде различные способы взаимодействия со студентами, осуществляемые ранее на основе общения в социальных сетях, с помощью электронной почты, скайпа и др.

В системе дистанционного обучения Moodle заложено несколько типов форумов, и каждый преподаватель в своем курсе может создать их любое количество. На рисунке 1 показаны два форума: новостной и общий. Основным средством связи преподавателя со студентами является новостной форум. Он создается автоматически в нулевом разделе курса. Создавать сообщения

в нем имеют право только преподаватели. Новостной форум может быть использован для размещения актуальной информации.

СДО МГПУ Русский (ги) - Вы зашли под именем Елена Кузьминична Андрейкина (Выход) г

Перспектива в художественном творчестве И30-131

В начало Мои курсы ► Институт культуры и искусств Бакалавриат Изобразительное искусство Перспектива И30-131

Режим редактирования

НАВИГАЦИЯ

00

В начало

■ Моя домашняя страница

► СДО МГПУ

► Мой профиль * Текущий курс

Перспектива И30-131

► Участники

► Значки

► Общее

► Модуль №1

► Модуль №2

► Модуль №3-

► Модуль №4

► Модуль №5

► Модуль №6.

► модуль №7

Ч-Л Новостной форум

Перспектива улиц наброски и зарисовки в свободное время

Модуль №1

1 сентября - 14 сентября Лекция №1

Введение Общие сведения о теории применения перспективы в художественном творчестве

Список литературы

Практическая работа №1.

Построение углов и предметов многогранной формы по теории построения изображений в перспективе

ПОИСК по ФОРУМАМ

00

Применить Расширенный поиск©

ПОСЛЕДНИЕ ВВ

НОВОСТИ

Добавить новую тему. .

Война и мир в творчестве Георгия и Ореста Верейских 18 янв 08:22 Елена Кузьминична Андрейкина

ВАЛЕНТИН СЕРОВ К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Рис. 1. Новостной и общий форумы

В рамках данной дисциплины это могут быть, например, сообщения о текущих выставках (рис. 2).

СДО МГПУ Русский (ги) -

Вы зашли под именем Елена Кузьминична Андрейкина (Выход)

Перспектива в художественном творчестве И30-131

В начало Мои курсы Институт культуры и искусств Бакалавриат Изобразительное искусство Общее ► Новостной форум

Перспектива И30-131

НАВИГАЦИЯ

НИ

В начато

■ Моя домашняя страница

► СДО МГПУ

► Мой профиль ж Текущий курс

Перспектива И30-131

► Участники

► Значки Общее

Новостной форум ^ Перспектива улиц Наброски и зарисовки в свободное...

► Модуль №1

► Модуль №2.

► Модуль №3

► Модуль №4

Новостной форум

Главные новости и объявления

Добавить новую тему

Обсуждение

Война и мир в творчестве Георгия и Ореста Верейских

МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКИ ГРАВЮРЫ. КСИЛОГРАФИЯ. В РАМКАХ I ПРОГРАММЫ 'ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ОТКРЫВАЕТ СВОИ ! ЗАПАСНИКИ"

ВАЛЕНТИН СЕРОВ. К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

■ Елена 1 Кузьминична Андрейкина

щЕлена I Кузьминична Андрейкина

Ответы

2

(Елена 2

I Кузьминична

Последнее сообщение

Елена Кузьминична Андрейкина Пн. 18 ЯНВ 2016,11:20 Елена Кузьминична Андрейкина Пн, 18 янв 2016,10:55 Елена Кузьминична

Рис. 2. Сообщения о текущих выставках

При этом рассылка сообщений всем записанным на данный учебный курс студентам может производиться автоматически по электронной почте.

Кроме новостного форума интерес представляет общий форум, который дает возможность как преподавателю, так и студентам создавать новые темы, комментировать их, задавать вопросы по теме и отвечать на них. Например, преподаватель объявляет тему для самостоятельной работы «Перспектива улиц. Наброски и зарисовки в свободное время» и дает пояснения к ней. Студенты включаются в обсуждение, рассказывая о своих успехах и неудачах, преподаватель по ходу обсуждения делает свои замечания, комментирует, корректирует направление дальнейшей работы.

