Научная статья на тему 'МЕДИАГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ИНФОРМАЦИОННЫЕ УГРОЗЫ'

МЕДИАГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ИНФОРМАЦИОННЫЕ УГРОЗЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
434
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УГРОЗЫ / ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ / GLOBALIZATION / MEDIA LANDSCAPE / INFORMATIONAL THREATS / FAKE NEWS / INFORMATIONAL WARFARE / INFORMATIONAL WARS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прончев Геннадий Борисович, Прончева Надежда Геннадьевна, Гончарова Инна Владимировна, Прончев Константин Геннадьевич

Целью работы является анализ возникающих информационных угроз в процессе глобализации медиапространства. Обсуждаются методические аспекты изучения медиапространства. Дана классификация возникающих информационных угроз. Обсуждаются меры Российской Федерации по нейтрализации возникающих информационных угроз. Акцентируется внимание на повышении уровня образования пользователей медиапространства как инструмента борьбы с медиаугрозами. В качестве эмпирической базы исследования использованы вторичные данные отечественных и зарубежных исследователей, статистические данные государственных органов. Материалы исследования представляют интерес для специалистов, занимающихся проблемами глобализации, медиапространства, противодействия информационных угроз

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Прончев Геннадий Борисович, Прончева Надежда Геннадьевна, Гончарова Инна Владимировна, Прончев Константин Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA GLOBALIZATION: INFORMATION THREATS

The paper deals with the analysis of emerging information threats in the process of globalization of the media landscape. Methodological aspects of studying media landscape are discussed. The classification of emerging information threats is given. The measures of the Russian Federation to neutralize emerging information threats are discussed. Attention is focused on the improving of the education level of the media landscape users as a tool to combat media threats. Secondary data of domestic and foreign researchers, statistical data of government bodies are used as the empirical base of the research. The research materials are of interest to specialists involved in the problems of globalization, media landscape and countering information threats

Текст научной работы на тему «МЕДИАГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ИНФОРМАЦИОННЫЕ УГРОЗЫ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

С® ПОЛИТИКА И ПРАВО ^D

ПРОНЧЕВ Геннадий Борисович,

кандидат физико-математических наук,доцент, доцент, заместитель заведующего кафедрой методологии социологических исследований социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,

e-mail.pronchev@rambler.ru

ПРОНЧЕВА Надежда Геннадьевна

кандидат физико-математических наук,доцент, старший научный сотрудник Института прикладной математики им М.В. Келдыша РАН;

доцент, заместитель заведующего кафедрой математического моделирования и прикладной математики НИУ Московского физико-технического института,

e-mail: proncheva@yandex.ru

ГОНЧАРОВА Инна Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методологии социологических исследований Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,

e-mail: ig73@inbox.ru

ПРОНЧЕВ Константин Геннадьевич,

магистрант философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,

e-mail:kpronchev96@gmail.com

МЕДИАГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ИНФОРМАЦИОННЫЕ УГРОЗЫ

Аннотация. Целью работы является анализ возникающих информационных угроз в процессе глобализации медиапространства. Обсуждаются методические аспекты изучения медиапространства. Дана классификация возникающих информационных угроз. Обсуждаются меры Российской Федерации по нейтрализации возникающих информационных угроз. Акцентируется внимание на повышении уровня образования пользователей медиа-пространства как инструмента борьбы с медиаугрозами. В качестве эмпирической базы исследования использованы вторичные данные отечественных и зарубежных исследователей, статистические данные государственных органов. Материалы исследования представляют интерес для специалистов, занимающихся проблемами глобализации, медиа-пространства, противодействия информационных угроз.

Ключевые слова: глобализация, медиапространство, информационные угрозы, фей-ковые новости, информационное противоборство, информационные войны.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

PRONCHEV GennadiBorisovich,

Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor;

Associate Professor, Deputy Head of the Department of Sociological Research Methodology at the Faculty of Sociology of Lomonosov Moscow State University

PRONCHEVA NadezhdaGennadievna,

Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor, Senior Research Scientist of Keldysh Institute of Applied Mathematics of Russian Academy of Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Mathematical Modeling and Applied Mathematics

of Moscow Institute of Physics and Technology

GONCHAROVA InnaVladimirovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

Associate Professor of the Department of Sociological Research Methodology at Faculty of Sociology of Lomonosov Moscow State University

