Научная статья на тему 'ОПЫТ ИННОВАЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хужин Альфир Мисхатович, Хужина Оксана Николаевна

В статье предпринята попытка раскрыть потенциал использования современных социальных сетей в образовательном процессе. На примере авторского опыта предлагаются элементы информационного наполнения страниц, размещения материала, использования контента для предоставления дополнительной образовательной среды при изучении дисциплин юридического блока. Показывается инновационный подход к обучению в дистанционном формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хужин Альфир Мисхатович, Хужина Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF INNOVATIVE USE OF SOCIAL NETWORKS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article attempts to reveal the potential of using modern social networks in the educational process. On the example of the author's experience, elements of the content of the pages, the placement of the material, the use of content to provide an additional educational environment in the study of the disciplines of the legal block are proposed. An innovative approach to distance learning is shown.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИННОВАЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Хужин Алъфир Мисхатович

доктор юридических паук, доцент, профессор кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии МВД России; профессор кафедры гражданского права и процесса ННГУ имени Н.И. Лобачевского

Huzhin Alfir Mijatovic

doctor of legal sciences, associate professor, professor of civil law and process of The Ntzhny Novgorod academy of the MIA of Russia ; professor of department of civil law and process NNGU im. N.I. Lobachevsky

E-mail: alfirhuzhin @m ail.ru

Хужина Оксана Николаевна

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Нижегородской академии МВД России

Huzhin a Oksana Nikolaevna

PhD in law, lecturer at the department of theory and history of state and law of the Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia

E-mail: oksana_17.92@mail.ru

Опыт инновационного использования социальных сетей в образовательном процессе

Experience of innovative use of social netw orks in the educational process

Аннотация. В статье предпринята попытка раскрыть потенциал использования современных социальных сетей в образовательном процессе. На примере авторского опыта предлагаются элементы информационного наполнения страниц, размещения материала, использования контента для предоставления дополнительной образовательной среды при изучении дисциплин юридического блока. Показывается инновационный подход к обучению в дистанционном формате.

Ключевые слова: Социальная сеть, дистанционное обучение, инновации, информационная образовательная среда.

Annotation. The article attempts to reveal the potential of using modern social networks in the educational process. On the example of the author's experience, elements of the content of the pages, the placement of the material, the use of content to provide an additional educational environment in the study of the disciplines of the legal block are proposed. An innovative approach to distance learning is shown.

Keywords: Social network, distance learning, innovation, information educational environment.

Пандемия, вызванная распространением коронавирусной инфекции СО\/Ю-19, оказала чрезвычайное влияние на каждую из сфер общественной жизни. Отдельные из них пережили существенные изменения. Переформатирование затронуло и образовательную среду. Выразилось оно, в первую очередь, во временном переходе образовательных организаций на удаленную организацию своей деятельности. Дистанционный формат обучения показал как слабые, так и сильные стороны всей российской системы образования в целом, и высшего образования в частности. Конечно, большая часть отечественных образовательных организаций высшего образования уже была знакома с такой формой взаимодействия педагогического работника и обучающегося. Ведь современным законодательством предусмотрена воз-

можность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий1. Однако использование электронной информационно-образовательной среды и дистанционных образовательных технологий происходило в ограниченном масштабе под конкретные категории обучающихся. И имели дело с такой формой обучения далеко не все педагоги высшей школы. «Обязательный полный переход на удаленный режим работы для всех участников образовательного процесса, — как справедливо замечено, — оказался серьезным стрессом и был сопряжен с большими сложностями как для администрации учебного заведения, так и для преподавателей и обучающихся»2. Обеспечение качественного образовательного процесса в новых условиях потребовало мобилизации усилий от педагогических работников. В первую очередь связано это было с необходимостью освоения дистанционных образовательных технологий, а также методик проведения всех видов учебных занятий, контроля текущей успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации.

