Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / COGNITIVE INTEREST / INDEPENDENT WORK / EDUCATION / EDUCATIONAL SYSTEM / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY / DISTANCE EDUCATION / ONLINE LEARNING / FORMS OF EDUCATION / EDUCATIONAL MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Николаевна

Представленная статья поднимает весьма важную проблему: каким образом организуется самостоятельная работа студентов педагогического вуза в современных условиях. В настоящее время самостоятельная работа как вид учебной деятельности занимает большую долю часов в учебном плане любой специальности и направления подготовки. Поэтому для каждого преподавателя необходимо иметь четкое представление о формах, методах, способах и средствах ее целесообразной и эффективной организации. В представленных материалах отражаются особенности планирования, методического обеспечения, психолого-педагогического сопровождения организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся высшей школы. Авторы статьи большое внимание уделяют вопросу формирования мотивации и развития познавательного интереса студентов для достижения наилучших результатов выполнения студентами самостоятельных заданий. Поднимаются вопросы технологии организации грамотного, эффективного общения преподавателя и студентов. Особое внимание авторы уделили проблеме организации самостоятельной познавательной деятельности студентов в рамках дистанционного образования. Рассмотрена организация самостоятельной работы студентов на разных этапах образовательного процесса: от изучения нового материала до контроля качества знаний учащихся и педагогической практики. Определяются условия, определяющие эффективность самостоятельной работы и, в конечном счете, качество знаний студентов. Авторы сравнивают организацию самостоятельной работы студентов в отечественных и западных вузах, пытаются найти ответ на вопрос: в чем их сходство и различия. В статье описан личный авторский опыт результативной организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза. Представленные материалы могут заинтересовать преподавателей педагогических вузов, студентов и магистров, руководителей педагогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербакова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The presented article raises a very important problem: how the independent work of students of a pedagogical university is organized in modern conditions. Currently, independent work as a type of educational activity takes up a large proportion of hours in the curriculum of any specialty and field of study. Therefore, for each teacher it is necessary to have a clear idea of the forms, methods, methods and means of its expedient and effective organization. The presented materials reflect the peculiarities of planning, methodological support, psychological and pedagogical support for the organization of independent cognitive activity of students of higher education. The authors of the article pay great attention to the issue of the formation of motivation and the development of the cognitive interest of students in order to achieve the best results in the fulfillment of independent tasks by students. The questions of the technology of organizing competent, effective communication between the teacher and students are raised. The authors paid special attention to the problem of organizing students' independent cognitive activity within the framework of distance education. The organization of independent work of students at different stages of the educational process is considered: from learning new material to quality control of students' knowledge and teaching practice. The conditions are determined that determine the effectiveness of independent work and, ultimately, the quality of students' knowledge. The authors compare the organization of independent work of students in domestic and Western universities, trying to find an answer to the question: what are their similarities and differences. The article describes the author's personal experience of the effective organization of independent work of students of a pedagogical university. The presented materials may be of interest to teachers of pedagogical universities, students and masters, heads of pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

Способы повышения эффективности самостоятельной работы студентов педагогического вуза

Щербакова Елена Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет E-mail: elena08041966@yandex.ru

Щербакова Татьяна Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет E-mail: aleks170573@yandex.ru

Представленная статья поднимает весьма важную проблему: каким образом организуется самостоятельная работа студентов педагогического вуза в современных условиях. В настоящее время самостоятельная работа как вид учебной деятельности занимает большую долю часов в учебном плане любой специальности и направления подготовки. Поэтому для каждого преподавателя необходимо иметь четкое представление о формах, методах, способах и средствах ее целесообразной и эффективной организации. В представленных материалах отражаются особенности планирования, методического обеспечения, психолого-педагогического сопровождения организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся высшей школы.

Авторы статьи большое внимание уделяют вопросу формирования мотивации и развития познавательного интереса студентов для достижения наилучших результатов выполнения студентами самостоятельных заданий. Поднимаются вопросы технологии организации грамотного, эффективного общения преподавателя и студентов. Особое внимание авторы уделили проблеме организации самостоятельной познавательной деятельности студентов в рамках дистанционного образования. Рассмотрена организация самостоятельной работы студентов на разных этапах образовательного процесса: от изучения нового материала до контроля качества знаний учащихся и педагогической практики. Определяются условия, определяющие эффективность самостоятельной работы и, в конечном счете, качество знаний студентов.

