поддержание акцента на ведущей функции лексических единиц, т.е. на их употреблении в речи в процессе выражения своих собственных мыслей и восприятии высказываний партнера.
Этап 5. Контроль эффективности коррекции фоссилизации. Данный этап предполагает динамическую организацию диагностики: учителю необходимо убедиться, что количество и частота проявления фоссилизации у обучающихся на уроке иностранного языка снизились. Для этого подходят речевые упражнения, когда педагог может фиксировать, что та или иная лексическая единица больше не вызывает трудностей у учащихся в процессе иноязычного общения.
Выводы. Коррекция фоссилизации лексического навыка представляет собой сложную задачу, решить которую помогает систематичная, грамотно организованная деятельность учителя в этом направлении. Так как в нашем исследовании мы рассматривали фоссилизацию лексического навыка у школьников, то ее можно описать как ситуативное повторение одних и тех же лексических ошибок, продуцируемых обучающимися, в силу недостаточной информированности о системе изучаемого языка, ограниченности учебных программ по иностранному языку, фокусе на изучении языковых, а не речевых явлений и т.д. Для дефоссилизации педагогу предлагается использовать аутентичные материалы, предварительно отобрав их в соответствии с выделенными критериями. Работа с отобранными аутентичными материалами включает в себя разработку упражнений и непосредственную организацию учебного взаимодействия обучающихся на уроке. Обязательный текущий контроль призван выявить эффективность реализации процесса коррекции фоссилизации. В случае обнаружения недостаточной степени эффективности следует провести анализ всех этапов работы и трансформировать работу по дефоссилизации лексического навыка путем внесения коррективов.
Литература:
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Вишневская, Е.М. Анализ идентификационных признаков фонетической интерференции и фонетической фоссилизации / Е.М. Вишневская // Педагогический журнал. - 2018. - Т. 8. - № 6A. - С. 233-239
3. Гез, Н.И. История зарубежной методики преподавания иностранных языков / Н.И. Гез, Г.М. Фролова. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
4. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. -Т. 10. - № 1(38).
5. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность: коллективная монография / [А.А. Миролюбов, Н.Д. Гальскова, И.Л. Бим и др.]; под ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.
6. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - М.: Русский язык. Курсы, 2010. - 588 с.
7. Польская, С.С. К вопросу о фоссилизации при изучении иностранного языка / С.С. Польская // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. - 2018. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-fossilizatsii-pri-izuchenii-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 18.11.2022).
8. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 239 с.
9. Янин, Б.Т. Терминологический словарь по палеонтологии (палеоихнология, палеоэкология, тафономия) / Б.Т. Янин. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 136 с.
10. Arcario, P. Criteria for selecting video materials / P. Arcario // Video in second language teaching: Using, selecting, and producing video for the classroom. - Alexandria, VA: Teachers of English to Speakers of Other Languages, Inc., 1992. - Р. 109-122
11. Brown, H.D. Principles of language learning / H.D. Brown. - New Jersey: Prentice Hall, 1987. - 285 р.
12. Huneke, H.-W. Deutsch als Fremdsprache: eine Einführung / H.-W. Huneke. - Berlin: Erich Schmidt, 2002. - 270 р.
13. Johnson, H. Defossilizing / H. Johnson // ELT Journal. - 1992. - № 46 (2). - P. 153-159
14. Mishan, F. Designing authenticity into language learning materials / F. Mishan. - Bristol, UK: Intellect Books, 2005. - 345 р.
15. Selinker, L. Interlanguage / L. Selinker. - IRAL. International Review of Applied Linguistics in Language Teaching. - 10 (1-4). - 1972. - P. 209-241
16. Valette, R.M. Proficiency and the Prevention of Fossilization / R.M. Valette. - An Editorial, The Modern Language Journal, 1991. - Vol. 75. - № 3. - P. 325-328
17. Wysocka, M.S. Stages of fossilization in advanced learners and users of English: a longitudinal diagnostic study / M.S. Wysocka. - Katowice, 2007. - 270 р.
