VETPHARMA №1 I ЯНВАРЬ 2011
ИНТЕРВЬЮ НОМЕРА
ФЕДОР ВАСИЛЕВИЧ
РЕКТОР МГАВМиБ им. К.И. СКРЯБИНА
«Я СЧИТАЮ, НУЖНО СОКРАТИТЬ КОЛИЧЕСТВО ВУЗОВ»
А. Лозовская
Перед российскими вузами сегодня стоит ряд задач государственного уровня, в первую очередь: совершенствование качества подготовки кадров и переход на мировые стандарты образовательной и научной работы. О том, что уже делается (и что будет сделано) для достижения этих целей, мы и спросили у ректора Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина, профессора Федора Ивановича Василевича.
- Федор Иванович, расскажите, пожалуйста, как организована учебная работа? Выпускников каких специальностей готовит академия сегодня?
- Академия на сегодняшний день работает по 15 образовательным программам. Конечно, наша основная специальность - это ветеринария. Но кроме непосредственно ветеринарных врачей, мы готовим ветерина-рно-санитарный врачей, а сейчас начнем выпускать и бакалавров по ветеринарной санитарии, второму направлению нашей учебной работы.
Ветеринарно-биологический факультет пока готовит специалистов всего по 3-м направлениям, это: биохимия, биофизика и биоэкология. Вот уже второй год, как мы, согласно классификатору специальностей, выпускаем бакалавров-биологов, есть и соответствующая магистратура. Что же касается именно ветеринарных врачей, то их подготовка по-прежнему ведется по системе специалитета, на ветврача студент учится 5 лет.
- Есть ли разница между теми абитуриентами, которые приходят после школы и теми, что закончили колледж?
- Мы уже несколько лет практикуем прием абитуриентов из ветеринарных колледжей. Так, в этом году на 235 бюджетных мест по специальности ветеринария, мы приняли 126 выпускников ветеринарных колледжей, имеющих дипломы с отличием. Естественно, в первый год у них сложности с общеобразовательными предметами: математикой, физикой, химией. До 10%
14 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
студентов со средним специальным образованием уходят после первого курса. Но те, кто остаются, становятся нашим основным резервом. Их еще во время учебы приглашают на работу в ветеринарные клиники, лаборатории, научно-исследовательские институты, многие из них остаются там же работать.
- Получается, что значительная часть выпускников академии остается в Москве. А как же регионы, ведь ветеринарные врачи нужны и на периферии?
- В первую очередь мы, - сельскохозяйственный вуз. Академия готовит специалистов для работы в регионах. Мы ведем целевую подготовку студентов из 18 субъектов РФ: Московской, Тверской, Калужской, Смоленской областей и других. К нам едут ребята, за-
И если у меня, как работодателя, будет выбор, брать выпускника среднего специального учебного учреждения или бакалавра, - я предпочту фельдшера.
ключившие договор с управлением сельского хозяйства, в ходе учебы они получают дополнительную стипендию от родного региона, а затем возвращаются и начинают работать по специальностям уже на местах.
эффективная фармакотерапия в ветеринарии
VETPHARMA №1 I ЯНВАРЬ 2011
ИНТЕРВЬЮ НОМЕРА
Кроме того, в этом году только на ветеринарный факультет мы зачислили 126 человек после техникума. Абитуриенты, имеющие красный диплом ветеринарного техникума, сдают лишь внутренний экзамен. В результате у нас почти не остается бюджетных мест.
- А почему у ветеринарных врачей нет бакалавриата и магистратуры? Планируется ли введение двухуровневой системы по этой специальности?
- Нет, мы с большим трудом сохранили специалитет по ветеринарии и не планируем от него отказываться. Дело в том, что ветеринарный врач-бакалавр не будет востребован на нашем рынке труда. Существуют ветеринарные колледжи, готовящие ветеринарных фельдшеров или младших ветеринарных врачей. И если у меня, как работодателя, будет выбор, брать выпускника среднего специального учебного учреждения или бакалавра, - я предпочту фельдшера. Возможно, он чуть меньше знает, но он готов к практической работе, в то время как у бакалавра нет даже права на лечение.
