Научная статья на тему 'РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ИНТЕРНЕТА'

РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ИНТЕРНЕТА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1414
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СРЕДЫ / VIRTUAL SOCIAL ENVIRONMENTS / РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ / VERBAL AGGRESSION / СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА / NETWORK COMMUNITIES / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Васенина Ирина Владимировна, Прончев Гэннадий Борисович

В работе анализируются коммуникации в социальных сетях Интернета. Общение в виртуальных социальных средах оказывает большое влияние на формирование у молодежи социальных ценностей и норм. В то же время здесь можно встретить девиантное поведение, включая речевую агрессию. Обсуждаются причины участия пользователей в социальных сетях с проявлением агрессии. Работа представляет интерес для специалистов, занимающихся проблемами девиантного поведения молодежи, развития современных информационно-коммуникационных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Васенина Ирина Владимировна, Прончев Гэннадий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERBAL AGGRESSION IN SOCIAL NETWORKS ON THE INTERNET

The paper deals with communications in social networks on the Internet. Communication in virtual social media has a great influence on the formation of social values and norms among young people. At the same time, one can find deviant behavior here, including verbal aggression. The reasons for the participation of users in social networks with the manifestation of aggression are discussed. The article is of interest for specialists dealing with problems of deviant behavior of youth, development of modern information and communication technologies

Текст научной работы на тему «РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ИНТЕРНЕТА»

О^ ИННОВАЦИИ

ВАСЕНИНА Ирина Владимировна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры методологии социологических исследований Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 119234, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1, стр. 33

e-mail: irvasenina@yandex.ru ПРОНЧЕВ Геннадий Борисович, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент, заместитель заведующего кафедрой методологии социологических исследований Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 119234, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1, стр. 33

e-mail: pronchev@rambler.ru

12.00.13 - информационное право

РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ИНТЕРНЕТА

Аннотация. В работе анализируются коммуникации в социальных сетях Интернета. Общение в виртуальных социальных средах оказывает большое влияние на формирование у молодежи социальных ценностей и норм. В то же время здесь можно встретить девиантное поведение, включая речевую агрессию. Обсуждаются причины участия пользователей в социальных сетях с проявлением агрессии. Работа представляет интерес для специалистов, занимающихся проблемами девиантного поведения молодежи, развития современных информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: виртуальные социальные среды, речевая агрессия, сетевые сообщества, социальные сети.

VASENINA Irina Vladimirovna,

Candidate of Sociology, Associate Professor of the Department of Sociological Research Methodology at the Faculty of Sociology of Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; e-mail: irvasenina@yandex.ru PRONCHEV Gennadi Borisovich, Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Sociological Research Methodology at the Faculty of Sociology of Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

e-mail: pronchev@rambler.ru

VERBAL AGGRESSION IN SOCIAL NETWORKS ON THE INTERNET

Abstract. The paper deals with communications in social networks on the Internet. Communication in virtual social media has a great influence on the formation of social values and norms among young people. At the same time, one can find deviant behavior here, including verbal aggression. The reasons for the participation of users in social networks with the manifestation of aggression are discussed. The article is of interest for specialists dealing with problems of deviant behavior of youth, development of modern information and communication technologies.

Key words: virtual social environments, verbal aggression, network communities, social networks.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

УДК - 340 ББК- 67

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и появление глобальной сети «Интернет» способствовало в последние десятилетия появлению новых виртуальных социальных сред и виртуальных социальных сообществ [15, с. 36 — 56]. По данным доклада «UN State of Broadband 2017 Report», в сентябре 2017 г. около 3,58 миллиарда человек в мире пользовались сервисами Интернета [21]. Виртуальное социальное пространство Интернета является огромным хранилищем информации. Здесь можно найти многообразную информацию официального, делового, личностного характера, которая все более широко используется в политике, управлении, сфере науки, образования и культуры.