Педагогика
УДК 378
доктор физико-математических наук, профессор Милинский Алексей Юрьевич
Благовещенский государственный педагогический университет (г. Благовещенск); студент Саприна Анна Сергеевна
Благовещенский государственный педагогический университет (г. Благовещенск)
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ МЕЖФАКУЛЬТЕТСКОГО ТЕХНОПАРКА УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ЛАБОРАТОРНОМ ПРАКТИКУМЕ ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ
Аннотация. Высшее педагогическое образование сегодня находится в фокусе внимания правительства Российской федерации и Министерства Просвещения. Объявленная программа «Учитель будущего поколения России» позволила существенно модернизировать материально-техническую базу 33 педагогических университетов России. Созданы современные образовательные пространства - Межфакультетские технопарки универсальных педагогических компетенций и педагогические технопарки «Кванториум», призванные улучшить подготовку будущих педагогов и усилить связь педагогических университетов со средними школами. Поэтому часть оборудования Технопарков предназначена для учащихся средних школ. К такому оборудованию, в частности, относятся наборы для изучения альтернативных источников энергии leXsolar-NewEnergy Ready-to-go и Vernier. В этой связи необходимо проводить разработку лабораторного практикума для студентов, соответствующего уровню педагогического университета. В настоящей статье предлагается лабораторная работа с методическими рекомендациями для студентов педагогических вузов по исследованию характеристик ветрогенератора.
Ключевые слова: лабораторный практикум, физика, педагогический университет, топливный элемент, анкетирование.
Annotation. Higher pedagogical education today is in the focus of attention of the government of the Russian Federation and the Ministry of Education. The announced program "Teacher of the Future Generation of Russia" made it possible to significantly modernize the material and technical base of 33 pedagogical universities in Russia. Modern educational spaces have been created -Inter-Faculty Technoparks of Universal Pedagogical Competences and Quantorium Pedagogical Technoparks, designed to improve the training of future teachers and strengthen the connection of pedagogical universities with secondary schools. Therefore, part of the equipment of Technoparks is intended for secondary school students. Such equipment, in particular, includes the leXsolar-NewEnergy Ready-to-go and Vernier kits for studying alternative energy sources. In this regard, it is necessary to develop a laboratory workshop for students corresponding to the level of a pedagogical university. This article proposes laboratory work with methodological recommendations for students of pedagogical universities on the study of the characteristics of a wind generator.
Key words: laboratory workshop, physics, pedagogical university, fuel cell, questioning.
Введение. Современная средняя школа сталкивается с дефицитом педагогических кадров. Это касается учителей большинства предметов не только в отдаленных населенных пунктах, но и областных центрах. Такой вывод следует из результатов исследования, проведенного Высшей школой экономики «Мониторинг экономики образования».
Одной из причин, приводящей к снижению популярности педагогических профессий, является недостаточная оснащенность средних школ [6] и педагогических университетов [4]. Для решения этой проблемы в последние годы была разработана программа «Учитель будущего поколения России». В частности, в рамках этой программы модернизирована материальная база педагогических университетов. Во всех педагогических университетах страны были открыты современные образовательные пространства - Технопарки универсальных педагогических компетенций. Кроме того, в некоторых университетах созданы педагогические технопарки «Кванториум». Часть оборудования технопарков ориентирована на экспериментальную подготовку в процессе обучения физике учащихся средних школ. Однако есть потенциал использования этого оборудования со студентами педагогических вузов не только в рамках методики преподавания школьных предметов, но и при изучении студентами отдельных вузовских дисциплин [5].
Несмотря на широкую практику внедрения виртуальных лабораторных работ по физике в школе и вузе [1, 2], натурный физический эксперимент всегда будет основополагающим [3, 5]. В этой статье приводится разработанная авторами лабораторная работа «исследование характеристик ветрогенератора» для студентов в рамках лабораторного практикума дисциплины «Электротехника». Приборной базой служат два набора по изучению альтернативных источников энергии -leXsolar-NewEnergy Ready-to-go и Vernier. Работа была апробирована при изучении электротехники со студентами бакалаврами 3 курса педагогического направления подготовки 44.03.05 профиль «Физика» Благовещенского государственного педагогического университета (БГПУ).
Изложение основного материала статьи. Студенты педагогического направления подготовки 44.03.05 профиль «Физика» БГПУ в первом семестре третьего курса в рамках дисциплины «Электрорадиотехника» изучают основы электротехники. Упор при изучении электротехники делается на физические основы получения, преобразования и потребления переменного синусоидального электрического тока. Лабораторный практикум по электротехнике содержит работы по изучению линейных однофазных цепей переменного тока, нелинейных однофазных цепей переменного тока и электрических машин. При этом на лабораторном практикуме студенты не выполняют работ, связанных с получением переменного электрического тока. В этой связи, для выстраивания логической цепочки получение ^ трансформация ^ потребление переменного электрического тока на лабораторном практикуме была подготовлена лабораторная работа по исследованию основных характеристик ветрогенератора.
Целью настоящей статьи является разработка лабораторной работы с использованием наборов leXsolar-NewEnergy Ready-to-go и Vernier для студентов педагогических университетов по исследованию основных характеристик ветрогенератора и формулировка методических рекомендаций по ее выполнению.