PRONCHEV KonstantinGennadievich,

Bachelor of Sociology, Master's student at Faculty of Philosophy of Lomonosov Moscow state University

MEDIA GLOBALIZATION: INFORMATION THREATS

Annotation.The paper deals with the analysis of emerging information threats in the process of globalization of the media landscape. Methodological aspects of studying media landscape are discussed. The classification of emerging information threats is given. The measures of the Russian Federation to neutralize emerging information threats are discussed. Attention is focused on the improving of the education level of the media landscape users as a tool to combat media threats. Secondary data of domestic and foreign researchers, statistical data of government bodies are used as the empirical base of the research. The research materials are of interest to specialists involved in the problems of globalization, media landscape and countering information threats.

Key words: globalization, media landscape, informational threats, fake news, informational warfare, informational wars.

Развитие процессовглобализации оказывает сильное воздействие наэволю-цию медиапространства. M.A. Елисеева отмечает: «современные социальные процессы, обусловленные глобализацией, все в большей степени включают каждого единичного субъекта и различные социальные группы в единую мировую сеть социальных идеологем, смыслов и культурных кодов, формируемых и транслируемых ... посредством медиапространства. В обыденной реальности современного человека медиапространство играет ведущую роль, не только сиюминутно «здесь и сейчас» фиксируя социальную данность, но и кодируя ее; через сознание людей, в некоторой степени подчиняя себе предметный мир. Ведь ряд явлений, о которых заявляет медиа, воспринимается людьми как реальная данность, как то, что «происходит на самом деле». Таким образом, включенность субъектов в медиапространство становится не менее значимой, чем связь с собственной культурной традицией. Процессы, протекающие в медиапро-странстве, ведут к изменению социальной реаль-

ности и трансформации моделей взаимодействия в ней»[1].

Воздействие процессов глобализации на медиапространство имеет как положительные, так и негативные последствия.

К положительным последствиям можно отнести то, что процессы глобализации способствуют оперативномувнедрению технологических новшеств в глобальное медиа пространство, создают возможности для быстрого обмена большими массивами данных между странами.Активи-зируется социокультурный обмен, появляется взаимодоверие, формируется единое общественное мнение. В конечном счете, это ведет к нормализации и устойчивости международных отношенийво всем мире.

К негативным последствиям можно отнести то, что процессы глобализации способствуют бесконтрольному увеличению массива данных, что, очевидно, затрудняет поиск необходимой информацию. Увеличивается поток недостоверной информации, как следствие, увеличивается возможность манипулирования потребителем инфор-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

мации. М. McLuhan подчеркивает, что «медиа изначально стремились получить власть над сознанием человека посредством иллюзорных конструктов. Человек, с одной стороны, радуется широким возможностям «электрической технологии», но с другой - становится слабым, управляемым и зависимым» [2]. Манипулирование может привести к медиазависимости, девиантному поведению. Потребитель может стать жертвой кибер-преступления и т.д.

Целью данной работы является анализ возникающих в процессе глобализации медиапро-странства информационных угроз.

И.М.Дзялошинский отмечает, что«информа-ционное пространство»можно рассматривать с трех основных позиций: геополитической, инфор-мационно-ноосферный, социальной[3].

«Медиапространство» является частью «информационного пространства», поэтому к его анализуприменимы те же подходы.

При геополитическом подходе медиапространство рассматривается в качестве«виртуаль-ной территории», включающей различные медиа-и человеческие ресурсы, принадлежащие определенному государству. В этом случае у медиапро-странства «есть два главных признака: бытьвместилищем чего-то и иметь границы» [3]. Порядок взаимодействия информационно-коммуникационных технологий, информационных процессов и пользователей в этом случае определяется законодательством этого государства. Геополитический подход позволяет анализировать раз-личныеполитические процессы, происходящие в медиапространстве. Например, политические кампании, информационное противоборство[4, 5], информационные войны[6] и др.

При информационно-ноосферном подходе медиапространство рассматривается как пространство, включающее в себя «знаковые информационные единицы: знания, убеждения, верования, ценностные представления» [7].Этот подход такженазывают культурологическим. При таком подходе анализу могут быть подвергнуты стили, жанры,формы представления.

