Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА КУРСА "ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА" ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА БАЗЕ MOODLE'

РАЗРАБОТКА КУРСА "ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА" ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА БАЗЕ MOODLE Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС / ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / DISTANCE LEARNING / DISTANCE COURSE / DISCRETE MATHEMATICS / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INTERACTIVE COORDINATION / NEW PEDAGOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Анна Сергеевна

Рассмотрены актуальные аспекты реализации дистанционных образовательных технологий в высшей школе. Показано, что эти технологии не сводятся к трансформации очного и заочного обучения в вузах в электронную форму, но обладают значительным своеобразием, позволяющим более эффективно решать традиционные учебно-воспитательные задачи. На примере дистанционного курса по дисциплине «Дискретная математика», разработанного на базе модульной информационно-образовательной среды Moodle, раскрыты методические и технико-технологические особенности разработки дистанционных учебных продуктов. Особое внимание уделено реализации в ходе дистанционного обучения интерактивного взаимодействия преподавателей и студентов, которое реализуется посредством создания чата или форума для удобного и быстрого обмена сообщениями. На основании анализа перспективных тенденций реализации дистанционных образовательных технологий и электронного интерактивного обучения выдвигаются и обсуждаются идеи формирования новой педагогической культуры и постиндустриальной революции в образовании.The actual aspects of the implementation of distance learning technologies in higher education are considered. It is shown that these technologies are not limited to the transformation of full-time and distance education in higher education institutions into electronic form, but have a significant uniqueness, allowing to more effectively solve traditional educational tasks. On the example of a distance course on the discipline "Discrete Mathematics", developed on the basis of the Moodle modular information and educational environment, the methodological and technical-technological features of the development of distance learning products are disclosed. Particular attention is paid to the implementation of distance learning interactive interaction between teachers and students, which is implemented through the creation of a chat or forum for easy and fast messaging. Based on the analysis of promising aspects of the implementation of distance education technologies and electronic interactive learning, ideas for the formation of a new pedagogical culture and the post-industrial revolution in education are put forward and discussed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА КУРСА "ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА" ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА БАЗЕ MOODLE»

DOI: 10.25586/RNU.HET.19.08.P.47 УДК 378

А.С. Смирнова,

Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема

Разработка курса «Дискретная математика» для дистанционного обучения на базе Моо^е

Актуальность широкого применения дистанционных образовательных технологий очевидна. Только развитие обучения на расстоянии, базирующегося на современных информационно-коммуникационных технологиях, позволит удовлетворить растущие потребности общества и экономики в высшем образовании, которое, как прогнозируется, в обозримом будущем может стать всеобщим. И только интеграция традиционных образовательных технологий с дистанционными обеспечит повышение эффективности учебного процесса, адекватное вызовам технологической революции современного периода.

Дистанционное обучение часто сравнивают с заочным. И действительно, от заочного обучения оно наследует взаимную удаленность студента и преподавателя. Но в отличие от заочного дистанционное обучение предусматривает практические занятия и, что особенно важно, является в несравненно большей мере индивидуальным [10, с. 291], так как студент самостоятельно определяет время и темп обучения, может возвращаться несколько раз к одной и той же теме либо пропускать отдельные, ранее усвоенные разделы.

Современные дистанционные образовательные технологии предполагают использование каждым студентом личного учебного плана и постоянное взаимодействие с

© Смирнова А.С., 2019

преподавателем. Они обеспечивают интерактивный характер образовательного процесса, реализующийся в форме активного обмена информацией в режиме распределенного времени между участниками курса: студенты - преподаватели и студенты - студенты.

В свою очередь, это определяет необходимость организации постоянного контакта и действенной обратной связи между обучающимися и преподавателем [9, с. 108].

При всех преимуществах дистанционных образовательных технологий их возможности далеко не безграничны. Студенты, обучающиеся дистанционно, как правило, не удалены и от профессиональной

среды, что не может не сказываться на формировании их деловых и личных качеств. Дистанционные технологии образования не позволяют обучающимся в полной мере освоить те практические навыки, которыми они могли бы овладеть на традиционных лекциях, семинарах и практических занятиях [7, с. 11].

