Научная статья на тему 'Компьютерная поддержка в процессе обучения студентов основам генетики'

Компьютерная поддержка в процессе обучения студентов основам генетики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / MOODLЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПАССИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / SYSTEM OF DISTANCE LEARNING / MOODLE / DIDACTIC PRINCIPLE / METHODICAL PRINCIPLE / INTERACTIVE TRAINING / PASSIVE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овадыкова Ж.В., Лиджиева Н.Ц., Онкорова Н.Т.

В статье рассматриваются формы компьютерной поддержки в процессе обучения студентов основам генетики. Проведен педагогический анализ, направленный на выявление эффективности методики использования компьютера в сочетании с традиционными средствами проверки на занятиях генетики, который заключался в проверки знаний студентов по двум формам обучения интерактивной и пассивной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овадыкова Ж.В., Лиджиева Н.Ц., Онкорова Н.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computer support in training of students in the basics of genetics

In the article there are forms of computer support in teaching students the basics of genetics. The made pedagogical analysis is aimed at determining the efficiency of a technique to use a computer in combination with the traditional means of testing at genetics lessons, which was to check students’ knowledge in two forms of training interactive and passive.

Текст научной работы на тему «Компьютерная поддержка в процессе обучения студентов основам генетики»

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ ГЕНЕТИКИ

ОвадыковаЖ.В.1, Лиджиева Н.Ц.2, Онкорова Н.Т.2

Охтинский государственный технический университет, г. Ухта, Российская Федерация 2Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, г. Элиста, Российская Федерация

В статье рассматриваются формы компьютерной поддержки в процессе обучения студентов основам генетики. Проведен педагогический анализ, направленный на выявление эффективности методики использования компьютера в сочетании с традиционными средствами проверки на занятиях генетики, который заключался в проверки знаний студентов по двум формам обучения — интерактивной и пассивной.

Ключевые слова: Система дистанционного обучения; Moodle; дидактический принцип; методический принцип; интерактивное обучение; пассивное обучение.

COMPUTER SUPPORT IN TRAINING OF STUDENTS IN THE BASICS OF GENETICS

Ovadykova Zh. V.1, Lidzhieva N. Ts.1, Onkorova N. T.2

^Jkhta State Technical University, Ukhta, Russian Federation 2Kalmyk State University of В. B. Gorodovikov, Elista, Russian Federation

In the article there are forms of computer support in teaching students the basics ofgenetics. The made pedagogical analysis is aimed at determining the efficiency of a technique to use a computer in combination with the traditional means of testing at genetics lessons, which was to check students'knowledge in two forms of training - interactive and passive.

Keywords: System of distance learning; Moodle; didactic principle; methodical principle; interactive training; passive training.

В настоящее время, когда образовательные учреждения всего мира получили доступ к информационным ресурсам Всемирной сети Интернет, реальностью стало использование компьютерной техники в обучении, все более пристальное внимание педагогов и исследователей уделяется эффективности использования новых информационных и компьютерных технологий в учебном процессе [1, с. 247].

На сегодняшней день один из существующих курсов повышения квалификации для преподавателей - это освоение дистанционного обучения. ДО (дистанционное обучение) - это достаточно сложная и комплексная проблема как для учащегося, так и для преподавателей и методистов, организующих и проводящих дистанционные занятия, включающая в себя целый ряд вопросов административного, финансового, методического, технологического и психологического характера [2, с. 95].

Цель статьи: рассмотрение новых форм компьютерной поддержки в процессе обучения студентов основам генетики.

Под компьютерной поддержкой студентов понимается самостоятельное движение личности к формированию компетентного подхода обучения в рамках применения современных информационных компьютерных технологий. Для достижения данной цели решались следующие задачи:

• Анализ состояния проблемы знаний и умений при компьютерной поддержке студентов в теории обучения биологии, в частности, генетики;

• Выявление основных аспектов данной проблемы в высшей школе;

• Рассмотрение методических рекомендаций (курсов) по использованию компьютера в сочетании с традиционными средствами для проверки при обучении основам генетики;

• Экспериментальная проверка эффективности предложенных методических рекомендаций.

В настоящее время во многих вузах имеются специально оснащённые лекционные аудитории, обеспечивающие возможности современной компьютерной поддержки данного вида занятий. Так, например, стали возможными совместная работа над интерактивными уроками, проведение опросов с моментальной демонстрацией результатов [1, с. 247, 2, с. 95].