При социальном подходе медиапространство рассматривается с точки зрения взаимоотношений потребителей и социальных групп в процессе получения, обработки, хранения, распространения и потребления информации. В рамках социологии культуры, социологиимассовой коммуникации и др. могут быть изучены различные социальные аспекты медиапространства: социальная структура и стратификация потребите-лей[8, 9], механизмы влияния медиапространства на социализацию молодежи[10] и др.

По мнению ряда исследователей, в условиях глобализации, когда границу«территории»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

или «виртуальной территории» сложно определить, «геополитический подход»к анализу «медиапространства» становится малоэффективным и малоперспективным[3, 7].

Однако, на наш взгляд, события последних лет, говорят об обратном. Начиная с «Мюнхенской речи» В.В. Путина 2007 года[11] в глобальном медиапространстве в отношении России со стороны «Запада» ведется непрерывная агрессия. Ее целью является смена политической власти в России[6]. Особенно ситуация обострилась после «Крымских событий» 2014 года[12]. Изучение происходящих в глобальном медиапространстве процессов в настоящее время без учета геополитики, на наш взгляд, невозможно.

Главным «менеджером» современного медиапространства, определяющим структуру, содержание и развитие являются процессы глоба-лизации.Ю.В.Маркина отмечает, что «при стремительной глобализации и развитии технологий видны перемены в традиционных СМИ таких, как радио, телевидение и печать. Изменилась подача информации, ее содержание. Особенно сильно это ощущается во всемирной сети. Радиостанции на интернет-сайтах можно слушать в любой точке мира. Так же эта информация может быть доступна и в печатном варианте, что позволяет быстро ориентироваться в информации, передаваемой по радиостанциям» [13].

В тоже время медиапространство, подверженное глобализации, само являются инструментом глобализации. В.В.Фокина констатирует, что «современные СМИ не ограничиваются локальным или национальным пространством и аудиториями, выступая в качестве акторов современного мира. CNN, BBC, Al-Jazeera, RussiaToday, Euronews являются не толькоинструментами влияния ведущих стран мира, но и оказывают существенное влияние на мировое общественное мнение, национальную политику и мировую политику» [14].

Таким образом, медиаглобализация, с учетом всех своих достоинств и недостатков, является главным трендом в современном медиапро-странстве. Использование процессов медиагло-бализации в собственных интересах и уменьшения их негативных последствий требует особых мер со стороны государства.

В настоящее время в России сформировались два подхода к реагированию на глобализацию медиапространства[15].

Сторонники первого подхода предлагают в большей степени развиватьтехнологическую базу, создаватьнеобходимуюинформационно-коммуни-кационную инфраструктуру. Для этого, с их точки зрения,необходимо предпринять следующие действия [15]:

• реорганизовать систему предприятий связи и обеспечить равномерное развитие территорий;

• развивать конкуренцию;

• создать эффективную законодательную и нормативно-правовую базу для внедрения в России общепринятых на мировом рынке принципов взаимодействия операторов;

• сформировать эффективные отраслевые рынки сбыта;

• разработать эффективные методы тарифного регулирования услуг связи;

• разработатьмеханизмы поддержки национального производства в области инфра-коммуникаций;

• обеспечить государственную поддержку распространения инфраструктуры Интер-нетадля школ, вузов, библиотек, объектов социальной инфраструктуры;

• обеспечить государственную поддержку программ внедрения Интернет-сервисов во все сферы жизни россиян.

Сторонники второго подхода предлагают государству в приоритетном порядке увели-читьроль России в глобальном информационном пространстве и защищаться от чрезмерной экспансии других государств. Необходимо развивать технологическую базу на основе отечественных компонентов, чтобы снизить зависимость от Запада в этой сфере. Следует усилить присутствие российских СМИ на рынках других стран.В первую очередь на рынках СНГ, которые находятся в орбите национальныхинтересов России. Россия может контролировать не только русскоязычные, но и не русскоязычные СМИ этих стран. Необходимо осваивать перспективные рынки бизнеса и политики на основе понятных зарубежному потребителю международных стандартов[15].

Как уже отмечалось выше, глобализация медиапространства влечет за собой целый ряд информационных угроз для личности и социальных групп, что позволяет говорить о необходимости обеспечения безопасности в этой сфере. Злонамеренная деятельность в медиапространстве может воздействовать на психическое состояние человека, трансформировать его социальные установки, тем самым изменяя его поведение. Согласимся с мнением специалистов о том, что свобода средств массовой информации, помноженная на свободу слова и запрет государственной цензуры, таит в себе опасность распространения «фейковых» (недостоверных) новостей, дестабилизирующих общественно-политическую обстановку, сеющих панику, провоцирующих негативные отношения между индивидами, социальными группами и т.д. [16, с. 8].