Дистанционные образовательные технологии предъявляют повышенные требования к личным качествам и мотивации обучающихся. Для дистанционного обучения студенту необходима жесткая самодисциплина, а его результативность прямо зависит от его самостоятельности, сознательности и, если угодно, увлеченности.

АННА СЕРГЕЕВНА СМИРНОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и методики преподавания математики Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема. Сфера научных интересов: педагогическая поддержка студентов, прикладные математические методы обработки информации. Автор 58 опубликованных научных работ. Электронная почта: dmvan2013@mail.ru

Рассмотрены актуальные аспекты реализации дистанционных образовательных технологий в высшей школе. Показано, что эти технологии не сводятся к трансформации очного и заочного обучения в вузах в электронную форму, но обладают значительным своеобразием, позволяющим более эффективно решать традиционные учебно-воспитательные задачи. На примере дистанционного курса по дисциплине «Дискретная математика», разработанного на базе модульной информационно-образовательной среды Moodle, раскрыты методические и технико-технологические особенности разработки дистанционных учебных продуктов. Особое внимание уделено реализации в ходе дистанционного обучения интерактивного взаимодействия преподавателей и студентов, которое реализуется посредством создания чата или форума для удобного и быстрого обмена сообщениями. На основании анализа перспективных тенденций реализации дистанционных образовательных технологий и электронного интерактивного обучения выдвигаются и обсуждаются идеи формирования новой педагогической культуры и постиндустриальной революции в образовании.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционный курс, дискретная математика, информационно-образовательная среда, интерактивное взаимодействие, новая педагогическая культура.

The actual aspects of the implementation of distance learning technologies in higher education are considered. It is shown that these technologies are not limited to the transformation of full-time and distance education in higher education institutions into electronic form, but have a significant uniqueness, allowing to more effectively solve traditional educational tasks. On the example of a distance course on the discipline "Discrete Mathematics", developed on the basis of the Moodle modular information and educational environment, the methodological and technical-technological features of the development of distance learning products are disclosed. Particular attention is paid to the implementation of distance learning interactive interaction between teachers and students, which is implemented through the creation of a chat or forum for easy and fast messaging. Based on the analysis of promising aspects of the implementation of distance education technologies and electronic interactive learning, ideas for the formation of a new pedagogical culture and the post-industrial revolution in education are put forward and discussed.

Key words: distance learning, distance course, discrete mathematics, information educational environment, interactive coordination, new pedagogical culture.

Дистанционное обучение требует от обучающихся высокой сосредоточенности и самодисциплины

Один из главных недостатков дистанционного обучения заключается в том, что на этапе контроля знаний студент располагает практически неограниченными возможностями для фальсификации результатов своей учебной работы [8, с. 298]. Чтобы устранить этот недостаток, необходимо обеспечивать персонализацию рабочего места каждого обучающегося с доступом к сети Интернет, четко определять требования к целям обучения, отладить надежное администрирование процесса обучения, мотивировать обучающихся к добросовестным занятиям.

Тем не менее аутентификация студентов при проверке их знаний остается одной из основных проблем дистанционного обучения. Отчасти эта проблема может быть решена, если на местах занятий студентов будут установлены видеокамеры и соответствующее программное обеспечение [2, с. 49]. Вполне допустимо также проведение очных экзаменационных сессий, что, кстати, предусматривается многими дистанционными программами.

Наконец, к существенным недостаткам дистанционных образовательных технологий относится высокая стоимость внедрения программно-технологического и методического комплекса дистанционного обучения. На первоначальном этапе реализации этих технологий объективно необходимы существенные расходы на создание курсов дистанционного обучения и приобретение технического обеспечения. Следует также отметить, что разработка дистанционных курсов представляет собой весьма трудоемкий процесс.