К сожалению, помимо новых полезных возможностей, для пользователей виртуальных социальных сред могут наступать негативные последствия. Так, в виртуальных социальных средах может быть размещена клеветническая информация, поступающие пользователю сообщения могут быть угрожающими или запугивающими, содержать оскорбительные, вульгарные, унижающие пользователя комментарии [22, с. 65-93]. В результате безопасность пользователей Интернета оказывается под угрозой. Конфиденциальной информацией могут воспользоваться c преступными целями злоумышленники [9, с. 33-45; 14, с. 58-62], она может быть использована для навязывания товаров и услуг [1, с. 61-63], для манипулирования в информационных войнах [13, с. 1-29; 11, с. 23-32].

Следует отметить, что осуществление коммуникаций в Интернете имеет ряд особенностей. Несмотря на то что интерактивные сервисы весьма активно развиваются в Интернете, большая часть общения протекает в письменной форме и нет непосредственного контакта между коммуникантами. Достоверность идентификационных данных об участниках общения сложно проверить [12, с. 77-85]. Особенности лексикона пользователей Интернета, иные правила построения высказываний и новые сценарии общения составляют специ-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2018

фику Интернета как коммуникативного пространства.

Очевидно, что, как и в реальной коммуникативной среде, при общении в Интернете пользователь рано или поздно сталкивается с проявлениями речевой агрессии.

Цель данного исследования — изучение речевой агрессии в виртуальных социальных средах.

Основными задачами исследования являются:

1. Анализ понятий «толерантные» и «интолерантные» виртуальные сетевые сообщества.

2. Анализ понятия «речевая агрессия» и форм ее проявления.

3. Изучение взаимосвязи речевой агрессии и социокультурной среды.

В работе использованы вторичные данные результатов отечественных и зарубежных социологических исследований.

Виды речевой агрессии в Интернете

В виртуальных социальных средах Интернета в открытом доступе можно встретиться с информацией агрессивного, насильственного и экстремистского характера.

Существуют различные классификации социальных сетей и сетевых сообществ на основе наличия в них агрессивной, насильственной и экстремистской информации. С.В. Бондаренко выделяет толерантные и интолерантные виртуальные сетевые сообщества [2]. Толерантные сетевые сообщества создаются для предоставления информации и интерактивных услуг, но при этом участвующие в их деятельности акторы не ставят перед собой задачи сбора и распространения информации, направленной против кого-либо. При создании интолерантных сообществ закладывается идея противостояния какому-либо актору, в качестве которого может выступать индивид, группа и т.д.

К интолерантным сетевым сообществам относятся сообщества, содержащие [2]:

— компрометирующую кого-либо информацию политического, экономического и иного характера;

— националистическую информацию, направленную против определенных наци-

ональностей или пропагандирующую превосходство одной нации над другими;

— пропаганду экстремистских идей и освещающих деятельность экстремистских организаций.

В таких Интернет-сообществах могут размещаться материалы клеветнического, лживого или враждебного характера по отношению к другим лицам или группам, оскорбляющие людей на основе религиозной и этнической принадлежности, проповедующие экстремистские политические взгляды и т.д. Очень часто эти сообщества являются наиболее открытыми.

Девиантное, или агрессивное, поведение пользователей Интернета чаще всего ассоциируется именно с социальными сетями. При этом уязвимость социальных сетей можно определить как недостаток, который человек может эксплуатировать для того, чтобы достигнуть чего-либо, к чему он не имеет полномочий доступа или что не предназначено для законного использования сети или системы в целом [20, с. 231-255].

Следует заметить, что проявления насилия и агрессии в Интернете многообразны и представлены различными видами: электронной речевой агрессией, проявляющейся по отношению к другим пользователям или группам пользователей в Интернете; онлайн-играми агрессивного и насильственного характера; информацией экстремистской направленности, в том числе террористического, религиозного, националистического толка.

Конкретное содержание понятия «речевая агрессия» неоднозначно трактуется в научной литературе. Многие авторы, изучающие речевую агрессию, делают акцент на выражении неприязни к кому-либо или чему-либо посредством враждебной манеры речи, оскорбляющей достоинство личности. Т.А. Воронцова характеризует агрессивный тип речевого поведения как выражение негативного отношения к кому-либо или чему-либо и как ориентированность на антидиалог, то есть на субъектно-объект-ный, некооперативный тип общения с адресатом (прагматический вектор) [5, с. 428].

