Научная статья на тему 'ДОСТУПНОСТЬ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РОССИЯН (ИССЛЕДОВАНИЕ РУНЕТА)'

ДОСТУПНОСТЬ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РОССИЯН (ИССЛЕДОВАНИЕ РУНЕТА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ВИРТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СРЕДЫ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ СЕРВИСЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / DISTANCE LEARNING / INTERNET / NETWORKS / VIRTUAL SOCIAL ENVIRONMENTS / STATISTICAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Инна Владимировна, Прончев Геннадий Борисович, Прончев Константин Геннадьевич, Кричевер Евгения Иосифовна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с доступностью дистанционных форм обучения на базе современных информационно-коммуникационных технологий для российских граждан. Проанализирован интерес пользователей Рунета к дистанционной форме получения знаний. Отмечается рост интереса к дистанционной форме обучения с определенными сезонными спадами. Наблюдается тенденция к получению высшего образования с формальным присвоением квалификации и выдачей диплома государственного образца с использованием дистанционных форм обучения. Проанализирована возможность использования социальных сетей Интернета для повышения эффективности обучения школьников. Предпочтение пользователей отдается интернет-сообществам придерживающихся традиционных дидактических принципов. Сочетание образовательного и развлекательного контента привлекает большее число пользователей. Эмпирической базой работы являются два авторских Интернет-исследования. Полученные в работе результаты представляют интерес для специалистов, занимающихся проблемами социологии образования, организации дистанционных форм обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Инна Владимировна, Прончев Геннадий Борисович, Прончев Константин Геннадьевич, Кричевер Евгения Иосифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCESSIBILITY OF DISTANCE FORMS OF EDUCATION FOR RUSSIANS (RUNET STUDY)

The paper deals with accessibility of distance learning based on modern information and communication technologies for Russian citizens. The interest of Runet users in the remote form of acquiring of knowledge is analyzed. There is a growing interest in distance learning with certain seasonal declines. There is a tendency towards higher education with the formal certication and the issuance of a state diploma using distance learning. The possibility of using social networks to improve the effectiveness of the education of students is analyzed. User preference is given to online communities which adhere to traditional didactic principles. The combination of educational and entertainment content attracts more users. The empirical basis of the work is two Internet research conducted by the authors. The results obtained in the work are of interest to specialists involved in the problems of the sociology of education and the organization of distance learning

Текст научной работы на тему «ДОСТУПНОСТЬ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РОССИЯН (ИССЛЕДОВАНИЕ РУНЕТА)»

ГОНЧАРОВА Инна Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методологии социологических исследований Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,

e-mail: ig73@inbox.ru

ПРОНЧЕВ Геннадий Борисович,

кандидат физико-математических наук, доцент, доцент, заместитель заведующего кафедрой методологии социологических исследований социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,

e-mail: pronchev@rambler.ru

ПРОНЧЕВ Константин Геннадьевич,

магистрант философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,

e-mail: kpronchev96@gmail.com

КРИЧЕВЕР Евгения Иосифовна,

студентка факультета коммуникаций, медиа и дизайна

НИУ «Высшая школа экономики»; e-mail: janekrichever@mail.ru

ДОСТУПНОСТЬ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РОССИЯН (ИССЛЕДОВАНИЕ РУНЕТА)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с доступностью дистанционных форм обучения на базе современных информационно-коммуникационных технологий для российских граждан. Проанализирован интерес пользователей Рунета к дистанционной форме получения знаний. Отмечается рост интереса к дистанционной форме обучения с определенными сезонными спадами. Наблюдается тенденция к получению высшего образования с формальным присвоением квалификации и выдачей диплома государственного образца с использованием дистанционных форм обучения. Проанализирована возможность использования социальных сетей Интернета для повышения эффективности обучения школьников. Предпочтение пользователей отдается интернет-сообществам придерживающихся традиционных дидактических принципов. Сочетание образовательного и развлекательного контента привлекает большее число пользователей. Эмпирической базой работы являются два авторских Интернет-исследования. Полученные в работе результаты представляют интерес для специалистов, занимающихся проблемами социологии образования, организации дистанционных форм обучения.

