DOI 10.24411/2076-1503-2020-10135 САЙДИМОВА Эльфрида Раильевна,
кандидат филологических наук, доцент, Отделение машиностроения и переработки нефти МПК Тюменского индустриального университета e-mail: [email protected]
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИНТЕРНЕТ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением активных методов обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий. Говорится о возможности использования социальных сетей Интернета для повышения эффективности обучения. Отмечается важность сочетания образовательного и развлекательного компонента в педагогической деятельности. Акцентируется внимание на важности планирования учебного процесса в виртуальной образовательной среде.
Ключевые слова: активные методы обучения, Интернет, информационные образовательные технологии, виртуальная образовательная среда, социальные сети, медиапро-странство.
SAYDIMOVA Elfrida Railevna,
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of Engineering and Oil Processing MDK of the Tyumen Industrial University
ACTIVE TRAINING METHODS AND INTERNET
Annotation. The article discusses issues related to the implementation of active teaching methods using information and communication technologies. It is talked about the possibility of using social networks of the Internet to increase the effectiveness of training. The importance of combining the educational and entertainment component in pedagogical activity is noted. Attention is focused on the importance of educational process planning in a virtual educational environment.
Key words: active teaching methods, the Internet, information educational technologies, virtual educational environment, social networks, media space.
Тотальная информатизация является отличительным признаком современного общества. Сейчас в мире резко возрастает значение информации и информационных систем во всех сферах жизни человека, разрабатываются наиболее удобные формы взаимодействия компьютера и человека [5, с. 37]. При этом, современная информационная виртуальная среда локальных и глобальных коммуникаций настоятельно требует от государства и права обеспечения определенных стандартов доступа возможно большего числа граждан к новейшим информационно-телекоммуникационным технологиям [6, с. 10].
Производство, передача и адекватное восприятие информации стало основой всего биосоциального общества. Современного человека атакуют идущие со всех сторон различные информационные потоки. Они в определённой степени вызывают прострацию, зачастую нарушая гармонию в восприятии им окружающей действительности.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020
В связи с этим, мы все чаще слышим словосочетание «клиповое мышление» - продукт эволюции в эпоху информационных технологий, с появлением которого нужно смириться и начать перестраивать учебный процесс.
Для начала разберемся, что собой представляет данное явление ...
Особенность подрастающего поколения в том, что оно мыслит не логическими построениями, а образами, создаваемыми информационными ресурсами. Беда подростков в том, что они разучились мыслить критически, и принимают образ виртуального мира за реальный. Молодые люди перестали читать большие тексты и слушать длинные речи. У них не развито понятийное мышление, они не умеют обобщать, не хотят читать книги, не могут сконцентрироваться. Все вышеперечисленное подтверждает гипотезу о клиповой форме сознания нового поколения.
Основная причина распространения данного явления в популяризации интернета и экранной культуры. Молодые люди склонны к проли-стыванию лент соцсетей, выжимке информации
• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
из разных источников, их привлекают только яркие картинки и слоганы. Как следствие, студент смотрит на преподавателя как на блогера и ждет от него умения упаковывать мысль в образ. Он ориентируется на свое клиповое сознание, педагог же приучает его к понятийному. Преподаватели привыкли говорить много, длинно, утомительно и обо всем. Студенты хотят, чтобы те говорили коротко, как на камеру, и по существу, ожидая, что занятие - это место для когнитивных развлечений.
Проблема еще в том, что новое поколение не умеет и не хочет долго думать, а думать быстро ему мешают детали. Следовательно, задача преподавателя вынести все детали за скобки, оставив афоризм, слоган, а не набор языковых штампов. Подготовить занятие по принципу языкового минимализма, опустив несущественные детали, мешающие студентам быстро принимать решения. Однако здесь необходимо соблюсти баланс между языком и сознанием, чтобы случайно не подтолкнуть молодежь к утрате элементарных речевых навыков, а, наоборот, побуждать их к сохранению и развитию понятийного мышления и логическому построению речевого акта. Язык последователен, он говорит: все по порядку, всему свое время. Сознание говорит: не хочу ждать, хочу одновременно видеть все сразу. Сознанию нужна наглядность. Это и приводит нас к мысли о необходимости изменений в учебном процессе.
