DOI 10.24411/2076-1503-2020-10336 ГОНЧАРОВА Инна Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методологии социологических исследований Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
e-mail: [email protected]
ПРОНЧЕВ Геннадий Борисович,
кандидат физико-математических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой методологии социологических исследований социологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
e-mail: [email protected]
ПРОНЧЕВА Надежда Геннадьевна,
кандидат физико-математических наук, доцент, старший научный сотрудник Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН
e-mail: [email protected]
КРИЧЕВЕР Евгения Иосифовна,
студентка факультета коммуникаций, медиа и дизайна
НИУ «Высшая школа экономики» e-mail: [email protected]
КОММЕРЧЕСКАЯ РЕКЛАМА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с воздействием средств массовой информации на формирование нравственных качеств человека. На примере рекламной кампании продукции Hasbro проанализированы механизмы воздействия коммерческой рекламы с целью формирования и развития положительных качеств у потребителей. Эмпирической базой работы являются авторские Интернет-исследование и исследование с использованием контент-анализа и фокус-группы. Полученные в работе результаты представляют интерес для специалистов, занимающихся проблемами нравственного воспитания молодежи.
Ключевые слова: средства массовой информации, нравственное воспитание, коммерческая реклама, Hasbro, Posters.
GONCHAROVA Inna Vladimirovna,
candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of Sociological Research Methodology at Faculty of Sociology of Lomonosov Moscow State University
PRONCHEV Gennadi Borisovich,
candidate of Physics and Mathematics, associate Professor, associate Professor, Deputy Head of the Department of Sociological Research Methodology at the Faculty of Sociology of Lomonosov Moscow State University
PRONCHEVA Nadezhda Gennadievna,
candidate of Physics and Mathematics, associate Professor, Senior Research Scientist of Keldysh Institute of Applied Mathematics
of Russian Academy of Sciences
KRICHEVER Eugene losifovna,
student of the Faculty of Communications, Media and Design of National Research University «Higher school of Economics»
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
COMMERCIAL ADVERTISING IN MASS MEDIA AS A TOOL OF MORAL EDUCATION
Annotation. The article deals with the impact of mass media on the formation of moral qualities of a person. On the example of an advertising campaign for Hasbro products, the mechanisms of commercial advertising influence are analyzed in order to form and develop positive qualities in consumers. The empirical base of the work is the author's Internet research and research using content analysis and focus groups. The results obtained in this work are of interest to specialists dealing with the problems of moral education of young people.
Key words: media, moral education, commercial advertising, Hasbro, Posters.
Согласно исследованиям Deloitte, средний уровень медиаохвата россиян в 2019 г. различными медиаканалами составил 52%. Для получения новостей 78% потребителей предпочитают использовать Интернет (новостные и аналитические сайты), 58% -узнают новости при помощи телевидения, а 37% потребителей предпочитают социальные сети и блоги Интернета [13].
В современном мире средства массовой информации непосредственно оказывает влияние на жизнь людей, на принятие ими важнейших решений. Усиливает влияние появившаяся у пользователей медиазависимость, которая заключается в том, что «чем больше человек зависит от того, что его потребности удовлетворяются в результате использования СМИ, тем значимее их роль в его жизни, следовательно, тем сильнее востребованы эти СМИ» [8]. В конкретной ситуации медиазависимые потребители могут оказаться перед выбором источника достоверной информации между властью и СМИ, если их позиции не совпадают. Очевидно, что СМИ имеют возможность оперативнее чем власти реагировать на сложившуюся ситуацию. СМИ тоньше чувствуют настроение и чувства потребителей. Возможными последствиями медиазависимости является принятие потребителем социальных ценностей и норм, пропагандируемых в медиапространстве. Однако эти ценности не всегда могут соответствовать нравственным и правовыми нормам, принятым в «реальном» обществе. В результате, меди-азависимые люди, ассоциирующие себя с "виртуальным" миром, в "реальном" мире могут демонстрировать девиантное поведение, агрессии в различных формах [10].
