Научная статья на тему 'ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ'

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / МОТИВАЦИЯ / КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / EDUCATIONAL PROCESS / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / COMPUTER TECHNOLOGIES / DISTANCE LEARNING / INDIVIDUALIZATION / TRAINING / MULTIMEDIA SYSTEMS / INFORMATION TECHNOLOGIES / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAMS / COGNITIVE ACTIVITY / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / COGNITIVE INTEREST / MOTIVATION / QUALITY OF KNOWLEDGE / SCORE-RATING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Николаевна

Процессы, происходящие в современном Российском образовании, побудили авторов статьи обратиться к проблеме организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза при помощи дистанционных компьютерных технологий. Авторы ставят задачу рассмотрения возможности эффективного использования дистанционных компьютерных технологий в учебном процессе педагогического вуза с использованием систем MOODLE (электронный университет). В представленных материалах отражены особенности использования дистанционных компьютерных заданий разнообразного вида и уровня, показаны возможности использования мультимедийных систем при организации самостоятельной познавательной деятельности студентов. Особое внимание уделено тому, что дистанционные программные средства позволяют обеспечить возможность использовать индивидуализированную систему контроля знаний студентов в условиях балльно-рейтинговой системы оценивания. На основе проведенного эксперимента и анализе собственного опыта зафиксировано положительное влияние на результативность обучения и качество знаний студентов активное, планомерное, целенаправленное и системное использование компьютерных образовательных программ, специально разработанных заданий. Материалы статьи вооружает современного педагога знанием современных подходов к организации учебного процесса в педагогическом вузе и может оказать ему помощь в совершенствовании собственного профессионального мастерства. Статья может заинтересовать студентов педагогических вузов, аспирантов, магистрантов, слушателей курсов повышения квалификации, педагогов-практиков и всех заинтересованных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербакова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF USE OF REMOTE COMPUTER TECHNOLOGIES AT THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF A MARK AND RATING SYSTEM

The processes taking place in modern Russian education, prompted the authors to address the problem of the organization of independent work of students of pedagogical high school with the help of remote computer technologies. The authors set the task of considering the possibility of effective use of remote computer technologies in the educational process of pedagogical high school using MOODLE (electronic University) systems. The presented materials reflect the features of the use of remote computer tasks of various types and levels, shows the possibility of using multimedia systems in the organization of independent cognitive activity of students. Special attention is paid to the fact that remote software allows to provide an opportunity to use an individualized system of control of students ' knowledge in the conditions of score-rating system of evaluation. On the basis of the conducted experiment and the analysis of own experience positive influence on efficiency of training and quality of knowledge of students active, systematic, purposeful and system use of the computer educational programs, specially developed tasks is recorded. The materials of the article equip the modern teacher with the knowledge of modern approaches to the organization of the educational process in the pedagogical University and can assist him in improving his own professional skills. The article may be of interest to students of pedagogical universities, graduate students, undergraduates, students of refresher courses, teachers,practitioners and all interested persons.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ»

Shcherbakova Elena Viktorovna, Shcherbakova Tatyana Nikolaevna EXPERIENCE OF USE OF REMOTE COMPUTER TECHNOLOGIES .

pedagogical sciences

УДК 378.14

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0804-0042

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ

© 2019

Щербакова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Щербакова Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Московский городской педагогический университет (129226, Россия, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проспект, 4,корпус 1, e-mail: aleks170573@yandex.ru)

Аннотация. Процессы, происходящие в современном Российском образовании, побудили авторов статьи обратиться к проблеме организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза при помощи дистанционных компьютерных технологий. Авторы ставят задачу рассмотрения возможности эффективного использования дистанционных компьютерных технологий в учебном процессе педагогического вуза с использованием систем MOODLE (электронный университет). В представленных материалах отражены особенности использования дистанционных компьютерных заданий разнообразного вида и уровня, показаны возможности использования мультимедийных систем при организации самостоятельной познавательной деятельности студентов. Особое внимание уделено тому, что дистанционные программные средства позволяют обеспечить возможность использовать индивидуализированную систему контроля знаний студентов в условиях балльно-рейтинговой системы оценивания. На основе проведенного эксперимента и анализе собственного опыта зафиксировано положительное влияние на результативность обучения и качество знаний студентов активное, планомерное, целенаправленное и системное использование компьютерных образовательных программ, специально разработанных заданий. Материалы статьи вооружает современного педагога знанием современных подходов к организации учебного процесса в педагогическом вузе и может оказать ему помощь в совершенствовании собственного профессионального мастерства. Статья может заинтересовать студентов педагогических вузов, аспирантов, магистрантов, слушателей курсов повышения квалификации, педагогов-практиков и всех заинтересованных лиц.