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 информационная безопасность Российской Федерации определяется как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства» [17].

Появление Доктрины информационной безопасности [17] показывает, что проблема информационной безопасности страны в целом и кон-кретнойличности не снята с повестки дня, а еще более обострилась в связи с возникновением новых информационных угроз.

Одной из таких угроз является информационный потоп или, как ее еще называют «информационный удар», в результате которого наблюдается мало контролируемое увеличение объема поступающей информации. По данным проведенного IDC исследования объем общемировых данных вырастет с 33 зеттабайт в 2018 году до 175зет-табайт в 2025 году. Почти 30% этих данных нужно будет обрабатывать в режиме реального вре-мени[18].

Информационный поток становится фактором, угрожающим развитию личности. Особенно это опасно для детей и молодежи, которые в силу своего возраста еще не имеют достаточного жизненного опытаи, следовательно, возможности грамотного анализа поступающей информации[10].

Согласно опросу ВЦИОМсреди россиян от 18 до 24 лет глобальную сеть Интернет используют 97%[19]. Виртуальные социальные среды Интернета для них является основным источником последних новостей о событиях в стране и мире. Следует заметить, что в последние годы исследователи отмечают снижение потребления печатных новостных изданий и рост популярности их электронных версий. Так, согласно данным ВЦИОМ в 2014 году интернет-источникамивос-пользовались 54% россиян, а в 2017-м - уже 58%. Доля молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, активно пользующихся онлайн-СМИ составляет 80% [20].

В условияхперенасыщения информацией, увеличения объема цифровых данных возникают немалые трудности в управлении информацией (поиск, получение, хранение, обработка, передача информации). При этомматериальные затраты на информационные системы значительно увеличиваются, а их эффективность чаще

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

всего снижается.Возникает проблема «информационного мусора», имеющая серьезные негативные последствия:

• анализ большого объема информации требует больших затрат времени;

• сам анализ требует высокой квалификации от пользователя, чтобы отделить важную от ненужной информацию;

• возможность «легализации» недостоверной информации в случае недостаточной квалификации пользователя.

В этой связи нельзя не упомянуть о так называемой популярной в современном медиопро-странстве «фейковой информации» или «фейко-вых новостях». Причины появления таких новостей могут быть различны: погоня за сенсацией, создание информационных поводов для СМИ, недостатоквремени на проверку контента в современных вебизданиях, а также, намеренное создание и воспроизведение заведомо ложных новостей с последующим преследованием различных целей [21].

В качестве примера «фейковых новостей» можно привести, например, внедренный в медиа-пространство миф о якобы вмешательстве Рос-сиив предвыборную кампанию по выборам президента США в 2016 году и преступный сговор с Д. Трампом. Даже после того, как официальное расследование спецпрокурора Р. Мюллерне обнаружило никакого сговора с Россией ни лично Д. Трампа, ни его предвыборного штаба, часть американских СМИ продолжают муссировать эту тему[22].

Ярким примером также служит демонстра-циябывшим госсекретарем США Колином Пауэл-лом пробирки якобы с оружием массового поражения во время его выступленияна заседании Совета Безопасности ООН 5февраля 2003 г. [23]. По-существу, эта пробирка стала «доказательством» вины руководства Ирака и поводом военного вторжения в страну.

В этот же ряд можно поставить«Дело об отравлении Скрипалей» в Великобритании: виновность их отравления бездоказательно приписывается российским спецслужбам[24].Результатом распространения этой информации стало введение санкций против России.

Авторы фейковых новостей, с целью придания им вида правдоподобности,часто используют-такиевводные слова или словосочетания, как: «видимо...», «с высокой вероятностью...»,«один известныйэксперт/чиновник сказал.», «по достоверным источникам.». Этот нехитрый прием может ввести в заблуждение неопытных потребителей информации, в том числе молодежь.

Зарубежные антироссийские фейковые новости очень часто используются в информаци-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

онной войне против России [24]. Они имеютсовер-шенно четкие задачи: дискредитация образа России, российских организаций или российских граждан в глазах мировой общественности. На основе своих же фэйковых новостей «Запад» принимает управленческие решения на самом высоком уровне.

