С©4 ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ -^D
DOI 10.24411/2076-1503-2020-10334 ПРОНЧЕВ Геннадий Борисович,
кандидат физико-математических наук, доцент, доцент, заместитель заведующего кафедрой методологии социологических исследований социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,
e-mail: [email protected]
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВИРТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СРЕД ИНТЕРНЕТА, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫМ ДЕВИАЦИЯМ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с проявлением социальных девиаций из-за особенностей виртуальных социальных сред в глобальной сети Интернет. Анализируются влияние популярности виртуальных социальных сред среди пользователей, существования виртуальных личностей пользователей, сетевой структуры распространения информации в Интернете, изотропии виртуальных социальных сред, технологических возможностей манипулирования пользователей. Статья представляют интерес для специалистов, занимающихся проблемами социальных девиаций в Интернете.
Ключевые слова: социальные девиации, Интернет, виртуальные социальные среды, изотропия социальной среды, манипуляции, виртуальная личность.
PRONCHEV Gennadi Borisovich,
Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor; Associate Professor, Deputy Head of the Department of Sociological Research Methodology at the Faculty of Sociology of Lomonosov Moscow State University,
Moscow, Russia
ON THE FEATURES OF VIRTUAL SOCIAL ENVIRONMENTS CONTRIBUTING TO SOCIAL DEVIATIONS
Annotation. The paper deals with manifestation of social deviations due to the characteristics of virtual social environments on the global Internet. The influence of popularity of virtual social environments among users is analyzed, as well as the existence of virtual user identities, the network structure for disseminating information on the Internet, the isotropy of virtual social media, and the technological capabilities of user manipulation. The article is of interest to specialists dealing with the problems of social deviations on the Internet.
Key words: social deviations, the Internet, virtual social environments, isotropy of the social environment, manipulations, virtual personality.
Развитие социальных сервисов глобальной сети Интернет на базе современных информационно-коммуникационных технологий способствовало появлению новых виртуальных социальных сред с заранее заданными свойствами [11]. Виртуальные социальные среды Интернета стали удобными площадками для гражданской самоорганизации как в России, так и в странах Запада [22]. Они «влияют на структуру общественных движений и отдельных гражданских сообществ, делая её более «горизонтальной» и избавляя от посредников. Зачастую формируются отдельные группы вокруг одного или нескольких лидеров, координирующих их действия с лидерами других групп для дости-
жения общей цели, создавая полицентрическую горизонтальную сеть. Иначе говоря, ... могут быть эффективно использованы для создания и поддержания сильных и централизованных организаций» [15].
К сожалению, помимо новых полезных возможностей для пользователей виртуальных социальных сред могут наблюдаться негативные последствия. Так, в виртуальных социальных средах часто размещается клеветническая информация, поступающие пользователю сообщения могут быть угрожающими или запугивающими, содержать оскорбительные, вульгарные, унижающие пользователя комментарии [23]. Конфиденциальной информацией пользователя могут вос-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
пользоваться злоумышленники c преступными целями [7; 12], она может быть использована для навязывания товаров и услуг [1], для манипулирования в информационных войнах [10; 19]. К сожалению, в виртуальных социальных средах все чаще можно наблюдать социальные девиации [3]. В данной статье будут проанализированы некоторые особенности виртуальных социальных сред Интернета, которые способствуют появлению социальных девиаций.
Популярность виртуальных социальных сред
По данным Mediascopе, аудитория Рунета в 2019 г. достигла 93 млн. человек. По данным за сентябрь 2018 - февраль 2019 гг., хотя бы раз в месяц пользовались интернетом 76% населения страны в возрасте от 12 лет. По данным за февраль 2019 г., наиболее популярными ресурсами по совокупной аудитории на мобильных и стационарных устройствах в Рунете являются: Яндекс -его среднесуточный охват среди населения 12-64 лет, проживающего в городах с населением более 100 тыс. человек, составляет 47%, ВКонтакте -43% и Google - 39%. Среди пользователей стационарных компьютеров наибольший среднедневной охват также был зафиксирован у Яндекса -каждый день на него заходят чуть меньше трети населения. На мобильных устройствах самая большая аудитория у Whatsapp. Этим мессендже-ром пользуется 37% населения [2].