Ключевые слова: образовательный процесс, самостоятельная работа студентов, компьютерные технологии, дистанционное обучение, индивидуализация, обучение, мультимедийные системы, информационные технологии, индивидуальные образовательные программы, познавательная деятельность, индивидуальная образовательная траектория, познавательный интерес, мотивация, качество знаний, балльно-рейтинговая система.

EXPERIENCE OF USE OF REMOTE COMPUTER TECHNOLOGIES AT THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF A MARK AND RATING SYSTEM

© 2019

Shcherbakova Elena Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of pedagogy Shcherbakova Tatyana Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of pedagogy Moscow City University (129226, Russia, Moscow, 2-nd Selskohozoyastvenny street, 4, e-mail: aleks170573@yandex.ru)

Abstract. The processes taking place in modern Russian education, prompted the authors to address the problem of the organization of independent work of students of pedagogical high school with the help of remote computer technologies. The authors set the task of considering the possibility of effective use of remote computer technologies in the educational process of pedagogical high school using MOODLE (electronic University) systems. The presented materials reflect the features of the use of remote computer tasks of various types and levels, shows the possibility of using multimedia systems in the organization of independent cognitive activity of students. Special attention is paid to the fact that remote software allows to provide an opportunity to use an individualized system of control of students ' knowledge in the conditions of score-rating system of evaluation. On the basis of the conducted experiment and the analysis of own experience positive influence on efficiency of training and quality of knowledge of students active, systematic, purposeful and system use of the computer educational programs, specially developed tasks is recorded. The materials of the article equip the modern teacher with the knowledge of modern approaches to the organization of the educational process in the pedagogical University and can assist him in improving his own professional skills. The article may be of interest to students of pedagogical universities, graduate students, undergraduates, students of refresher courses, teachers,practitioners and all interested persons.

Keywords: educational process, independent work of students, computer technologies, distance learning, individualiza-tion, training, multimedia systems, information technologies, individual educational programs, cognitive activity, individual educational trajectory, cognitive interest, motivation, quality of knowledge, score-rating system.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Изменения, которые происходят сегодня в Российском образовании, побудили авторов представленной статьи обратиться к проблеме использования дистанционных компьютерных технологий в организации самостоятельной работы студентов вуза.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Имеется достаточное количество исследований по данной проблематике. Среди прочих назовем рабо-

ты Абрамовой Л.А., Антоновой Н.Н., Аленина Т.Н., Артемовой О.Г.,Баклушиной И.В., Бобровой Е.И., Никуличевой Н.В., Хуторского А.В. и др. [1-12]. Однако до настоящего времени остро стоят вопросы: насколько эффективно использование дистанционных компьютерных технологий в процессе обучения может способствовать повышению качества знаний обучающихся? Будет ли это способствовать повышению мотивации к учению? Будут ли повышаться контрольные рейтинговые показатели студентов при текущем и итоговом контроле знаний? Мы предполагаем, что актуальность материалов статьи определяется тем фактом, что информатизация образовательной среды является сегодня основным путем оптимизации обучения в современном вузе. В ма-

192

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 4(29)

педагогические науки

ОПЫТ

Щербакова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Николаевна ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ...

териалах статьи мы попытались рассмотреть дистанционную организацию самостоятельной работы студентов очной формы обучения, что недостаточно отражено в других исследованиях, где, в основном, делается акцент на заочной и очно-заочной формах образования.

МЕТОДОЛОГИЯ

В настоящей статье мы предприняли попытку описания собственного опыта организации самостоятельной познавательной деятельности студентов-очников, изучающих иностранные языки в Институте иностранных языков ГАОУ МГПУ. Выборка студентов была такая: итальянский язык (21 человек), немецкий язык (20 человек), французский язык(18 человек) - всего 59 человек. Работая непосредственно с этими студентами, помимо других дисциплин, вели у них курс «Педагогика», который продолжается по учебному плану 2 семестра.