Российский психолог Ю.В. Щербинина выделяет акты, которые относятся к вер-

бально-агрессивным, а именно: оскорбления, враждебные замечания, угрозы, грубые требования, грубые порицания (упреки), обвинения, ирония [17]. Специалисты, разделяющие эту точку зрения, относят к речевой агрессии «наклеивание» ярлыков, унизительные характеристики объекта агрессии, нагнетание негативных ассоциаций, обсуждение неприятных или обидных для индивида характеристик, прямое оскорбление и тому подобное [5, с. 428; 16, с. 28-31].

В научной литературе вербальная агрессия на уровне негативных эмоций и чувств выступает как малоосознанная активность, проявляющаяся в образцах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания чужим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта.

Такое агрессивное поведение на языке современных пользователей Интернета получило название «кибербуллинга», или «Интернет-троллинга», «флейма».

Флейм определяют как компьютерный аналог варварства, который, однако, является более сложным [19]. Если в реальной действительности агрессивные вербальные атаки порицаются, то в сети они очень широко распространены. Наиболее общим определением флейма будет вербальная агрессивная реакция, вызванная сообщением собеседника, нарушающая принципы конструктивной дискуссии. Люди, которые в реальной действительности никогда не смогли бы позволить себе такое вербальное взаимодействие, в сети считают себя героями, манифестирующими свободное общение. Эффективных способов борьбы с флеймом не существует: в большинстве форумов агрессивные сообщения удаляются, а их авторам запрещают писать новые сообщения. Возможно, что вербальная агрессия коммуникантов в Интернете объясняется желанием обрести идентичность, противопоставить себя диффузной массе, даже ценой негативной оценки.

«Троллинг» рассматривается как негативное явление, которое препятствует установлению и воспроизводству этических норм сетевого взаимодействия и конструктивной работе групп, выражающееся, в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

том числе, в виде проявления различных форм агрессивного языкового поведения для нагнетания конфликтов [4, с. 48—51].

Термины «троллинг», «флейм» и др. не вполне относятся к сфере научного дискурса. Они возникли и закрепились в сленге участников виртуальных сетевых сообществ.

Проявление агрессии в Интернет-сообществах

Речевую агрессию можно рассматривать и с позиции социокультурного подхода. Язык всегда является ядром национальной культуры, в нем отражены история страны, накопленные ценности, культурные нормы, которые сохраняются и передаются из поколения в поколение. Язык является основой для обогащения духовного мира личности. Между тем игнорирование, а порой и отрицание этих функций нередко сопровождается замещением слов национального языка иностранными словами. В результате происходит образование слов с искаженным содержанием, которые способствуют разрушению ментальных ценностных основ языка.

В данной статье авторы рассматривают электронную речевую агрессию как агрессию любого типа: преследования, запугивания, высмеивание кого-либо, грубые комментарии, распространение слухов, порочащих личность, унижающих достоинство.

По данным американских исследований, чаще всего жертвы речевой виртуальной агрессии сталкиваются с грубыми или непристойными комментариями, которые были частью электронной агрессии (32%); далее идет распространение клеветнических слухов (13%), а затем угрожающие или агрессивные комментарии (14%). Поскольку особенностью общения в Интернете является анонимность, то от 13% до 46% молодых людей, ставших жертвами электронной агрессии, не знали личности своих «домогателей». И, с другой стороны, 22% молодых людей, которые признали, что совершали электронную агрессию, не знают личности своих жертв [18].

К сожалению, пока мало информации и о том, уменьшается или увеличивается

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

электронная агрессия по мере взросления человека, как она варьируется в зависимости от этнической и гендерной принадлежности. На данном этапе исследовательские данные имеют лишь общий характер.