В ходе дискуссии студенты предлагают новые направления для обсуждения по заданной преподавателем теме, расширяя, уточняя и дополняя ее (рис. 3).

Рис. 3. Предложения студентов по учебному заданию

В качестве обобщения и систематизации изученного материала, когда у студентов уже сформировано правильное представление о выполняемом задании, им для обсуждения можно предложить видеофрагмент и вопросы к нему.

В данной статье мы рассмотрели лишь один из возможных инструментов, обеспечивающих интерактивную коммуникацию преподавателя со студентами. Система дистанционного обучения Moodle предлагает и другие инструменты организации взаимодействия, что позволяет каждому преподавателю использовать наиболее подходящий вариант для своей дисциплины с учетом ее специфики.

Литература

1. Андрейкина Е.К. К вопросу методики изучения законов и способов построения на плоскости картины предметов окружающей среды // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень: ТГУ, 2006. С. 140-143.

2. Андрейкина Е.К. Формирование информационной культуры учителя // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. № 2. С. 82-84.

3. Андрейкина Е.К. Подготовка будущих учителей изобразительного искусства к использованию в работе информационных и телекоммуникационных технологий // Актуальные проблемы информатизации образования: сб. науч. тр. Воронеж: Научная книга, 2012. С. 90-93.

4. Глотова М.Ю., Самохвалова Е.А. Индивидуальные образовательные траектории на базе систем дистанционной поддержки образовательного процесса на примере СДО MOODLE // Наука и школа. 2015. № 5. С. 60-68.

5. Толстой Л.Н. Что такое искусство? 1897-1898 // Весь Толстой в один клик. URL: http://tolstoy.ru/online/online-publicism/chto-takoe-iskusstvo/

Literatura

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Andrejkina E.K. K voprosu metodiki izucheniya zakonov i sposobov postroeniya na ploskosti kartiny' predmetov okruzhayushhej sredy' // Materialy' Vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. Tyumen': TGU, 2006. S. 140-143.

2. Andrejkina E.K. Formirovanie informacionnoj kul'tury' uchitelya // Sbornik nauchny'x trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa, 2015. № 2. S. 82-84.

3. Andrejkina E.K. Podgotovka budushhix uchitelej izobrazitel'nogo iskusst-va k ispol'zovaniyu v rabote informacionny'x i telekommunikacionny'x texnologij // Aktual'ny'e problemy' informatizacii obrazovaniya: sb. nauch. tr. Voronezh: Nauchnaya kniga, 2012. S. 90-93.

4. Glotova M.Yu., Samoxvalova E.A. Individual'ny'e obrazovatel'ny'e traektorii na baze sistem distancionnoj podderzhki obrazovatel'nogo processa na primere SDO MOO-DLE // Nauka i shkola. 2015. № 5. S. 60-68.

5. Tolstoj L.N. Chto takoe iskusstvo? 1897-1898 // Ves' Tolstoj v odin klik. URL: http://tolstoy.ru/online/online-publicism/chto-takoe-iskusstvo/

74

BECTHHK Mrny ■ CEPHfl «HHOOPMATHKA H HНOОРМАТHЗАЦHH OEPASOBAHHfl»

O.Yu. Zaslavskaya, E.K. Andreykina

Experience of the Use of System of Distance Learning Moodle

for the Interactive Cooperation of Teachers and Students in the Study of Discipline "Perspective in Artistic Creativity"

The article considers the experience of the use of distance learning system Moodle for interactive cooperation with students in the study of discipline «Perspective in artistic creativity» in direction «Teacher education» of training profile «Fine Arts». According to the specifics of training profile it is not about distance learning as such, but about the organization of interactive cooperation of the teacher with the students on the basis of remote technologies. The main focus is on the problems of use of forums. The authors describe the capabilities and features of the application of this tool in the study of the stated discipline with examples and illustrations in the form of screenshots of existing site pages created by this technology.

Keywords: distance learning; interactive cooperation; interactive communication; fine arts; perspective; system of distance learning Moodle; forum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.