В начале 1-го семестра мы провели анкетирование студентов, состоящее из 10 вопросов. Результаты анкетирования отражены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты тестирования студентов

№ п/п Содержание вопроса Варианты ответов (процент ответивших)

1 Всегда ли Вы выполняете самостоятельные домашние задания данные преподавателем? - Да (85%) - Нет (15%)

2 Сколько времени от всего учебного времени должна составлять домашняя самостоятельная работа? - 12 до 25 % всего учебного времени (45 %) - От 25 до 45 % всего учебного времени (35 %) - От 45 до 65 % всего учебного (20 %)

3 Какие формы самостоятельной деятельности Вам нравятся? - Индивидуальная (50 %) - Групповая (15 %) - Парная(10 %) - Фронтальная(25)

4 Какие виды дистанционной учебной самостоятельной деятельности Вы выполняете охотнее всего? - Решение тестов (100 %) - Творческие задания (25 %) - Подготовка презентации(88 %) - Просмотр фильма на педагогическую тематику (90 %) - Написание эссе на фильм (70 %) - Написание рецензии на статью (50 %) - Написание реферата (45 %)

5 Сколько времени Вы затрачиваете в среднем на подготовку к экзамену (зачету)? - Работаю в течение всего семестра (40 %) - Начинаю подготовку за 2 недели до отчета (35 %) - Начинаю подготовку за 1 - 2 дня до отчета (25 %)

6 Как часто Вам выставляют экзамены (зачеты) по набранным рейтинговым баллам? - Почти всегда (5 %) - Часто(10 %) - Редко (39%) - Никогда(46 %)

7 Часто ли Ваши преподаватели применяют дистанционные компьютерные технологии при организации домашней самостоятельной работы? - Почти всегда (10 %) - Часто(35 %) - Редко (38%) - Никогда(17 %)

8 Есть ли у Вас желание, чтобы дистанционные компьютерные технологии при организации домашней самостоятельной работы применялись чаще? - Да (88 %) - Нет (12 %)

9 Помогают ли Вам материалы, выданные преподавателем для дистанционного выполнения самостоятельной работы, успешно сдать сессию? - Да (85%) - Нет (15%)

10 Помогает ли Вам подготовиться к успешной сдаче сессии регулярное систематическое дистанционное общение с преподавателем? - Да (89 %) - Нет (11 %)

РЕЗУЛЬТАТЫ

Анкетирование позволило нам сделать некоторые выводы:

- Большинство студентов добросовестно относятся

к домашней самостоятельной работе, которую задают преподаватели, но им не хотелось бы, чтобы домашней работы было бы много. Большая часть учебной работы, по мнению студентов, должна осуществляться в аудитории.

- Половина обследуемых предпочла бы работать самостоятельно индивидуально.

- Далеко не все студенты работают систематически и регулярно с течение всего семестра. Интенсивную подготовку к зачету (экзамену) многие начинают только за 2 недели до него (35%), а значительная часть студентов предпочитает работать в авральном режиме (25%).

- Экзамен (зачет) « автоматом», на основе набранных в семестре рейтинговых баллов получает 15% студентов, то есть явное меньшинство.

- Очень удивил тот факт, что много преподавателей редко (38%) или никогда (17 %) не применяют дистанционные компьютерные технологии при организации домашней самостоятельной работы. Причем явное большинство студентов (88%) выразили желание, чтобы такие современные технологии применялись как можно чаще.

- Абсолютное большинство студентов (85%) были удовлетворены тем, что материалы, выданные преподавателем для дистанционного выполнения самостоятельной работы, помогают им успешно сдать сессию.

- О необходимости регулярного и систематического дистанционное общение с преподавателем высказалось абсолютное большинство обучающихся (89%).

Также, нам удалось выявить, какие виды домашней самостоятельной деятельности выполняют студенты охотнее всего: решение тестов, творческие задания, подготовка презентации, просмотр фильма на педагогическую тематику, написание эссе на фильм, написании рецензии на статью, написание реферата.

В 1-ом семестре мы работали в обычном классическом режиме в четком соответствии с учебной программой дисциплины.

Во 2-м семестре, полностью выполняя Программу содержательно, мы постарались значительно усилить информационно-коммуникационный компонент обучения в рамках часов индивидуального плана преподавателя: «организации самостоятельной работы студентов».

