Научная статья на тему 'К вопросу о важности самостоятельной учебной деятельности студентов вуза'

К вопросу о важности самостоятельной учебной деятельности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УРОВНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ОЦЕНКА / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ / КОНТРОЛЬ / МОТИВАЦИЯ / HIGHER EDUCATION / STUDENT / INDEPENDENT WORK / LEVELS OF INDEPENDENT WORK / COGNITIVE ACTIVITY / INDEPENDENT CREATIVE WORK / TEACHING METHOD / ACTIVE TEACHING METHODS / ASSESSMENT / EVALUATION TOOLS / CRITERIA AND ASSESSMENT INDICATORS / CONTROL / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минеева Ольга Александровна, Ляшенко Мария Сергеевна, Борщевская Юлия Михайловна

В данной статье авторы обращаются к рассмотрению вопроса о важности самостоятельной работы студентов в учебно-воспитательном процессе вуза. Авторы указывают на значимость самостоятельной работы студентов, поскольку данный вид деятельности способствует развитию интеллектуальных и познавательных способностей, а также творческой деятельности студентов, являющихся важными составляющими профессиональной компетенции современного специалиста. В статье определена сущность, формы, виды и уровни самостоятельной работы; рассмотрены условия, обеспечивающие эффективность процесса самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минеева Ольга Александровна, Ляшенко Мария Сергеевна, Борщевская Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF UNIVERSITY STUDENTS’ INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITY

In the paper the issue of the importance of independent work of students in the educational process of the university discussed. The authors point out the importance of students’ independent work, as this type of activity contributes to the development of intellectual and cognitive abilities, as well as the creative activity of students, which are important components of the professional competence of a modern specialist. The article defines the essence, forms, types and levels of independent work; The conditions that ensure the effectiveness of the independent work process are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о важности самостоятельной учебной деятельности студентов вуза»

УДК 378.147

К ВОПРОСУ О ВАЖНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Минеева Ольга Александровна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Ляшенко Мария Сергеевна, к.п.н. (e-mail: [email protected]) Борщевская Юлия Михайловна, к.п.н., доцент

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

г. Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])

В данной статье авторы обращаются к рассмотрению вопроса о важности самостоятельной работы студентов в учебно-воспитательном процессе вуза. Авторы указывают на значимость самостоятельной работы студентов, поскольку данный вид деятельности способствует развитию интеллектуальных и познавательных способностей, а также творческой деятельности студентов, являющихся важными составляющими профессиональной компетенции современного специалиста. В статье определена сущность, формы, виды и уровни самостоятельной работы; рассмотрены условия, обеспечивающие эффективность процесса самостоятельной работы.

Ключевые слова: высшее образование, студент, самостоятельная работа, уровни самостоятельной работы, познавательная активность, самостоятельная творческая работа, метод обучения, активные методы обучения, оценка, оценочные средства, критерии и показатели оценки, контроль, мотивация.

Главной задачей высшего образования является подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов. Несмотря на различия в наборе формируемых профессиональных компетенций у студентов различных профилей, наличие активной жизненной позиции, самостоятельности, инициативности, гибкости и творческого мышления рассматриваются как важнейшая составляющая профессиональной компетентности современного специалиста любого профиля. Таким образом, одной из приоритетных задач современной высшей школы является воспитание специалистов, обладающих высоким творческим потенциалом и способных адаптироваться в условиях быстрой смены техники и технологий, условий труда, готовых самостоятельно обновлять свои знания и повышать свой профессиональный уровень.

Самостоятельная работа студентов является ведущей формой организации образовательного процесса, направленного на повышение уровня профессиональной подготовки и развития учащихся, поэтому перед педагога-

ми стоит задача воспитать у учащихся определенную культуру самостоятельной деятельности.

В психолого-педагогической литературе «самостоятельная работа» трактуется как «метод обучения», «высшая форма образовательной деятельности обучающегося» [11, с. 198], «форма организации образовательного процесса, стимулирующая активность, самостоятельность, познавательный интерес студентов» [13, с. 4], «деятельность учащихся, предполагающая их максимальную активность по отношению к предмету деятельности», «средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации» [12, с. 42]. Но несмотря на различия в трактовке данного термина, большинство ученых признают, что основной функцией самостоятельной работы учащихся является содействие оптимальному усвоению учебного материала, развитию у учащихся умственных способностей, овладению методами познания и формирование потребности к самообразованию.