Ключевые слова: дистанционная форма обучение, Интернет, виртуальные социальные среды, статистические сервисы, социальные сети

GONCHAROVA Inna Vladimirovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

Associate Professor of the Department of Sociological Research Methodology at Faculty of Sociology of Lomonosov Moscow State University

PRONCHEV Gennadi Borisovich,

Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor;

Associate Professor, Deputy Head of the Department of Sociological Research Methodology at the Faculty of Sociology

of Lomonosov Moscow State University

PRONCHEV Konstantin Gennadievich,

Bachelor of Sociology, Master's student at Faculty of Philosophy of Lomonosov Moscow state University

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

KRICHEVER Eugene losifovna

Student of the Faculty of Communications, Media and Design of National Research University «Higher school of Economics»

ACCESSIBILITY OF DISTANCE FORMS OF EDUCATION FOR RUSSIANS (RUNET STUDY)

Abstract. The paper deals with accessibility of distance learning based on modern information and communication technologies for Russian citizens. The interest of Runet users in the remote form of acquiring of knowledge is analyzed. There is a growing interest in distance learning with certain seasonal declines. There is a tendency towards higher education with the formal certication and the issuance of a state diploma using distance learning. The possibility of using social networks to improve the effectiveness of the education of students is analyzed. User preference is given to online communities which adhere to traditional didactic principles. The combination of educational and entertainment content attracts more users. The empirical basis of the work is two Internet research conducted by the authors. The results obtained in the work are of interest to specialists involved in the problems of the sociology of education and the organization of distance learning.

Key words: distance learning, Internet, virtual social environments, statistical services, social networks

По данным International Telecommunication Union в конце 2018 года в глобальную сеть Интернет выходило 3,9 млрд. человек или 51,2% населения планеты [1]. Согласно результатам общероссийского репрезентативного опроса (телефонное интервью, 3200 респондентов в возрасте 18 лет и старше), проведенного ВЦИОМ 24-25 сентября 2018 года, доля интернет-пользователей в России составляет 81% опрошенных. В том числе 65% выходят в Интернет практически ежедневно [2].

В результате модернизации российской школы информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса. В тоже время, главным требованием процесса обучения остается соблюдение дидактических принципов и технологических приемов к формату проведения в традиционной форме: лекции, практические занятия, самостоятельная работа и др. [3].

Развитие Веб-технологий и распространение глобальной сети Интернет способствуют созданию новых видов взаимодействия между участниками образовательного процесса, появлению новых виртуальных образовательных сред [4, 5]. На замену традиционным дистанционным формам обучения приходят новые.

Исследования, проведенные среди преподавателей и кураторов дистанционных форм обучения (очные интервью, телефонные интервью, опрос по электронной почте) [6], показали, что основными преимуществами дистанционных форм обучения эксперты считают: «Гибкий график обучения»; «Возможность пройти обучение из любой точки мира»; «Приемлемая стоимость обучения (дешевле, чем очная форма обучения)»;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

«Возможность дополнения к очной форме обучения». В то же время, основными недостаткам дистанционных форм обучения были отмечены: «Неопределенность роли и места дистанционной формы обучения в России»; «Отсутствие рычагов влияния на незаинтересованных слушателей»; «Цель обучения смещается с предоставления знаний на вовлечение студентов»; «Большое количество студентов, у преподавателя физически нет возможности уделить необходимое время всем». Тем не менее эксперты дают положительный прогноз развития дистанционной формы обучения в России, отмечая, что «Дистанционное обучение будет развиваться динамично» и «Через десять лет станет эффективной формой обучения» [6].

Целью данного исследования является изучение доступности дистанционных форм обучения для россиян В качестве источника эмпирических данных в данной работе использовались два Интернет-исследования, проведенные авторами в 2018 и 2019 годах. При проведении Интернет-исследований использовалась гипотеза о существовании устойчивой и значимой статистической связи между интенсивностью поисковых запросов пользователей Интернета в поисковых машинах (дескрипторов) и уровнем проявления выбранных событий (индикаторов) [7].

Первое исследование было посвящено анализу популярности дистанционной формы обучения у россиян. В качестве инструмента исследования использовался бесплатный статистический сервис «Яндекс. Подбор слов» (Интернет-ресурс https://wordstat.yandex.ru), предоставляющий статистику по заданному пользователем дескриптору (или нескольким дескрипторам). В качестве дес-

криптора, как правило, выступал конкретный поисковый запрос, однако сервис предлагает также набор так называемых «тем», являющихся, по сути, коллекциями запросов. Статистика имеет вид временного ряда из баллов, представляющих собой показатели количества запросов за различные дни. Более подробно технология описана в нашей работе [7].

Второе исследование было посвящено анализу возможности использования социальных сетей в Интернете для повышения эффективности обучения школьников по математике. В качестве инструмента использовался аналитический сервис Popsters (Интернет-ресурс https://popsters. ru). Был проведен анализ 2018 - 2019 учебного года на предмет вовлеченности подписчиков, выявления наиболее популярного контента и т.д. по полугодиям учебного года.