Как отмечаетфранцузский философ и социолог П. Бурдье «Политическая опасность, порождаемая обычным использованием телевидения, заключается в особой способности изображения производить то, что литературные критики называют эффектом реальности: телевидение показывает и заставляет поверить в то, что оно показывает. Такая сила внушения может породить эффект мобилизации, создавая идеи и представления, а также реальные социальные группы. Хроника происшествий, про исходящие каждый день события и инциденты могут иметь политический, этический и т.п. подтекст, способный вызывать сильные, зачастую такие негативные эмоции, как расизм, ксенофобия, страх и ненависть по отношению к людям других национальностей. И даже простой репортаж, изложение записанных фактов, подразумевает стоящее за ним социальное конструирование реальности, способное производить социальный эффект политической мобилизации (или демобилизации)» [25].

Серьезной проблемой в медиапространстве в настоящее время является медиазависимость, которая заключается в том, что «чем больше человек зависит от того, что его потребности удовлетворяются в результате использования СМИ, тем значимее их роль в его жизни, следовательно, тем сильнее востребованы эти СМИ»[26].В конкретной ситуации медиазависимые потребители могут оказаться перед выбором источника достоверной информации между властью и СМИ, если их позиции не совпадают.Очевидно, что СМИ имеют возможность оперативнее чем власти реагировать на сложившуюся ситуацию. СМИ тоньше чувствуют настроение и чувства потребителей.

Последствиями медиазависимости является усвоение потребителем социальных ценностей и норм, пропагандируемых в медиапространстве. Однако эти ценности не всегда могут соответствовать нравственным и правовыми нормам, принятым в «реальном» обществе,в которомпроживает пользователь. В медиапространстве получили распространение сетевые сообщества, где размещаются материалы клеветнического, лживого или враждебного характера по отношению к отдельным лицам или социальным группам. Очень часто в этих сообществах наблюдается девиантное и делинквентное поведение пользователей, проявление насилия и агрессии в различных видах: электронная речевая агрессия, проявляющаяся

по отношению к другим пользователям или группам пользователей в Интернете; онлайн игры агрессивного и насильственного характера; информация экстремистской направленности, в том числе террористического, ксенофобского-толка [27].

Девиантное поведение в медиапростран-ства может побудить пользователя к совершению киберпреступления. В последние годы количество киберпреступлений, растет, а их негативные последствия принимают угрожающие размеры. Так, например,27 июня 2017 годаот атаки компьютерного вируса «Petya» пострадали десятки компаний в России и на Украине. В России атаке подверглись компьютерные системы «Роснефти», «Башнефти», «Евраза», российских офисов компаний Mars, Móndeles и Nivea. На Украине вирусной атаке подверглись компьютеры «Киевэнерго», «Укрэнерго», «Ощадбанка» и концерна «Антонов». Также из-за вируса временно отключился автоматический мониторинг промышленной площадки на Чернобыльской АЭС. Вирус Petya распространялся через ссылки в сообщениях электронной почты и блокировал доступ пользователя к жесткому диску компьютера, требуя денежный выкуп[28].

Технологии распространения вредоносного программного обеспечения быстро эволюционируют. Происходит переход от распространения по электронной почте к атакам в режиме реального времени через вредоносные веб-приложения и социальные сети.

Так, во время трансляции «Прямой линии с Владимиром Путиным», которая состоялась 20 июня 2019 года, call-центр программы подвергся DDoS-атаке. По этой причине некоторые звонки россиян проходили со сбоями. Атаку, которая велась из-за рубежа, удалось отразить [29].

В заключении можно отметить следующее.

Важнейшим «двигателем»медиапростран-ства в настоящее время являются процессы глобализации. Эти процессы имеют как положительные, так и отрицательные последствия.

Процессы глобализации способствуют внедрению технологических новшеств в медиапро-странство, открывают границы для быстрого обмена медиаконтентом между странами. Происходит социокультурный обмен, в результате кото-рогомежду народами появляется взаимодоверие, формируется единое общественное мнение. Все это приводит к разрядке международных отношений.

