Научная статья на тему 'Опыт интеграции среднего и высшего образования на базе Уральской государственной академии ветеринарной медицины'

Опыт интеграции среднего и высшего образования на базе Уральской государственной академии ветеринарной медицины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дерхо М. А.

Кризисное состояние всех сфер общественной жизни в стране сегодня ставит в крайне тяжелые условия различные отрасли производства, в том числе и высшее образование. Формирование рыночных отношений требует совершенствования учебного процесса в высшей школе, более приближенного к условиям нашего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт интеграции среднего и высшего образования на базе Уральской государственной академии ветеринарной медицины»

Агрообразование

ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ

УРАЛЬСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

М.А. ДЕРХО,

декан факультета ветеринарной медицины, Уральская государственная академия ветеринарной медицины

С этой целью ведутся поиски наиболее эффективных форм и методов обучения. В рамках работы по развитию системы подготовки специалистов для АПК Урала на базе Уральской государственной академии ветеринарной медицины был открыт аграрно-экономический колледж, в котором осуществляется подготовка кадров по программе СПО по восьми специальностям, в том числе обучаются студенты на базе 9 и 11 классов по специальности «Ветеринария».

Курс обучения в колледже на отделении «Ветеринария» на базе 9 классов составляет 3 года 10 месяцев, а на базе 11 классов - 2 года 10 месяцев. Студенты учатся по сквозным программам, которые включают в себя элементы обязательного образовательного минимума среднего звена, а также некоторые разделы образовательной программы высшей школы. Данные разделы выбраны из ГСЭ «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» и ЕН «Общие математические и естественно-научные дисциплины». Предметы данных разделов изучаются студентами колледжа по программе и в объеме, предусмотренным требованиями государственного образовательного стандарта для высшего профессионального образования. Поэтому после окончания колледжа выпускники могут быть зачислены на третий курс факультета ветеринарной медицины академии.

Многие поступившие в ФГУ ВПО «УГАВМ» студенты психологически мало подготовлены к обучению в вузе, имеют недостаточно развитое теоретическое мышление, не обладают твердой волей, необходимыми навыками самоконтроля. Обучение же в колледже является периодом адаптации выпускника школы к условиям жизни и учебы в вузе. За годы учебы в колледже они привыкают планировать учебные и самостоятельные занятия, осваивают специфику работы с книгой, конспектирования лекций, приобретают навыки научно-исследовательской и общественной работы. Студенты, обучающиеся в колледже и проявившие активный интерес к будущей специальности, затем продолжают свою учебу в вузе. Поэтому эти ребята легко адаптируются к системе высшего образования. После колледжа они уже имеют более осознанную ответственность за добросовестное выполнение всех предъявляемых к ним требований. Они более серьезно относятся к процессу учебы, умеют организовать систематическую, целеустремленную самостоятельную работу, и это все является обязательным условием для овладения глубокими знаниями, так как согласно требованиям высшей шко-

Кризисное состояние всех сфер

общественной жизни в стране сегодня ставит в крайне тяжелые условия различные отрасли производства, в том числе и высшее образование. Формирование рыночных отношений требует

совершенствования учебного процесса в высшей школе, более

приближенного к условиям нашего времени.

лы 40-50% материала, предусмотренного типовой программой вуза, идет на самостоятельное изучение.

Однако надо отметить, что мы столкнулись и с некоторыми трудностями. В первую очередь, это то, что на первом курсе колледжа происходит большой отсев студентов, так как не все ребята могут дополнительно к элементам обязательного образовательного минимума среднего звена изучать предметы из программы высшей школы. Поэтому в эти группы необходимо подбирать выпускников с хорошими и отличными оценками в аттестате, а остальные дети должны обучатся по программе среднего звена.

Во-вторых, не все выпускники колледжа, обучающиеся по сквозным программам, поступают в вуз. Поэтому при формировании групп мы рекомендуем проводить тестирование и выяснять у абитуриентов - желают ли они продолжать свое образование после колледжа в институте.

Агрообразование

В-третьих, на бюджетную основу в вуз зачисляют выпускников колледжа, которые имеют в аттестате только отличные оценки. Остальные могут учиться лишь на договорной основе. Поэтому часть выпускников из-за финансовых трудностей не в состоянии позволить продолжить свое образование. Мы считаем, что вуз теряет часть подготовленных к учебе в высшей школе ребят, на которых было затрачено дополнительное образовательное время и в которых был заложен внутренний образовательный потенциал.

В заключение хотелось бы отметить, что выпускники вуза после колледжа легче адаптируются к рыночным отношениям нашей экономики. Г оды учебы в колледже и в вузе научили молодого специалиста мыслить современными категориями, уметь анализировать состояние отрасли и предприятия в целом, делать обоснованные выводы и определять свое отношение к тому или иному новшеству, к той или иной проблеме.

Статья освещает вопросы интеграции среднего специального и высшего образования в Академическом комплексе ФГОУ ВПО УГАВМ, который соединил все ступени специального образования от получения рабочей специальности в профильном профтехучилище до высшей квалификации. Эта работа актуальна в современных развитиях всех сфер общественной жизни общества, в том числе и образования.

Практическая значимость подобной интеграции заключается в том, что выпускники имеют хорошую практическую подготовку, легко адаптируются к условиям рыночных отношений и имеют необходимую теоретическую подготовку.

I В статье показаны пути получения высшей квали-

Л,

фикации по специальности «Ветеринария». Обучение проводится по сквозным программам на базе 9 и 11 классов техникум (колледж) - вуз. После окончания техникума (колледжа) студенты поступают на 3 курс академии и продолжают обучение по программе вуза. Этим решается несколько вопросов, которые остро стоят перед высшей школой: 1. решается вопрос о формировании контингента учащихся; 2. усиливается практическое обучение; 3. сокращается срок получения высшей квалификации и 4. снижаются затраты на обучение детей.

В статье подробно рассматриваются положительные моменты по интеграции среднего специального и высшего образования в Уральской государственной академии ветеринарной медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.