В «КалмГУ» внедрена автоматизированная система поддержки сетевого процесса, созданная на базе системы дистанционного обучения (далее СДО) Моос11е, позволяющая отслеживать учебный процесс студента и разрабатывать электронный учебный курс. Разрабатываются компьютерные лабораторные работы и имитационные тренажеры для студентов. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии - это возможность учиться в любое удобное время и в любом месте: дома в максимально комфортной и привычной обстановке, за городом, в командировке, в дороге.

При дистанционной форме обучение на курсе начинается с регистрации студентов. Преподаватель формирует группу студентов, регистрирует студентов в курсе специальной учебной среды (регистрация при помощи кодового слова или ручная регистрация), рассылает с помощью Новостного форума курса приветственное сообщение с объявлением о начале обучения и установленных организационных и временных регламентах обучения, формирует траекторию обучения каждого студента.

В дальнейшем роль преподавателя заключается в удаленной организации индивидуальной и коллективной работы студентов на пространстве курса, в определении и оперативном решении проблем в обучении, в рецензировании работ студентов, в организации онлайн-общения. Заметим, что методология дистанционного обучения постоянно развивается, поэтому предлагаемый список не претендует на абсолютную законченность. Для того, чтобы эффективно обучаться в СДО, необходимые стартовые знания и аппаратно — техническое обеспечение [3, с. 140].

Реализация дистанционного обучения невозможна без наличия трех составляющих, приведенных в таблице 1.

Таблица 1.

Составляющие дистанционного обучения

Технологическая Содержательная Организационная

Материальная база и программное обеспечение Создание информационных ресурсов в виде курсов дистанционного обучения, сайтов и методическая поддержка обучения Подготовка преподавателей дистанционного обучения и постоянное повышение их профессионального уровня в данном направлении сопровождение студентов в процессе обучения

Поскольку дистанционное обучение является компонентом системы непрерывного образования, то она включает те же компоненты, что и другие формы обучения: Цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения.

Принципы дистанционного обучения - это совокупность общих принципов обучения и дополнительных, присущих исключительно данной форме. Эту совокупность можно представить следующим образом:

• Дидактические принципы - отражают особенности концепции и целей обучения на определенной ступени образования.

• Методические принципы - отражают специфику предметной области знания.

• Принципы — отражающие специфику именно дистанционного обучения.

Педагогический анализ, направленный на выявление эффективности методики использования компьютера в сочетании с традиционными средствами проверки на занятиях генетики в процессе изучения дисциплины «Генетика» на 3 курсе основной образовательной программы по направлению подготовки «Агрономия» включал два этапа: 1 этап — интерактивное обучение с использованием интерактивной доски, 2 этап - дистанционное обучение.

Таким образом, нами была проведена работа, которая заключалась в анализе проверки знаний студентов по двум формам обучения - интерактивной и пассивной. Педагогический анализ, направленный на выявление эффективности методики использования компьютера и традиционными средствами проверки на занятиях генетики в процессе изучения раздела «Моногенное аутосомное наследование» на 3 курсе направления «Агрономия»

Экспериментальный анализ проводился в соответствии со следующими основными требованиями:

— естественность педагогического анализа, что было обеспечено проведением анализируемой работы в течение трех лет в соответствии с учебным планом;

— соблюдение чистоты проведения анализа, что было достигнуто наличием пассивной и интерактивной групп.

По средним результатам была взята небольшая выборка (45 человек) и проведен поисковый эксперимент. При сопоставлении результатов в пассивных и интерактивных группах были сделаны выводы о возможностях применения компьютерной поддержки для проверки знаний и умений учащихся, это наглядно показано в таблице 2.

В интерактивной группе, где применялись возможности компьютерной поддержки при проверке знаний и умений учащихся в обучении основам генетики, после исследования количество правильных ответов возросло на 10%, чем в пассивной группе.

Работа с интерактивными досками существенно помогает учёбе. Для преподавателя интерактивная доска - это хорошее подспорье с целью повышения интереса к преподаваемому предмету и облегчения усвоения материала.

Таблица 2.

Результаты анализа эксперимента

Характеристика ответов и усвоения знаний И-группа П-группа

Абс. % Абс. %

Общее число работ 20 100,0 24 100,0

Правильные и полные ответы 5 25,0 4 17,0

Правильные, но неполные ответы 13 65,0 15 63,0

В ответах были допущены ошибки 2 10,0 3 12,0

Не справились с заданием - - 2 8,0

Качество знаний 90% 80%

Интерактивные доски позволяют уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала, экономят время занятия за счет отказа от конспектирования. Интерактивная доска может быть использована как на протяжении всего урока, так и на его части. Структура урока с использованием доски может быть различна. Так же по-разному учитель может классифицировать материал, используя различные возможности доски: работать с текстом, с медиаобъектами, перемещать объекты, вносить изменения — все эти манипуляции будут привлекать внимание учащихся [3, с. 140].