Коммуникационная группа «Византия» провела исследование, связанное с использованием ненормативной лексики и проявлением электронной речевой агрессии в Интернет-пространстве российского общества [3, с. 121-125]. Анализируемая аудитория представляет собой 2 000 случайно выбранных пользователей социальных сетей и сетевых сообществ в возрасте от 16 до 60 лет. Результаты исследования показали, что больше всего ненормативной лексики используется в социальной сети «ВКонтакте». Так, из тысячи слов в «ВКонтакте» пользователи в среднем употребляли 17,2% ненормативной лексики, в «Одноклассниках» показатель ругательных выражений составил 15,4%, в «Twitter» - 15,5%, в «Facebook» - 12,8%. Здесь же анализировались и показатели проявления агрессии. Самым высоким показатель проявления агрессии оказался у пользователей сети «Facebook». Второе место заняли пользователи сети «Twitter», третье - сеть «ВКонтакте». Наименьшее проявление агрессии наблюдается у пользователей сети «Одноклассники».

В Интернете существуют сетевые сообщества, сфокусированные на проявлении и распространении агрессии. В социальной сети «ВКонтакте» были популярны несколько таких сообществ.

Одно из наиболее популярных среди пользователей сети «ВКонтакте» - Интернет-сообщество «MDK» [6], имеющее около 9 миллионов подписчиков. Данное Интернет-сообщество можно отнести к агрессивному, так как оно переполнено грубостью, пошлостью и нецензурной лексикой. На странице данного сообщества можно увидеть огромное количество картинок, основным содержанием которых является нецензурная лексика. При этом все картинки находят положительное одобрение и отклики пользователей данного сообщества. В нецензурной лексике есть проявление грубости, оскорбительности, пренебрежительное отношение к языковым

нормам. Вместе со снижением языковых норм рушатся культурные нормы поведения человека в обществе.

Еще одним примером такого же типа сообщества служит группа «Орлёнок» [7]. Количество подписчиков составляет около 2,6 миллионов человек. Содержание данного сообщества аналогично предыдущему и содержит картинки и комментарии с нецензурной лексикой. Так, например, Сообщество «Aggression» [8] насчитывает около 73 тыс. человек. Размещенная информация в данной группе состоит из картинок, содержание которых - драки подростков, физические издевательства над личностью с комментариями в виде нецензурной лексики. Но все же превалирующим являются так называемые статусы (или цитаты) агрессивного характера, например: «Если на зачёт прийти с автоматом, то зачёт ставится автоматом... У меня есть мечта: если случится конец света, я хочу умереть самым последним, чтобы видеть, как умирают все, кого я ненавидел. Тогда я умру счастливым». Цитаты такого рода могут набрать большое количество положительных откликов («лайков»), и многие подписчики таких групп размещают их на своих страницах. Есть и более пограничные цитаты, где черта между юмором и призывом к действию более расплывчатая.

Но самым опасным является то, что молодое поколение нейтрально, а иногда и положительно относится к подобным комментариям, выражениям и картинкам. Для них это лишь повод лишний раз посмеяться над чем-то или кем-то. Употребляя нецензурные слова, они думают, что расширяют свободу слова, но при этом забывают, что уважение к человеку, дружеские отношения между людьми в разных культурах всегда являлись и являются ценностью.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что далеко не вся молодежь оказывается втянутой в подобную языковую агрессию. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Виртуальная свобода и безопасность студентов в Интернете», проведенного кафедрой социологии МГИМО в декабре 2012 г. [10] Выборка составила 529 студентов МГИМО, 103 студента социологи-

ческого факультета МГУ и 109 студентов - представителей социального и гуманитарного знания РУДН. На вопрос о том, что чаще всего вызывает у студентов негативные эмоции при общении в Интернете, были получены такие ответы: непристойные выражения и непристойный контент (МГИМО - 52%, МГУ - 45%, РУДН - 54%); оскорбление и клевета в адрес других (МГИМО - 22%, МГУ - 19%, РУДН - 20%); оскорбление и клевета в собственный адрес (МГИМО - 17%, МГУ - 15%, РУДН -28%). Значительная часть молодежи понимает, что свобода, открытость и духовная безопасность не должны противопоставляться друг другу.

