Научная статья на тему 'Интервью с профессором Российской академии наук, помощником проректора по науке и инновациям ФГБОУ во «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА имени К. И. Скрябина» Николаем Васильевичем пименовым'

Интервью с профессором Российской академии наук, помощником проректора по науке и инновациям ФГБОУ во «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА имени К. И. Скрябина» Николаем Васильевичем пименовым Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
574
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
UNIVERSITY / SCIENCE / VETERINARY / BIOLOGY / AGRICULTURAL RESEARCH / INTERVIEW

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Пименов Николай Васильевич

ИНТЕРВЬЮ С ПРОФЕССОРОМ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, ПОМОЩНИКОМ ПРОРЕКТОРА ПО НАУКЕ И ИННОВАЦИЯМ ФГБОУ ВО «МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ И БИОТЕХНОЛОГИИ – МВА ИМЕНИ К.И. СКРЯБИНА» НИКОЛАЕМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ ПИМЕНОВЫМ. Интервью записано главным редактором журнала RJOAS. г. Москва, 14 апреля 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Пименов Николай Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERVIEW WITH NIKOLAI PIMENOV - PROFESSOR OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES, ASSISTANT OF VICE-RECTOR ON SCIENCE AND INNOVATIONS OF MOSCOW STATE ACADEMY OF VETERINARY MEDICINE AND BIOTECHNOLOGY NAMED AFTER K.I. SKRYABIN

Interview with Nikolai Pimenov professor of the russian academy of sciences, assistant of vice-rector on science and innovations of Moscow State Academy Of Veterinary Medicine And Biotechnology named after K.I. Skryabin. Interview taken on April 14, 2016 by Editor-in-Chief of RJOAS.

Текст научной работы на тему «Интервью с профессором Российской академии наук, помощником проректора по науке и инновациям ФГБОУ во «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА имени К. И. Скрябина» Николаем Васильевичем пименовым»

DOI http://dx.doi.org/10.18551/rjoas.2016-05.02

ИНТЕРВЬЮ С ПРОФЕССОРОМ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, ПОМОЩНИКОМ ПРОРЕКТОРА ПО НАУКЕ И ИННОВАЦИЯМ ФГБОУ ВО «МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ И БИОТЕХНОЛОГИИ - МВА ИМЕНИ К.И. СКРЯБИНА» НИКОЛАЕМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ ПИМЕНОВЫМ

Пименов Николай Васильевич

Профессор РАН, доктор биологических наук, Почетный работник агропромышленного комплекса Российской Федерации, профессор кафедры биологии и патологии мелких домашних, лабораторных и экзотических животных, помощник проректора по науке и инновациям ФГБОУ ВО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии - МВА имени К.И. Скрябина», Почетный член совета молодых ученых академии, председатель Всероссийского совета молодых ученых аграрных образовательных и научных учреждений, академик Международной академии аграрного образования, автор более 200 научных и методических публикаций.

- Николай Васильевич, добрый день! Для начала, расскажите немного о себе, откуда Вы родом, что стало для Вас символом жизни?

- Здравствуйте. Моя родина в Кимовском районе Тульской области, недалеко от великого Куликого поля. После школы я поступил в Московскую академию ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина, с которой и иду по жизни - от студента до профессора. Символ жизни? Голубь Мира. Я бы выделил свое кредо - не обещать, чего можешь не сделать, и делать то, что пообещал.

- Почему вы связали свою деятельность с наукой?

- Почувствовал свое призвание... Еще в студенческие годы. И помог мне в этом мой научный руководитель - профессор Анатолий Нестерович Куриленко. Исследовательская любознательность и педагогика во мне нашли друг друга и гармонично существуют.

- Говоря о профессиональных направлениях деятельности - что для Вас наиболее привлекательно - наука или образовательный процесс?

В своей профессиональной и общественной деятельности я стараюсь максимально воплощать интегративные процессы в науке и образовании. Убежден, что не может развиваться одно без другого. Как невозможен высококвалифицированный специалист, не обладающий компетенциями научного анализа и знаниями научного опыта, так и невозможен авторитетный исследователь, отрешившийся от прикладного аспекта и воспитания последователей. На моем нынешнем поприще осуществление научно-исследовательской работы в первую очередь связано с ее организацией и учебно-методической поддержкой для студентов, аспирантов и молодых ученых.

- А как Вы считаете, насколько эффективно сегодня реализуется концепция интеграция науки и образования?