Деятельность на теоретическом занятии с интерактивными устройствами позволяет сделать любое занятие динамичным, благодаря чему можно заинтересовать учащихся на начальном этапе работы и поддерживать этот интерес на протяжении всего занятия.

Реализация образовательной программы в условиях дистанционной технологии обучения осуществляется на основе индивидуального учебного плана студента (группы) и обучение должно проводиться с учетом возможностей и скоростью, удобной учащемуся (группе), должно быть индивидуально направлено и не привязано к какой-либо цели. Учащийся свободен, распоряжаться своим обучением в соответствии с обстоятельствами, он не связан жесткими механизмами учреждения, что позволяет ему начинать изучение материала в удобное для него время, при необходимости прерывать учение, т.е. изучать материал с индивидуальной скоростью. Особенностью разработанного дистанционного курса «Генетика» с системой управления содержимым сайта - Moodle (Contení Management System - CMS) является то, что преподаватель осуществляет процесс обучения удаленно, через сеть интернет.

Курс состоит из пяти учебных модулей, модуля с контрольной работы и экзамена. Курс разработан для студентов очной и заочной формы обучения, групп с использованием дистанционных образовательных технологий.

Инструменты курса СДО позволяют сделать доступными для изучения материала следующего типа:

- документы разнообразного типа и формата, созданные «внешним» программным обеспечением: это текст (.doc, .pdf,. html и т.п.), графику (.jpg, .gif и т.п.), аудио, видео;

- ссылки на web-сайты;

- документы, созданные непосредственно средствами СДО, например, инструмент СДО Moodle «Лекция» или «Пояснение».

Интерактивный учебный процесс в нашем курсе организуется ещё с помощью таких инструментов как «Задание», «Тест» и др. Общение между участниками дистанционного обучения реализуется через электронную почту, система общения личными сообщениями, чатами и форумами и т.д.

Таблица 3.

Структура преподавания дисциплины дистанционного обучения «Генетика»

Наименование модулей Наименование разделов, (тем)

Модуль 1. Цитологические основы наследственности Тема 1. Введение Тема 2. Цитологические основы наследственности Занятие 1. Митоз Занятие 2. Кариотип. Хромосомы Занятие 3. Мейоз Занятие 4. Биология полового размножения

В дальнейшем результативность разработанной методики оценивали по влиянию на формирование системы знаний и предметных умений, на развитие познавательного интереса к

изучению генетики. Последовательный доступ: к экзамену студент не может приступить, пока не выполнит контрольную работу.

Журнал оценок: студент получает автоматическую оценку, после того, как выполняет на положительную оценку все задания курса. Активно используются лабораторные работы, задания для самостоятельной работы в виде слайдов, скром-пакетов и книги.

Из таблицы 3 можно наблюдать пример структуры преподавания дисциплины. В дальнейшем наш дистанционный курс по дисциплине «Генетика» будет периодически совершенствоваться и планируется внедрять авторские особенности курса: активно использовать видео-лекции практически во всех заданиях.

Опыт проведения теоретических занятий с использованием информационных компьютерных технологий позволяет, несмотря на недостаток общения и необходимость в высокой самоорганизации, получать знания без отрыва от работы в удобное время и в удобном темпе.

Таким образом, технология использования активного и интерактивного обучения позволила организовать занятия более насыщенными и интересными. В двух группах наблюдается увеличение успеваемости и качества знаний по основам генетики в результате применения интерактивной технологии. Эффективность дистанционного обучения зависит от качества используемых материалов (учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения (как на этапе проектирования курса, так и в процессе его использования) является приоритетной.

Список литературы

1. Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. М.: ТК Велби, 2010. 247 с.

2. Калашников И.А., Аймалетдинов Т.А. Информатизация образования в России — проблемы и перспективы // Информатика и образование. 2004. №2. С. 95-96.

3. Овадыкова Ж.В., Лиджиева Н.Ц. Инновационный подход к обучению и оцениванию компетенций студентов вуза II Проблемы сохранения биоразнообразия Прикаспия и сопредельных регионов: Материалы IX научно-практической конференции с международным участи-ем.Элиста, 2015. 140 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.