Итак, мы видим, что дистанционное обучение не является электронной формой очного или заочного обучения, трансформирующей традиционные методы проведения занятий и учебные материалы в телекоммуникационные. Дистанционные образовательные технологии обладают ярко выраженной спе-

1|" Объявления

Цели и задачи дисциплины

Структура и содержание учебной дисциплины

Балльно-рейтинговая система достижений студентов

Рис. 1. Элемент дистанционного курса. Учебно-программная документация

цификой, а их использование позволяет в новом формате и с более высокой эффективностью решать такие классические учебно-воспитательные задачи, как индивидуализация обучения, повышение роли, активности и самостоятельности студентов в учебно-познавательной деятельности, оптимизация использования учебного времени.

Для разработки дистанционного курса «Дискретная математика» для студентов Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, получающих образование по направлению подготовки «Информационные системы и технологии», нами была выбрана информационно-образовательная среда МооШе.

Созданный с использованием инструментов информационно-

образовательной среды МооШе дистанционный учебный курс включает большой набор различных ресурсов: вебстраницы, файлы, тесты, форумы, опросы, чаты, лекции, книги, семинары, задания, глоссарии. Каждый преподаватель соответственно преподаваемому предмету структурирует учебный материал и представляет его в любой удобной для изучения и контроля знаний форме [3,с. 23].

Одна из сильных сторон системы МооШе -широкие возможности для коммуникации, так как в ней поддерживается обмен файлами различных форматов; при помощи сервиса рассылки появляется возможность оперативно информировать всех участников курса об актуальных учебных событиях. Для организации коммуникации между студентами и преподавателем можно использовать электронную почту, форумы, чаты, обмен сообщениями, сервис веби-наров [5, с. 4].

Разработанный нами дистанционный курс по дисциплине «Дискретная математика» включает в себя три модуля.

Вводный модуль. Основная учебно-программная документация дисциплины (рис. 1).

Справочный модуль. Методические указания к расчетно-графиче-ским заданиям (РГЗ) по дисциплине «Дискретная математика» необходимы для выполнения самостоятельных работ при изучении курса (рис. 2).

Методические указания

требования к оформлению и сдаче РГЗ

Рис. 2. Элемент дистанционного курса. Методические указания

Тематический модуль, включающий учебно-методические материалы, поддерживающие лекционные курсы читаемой дисциплины. Каждый раздел содержит лекционный материал в виде презентаций и расчетно-графическое задание, соответствующее данному разделу.

Все файлы можно скачать в открытом доступе, что позволяет ор-

Лекционный материал.

Математическая логика — это наука о методах рассуждений, при которых мы отвлекаемся от содержания рассуждений, а используем только их форму и значение Математическая логика изучает вопросы применения математических методов для решения логических задач и построения логических схем. которые лежат в основе работы любого компьютера

%

Лекций 1 Высказывания к логика рр1 Лекция 2, Предикаты и кванторы.рр(

Лекция 3,4. Методы доказательств и математическая иидукция.рр! РГЗ № 1 Логика и доказательства йосх

СКАЧАТЬ ПАПКУ

РЕДАКТИРОВАТЬ

Рис. 3. Структура модуля

ганизовать самостоятельную работу студентов, оказать методическую помощь в выполнении РГЗ в удобное время (рис. 3).

Для удобства и помощи студентам в решении возникнувших проблем в ходе выполнения заданий и изучении темы в каждом модуле создан соответствующий форум (рис. 4), где студенты могут задавать вопросы преподавателю, общаться друг с другом, а также прикреплять выполненные расчетно-графические задания.

(3 Логика и доказательство

Данный форум создан для объявлений учебного обсуждений заданий, проведения консультаций и взаимных комментариев работ студентов Готовые отчеты по РГЗ М» 1 также можно выгружать сюда

Рис. 4. Элемент дистанционного курса. Форум

Наличие форумов дает возможность организовать обсуждение студентами учебных проблем, связанных с теорией и практикой решения заданий. В отличие от иных мест обсуждения, форум, организованный в рамках дистанционного курса, позволяет преподавателю контролировать ход решения, оценивать усвоение материала и проводить консультации.

