Научная статья на тему 'Опыт интегрирования предприятий АПК в Иркутской области'

Опыт интегрирования предприятий АПК в Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРИРОВАНИЯ / ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИНТЕГРИРОВАНИЯ / СХОАО "БЕЛОРЕЧЕНСКОЕ" / СПК "ОКИНСКИЙ" / AGRICULTURAL PUBLIC CORPORATION "BELORECHENSKOYE" / AGRICULTURAL PRODUCTION COMPLEX "OKINSKIY" / INTEGRATED FORMATIONS / PRINCIPLES OF INTEGRATION / FEATURES OF INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Окладчик Светлана Александровна

Создание интегрированных формирований должно стать одним из приоритетных направлений АПК в современных условиях. Благодаря своим финансовым возможностям и размерам производства данные формирования способны обеспечивать технологически обоснованную структуру основных фондов, свободно маневрировать имеющимися материально-техническими ресурсами в ходе производственных процессов, применять передовые отечественные и зарубежные технологии, рационально использовать технику, реализовывать продукцию без посреднических структур, что достигается благодаря предпринимательской активности участников, руководителей и специалистов, трудового коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The integration experience of agroindustrial complex enterprises in Irkutsk region

Creation of integrated formations should become one of the priorities of agroindustrial complex in modern conditions. Due to their financial abilities and amount of products these formations are able to provide technologically-grounded structure of the capital assets, freely maneuver with available material and machinery resources in the course of production processes, apply advanced national and foreign technologies, efficiently use equipment, sell production without intermediators that can be achieved by entrepreneurial activity of participants, managers, experts and staff.

Текст научной работы на тему «Опыт интегрирования предприятий АПК в Иркутской области»

участников интеграции; преимущественно экономическое воздействие государства на деятельность интегрированных формирований и (или) участие государства в наиболее значимых агропромышленных объединениях в качестве равноправного партнера и др.

С учетом всего вышеуказанного главная функция организационно-экономического механизма при агропромышленной интеграции, по мнению автора, заключается в том, чтобы синхронно функционировали все его элементы и рычаги: формы и методы оперативного управления производством, экономическое стимулирование, формы организации производства, правовой механизм. Для этого следует принять ряд нормативных документов по реализации отдельных экономических рычагов, законов о государственном регулировании агропромышленного производства в части планирования, регулирования ценовых отношений, изменения порядка кредитования, дотирования, системы страхования, налогообложения и других элементов, отражающих особенности функционирования сельскохозяйственного производства.

Сельское хозяйство Иркутской области, как и в целом России, начиная с 90-х годов ХХ века переживало тяжелый экономический кризис. За последние 12-15 лет валовой сбор зерна в области сократился в 2,1 раза, уменьшились объемы производства молока в 1,2 раза, мяса - в 1,3 раза и т.д. Значительно сократилось внесение минеральных и органических удобрений, нарушены севообороты, ухудшилась технология обработки почвы и возделывания сельскохозяйственных культур, снизилась их урожайность, сократились площади сельхозугодий, а также поголовье и продуктивность животных.

Более устойчивое экономическое положение в современных условиях имеют сельскохозяйственные предприятия, которые вошли в интегрированные формирования и создали в рамках объединений относительно замкнутый цикл производства, переработки и реализации продукции, что позволило устранить из производственно-экономической цепочки посредников и получать дополнительные доходы, обеспечивающие рентабельное производство. Примером этого могут служить СХОАО «Белореченское», СПК «Окинский», СПК «Усольский свинокомплекс» и др.

Характерными чертами интегрированных формирований в регионе являются следующие:

- цель интегрирования (для СХОАО «Белореченское» - обеспечение птицеводства и животноводства сырьевой базой для удовлетворения потребностей в зернофураже, а для СПК «Окинский» - укрупнение кормовой базы для зернопотребляющих производств: птицеводства, свиноводства, а также диверсификация производства, приобретение конкурентных преимуществ);

- причины вхождения сельскохозяйственных предприятий в интегрированное формирование (для СХОАО «Белореченское» - утрата производственного потенциала, значительные долговые обязательства, низкие производственные показатели, недостаток оборотных средств, а для СПК «Окинский» - низкая эффективность производства, отсутствие материального стимулирования).