С другой стороны, процессы глобализации способствуют катастрофическому увеличению потока информации. В этом потоке потребителю становится тяжело найти необходимую информацию. Он часто сталкивается с недостоверной

информацией, которая может быть умышленно адресована ему недоброжелателями. В результате создается возможность возникновения ситуации манипулирования этим человеком. Манипулирование может привести к медиазависимости, девиантному поведению. Потребитель может стать жертвой киберпреступления. Все это - негативные последствия медиаглобализации.

Любое государство стремитсяоградить своих граждан от возникающих информационных угроз. Как отмечалось выше, в принятой недавно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации [17] предусмотрен целый ряд специальных управленческих мер в различных областях по противодействию возникающим информационным угрозам в медиапространстве.

На наш взгляд, помимо принимаемых технических и административных мер, важнейшей задачей государства должно стать повышение уровня образования пользователей медиапро-странства. Причем, не только с точки зрения освоения современных информационно-коммуникационных технологий, о чем мы неоднократно писали ранее [30, 31], но и с точки зрения социально-гуманитарного образования.

Пользователь современного медиапро-странства должен ориентироваться в исторических процессах, иметь хорошие знания о современных социально-политических процессах в мире и своей стране, а также о нравственности и праве. В этом случае он не будет подвержен воздействию «фейковых новостей», его не удастся использовать в «информационной войне», он не будет демонстрировать девиантное поведение и совершать киберпреступления. Обработать же большой массив данных пользователю должны помочь хорошие знания в области информационно-коммуникационных технологий.

Следует заметить, что инструментом противодействия информационным угрозам медиаглобализации может стать само глобальное медиа-пространство. В последние годы развитие Веб-технологий и распространение глобальной сети Интернет способствуют образованию новых видов взаимодействия между участниками образовательного процесса, появлению новых виртуальных образовательных сред [32]. Достаточно популярным в настоящее время являются дистанционные формы обучения. В наших предыдущих исследованиях [33] выявлена динамика роста интереса пользователей Рунета к дистанционным формам обучения.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] ЕлисееваМ.А. Медиапространство: соци-ально-философскийанализ // Изв. Сарат. ун-та.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

Нов.сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2019. Т. 19. Вып. 1. - С. 4-7.

[2] McLuhan, M. (1994). Understanding Media: The Extensions of Man. - Cambridge; London: MIT Press. -389 p.

[3] ДзялошинскийИ.М. (2001). Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции. -М.: Моск. Центр Карнеги, 2001. - 30 с.

[4] Михайлов А.П., Петров А.П., Прончев Г.Б., Прончева О.Г. Моделирование спада общественного внимания к прошедшему разовому политическому событию // Доклады Академии наук. 2018. Т. 480. № 4. - С. 397-400.

[5] Петров А.П., Прончева О.Г. Моделирование выбора позиций индивидами при информационном противоборстве с двухкомпонентной повесткой // Математическое моделирование. -2019. - Т. 31. - №7. - С. 91-108.

[6] Крылова И.А. Новые виды войн и безопасность России // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 3. - С. 58 - 71.

[7] Монастырёва О.В. (2010). Медиапро-странство: обзор представлений и подходов к пониманию. Вестник амурского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. 2010. № 50. - 56-62.

[8] Прончев Г.Б., Монахов Д.Н., Прончева Н.Г. Информационно-коммуникационные технологии как причина социального неравенства// Политика и общество. 2018. №2. - С.1-10.

[9] Kolodeznikova I.V., Kuznetsova I.V., Pronchev G.B. Particularities of gender gap in the digital era // Astra Salvensis. - 2018. - V. 6. - P. 871880.

[10] Osipova N.G., Elishev S.O., Pronchev G.B., Monakhov D.N. Social and political processes, socialization institutions and youth policy subjects of modern Russia // Journal of Advanced Research in Law and Economics. - 2017. -V. 8. - N 2. - P. 545558.

[11] Путин В.В. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 года. / Интернет-ресурс «Президент России». [Электронныйре-сурс]. -Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/24034. (датаобраще-ния: 10.07.2019).

[12] Церемония подписания законов о принятии Крыма и Севастополя в состав России. 21 марта 2014 года. / Интернет-ресурс «Президент России». [Электронныйресурс]. -Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/20626. (датаобращения: 10.07.2019).

[13] Маркина Ю.В. Влияние глобализации на медийное пространство // Актуальные направле-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

ния научных исследований: от теории к практике. 2016. № 1(7). - С. 247 - 249.

