Научная статья на тему 'Повышение эффективности процесса обучения через внедрение трансформативно - развивающих технологий'

Повышение эффективности процесса обучения через внедрение трансформативно - развивающих технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СКОРОСТЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ / ТРЕНИНГ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МОЗГОВЫЕ СТРУКТУРЫ / СКОРОЧТЕНИЕ / ТРАНСФОРМАТИВНО РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРО / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / SPEED OF THOUGHT PROCESSES / TRAINING / INTELLECTUAL ABILITIES / BRAIN STRUCTURES / SPEED READING / TRANSFORMATIVELY DEVELOPING TRAINING / TDE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Лидия Львовна

В статье автор раскрывает суть трансформативно развивающего обучения и адаптивных технологий, цель которых развитие интеллектуальных способностей обучающегося с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Также автор подчеркивает целесообразность внедрения ТРО технологий в учебный процесс общеобразовательной школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Лидия Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF THE TEACHING PROCESS THROUGH THE INTRODUCTION OF TRANSFORMATIVE - DEVELOPING TECHNOLOGIES

In the article, the author reveals the essence of transformatively developing training and adaptive technologies, the purpose of which is the development of the student’s intellectual abilities taking into account individual and age characteristics. The author also emphasizes the feasibility of introducing SRW technologies into the educational process of a comprehensive school

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности процесса обучения через внедрение трансформативно - развивающих технологий»

ВАСИЛЬЕВА Лидия Львовна,

доктор педагогических наук, руководитель Международной школы Васильевой Л.Л.

Управление информацией. Скорочтение, e-mail: info@chitai.ru

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ТРАНСФОРМАТИВНО - РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье автор раскрывает суть трансформативно - развивающего обучения и адаптивных технологий, цель которых - развитие интеллектуальных способностей обучающегося с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Также автор подчеркивает целесообразность внедрения ТРО - технологий в учебный процесс общеобразовательной школы.

Ключевые слова: педагогические технологии, скорость мыслительных процессов, тренинг, интеллектуальные способности, мозговые структуры, скорочтение, трансфор-мативно - развивающее обучение, ТРО.

VASILIEVA Lidiya Lvovna,

Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the International School L. Vasilieva Information management. Speed reading

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF THE TEACHING PROCESS THROUGH THE INTRODUCTION OF TRANSFORMATIVE - DEVELOPING TECHNOLOGIES

Annotation. In the article, the author reveals the essence of transformatively developing training and adaptive technologies, the purpose of which is the development of the student's intellectual abilities taking into account individual and age characteristics. The author also emphasizes the feasibility of introducing SRW - technologies into the educational process of a comprehensive school.

Key words: pedagogical technologies, speed of thought processes, training, intellectual abilities, brain structures, speed reading, transformatively developing training, TDE.

Введение. За последние десятилетия объем информации увеличился многократно. Наше умение работать с ней, переводить в практическую плоскость осталось на прежнем уровне. Интенсивное развитие информационных технологий в совокупности с развитием научного прогресса приводят к необходимости совершенствования механизма обучения.

Трансформативно - развивающие технологии развития интеллектуальных способностей человека учитывают естественные интересы и индивидуальные особенности людей разных возрастных групп, позволяют оптимизировать интеллектуальные процессы. Чем лучше мозг кодирует информацию, тем лучше запоминает, так как перекодировка информации обучает человека думать [6].

Современное образование предусматривает в качестве основного информативный путь обучения. Но этот способ обучения не может решить проблемы адаптации человека и общества ко все возрастающему объему информации,

так как уровень наших умений остается на том же уровне.

Трансформативно-развивающий путь обучения базируется на адаптивных технологиях развития интеллектуальных способностей человека, которые позволяют человеку переводить полученные знания в практическую область, оптимизируют мыслительные процессы, развивают скорость мышления, скорость реакций, скорость действий [4].

Цель исследования. Анализ и обоснование необходимости внедрения методик трансформативно - развивающего обучения в образовательные учреждения дошкольного, школьного, среднего и высшего образования.