Предварительно мы разработали авторскую систему заданий для студентов по всем разделам курса «Педагогика», в которую входили вопросы для самоконтроля, система тестов, творческие самостоятельные задания, контрольные вопросы для самопроверки теоретических знаний, материалы для рубежного и итогового контроля. [13-15]. Составляя материалы заданий для самостоятельной работы, мы содержательно постарались учесть предпочтения студентов, полученных нами из проведенного анкетирования. Составленные задания были сопровождены четкими методическими комментариями для студентов.

Каждое задание сопровождалось четким указанием их балльной рейтинговой оценки. В разработанных нами материалах для самостоятельной работы имеются уровневые критерии балльной оценки для каждого из заданий.

На самом первом занятии во 2-ом семестре учащиеся получили материалы для осуществления дистанционной самостоятельной работы. Каждому студенту стало понятно, сколько «стоит» каждое задание. Студентам было дано подробное разъяснение сущности рейтинговую системы, сколько конкретно рейтинговых баллов принесет им выполнение того или иного задания. В самом начале студенты смогли увидеть всю дальнейшую перспективу. Были даны ответы на вопросы: какой будет проходной рейтинг, какие сроки сдачи того или иного задания, каковы даты рубежного контроля, в каких формах будет осуществляться механизм взаимодействия преподавателя и студентов, какие возможны максимальные баллы за разные виды работ, Сразу же были обозначены сроки и

Shcherbakova Elena Viktorovna, Shcherbakova Tatyana Nikolaevna pedagogical

EXPERIENCE OF USE OF REMOTE COMPUTER TECHNOLOGIES ... sciences

условия пересдач задолженностей в текущем семестре.

В Технологическую карту дисциплины было внесено большое количество заданий для самостоятельной работы, выполнение которых предполагало непосредственное систематическое общение студентов с преподавателем через системы MOODLE (электронный университет) и АИС деканат МГПУ. Эти изменения были отражены в Фонде оценочных средств дисциплины «Педагогика», который включил в себя полный комплект учебных и контрольных заданий, полностью соответствующих рейтинговому плану.

Для набора рейтинговых баллов учащимся нужно было пройти следующие контрольные этапы:

- Текущий контроль, который велся преподавателем в течение всего семестра: контроль посещения лекционных и семинарских занятий, устный опрос на практических занятиях, решение педагогических задач и ситуаций, выполнение рефератов, презентаций по изучаемым темам и др.

- Рубежный контроль проводился нами 2 раза за весь семестр. Это было контрольное тестирование по пройденному материалу, контрольная работа, тестирование.

- Итоговый контроль - экзамен (зачет) согласно учебному плану и Программе дисциплины.

Важно отметить тот факт, что большинство контрольных заданий наши студенты должны были выполнять дома, высылая свои результаты для проверки преподавателю в электронном виде. Это дало возможность преподавателю в рамках очной формы обучения, сполна использовать все преимущества дистанционного образования. А именно:

-максимальная индивидуализация обучения, построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого;

- возможность рационально планировать свое личное время, как преподавателю, так и студенту;

- обеспечение интерактивного взаимодействие студентов и преподавателей;

- создание благоприятных условий для доступа к информационным материалам и электронным библиотечным фондам;

- создание комфортных условий для самовыражения студентов, в том числе и тех, кто имеет проблемы со здоровьем;

- выполнение заданий в максимально привычной и комфортной для себя среде;

- обучение в собственном индивидуальном темпе;

- возможность быстрого обмена полученной информацией;

- повышается объективность оценивания знаний и достижений студентов.

Отмечая полученные явные преимущества дистанционной самостоятельной работы, главным недостатком такой работы, отмечаемым многими исследователями [16-23], является необходимость постоянной жесткой самодисциплины, самоконтроля студентов.

В этом случае именно балльно-рейтинговая система оценки и является основным путем, который создает и усиливает учебную мотивацию студента к непрерывной и активной работе на протяжении всего семестра.

Регулярный и систематический контроль преподавателя, что и предполагает балльно-рейтинговая система, может позволить объективно оценивать всю учебную деятельность учащихся, стимулирует их познавательную активность. Помимо того, такая система помогает развитию инициативности и здоровой соревновательности в учёбе.