Бурное технологическое развитие второй половины XX века актуализировало вопрос о внедрении новых стандартов в образовательные процессы. Так, американский исследователь, футурист Р. Фуллер указывал на то, что в будущем образование предстанет ключевой сферой в ряду величайших мировых отраслей. Способствовать этому процессу будет развитие информационных технологий [8].

Американский философ и социолог Э. Тоф-флер отмечал: «В технологических системах завтрашнего дня - быстродействующих, маневренных и саморегулирующихся - на машины обрушится поток физических материалов, а на людей - информационный поток, который обострит способность проникать в суть вещей. Труд выйдет за пределы производственных цехов и многолюдных офисов, люди будут работать в небольших коллективах и на дому... Образованию задание ясно: его первоочередная задача - повысить способность индивида преодолевать трудности, т. е. способность быстро и экономно адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям. И чем стремительнее скорость перемен, тем больше внимания нужно уделять распознаванию модели будущих событий» [9]. «Информация приобретет большую ценность, чем когда-либо, и новая цивилизация перестроит систему образования и научных исследований» [10] - отмечал автор, развивая свою концепцию «третьей волны».

Другой американский социолог Д. Белл прогнозировал «реорганизацию образования на основе компьютерного обучения и широкого распространения видеодисков» [11]. В своей основной работе «The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting» он указывал на то, что рост технических потребностей и профессионального мастерства делает образование, и, в частности, доступ к высшему образованию, условием

самого вхождения в постиндустриальное общество [12].

Испанский социолог М. Кастельс отмечает, что в ближайшем будущем использование компьютерной коммуникации расширится, особенно через систему образования, и охватит существенную долю населения индустриального мира; она перестанет быть исключительно элитным феноменом, хотя и охватит намного меньше людей, чем СМИ [13]. В то же время исследователь указывает на то, что вряд ли классные комнаты растворятся в виртуальном пространстве. В случае начальных и средних школ дело в том, что они являются как центрами по уходу за детьми или приютами для детей, так и учебными учреждениями. В случае университетов это происходит потому, что качество образования еще ассоциируется и долгое время будет ассоциироваться с интенсивным взаимодействием лицом к лицу. Таким образом, крупномасштабный опыт заочных университетов независимо от их качества (плохого - в Испании, хорошего - в Британии) показывает, что это такая форма образования, которую люди выбирают, если не могут учиться в традиционных университетах. Эти формы могли бы играть значительную роль в будущей, лучшей системе образования для взрослых, но едва ли смогут заменить нынешние институты высшего образования [13].

Российский исследователь Г.Б. Прончев отмечает, что современные информационно-коммуникационные технологии позволяют создавать новые виды взаимодействий между участниками образовательного процесса, новые образовательные социальные среды с заранее заданными свойствами [4]. Использование электронных образовательных сред в общеобразовательных школах повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Наличие различных ресурсов позволяет преподавателю варьировать учебный процесс, использовать комбинированные уроки, организовывать обучение людей с ограниченными возможностями по здоровью, тем самым устраняя возникающее социальное неравенство и социализируя их в современное российское общество [14, 15]. Помимо непосредственной организации учебного процесса, электронные образовательные социальные среды позволяют педагогическому работнику продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции [5, 16].

К концу XX века в научной смысле сформировались основные положения развития образования в XXI веке, в числе которых цифровизация и информатизация образования, распространение дистанционных форм обучения.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

В современном академическом дискурсе также анализируется проблема информатизации образования и дистанционных форм обучения в частности. Известный российский философ В.В. Миронов приветствует возможность использования современных информационных технологий в образовательном процессе, однако указывает не негативные последствия полного отказа от очной формы обучения: «Мы можем рассматривать онлайн-образование как дополнительную форму, и ее нужно использовать. Но здесь есть и чисто техническая сторона... если уж мы говорим об онлайн-образовании высокого уровня, тогда мы должны использовать компьютер, простите, не как молоток по забиванию гвоздей, а учитывая все возможности самого компьютера и интернет-пространства для того, чтобы усилить какую-то составляющую этого образования. Это, прежде всего, информационная сторона, это может быть также связано с демонстрацией визуальных образов, безусловно, здесь есть масса возможностей использования дополнительных вещей, но в любом случае, я думаю, что онлайн-образование должно быть все-таки дополнительным образованием» [17].