Принято выделять следующие функции самостоятельной учебной:

- содействие оптимальному усвоению учебного материала, закреплению навыков и умений, полученных во время аудиторных занятий;

- приобретение дополнительных знаний и умений;

- развитие у студентов потребностей в непрерывном самообразовании, саморазвитии и самосовершенствовании;

- развитие навыков самоорганизации;

- формирование навыков самостоятельной профессионально-теоретической, практической и научно-исследовательской деятельности.

Аналитический обзор научных источников позволяет утверждать, что проблема формирования творческой профессиональной личности имеет сложный и многоаспектный характер. Отечественные исследователи рассматривают различные стороны данной проблемы. Самостоятельная работа студентов изучается:

- в контексте современных подходов к обучению и воспитанию (М.И. Бекоева, С.И. Колодезникова, Т.В. Колосова, Ж.В. Смирнова, А.Е. Тарасов и др.) [3, 8, 14];

- как средство повышения профессиональной компетенции студентов-будущих специалистов (Е.Л. Гусейнова, А.В. Козлов, И.П. Уромова и др.)

[4, 7];

- как средство вовлечения учащихся в творческую деятельность (И.В. Аксюткина, А.Ж. Карымсакова, С.Ж. Узбекова и др.) [1, 6], исследуется ее роль и значимость в процессе развития творческих способностей студентов (И.Б. Александрова, Е.В. Дорофеева, А.В. Полякова и др.) [2, 5].

В настоящее время в образовательных учреждениях наметилась тенденция к увеличению объема часов, выделяемых на самостоятельную работу обучающихся, которая направлена на конечный результат. По мнению Е.А. Челноковой и С.Н. Кузнецовой «увеличение объема часов на самостоятельную работу в учебных планах дисциплин в высших образователь-

ных учреждениях является вполне оправданным, поскольку позволяет не только совершенствовать практические умения студентов, но и максимально приблизить академическое образование в вузах к будущей профессиональной деятельности» [15, с. 6]. В свою очередь, усиление роли самостоятельной работы студентов требует пересмотра организации учебно-воспитательного процесса в вузе таким образом, чтоб развивать у студентов умения к самостоятельному познанию и обучению, стремление к постоянному саморазвитию и повышению уровня квалификации.

Для того, чтобы организация самостоятельной деятельности студентов была эффективной, она должна отвечать следующим требованиям:

- целенаправленность самостоятельной работы: задачи самостоятельной деятельности должны быть четко сформулированы преподавателем и быть понятны студентам, т.е. студенты знают алгоритм и приемы выполнения работы;

- посильность самостоятельной работы: соответствие работы психофизиологическим и познавательным возможностям студентов, а степень сложности задание должна постепенно увеличиваться;

- разнообразие форм (индивидуальная, групповая, фронтальная) и видов (работа с книгой, упражнения, выполнение практических и лабораторных работ, написание курсовых работ, подготовка докладов и рефератов, работа с сети Интернет или в электронно-образовательной среде и др.) самостоятельных работ [10, с. 102];

- развивающий характер самостоятельной работы: самостоятельная учебная деятельность должна быть направлена на развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления учащихся;

- высокий мотивационный уровень: задания для самостоятельной работы должны быть направлены на повышение уровня учебной мотивации учащихся за счет увлекательности форм, процесса и учебного материала, используемых для организации самостоятельной работы;

- системность содержательного наполнения заданий для самостоятельной работы: разработка содержания заданий с опорой на межпредметные и междисциплинарные связи;

- применение современных информационно-коммуникационных средств обучения таких как системы управления обучением (learning management systems);

- учебно-методическое обеспечение учебного-процесса: наличие специальной учебно-методической литературы, включающими в себя как традиционные печатные материалы, так и их электронные версии;

- рейтинговая система обучения, предполагающая многобалльное оценивание студентов и предусматривающая дополнительные поощрительные баллы за активность, своевременность выполнения работы, новизну и творческий подход к решению поставленных задач;

- наличие графика сдачи и проверки заданий по самостоятельной работе;

- разработка критериев и шкалы оценивания качества выполненных работ.

Самостоятельную работу студентов можно классифицировать по месту организации (аудиторная (контактная самостоятельная работа) и внеаудиторная); по целям организации (согласно целям дисциплины, сформулированные и обоснованные в рабочей программе); по способу организации (индивидуальная, в парах, в небольших группах).

В педагогических исследованиях выделяют следующие уровни самостоятельной работы:

- воспроизводящий (репродуктивный) уровень самостоятельной работы: на данном уровне учащихся выполняют работы на основе образца. Уровень познавательной активности и самостоятельности не выходит за рамки воспроизводящей деятельности.