Одним из ярких примеров является событие 3 февраля 2014 г. - стрельба в одной из московских школ. Десятиклассник Сергей Гордеев застрелил своего учителя географии, также взял в заложники некоторых своих одноклассников, а при приезде полиции застрелил сотрудников правоохранительных органов. При допросе окружения Гордеева выяснилось, что мальчик очень любил компьютерные игры, с помощью которых он мог отвлечься от реальных проблем и событий
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
[12; 1]. Этот случай вызвал бурное обсуждение медиазависимости подростков в российском обществе. Бурно обсуждались ограничения для СМИ распространения материалов, содержащих жестокость, сцены насилия, провоцирующие агрессию.
Тем не менее, существуют и положительные примеры влияния СМИ на жизнь человека. Д. Брайант и С. Томпсон проанализировали результаты исследования влияния программы "Улица Сезам" на детей: "Последние исследования шоу "Улица Сезам" подтвердили выводы первых исследовании" о том, что постоянные зрители этой передачи опережают других детей по уровню развития когнитивных умении", а также относительно других просоциальных аспектов... <...> Лонгитюд-ные исследования показали, что позитивное воз-деиствие передачи "Улица Сезам" на успеваемость испытывали не только дошкольники, но также школьники младших классов" [4].
В условиях поиска новых инструментов нравственного воспитания молодого поколения, на наш взгляд, необходимо рассматривать возможность использования коммерческой рекламы [5]. В качестве примера можно привести рекламную кампанию продукции Hasbro, в частности видеоролик "Поздравляем с проигрышем" 2018 г. [9].
В данной работе на примере рекламной кампании продукции Hasbro будет проанализирована возможность использования коммерческой рекламы для нравственного воспитания человека.
Оценка глобального лицензионного рынка Hasbro — порядка 270 млрд долл. Россия составляет около 1.5% этого рынка. С 2010 г. Hasbro удалось подняться с 9-й на 4-ю строчку в мировом рейтинге по объему продаж потребительских товаров, оценка оборота - более 7 млрд долл. за 2017 г. [7].
Поведение в социальных сетях и отклик со стороны пользователей демонстрирует популярность и готовность компании к взаимодействию со своими подписчиками. Сообщество компании "Hasbro Игры" в социальной сети "Фейсбук" насчитывает 3388 тыс. подписчиков [14]. На рис. 1 представлен скриншот сайта.
Рис. 1. Сообщество "Hasbro Игры" в социальной сети Фейсбук.
Для анализа активности Интернет-пользова- Методика исследования описана в наших работах телей нами использовался сервис аналитики [6; 16]. На рис. 2 представлена активность пользо-постов и страниц в социальных сетях Posters [15]. вателей сайта "Hasbro Игры" по дням недели:
Рис. 2. Активность пользователей на сайте "Hasbro Игры" по дням недели. Получено авторами при
использовании сервиса аналитики Posters [15].
На рис. 3 представлена активность пользователей сайта "Hasbro Игры" по времени суток:
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
Рис. 3. Активность пользователей на сайте "Hasbro Игры" по времени суток. Получено авторами при
использовании сервиса аналитики Posters [15].
На рис. 4 представлено распределение пользователей сайта "Hasbro Игры" по типу просматриваемого контента.
Рис. 4. Распределение пользователей на сайте "Hasbro Игры" по типу просматриваемого контента. Получено авторами при использовании сервиса аналитики Posters [15].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
На рис. 5 представлено распределение поисковых запросов по хештегам, связанным с "Hasbro Игры".
Рис. 5. Распределение пользователей по количеству поисковых запросов по хештегам, связанным с "Hasbro Игры". Получено авторами при использовании сервиса аналитики Posters [15].
Самое большое количество "лайков" наблюдается у записей, посвященных игре "Monopoly" (рис. 6).
Рис. 6. Распределение количества лайков у записей с сайта "Hasbro Игры". Получено авторами при
использовании сервиса аналитики Posters [15].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
Количество просмотров сайта "Hasbro Игры" резко возросло с 10 января 2017 г. Максимальное количество просмотров в день - 2 млн было отмечено 14 июня 2017 г. и связано с появлением игры "Табу" (рис. 7).