Известные российские ученые И.В. Ильин и А.Д. Урсул отмечают: «в результате информатизации будет создаваться качественно новая система непрерывного, открытого, гибкого, дистанционного образования, которая в значительной степени поможет преодолению кризиса образования. Можно, однако, высказать сомнение в том, что информационное общество в его «западной версии» будет лишено недостатков и автоматически решит все проблемы, особенно в их глобальном изменении. Для того, чтобы информационное общество сыграло свою позитивную роль, важно вложить в новые информационные технологии и системы искусственного интеллекта необходимое гуманистическое содержание, чего явно недостает современному стихийному процессу информатизации по «западному образцу»» [18].

Таким образом, уже в начале второй половины прошлого века можно отметить повышенный интерес к трансформации образования на основе развития информационных технологий и появле-

ния новых виртуальных образовательных сред. Однако, в настоящее время представители академической сферы все чаще указывают на необходимость грамотного подхода к дистанционным формам обучения с учетом ценности личного контакта преподавателя и обучающегося.

Выделение основных определений, проблем, свойств и круга задач дистанционной формы обучения в российском обществе позволяет вычленить знаковые слова и фразеологизмы (дескрипторы), которые указывают пользователи для поиска необходимой информации в поисковой машине.

Анализ среза статистических данных по запросу выбранных дескрипторов за период 2016 - 2018 гг. показал, что наблюдается неоднородность абсолютных и относительных значений, а в динамике прослеживается рост с определенными сезонными спадами в активности показов (запросов). При показе фразы «дистанционное обучение» максимальное абсолютное значение 2016 года составляет 230629, в 2017 году это значение значительно выше - 275641, при этом, пики приходятся на октябрь, а минимумы зафиксированы в июле: 146735 в 2016 году и 151584 в 2017 году [19].

При этом, относительный показатель, демонстрирующий популярность запроса среди всех остальных, равен - 0,000035111356. Для сравнения, максимально зафиксированный за последние два года относительный показатель запроса по слову «образование» составляет -0,001407673906 [19].

Варианты подстрочника при вводе словосочетания «Дистанционное обучение» в поисковом окне «Яндекс. Подбор слов», появляющиеся в виде подсказки при наборе фразы, включают понятие «дистанционного обучение», «дистанционное обучение в вузе», «дистанционное обучение в школе» с различным индексом показов за месяц.

Выбор «Яндекс. Подбор слов» из 10 фраз с градацией по результату и максимальному количеству показов в месяц за 2016-2018 годы представлен в таблице 1.

Таблица 1

Дескриптор Результаты показов Показы в месяц

«Дистанционное обучение» 38 млн 274 000

«Дистанционное обучение в государственном вузе в Москве список» 158 млн 7560

«Дистанционное обучение высшее образование» 86 млн 7470

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

«Дистанционное обучение АСОУ» (Академия социального управления) 177 млн 471

«Дистанционное обучение это» 104 млн 2527

«Дистанционное обучение в школе» 83 млн 3212

«Дистанционное обучение РГГУ» (Российский государственный гуманитарный университет) 36 млн 1761

«Дистанционное обучение ВЛГУ» (Владимирский государственный университет) 27 млн 2157

«Дистанционное обучение РГРТУ» (Рязанский государственный радиотехничекий университет) 31 млн 525

«Дистанционное обучение по информатике» 53 млн 191

По данным [19].

Интерес, проявляемый пользователями Рунета к получению высшего образования с формальным присвоением квалификации и выдачей диплома государственного образца (29182 запроса в январе 2018 года), небезоснователен. Такая возможность появилась на основании Федерального закона № 273-Ф3, в котором разъяснено понятие дистанционного обучения и прописаны нормы его использования [20]. По такому пути идет, например, университет «Синергия», запустивший собственную виртуальную платформу Synergyonline (Интернет-ресурс http:// synergyonline.ru). Платформа поддерживается разными устройствами, обеспечивая доступ к образовательным курсам из любой точки мира в любое время. Каждый студент имеет «Личный кабинет», через который осуществляется управление и доступ к мультиформатным учебным материалам, интерактивному тестированию, видеолекциям, семинарам и мастер-классам известных бизнес-спикеров.

Статистика запросов «Яндекс. Подбор слов» по дескриптору «Высшее образование дистанционно» (показы в месяц: (больше 2 тыс.) 2017 год): «Высшее образование дистанционно» (показы в месяц - 25546); «Дистанционный вуз» (12506); «Дистанционное обучение высшее образование» (7470); «Дистанционное образование на базе высшего» (4627); «Государственное дистанционное высшее образование» (3329); «Вузы дистанционные высшее образование» (3203); «Высшее образование дистанционно в государственном вузе» (2518); «Получить высшее образование дистанционно» (2230) [19].