Форумы, организованные в информационно-образовательной среде МооШе, позволяют преподавателю оценивать деятельность студентов в баллах, которые могут быть учтены в итоговой оценке.

Другим средством взаимодействия обучающихся между собой и с преподавателем является чат. Чат может открываться по расписанию и закрываться также в заданное время. Такой подход позволяет внести элемент реального времени в дистанционный курс [4, с. 165].

По окончании изучения курса «Дискретная математика» проводится итоговый контроль, его содержание охватывает весь курс дисциплины в форме практических задач с элементами теоретических вопросов (в виде тестовых заданий) (рис. 5).

Параметр настройки «Оценка» (рис. 6) позво-

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ. ЭКЗАМЕН

V* Экзамен по дисциплине "Дискретная математика"

Рис. 5. Элемент дистанционного курса. Итоговое тестирование

чество попыток, предоставляемых студенту для прохождения тестирования, метод оценивания.

Настройки просмотра определяют, какую информацию студенты могут видеть, когда они просматривают попытки теста или видят отчеты теста (рис. 7).

По окончании сеанса тестирования на экран выводятся результа-

~ Оценка

Категория оценки © Без категории

а

Проходной балл ® 25,00

Количество попыток

Метод оценивания 5 Средняя оценка

Рис. 6. Параметр настройки «Оценка»

ляет определить минимальную оценку: в данном случае ты (рис. 8), которые содержат: сро-проходной балл для сдачи экзаме- ки начала и завершения теста; кона - 25 баллов. Можно указать коли- личество верно решенных задач в

ж Настройки просмотра ©

Во время попытки

0 Попытка ©

□ Правилен ли ответ ©

□ Баллы ©

□ Отзыв для конкретного варианта ответа ©

□ Общий отзыв к вопросу ®

□ Правильный ответ ©

□ Итоговый отзыв к тесту ©

Сразу после попытки

ИЗ попытка И Правилен ли ответ Ш Баллы

О Отзыв для конкретного варианта ответа

0 Общий отзыв к вопросу

О Правильный ответ

[53 Итоговый отзыв к тесту

Позже, но только пока тест открыт 121 попытка

О Правилен ли ответ

Ш Баллы

О Отзыв для конкретного варианта ответа

0 Общий отзыв к вопросу

П Правильный ответ

Ш Итоговый отзыв к тесту

После того, как тест будет закрыт 03 Попытка

О Правилен ли ответ

21 Баллы

□ Отзыв для конкретного варианта ответа

В Общий отзыв к вопросу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Правильный ответ

¡21 Итоговый отзыв к тесту

Рис. 7. Параметр «Настройки просмотра»

Тест начат Состояние Завершен Прошло времени Оценка Отзыв

понедельник. 11 Июнь 2018. 08:00 Завершено

понедельник. 11 Июнь 2018. 0827 27 мин. 13 сек. 39 из 50,00

Тест пройден успешно! Поздравляем!

Рис. 8. Результаты тестирования

процентах и итоговую оценку; время, затраченное на решение теста. В случае невыполнения теста в программном модуле предусмотрена возможность пройти тест повторно.

Итак, в представленных выше разработках показана возможность организации интерактивного взаимодействия преподавателя и студентов при реализации дистанционного обучения посредством разработки дистанционного курса в информационно-образовательной среде МооШе. Преподаватель получает возможность контролировать работу студентов как в он-лайн-режиме при договоренности с обучающимися, так и в режиме с ограниченным сроком сдачи задания, информировать студентов о предстоящих событиях и изменениях [6, с. 376].