В настоящее время в СМИ, в общественном мнении и даже научной литературе озвучивается позиция, что Интернет уже стал одним из ведущих агентов социализации молодежи. Однако воздействие Интернета противоречиво: он может и способствовать, и препятствовать позитивному развитию личности. При этом выбор всегда остается за личностью.

Вместе с тем нельзя не учитывать особенности социокультурной ситуации, в которой формируется молодой человек. Реформы 90-х годов XX в. в России привели к деструктивным изменениям во всех сферах жизни общества. В духовной сфере они в немалой степени способствовали разрушению российских культурно-нравственных традиций, системы ценностей, а также идейно-нравственной раздробленности массового, в том числе молодежного, сознания. Снизилась роль государственной власти в формировании мировоззрения и воспитания молодежи, в отстаивании фундаментальных ценностей культуры. Проявилась дисфункция многих социальных институтов, особенно семьи и ее социализирующий функции. Модернизация системы образования в том виде, в котором она сегодня осуществляется в России, не способствует восстановлению в полной мере воспитательной функции, исключенной из системы образования в 90-е годы, а лишь декларирует необходимость развития теоретического мышления молодежи, ведет к уменьшению значимости русского языка и литературы в школьной программе.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

К сожалению, многие СМИ, особенно адресованные молодым людям, редко обращаются к ценностям русского языка, а некоторые вольно или невольно поддерживают те негативные явления, о которых говорилось выше. Расширение насильственно-агрессивной и экстремистской информации неоднозначно воспринимается общественным мнением, позиции которого варьируют от полного невмешательства государства в разрешение проблем противодействия агрессивной интернет-информации до возможности наделения государственной власти неограниченными функциями в этой области.

Специфика социокультурной ситуации, условий и характера современного российского общества определяет трудности и в то же время повышает значимость способности молодого человека анализировать информационное пространство Интернета и делать самостоятельный выбор, способствующий позитивному развитию личности.

Заключение

Виртуальное общение занимает все больше места в жизни людей. По мере развития технологий Интернета виртуальные социальные среды обретают собственные законы, устои и правила взаимодействия. Для миллионов людей социальные сети стали той социокультурной средой, в которой происходит усвоение социальных ценностей и норм. Однако, к сожалению, эти ценности не всегда соотносятся с нравственными и правовыми императивами. Помимо прочего сегодня получили распространение сетевые сообщества, где размещаются материалы клеветнического, лживого или враждебного характера по отношению к отдельным лицам или группам, получившие название «интолерант-ные» сетевые сообщества. Девиантное, или агрессивное, поведение пользователей Интернета исследователи чаще всего ассоциируют именно с социальными сетями. В работе проанализировано проявление речевой агрессии по отношению к пользователям или группам пользователей в виртуальных социальных средах. Обсуждаются причины такой агрессии.

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2018

В настоящее время проблема влияния Интернет-информации, особенно насильственного и экстремистского характера, на формирование молодого поколения россиян мало изучена. Ее глубокий анализ требует междисциплинарного подхода, а также объединения теоретических и эмпирических (мониторинговых) исследований.

Работа предназначена для специалистов, занимающихся проблемами девиант-ного поведения молодежи, развития современных информационно-коммуникационных технологий.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант 16-01-00306-a).

Список литературы:

[1] Азарян Д.А., Прончев Г.Б. Современные Интернет-технологии и безопасность личности // Юный ученый. 2016. № 3.

[2] Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского госуниверситета. 2004. - 320 с.

[3] Васенина И.В., Кухтевич Т.Н. Языковая агрессия в Интернете - вызов нравственным императивам // Высшее образование в России. 2014. № 4.

[4] Внебрачных Р.А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2012. Вып. 1.

[5] Воронцова Т.А. Речевая агрессия в публичной коммуникации // II Международный конгресс исследователей русского языка. Русский язык: исторические судьбы и современность. Труды и материалы. М.: Изд-во МГУ. 2004.

[6] Интернет-ресурс. Режим доступа: https://vk.com/mudakoff. 27.01.2018.

[7] Интернет-ресурс. Режим доступа: https://vk.com/onlyorly. 27.01.2018.

[8] Интернет-ресурс. Режим доступа: https://vk.com/public37012804. 27.01.2018.