Рис. 7. Количество просмотров сайта "Hasbro Игры" по датам. Получено авторами при использовании
сервиса аналитики Posters [15].
Для коэффициента "вовлеченности" зарегистрировано максимальное значение 1 марта 2016 г. (рис. 8). В этот день на странице "Hasbro Игры" появилась новая запись, посвященная игре "Monopoly" [14].
Рис. 8. Изменение коэффициента "вовлеченности" сайта "Hasbro Игры" по датам. Получено авторами
при использовании сервиса аналитики Posters [15].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
В 2018 г. компанией был запущен видеоролик «Поздравляем с проигрышем» [9]. В видеоролике показано взаимоотношение сына и отца во время различных игр (хоккей, салки и др.). На протяжении всего детства отец постоянно специально проигрывал ребенку, чтобы замотивировать его на новые свершения. Ролик заканчивается тем, что в викторине опять выигрывает повзрослевший сын, но уже потому, что действительно знал правильный ответ, а отец - нет.
Цель создания данного ролика - повышение продаж Hasbro, увеличение заинтересованности аудитории к бренду и его продукции. Целевая аудитория - в основном семьи с детьми. Причем ролик больше предназначен для родителей, чем для детей.
Основным методом воздействия данной рекламы является формирование аттитюда. Аттитюд - это внутренняя психологическая готовность человека к каким-либо действиям. Аттитюд включает в себя три компонента: когнитивный, эмоциональный и конативный [11]. Применительно к данной рекламе, можно сказать, что были использованы все три аспекта. Так, когнитивная установка проявляется в том, что во время ролика постоянно показывались взаимоотношения внутри семьи, игры с ребенком. Поэтому люди, которые просматривали данный сюжет тоже вспоминали о своих детях, о том, как они росли, в какие игры они играли. Так же родители могли вспоминать о своем детстве, о том, как они "выигрывали" у своих родителей. Эмоциональный аспект показан во взаимоотношении внутри семьи, соответственно люди, просматривающие данный ролик, вспоминают о своих близких, хотят проводить с ними больше времени, возможно даже играть в настольные игры, которые также рекламировались в данном ролике. Конативный компонент является некоторые эффектом, который вызывает у людей желание купить продукцию Hasbro и проводить уютные семейные вечера дома.
Среди механизмов воздействия, которые использовались в данном видеоролике можно выделить следующие: идентификация (использование персонажей "таких как я"), эмпатия (выражение сильных эмоций героями), формирование условных связей (многократное повторение), эмоциональное заражение. Идентификация проявляется в том, что герои рекламы - это образы заботливых, любящих родителей и доброго, послушного ребенка, с которыми себя идентифицирует целевая аудитория продукта, а образ идеального малыша из рекламы накладывают на свих детей. Эмпатия проявляется в тех эпизодах, когда ребенок раз за разом выигрывает у отца, вследствие чего очень сильно радуется и у него поднимается настроение. Формирование условных связей мы
можем пронаблюдать на протяжении всего ролика, когда зрителю показывается один и тот же сюжет в разном контексте; отец проигрывает сыну в каждом эпизоде, в то время как меняется лишь возраст ребенка и игры, в которые они играют. Эмоциональное заражение можно проследить в каждом фрагменте и увидеть ее взаимосвязь: ребенок испытывает радость от того, что выигрывает у папы, а папа испытывает счастье от того, что рад ребенок.
Основными теоретическими подходами, которые могут быть использованы для анализа данной рекламы, являются человекоцентриро-ванная парадигма и теория социального научения А. Бандуры [3].
Человекоцентрированная модель рассматривает средства массовой коммуникации (СМК) с точки зрения реципиента, изучает его мотивы обращения к СМК. Реципиент в данной парадигме рассматривается как активный участник коммуникации. А. Бандура в рамках теории социального научения значительно модифицировал бихевио-ральную модель, добавив к стимулу и реакции еще и личностную оценку данного стимула. Бандура выделил пять когнитивных способностей человека, которые влияют на социальное научение [3].
• Символизация - преобразование своего опыта в символы, обработка символов и создание идей.