[14] Фокина В.В. СМИ как факторы мировой политики // Вестник МГИМО. Мировая политика. 2013. № 1(28) . - С. 61-64.

[15] Дзялошинский И.М. Вызовы медиагло-бализации // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 2. - С. 32 - 40.

[16]Рыжов В.Б. Информационная безопасность в государствах Европейского союза: к постановке проблемы // Представительная власть - ХХ1 век. 2018. № 4. - С. 8-12.

[17] Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 12.12.2016. № 50. - Ст. 7074.

[18] Reinse D., Gantz J., Rydning J.The Digitization of the World - From Edge to Core. IDCWhitePaper.Doc# US44413318.November 2018. 28 p.

[19] Медиапотребление сегодня: пять основных фактов. Пресс-выпускВЦИОМ №3284. 13 Января 2017. / Интернет-ресурсВЦИОМ. [Электронныйресурс]. -Режим доступа: https://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=507. (датаобращения: 10.07.2019).

[20] Персональные данныев Интернете: цифровые угрозыили возможности?Общероссий-ский репрезентативный опрос ВЦИОМ. 24 - 25 сентября 2018 г. / Интернет-ресурсВЦИОМ. [Электронныйресурс]. -Режим доступа: http://d-russia. ru/wp-content/uploads/2018/11/personal_data_ wciom_opt.pdf. (датаобращения: 10.07.2019).

[21] Шаронин П.Н., Ефименко М.Г. «Фейко-выеновости» - информационные вызовы современного медиапространства // Медиаэкономика 21 века. 2018. № 4. -С. 54-48.

[22] Mazzetti M., Benner K. Mueller Finds No Trump-Russia Conspiracy, but Stops Short of Exonerating President on Obstruction /The New York Times. March 24, 2019.[Электронныйресурс]. -Режим доступа:https://www.nytimes. com/2019/03/24/us/politics/mueller-report-summary. html?searchResultPosition=2. (датаобращения: 10.07.2019).

[23] A Policy of Evasion and Deception /The Washington Post. February 5, 2003.[Электронный-ресурс]. -Режим доступа: http://www. washingtonpost.com/wp-srv/nation/transcripts/ powelltext_020503.html?noredirect=on. (датаобра-щения: 10.07.2019).

[24] Манойло А. В. «Дело Скрипалей» как операция информационной войны // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2019. № 1. - С. 72-97.

[25] Бурдье П. О телевидении и журналистике. - М.: Прагматика культуры, Институт экспериментальной социологии, 2002. - 160 с.

[26] Киршин Б.Н. Региональная пресса: практические аспекты теории медиазависимости // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 13(151). -С. 66-71.

[27] Васенина И.В., Прончев Г.Б. Речевая агрессия в социальных сетях Интернета // Образование и право. - 2018. - № 2. - С. 170-177.

[28] Вирус Petya атаковал компании России и Украины /Интернет-ресурс«ТАСС, информационное агентство». 27 июня 2017 г. [Электронныйре-сурс]. -Режим доступа:https://tass.ru/ екопотнка/4368929.(датаобращения: 10.07.2019).

[29] Герасюкова М. Украинский след: прямая линия с Путиным подверглась DDoS-атаке /Интер-нет-ресурсГазета.ги. 20 июня 2019 г. [Электрон-ныйресурс]. -Режим доступа:https://www.gazeta.

ru/tech/2019/06/20/12429181/ddos.shtml. (датаоб-ращения: 10.07.2019).

[30] Монахова Г.А., Монахов Д.Н., Прончев Г.Б. Проблемы российских учителей в гипер-ин-формационном обществе // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2016. № 1-2. - С. 59-66.

[31] Гончарова И.В., Прончев Г.Б., Третьякова И.В. Инновации в области математико-ин-формационной подготовки студентов-социологов в контексте глобализационных процессов // Образование и право. 2017. № 8. - С. 241-253.

[32] ПрончевГ.Б., КузьменковД.А., Пронче-ваН.Г. Социальная педагогическая сеть Совет// Педагогическая информатика. 2015. №1. - С.81-89.

[33] Гончарова И.В., Прончев Г.Б., Прончев К.Г., Кричевер Е.И. Интерес пользователей Рунета к дистанционной форме обучения // Образование и право. 2018. № 3. - С. 271 - 277.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.