- выгоды от вхождения в интегрированное формирование (защита хозяйств от банкротства и сохранение производственной единицы; осуществление инвестирования и внедрение новых технологий; маркетинговая деятельность и передача головному предприятию административных функций; улучшение социально-бытовых условий и материального обеспечения работающих);

- юридический статус участников интегрирования (статус теряется, предприятия становятся обособленными подразделениями);

- формирование имущества (полное слияние всего имущества участников интегрирования);

- способ организации интегрированных формирований по этапам (для СХОАО «Белореченское» - «снизу» путем инвестиционного кредитования, затем «сверху» путем скупки интегрированным формированием долгов предприятий, а для СПК «Окинский» - на первом этапе «сверху», далее «снизу» с объединением экономических ресурсов и арендой земли.

- межрайонная локализация производства;

- участники интегрирования (у СХОАО « Белореченское» - ОАО «Белореченское», ОАО «Сибирь», ОАО «Узколугское», ЗАО «Нижне-Иретское», ЗАО «Черемховское», ЗАО «Петровское», ЗАО «Бельское», ООО «Хайтинское», а у СПК «Окинский» - Совхоз «Окинский», Совхоз «Батаминский», СПК «Мординский», ОАО «Кар-лукская птицефабрика», ОАО «Веренский маяк», СПК «Масляногорский», ООО «Куйтунский»).

Как показали проведенные исследования, в результате образования интегрированных формирований ряду хозяйств Иркутской области удалось преодолеть спад производства, оживить инвестиционные процессы, включить в процесс производства трудовые ресурсы города и села и тем самым снизить социальную напряженность, реально решать ряд технологических и социально-экономических задач.

Так, в СХОАО «Белореченское» за 6 лет в

9 раз возросли объемы производства зерна, в 13 раз - молока. В 8,7 раза увеличилась заработная плата работников (табл. 1). Более того, за счет фонда материального поощрения по условиям трудового соревнования передовым работникам стали выплачиваться премии от 1 до

10 тыс. р.

СПК «Окинский», имея узкую специализацию (производство яйца и мяса птиц), с 1990 года расширил свою специализацию и дополнительно

стал заниматься производством мяса крупного рогатого скота и свиней. Позднее предприятие смогло увеличить площадь сельхозугодий за счет объединения с другими хозяйствами, что позволи-

ло предприятию заниматься, производством молока и др. (табл. 2).

Оборачиваемость бюджетного рубля в интегрированных формированиях тоже значительно выше, чем в среднем по области (табл. 3).

Таблица 1

Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности СХОАО «Белореченское» до и

после интеграции с сельскохозяйственными предприятиями

Показатель До объединения, 1999 г. После объединения, 2006 г. 2006 г. к периоду до объединения, раз

Всего сельхозугодий, га 20105 78382 3,9

Урожайность зерновых, ц/га 10,6 27,2 2,6

Валовой сбор зерновых, ц 119374 1063479 8,9

Поголовье крупного рогатого скота, гол. 2549 9897 3,9

В т.ч. коров, гол. 1310 4520 3,5

Поголовье птицы, тыс. гол. 2215 2494 1,1

Валовой надой молока, ц 16238 210709 13,0

Численность работников, чел. 2240 3601 1,6

Среднемесячная зарплата, р. 978 8500 8,7

Прибыль от реализации, тыс. р. 97170 423000 4,4

Рентабельность, % 30,6 40,3 -

Таблица 2

Динамика основных показателей производственно-хозяйственной деятельности СПК «Окинский»

Показатель 1990 г. 2000 г. 2006 г. 2006 г. к 1990 г., раз

А 1 2 3 4

Площадь сельхозугодий, га 5110 13607 32883 6,4

Поголовье крупного рогатого скота, гол. 488 1682 2380 4,9

в т.ч.: коровы - 576 1050 -

Поголовье свиней, гол. 697 3723 3368 4,8

Поголовье птицы, тыс. гол. 655 691 924 1,4

Производство, т: зерно 2213 9877 27156 12,3

мясо (живой вес) 1099 1754 3054 2,8

молоко - 1541 4317 -

яйцо, млн шт. 90 121 188 2,1

Среднегодовая численность работающих, чел. 1045 1151 1441 1,4

Прибыль от реализации, тыс. р. 3570 47358 75824 21,2

Уровень рентабельности, % 90,3 30,0 25,1 -

Сравнительная эффективность бюджетной поддержки в сельском хозяйстве Иркутской области, 2006 г. Таблица 3

В том числе

Показатели Ед. изм. Всего по области СХОАО «Белореченское» СПК «Окинский»

Выделено средств бюджета млн р. 728,1 162,5 52,2

Получено всего:

Зерно тыс.т 355,3 110,5 27,2

Картофель тыс.т 32,0 11,1 -

Овощи тыс.т 31,7 5,7 -

Молоко тыс.т 78,8 21,5 4,3

Мясо тыс.т.ж.в. 47,2 9,9 3,1

Яйцо млн. шт. 792,5 543 188

Валовая продукция в действующих ценах млн р. 20477,8 2825,4 795,6

Выручка от реализации млн р. 5936,0 1618,2 485,1

Получено на 1 р. бюджетной поддержки:

выручки р. 8,2 9,9 9,3

прироста выручки от реализации р. 3,5 5,0 5,1

Получено прибыли - всего: тыс. р. 1161090 423000 75824

в т.ч.: на 1 работника тыс. р. 61,0 117,7 53,1

на 100 га с.-х. угодий тыс. р. 201,4 539,7 230,6

на 100 р. фондов тыс. р. 19,9 26,4 18,4

Таким образом, практика вложения бюджетных средств в эффективные интегрированные структуры оправдывает себя. Следствием ее применения является увеличение объемов производства и рост доходов предприятий.

Погашена также ранее накопленная задолженность по заработной плате работникам присоединенных подразделений, например, в СХОАО «Белореченское» в сумме 2,6 млн. р. Повышается занятость и социальная защищенность работников - 1500 человек вновь обрели работу, 1050 пенсионеров по решению, принятому в СХОАО «Белореченское», получают материальную поддержку. К числу дополнительных социальных гарантий можно отнести: прибавку к пенсии, получение продовольственного пайка (мясо птицы, яйцо), вспашку огородов, уборку и подвоз соломы, сена, приобретение комбикормов и др.

Однако не все проблемы решены в интегрированных формированиях. Как показали проведенные исследования, недостаточно учитываются принципы интегрирования и формирова-

УДК 330.332.

ния эффективных организационно-

экономических отношений внутри интегрированных структур, часто не отрегулированы производственные взаимоотношения по технологической цепочке и т.д. Таким образом, необходимо дальнейшее совершенствование и развитие системы организационно-экономических отношений в агропромышленных формированиях с целью повышения эффективности производства всех его структурных единиц (предприятий-участников, структурных подразделений).

Итак, при создании благоприятных условий такие организации, интегрирующие всю технологическую и экономическую цепочку или ее часть, созданные в форме агропромышленных объединений или единых интегрированных предприятий, как правило, могут иметь относительно крупные масштабы, аккумулировать достаточное количество имущественных, трудовых и финансовых ресурсов, создавать новые рабочие места, более эффективно использовать сырье и материалы, быстрее внедрять в производство результаты научно-технического прогресса.

ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИЦИЙ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЁ» В АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Пешкова М.В.1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г.Иркутск, ул. Лермонтова, 83

Рассмотрено финансовое обеспечение реализации национального проекта в административно-территориальном образовании. Показана необходимость консолидации инвестиций из бюджетов всех уровней и частных инвестиций с целью реализации программ развития и национального проекта. Ключевые слова: источники инвестиций; национальный проект; программа. Табл. 1.

i

Пешкова Мария Витальевна-аспирант кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью» Ир-ГТУ, тел.: 8 (3952) 40-54-12

Peshkova Maria Vitaljevna, a post graduate of the Chair of Assessment and management of Real Estate of Irkutsk State Technical University. Tel. 8 (3952) 40-54-12.

INVESTMENT SOURCES FOR THE REALIZATION OF THE NATIONAL PROJECT "AFFORDABLE AND COMFORTABLE DWELLING" IN AN ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL FORMATION

Peshkova M.V.

Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

The author examines financial provision of a national project realization in an administrative-territorial formation. She demonstrates the necessity to consolidate investments from budgets of all levels and private investments for the implementation of development programs and the national project. Key words: investment sources, national project, program. 1 tables.

Главной целью социально-экономического развития любого региона является создание благоприятных условий (качества) жизни населения. Это, в первую очередь, наличие работы и соответствующей заработной платы, гарантированные качественные услуги здравоохранения и социального обеспечения, доступное жилье и т.д.

За последние годы ввод нового жилья в Иркутской области составлял 200^300 тыс. м2 в год, что составляет менее 200 кв.м площади на 1 тыс. жителей области и лишь в 2007 г. было введено 576 тыс. кв. м. Потенциальный спрос на жилье в 4-5 раз больше.

К основным причинам неудовлетворительного обеспечения граждан жильем можно отнести: низкую платежеспособность большей части населения области; определённые проблемы долгосрочного кредитования; неудовлетворительное состояния строительного комплекса региона; проблемы с предоставлением под жилищное строительство земельных участков; проблемы с подключением к объектам коммунальной инфраструктуры и электроэнергетики и как следствие низкие объемы строительства нового жилья.