Авторы настоящей статьи, также как и многие другие представители педагогического звена высшей школы, «на ходу» овладевали новым стилем преподавания в рамках предложенных образовательными организациями онлайн-платформ. В настоящее время мы продолжаем поиск наиболее оптимальных форм взаимодействия с обучающимися в рамках дистанционного образовательного процесса. Реалии нашей жизни показывают востребованность такого формата обучения. Однако наравне со ставшими классическими образовательными технологиями, полагаем возможным расширять их за счёт использования потенциала социальных сетей3, ведь современные студенты в большинстве своем молодые прогрессивные пользователи интернета и различных гаджетов, уже имеющие аккаунты на данных веб-сервисах. Уже справедливо говорить, как заметили М.А. Дьячкова и О.Н. Томюк, о появлении новой нормы поведения современного человека — повседневном использовании интернет-ресурсов в быту, учебной и профессиональной деятельности, и, как следствии, появлении новых социальных ролей — член интернет-сообщества, пользователь, участник сетевого сообщества и др4.

По статистическим данным в России за период с мая по июль включительно текущего года интернетом хотя бы раз в месяц пользовались 95 миллионов человек, что составляет 78% населения нашей страны старше 12 лет. Главным техническим устройством, обеспечивающим возможность выхода в интернет является смартфон — им пользуются 67% россиян; 51% населения использует для этой цели компьютер (ноутбук), 17% — планшет, 15% — Смарт ТВ5.

По результатам последних исследований наибольшей популярностью среди российских пользователей обладают следующие интернет-площадки: социальные сети (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Instagram, YouTube, TikTok, Twitter и др.); блоги, форумы, сайты отзывов; Telegram-каналы и иные открытые чаты. В рунете первое место по числу активных пользователей занимает социальная сеть «ВКонтакте», а все большую популярность начинает набирать «Instagram». Самым быстрорастущим форматом последних лет становится «Stories»6.

На рисунке 1 представлена статистика активности российских пользователей в наиболее популярных социальных сетях, где графа «Monthly Reach» означает количество человек, заходивших на ресурс хотя бы 1 раз за месяц, в тыс. человек, графа «Average Daily Reach» — среднее количество человек, заходивших на ресурс хотя бы 1 раз за день в июле 2020, в тыс. человек, графа «Avg. min. per day» — среднее количество минут, проведенное одним пользователем ресурса на сайте за день7.

Теперь опишем непосредственный процесс использования социальной сети в образовательном и научном процессе. Возьмем для примера наиболее активный среди русскоговорящей интернет-аудитории сетевой ресурс «ВКонтакте». Как известно, многие пользователи имеют свои персональные страницы, а в студенческой среде этот показатель приближен к абсолютным данным. Имеют свои стра-

1 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ // Российская газета. 31 декабря. 2012.

2 Зернов В.А., Манюшис А.Ю., Валявский А.Ю., Учеваткина Н.В. Образовательное пространство России после пандемии: вызовы, уроки, тренды, возможности // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ar1icle/n/ob-razovatelnoe-prostranstvo-rossii-posle-pandemii-vyzovy-uroki-trendy-vozmozhnosti (дата обращения: 29.10.2020).

3 Социальная сеть (от англ. social networks) представляет собой интернет-площадку, посетители которой имеют возможность создать информационный ресурс (о себе, своих интересах, достижениях и прочее) с целью установить связи с людьми, разделяющими их интересы.

4 См.: Дьячкова М.А., Томюк О.Н. Социальные сети как образовательный ресурс // Педагогическое образование в России. 2017. // Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsialnye-seti-kak-obrazovatelnyy-resurs (дата обращения: 30.10.2020).

5 См.: Mediascope представила данные об аудитории интернета в России // Режим доступа: https://mediascope.net/news/1209287/ (дата обращения: 29.10.2020).

6 Английское слово «stories» в переводе на русский язык означает «истории». Stories в социальных сетях — это относительно новый формат, который заключается в коротких видео или серии фото, автоматически исчезающих через 24 часа с момента опубликования.

7 Статистика социальных сетей в России 2020. Статья подготовлена на основе данных, представленных Mediascope по сосотоянию на июль 2020, страна Россия (города 100К+, аудитория 12—64 лет) // Режим доступа: https://livedune.ru/blog/statistika_socsetej_v_rossii (дата обращения: 30.10.2020).