Виртуальные социальные среды Рунета являются самым крупным источником информации для большей части российской молодежи, которая одновременно является самым активным пользователем Интернета. По результатам исследования «Социальный портрет современного российского студента» [9], было установлено, что «из всех видов СМИ, подавляющее большинство студентов (93,9%) отдают предпочтение различным интернет-СМИ (95,5% - студентов-бакалавров младших курсов, 93,8% - бакалавров старших курсов, 91,1% - студентов-магистров) и всего лишь 4% - телевидению (2,7% - студентов-бакалавров младших курсов, 4,8% - бакалавров старших курсов, 5,6% - студентов-магистров). Слушать радио и обращаться к периодическим печатным изданиям предпочитает совсем незначительное число опрошенных. В большинстве случаев Интернет используется для общения (91,9% ответов), поиска необходимой информации (90,7% ответов), развлечений (73,3% ответов), учебы (67,4% ответов), работы (43,1% ответов), игр (11,5% ответов) [9].
Таким образом, виртуальные социальные среды Интернета на сегодняшний день являются самым популярным средством получения новоОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
стей для россиян. Большинство пользователей не пытаются верифицировать поступающую информацию из других источников - газет, телевидения, радио. Как следствие, недостоверная информация в виртуальных социальных средах может послужить катализатором социальных девиаций.
Виртуальная личность
Одной из важных особенностей виртуальных социальных сред Интернета является то, что у каждого пользователя создается «виртуальная личность», которая может сильно отличаться от реальной личности человека [7]. Это становится возможным благодаря тому, что в социальных сетях люди взаимодействуют между собой не напрямую, а посредством учетных записей (т.н. «профилей» или «аккаунтов»). Учетная запись представляет собою Интернет-страницу, на которой пользователь виртуальной социальной среды размещает информацию, в том числе и конфиденциальную. Таким образом, информация «отделяется» от своего начального носителя и начинает жить своей «собственной» жизнью. При этом она не теряет связь с личностью пользователя, по-прежнему оставаясь описанием его общественного положения, действий, взглядов. Эта связь очень сильна, т.к. содержание учетной записи пользователь может в любой момент обновить.
Пользователь, общаясь в виртуальной социальной среде с другим пользователем, может перестать воспринимать его как реальную личность, а лишь индивида, ограниченного этой средой. Как следствие, в виртуальных социальных средах происходит трансформация социальных норм.
Ключевым фактором распространения социальных девиаций в виртуальной социальной среде является возможность предоставления пользователем неполной или искаженной информации. Таким образом, обеспечивается частичная анонимность пользователей социальной среды. Действия пользователя, считающего себя за счет анонимности физически недосягаемым создает иллюзию безнаказанности и вседозволенности.
В качестве примера можно привести случай с 38-летним жителем города Советск Калининградской области. На него было возбуждено уголовное дело по 319-ой статье УК РФ. «Мужчина прокомментировал одно из сообщений в популярной социальной сети, касавшееся главы одного из муниципальных образований области. При этом, в выражениях советчанин особо не стеснялся. Точно неизвестно, стало ли неожиданностью для незадачливого комментатора то, что за ним пришли люди в полицейской форме» [8].
Еще одной характерной особенностью виртуальных социальных сред является «терпимость» пользователей к любым изменениям информации, содержащейся в учетной записи собеседника. Поскольку предполагается, что информация, изначально в ней размещенная, может быть неполной и неточной. Этим могут воспользоваться злоумышленники.
Сетевая структура распространения информации
С точки зрения структуры распространения информации в коммуникативной среде различают иерархическую (рис. 1) и сетевую (рис. 2) структуры [20]. В случае иерархической структуры информация распространяется от узла к узлу.
Рис. 1. Иерархическая структура распространения информации.
Например, «Коля 3» может получить информацию от первоначального источника «Петя 1» либо через «Коля 1», либо через «Миша 1». Непосредственной передачи информации от «Петя 1» к «Коля 3» нет. Очевидно, что в обоих случаях
передача информации может происходить с большими лагами по времени.
В случае сетевой структуры распространение информации происходит одновременно сразу всем получателям информации.
Рис. 2. Сетевая структура распространения информации.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
Очевидно, что с точки зрения возможности появления социальных девиаций, вторая структура распространения информации является более опасной. В случае распространения недостоверной информации всегда возможно наличие людей, которые будут критично оценивать поступающую информацию. В случае иерархической модели такие люди способны прервать, в случае необходимости, распространение информации по «своей» иерархии. Тем самым они задержат повсеместное распространение недостоверной информации. Более того, они способны «запустить» свою информацию, опровергающую поступившую к ним недостоверную информацию. В случае сетевой структуры, информация поступит сразу ко всем. В этом случае возможна быстрая неадекватная реакция среди получателей. Критично оценивающие информацию люди уже никак не смогут повлиять на это. Возможно появление массовой истерии.