На воспроизводящем уровне данные для выполнения работы, способ или алгоритм работ решения задачи представлен учащемуся в готовом виде: преподаватель определяет тему и задачи, выделяет содержательные элементы, их структуру, также рекомендует список учебной литературы и информационных источников; устанавливает требования к формату готовой работы, осуществляет консультационную деятельность.

Студент действует по предоставленному алгоритму в соответствии с установленным графиком работы. Назначение таких видов работ - это закрепление знаний и способов деятельности;

- реконструктивно-вариативный уровень самостоятельной работы: на данном уровне интеллектуальные и практические действия учащихся направлены на реконструкцию и преобразование учебного материала, т.е., используя накопленный опыт (знания и умения), учащимся необходимо найти способ решения задачи применительно заданным условиям. Иными словами, в процессе реконструктивно-вариативной самостоятельной работы учащимся приходится перестраивать ранее известные им знания для получения решения, а также анализировать возможные пути решения и выбирать наиболее правильный из них.

Реконструктивно-вариативная самостоятельная работа, с одной стороны, имеет общее с работами по образцу, но ее отличает более высокий уровень воспроизводящей деятельности;

- частично-поисковый или эвристический уровень самостоятельной работы: задания данного уровня содержат в себе познавательные задачи, требующие от учащегося анализа неизвестной проблемной ситуации и получения необходимой новой информации.

При выполнении работ этого типа происходит постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации. За счет этого знания учащихся углубляются, и сфера их применения расширяется. Такая поисковая и экспе-

риментальная деятельность стимулируют познавательные действия и практические действия, способствуют формированию творческой личности учащихся.

- исследовательский (творческий) уровень самостоятельной работы: на данном уровне проявляется самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учащегося. Задания творческого уровня позволяют учащимся получать новые для них знания, закреплять навыки самостоятельного поиска знаний и решений проблемных вопросов и ситуаций, переносить известные знания в совершенно новые нестандартные ситуации. Задания данного типа являются одним из самых эффективных средств формирования творческой личности. При этом необходимо понимать, что развитие творческих способностей должно осуществляться постепенно в переходе от выполнения заданий репродуктивного характера, через этап выполнения заданий реконструктивно-эвристического характера к заданиям творческого характера.

Успех организации самостоятельной учебной деятельности студентов во многом зависит от качества управления этим процессом. Важную роль в этом отводится разработке методических рекомендаций для студентов по организации самостоятельной работы, в состав которых необходимо включить следующие разделы:

- описание целей и задач учебной дисциплины;

- тематический план практических занятий;

- план самостоятельной работы студента;

- описание учебных стратегий при выполнении самостоятельных заданий;

- рекомендации по выполнению отдельных видов самостоятельной работы;

- список учебной, справочной литературы и интернет-ресурсов, рекомендуемых для самостоятельной работы.

Следующим фактором успеха организации самостоятельной учебной деятельности студентов является регулярный контроль этой деятельности. При этом контроль должен выполнять следующие функции: диагностическую - определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с программными требованиями; управленческую - обеспечение управления учебно-воспитательным процессом; корректировочную, реализующуюся во внесении преподавателем изменений в учебный процесс на основе полученных в ходе контроля данных; оценочную, предусматривающую оценку процесса деятельности студентов и оценку результата в их учебной деятельности; стимулирующую и мотивирующую, что связано с созданием положительных мотивов учения.

Для осуществления контроля также необходима разработка оценочных средств дисциплины и системы критериев и показателей оценки выполнения форм самостоятельной работы [9, с. 35]. В таблице 1 приведены примеры оценочных средств и критерии их оценивания.

Табл. 1. Оценочные средства, критерии и показатели их оценивания

Наимено-

вание оценочного Критерии оценивания Показатели оценки

средства

Тестовое количество «отлично» - от 86% до 100% правильных

задание правильных ответов;

ответов «хорошо» - от 71% до 85% правильных ответов; «удовлетворительно» - от 55% до 70% правильных ответов; «неудовлетворительно» - менее 55% правильных ответов

Презента- степень рас- тема раскрыта полностью / частично / не

ция крытия темы раскрыта

подача мате- наличие, достаточность и обоснованность

риала графического оформления в виде рисунков, диаграмм, схем, фотографий

оформление соответствие дизайна презентации поставленной цели; единство стиля; рациональное использование анимационных эффектов

Реферат степень рас- представлены полученные результаты

крытия темы теоретического анализа определенной научной темы; раскрыта суть исследуемой проблемы; приведены различные точки зрения, а также собственный взгляд на нее

объем исполь- объем научной литературы достаточный /

зованной на- недостаточный

учной литера-

туры

достоверность информации приведенные данные и факты служат целям обоснования или иллюстрации определенных тезисов и положений доклада

Проект владение ме- обоснование актуальности проектной

тодологиче- идеи; корректность формулировки целей и

ским аппара- задач проекта; аргументация ожидаемых

том проектной результатов, обоснование их значимости.