ницы и представители профессорско-преподавательского состава. В самом примитивном формате коммуникации, возможно размещение учебной, научной и иной полезной для обучения информации на персональной странице преподавателя в рамках записей для подписчиков страницы, куда могут входить и обучаемые. Такая форма дистанционного формата общения позволяет делиться педагогу полезной информацией с обучаемыми по изучаемым темам курса в режиме онлайн (презентациями, докладами, ссылками на полезные ресурсы). Однако, широкий диапазон участников, часть из которых не относится к среде коммуникации, присутствие иной информации, в том числе частного характера, иные помехи (фейковые подписчики, взломы страницы, вброс ненужной и негативной информации) не позволяют достаточно эффективно отладить обучающее взаимодействие. В связи с этим, предлагаем использовать наш положительный опыт использования специального сообщества в социальной сети «ВКонтакте», ориентированного на конкретную обучающуюся аудиторию (группу, курс, факультет, вуз) и предмет коммуникации1.

Инстаграм В контакте Фейсбук Одноклассники You Tube

Monthly Reach 33 872 40 974 22 232 24 054 44 635

Average Daily Reach 16185 22 531 5 366 8 856 18 497

Avg.min.per 24мин 31 мин 8мин 18мин 48 мин

day

Рисунок 1. Активность в социальных сетях

Специальное сообщество создается преподавателем на правах создателя группы с правами администратора ресурса. Возможность указания названия, тематики, типа группы (открытая, закрытая, частная), выбора и присоединения участников, позволяют создать целевую аудиторию для конкретных образовательных задач. Такой ресурс получает свой идентификационный номер и позволяет управлять страницей, как самому преподавателю (владельцу сообщества), так и назначаемым им лицам с правами редакторов. Созданное сообщество носит статус самостоятельного контента, обеспечивающего размещение актуальной образовательной информации, ее обсуждение, создание дополнительных бесед и мероприятий с встроенными возможностями сети уведомления участников о событиях в группе, мгновенной информационной поддержки в случаях возникновения сбоев в официальных образовательных информационных продуктах. Сообщество позволяет связывать иные социальные сети электронной среды, взаимодействовать с официальными образовательными ресурсами вузов, интегрироваться в иное информационное пространство сети Интернет. На рисунке 2 приведен пример того, как может выглядеть главная страница такого сообщества «ВКонтакте». Информативность, доступность для участников, широкий функционал взаимодействия обеспечиваются устойчивой связью всех заинтересованных лиц. Данные ресурсов социальной сети позволяют производить аналитику. Так, из предоставляемых отчетов, можно получить динамические данные об уникальных посетителях сообщества, новых подписчиках, а также количественных показателях просмотров страницы (рис. 3}. Эта информация позволяет отслеживать как целевую аудиторию участников и их активность, так и использовать дополнительные возможности для продвижения сообщества в информационной образовательной среде.

В числе положительного эффекта от использования социальных сетей при освоении образовательных программ высшего образования полагаем возможным указать на следующее: потенциальная непрерывность учебного процесса, так как имеется возможность взаимодействия педагога с обучающимися в согласованное ими время, независимо от расписания занятий; возможность организации участия каждого обучающегося как в группе, так и индивидуально; восполнение знаний о пропущенных занятиях; фиксация наиболее важной информации по учебной дисциплине; индивидуальное (групповое) консультирование обучающихся; рассмотрение отдельных вопросов, не раскрытых в ходе занятия лекционного и (или) семинарского типа; обсуждение проблемных тем в совместном диалоге, что позволяет обучающимся проявлять инициативу в изучении конкретного предмета.

1 Созданы и активно функционируют сообщества «ВКонтакте» под названием «ALFIRHUZHIN.RU» режим доступа: https://vk.com/club189360490 и «ГП ННГУ» режим доступа: https://vk.com/club187849187

alfirhuzhin.ru

изменить статус

Благ .......... Альфира Мисчтоеича

'Л','. a' - * к | h 111 com

Бы участник -

Создать мероприятие

Обсуждения 10

Актуальные проблемы гражданского права и гражданского процесса

3 сообщения - Последнее от Альфира Хужина 20 окт в 14:50

Написать сообщение Управление

Сообщений 0

Рисунок 2. Страница сообщества «ВКонтакте»

Уникальные посетители

4 вдень Т 100%

Среднее количество уникальных пользователей

Новые подписчики

120 1*45%

Просмотры

2.2 К 1*49%

Пользователи, подписавшиеся на страницу

Просмотры станицы

4018 18-21 21-24 2J-27 27-30 30-05 35 45 0U5

Женщины

?4,Ь%

Мужчины

Zfi.fi*

Источники Переходов

■ МОИ Группы 74.5%

• Нопости 6Г4%

■ прямые ссылки ь,4%

• Результаты поиска ^Контакте 4.3% Уведомления 4ГЭ% Другие 4,3%

Рисунок 3. Аналитическая информация в сообществе «Вконтакте»

Хужин A.M., Хужина О.Н. Опыт инновационного использования социальных сетей...