Наряду с этим наблюдаются минимальные запросы в системе «Яндекс. Подбор слов» по дескрипторам «Диплом высшего образования дистанционно»: «Диплом высшего образования дистанционно» (показы в месяц - 366); «Дистанционное высшее образование государственный диплом» (185); «Дистанционное высшее образование с дипломом государственного образца» (155); «диплом о высшем образовании дистанционно» (77); «Получить диплом высшего дистанционного образования» (35); «Высшее образование дистанционно гос диплом» (33); «Диплом о высшем образовании дистанционное обучение» (25); «Получить диплом о высшем образовании быстро дистанционно» (7) [19].

Возможно, полученные данные свидетельствуют о низком уровне доверия к такой форме получения высшего образования, вызывает сомнения качество обучения, признание диплома на рынке труда и др.

Для анализа рынка дистанционных образовательных услуг были выбраны только вузы московского региона, позволяющие получить диплом бакалавра дистанционно. Нами учитывались рейтинги вузов в рейтинге независимого портала «Вузотека» (Интернет-ресурс http://vuzoteka. ги) и «Национальном рейтинге университетов» (Интернет-ресурс https://academia.interfax.ru/ru/rati ngs/?rating=1&year=2017&page=1.) за 2017 год. Также учитывалась форма обучения (бюджет-коммерческая).

Портал «Вузотека» собирает информацию о высших учебных заведениях в рамках одного ресурса. Сайт имеет алгоритм разветвленного

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

«Национальный рейтинг университетов» -специальный проект Группы «Интерфакс» запущенный в 2009 году в целях разработки и апробации новых механизмов независимой системы оценки российских вузов. На начальном этапе поддерживался Рособрнадзором, с 2010 года реализуется как собственный проект «Интерфакса» при участии радиостанции «Эхо Москвы». В настоящее время включает более 320 высших учебных заведения России.

Полученные результаты представлены в Таблице 2.

Таблица 2

ВУЗ Позиция в рейтинге «Вузотека» Позиция в «Национальном рейтинге университетов» Форма обучения Показы в месяц

Финансовый университет при Правительстве РФ 12 29 коммерческая 148

Московский государственный строительный университет 23 55 коммерческая 211

НИУ МЭИ 29 68 коммерческая 314

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова 43 53 коммерческая 116

Московский институт электронной техники НИУ МИЭТ 49 28 коммерческая 20

Российский государственный гуманитарный университет 65 107 коммерческая 2033

НОУ МосТех (ВТУ) 83 139 коммерческая 115

Российский государственный социальный университет 86 63 коммерческая 396

Московский государственный психолого-педагогический университет 107 бюджет, коммерческая 197

Российский новый университет 134 91 коммерческая 120

Московский государственный университет геодезии и картографии 200 217 коммерческая 97

Международный институт экономики и права (НОУ МИЭП) 349 коммерческая 159

ГУ «Дубна» 369 коммерческая 97

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

поиска университетов по всем регионам и городам Российской Федерации. За основу рейтинга берутся следующие критерии: средний проходной балл ЕГЭ, качество предоставляемых общежитий, востребованность у работодателей. Информация предоставляется как самими высшими учебными заведениями, так и сторонними организациями. Ресурс ориентирован на абитуриентов. В рейтинг в настоящее время входит более 2300 высших учебных заведения России, включая филиалы.

Российский университет кооперации 398 коммерческая 63

МФПУ Синергия 987 227 коммерческая 3175

Московский Университет имени С.Ю. Витте 1093 209 коммерческая 683

Академия МНЭПУ 1217 коммерческая 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Международный юридический институт (г. Москва) 1231 коммерческая 35

Московский финансово-юридический университет 1284 коммерческая 15

Институт международной торговли и права 1294 коммерческая 4

Институт мировых цивилизаций 1388 коммерческая 67

Московский институт г осударственного управления и права (МИГУП) 1769 коммерческая 2

По данным [19].

В «Национальный рейтинг университетов» входят не все проанализированные высшие учебные заведения из московского региона..

В рейтинге высших учебных заведений портала «Вузотека», предоставляющих возможность получения диплома бакалавра дистанционно, только Финансовый университет при Правительстве РФ входит в 20 лучших университетов московского региона, однако, дистанционная форма обучения используется в этом вузе на заочном отделении, информация об этом указывается в дипломе. В сотню лучших университетов московского региона попали только 8 учебных заведений из приведенного выше списка.

В «Национальном рейтинге университетов» Московский институт электронной техники и Финансовый университет при Правительстве РФ занимают 28 и 29 места соответственно.