Методы исследования. Анализ, общенаучный (логический, индуктивный, дедуктивный, аналогий), конкретно - научные и эмпирические (сравнительного анализа научных источников информации и продуктов учебной и профессиональной педагогической деятельности, наблюде-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

ния, педагогического эксперимента, педагогического тестирования).

Результаты исследования и их обсуждение.

1. В настоящее время в системе образования РФ разрабатывается большое количество новых стандартов, приемов и программ. Однако, результаты реформирования вызывает определенную критику со стороны научно - педагогического общества. Консервативные педагогические технологии, на которых базируется образование в школах, не дают желаемого результата. Нареканий к объему и качеству знаний учеников все больше и больше. Для того, чтобы адаптировать обучающихся к растущим требованиям, необходимо в общеобразовательной школе, начиная с первого класса, должна быть построена система обучения, которая предусматривает:

2. В начальных классах обучение по транс-формативно-развивающим методикам, которые ориентируются на индивидуальные особенности обучающегося, их изменения по ходу развития. Обучение по заявленным методикам должно создать фундамент для последующего качественного обучения в плане интеллекта (в том числе эмоционального), перевести ученика на внутренний контроль, сформировать базу знаний, умений, навыков для последующего обучения в школе [5].

В средних классах предметное обучение параллельно с трансформативно-развивающими методиками должно гарантировать развитие всех параметров интеллекта, сформировать знания, умения, навыки, повысить роль самомотивации в плане социальной зрелости. Под социальной зрелостью понимается умение вести себя в соответствии с теми нормами, которые приняты в обществе, нести ответственность за свои поступки и объективно оценивать свои возможности [1].

3. В старших классах предметное обучение параллельно с обучением по ТРО методикам должно гарантировать гибкость, нестандартность мышления, умение работать с огромными объемами информации и на базе полученных знаний создавать новую; способность принимать точные своевременные решения; повысить внутреннюю мотивацию на достижение результатов; научиться управлять своим эмоциональным состоянием, раскрыть творческие способности; повысить скорость усвоения иностранных языков.

4. В профессиональной деятельности обучение по ТРО позволяет:

- повысить производительность труда;

- сэкономить время на работу с документацией;

- научиться быстрой мобилизации перед важными мероприятиями;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

- защититься от стрессов и нервных перегрузок.

Основные характеристики ТРО рассматриваются в разрезе практических и прикладных рекомендаций, которые позволяют овладеть различными видами чтения. Данная технология создает фундамент для дальнейшего обучения, в ходе выполнения простых оригинальных упражнений, ограничения по времени, применения алгоритмов обучает мозг комбинировать классифицировать, систематизировать, группировать, объединять, сравнивать информацию [2].

На примере Тренингового центра «Международная школа Васильевой Л.Л. Управление информацией. Скорочтение» рассмотрим транс-формативно - развивающие технологии, которые направлены на развитие интеллектуальных способностей человека и представлены несколькими комплексами [3]:

1. Комплекс упражнений на развитие вербального интеллекта направлен на формирование:

- понимание слов и значений;

- понимание слов и значений в их взаимосвязи;

- понимание слов и значений в их взаимосвязи и умение мыслить по аналогии;

- выделение существенных признаков предметов;

- активизация лексикона;

- навыки анализа предложений.

2. Комплекс упражнений на развитие гибкой стратегии чтения базируется на умении в зависимости от цели выбирать вид чтения:

- углубленное - пословное считывание информации;

- сканирование - умение видеть дату, имя, факт, географическое название. Этот вид чтения позволяет за ограниченное время увидеть суть информации;

- выборочное - умение в зависимости от цели реагировать только на нужную информацию;

- просмотровое - предварительное считывание информации;

- панорамное - умение читать выше 1000 слов за минуту, в активном режиме «сбрасывать» избыточную информацию, видеть смысловую часть (тезис, доказательство, вывод), ориентироваться в развитии мысли автора.

Данный комплекс упражнений характерен для всех методик для взрослых и детей.

3. Комплекс упражнений на развитие индуктивности мышления, ритма мысли, нарушения мысли.

Индуктивность мышления, ритм мысли -умение структурировать, группировать, классифицировать информацию, удерживать огромные

объемы за ограниченное время за счет одновременного включения правого и левого полушарий [8].