Внедрение дистанционных курсов в учебный процесс в вузе позволяет студентам получать доступ к

различным информационным и методическим ресурсам изучаемых дисциплин через глобальную сеть Интернет, самостоятельно изучать отдельные ее разделы в информа-ционно-образователь-ной среде, проводить собственный мониторинг полученных достижений по изученной теме.

Открывая новые возможности для обучающихся, дистанционные образовательные технологии одновременно поднимают планку квалификационных требований к преподавателю. Если прежде главными из них были знание своего предмета и умение преподавать его наипо-нятнейшим образом, то теперь преподаватели должны владеть весьма обширным и далеко не простым комплексом информационно-коммуникационных компетенций. Речь, по сути, идет о становлении новой педагогической культуры, адекватной потребностям и потенциалу информационного общества и цивилизации знаний. Очевидно, что эта новая культура не возникнет сама собой, следовательно, ее формирование должно находиться в поле зрения и органов управления образо-

Разработка и проведение интерактивных дистанционных курсов предполагает

высокую компетентность преподавателей в сфере информационно-коммуникационных технологий

ванием, и самих учебных заведений. По нашему мнению, именно в этом состоит первейшая задача цифро-визации образовательной сферы.

Вспомним и о том, что каждый новый этап развития общественных коммуникаций оказывал заметное влияние на образование. Налаживание регулярных почтовых сообщений вызвало к жизни образование по переписке. В первой половине XX века возникли радиоуниверситеты, а во второй - телевизионные учебные программы и центры образования на расстоянии.

Становление электронных университетов и использование электронных учебных курсов в учебных заведениях традиционного типа открывают новую страницу в развитии образования. Сегодня мы находимся в точке перехода, когда в сфере образования формируется новая интерактивная информационная среда, преобразующая взаимоотношения преподавателей и обучающихся, когда эта новая информационная среда определяет содержание и методы обучения, а преподаватель не столько передает знания, сколько управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся и студентов. Нет сомнений, что по мере развития искусственного интеллекта и его проникновения в сферу образования рассматриваемая нами тенденция приобретет новое качество и сделает возможными, как об этом мечтал Ян Амос Коменский, обучение и подготовку кадров с гарантированным результатом.

Можно предположить, что ожидаемая нами постиндустриальная революция в образовании окажет существенное влияние на общественное развитие и на формирование человеческих способностей и качеств. Имеется в виду создание условий для антропологического перехода как фактора и движущей силы трансформации человеческой цивилизации. Не развивая далее эти идеи, отметим только, что пришло время более пристально следить за линией исторического горизонта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев А.Н., Куклев В.А., Егорова Т.М., Воеводин Е.Ю., Бочков С.И. Расширение интерактивных возможностей электронного обучения на основе СДО Moodle: поиски и решения // Информатизация инженерного образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 12-13 апреля 2016 г. М.: Издательский дом МЭИ, 2016. С. 567-571.

2. Кошелев И.А. Дистанционное образование в системе современного здравоохранения: реальность и перспективы // Медицинский альманах. 2010. № 1 (10). С. 48-53.

3. Кравченко ГВ. Использование дистанционной среды Moodle в образовательном процессе студентов дневной формы обучения // Известия Алтайского гос. ун-та. 2013. № 21 (78). С. 23-25.

4. Ликсина Е.В. Образовательный портал - технологическая основа единой информационной образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 4 (17). С. 164-167.

5. Проектирование и разработка дистанционного учебного курса в среде Moodle 2.7: учеб.-метод. пособие. Рязань: Рязанский государственный радиотехнический университет, 2015. 164 с.

6. Смирнова А.С., Афанасьева М.А. Разработка дистанционного курса в образовательной среде Moodle // Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. 2017. № 133 (09). С. 365-378.

7. Фирсова Е.В. Обучение дискретной математике студентов вуза с использованием дистанционных образовательных технологий (на примере специальности/профиля «Прикладная информатика (в экономике)»): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саранск, 2014. 30 с.