Основным направлением решения жилищной проблемы по-прежнему остается строительство.

Из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина 5.09.2005 года:

"Наша задача к 2007 году обеспечить значительный рост объемов жилищного строительства. По отношению к уровню 2004 года не менее чем на одну треть. Для этого в бюджетах всех уровней, прежде всего, нужно выделить средства на оснащение инженерной инфраструктуры земельных участков под жилищное строительство".

Согласно национальному проекту «Доступное и комфортное жильё гражданам России» к 2010 году предполагается:

1. Увеличение объемов жилищного строительства в 2 раза - с 41,2 млн. кв. м в 2004 г. до 80 млн. кв. м.

2. Увеличение объемов выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов гражданам в 20 раз - с 20 млрд. руб. в 2004 г. до 415 млрд. руб.

3. Снижение рыночной ставки по рублевым ипотечным кредитам с 14-15% в 2004 г. до 8% в 2010 году.

В странах с развитой рыночной экономикой жилищная сфера регулируется государством. Имеется немало примеров плодотворного сотрудничества бизнеса и государства в решении жилищной проблемы.

Инструментом Национального проекта на федеральном уровне является Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ №865 от 31 декабря 2005 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы включает в себя 4 подпрограммы:

1) «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой».

Основной целью подпрограммы является обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения.

В рамках подпрограммы реализуются следующие механизмы:

1. Предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на погашение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой.

2. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой.

3. Предоставление субсидий на возмещение части стоимости инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой при малоэтажном жилищном строительстве для граждан, признанных до 1 марта 2005 г. нуждающимися в улучшении жилищных условий.

4. Предоставление субсидий на обеспечение автомобильными дорогами новых микро-

районов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки.

2) «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»

Основной целью подпрограммы является повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

В рамках подпрограммы осуществляется финансирование мероприятий по завершению строительства, реконструкции или модернизации объектов, которые были начаты ранее при реализации подпрограмм «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» и «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации».

Право на финансирование за счет средств федерального бюджета получают проекты модернизации сетей и объектов водо-, тепло- и электроснабжения, направленные на снижение аварийности, потерь ресурсов в процессе их производства и транспортировки, повышение срока службы, снижение уровня эксплуатационных расходов, и проекты модернизации систем водоотведения, направленные на повышение качества очистки сточных вод.

Наряду с предоставлением из федерального бюджета государственных капитальных вложений на финансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры реализация подпрограммы предполагает оказание методической поддержки развития кредитования и привлечения заемных средств в иной форме для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

3) «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Главной целью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством РФ.

Основной задачей подпрограммы является финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им субсидий на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета (далее субсидии).

Гражданам, имеющим право на получение субсидии и принявшим решение участвовать в

подпрограмме (далее - граждане-участники подпрограммы), предоставление субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4) «Обеспечение жильем молодых семей».

Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

На муниципальном уровне принята муниципальная программа «Молодым семьям - доступное жилье» на 2005-2010 годы.

Основной целью программы является обеспечение молодых семей доступным жильем на территории г. Иркутска.

Для достижения поставленной цели Программой предлагается решение следующих основных задач:

• консолидация инвестиционных ресурсов различных источников в целях создания финансовых условий по предоставлению молодым семьям города Иркутска возможности льготного кредитования на строительство жилья под пониженную процентную ставку;

• создание условий для формирования долгосрочной системы муниципальной поддержки молодых семей г. Иркутска по улучшению жилищных условий;

• разработка и внедрение более эффективных методов поддержки молодых семей города Иркутска в приобретении собственного жилья.

Основными принципами реализации программы являются:

• добровольность участия в Программе молодых семей;

• признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального, областного бюджетов и бюджета города Иркутска при улучшении жилищных условий в рамках программы только один раз.

Молодым семьям - участникам Программы муниципальная и государственная поддержка при приобретении (строительстве) жилья предоставляется в виде:

1.1. Компенсации за счет средств бюджета города на погашение части процентной ставки по кредитам (займам), полученным для приобретения (строительства) жилья в уполномоченных организациях, в размере 2/3 годовой процентной ставки за пользование жилищным кредитом. Период банковского кредита не превышает 15 лет, процентная ставка компенсируется за счет средств бюджета города Иркутска не более 10 лет. Предоставление участникам Про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.