Авторы сравнивают организацию самостоятельной работы студентов в отечественных и западных вузах, пытаются найти ответ на вопрос: в чем их сходство и различия. В статье описан личный авторский опыт результативной организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза.

Представленные материалы могут заинтересовать преподавателей педагогических вузов, студентов и магистров, руководителей педагогической практики.

Ключевые слова: познавательный интерес, самостоятельная работа, образование, образовательная система, педагогическое общение, самостоятельная познавательная деятельность, дистанционное образование, онлайн обучение, формы обучения, учебная мотивация.

о с

CJ

см о см

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами

В современной системе вузовского образования все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Увеличивается ее доля в учебных планах любых специальностей, программах всех без исключения дисциплин. Это напрямую определяется образовательными запросами студентов и социальными потребностями самого общества. Учащимся сегодня важно не просто получать необходимые профессиональные знания и компетенции. Они хотят самостоятельно овладевать навыками исследовательской деятельности, учится приобретать новую научную информацию. Тотальная циф-ровизация нашей действительности в России и мире, современные средства коммуникации, наличие огромного объема постоянно совершенствующихся и уточняющихся знаний, накопленных человечеством в самых разных областях - все это привело к тому, что в любом обучении важным становится не трансляция и репродукция готовых знаний. Вузы должны научить ориентироваться в огромном информационном поле, давать выпускникам умения самостоятельно добывать знания. Залогом этого и является грамотная, рациональная организация самостоятельной деятельности студентов.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы

Сегодня имеется достаточно много интересных научных исследований, которые освещают рассматриваемую нами проблему. [12]

Среди других выделим труды Баклушиной И.В., Башковой Е.В., Смирновой Д.А., Арнаутова Д.А., Бобровой И.И., Пидкасистого П.И., Щербаковой Е.В., Щербаковой Т.Н. [1, 2, 7, 8]

Но до сих пор возникают вопросы: как организовать самостоятельную работу студентов наиболее эффективно? Какие формы и методы организации самостоятельной познавательной деятельности будут способствовать повышению качества знаний студентов? Каким образом оптимизировать использование дистанционных компьютерных технологий в процессе организации самостоятельной работы учащихся? Как сделать так, чтобы самостоятельная деятельность студентов повышала бы мотивацию в процессе обучения? Как по-

высить рейтинговые баллы студентов в процессе текущего и итогового контроля знаний?

Н.П. Грекова, Н.М. Зверевой, А.Д. Козлова и др. в своих трудах пытаются раскрыть проблемы активизации самостоятельной деятельности, описывают способы мотивации и стимулирования самостоятельной учебной деятельности.

Сущность самостоятельной работы отображают в своих фундаментальных трудах Е.Я. Го-лант, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, А.К. Громцевой, В.П. Козаков, Сластенин В.А. и др. Работы названных авторов определяют образовательную позицию и основные функции самостоятельной работы студентов в процессе обучения, ее основные цели и задачи, классификацию ее видов и типов. Авторы представляют самостоятельную работу как основную форму осуществления учебной деятельности студентов. [3, 4, 6]

Формирование целей статьи (постановка задания)

В представленной статье мы ставим своей целью поиск путей и способов эффективной организации самостоятельной работы студентов. Самоанализ собственного педагогического опыта позволяет найти ответы на вопросы:

- как преподавателю целесообразно планировать и руководить самостоятельной работой студентов с учетом современных образовательных реалий?

- Каковы педагогические условия позволяют через самостоятельную работу получать высокие результаты обучения?

- Как мотивировать и стимулировать студентов в самостоятельной познавательной деятельности?