Безусловно, дистанционной формат в освоении образовательных программ предоставляет уникальные возможности для сотрудничества педагога и обучающихся, а также обучающего взаимодействия между студентами. Ведь включение элементов такого формата обучения позволяет преодолевать ограничения, связанные с раздельным местонахождением участников образовательного процесса. Это способствует поиску и воплощение творческих решений в обучающей среде, реализации креативных проектов. Создаются уникальные условия для формирования у обучающихся большей самостоятельности в познавательном процессе, что требует от них повышения дисциплинированности, необходимости осознать большей ответственности за свое обучение. Возлагается дополнительная ответственность и на педагога. Именно от него, его профессионализма будет зависеть эффективность использования социальных сетей в каждом конкретном случае. Ведь как точно замечено, и подтверждается личным опытом авторов, «технология дополняет, но принципиально не изменяет процесс обучения. Для любого новшества человеческий фактор является ключевым» 1. В этой связи педагогические работники должны «перестроиться» под новые реалии, «прокачивать» свои навыки работы в цифровой среде, при их нехватке — восполнять пробелы. Должны в этом, в первую очередь содействовать сами образовательные организации, как минимум, проводя обучающие семинары, тренинги, разрабатывая и реализуя курсы повышения квалификации по данным направления.

Работа со студентами в онлайн-формате с использованием социальных сетей отчасти требует от педагогических работников «быть на одной волне» с обучающимися, при этом держать соответствующие рамки «педагог—студент». Полагаем необходимым придерживаться следующих рекомендаций при использовании социальных сетей в дидактических целях:

1) На выбранной интернет-площадке зарегистрировать публичный аккаунт, направленный на создание и поддержание образовательного контента. Однако, видится возможным, размещение информации личного характера для поддержания интереса аудитории. Делать это следует продуманно, весьма дозированно и системно. Например, один пост в неделю с личной историей, содержащей аспекты профессиональной деятельности педагога. Можно рассказать свой путь становления в профессии, выбора узкой предметной специализации и т.д.

2) Продумать и составить контент-план. Иными словами, четко определить какая информация и в каком формате будет публиковаться. Возможно создание раздела под названием «виртуальная доска объявлений», где будет размещаться информация организационного характера, например о предстоящих темах занятий лекционного и (или) семинарского типа, о промежуточной и (или) итоговой аттестации, деловых играх, научных конференциях и т.д. Иметь отдельный блок с рабочими кейсами по темам учебного курса. Поднимать проблемные вопросы для открытого обсуждения в комментариях. Проводить открытые консультации в прямом эфире. Иные разделы, наличие которых будет способствовать повышению познавательной активности лиц, получающих образование.

3) Обеспечить защиту персональных данных как самого педагога, так и обучающихся. С этой целью должны проводиться разъяснительные беседы о рисках в социальных сетях, о том какую информацию уместно размещать для публичного доступа, а какую нет.

Современный процесс обучения постепенно модифицируется, в традиционный формат лекционно-семинарского общения педагога и студента проникают, и весьма успешно, информационные технологии, которые позволяют выйти за пределы учебной аудитории. Задача каждой из сторон образовательного процесса максимально использовать достижения в цифровой среде для решения дидактических задач. Для чего развиваться в этом направлении, осваивая информационные инструменты.

1 Зернов В.А., Манюшис А.Ю., Вапявский А.Ю., Учеваткина Н.В. Образовательное пространство России после пандемии: вызовы, уроки, тренды, возможности // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. Режим доступа: https://cyberlen¡nka.ш/al1icle/n/ob-razovatelnoe-prostranstvo-rossii-posle-pandemii-vyzovy-uroki-trendy-тогтогЬпоэй (дата обращения 29.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.