В качестве примера можно привести случай появления ложной информации о выбросе радиоактивных веществ на ЛАЭС. Прокурор г. Сосновый Бор, где расположена ЛАЭС, С. Румянцев отмечал [5]: «Примерно три дня назад в местной сети Интернет появились полушутливые сообщения. Мол, своих детей не водите на улицу, закрывайте окна, двери, форточки. Якобы кто-то знает о факте радиационного выброса из надежного источника. Но это как на заборе одна бабка написала. И, возможно, что в последующем эта информация транслировалась другими людьми и шутливость потерялась. В результате все переросло в массовую истерию». Радиационный фон в городе Сосновый Бор в это время оставался в норме. Скачков уровня излучения не было зафиксировано. Между тем, в Петербурге массово скупали йод в аптеках и паниковали [5].
С развитием современных информационно-коммуникационных технологий, в частности, глобальной сети Интернет, именно сетевая структура распространения информации становится наиболее актуальной.
Аналогичная сетевая структура распространения информации реализуется и в традиционных СМИ (радио, телевидение). Однако, в случае глобальной сети Интернет информация доступна пользователю и в том случае, если «прямой эфир» уже прошел (офф-лайн режим). Причем, полностью убрать эту информацию от публичного доступа очень тяжело. Иногда не помогают даже «жесткие» юридические нормы. В 2016 году в России вступил в силу закон о «праве на забвение» [16]. Он дал возможность пользователям Интернета удалять из поисковой выдачи недостоверную или же устаревшую информацию о себе. Однако,
«Яндекс» за первые полгода действия закона из 3600 обращений в компанию от 1348 человек удовлетворил только 27%, а 73% ответил отказом, в том числе 9% - частичным отказом (удовлетворили требования в отношении части ссылок из обращения) [18].
Социальная изотропия
«Отношения между пользователями социальных сетей, если рассматривать их только как пользователей, отвлекаясь от остальных социальных качеств этих людей, - это отношения равенства: все они являются пользователями сети, делятся с нею определенной частью своих персональных данных и получают доступ к определенным ресурсам, предоставляемым ее создателями» [13].
Показателен следующий случай. 10 мая 2009 г. один из пользователей «Живого журнала» оставил в Интернет-дневнике президента России Д.А. Медведева следующий комментарий к записи, посвященной Великой Отечественной войне: «Это все замечательно, но, допустим, в Краснодаре ветераны на праздник не смогли прийти к Вечному огню. Уже полгода продолжается его реконструкция. В то же время буквально две недели назад в двух кварталах от мемориала открылись два многомиллионных проекта - «триумфальная арка» и комплекс «святая Екатерина». Около Вечного огня работ практически не ведется - разве что выкорчеваны деревья и установлен барельеф, изображающий казаков, почему-то вооруженных АК. В результате краснодарцы возлагали цветы к металлическому забору, ограждающему Вечный огонь. Хотелось бы услышать Вашу оценку ситуации» [6]. 15 мая 2009 г. Президент лично ответил на этот комментарий, выложив изображение листа бумаги, на котором под распечатанным текстом комментария была написана короткая резолюция: «Разберитесь. Накажите виновных. Доложите в трехдневный срок» [4; 6]. Кстати, именно этот случай побудил чиновников открывать в виртуальных социальных средах общественные приемные, жалобные книги прямого действия.
Ответив на комментарий рядового пользователя «Живого журнала», Президент поставил себя в условия относительного «вертикального» равенства с ним и вообще, с гражданами России, которые имеют доступ к Интернету. Таким образом, в социальных сетях Интернета в отличие от «вертикальной» иерархической структуры («вертикальное» неравенство) (рис. 3), все участники сообщества обладают одинаковыми «вертикальными» властными полномочиями («вертикальное» равенство) (рис. 4).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
Рис. 3. «Вертикальное» неравенство. Чем больше уровень иерархии, тем больше
властных полномочий.
Рис. 4. «Вертикальное равенство». Все члены сообщества обладают равными «вертикальными»
властными полномочиями.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
Тем не менее, в социальных сетях Интернета на фоне «вертикального» равенства может
существовать «горизонтальное» неравенство (см. рис. 5).
Рис. 5. «Горизонтальное» неравенство. Члены сообщества обладают разным «авторитетом».