- Каковы особенности эффективной организации самостоятельной работы на разных этапах организации образовательного процесса? Материалы настоящей статьи представляются

актуальными, поскольку мы делимся собственным оригинальным практическим опытом организации самостоятельной работы учащихся очной формы обучения, который способствовал повышению качества знаний студентов, показал высокие рейтинговые показатели на этапе контроля знаний.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов

Сегодня одним из основных путей совершенствования учебного процесса вуза является оптимизация организации самостоятельной работы студентов. Совершенствование вузовских образовательных стандартов и, соответственно, учебных планов идет по пути увеличения доли самостоятельной познавательной деятельности. Это закономерно и обусловлено общественным запросом. Так происходит во всем мире. [5, 9]

Если рассматривать опыт системы западного образования, то можно отметить, что западное образование в большой степени ориентировано на самостоятельную работу студентов. Студенты в западных университетах имеют высокую степень мотивации к обучению, четко осознают, что получение диплома о высшем образовании - это прямая дорога к финансовому и личностному успеху, построению успешной профессиональной карьеры. Сами студенты и их родители четко представляют, за что они платят деньги. Студенты сами старательно трудятся, и требуют полной отдачи от преподавателя.

Наши студенты часто боятся критики со стороны преподавателя, принимают ее на свой счет. Они считают, что любая критика их продуктов самостоятельной деятельности - это критика их личности. Однако самостоятельная работа предполагает самокритичное отношение к результатам своего труда, продуктам собственной интеллектуальной деятельности.

Проблема, на наш взгляд, заключается в том, что в современной России все еще продолжает доминировать немецкая система образования. Еще со времен существования Российской империи отечественная система образования заимствовала из Германии постулат: студентам в головы необходимо вложить как можно больше знаний. На лекциях студенты получают знания от преподавателя в готовом виде, а на семинарах только отрабатывают полученный на лекциях материал. Англосаксонская же система предполагает, что нужно, прежде всего, научить студентов активно маслить, думать. Такие тенденции, смещающие акценты именно в сторону самостоятельной деятельности учащихся, все больше проявляются сегодня и в российском образовании.

Самостоятельную работу мы определяем как деятельность студентов без непосредственной помощи преподавателя, но под его руководством и контролем. [10]

Организация самостоятельной работы планируется преподавателем на всех этапах обучения:

- аудиторная работа: на лекции, семинары, лабораторные и практические занятия;

- консультации, зачёты, экзамены;

- домашняя работа студентов;

- производственная, исследовательская практика;

- выпускные квалификационные работы, курсовые проекты, рефераты;

- доклады студентов на научных конференциях. Результаты любого вида самостоятельной работы будут эффективными и результативными при соблюдении определяют некоторых педагогических условий:

- материал, который обсуждается на аудиторных занятиях, обязательно отрабатывается студентами дома. Соотношение аудиторной и домашней работы примерно 1/3.

- систематическая и целесообразная работа преподавателя над совершенствованием учебно-методических комплексов;

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

- регулярная и системная работа по формированию у студентов умений и навыков самостоятельной деятельности;

- грамотное мотивирование студентов, направленное на активизацию самостоятельной деятельности учащихся, воспитание у них самостоятельности как личностного качества;

- ориентация самостоятельной работы на будущую профессиональную деятельность;

- Регулярный контроль с использованием современных компьютерных программ за процессом выполнения самостоятельной работы.

- Обязательное стимулирование и мотивация студентов, поощрение лучших ответов и работ;

- Интересное профессиональное изложение учебного материала преподавателем;

- Активизация самостоятельной познавательной деятельности за счет разнообразия форм и методов организации самостоятельной работы;

- Индивидуализация самостоятельных заданий и форм контроля.

Авторский опыт организации учебной студентов, наблюдения за студентами на аудиторных занятиях, опыт общения с ними, анализ полученных результатов опроса, позволил нам выстроить систему самостоятельной работы работы, которая позволяет достигать высоких образовательных результатов и качества знаний студента, повышать уровень их мотивации.

Далее остановимся только на некоторых важных особенностях элементов этой системы, таких как:

- усиление мотивационного компонента студентов на этапе первоначального учебного общения с группой;

- разработка авторских материалов для организации самостоятельной работы студентов с учетом специфики направления обучения;

- максимальная активизация студентов во время аудиторных занятий;

- активное использование групповых заданий в самостоятельной домашней работе;

- применение балльно-рейтинговой системы как действенного инструмента повышения познавательной активности учащихся;

- систематическое использование современных компьютерных технологий.