- На мой взгляд, мы только на пути к полноценной реализации. Институциональное и организационно-управленческое обособление науки и

образования в нашей стране было исторически сложившейся спецификой, ориентированной на отраслевую систему управления наукой, создание исследовательских институтов. Высшая школа и Академия наук функционировали в разных плоскостях, и их взаимодействие носило фрагментарный характер. Отсутствие финансирования научных исследований в вузах в 90-е годы и неполноценное финансирование вплоть до сегодняшних дней усилили проблемы устаревшего материально-технического фонда исследований, мотивирования и престижа научной работы. А эти процессы, в свою очередь, углубили разобщение науки и образования, что нанесло существенный урон и качеству подготовки, и кадровому потенциалу.

Последние 10 лет вопросы интеграции науки и образования получают все большую актуализацию. Это отражается и в государственных программах, и в новых образовательных стандартах, элементами проходит в конкурсном финансировании. Заметно усилены процессы систематизации информационных потенциалов научной деятельности, совершенствования учебно-исследовательской методологии. В вузах массово организуются филиалы кафедр на базе НИИ, формируются инновационные программы, новые структуры... Но, которые тут же сталкиваются с несовершенством правовой базы, неразвитостью адаптивных механизмов образовательных программ и учебных планов.

Таким образом, немалая работа, которая проводится в этом направлении, требует еще большего внимания и консолидации усилий, как научного сообщества Академии наук, так и научно-педагогического сообщества высшей школы. Не случайно, создаются рабочие группы по интеграции науки и образования на базе РАН и общественных академий, профильных Департаментов и ассоциаций. В качестве одной из задач своей деятельности в области сельскохозяйственных и ветеринарных наук эту работу реализует Всероссийский совет молодых ученых и специалистов аграрных образовательных и научных учреждений.

- Каковы функции Всероссийского совета молодых ученых аграрных вузов, который Вы возглавляете?

Всероссийский совет включает председателей Советов молодых ученых 54 вузов, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, а также представителей других вузов и научных учреждений, осуществляющих деятельность в аграрной сфере.

Основные задачи совета - это развитие межвузовских, а также межведомственных и международных взаимодействий в сфере аграрной науки, в том числе посредством проведения мероприятий по обмену опытом, повышению квалификации, апробации результатов научных исследований, конкурсов научно-исследовательских инновационных проектов и научно-исследовательских работ, популяризации сельскохозяйственных специальностей и науки среди молодежи.

Мы стараемся выявлять системные проблемы в жизни молодых ученых и специалистов, и стараемся содействовать их решению во взаимодействии с Министерством сельского хозяйства и другими государственными органами. Совет молодых ученых - это общественная организация, реализующая планы и программы молодежной политики, обеспечивающая информационное и методическое сопровождение профессионального роста молодых кадров в науке, оказывающая содействие защите их прав.

- А вообще, трудно ли быть председателем Всероссийского совета? Это ведь не только общественное признание и доверие, но и, прежде всего, ответственность за принимаемые решения?

- Трудно быть руководителем в принципе, тем более, если твоя работа на виду у общественности. Но, вместе с тем, это - очень интересная и творческая работа. А, когда твой коллектив в большинстве состоит из многогранных, эрудированных, коммуникабельных энтузиастов, работа становится все более насыщенной содержанием и приносит все больше положительных эмоций. Кроме того, для меня лично, это возможность знакомиться с новыми городами и вузами, расширять кругозор и познавать положительный опыт, новые разработки.

- О каких разработках, внедренных на территории нашей страны, Вы могли бы рассказать более подробно? Какова доля вклада Вашего коллектива в реализацию этих проектов?

Этот вопрос, я понимаю, касается уже научных изысканий, выполненных мной с коллегами по цеху и учениками?

Наши основные исследования посвящены проблеме борьбы с сальмонеллезом. Нами изучены и описаны эпизоотическая ситуация по сальмонеллезу птиц и молодняка сельскохозяйственных животных, проведен мониторинг сальмонеллезной инфекции в различных отраслях птицеводства и животноводства, изучена этиологическая структура сальмонеллеза. Это послужило хорошей базой для разработки и создания новых средств и методов борьбы с сальмонелла-инфекцией и обеспечения санитарной безопасности населения. Среди основных назову метод селективной деконтаминации при оздоровительных мероприятиях, препараты бактериофагов, вакцины для птицеводства. Для биопрепаратов определены технологические параметры производства, методы контроля и способы применения. Разработанная нами вакцина «Виросальм» не имеет аналогов и предназначена для специфической профилактики сальмонеллеза и ньюкаслской болезни у голубей, фазанов, уток и других птиц. Ее широко применяют в нашей стране и за рубежом с 2010 года. Разработаны рекомендации по диагностике и борьбе с сальмонеллезом птиц, усовершенствованны методы индикации бактерии и ветеринарно-санитарной экспертизы при аризонозе.