8. Шевелев Ю.П. О дискретной математике в дистанционном образовании // Современное образование: повышение профессиональной компетентности преподавателей вуза - гарантия обеспечения качества образования: материалы Междунар. науч.-метод. конф., Томск, 1-2 января 2018 г. Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2018. С. 298-299.

9. Шендалев А.Н. Реализация интерактивных методов обучения в системе Moodle // Инновационная экономика и общество. 2018. № 1 (19). С. 108-113.

10. Шубович А.А. Контроль качества усвоения дискретной математики при дистанционном обучении // Проблемы современного аграрного образования: содержание, технологии, качество: материалы науч.-метод. конф., Волгоград, 29 марта - 1 апреля 2016 г. Волгоград: Волгоградский государственный аграрный университет, 2016. С. 289-292.

LITERATURA

1. Afanas'ev A.N., Kukíev V.A., Egorova T.M., Voevodin E.Yu., BochkovS.I. Rasshirenie interaktivny'x vozmozhnostej e'lektronnogo obucheniya na osnove SDO Moodle: poiski i resheniya // Informatizaciya inzhenernogo obrazovaniya: materialy' Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moskva, 12-13 aprelya 2016 g. M.: Izdatel'skij dom ME'I, 2016. S. 567-571.

2. Koshelev I.A. Distancionnoe obrazovanie v sisteme sovremennogo zdravooxraneniya: real'nost' i perspektivy' // Medicinskij al'manax. 2010. № 1 (10). S. 48-53.

3. Kravchenko G.V. Ispol'zovanie distancionnoj sredy' Moodle v obrazovatel'nom processe studentov dnevnoj formy' obucheniya // Izvestiya Altajskogo gos. un-ta. 2013. № 21 (78). S. 23-25.

4. Liksina E.V. Obrazovatel'ny'j portal - texnologicheskaya osnova edinoj informacionnoj obrazovatel'noj sredy' // Azimut nauchny'x issledovanij: pedagogika i psixologiya.2016. T. 5, № 4 (17). S. 164-167.

5. Proektirovanie i razrabotka distancionnogo uchebnogo kursa v srede Moodle 2.7: ucheb.-metod. posobie. Ryazan': Ryazanskij gosudarstvenny'j radiotexnicheskij universitet, 2015. 164 s.

6. Smirnova A.S., Afanas'eva M.A. Razrabotka distancionnogo kursa v obrazovatel'noj srede Moodle // Politematicheskij setevoj e'lektronny'j nauchny'j zhurnal KubGAU. 2017. № 133 (09). S. 365-378.

7. Firsova E.V. Obuchenie diskretnoj matematike studentov vuza s ispol'zovaniem distancionny'x obrazovatel'ny'x texnologij (na primere special'nosti/profilya «Prikladnaya informatika (v e'konomike)»): avtoref.t dis. ... kand. рed. nauk. Saransk, 2014. 30 s.

8. Shevelev Yu.P. O diskretnoj matematike v distancionnom obrazovanii // Sovremennoe obrazovanie: povy'shenie professional'noj kompetentnosti prepodavatelej vuza - garantiya obespecheniya kachestva obrazovaniya: materialy' Mezhdunar. nauch.-metod. konf., Tomsk, 1-2 yanvarya 2018 g. Tomsk: Tomskij gosudarstvenny'j universitet sistem upravleniya i radioe'lektroniki, 2018. S. 298-299.

9. Shendalev A.N. Realizaciya interaktivny'x metodov obucheniya v sisteme Moodle // Innovacionnaya e'konomika i obshhestvo. 2018. № 1 (19). S. 108-113.

10. Shubovich A.A. Kontrol' kachestva usvoeniya diskretnoj matematiki pri distancionnom obuchenii // Problemy' sovremennogo agrarnogo obrazovaniya: soderzhanie, texnologii, kachestvo: materialy' nauch.-metod. konf., Volgograd, 29 marta - 1 aprelya 2016 g. Volgograd: Volgogradskij gosudarstvenny'j agrarny'j universitet, 2016. S. 289-292.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.