1. Усиление мотивационного компонента студентов на этапе первоначального учебного общения с группой. Для того чтобы вся совместная работа преподавателя и студентов по освоению курса была эффективной, на протяжении всего общения большое внимание мы уделяем мотивированию учащихся. Особенно важно уделять внимание этому вопросу на самых первых занятиях.

На первом занятии преподаватель четко от-5 вечает на вопросы: зачем студенту необходимо § нужно изучать дисциплину? Как пройденный те-^ оретический и практический материал пригодит-еЗ ся в дальнейшей жизни? В чем состоит важность Ц предмета для будущей профессии? Какие прак-

тические умения, навыки, компетенции окажутся важными для будущего работодателя? Если преподаватель, отвечая на эти вопросы, сумеет найти убедительные аргументы, привести яркие жизненные примеры, тогда выполнение каждого самостоятельного задания приобретет для учащихся глубокий личностный смысл, будет дополнительным стимулом получить глубокие прочные знания.

2. Разработка авторских материалов для организации самостоятельной работы студентов с учетом специфики направления обучения. Согласно Учебным планам любого вуза и программам по каждой учебной дисциплине начиная с первого курса, предполагается систематическое использование самостоятельной работы. Все учебные программы предусматривают раздел: «Задания для самостоятельной работы». Мы активно использовали на занятиях собственные авторские методические пособия и рабочие тетради по дисциплине «Педагогика». Задания охватывали все разделы курса.

Разработанные нами задания применялись нами как при проведении аудиторных занятий, так и для домашней работы студентов. Задания весьма разнообразны: тесты, задачи на проверку знаний теоретического материала, творческие задания, вопросы на самопроверку и самоконтроль, контрольные вопросы. [12]

При составлении сборников заданий мы следовали принципам:

- точный расчет времени на выполнение любого задания.

- постановка вопросов, предполагающих четкие и безвариантные ответы, позволяющие проверить, насколько прочно усвоен теоретический материал;

- наличие возможности дифференцирования и индивидуализации работы. Инвариантность, разная степень трудности. То есть, за которые по рейтингу можно давать большее или меньшее количество баллов. Студент получает выбор: выполнить сложное задание, и получить много баллов. Или сделать задание легче, заработать меньше баллов в рейтинговую копилку;

- контрольные вопросы по теоретическому материалу, который студент должен изучить самостоятельно.

3. Максимальная активизация студентов во время аудиторных занятий. Систематически и регулярно, помимо других способов активизации познавательной деятельности, мы применяем в процессе организации самостоятельной познавательной деятельности следующие способы:

- Практика микропреподавания, когда преподаватель доверяет студенту чтение фрагментов лекции (10-30 минут). Это предполагает предварительную подготовку студента, подробное предварительное консультирование со стороны преподавателя.

- Лучшим и самым активным студентам присваивается статуса студентов-консультантов наибо-

лее продвинутым и способным из них, оказание таким студентам всесторонней помощи.

- Разработка и донесение до студентов методических указаний с описанием подробного алгоритма действий при выполнении самостоятельных заданий.

- Предложение студентам, желающим повысить рейтинговые баллы, индивидуальных творческих разноуровневых заданий. Причем уровень сложности задания выбирает сам студент.

- Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность. В частности, студенты охотно пробуют свои силы в написании научных статей. Это развивает творческие и интеллектуальные

способности, стимулирует студентов на выдвижение оригинальных эвристических идей. Написание статей побуждает учащихся стремиться к строгой научной последовательности, доказательности, аргументации и обосновании обобщений и выводов. Студенты приобретают навыки грамотного текстуального изложения результатов своего творческого поиска.

4. Активное использование групповых заданий в самостоятельной домашней работе. Наши наблюдения и беседы с преподавателями показывают, что групповую форму обучения на занятиях применяют не часто. Нам кажется, что это неоправданно. В нашем опыте именно акцент на организацию деятельности в группе дает хорошие результаты. Такая форма эффективна как на семинарах, так и при выполнении домашней самостоятельной работы.