Следует заметить, что в подавляющем большинстве случаев обучение ведется на коммерческой основе, при этом стоимость обучения зависит от направления и факультета, и колеблется в пределах от 40 тыс. рублей до 120 тыс. рублей за год. Исключением является Московский государственный психолого-педагогический университет. Здесь можно обучаться и за счет бюджета. Этот вуз работает со студентами с ограниченными возможностями здоровья. Для них специально разра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

ботаны дистанционные курсы на дневном и вечернем отделениях.

Лидирующее положение по количеству запросов в Яндексе занимают МФПУ Синергия и Российский государственный гуманитарный университет - 987 и 65 места в рейтинге портала Вузотека, в Национальном рейтинге - 227 и 107 места [19].

Социальная сеть ВКонтакте (Интернет-ресурс https://vk.com) содержит множество образовательных пабликов, которые используются молодежью в качестве ресурса для подготовки к ЕГЭ. Проведение анализа таких ресурсов позволяет выявить основные тенденции в онлайн-обучении, а также наиболее удобные и современные форматы обучения среди молодежи.

При запросе на слово «математика» в социальной сети ВКонтакте (Интернет-ресурс https:// vk.com. Дата обращения 02.06.2019) зарегистрировано 10537 сообществ, из них «высшая математика» - 682, «математика ЕГЭ» - 115 сообщество, «математика школа» - 320. По количеству подписчиков лидируют сообщества, посвященные ЕГЭ. В таблице 3 представлено число подписчиков для лидирующих сообществ, связанных с ЕГЭ (по данным ВКонтакте, дата обращения 02.06.2019) и предоставляемые ими сервисы.

Таблица 3.

Сообщества по математике для подготовки к ЕГЭ Число подписчиков Научность (соответствие ЕГЭ) Навигация Обратная связь

ЕГЭ. Математика https://vk.com/ege_matn 209533 Развлекательно-познавательный контент Прописана, фактически отсуттвует да

Математика ЕГЭ 100БАЛЛОВ https://vk.com/math_100 164429 да да да

ЕГЭ ОГЭ Математика https://vk.com/egeoge_math 117474 да да нет

ЕГЭ ОГЭ | Математика https://vk.com/oge_ege_matematika 100180 да да да

По данным [21].

Для сравнения, в первом по популярности сообществе «Высшая математика» зарегистрировано 117672 участника, «Решение задач и примеров школьной математики» - 542 участника (по данным ВКонтакте, дата обращения 02.06.2019). В целом, такая картина легко объяснима: не всем нужна высшая математика, при этом ЕГЭ по математике должен сдать каждый выпускник средней школы. С другой стороны, не каждый школьный учитель готов потратить время, отведенное на освоение общеобразовательной программы, для подготовки к Единому государственному экзамену (тем более что такая задача не прописана в ФГОС), и бремя ответственности ложится на ученика. Первое, что делает ребенок, пытается решить проблему при помощи социальной сети, которая не раз выручала.

Подписчики, выбирая сообщество, неосознанно опираются на главные дидактические прин-

ципы: научность, доступность, наглядность, всеобщность и непрерывность, сознательность (самостоятельность), систематичность и последовательность, дифференциацию и индивидуализацию; практическую направленность обучения, а также на главный принцип он-лайн обучения: наличие обратной связи. Помимо этого, важно присутствие развлекательного контента (мемы) с целью разрядить обстановку в процессе подготовки к экзамену.

Для дальнейшего анализа был выбран паблик «Математика ЕГЭ 100 баллов» (Интернет-ресурс https://vk.com/math_100). С помощью аналитического сервиса Popsters (Интернет-ресурс https://popsters.ru) был проведен анализ 2018 - 2019 учебного года на предмет вовлеченности подписчиков, выявления наиболее популярного контента и т.д. по полугодиям учебного года (рис. 1 и рис.2).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

4

Математика ЕГЭ ЮОБАЛЛОВ 01.09,201В ■ 31.12.2013

Вето лэйков 45 585

Подписчиков

178321

TR % 0,003%

Всего рспостое Всего комментариев Всего просмотров Всего записей

9373 7931 7 877421 1765

ER diy, % ER pest. % В view, % LR,%

0,665% 0,020% 0,597% 0,014%

Комментарии в Просмотров в

Лайковв среднем Репостов в среднем среднем среднем

26 5 4 4463

Рис. 1. Показатели сообщества «Математика ЕГЭ 100 баллов» (1 полугодие 2018 - 2019 у.г.) [21].