[9] Кораблев М.Н., Лонцов В.В., Прончев Г.Б. Защита конфиденциальной информации в социальных сетях Интернета // Социология. 2010. № 4.

[10] Кравченко С. Что угрожает студентам в Интернете? Интервью // Интернет-ресурс. Режим доступа: https://gubkin.info/interesting/ 129666-chto-ugrozhaet-studentam-v-internete.html. 27.01.2018.

[11] Михайлов А.П., Петров А.П., Прончева О.Г., Маревцева Н.А. Модель информационного противоборства в социуме при периодическом дестабилизирующем воздействии // Математическое моделирование. 2017. Т. 29. № 2.

[12] Муравьев В.И., Прончев Г.Б., Прончева Н.Г. Современные Интернет-технологии как средство сглаживания социального неравенства в контексте взаимоотношений гражданского общества с государством // Образование и право. 2013. № 12(52).

[13] Прончева О.Г. О влиянии степени поляризации общества на исход информационного противоборства // Препринты ИПМ им. М.В. Келдыша. 2016. № 75.

[14] Прончев Г.Б., Лонцов В.В., Монахов Д.Н. Безопасность и социальные сети // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2014. № 2, 3.

[15] Прончев Г.Б., Муравьев В.И. Социальные сети как фактор перехода России к инновационному развитию // Социология. 2011. № 3.

[16] Сидорова Е.Ю. Вербальная агрессия как коммуникативно-прагматическое явление // Вестник томского государственного университета. 2009. № 319.

[17] Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. М.: КомКнига, 2006. - 360 с.

[18] Hertz M.F., David-Ferdon C. Electronic Media and Youth Violence: A CDC Issue Brief for Educators and Caregivers. Atlanta (GA): Centers for Disease Control. 20 p. // Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.cdc. gov/violenceprevention/pdf/EA-brief-a.pdf. 27.01.2018.

[19] Jon Katz. Flaming Freud: Analyzing Homo Incinerans // Интернет-ресурс. Режим доступа: https://slashdot.org/story/00/09/25/ 180228/flaming-freud-analyzing-homo-incinerans. 27.01.2018.

[20] Longstaff T.A., Ellis J.T., Hernan S.V., Lipson H.F., McMillan R.D., Pesante L.H., Simmel D. Security of the Internet. The Froehlich / Kent Encyclopedia of Telecommunications. N.Y.: Marcel Dekker. 1997. V. 15.

[21] The state of broadband 2017: broadband catalyzing sustainable development. Broadband Commission. 104 p. Интернет-ресурс // Режим доступа: https://www.itu.int/dms_pub/itu-s/ opb/pol/s-pol-broadband.18-2017-pdf-e.pdf. 27.01.2018.

[22] Willard N. Off-campus, harmful online

student speech // Journal of School Violence. 2003. V. 2. N 1.

Spisok literatury':

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Azaryan D.A., Pronchev G.B. Sovremen-ny'e Internet-texnologii i bezopasnost' lichnosti // Yuny'j ucheny'j. 2016. № 3.

[2] Bondarenko S.V. Social'naya struktura virtual'ny'x setevy'x soobshhestv. Rostov-na-Donu: Izd-vo Rostovskogo gosuniversiteta. 2004. - 320 s.

[3] Vasenina I.V., Kuxtevich T.N. Yazy'ko-vaya agressiya v Internete - vy'zov nravst-venny'm imperativam // Vy'sshee obrazovanie v Rossii. 2014. № 4.

[4] Vnebrachny'x R.A. Trolling kak forma social'noj agressii v virtual'ny'x soobshhestvax // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Filoso-fiya. Sociologiya. Psixologiya. Pedagogika. 2012. Vy'p. 1.

[5] Voroncova T.A. Rechevaya agressiya v publichnoj kommunikacii // II Mezhdu-narodny'j kongress issledovatelej russkogo yazy'ka. Russkij yazy'k: istoricheskie sud'by' i sovremennost'. Trudy' i materialy'. M.: Izd-vo MGU. 2004.