Организацию и проведение групповой работы мы условно делим на 3 этапа:

1 этап подготовительный. Преподаватель составляет тематические планы аудиторных занятий в соответствии с Программой учебной дисциплины. На первом семинаре каждая учебная группа делится на подгруппы по 3-4 человека. Деление на подгруппы происходит с учетом предпочтений студентов. Каждое семинарское занятие готовит одна из микрогрупп.

2 этап организационный. Занятия организует и руководит им педагог. Он начинает занятие, подводит его итог, корректирует ход семинара, контролирует его, включается в дискуссии. При необходимости, отвечает на возникающие вопросы. Однако «хозяином» на занятии является ответственная микрогруппа. Студенты, используя, презентацию, видеоматериалы, организуют обсуждение теоретических положений темы, задают контрольные вопросы, подбирают практические задания, организуют игровую деятельность, интерактивное взаимодействие.

3 этап аналитический. После окончания занятия педагог оценивает, что удалось, какие этапы занятия прошли неудачно. Происходит корректировка дальнейших действий.

Отметим достоинства такой системы групповой организации занятий:

- максимальные возможности индивидуализации домашних заданий и практических работ;

- вовлечение в активную деятельность каждого студента, поскольку все обязанности по подготовке и проведении занятия четко распределены между членами группы;

- развивает ответственность и самостоятельность как личностные качества студентов;

- студенты предстают в роли педагога. Это дает хорошую возможность подготовить их к педагогической практике;

- повышается коллективная сплоченность;

- студенты имеют возможность получить высокие баллы, повысить свой рейтинг.

5. Применение балльно-рейтинговой системы как действенного инструмента повышения познавательной активности учащихся. Преподавателем разрабатывается система самостоятельных заданий, определяются этапы и сроки выполнения, в технологической карте дисциплины прописываются конкретные баллы за все виды работы на любом этапе обучения в течение всего семестра. Набор рейтинговых баллов является дополнительной мерой мотивации и стимулирования учащихся. При наборе необходимого количества баллов студент может получить зачет или экзамен по итогу набранных баллов.

Уже на первом занятии преподаватель, предъявляя общие требования, знакомит студентов с рейтинговой структурой. Он объясняет, сколько баллов можно заработать за каждый вид работы. О минимальных и максимальных баллах, контрольных пунктах прохождения дисциплины, сроках зачета (экзамена), условиях пересдачи. Рейтинговая система позволяет студенту рационально планировать свое учебное время, повышает объективность оценки студенческих достижений. В течение всего семестра преподаватель ведет систематический контроль и фиксацию уровня учебных успехов студентов.

6. Систематическое использование современных компьютерных технологий. При организации регулярного общения со студентами мы активно работаем в системе MOODLE (электронный университет) и АИС.

Информационные технологии позволяют индивидуализировать обучение, увеличить объем самостоятельной работы, организовать эффективное управление процессом усвоения знаний студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современные компьютерные программы помогают, но одновременно усложняют деятельность педагога, по сопровождающего учебный процесс. Они побуждают преподавателя создавать систему педагогической поддержки учащихся, включающую своевременное консультирование, осуществление регулярного текущего контроля, освоение компьютерного тестирования, работу с электронными учебно-методическими материалами, электронными библиотеками и базами данных. Мы сравнили результаты обучения студентов в 1-ом семестре 2020-2021 учебного года с результатами, которые были получены на этапе итогового контроля во 2-м семестре 2019-2020 учебного го-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

да в одной и той же группе студентов - 54 человека, обучающихся по специальности: «Педагогическое образовании. Иностранный язык». Отметим, что:

1. Подсчет рейтинговых баллов показал, что средний рейтинговый балл значительно повысился. В 1-ом семестре 2020-2021 учебного года средний рейтинговый балл - 79%, во 2-м семестре 1019-2020 учебного года средний рейтинговый балл составил уже - 88%.

2. Наблюдения на занятиях показали, что активность на аудиторных занятиях активизировалась.

3. Качество и уровень выполненных домашних самостоятельных работ (презентаций, рефератов, докладов) стало выше.