К счастью, государство пошло нам навстречу, и в конце прошлого года Владимир Владимирович Путин подписал постановление, согласно которому ветеринария осталась единственной сельскохозяйственной специальностью, сохранившей одноуровневую систему обучения.
- Деятельность академии не ограничивается организацией учебного процесса. Расскажите, пожалуйста, о научной работе, ведущейся в вашем вузе.
- В научно-исследовательских подразделениях и на кафедрах реализуются 67 научных тем по ветеринарии,
Широкое открытие ветеринарных факультетов в непрофильных вузах - опасная тенденция для качества подготовки квалифицированных ветеринарных врачей в России.
биологии и сельскому хозяйству в рамках бюджетного и внебюджетного финансирования (государственные контракты, программы, договора о создании НТП) с общим объемом финансирования около 50 млн рублей. Академия поддерживает многосторонние партнерские связи с зарубежными вузами, научно-исследовательскими институтами и учеными. За последние годы академия была награждена многими международными дипломами. А полученный нами диплом Международной программы «Золотой слиток» (программу возглавляет Высший Женевский институт бизнеса и управления ^АМ) - свидетельство принадлежности нашего вуза к образовательной элите мирового сообщества.
ЭФФЕКТИВНАЯ ФАРМАКОТЕРАПИЯ В ВЕТЕРИНАРИИ
- Значит, ваши выпускники могут работать за рубежом?
- Более того, работают в 87 странах мира. Есть и обратная тенденция: к нам приезжают учиться иностранные студенты, причем не только из Африки и Латинской Америки, но и ребята из Канады, Израиля, даже из США. Есть учащиеся из азиатских стран, из Юго-Восточной Азии. Ведется совместная подготовка ветеринарных биохимиков из Монголии. Монгольские студенты 3 года учатся у себя, а потом заканчивают учебу у нас.
- А как обстоят дела в других учебных заведениях страны?
- Широкое открытие ветеринарных факультетов в непрофильных вузах - опасная тенденция для качества подготовки квалифицированных ветеринарных врачей в России. На сегодня этих факультетов уже 49 в сельскохозяйственных вузах и 4 - в вузах Минобрнауки РФ. Считаю, что законодательное решение о запрещении подобной практики будет реальным шагом к повышению качества высшего ветеринарного образования. Я глубоко убежден, что самое сложное в подготовке - это обучение врачеванию. Это искусство требует многого, что отсутствует в непрофильных вузах. Обучать ветеринарии в вузе, где нет клинической базы, анатомического театра, коллекции макро- и микропрепаратов и квалифицированных педагогических кадров, все равно, что готовить инженеров для атомной энергетики в ве-такадемии.
ИНТЕРВЬЮ НОМЕРА
VETPHARMA №1 I ЯНВАРЬ 2011
Я считаю, нужно сократить количество вузов, не обеспечивающих подготовку на должном уровне. России хватило бы десяти солидных ветеринарных вузов, это было бы куда разумнее, чем имеющиеся полсотни факультетов, разбросанных по самым разным институтам, в том числе, техническим.
Безусловно, чтобы наши выпускники могли конкурировать на международном уровне, необходимо адекватное финансирование учебного процесса. На сегодняшний день одно бюджетное место в системе Министерства сельского хозяйства стоит 70 тыс. руб. в год, в системе Министерства образования - 125 тыс., а в МГУ - 250 тыс. руб. Учитывая, что сельскохозяйственные специальности, и в частности, ветеринария, являются очень затратными, этих денег явно недостаточно, чтобы готовить профессионалов мирового уровня.
- Получается, что ветеринарные вузы должны просто ждать, когда государство увеличит финансирование?