После выполнения студентами каждого вида заданий, мы фиксировали результаты и вносили их в свою рейтинговую ведомость.

В случае неявки студента на занятие, отказа от выполнения задания, неудовлетворительного ответа, в ведомость выставлялась отметка 0 баллов.

На последнем занятии все полученные каждым сту-194

дентом баллы суммировались. И каждый наглядно видел свой полученный фактический результат своего труда за семестр.

Перевод рейтинговых баллов в оценку по принятой в России традиционной шкале осуществлялся в соответствии с приведенной схемой:

Перевод результатов оценивания в баллы:

0-50 - неудовлетворительно, дисциплина не освоена

51-65 - удовлетворительно, зачтено 66-80 -- хорошо 81-100 - отлично

Имеющаяся рейтинговая модель оценивания не позиционируется нами как система легкого способа получить на зачете или экзамене «автомат», хотя и не исключает этого. Студент получает дополнительный стимул и мотивацию для регулярной добросовестной работы в течение всего семестра, а не от раза к разу. Свою «тройку» или даже « четверку» без экзамена получить нельзя. От экзамена могут быть освобождены только те студенты, которые набрали наивысшие баллы, и для которых сам экзамен уже никак не сможет повысить балловый результат.

Активно применяя балльно-рейтинговую систему, мы столкнулись с неизбежной некоторой формализацией учебного процесса и системы контроля. Это требует от преподавателя затраты определенных усилий, дополнительной нагрузки (к примеру, составление заданий, соотнесение их с учебным материалом, построение графиков семестрового контроля, составление и регулярное аккуратное ведение ведомостей с баллами и др.) Однако, такая формализация в конечном счете и является действенным инструментом повышения качества образовательного процесса, к чему мы все стремимся.

Такая система заставляет преподавателя уходить от отживших образовательных традиций, но постоянно развиваться, искать новый образовательный инструментарий, современные формы обучения, использовать современные интерактивные образовательные технологии.

А для учащихся преимуществ в использовании рейтинговой системы тоже достаточно много.

Мы провели опрос среди студентов, задав им только один вопрос: «Нравится ли Вам учиться в рамках балльно - рейтинговой системы?». В опросе приняли участие те студенты, с которыми мы работали в рамках своего небольшого эксперимента (59 человек). Большинство из них (54 человека), ответило на вопрос положительно.

В беседах на данную тему, студенты озвучивали такие мнения о балльно-рейтинговой системе: «Такая система способствует моему комфортному, спокойному состоянию», « Снимает стресс на этапе контроля, поскольку достаточное количество баллов уже набрано», «Контроль становится неформальным», « Создает мотивацию приходить на занятия», « Повышает мою самодисциплину», « Меньше вероятности случайной отметки на экзамене», « Повышается объективность оценки моих успехов в учебе», « Всем сразу видно, сразу кто чего стоит», « Так у преподавателя нет возможности выделить «любимчиков» и «непринятых» [24, 25]

В конце учебного года после экзамена мы сравнили результаты 1-ого и 2-ого семестров обучения. Результаты нас порадовали. Никто из студентов свои индивидуальные балловые рейтинговые показатели не понизил. Достаточно сильно поднялся средний балловый показатель за итоговый экзамен: в 1-ом семестре средний балл был 4,02. Во 2-ом семестре он стал 4, 8.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Резюмируя сказанное, хочется отметить, что грамотное применение балльно-рейтинго-вой системы контроля в сочетании с использованием современных компьютерных технологий реально может повысить качество образования и уровень знаний студентов.

Главной целью информатизации вузовского образо-Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 4(29)

педагогические науки

Щербакова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Николаевна ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ...

вания является формирование самостоятельной критически мыслящей личности, готовой к перманентному повышению своего духовного и профессионального уровня, умеющей быстро приспосабливаться к изменяющимся жизненным условиям, решать возникающие задачи.