Методы исследования: теоретический анализ, количественный анализ данных, собранных в ходе опроса.
Перед выполнением лабораторной работы по исследованию ветрогенератора студенты 3 курса выполнили работу по исследованию коэффициента полезного действия реверсивного топливного элемента и хорошо знакомы с набором leXsolar. Демонстрация студентам возможностей планшета Vernier с внешними датчиками обычно занимает не более 5-10 минут. После выполнения проводился опрос студентов об их впечатлениях от лабораторной работы.
Приборной базой для выполнения лабораторной работы служат: ветрогенератор (1), вентилятор (2), источник питания постоянного тока 0-12 В (3) из набора leXsolar и планшет (4), датчик скорости ветра (5), датчик мощности тока (6) из набора Vernier. Возможный вариант установки для исследования ветрогенератора приведен на рисунке.
Рисунок 1
Структура лабораторной работы классическая: предполагает краткую теорию вопроса, экспериментальные задания, вопросы допуска. В теоретической части работы необходимо сделать упор на исследуемые параметры ветрогенератора и привести формулы для их расчета. К ним относятся: - мощность ветрового потока
V3 5
P = Р"
2
. (1)
где 5 - площадь поперечного сечения ветрового потока, V - скорость ветра, р - плотность воздуха; - коэффициент использования энергии ветра £ как отношение механической мощности на валу ветроколеса Рвк к мощности ветрового потока Р:
P
вк
P
. (2)
- быстроходность ветроколеса:
z = fflr
V
. (3)
где ю - угловая частота вращения ветродвигателя; R - радиус лопасти ветроколеса;
- электрическая мощность РВЭУ, развиваемая ветроэнергетической установкой, может быть определена из выражения:
3 R2
РВЭУ —'^П
2
. (4)
где п - коэффициент полезного действия электромеханического преобразования энергии (0,7 - 0,85).
Приведем список экспериментальных заданий для студентов.
1. Собрать установку (рисунок), содержащую источник ветра, ветрогенератор, планшет с датчиками мощности и скорости ветра.
2. Меняя напряжение источника питания вентилятора, снять зависимость напряжения, тока и мощности ветрогенератора от скорости ветра (таблица 1).
3. Меняя угол поворота ветрогенератора а к ветровому потоку от 0 до 90o снять зависимость напряжения, тока и мощности, создаваемых ветрогенератором от угла а.
4. Посчитать для всех предыдущих измерений мощность ветрового потока P и коэффициент использования энергии ветра £, (п принять равным 0,8).
5. Построить графики зависимости РВЭУ(у) и РВЭУ(а).
6. Сделать выводы.
Пример получаемых студентами графиков зависимости мощности ветрогенератора, собранного из наборов leXsolar-NewEnergy Ready-to-go и Vernier, от скорости ветра и угла поворота приведен на рисунке 2. Для усложнения экспериментальных заданий можно дать задание снять указанные выше зависимости при разных нагрузках ветрогенератора. Однако, как показывает опыт, приведенных выше заданий достаточно для 4-часовой лабораторной работы. Стоить отметить, что для обработки результатов и построения графиков необходим ноутбук. Удобнее всего использовать Microsoft Excel или аналоги.
Отзывы студентов, выполнивших лабораторную работу по исследованию ветрогенератора, были только положительные. Они обращали внимание на тот факт, что, несмотря на кажущуюся простоту оборудования, есть возможность проводить серьезные физические исследования в лаборатории. Приведем пример одного отзыва.
10 - 5
9 - А 4,5
8 - 4
7 - 3,5
6 - Г ^ 3
н
га м( 5 - A w / S 2,5
4 - / a. 2
3 - f 1,5
2 - / 1
1 - t 0,5
0 - 0
0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5 v (м/с)
20
40
60
80
100
Рисунок 2
«...Не так давно на лабораторных работах по электротехнике я провел исследование характеристик ветрогенератора. Мне было очень удобно выполнять работу на новом оборудовании. Отмечу простоту оборудования, оно интуитивно
0
а
понятно. В то же время это профессиональное оборудование, которое позволяет получить точные результаты измерения физических величин. Использованный планшет для автоматизации измерений позволил за минуты в автоматическом режиме сделать то, на что раньше уходили часы...».
Некоторые студенты отмечали полезным для себя использование электронных таблиц для обработки экспериментальных результатов, поскольку в этом случае повышается цифровая грамотность.