Комплекс упражнений на развитие наглядно-образной, зрительной памяти, скорости восприятия в зрительной области.

Данный комплекс упражнений характерен для всех методик, вне зависимости от возраста, так как за пространственные отношения, наглядно-образную память отвечает правое полушарие. Его необходимо реанимировать (активизировать) так как это полушарие отвечает и за считывание подтекста, и за целостность восприятия информации (основополагающие составляющие осмысленного и качественного усвоения информации)

[7].

4. Комплекс упражнений на развитие смысловой памяти.

Данный комплекс упражнений характерен для всех методик, т.к. механическое чтение не позволяет впоследствии восстановить в памяти полученные знания, перевести их в практическую плоскость.

5. Комплекс упражнений на развитие слуховой и моторной памяти.

Отсутствие навыков слышать смысловую часть информации в активном режиме, использовать ее является препятствием в информативном обучении (школы, вузы, семинары, тренинги). Целенаправленная работа позволяет наработать навык работы с подобной информацией [9].

6. Комплекс упражнений на психомоторное развитие.

- развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной областей

головного мозга, которые, в свою очередь, «отвечают» за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков;

- упражнения для глаз: стабилизация зрения, укрепление зрительных мышц, нормализация давления внутриглазных жидкостей (для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения);

- упражнения для развития артикуляции (моторные участки коры больших полушарий участвуют в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти, которые формируют речь);

- упражнения для развития межполушар-ного взаимодействия;

- дыхательные упражнения позволяют контролировать дыхание, развивают самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны на сегодняшний день дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, которых становится с каждым днем все больше. Сознательный контроль дыхания способствует также снятию эмоционального напряжения и чувства тревоги.

- упражнения на расслабление способствуют гармонизации работы блоков, отвечающих за возбуждение и торможение.

7. Комплекс упражнений на точность восприятия информации.

Все комплексы упражнений позволяют достичь заявленного результата - оптимизировать интеллектуальные ресурсы. Задачи транс-формативно-развивающих технологий представлены в таблице 1 [10].

Таблица 1. Классификация методик трансформативно - развивающего обучения.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

- развить умение маркировать, ранжировать информацию; - развить эмоциональный интеллект («Без эмоции нет памяти» Л.Н.Толстой). Итог: создать фундамент для последующего предметного обучения.

2 средняя школа с 9 до 14 лет Предметное обучение с 9 лет. Введение цифровых учебников на этапе закрепления, повторения материала. Каждый учебник должен соединять в себе материалы по школьной программе с интерактивными учебными материалами ) аудио, видео, диагностирующие и корректирующие тесты).

Задачи: - повторение и закрепление пройденного на уроке материала; - изучение нового материала по теме сверх программы; - иметь возможность в любое время, в любом месте работать на улучшение предыдущих результатов; -изучение языков программирования.

3 старшие классы школы с 14 до 18 лет Самостоятельное и индивидуализированное обучение с применением цифровых технологий. Условия: - цифровые учебники должны быть содержательными и доступными с планкой чуть выше возможности ученика и в плане содержания, и в плане умения варьировать текстовый материал с интерактивными и медиа-ресурсами; - охват цифровыми учебниками по предметам всех учеников старших классов; Внедрение цифровых учебников должно сопровождаться мониторингом и исследованиями самых разных аспектов освоения знаний, формирования умений каждого обучающегося. В ситуации отсутствия положительной динамики индивидуальная корректировка по объему и сложности материала должна быть гарантирована всем учащимся.

Как видно из таблицы, методики обучения выстроены по вертикали, охватывают все возрастные группы обучающихся, при этом учитываются возрастные и индивидуальные особенности.

Заключение. Резюмируя, следует сказать, что конечная цель обучения по трансформативно - развивающим методикам - развитие всех параметров интеллекта (под интеллектом понимается способность переводить теоретические знания в практическую плоскость и умение применять их в жизни) скорости мышления, скорости реакций, скорости действий. Кроме этого, ТРО позволяет адаптироваться к новой цифровой среде, управлять информационными потоками в комфортном режиме, не перегружая психо-эмоциональную сферу человека, быстрее осваивать инновации.