деятельности

качество со- содержание соответствует проблематике;

держания обоснован выбор технологий, методов и

проектной ра- форм работы; намечены траектории даль-

боты нейшей оптимизации работы.

качество продукта проекта соответствие презентуемы материала теме и содержанию проекта; оригинальность продукта.

рефлексивно-коммуникативные компетенции (в процессе защиты) демонстрация личностной позиции и собственного отношения к проблематике; оценка собственной деятельности (личного вклада), критичность; обоснование основных положений проекта и достигнутых результатов; умение вести диалог и давать комментарии в ходе ответов на вопросы

Итак, использование методически правильной организации самостоятельной учебной деятельности студентов оказывает значительное влияние на формирование профессионально значимых качеств личности, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в современном обществе.

Список литературы

1. Аксютина И.В. Самостоятельная работа как средство вовлечения учащихся в творческую деятельность // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2015. Т. 21. № 7 (167). С. 124-126.

2. Александрова И.Б., Полякова А.В. Самостоятельная работа как фактов развития творческого потенциала студентов // Профессиональное образование и рынок труда.

2015. № 9-10. С. 34-35.

3. Бекоева М.И. Условия оптимизации профессиональной успешности студентов в современных условиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2016. Т. 5. № 4 (17). С. 63-65.

4. Гусейнова Е.Л. Формирование профессиональных компетенций в самостоятельной работе студентов технических вузов // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 44-48.

5. Дорофеева Е.В. Самостоятельная работа как форма развития творческого потенциала личности студента // Образование и саморазвитие. 2015. № 4 (46). С. 72-75.

6. Карымсакова А.Ж., Узбекова С.Ж. Самостоятельная работа как условие развития творческих способностей учащихся // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 4. С. 75-76.

7. Козлов А.В., Уромова И.П. Научно-исследовательская деятельность обучающихся как основа реализации профессиональных компетенций // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 4.

8. Колодезникова С.И., Тарасов А.Е. Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации компетентностного подхода // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 122-124.

9. Минеева О.А., Борщевская Ю.М., Мададова К.Х., Пирогова А. А., Корнева Т.А. Из опыта формирования фонда оценочных средств учебной дисциплины // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017. № 4 (42). С. 33-39

10. Минеева О.А., Мададова К.Х., Пирогова А.А. Роль электронного сетевого обучения в организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку // Извес-

тия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017. № 2 (40). С. 100-105.

11. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. 183 с.

13. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки: [учеб.-метод. пособие] / [А.В. Меренков, С.В. Куньщиков, Т.И. Гречухина, А.В. Усачева, И.Ю. Во-роткова; под общ. ред. Т.И. Гречухиной, А.В. Меренкова]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 80 с.

14. Смирнова Ж.В., Колосова Т.В. Самостоятельная работа студентов в вузе // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 4.

15. Челнокова Е.А., Кузнецова С.Н. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 6.

Mineeva Olga Aleksandrovna, Cand. Ped. Sci., associate professor

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod Russia

(e-mail: [email protected])

Liashenko Maria Sergeyevna, Cand. Ped. Sci.

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod Russia (e-mail: [email protected])

Borshtchevskaya Yulia Mikhailovna, Cand. Ped. Sci., associate professor Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia (e-mail: [email protected])

THE IMPORTANCE OF UNIVERSITY STUDENTS' INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITY

Abstract. In the paper the issue of the importance of independent work of students in the educational process of the university discussed. The authors point out the importance of students' independent work, as this type of activity contributes to the development of intellectual and cognitive abilities, as well as the creative activity of students, which are important components of the professional competence of a modern specialist. The article defines the essence, forms, types and levels of independent work; The conditions that ensure the effectiveness of the independent work process are considered.

Keywords: higher education, student, independent work, levels of independent work, cognitive activity, independent creative work, teaching method, active teaching methods, assessment, evaluation tools, criteria and assessment indicators, control, motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.