Научная статья на тему 'Интервью с ректором ФГБОУ во «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА имени К. И. Скрябина», академиком Российской академии наук Федором Ивановичем василевичем'

Интервью с ректором ФГБОУ во «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА имени К. И. Скрябина», академиком Российской академии наук Федором Ивановичем василевичем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
617
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERVIEW / EDUCATION / RECTOR / VETERINARY / MEDICINE / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василевич Федор Иванович

ИНТЕРВЬЮ С РЕКТОРОМ ФГБОУ ВО «МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ И БИОТЕХНОЛОГИИ – МВА ИМЕНИ К.И. СКРЯБИНА», АКАДЕМИКОМ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК ФЕДОРОМ ИВАНОВИЧЕМ ВАСИЛЕВИЧЕМ. Интервью записано главным редактором журнала RJOAS. г. Москва, 12 апреля 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERVIEW WITH FEDOR VASILEVICH - RECTOR OF MOSCOW STATE ACADEMY OF VETERINARY MEDICINE AND BIOTECHNOLOGY NAMED AFTER K.I. SKRYABIN, ACADEMICIAN OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

Interview with Fedor Vasilevich rector of Moscow State Academy of Veterinary Medicine and Biotechnology named after K.I. Skryabin, academician of the Russian academy of sciences. Interview taken on April 12, 2016 by Editor-in-Chief of RJOAS.

Текст научной работы на тему «Интервью с ректором ФГБОУ во «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА имени К. И. Скрябина», академиком Российской академии наук Федором Ивановичем василевичем»

DOI http://dx.doi.org/10.18551/rjoas.2016-05.01

ИНТЕРВЬЮ С РЕКТОРОМ ФГБОУ ВО «МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ И БИОТЕХНОЛОГИИ - МВА ИМЕНИ К.И. СКРЯБИНА», АКАДЕМИКОМ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК ФЕДОРОМ ИВАНОВИЧЕМ ВАСИЛЕВИЧЕМ

Василевич Федор Иванович

Ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии - МВА имени К.И. Скрябина», академик РАН, Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации, кавалер «Ордена Почета», доктор ветеринарных наук, профессор, заведующий кафедрой паразитологии и ветеринарно-санитарной экспертизы, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, почетный профессор 6 российских и 5 зарубежных вузов, член Президиума Международной ассоциации паразитологов, член Союза ректоров Европы, депутат Муниципального собрания, главный редактор «Российского ветеринарного журнала», автор более 400 научных и методических работ.

- Фёдор Иванович, здравствуйте! Нам известно, что академия принимала участие в разработке федеральных образовательных стандартов по зооветеринарным специальностям. Что принципиально нового в стандартах третьего поколения?

- Добрый день! Прежде всего, образовательные стандарты третьего поколения основываются на профессиональных стандартах, требованиях работодателей, и под это уже будет выстроена система оценки качества подготовки по каждой программе.

Подготовка к Общественно-профессиональной аккредитации Академии показала, что в стандарте «три плюс» имеется полная совместимость с профессиональным стандартом «Ветеринарный врач». А именно - все профессиональные компетенции в обоих стандартах совместимы.

Образовательная организация самостоятельно устанавливает требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам с учетом требований примерных основных образовательных программ.

Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы специалитета, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном данным ФГОС ВО, с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы.

Программа специалитета по специальности «Ветеринария» основывается на требованиях Международного Эпизоотического Бюро (Всемирной Организации по охране здоровья животных), которые определяются положениями Статьи 3.2.12 Международного Ветеринарного кодекса по Ветеринарным институциональным органам.

В связи с этим обучение по специальности Ветеринария должно вестись по следующим дисциплинам: «Анатомия», «Физиология», «Биохимия», «Генетика»,

«Иммунология», «Био-математика», «Латинский язык», «Ветеринарная экология и этология», «Паразитология», «Фармакология/токсикология», «Патология», «Микробиология, вирусология, микология», «Эпизоотология»,

«Сельскохозяйственная экономика, управление коммерческим предприятием», «Животноводство», «Внутренние незаразные болезни», «Акушерство и гинекология», «Хирургия», «Диагностика», «Ветеринарно-санитарная экспертиза», «Национальное и международное ветеринарное законодательство», «Организация ветеринарного дела», «Гигиена животных», «Кормопроизводство и Кормление животных», «Профессиональная юриспруденция и этика», «Коммуникация».

Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы специалитета, образовательная организация определяет самостоятельно, в объеме, установленном данным федеральным государственным образовательным стандартом. После выбора обучающимися направленности (профиля) программы специалитета набор соответствующих дисциплин (модулей)становится обязательным для усвоения обучающимся.