• Предвидение - результат размышлений человека и учет суммы последствий от решения.
• Опосредования - научение через опыт других лиц.
• Саморегуляция - развитие внутренних стандартов, с помощью которых оценивается свое поведение.
• Самоанализ - анализ своего опыта и адекватности своих мыслей.
Теория социального научения также рассмотрела научение через наблюдение с помощью СМК. Были выделены следующие этапы, через которые проходит моделирование [3]:
• привлечение внимания зрителя (просмотр рекламы на ютуб дольше, чем преролл);
• запоминание зрителем (реклама запоминается, производит большое впечатление на ЦА, вызывая положительные эмоции, из-за чего показывается своим друзьям и близким);
• воспроизведение в реальной жизни (люди идут покупать настольные игры и играть с друзьями и близкими).
Эффект - результат, следствие действия определенных явлений. Эффекты нашего ролика,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
в основном, оказывали влияние на индивидуальном уровне [2].
Выделяют следующие эффекты:
• когнитивные: формирование установок, определение "пунктов повестки дня", расширение представлений людей, уточнение ценностных ориентаций;
• аффективные: формирование чувств обеспокоенности, страха, влияние на моральное состояние и отчуждение в обществе;
• поведенческие: активизация/не активизация деятельности, направление различных видов акций, провоцирование альтруистических проявлений.
Данный рекламный ролик вызывает когнитивные и поведенческие эффекты. Так, говоря об активизации деятельности, взрослые задумываются о том, чтобы проводить со своими детьми больше времени, играть с ними в настольные игры. Так же происходит формирование установок (дети растут очень быстро, проводите с ними каждую свободную минуту) и уточнение ценностных ориентаций (дружная и любящая семья).
К показателям психологической эффективности относят:
• глубину охвата потребителей;
• яркость и глубину впечатлений зрителей;
• запоминаемость;
• степень привлечения внимания;
• степень доверия к рекламе и рекламируемой продукции.
Для того чтобы выявить эффективность воздействия, было проведено исследование с использованием контент-анализа и фокус-группы.
Контент-анализ включал обзор комментариев под видеороликом на странице социальной сети YouTube. Исследование проводилось в декабре 2018 г.
Всего было рассмотрено около 130 комментариев, из них:
• трогательность видеоролика отметили 31 раз;
• оставили отзыв как просто о хорошей, качественной рекламе 26 пользователей;
• интересовались не смыслом видеоролика, а посторонними вещами (как возраст актера, его имя и т.д.) 16 человек;
• вспомнили о своем неудачном детстве 3 человека;
• выразили несогласие с идеей 1 комментатор.
Из этого можно сделать вывод о том, что на подавляющее большинство пользователей ролик произвел положительное впечатление, вызывая максимальную поддержку своей главной идеей. Более того, можно предположить, что отношение людей, просматривающих данный ролик, измени-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
лось в лучшую сторону по отношению к компании "Hasbro", однако нельзя судить об эффективности коммерческой направленности видео, т.к. ни один из пользователей не выразил желания купить рекламируемую в нем настольную игру.
Как уже было отмечено, эффективность воздействия данного видеоролика можно просмотреть только со стороны его эмоциональной составляющей, результат же его коммерческой направленности возможно узнать лишь примерно. Поэтому было решено сфокусироваться на эмоциях, которые чувствовали участники фокус-группы.
В декабре 2018 г. было привлечено 20 человек, которым показали рекламу "Hasbro" и проследили за их реакцией во время просмотра этой рекламы.
Было отмечено, что:
• самым трогательным моментом оказались конечные кадры видео, где показывается взросление ребенка;
• 12 из 20 участников захотели посмотреть рекламу заново;
• улыбки у 14 участников проявились с 9 - 11-й секунд;
• по окончании видео все участники говорили о трогательности видео.
В целом, во время каждой истории учащались проявляемые участниками эмоции.
Негативной реакции обнаружено не было. Можно отметить, что участниками фокус-группы проявлялись все те же эмоции, что и у комментаторов под видео. Фокус группа была необходима для их подтверждения.