Надо отметить, что на сегодняшний день имеется множество методологических подходов в части разработки электронного образовательного ресурса [1; 2, с. 305-309; 3, с. 168-178; 4; 7, с. 292296; 9, с. 293-302; 10, с. 249-252]. Ведь, под воздействием инновационных методов обучения, отмечают исследователи, формируются навыки самостоятельной учебной деятельности, повышается интерес, мотивация к учению, развиваются творческие способности, что приводит к глубокому и прочному усвоению изучаемого материала [8, с. 200].
Опираясь на имеющиеся теоретические концепции, нами выработаны группы задач, направленные на адаптацию учебного процесса к современным реалиям.
Первая группа задач: «Инновационные технологии в образовательном процессе»:
1) Оснащение мультимедийным оборудованием и доступом к сети интернет каждого обучающегося (компьютер, ноутбук, планшет). Это позволит обеспечить студентов мгновенным доступом к создаваемому нами в учебных целях медиакон-тенту: презентациям, аудио- и видеороликам.
2) Внеаудиторная работа со студентами. Создание в интернете групп и сообществ, обсуждающих определенную тему учебного курса. Преподавателем-модератором предлагается про-
блема, к обсуждению которой привлекаются студенты - в форме чата, блога, влога (блог, ведущийся в форме видеозаписей). Цель: подача информации в понятной для студентов игровой форме.
3) Инновационный подход к работе с базами данных, библиотеками. Цель: выработать умение поиска необходимой информации в привычной обучающемуся среде. К примеру, по дисциплине русский язык студент получает задание найти в интернете определенное правило русского языка, по культуре речи - материал об особенностях делового стиля общения, по литературе - найти критику автора произведения и т.д. В результате, студент приучается использовать медиапростран-ство с пользой. Для этого мы должны создавать базы данных (лекционный материал со ссылками на электронные ресурсы), доступ к которым студент может получить в любое время и в любом месте);
Вторая группа задач: «Обучение студентов ориентированию в потоке информации».
1) Информационный серфинг. Студент в процессе обучения пользуется любыми доступными источниками информации. Наша задача предложить ему правильные базы данных, задача студента научиться ориентироваться в этом потоке. Из этого следует, что в каждом новом знании он должен найти первоисточник, так называемое «зерно истины», а не многочисленные пересказы и компиляции. Это важно, так как фейковая информация подменяет собой истину, вводит в заблуждение. У студента, не без помощи преподавателя, постепенно нарабатывается база ссылок на дружественные информационные каналы, внушающие доверие.
Третья группа задач: «Обучение студентов переключению внимания».
1) Научить отключаться от информационного шума, овладеть навыками переключения внимания. Современному студенту необходимо выработать приёмы, навыки восприятия и усвоения всё усложняющейся информации. Он должен научиться аналитическому мышлению для решения повседневных проблем, научиться мыслить концептуально. Для этого необходимо научиться погружать себя в информационный вакуум, оградиться от новостного потока и сосредоточиться на чем-то одном.
Психологи говорят о множестве способов расслабления, способствующих отключению от «матрицы» при помощи медитации, спорта и художественной литературы. Перечисленные методы помогают научиться концентрации. Наиболее эффективным, в нашем случае, будет чтение вслух и ведение письменного дневника, в котором осуществляется ежедневный анализ увиденного.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020
Это способствует развитию логического мышления, умению правильно совершать мыслительные операции, формулировать свои мысли, увеличивать словарный запас. Подобный эффект имеет просмотр старых фильмов, так как в «доклиповой эпохе» присутствовала логика линейного развития сюжета, что полезно источенному яркими образами мозгу.
Выполнение данных задач, по нашему мнению, будет способствовать воспитанию здорового и думающего молодого поколения.
Список литературы:
[1] Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С. Педагогические аспекты разработки электронного образовательного ресурса практикующим педагогам. - М.: ИИУ МГОУ, 2014. - 64 с.