Выводы. Таким образом, для студентов - будущих учителей физики - разработана лабораторная работа по исследованию ветрогенератора. Установка для исследований была собрана с помощью наборов leXsolar-NewEnergy Ready-to-go и Vernier. В ходе работы студенты определяли электрическую мощность ветрогенератора в зависимости от скорости ветра и угла поворота ветрогонератора относительно ветра. Кроме того, были определены мощность ветрового потока и коэффициент использования энергии ветра. Лабораторная работа была апробирована в Благовещенском государственном педагогическом университете со студентами педагогического направления подготовки 44.03.05 профиль «Физика» и получила хорошие отзывы.
Литература:
1. Аношина, О.В. Виртуальный лабораторный практикум: преимущества и недостатки / О.В. Аношина // Новые информационные технологии в образовании и науке. - 2019. - № 2. - С. 46-52
2. Баяндин, Д.В. Дидактические аспекты применения интерактивных компьютерных технологий в лабораторном практикуме / Д.В. Баяндин // Образовательные технологии и общество. - 2015. - Т. 18, № 3. - С. 511-533
3. Леонтьева, Н.В. Применение ИКТ в натурном эксперименте лабораторного практикума по физике / Н.В. Леонтьева // Молодой ученый. - 2013. - № 6(53). - С. 700-703
4. Лубков, А.В. Современные проблемы педагогического образования / А.В. Лубков // Образование и наука. - 2022. -№ 3. - С. 36-54
5. Милинский, А.Ю. Повышение эффективности выполнения первых лабораторных работ по физике студентами ВУЗа / А.Ю. Милинский, О.А. Днепровская // Школа будущего. - 2021. - № 6. - С. 104-115
6. Пурышева, Н.С. Актуальные проблемы школьного физического образования в Российской федерации / Н.С. Пурышева, Д.А. Исаев // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. - С. 8-15
Педагогика
УДК 372.8
кандидат педагогических наук, доцент Минеева Ольга Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Борщевская Юлия Михайловна Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); студент Казначеев Дмитрий Александрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ В РАЗВИТИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА
НЕЯЗЫКОВЫХ ПРОФИЛЕЙ
Аннотация. В статье описаны результаты исследования, направленного на выявление дидактического потенциала ментальных карт в аспекте развития лексической компетенции студентов бакалавриата неязыковых профилей обучения. Авторами статьи доказана эффективность использования ментальных карт на занятиях по иностранному языку в вузе в условиях ограниченного количества аудиторного времени, отводимого на данный предмет. Особо выделены задачи обучения иностранному языку, которые возможно решить благодаря использованию ментальных карт. В статье рассмотрены сущность и основные особенности ментальных карт, а также их основные достоинства в процессе развития лексической компетенции, а именно возможность обработки значительного объема информации; структурирование данных для лучшего усвоения информации; формирование целостного представления об изучаемой теме; эффективное хранение информации; построение высказывания. На примере развития лексической компетенции рассмотрены возможные подходы использования ментальных карт.
Ключевые слова: иностранный язык, английский язык, английский для академических целей, профессионально-иноязычная коммуникативная компетенция, профессионально-ориентированная иноязычная лексическая компетенция, информационно-коммуникационные технологии, Интернет-ресурсы в обучении, ментальная карта, мотивация.
Annotation. The paper describes the results of a study aimed at identifying the didactic potential of mind maps for developing the professionally oriented foreign lexical competence of undergraduate students of non-linguistic majors. The authors prove the effectiveness of the mind maps in a foreign language class at a university in the conditions of a limited amount of classroom time devoted to this subject. The tasks of teaching a foreign language, which can be solved using mind maps are also highlighted. The paper considers the essence and main features of mind maps, as well as their main advantages in the process of developing the professionally-oriented foreign lexical competence. They are the ability to process a significant amount of information; structuring data for better assimilation of information; formation of a holistic view of the topic under study; efficient storage of information; constructing a talk. The use of mind maps in the teaching process are considered on the example of the development of the professionally oriented foreign lexical competence.
Key words: foreign language, English, English for specific purposes, vocational foreign language communicative competence, professionally oriented foreign lexical competence, ICT, online resources in teaching, mind mapping, mind map, motivation.
Введение. В соответствии с разработанным и утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования 3++ выпускник вуза должен овладеть рядом универсальных (УК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК) [10]. К числу универсальных компетенций относится УК-4, согласно которой выпускник вуза «способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)». В методике обучения иностранным языкам студентов неязыковых профилей главной целью языковой подготовки является формирование профессионально-иноязычной коммуникативной компетенции, что подразумевает овладение иностранным языком как средством делового и профессионального общения в условиях международного сотрудничества [7].