В случае «горизонтального» неравенства между членами сообщества нужно говорить о разном «моральном» авторитете ее членов. Например, в Интернет-сообществе болельщиков футбольного клуба бывший футболист этого клуба, являясь членом сообщества, имеет больший моральный авторитет, чем рядовой болельщик. Тем не менее, его мнение не является преимущественным, с точки зрения принятия другими членами сообщества.
Ситуацию, когда в сообществе реализуется «вертикальное» и «горизонтальное» равенство между ее членами, по аналогии с физикой [14], можно назвать «изотропией социальной среды», а само сообщество - «изотропной социальной средой».
Изотропная социальная среда способствует возникновению социальных девиаций. Действительно, в социальной среде, где нет ни властных полномочий, ни моральных авторитетов, контролировать девиантное поведение членов невозможно. Именно с этим связано частое проявление речевой агрессии в социальных сетях Интернета [3].
Технологические манипуляции
Долгое время западными институтами Интернет провозглашался символом свободы,
открытости и гласности. Однако, в настоящее в различных сегментах сети встречается «узаконенная» цензура (например, цензура в Китае), наблюдаются и элементы прямого манипулирования общественным мнением. Стараясь угодить интересам государственных и коммерческих структур, крупнейшие Интернет-компании, такие как Google и Facebook, создают для каждого человека уникальное виртуальное социальное окружение. Используемые ими программы-шпионы детально изучают потребителя и предоставляют специальную, тенденциозную информацию. В результате пользователь перестает видеть полную, объективную картину реальности [1]. 04 декабря 2009 г. Google в своем корпоративном блоге опубликоко-вал пост «Personalized Search for everyone» [21]. Использовавшийся в поисковой системе Google алгоритм Google PageRank устанавливал список из ссылок в иерархическом порядке: более авторитетные сайты стояли выше остальных. Введенный в 2009 году новый алгоритм Google персонифицирует поиск. Разными могут быть не только порядок выстраивания ссылок в результатах поиска, но и их количество. Различным пользователям выдается различный контент. Facebook позволяет рекламодателю формировать аудиторию по местоположению, полу, возрасту, ключевым словам, образованию, месту работы, семей-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
ному положению и интересам [17]. Таким образом, ранее анонимная виртуальная социальная среда становится инструментом анализа личных данных и навязывания определенной информации. Пер-сонализация влияет на то, какие ресурсы будет доступны пользователю, какие сообщения будут рекомендованы. Таким образом, алгоритмы, управляющие рекламой, начинают управлять и повседневной жизнью человека.
Заключение
В последние годы виртуальные социальные среды Интернета стали чрезвычайно популярны среди российских пользователей. Для многих они является основным источником информации и местом времяпровождения.
К сожалению, ряд особенностей, которые присущи только социальным средам в Интернете, способствуют появлению социальных девиаций среди пользователей. В работе проанализированы влияние популярности виртуальных социальных сред среди пользователей, существование виртуальных личностей пользователей, сетевой структуры распространения информации в Интернете, изотропии виртуальных социальных сред, технологических возможностей манипулирования на поведение пользователей. Показано, что проанализированные особенности способствуют появлению социальных девиаций.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант 19-01-00089
Список литературы:
[1] Азарян Д.А., Прончев Г.Б. Современные Интернет-технологии и безопасность личности // Юный ученый. 2016. № 3. - С. 61-63.
[2] Аудитория Рунета выросла на 7% за три года / Mediascope [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mediascope.net/ news/1035826/#data_usage (дата обращения: 07.03.2020).
[3] Васенина И.В., Прончев Г.Б. Речевая агрессия в социальных сетях Интернета // Образование и право. 2018. № 2. - С. 170-177.
[4] Вести.пе^ чиновники осваивают блоги / ВестиЛи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=327682 (дата обращения: 07.03.2020).
[5] Давыдов А. Интернет-слухи привели к массовой истерии / Телекомпания НТВ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ntv.ru/ novosti/132672 (дата обращения: 07.03.2020).
[6] Комментарий в блоге Дмитрия Медведева на Livejournal.com к видеообращению «О Великой Отечественной войне, исторической
истине и о нашей памяти» [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://community.livejournal.com/ blog_medvedev/25564.
html?thread=4633308#t4633308 (дата обращения: 07.03.2020).
[7] Кораблев М.Н., Лонцов В.В., Прончев Г.Б. Защита конфиденциальной информации в социальных сетях Интернета // Социология. 2010. № 4.