[2] Везиров Т.Г., Гусейнов Р.Д., Гусейнова И.С., Пирмагомедова Э.А. Информационно-коммуникационная предметная среда вуза в развитии познавательной активности будущих бакалавров педагогического образования // Образование и право. 2018. № 11. - С. 305-309.
[3] Гончарова И.В., Прончев Г.Б., Прончев К.Г., Кричевер Е.И. Доступность дистанционных форм обучения для россиян (исследование Рунета) // Образование и право. 2019. № 7. - С. 168-178.
[4] Красильникова В.А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования: Монография. - М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 339 с.
[5] Любимов А.П., Пономарева Д.В., Бараба-шев А.Г. Основные понятия искусственного интеллекта. - М.: Сам Полиграфист, 2019. - 116 с.
[6] Монахов В.Н. Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации. - М.: Галерея, 2005. - 416 с.
[7] Морозов А.В., Михалева О.В. Правовые основы обеспечения формирования у студентов компетентности в области межкультурной коммуникации в условиях цифровой образовательной среды // Образование и право. 2019. № 2. - С. 292-296.
[8] Прохорова В.В., Кобозева Е.М., Коломыц О.Н. Инновационные методы и формы обучения как определяющие факторы повышения эффективности качества обучения // Образование и право. 2016. № 6. - С. 198-202.
[9] Семенов О.Ю., Дёмко А.И. Применение инфокоммуникационных SMART-технологий в
образовательном пространстве учебного заведения // Образование и право. 2019. № 8. - С. 293302.
[10] Шагбанова Х.С., Шагбанов И.Ф. Внедрение CLIL в образовательном процессе российских ВУЗов // Образование и право. 2018. № 6. -C. 249-252.
Spisok literatury:
[1] Vajndorf-Sysoeva M.E., Gryaznova T.S. Pedagogicheskie aspekty razrabotki elektronnogo obrazovatel'nogo resursa praktikuyushchim pedagogam. - M.: IIU MGOU, 2014. - 64 s.
[2] Vezirov T.G., Gusejnov R.D., Gusejnova I.S., Pirmagomedova E.A. Informacionno-kommunikacionnaya predmetnaya sreda vuza v razvitii poznavatel'noj aktivnosti budushchih bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya // Obrazovanie i pravo. 2018. № 11. - S. 305-309.
[3] Goncharova I.V., Pronchev G.B., Pronchev K.G., Krichever E.I. Dostupnost' distancionnyh form obucheniya dlya rossiyan (issledovanie Runeta) // Obrazovanie i pravo. 2019. № 7. - S. 168-178.
[4] Krasil'nikova V.A. Teoriya i tekhnologii komp'yuternogo obucheniya i testirovaniya: Monografiya. - M.: Dom pedagogiki, IPK GOU OGU, 2009. - 339 s.
[5] Lyubimov A.P., Ponomareva D.V., Barabashev A.G. Osnovnye ponyatiya iskusstvennogo intellekta. - M.: Sam Poligrafist, 2019. - 116 s.
[6] Monahov V.N. Svoboda massovoj informacii v internete. Pravovye usloviya realizacii. - M.: Galereya, 2005. - 416 s.
[7] Morozov A.V., Mihaleva O.V. Pravovye osnovy obespecheniya formirovaniya u studentov kompetentnosti v oblasti mezhkul'turnoj kommunikacii v usloviyah cifrovoj obrazovatel'noj sredy // Obrazovanie i pravo. 2019. № 2. - S. 292-296.
[8] Prohorova V.V., Kobozeva E.M., Kolomyc O.N. Innovacionnye metody i formy obucheniya kak opredelyayushchie faktory povysheniya effektivnosti kachestva obucheniya // Obrazovanie i pravo. 2016. № 6. - S. 198-202.
[9] Semenov O.YU., Dyomko A.I. Primenenie infokommunikacionnyh SMART-tekhnologij v obrazovatel'nom prostranstve uchebnogo zavedeniya // Obrazovanie i pravo. 2019. № 8. - S. 293-302.
[10] Shagbanova H.S., Shagbanov I.F. Vnedrenie CLIL v obrazovatel'nom processe rossijskih VUZov // Obrazovanie i pravo. 2018. № 6. - C. 249-252.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020