Рис. 2. Показатели сообщества «Математика ЕГЭ 100 баллов» (2 полугодие 2018 - 2019 у.г.) [21].

Количество просмотров во втором полугодии увеличилось в 4 раза по сравнению с первым. Таким образом, чем ближе экзамен, тем выше активность. Показатель «ER post» позволяет оценить как вовлеченность всей страницы, так и вовлеченность подписчиков в каждый пост. Он отображает процент пользователей, которые проявляли активность у публикаций. Рассчитывается по формуле:

ER post = (лайки+репосты+комментарии[+-дизлайки для YouTube^/кол-во подписчиков.

«ER post» всей страницы во втором полугодии равен 0,03, что немного выше значения первого полугодия [21]. Это означает среднюю вовлеченность участников для пабликов ВКонтакте. С помощью этого же показателя можно выявить

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

наиболее интересные и привлекательные типы контента. Так, за период с 01.01.2019 по 02.06.2019 сочетались два типа контента: образовательный (полезные формулы, разбор задач, шпаргалки) и развлекательный (мемы про ЕГЭ по математике и подготовку к нему). Судя по показателю «ER post», наиболее популярным среди школьников был развлекательный контент, который выпускался в последнюю неделю перед экзаменом. Однако если посмотреть этот показатель за март или февраль, то больше пользовался спросом образовательный контент. Школьники задавали свои вопросы по разбору определенных типов заданий, ставили больше лайков на те посты, где приводились полезные материалы (шпаргалки, формулы, приведенные решения и т.д.).

Анализ данного паблика в первом полугодии показывает обратное - наибольшая вовлеченность была у образовательного контента, то есть с начала учебного года на данное сообщество была подписана более сознательная целевая аудитория. Школьники стараются активно изучать новый материал, сохраняют полезную информацию, чтобы в дальнейшем воспользоваться этими ресурсами для повторения. За несколько дней до экзамена подписчики больше откликаются на мемы, что может означать готовность к экзамену, либо, наоборот, общую усталость.

Если сравнивать только образовательные посты, то во втором полугодии вовлеченность была выше, что говорит о более высокой активности в группе в предэкзаменационный период.

Основной целевой аудиторией паблика являются учащиеся 10-11 классов средней школы. В нем ведется разбор всех заданий с нуля, подробно объясняются все типы заданий. Администраторы сообщества отвечают на все вопросы ребят, обратная связь выстроена хорошо, также широко представлен справочный материал.

Если говорить про структуру, то тут используются все доступные типы контента. Например, созданы фотоальбомы с различными типами заданий (фотография задачи и тут же фотография решения), что упрощает поиск нужной информации для школьников. Более того, в групповых обсуждениях приводятся разборы реальных вариантов ЕГЭ за прошлые годы. Навигация по группе позволяет найти теоретический материал, как для профильной, так и для базовой математики, а также предусмотрена навигация со всеми типами заданий для базового и профильного ЕГЭ.

В целом, можно констатировать следующее: 1) наибольшей популярностью в социальной сети ВКонтакте пользуются сообщества по математике для подготовки к Единому государственному экзамену; 2) основная целевая аудитория - школьники 10-11 классов; 3) наибольшее число подписчиков

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

у сообществ, придерживающихся основных дидактических принципов; 4) сочетание образовательного и развлекательного контента привлекает подписчиков; 5) наиболее простая форма аккумуляции и трансляции математической (символьной) информации - фотоальбом.

В заключении следует отметить, что у пользователей Рунета в динамике прослеживается рост интереса к дистанционной форме обучения с определенными сезонными спадами. Можно отметить интерес граждан к получению высшего образования с формальным присвоением квалификации и выдачей диплома государственного образца. Однако, очень малое количество ведущих вузов страны предоставляют возможность получения степени бакалавра дистанционно, причем подавляющее большинство вузов работают на коммерческой основе.

Социальные сети Интернета в России активно используются школьниками 10-11 классов для подготовки к Единому государственному экзамену, в частности, по математике. Выбор конкретной социальной сети у пользователей осуществляется в зависимости от того, насколько интернет-сообщество придерживается традиционных дидактических принципов. Сочетание образовательного и развлекательного контента привлекает значительно большее число пользователей. Наиболее популярная форма трансляции математической (символьной) информации в социальных сетях является фотоальбом.

Бесспорен и тот факт, что широкое использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет приблизить обучение к реальной схеме работы в рыночных условиях, требующих оперативного получения, обработки и использования информации для принятия оптимальных решений на основе тщательного анализа конкурентной среды [22 , с. 201].