- С. 33-45.
[8] Орехов И. За интернет-базар придется ответить / АО ИД «Комсомольская правда» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. kp.ru/daily/27043.4/4108154 (дата обращения: 07.03.2020).
[9] Осипова Н.Г., Синяков А.В., Елишев С.О., Каневский П.С., Трофимов С.В. Социальный портрет современного российского студента. По результатам исследования на социологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. - М.: ФГБУН ИСПИ РАН, 2018. - 52 с.
[10] Петров А.П., Прончева О.Г. Моделирование выбора позиций индивидами при информационном противоборстве с двухкомпонентной повесткой // Математическое моделирование. 2019. Т. 31. № 7. - С. 91-108.
[11] Прончев Г.Б. Образовательные информационные системы удаленного доступа // Технологии построения систем образования с заданными свойствами: Материалы Ш-й Международной научно-практической конференции. 12 - 13 ноября 2012 г. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. - С. 284-286.
[12] Прончев Г.Б., Лонцов В.В., Монахов Д.Н. Безопасность и социальные сети // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2014. № 2-3. - С. 58-62.
[13] Прончев Г.Б., Муравьев В.И. Социальные сети как фактор перехода России к инновационному развитию // Социология. 2011. № 3. - С. 36-56.
[14] Сивухин Д.В. Общий курс физики. Оптика. Т. IV. - М.: Наука, 1980. -752 с.
[15] Усачёва О.А. Сети гражданской мобилизации // Общественные науки и современность. 2012. № 6. - С. 35 - 42.
[16] Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» / Российская газета - Федеральный выпуск № 154(6725) от 16 июля 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg. ru/2015/07/16/informacia-dok.html (дата обращения: 07.03.2020).
[17] Черная А. Таргетинг в Facebook: Как находить свою аудиторию для рекламы. Приемы,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
о которых вы не знали / TexTerra [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://texterra.ru/blog/ targeting-v-facebook-kak-nakhodit-svoyu-auditoriyu-dlya-reklamy-priemy-o-kotorykh-vy-ne-znali.html (дата обращения: 07.03.2020).
[18] Google и Yandex почти не выполняют закон о «праве на забвение» / Рамблер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.rambler. ru/internet/41878242-google-i-yandex-pochti-ne-vypolnyayut-zakon-o-prave-na-zabvenie (дата обращения: 07.03.2020).
[19] Mikhailov A.P., Petrov A.P., Proncheva O.G. Power-information-society model // Mathematica Montisnigri. 2019. V. 44. - P. 73-83.
[20] Osipova N.G., Elishev S.O., Pronchev G.B. Mass information media and propaganda mouthpiece as a tool for manipulating and social inequality factor among the young people// Astra Salvensis. 2018. V. 6. - P. 541-550.
[21] Personalized Search for everyone / Google Blog. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://googleblog.blogspot.com/2009/12/ personalized-search-for-everyone.html (дата обращения: 07.03.2020).
[22] Pronchev G.B., Monakhov D.N., Proncheva N.G., Mikhailov A.P. Contemporary virtual social environments as a factor of social inequality emergence // Astra Salvensis. 2018. V. 6. - P. 207216.
[23] Willard N. Off-campus, harmful online student speech // Journal of School Violence. 2003. V. 2. № 1. - P. 65-93.
Spisok literatury:
[1] Azaryan D.A., Pronchev G.B. Sovremennye Internet-tekhnologii i bezopasnost' lichnosti // Yunyj uchenyj. 2016. № 3. - S. 61-63.
[2] Auditoriya Runeta vyrosla na 7% za tri goda / Mediascope [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://mediascope .net/news/1035826/#data_usage (data obrashcheniya: 07.03.2020).
[3] Vasenina I.V., Pronchev G.B. Rechevaya agressiya v social'nyh setyah Interneta // Obra-zovanie i pravo. 2018. № 2. - S. 170-177.
[4] Vesti.net: chinovniki osvaivayut blogi / Vesti. Ru [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www.vesti.ru/doc.html?id=327682 (data obrash-cheniya: 07.03.2020).
[5] Davydov A. Internet-sluhi priveli k massovoj isterii / Telekompaniya NTV [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://www.ntv.ru/novosti/132672 (data obrashcheniya: 07.03.2020).
[6] Kommentarij v bloge Dmitriya Medvedeva na Livejournal.com k videoobrashcheniyu «O Velikoj Otechestvennoj vojne, istoricheskoj istine i o nashej pamyati» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://community.livejournal.com/blog_medve-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
dev/25564.html?thread=4633308#t4633308 (data obrashcheniya: 07.03.2020).