В заключение стоит отметить, что, безусловно, нельзя отрицать воздействия телевидения и других медиаресурсов на поведение человека, это воздействие может нести как агрессивный и негативный характер, так и способствовать развитию и формированию положительных качеств у потребителей. Если говорить о восприятии телевидения молодежью, то для сокращения агрессии родителям следует более тщательно подходить к выбору программ для просмотра, поощрять неагрессивное и доброжелательное поведение. Говоря о взрослых людях, необходимо заметить, что, как правило, агрессивное поведение в реальной жизни идет из детства и юношества, когда было просмотрено большое количество программ, содержащих сцены агрессии и насилия, также большое влияние на такое поведение оказывают семейные отношения.
Список литературы:
[1] Адвокат: подросток, устроивший стрельбу в московской школе, увлекался GTA / ИТАР-ТАСС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://
tass.ru/proisshestviya/1509647 (дата обращения: 09.01.2020).
[2] Антонова Н.В. Психология массовых коммуникаций: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2014. - 373 с.
[3] Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.
[4] Браиант Д., Томпсон С. Основы воздеи-ствия СМИ / пер. с англ. - М.: ИД "Вильяме", 2004. - 432 с.
[5] Гончарова И.В., Прончев Г.Б., Кричевер Е.И. Реклама как инструмент нравственного воспитания студенческой молодежи в России // Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания: доклады и материалы XIV Междунар. науч. конф.: в 2 ч. - М.: Московский гуманитарный ун-т, 2017.- С. 435-440.
[6] Гончарова И.В., Прончев Г.Б., Прончева Н.Г. Анализ интернет-сообществ людей с ограниченными возможностями по зрению (На примере социальной сети ВКонтакте) // Образование и право. - 2020. - № 1. - С. 40-50. URL: http://dx.doi. org/ 10.24411/2076-1503-2020-10106
[7] Как работает индустрия игрушек: бизнес-модель Hasbro / Яндекс.Дзен [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://zen.yandex. ru/media/id/5bfeb27acd7ace00a9d64b0d/kak-rabotaet-industriia-igrushek-biznesmodel-hasbro-5c4f0803bb5e7100ad968063 (дата обращения: 09.01.2020).
[8] Киршин Б.Н. Региональная пресса: практические аспекты теории медиазависимости // Вестник Челябинского гос. ун-та. - 2009. - № 13 (151). - С. 66-71.
[9] Поздравляем с проигрышем. Hasbro Игры / YouTube [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.youtube.com/ watch?v=bMLQtINYblY (дата обращения: 09.01.2020).
[10] Прончев Г.Б., Прончева Н.Г., Гончарова И.В., Прончев К.Г. Медиаглобализация: информационные угрозы // Образование и право. - 2019. -№ 7. - С. 11-18.
[11] Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси: Мецниереба, 1989. - 204 с.
[12] Селиверстова О. Школьник устроил бойню в московской школе. Хроника событий / Электронное периодическое изд. «MK.ru» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. mk.ru/incident/crime/article/2014/02/03/979270-shkolnik-ustroil-boynyu-v-moskovskoy-shkole-hronika-sobyitiy.html (дата обращения: 09.03.2020).
[13] Тенденции монетизации контента в Интернете. Медиапотребление в России - 2019 / Исслед. центр компании «Делоит» в СНГ. Москва, 2019 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/ Documents/technology-media-telecommunications/ russian/mediaconsumption-russia-2019.pdf (дата обращения: 09.01.2020).
[14] "Hasbro Игры" в социальной сети "Фейс-бук" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru-ru.facebook.com/hasbrogames.ru (дата обращения: 09.01.2020).
[15] Posters [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://popsters.ru (дата обращения: 09.01.2020).
[16] Pronchev G.B., Goncharova I.V., Pronchev K.G., Krichever E.I. Russians' attitude to distance learning: a RUNET survey // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. -
2019. - V. 18 (11). - P. 370-384. URL: http://dx.doi. org/10.26803/ijlter.18.11.22
Spisok literatury:
[1] Advokat: podrostok, ustroivshij strel'bu v moskovskoj shkole, uvlekalsya GTA / ITAR-TASS [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://tass.ru/ proisshestviya/1509647 (data obrashcheniya: 09.01.2020).