В блок «Практики, в том числе научно-исследовательская работа» входят учебная и производственная, в том числе преддипломная практики. Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

В блок «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты. Таким образом, ВУЗам предоставляется больше права по формированию образовательных программ, что снижает мобильность студентов в рамках реализации одной и той же образовательной программы.

- Как сказался на эффективности работы выпускников университета переход на подготовку бакалавров и магистров?

- В настоящее время по программе бакалавриата и магистратуры в академии реализуются следующие направления: зоотехния, биотехнология, биология и товароведение.

Уменьшение практической подготовки, снижение сроков обучения и другие причины привели к тому, что выпускники академии стали менее подготовленными к работе в реальном секторе экономики. Со стороны представителей бизнеса, объединения работодателей все чаще стала звучать критика о плохом качестве подготовки выпускников.

Однако в последние годы бакалавры стали более узнаваемы на рынке труда и реализуют себя в следующих видах профессиональной деятельности: производственно-технологическая, организационно-управленческая и научно-исследовательская. На 3-ем курсе студенты бакалавриата профилируются по современным и ресурсосберегающим технологиям разведения, кормления и производства продукции животноводства.

- Какие инновационные формы обучения используются в академии или, возможно, появятся в ближайшее время?

- Новая концепция системы высшего образования ставит на первое место инновационное развитие. В эту систему сегодня мы активно вовлекаем бизнес-сообщество, которое позволяет выявить оптимальные пути подготовки ветврачей и зооинженеров, при этом студент помимо теоретической подготовки получает профессиональные навыки за счет работы и стажировок на реальном производстве. В академии резко активизировался процесс совершенствования и использования в учебном процессе как своей материально-технической базы, так и базы научно-исследовательских институтов, производственных лабораторий, рынков, прогрессивных предприятий агропромышленного комплекса Московской области.

В перспективе мы планируем выстроить систему взращивания инноваций в академии - «инновационный лифт». Ключевая идея заключается в том, что творческие и научные разработки сотрудников, студентов, аспирантов, партнеров от идеи до ее воплощения будут обеспечены поддержкой на всех этапах реализации - нормативно-правовой, инфраструктурной, информационной и финансовой. Планируем создать 3 малых инновационных предприятия и коммерциализировать научные разработки.

- Многие абитуриенты и их родители считают, что престижность ВУЗа -важное условие успешной карьеры в будущем. Вы разделяете эту точку зрения?

- Я полностью разделяю данную точку зрения. От качества полученных образовательных услуг в процессе обучения зависит востребованность и мобильность выпускников на рынке труда.

Широкое открытие ветеринарных факультетов в непрофильных ВУЗах -опасная тенденция. Я глубоко убежден, что самое сложное в подготовке - это обучение врачеванию. Это искусство требует многого, что отсутствует в непрофильных ВУЗах.

Обучать ветеринарии в ВУЗе, где нет клинической базы, анатомического театра, коллекции макро- и микропрепаратов, современного ветеринарного оборудования и нет квалифицированных педагогических кадров, все равно, что готовить инженеров для атомной энергетики в ветеринарной академии.

Считаю, что для России достаточно 10 солидных ветеринарных ВУЗов. Это было бы разумнее, чем имеющиеся 55 факультетов, разбросанных по самым разным институтам, в том числе техническим.

- В последние годы сфера науки и образования претерпела радикальные организационно-административные изменения. Какие из них Вы считаете самыми важными для академии?

- О реформировании российского образования и науки у нас не говорит только ленивый. У многих до сего времени не сложилось четких представлений о преимуществе западных образцов перед традиционной системой Российского образования. Это же касается и сферы науки, эффективность которой напрямую связана с уровнем финансирования.

К сожалению, вузовская наука из бюджета финансируется крайне слабо (в академии - около 1 млн. рублей в год). К примеру, за счет грантов и контрактов РФФИ, РНФ, ФЦП и других фондов в прошлом году мы заработали 58,0 млн. рублей. Важным моментом является то, что произошло значительное сближение вузовской и академической науки, что нам позволило и выиграть эти гранты и контракты. Именные стипендии Президента РФ, Правительства РФ особенно важны для молодых ученых.

- Отчетность - извечная проблема многих ВУЗов, ученые и преподаватели говорят о большом грузе бумажной работы, занимающей большую часть рабочего времени. Как обстоят дела в академии?

- Огромная бумажная волокита, многочисленные отчеты на бумажных носителях отнимают много времени, которое преподаватель мог бы затратить на самосовершенствование и организацию учебного процесса. В идеале в современном ВУЗе должен быть только электронный документооборот.

- Какие направления деятельности академии являются приоритетными для вас как руководителя?

- Самое главное - достижение статуса ведущего ВУЗа России в области зооветеринарного образования, повышение квалификации и переподготовки кадров.