Будущее высшего образования видится в разумном и целесообразном сочетании активного аудиторного обучения и дистанционных форм управления целенаправленной интенсивной самостоятельной работой обучающихся. В таком случае каждый студент, имеющий желание получения достойного и глубокого образования, может обучаться в удобном для него режиме, по индивидуальной образовательной траектории, с возможностью доступа к любой современной информации, новейшим средствам обучения и образовательной коммуникации. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абрамова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов в современном вузе [Электронный ресурс] // Общество и цивилизация. - 2015. - Т. 1. - С. 118-126

2. Антонова Н.Н., Володина С. А. Психолого-педагогические аспекты организации дистанционного образования в педагогическом вузе Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 60-62

3. Аленина Т.Н. Самостоятельная работа студентов при обучении чтению текста по специальности [Электронный ресурс] / // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 3-4. - С. 721-722.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Артемова О.Г., Мальцева Н.А. Проблемы использования дистанционного обучения // Современные образовательные технологии и методы их внедрения в систему обучения: Материалы научно-методической конференции. - Вязьма: ВФ ГОУМГИУ, 2011. - С. — 9-13.

5. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Актуальные вопросы оценки качества дистанционных учебных курсов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 79-83.

6. Баклушина И.В., Башкова Е.В., Смирнова Д.А.,Арнаутов Д.А. Контроль самостоятельной работы как управление самостоятельной деятельностью студентов. - Вестник Сибирского государственного индустриального университета. - 2015. - № 1(11) - С. 62-65.

7. Бондаренко Т.Г., Колмаков В.В. Дистанционное обучение как активная образовательная технология: оценка целесообразности внедрения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 53-57.

8. Боброва И. И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению //Информатика и образование. - 2009. - №11. - С. 124-125.

9. Богданова А.В., Коростелев А.А. Анализ и програмирование учебного поведения студентов, обучающихся дистанционно // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 49-52.

10. Никуличева Н.В. Независимая оценка квалификации дистанционного преподавателя // Работа с Будущим в контексте непрерывного образования: сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции (г. Москва, Россия, 18-19 апреля 2019 года). — М.: МГПУ, ООО «А-Приор», 2019. — С. 201-210

11. Иванова Т.Н. Тенденции и перспективы дистанционного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 42-45.

12. Хуторской А.В., Андрианова Г.А., Скрипкина Ю.В. Эвристическая стратегия дистанционного образования человека: опыт реализации // Интернет-журнал «Эйдос».- 2013. - №2.

13. Щербакова Е. В. Дидактические условия организации самостоятельной работы на уроках в V-IX классах сельской школы с малой наполняем остью учащихся (Автореф.... канд. пед. наук), Москва, 1996 — 20 с.

14. Антонова Н.Н., Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Сборник заданий и тестов по педагогике: Рабочая тетрадь. Новое время» Москва, 2018, 40 с.

15. АнтоноваН.Н., ЩербаковаЕ.В., Щербакова Т.Н. Контрольные задания и тесты по истории педагогики. Новое время» - Москва, 2016, 40 с.

16. Бородич С. А., Тепляковская А. Н. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов в вузе: проблемы и перспективы. Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016.

17. Павлова Е.С. Балльно-рейтинговая система оценивания качества усвоения учебных дисциплин // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 124-127.

18. Гулевич, работа студента как фактор развития личностного потенциала будущего специалиста [Электронный ресурс] // Педагогическая лаборатория. - 2015. - № 1. - С. 24-29. - Режим доступа : http://elibrary. ru/item. asp? id=23147951

19. Селиверстова Л.В., Картузова Т.В. Использование элементов системы moodle в балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 181-183.

20. Лебедева Л.А., Акпаева А.Б Теория и технология педагогического процесса в малокомплектной начальной школе. - Алматы: :

Казахский Национальный Педагогический Университет им. Абая, 2010. - 65 с.

21. Сидакова Н.В. Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний - динамический фактор информационной открытости и стимуляции учебной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 261-264.

22. Роберт И.В Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования . -М.: ИИОРАО, 2010. -140 с.

23. Исмагилова Э.Ф. Влияние отметок на реализацию стимулирующей функции контроля в традиционных и инновационных формах оценивания образовательных достижений учащихся // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 31-33.

24. Сычева Н. В., Хасанова Н. А., Алейникова А. О. Балльно-рейтинговая система оценки компетентности студентов на занятиях по математике //Молодой ученый. — 2017. — №9. — С.352-354.

25. Щербакова Е. В. Сельская малокомплектная школа: проблемы и перспективы развития. Регионология. — 2000. - № 3 — 4. — С. 95-98.

Статья поступила в редакцию 26.08.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.