- Мы в академии ищем альтернативные пути решения данной проблемы. В частности, был создан и зарегистрирован клуб выпускников. Его члены вносят добровольные пожертвования в фонд, эти деньги затем тратятся на нужды нашего вуза. Организовано бизнес-сообщество с ведущими фирмами, акционерными обществами, холдингами.
Наши выпускники, сейчас работающие в компании Nestle, выделили 4 млн рублей на приобретение современного оборудования для кафедры кормления. Для сравнения, - аналогичная сумма Минсельхозом выделяется на весь институт один раз в году. Для кафедры хирургии на благотворительные деньги было приобретено современное эндоскопическое оборудование, ар-троскоп, стоматологический кабинет.
- Но они помогут вашим будущим выпускникам увереннее чувствовать себя на рабочем месте в современной клинике. Скажите, а как обстоят дела с более узкой специализацией в рамках профессии?
- Конечно, специализация существует. Например, у нас есть кафедра мелких домашних и экзотических животных, где очень сильная школа офтальмологии, а на кафедре хирургии расположены ветеринарный стоматологический, артроскопический и эндоскопический кабинеты. Кроме того, у нас имеются филиалы кафедр в 26 ветеринарных клиниках Москвы.
Наши выпускники могут получить одну из множества специализаций: хирургия, офтальмология, диагностика, эндоскопия, клиническая биохимия, паразитология, радиобиология и др. В рамках учебного плана выделяются часы, и учащийся получает знания по интересующей его области ветеринарии.
- Наверное, многие студенты хотят заниматься мелкими домашними животными?
- К сожалению, это факт, но это мировая проблема. Ветеринарная общественность серьезно обеспокоена
16 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
тем, что выпускники вузов большинства стран мира более охотно идут работать в сферу лечения мелких домашних животных, а не в продуктивное животноводство, обеспечивающее пищей растущее население нашей планеты.
Безусловно, чтобы наши выпускники могли конкурировать на международном уровне, необходимо адекватное финансирование учебного процесса.
- Очевидно, что профессия врача требует постоянного совершенствования знаний и обучения, - возникают совершенно новые области знаний, отрасли, основанные на мульти- и междисциплинарных подходах. А в вашей области как идет переподготовка, усовершенствование специалистов?
- В наше время знания, действительно, быстро устаревают. У нас существует институт переподготовки и повышения квалификации работников животноводства и ветеринарной медицины. В прошлом году 1300 человек прошли там обучение.
Помимо этого, внутри академии еще примерно 400 человек ежегодно проходят усовершенствование по кафедрам (Центр послевузовского образования). Специализированные наборы были по ветсанэкспертизе, по болезням птиц. Также у нас ведется переподготовка преподавателей вузов и колледжей России.
- Скажите, пожалуйста, а какие направления ветеринарной медицины развиваются в настоящее время наиболее интенсивно, по каким темам пишутся диссертации?
- Научные работы ведутся в координации с ведущими научно-исследовательскими институтами и Россельхо-закадемией. Среди них: Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии им. Я.Р. Коваленко (ВИЭВ), Всероссийский НИИ физиологии, биохимии и питания сельскохозяйственных животных, Всероссийский научно-исследовательский институт генетики и разведения сельскохозяйственных животных, Всероссийский научно-исследовательский ветеринарный институт патологии, фармакологии и терапии. Мы являемся соисполнителями ихтематики,уних - филиалы наших кафедр. Обширная сеть этих филиалов нам понадобилась для того, чтобы можно было использовать приборную базу НИИ. В текущем году на базе академии организована ассоциация образовательных и научно-исследовательских учреждений для координации образовательной и научной деятельности в ветеринарии, зоотехнии и биотехнологии. В состав ассоциации входит 27 организаций и научных учреждений зооветеринарного профиля, и их количество постоянно растет. ■
^^^^ эффективная фармакотерапия в ветеринарии