[2] Antonova N.V. Psihologiya massovyh kom-munikacij: uchebnik i praktikum dlya akademich-eskogo bakalavriata. - M.: Yurajt, 2014. - 373 s.
[3] Bandura A. Teoriya social'nogo naucheniya.
- SPb.: Evraziya, 2000. - 320 s.
[4] Braiant D., Tompson S. Osnovy vozdeistviya SMI / per. s angl. - M.: ID "Vil'yame", 2004. - 432 s.
[5] Goncharova I.V., Pronchev G.B., Krichever E.I. Reklama kak instrument nravstvennogo vospi-taniya studencheskoj molodezhi v Rossii // Vysshee obrazovanie dlya XXI veka: problemy vospitaniya: doklady i materialy XIV Mezhdunar. nauch. konf.: v 2 ch. - M.: Moskovskij gumanitarnyj un-t, 2017. - S. 435-440.
[6] Goncharova I.V., Pronchev G.B., Proncheva N.G. Analiz internet-soobshchestv lyudej s ogran-ichennymi vozmozhnostyami po zreniyu (Na primere social'noj seti VKontakte) // Obrazovanie i pravo. -
2020. - № 1. - S. 40-50. URL: http://dx.doi.org/ 10.24411/2076-1503-2020-10106
[7] Kak rabotaet industriya igrushek: biznes-model' Hasbro / Yandeks.Dzen [Elektronnyj resurs].
- Rezhim dostupa: URL: https://zen.yandex.ru/ media/id/5bfeb27acd7ace00a9d64b0d/kak-rabo-taet-industriia-igrushek-biznesmodel-has-bro-5c4f0803bb5e7100ad968063 (data obrashcheniya: 09.01.2020).
[8] Kirshin B.N. Regional'naya pressa: praktich-eskie aspekty teorii mediazavisimosti // Vestnik Che-lyabinskogo gos. un-ta. - 2009. - № 13 (151). - S. 66-71.
[9] Pozdravlyaem s proigryshem. Hasbro Igry / YouTube [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
URL: https://www.youtube.com/watch?v=bM LQtlNY-blY (data obrashcheniya: 09.01.2020).
[10] Pronchev G.B., Proncheva N.G., Gon-charova I.V., Pronchev K.G. Mediaglobalizaciya: informacionnye ugrozy // Obrazovanie i pravo. - 2019. - № 7. - S. 11-18.
[11] Sardzhveladze N.I. Lichnost' i ee vzai-modejstvie s social'noj sredoj. - Tbilisi: Mecniereba, 1989. - 204 s.
[12] Seliverstova O. Shkol'nik ustroil bojnyu v moskovskoj shkole. Hronika sobytij / Elektronnoe periodicheskoe izd. «MK.ru» [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://www.mk.ru/incident/crime/ article/2014/02/03/979270-shkolnik-ustroil-boy-nyu-v-moskovskoy-shkole-hronika-sobyitiy.html (data obrashcheniya: 09.03.2020).
[13] Tendencii monetizacii kontenta v Internete. Mediapotreblenie v Rossii - 2019 / Issled. centr kom-panii «DeloTt» v SNG. Moskva, 2019 g. [Elektronnyj
resurs]. - Rezhim dostupa: https://www2.deloitte. com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/technolo-gy-media-telecommunications/russian/mediacon-sumption-russia-2019.pdf (data obrashcheniya: 09.01.2020).
[14] "Hasbro Igry" v social'noj seti "Fejsbuk" [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://ru-ru. facebook.com/hasbrogames.ru (data obrashcheniya: 09.01.2020).
[15] Posters [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://popsters.ru (data obrashcheniya: 09.01.2020).
[16] Pronchev G.B., Goncharova I.V., Pronchev K.G., Krichever E.I. Russians\' attitude to distance learning: a RUNET survey // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. -2019. - V. 18 (11). - P. 370-384. URL: http://dx.doi. org/10.26803/ijlter. 18.11.22
ЮРКОМПАНИ
www. law- books. ru
л_
-
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
/
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020