Список литературы:

[1] Васильева Л. Л. Адаптивные технологии развития интеллектуальных способностей человека. Оптимизация интеллектуальных ресурсов через скорочтение // Science: discoveries and progress. Международная научная конференция. Чехия, Карловы Вары, Россия, Москва, 2018. - С. 181-188.

[2] Васильева Л.Л. О проблематике транс-формативно-развивающего обучения // Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время». 2019. № 1 (14). - С. 37-39.

[3] Васильева Л.Л. О прототипах трансфор-мативно-развивающего обучения // Образование и право. 2019. № 1. - С. 272-276.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

[4] Васильева Л.Л. Оптимизация интеллектуальных ресурсов на основе развития отдельных параметров интеллекта // Austria-science. 2018. № 14. - C. 27-32.

[5] Васильева Л.Л. Повышение эффективности процесса обучения через трансформативный путь обучения // Сб. «Педагогические и социологические аспекты образования».- Чебоксары: ИД Среда, 2018. - С. 179-182.

[6] Васильева Л.Л. Профилактика синдрома дефицита внимания у детей через скорочтение // Гуманитариум. 2018. № 3 (8). - C. 11-14.

[7] Васильева Л.Л. Развитие информационных технологий в сфере дополнительного образования взрослых и детей // Современный педагогический взгляд. 2019. № 3 (28). - С. 3-7.

[8] Васильева Л.Л. Семейное образование в России // Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время». 2019. № 2 (15). - С. 20-22.

[9] Васильева Л.Л. Трансформативно-разви-вающие технологии в образовательном процессе // Образование и право. 2019. № 2. - С. 297-299.

[10] Васильева Л.Л. IT - технологии в транс-формативно-развивающем обучении // Образование и право. 2019. № 3. - С. 219-223.

Spisok literatury:

[1] Vasil'eva L. L. Adaptivnye tekhnologii razvitiya intellektual'nyh sposobnostej cheloveka. Optimizaciya intellektual'nyh resursov cherez skorochtenie // Science: discoveries and progress. Mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya. CHekhiya, Karlovy Vary, Rossiya, Moskva, 2018. - S. 181-188.

[2] Vasil'eva L.L. O problematike transformativno-razvivayushchego obucheniya // Nauchno-metodicheskij zhurnal "Nauka i obrazovanie: novoe vremya". 2019. № 1 (14). - S. 37-39.

[3] Vasil'eva L.L. O prototipah transformativno-razvivayushchego obucheniya // Obrazovanie i pravo. 2019. № 1. - S. 272-276.

[4] Vasil'eva L.L. Optimizaciya intellektual'nyh resursov na osnove razvitiya otdel'nyh parametrov intellekta // Austria-science. 2018. № 14. - C. 27-32.

[5] Vasil'eva L.L. Povyshenie effektivnosti processa obucheniya cherez transformativnyj put' obucheniya // Sb. «Pedagogicheskie i sociologicheskie aspekty obrazovaniya». - CHeboksary: ID Sreda, 2018. - S. 179 - 182.

[6] Vasil'eva L.L. Profilaktika sindroma deficita vnimaniya u detej cherez skorochtenie // Gumanitarium. 2018. № 3 (8). - C. 11-14.

[7] Vasil'eva L.L. Razvitie informacionnyh tekhnologij v sfere dopolnitel'nogo obrazovaniya vzroslyh i detej // Sovremennyj pedagogicheskij vzglyad. 2019. № 3 (28). - S. 3-7.

[8] Vasil'eva L.L. Semejnoe obrazovanie v Rossii // Nauchno-metodicheskij zhurnal "Nauka i obrazovanie: novoe vremya". 2019. № 2 (15). - S. 20-22.

[9] Vasil'eva L.L. Transformativno-razvivayushchie tekhnologii v obrazovatel'nom processe // Obrazovanie i pravo. 2019. № 2. - S. 297299.

[10] Vasil'eva L.L. IT - tekhnologii v transformativno - razvivayushchem obuchenii // Obrazovanie i pravo. 2019. № 3. - S. 219-223.

ЮРКОМ ПАН И

^^ www.law-books.ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-ЫЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

V

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.