Наши задачи:

- обеспечить генерацию высококвалифицированных научных педагогических кадров и конкурентоспособных выпускников, способных к решению актуальных задач в сфере АПК;

- создать условия для динамичного развития научно-исследовательской и инновационной деятельности академии;

- интегрироваться в международное научно-образовательное пространство, использовать потенциальное международного образовательного и научного пространства;

- создать условия для повышения эффективности использования имеющихся ресурсов академии и извлечение новых ресурсов для надежного обеспечения функционирования и устойчивого развития;

- привести объекты инфраструктуры академии в соответствие с современными требованиями.

- У Вас было много контактов с зарубежными партнёрами (поездки за границу, встречи с иностранными партнёрами). Что запомнилось больше и почему?

- Академия взаимодействует и сотрудничает с 37 зарубежными университетами. В последние два года я посетил ветеринарный колледж Университета Батен Рут (штат Луизиана, США), ветеринарные факультеты городов Нант, Лион, Париж во Франции, университета города Брно в Чехии, городов Лейпциг в Германии, Ереван в Армении, Витебск (Беларусь) и другие.

Принимал участие в 8 международных конференциях в Бельгии, Франции, Мексике, Германии, США. Ветеринарному образованию в этих странах уделяют первостепенное значение, престиж профессии поддерживается на уровне Правительства. Все университеты прекрасно оснащены современным оборудованием, профессорско-преподавательский состав имеет достойную

зарплату. При соотношении преподавателя и студента 1 к 5 имеются все возможности для реализации себя в научной сфере.

- Какие возможности существуют для студентов, желающих связать свою жизнь с научным поприщем?

- У нас в академии активно работает студенческое научное общество. Многие студенты входят в состав исполнителей различных грантов и проектов, занимают призовые места во Всероссийском конкурсе на лучшую работу среди вузов Министерства сельского хозяйства России, участвуют в международных и российских научных конференциях. По окончании академии такие студенты, как правило, продолжают обучение в магистратуре и аспирантуре.

- Реформа образования сегодня идет, в том числе путем объединения вузов. Каково Ваше мнение о происходящем?

- Оптимизация - процесс объективный и востребованный экономикой. К этому мы относимся с пониманием. Однако, здесь главное, исключить формальные подходы, сохранить самобытность вузов, которым она присуща, не утратить специализированные учебно-методические базы и не растерять научные школы. Процесс объединения должен проходить с учетом мнения научно-педагогического сообщества и должен быть направлен, как я уже отметил на примере ветеринарной специальности, на сохранение профильности образования, развития профильных высокотехнологичных вузов и факультетов и упразднение факультетов, не обеспечивающих высокий научно-методический уровень профильного образования. Не может быть достойного качества подготовки ветеринарного специалиста на факультете с двумя кафедрами без музеев, лабораторий и клиники.

- Какова роль и место академии в будущем? Есть ли что-то уникальное не только в пределах страны, но и всего мира, что делает академию особенной в научно-образовательном плане?

- Считаю, что Московская ветеринарная академия, «Скрябинка», в будущем должна оставаться профильным центром подготовки зооветеринарных специалистов. Коллектив академии прикладывает все усилия, чтобы сохранить и развивать ведущую роль нашего вуза в высшем образовании по зооветеринарным профилям и обеспечивать компетенции выпускника согласно запросам времени. Уникальность нашей академии - в ее истории, научных школах.

Практически все основные дисциплины и научные области получили развитие в стенах нашей академии работами всемирно известных ученых К.И. Скрябина, С.И. Вавилова, С.Н. Вышелесского, И.Е. Мозгова, Б.М. Оливкова, Б.К. Боля, И.Г. Шарабрина, В.Н. Сюрина, А.Ф. Климова, Н.А. Сошественского, А.Г. Банникова, В. Ф. Красоты и многих других.

В нашей академии созданы уникальные лаборатории и научные центры -радиобиологии, биотехнологии, генной инженерии, инновационный ветеринарный центр, учебные музеи с богатыми коллекциями - паразитологии, анатомический, патологоанатомический, зоологический, фармакологический, микробиологический и другие, специализированные клиники для животных - офтальмологическая, стоматологическая, реконструктивно-восстановительной хирургии. Нашу академию отличает наличие единственной в стране кафедры биологии и патологии мелких, домашних, лабораторных и экзотических животных, а также возможности обучения по таким узкоспециализированным дисциплинам как «Болезни рыб», «Болезни молодняка», «Болезни пчел», «Болезни диких и зоопарковых животных»...

Любые интересы студентов и аспирантов в области подготовки зооветеринарных специалистов мы готовы удовлетворить!

- Федор Иванович, большое спасибо за уделенное время и удачи во всех Ваших начинаниях!

Интервью записано главным редактором журнала МОЛБ.

г. Москва, 12 апреля 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.