[7] Korablev M.N., Loncov V.V., Pronchev G.B. Zashchita konfidencial'noj informacii v social'nyh setyah Interneta // Sociologiya. 2010. № 4. - S. 33-45.
[8] Orekhov I. Za internet-bazar pridetsya otvetit' / AO ID «Komsomol'skaya pravda» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.kp.ru/ daily/27043.4/4108154 (data obrashcheniya: 07.03.2020).
[9] Osipova N.G., Sinyakov A.V., Elishev S.O., Kanevskij P.S., Trofimov S.V. Social'nyj portret sovre-mennogo rossijskogo studenta. Po rezul'tatam issle-dovaniya na sociologicheskom fakul'tete MGU imeni M.V. Lomonosova. - M.: FGBUN ISPI RAN, 2018. -52 s.
[10] Petrov A.P., Proncheva O.G. Modelirovanie vybora pozicij individami pri informacionnom protivo-borstve s dvuhkomponentnoj povestkoj // Matemat-icheskoe modelirovanie. 2019. T. 31. № 7. - S. 91-108.
[11] Pronchev G.B. Obrazovatel'nye informa-cionnye sistemy udalennogo dostupa // Tekhnologii postroeniya sistem obrazovaniya s zadannymi svojst-vami: Materialy IlI-j Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii. 12 - 13 noyabrya 2012 g. - M.: RIC MGGU im. M.A. SHolohova, 2013. - S. 284-286.
[12] Pronchev G.B., Loncov V.V., Monahov D.N. Bezopasnost' i social'nye seti // Predstavitel'naya vlast' - XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, prob-lemy. 2014. № 2-3. - S. 58-62.
[13] Pronchev G.B., Murav'ev V.I. Social'nye seti kak faktor perekhoda Rossii k innovacionnomu razvitiyu // Sociologiya. 2011. № 3. - S. 36-56.
[14] Sivuhin D.V. Obshchij kurs fiziki. Optika. T. IV. - M.: Nauka, 1980. -752 s.
[15] Usachyova O.A. Seti grazhdanskoj mobi-lizacii // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2012. № 6. - S. 35 - 42.
[16] Federal'nyj zakon ot 13 iyulya 2015 g. № 264-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii» i stat'i 29 i 402 Grazhdanskogo processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii» / Rossijskaya gazeta - Federal'nyj vypusk № 154(6725) ot 16 iyulya 2015 g. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2015/07/16/informacia-dok. html (data obrashcheniya: 07.03.2020).
[17] Chernaya A. Targeting v Facebook: Kak nahodit' svoyu auditoriyu dlya reklamy. Priemy, o kotoryh vy ne znali / TexTerra [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://texterra.ru/blog/targeting-v-facebook-kak-nakhodit-svoyu-auditoriyu-dlya-reklamy-priemy-o-kotorykh-vy-ne-znali.html (data obrashcheniya: 07.03.2020).
[18] Google i Yandex pochti ne vypolnyayut zakon o «prave na zabvenie» / Rambler [Elektronnyj
resurs]. - Rezhim dostupa: https://news.rambler.ru/ internet/41878242-google-i-yandex-pochti-ne-vypol-nyayut-zakon-o-prave-na-zabvenie (data obrash-cheniya: 07.03.2020).
[19] Mikhailov A.P., Petrov A.P., Proncheva O.G. Power-information-society model // Mathemat-ica Montisnigri. 2019. V. 44. - P. 73-83.
[20] Osipova N.G., Elishev S.O., Pronchev G.B. Mass information media and propaganda mouthpiece as a tool for manipulating and social inequality factor among the young people// Astra Salvensis. 2018. V. 6. - P. 541-550.
[21] Personalized Search for everyone / Google Blog. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// googleblog.blogspot.com/2009/12/personal-ized-search-for-everyone.html (data obrashcheniya: 07.03.2020).
[22] Pronchev G.B., Monakhov D.N., Proncheva N.G., Mikhailov A.P. Contemporary virtual social environments as a factor of social inequality emergence // Astra Salvensis. 2018. V. 6. - P. 207-216.
[23] Willard N. Off-campus, harmful online student speech // Journal of School Violence. 2003. V. 2. № 1. - P. 65-93.
ЮРКОМПАНИ
www. law-books, ru
K,
д^ Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020