4. Увеличение доли групповых самостоятельных заданий привело к тому, что студенты в группе стали более сплоченными, научились организовывать совместно распределенную деятельность, распределять задания внутри группы. Поскольку никто не хотел подводить остальных, проявилось чувство ответственности за выполненную работу.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления

Резюмируя изложенное, хочется отметить, что современные образовательные тенденции как в России, так и во всем мире акцентируются именно на расширении и развитии самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Исходя из этого, в ближайшей перспективе неизбежен научный поиск наиболее оптимальных форм, методов и средств организации самостоятельной работы, потребуется широкое теоретическое обобщение практического опыта преподавателей вузов. В свою очередь самим педагогам придется перманентно обновлять и совершенствовать собственные профессиональные навыки и компетенции, прилагать усилия, направленные на освоение инновационных технологий, способов и средств обучения. Наиболее перспективным направлением нам представляется совершенствование компьютерных и мультимедиа технологий, создание современных компьютерных продуктов, информатизация образовательной среды. Повышению качества образования и уровня знаний студентов будет способствовать их профессиональная мотивированность, нацеленность на поиск самостоятельных решений поставленных задач. Настоящее время требует от вузов амбициозных выпускников, готовых к дальнейшему личностному совершенствованию и карьерному росту, стремящихся к повышению своего духовно-нравственного потенциала. Перспектива развития высшей школы состоит оптимальном и целесообразном сочетании очного личного взаимодействия преподавателей 5 с учащимися и рациональной организации само-§ стоятельной учебной работы студентов, которая ^ займет большую часть учебного времени. Высокая ° результативность обучения возможна лишь при ус-Ц ловии, когда для каждого студента созданы условия

комфортной психологической среды и общения, возможности прохождения индивидуального образовательного маршрута, с активным использованием новейшей информации электронных библиотек. Высшее образование будущего - это системное целесообразное комбинирование активного обучения в аудиториях и управление интенсивной самостоятельной деятельностью студентов. Тогда каждый сможет обучаться в индивидуальном, удобном режиме, иметь возможность использования самой актуальной новейшей информации и образовательной коммуникации.

Литература

1. Абрамова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов в современном вузе [Электронный ресурс] // Общество и цивилизация. -2015. - Т. 1. - С. 118-126

2. Аленина Т.Н. Самостоятельная работа студентов при обучении чтению текста по специальности [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 3-4. - С. 721-722.

3. Амиров А.Ф., Хусаенова А.А. Организация самостоятельной работы студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на основе требований ФГОС [Электронный ресурс] // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2014. - № 2-2. - С. 181-187.

4. Баклушина И.В., Башкова Е.В., Смирнова Д.А., Арнаутов Д.А. Контроль самостоятельной работы как управление самостоятельной деятельностью студентов. - Вестник Сибирского государственного индустриального университета. - 2015. - № 1(11) - С. 62-65.

5. Бородич С. А., Тепляковская А.Н. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов в вузе: проблемы и перспективы. Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). - Казань: Бук, 2016.

6. Никуличева Н.В. Психологическая готовность педагога и обучающегося к взаимодействию в условиях дистанционного обучения // Ученые записки Института социальных и гуманитарных знаний. Материалы XI Международной научно-практической конференции «Электронная Казань 2019» (Информационные технологии в современном мире). - Казань: Юнивер-сум, 2019. - Выпуск № 1(17), 2019. - С. 373381

7. Роберт И.В Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: ИИО РАО, 2010. - 140 с.

8. Сычева Н. В., Хасанова Н.А., Алейникова А.О. Балльно-рейтинговая система оценки компетентности студентов на занятиях по математике // Молодой ученый. - 2017. - № 9. -С.352-354.

9. Щербакова Е.В. Сельская малокомплектная школа: проблемы и перспективы развития. Ре-гионология. - 2002. - № 3-4. - С. 95-98.

10. Щербакова Е.В. Дидактические условия организации самостоятельной работы на уроках в V-IX классах сельской школы с малой наполняем остью учащихся (Автореф. ... канд. пед. наук), Москва, 1996-20 с.

11. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Использование дистанционных компьютерных технологий в учебном процессе сельской школы с малой наполняемостью классов. Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 329-332.

WAYS TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Shcherbakova E.V., Shcherbakova T.N.

Moscow city pedagogical university

The presented article raises a very important problem: how the independent work of students of a pedagogical university is organized in modern conditions. Currently, independent work as a type of educational activity takes up a large proportion of hours in the curriculum of any specialty and field of study. Therefore, for each teacher it is necessary to have a clear idea of the forms, methods, methods and means of its expedient and effective organization. The presented materials reflect the peculiarities of planning, methodological support, psychological and pedagogical support for the organization of independent cognitive activity of students of higher education. The authors of the article pay great attention to the issue of the formation of motivation and the development of the cognitive interest of students in order to achieve the best results in the fulfillment of independent tasks by students. The questions of the technology of organizing competent, effective communication between the teacher and students are raised. The authors paid special attention to the problem of organizing students' independent cognitive activity within the framework of distance education. The organization of independent work of students at different stages of the educational process is considered: from learning new material to quality control of students' knowledge and teaching practice. The conditions are determined that determine the effectiveness of independent work and, ultimately, the quality of students' knowledge. The authors compare the organization of independent work of students in domestic and Western universities, trying to find an answer to the question: what are their similarities and differences. The article describes the author's personal experience of the effective organization of independent work of students of a pedagogical university.

The presented materials may be of interest to teachers of pedagogical universities, students and masters, heads of pedagogical practice.

Keywords: cognitive interest, independent work, education, educational system, pedagogical communication, independent cognitive activity, distance education, online learning, forms of education, educational motivation.

References

1. Abramova L.A. Organization of independent work of students in a modern university [Electronic resource] // Society and civilization. - 2015. - T. 1. - S. 118-126

2. Alenina T.N. Independent work of students in teaching text reading in the specialty [Electronic resource] / // International Journal of Applied and Fundamental Research. - 2015. - No. 3-4. - S. 721-722.

3. Amirov A.F., Khusaenova A.A. ... Organization of independent work of students of medical educational institutions of higher education based on the requirements of the Federal State Educational Standard [Electronic resource] // Bulletin of the Perm State Humanitarian-Pedagogical University. - 2014. - No. 2-2. - S. 181-187.

4. Baklushina I.V., Bashkova E.V., Smirnova D.A., Arnau-tov D.A. Control of independent work as management of students' independent activity. - Bulletin of the Siberian State Industrial University. - 2015. - No. 1 (11) - S. 62-65.

5. Borodich SA, Teplyakovskaya AN Ball-rating system for assessing the knowledge of students in the university: problems and prospects. Innovative pedagogical technologies: materials of the IV International. scientific. conf. (Kazan, May 2016). - Kazan: Buk, 2016.

6. Nikulicheva N.V. Psychological readiness of the teacher and the student to interact in the context of distance learning // Scientific notes of the Institute of Social and Humanitarian Knowledge. Materials of the XI International Scientific and Practical Conference "Electronic Kazan 2019" (Information Technologies in the Modern World). - Kazan: Yuniversum, 2019. - Issue No. 1 (17), 2019. - P. 373-381

7. Robert IV Modern information technologies in education: didactic problems; prospects of use. - M.: IIO RAO, 2010. - 140 p.

8. Sycheva NV, Khasanova NA, Aleinikova AO Point-rating system for assessing the competence of students in the classroom in mathematics // Young scientist. - 2017. - No. 9. - S. 352354.

9. Shcherbakova EV Rural small school: problems and development prospects. Regionology. - 2002. - No. 3-4. - S. 95-98.

10. Shcherbakova EV Didactic conditions for organizing independent work in the classroom in the 5th-9th grades of a rural school with a small number of students (Author's abstract . Candidate of Pedagogical Sciences), Moscow, 1996-20 p.

11. Shcherbakova E.V., Shcherbakova T.N. The use of remote computer technologies in the educational process of a rural school with a low class size. Baltic Humanitarian Journal. 2019. Vol. 8.No. 1 (26). S. 329-332.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.