[6] Internet-resurs. Rezhim dostupa: https: //vk.com/mudakoff. 27.01.2018.

[7] Internet-resurs. Rezhim dostupa: https: //vk.com/onlyorly. 27.01.2018.

[8] Internet-resurs. Rezhim dostupa: https: //vk.com/public37012804. 27.01.2018.

[9] Korablev M.N., Loncov V.V., Pronchev G.B. Zashhita konfidencial'noj informacii v social'ny'x setyax Interneta // Sociologiya. 2010. № 4.

[10] Kravchenko S. Chto ugrozhaet studentam v Internete? Interv'yu // Internet-resurs. Rezhim dostupa: https://gubkin.info/ interesting/129666-chto-ugrozhaet-studentam-v-internete.html. 27.01.2018.

[11] Mixajlov A.P., Petrov A.P., Proncheva O.G., Marevceva N.A. Model' informacionnogo protivoborstva v sociume pri periodicheskom destabiliziruyushhem vozdejstvii // Matemati-cheskoe modelirovanie. 2017. T. 29. № 2.

[12] Murav'ev V.I., Pronchev G.B., Proncheva N.G. Sovremenny'e Internet-texnologii kak sredstvo sglazhivaniya social'nogo neravenstva v kontekste vzaimootnoshenij grazhdanskogo obshhestva s gosudarstvom // Obrazovanie i pravo. 2013. № 12(52).

[13] Proncheva O.G. O vliyanii stepeni polyarizacii obshhestva na isxod informacion-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

nogo protivoborstva // Preprinty' IPM im. M.V. Keldy'sha. 2016. № 75.

[14] Pronchev G.B., Loncov V.V., Monaxov D.N. Bezopasnost' i social'ny'e seti // Predstavi-tel'naya vlast' - XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy'. 2014. № 2, 3.

[15] Pronchev G.B., Murav'ev V.I. Social'ny'e seti kak faktor perexoda Rossii k innovacionnomu razvitiyu // Sociologiya. 2011. № 3.

[16] Sidorova E.Yu. Verbal'naya agressiya kak kommunikativno-pragmaticheskoe yavlenie // Vestnik tomskogo gosudarstvennogo univer-siteta. 2009. № 319.

[17] Shherbinina Yu.V. Verbal'naya agressiya. M.: KomKniga, 2006. - 360 s.

[18] Hertz M.F., David-Ferdon C. Electronic Media and Youth Violence: A CDC Issue Brief for Educators and Caregivers. Atlanta (GA): Centers for Disease Control. 20 p. // Internet-resurs. Rezhim dostupa: https://www.cdc.gov/

violenceprevention/pdf/EA-brief-a.pdf. 27.01.2018.

[19] Jon Katz. Flaming Freud: Analyzing Homo Incinerans // Internet-resurs. Rezhim dostupa: https://slashdot.org/story/00/09/25/ 180 2 2 8/flaming-freud-analyzing-homo-incinerans. 27.01.2018.

[20] Longstaff T.A., Ellis J.T., Hernan S.V., Lipson H.F., McMillan R.D., Pesante L.H., Simmel D. Security of the Internet. The Froehlich / Kent Encyclopedia of Telecommunications. N.Y.: Marcel Dekker. 1997. V. 15.

[21] The state of broadband 2017: broadband catalyzing sustainable development. Broadband Commission. 104 p. Internet-resurs // Rezhim dostupa: https://www.itu.int/dms_pub/itu-s/ opb/pol/s-pol-broadband.18-2017-pdf-e.pdf. 27.01.2018.

[22] Willard N. Off-campus, harmful online student speech // Journal of School Violence. 2003. V. 2. N 1.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»

осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: Sрецензирование рукописи; Sредактирование рукописи; ^первая корректура рукописи;

^форматирование и подготовка рукописи к верстке; ^верстка рукописи;

^вторая корректура рукописи и снятие вопросов,

возникших в процессе верстки текста, ^согласование с автором сверстанного текста руко

писи в формате pdf (по желанию автора), ^согласование с автором макета обложки рукописи

(по желанию автора), ^печать согласованного с автором тиража книги.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.