- Нормативное регулирование и государственный контроль в ветеринарной сфере - не просто красивые слова. Что на Ваш взгляд необходимо изменить в этой области с учетом современных условий - принимая во внимание ВТО, санкции, жесткую конкуренцию на международных рынках?

- Во-первых, не ослабить государственный ветеринарный надзор. Хорошо известны случаи вспышек птичьего гриппа, африканской чумы свиней, которые стали следствием «оптимизации» в системе ветнадзора. Контрсанкции привлекли к расширению импорта продовольствия из Азии, Латинской Америки, что увеличивает вероятность заноса на территорию нашей страны как известных, так и экзотических заболеваний, в том числе общих для животных и человека. И у ветеринарной службы здесь ответственная миссия.

Нормативное регулирование - необходимая составляющая системной организации в ведомстве с широкой ответственностью. Однако правовая база в ветеринарной сфере на сегодня нуждается в серьезной модернизации, в том числе с учетом перечисленных Вами условий. Например, некоторые инструкции по борьбе с болезнями животных разрабатывались полвека назад с принципиально иными формами взаимоотношений между производственными субъектами. И, самое интересное, что даже при понимании необходимости принципиальных изменений в устаревших актах, сегодня этот процесс происходит вяло. Мало кто из ответственных структур выступает заказчиком соответствующих исследований и решается на внесение предложений по изменениям в нормативно-правовые акты, регулирующие ветеринарную деятельность.

А что до жесткой конкуренции на международных рынках - насколько я помню, Россельхознадзор опосредованно старался поддержать отечественного сельскохозяйственного производителя еще во времена засилья «ножек Буша».

- Профессор РАН - это в первую очередь ответственность. Какие качества, на Ваш взгляд, определяют успешность в данной работе?

- Звание «Профессор РАН» учреждено в Российской Академии Наук менее года назад. Его присвоение в «первый набор» для меня стало волнительным и почетным событием.

Успешное избрание предопределили научные работы, изобретения, высокая цитируемость, награды. Однако, для меня звание «Профессора РАН» стало не только и не столько признанием научных достижений, сколько приглашением к совместной работе, в том числе и по вопросам интеграции науки и образования. Эта работа только начинается и, я надеюсь, что исследовательский, экспертный, педагогический, общественный и административный опыт помогут ее сделать успешной.

- Вы автор - более 200 методических и научных работ. Какой из трудов для Вас наиболее важен и памятен?

- Учебник по болезням молодняка сельскохозяйственных животных - мой первый учебник и последняя совместная работа с научным руководителем. Проблема болезней молодняка в основных отраслях животноводства является доминирующей. Дисциплину открыли в 1964 году в нашей академии Постановлением Совета Министров СССР. Я горд, что стал продолжателем научных школ и внес свой вклад в методологию этого курса, аналога медицинской педиатрии. Но с горечью констатирую, что новое руководство учебно-методического объединения по специальности «Ветеринария» исключило эту дисциплину из образовательных программ. Считаю это большой ошибкой.

- Расскажите, пожалуйста, про свою нынешнюю работу, над какими проектами Вы работаете?

- В настоящее время мы проводим изучение особенностей этиологии и патогенеза таких болезней молодняка животных, как клебсиеллез, анаэробная энтеротоксемия, работаем над новыми средствами и методами профилактики и лечения этих болезней. В рамках Государственного задания разрабатываем рекомендации по профилактике и ликвидации сальмонеллезов сельскохозяйственных животных и птиц, работаем над совершенствованием методов и средств профилактики и лечения маститов у коров без применения антибиотиков. Кроме того, участвуем в интересных проектах по изучению паразитофауны и микробиоценоза в организме белок, ежей, зайцеобразных, грызунов, птиц отряда соколиных и попугаеобразных вольерного содержания в урбанистической среде.

Вообще, исследование малоизученных случаев заболеваемости животных и поиск лечебного решения - это наш всегда актуальный проект. Иногда приходится сожалеть, что на все не хватает времени.

- Ваше напутственное слово для только начинающих свой путь в науке?

- Главное не бояться пробовать и ошибаться. Уметь искать и ждать. Идти к цели, не сворачивая. Не гоняться за материальными благами, начинающему исследователю эти мысли - пагубны. Развивать речь и умение аргументировано защищать свои выводы и гипотезы. Постоянно саморазвиваться - методически, аналитически, культурно и эстетически. Хочу выразить всем, кто избрал нелегкий путь исследователя, свои искренние симпатии и пожелать терпения и свершений на этом пути! Успехов!

- Николай Васильевич, спасибо за уделенное время и успехов в Вашей работе!

Интервью записано главным редактором журнала RJOAS.

г. Москва, 14 апреля 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.