Таким образом, можно констатировать, что дистанционная форма обучения в России является доступной для пользователей и в ближайшее время можно ожидать увеличение популярности использования дистанционных форм для обучения как в высшей, так и средней школах.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант 17-01-00390-a).

Список литературы:

[1] ITU releases 2018 global and regional ICT estimates. Press Release December 07, 2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.itu. int/en/mediacentre/Pages/2018-PR40.aspx. (дата обращения: 02.06.2019).

[2] Персональные данные в Интернете: цифровые угрозы или возможности? Общероссийский

репрезентативный опрос ВЦИОМ 24-25.09.18. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2018/11/ personal_data_wciom_opt.pdf. (дата обращения: 02.06.2019).

[3] Гончарова И.В., Прончев Г.Б., Третьякова И.В. Инновации в области математико-информа-ционной подготовки студентов-социологов в контексте глобализационных процессов // Образование и право. 2017. № 8. - С. 241 - 253.

[4] Прончев Г.Б. Образовательные информационные системы удаленного доступа // Технологии построения систем образования с заданными свойствами: Материалы III-й Международной научно-практической конференции. 12 - 13 ноября 2012 г. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. - С. 284 - 286.

[5] Прончев Г.Б., Кузьменков Д.А., Прончева Н.Г. Веб-приложения как инструментарий для электронных презентаций // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. № 7. - С. 31 - 39.

[6] Пеккер П.Л. Дистанционное обучение: опыт московских вузов // Человек и образование. 2015. № 2 (43). - С. 66 - 71.

[7] Петров А.П., Прончев Г.Б. Сбор эмпирических данных для модели динамики интереса к политическому событию / Математическое моделирование социальных процессов: сборник трудов, выпуск № 19 / Гл. ред. А.П. Михайлов. М.: ИПМ им.М.В. Келдыша, 2017. — С. 75 - 79.

[8] Fuller R.B. Education Automation: Freeing the Scholar to Return to his Studies (Southern Illinois University occasional publication). Carbondale: Southern Illinois University Press, 1962. - 88 p.

[9] Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 557 c.

[10] Тоффлер Э. Третья волна. М.: «Издательство ACT», 1999. - 784 с.

[11] Bell D. The Social Framework of the Information Society / T. Forester (ed.) The Microelectronics Revolution. Oxford: Blackwell, 1980. - P. 500 - 549.

[12] Bell D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting. N.Y.: Basic Books, 1973. - 507 p.

[13] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. -608 с.

[14] Гончарова И.В., Прончев Г.Б., Прончев К.Г. Сетевые банковские услуги в Великобритании как безбарьерная среда для инвалидов по зрению // Образование и право. 2017. № 9. - С. 269 - 281.

[15] Гончарова И.В., Прончев Г.Б., Прончев К.Г., Кричевер Е.И. Информационно-коммуникационные технологии как инструмент расширения социокультурной сферы для людей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Краснодарского государственного института культуры.

2018. № 1(14). URL: vestnikkguki.esrae.ru/16-302.

[16] Прончев Г.Б., Кузьменков Д.А., Прончева Н.Г. Социальная педагогическая сеть Совет // Педагогическая информатика. 2015. № 1. - С. 81 - 89.

[17] Онлайн- и офлайн-образование: методология и принятие решений. Материалы круглого стола / В.В. Миронов, Г.В. Сорина, В.Ю. Перов и др. // Проблемы современного образования. 2019. № 4. - С 12 - 13.

[18] Ильин И.В., Урсул А.Д. Образование, общество, природа: Эволюционный подход и глобальные перспективы. М.: Издательство Московского университета, 2016. - 556 с.

[19] Гончарова И.В., Прончев Г.Б., Прончев К.Г., Кричевер Е.И. Интерес пользователей Рунета к дистанционной форме обучения // Образование и право. 2018. № 3. - С. 271 - 277.

[20] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" / Российская газета. № 5976 (303). 31 декабря 2012 г.

[21] Гончарова И.В., Прончев Г.Б., Кричевер Е.И., Прончев К.Г. Анализ возможностей использования ресурса социальных сетей для повышения эффективности изучения математики / XV Колмогоровские чтения: сборник статей участников Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора М.И. Зайкина / науч. ред. С.В. Миронова, отв. ред. С.В. Напалков. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ,

2019. - С. 71 - 75.

[22] Прохорова В.В., Кобозева Е.М., Коло-мыц О.Н. Инновационные методы и формы обучения как определяющие факторы повышения эффективности качества образования // Образование и право. 2016. № 6. - С. 198-202.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.