Научная статья на тему 'ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА МОСКОВСКИМИ СТУДЕНТАМИ'

ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА МОСКОВСКИМИ СТУДЕНТАМИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
436
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
молодежь / студенты / социальное неравенство / формы и виды социального неравенства / глобальное социальное неравенство / youth / students / social inequality / forms and types of social inequality / global social inequality.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осипова Надежда Геннадьевна, Елишев Сергей Олегович, Прончев Геннадий Борисович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с восприятием социального неравенства московскими студентами. Проанализированы представления студенческой молодёжи о структуре и содержании понятия социального неравенства, проявлениях социального неравенства в современной России и мире. Эмпирическую основу работы составляют результаты проведенного авторами в 2019 году социологического мониторинга представлений московской студенческой молодежи о социально-политических процессах, институтах социализации и субъектах молодежной политики. Анализ результатов мониторинга показал, что студенты осознают важность проблемы социального неравенства как в мире, так и в России. Его причинами, по мнению студентов, являются не индивидуальные особенности людей а, прежде всего, причины социального, экономического и политического порядка. Самым распространенным видом неравенства студентами признается экономическое неравенство, достаточно распространенными, являются неравенство доступа к определенным материальным благам и неравенство жизненных шансов и возможностей. Со многими видами неравенства студенты сталкиваются постоянно или периодически. К проблеме глобального социального неравенства московские студенты относятся отрицательно, не верят в возможности его искоренения, особенно потому, что, по их мнению, власти не уделяют должное внимание этой проблеме. Работа представляет интерес для специалистов, занимающихся проблемами социального неравенства, молодежной политикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTION OF SOCIAL INEQUALITY BY MOSCOW STUDENTS

The paper deals with the Moscow students’ perception of social inequality. Their understanding of the structure and content of the concept of social inequality, the manifestation of social inequality in modern Russia and the world are studied. The empirical basis of the work is the result of the regular sociological monitoring of the ideas of Moscow student youth about socio-political processes, institutions of socialization and subjects of youth policy conducted by the authors in 2019. The analysis of the monitoring results showed that students are aware of the importance of the problem of social inequality both in the world and in Russia. According to students, its causes are not individual characteristics of people, but, first of all, the causes of the social, economic and political order. The most common type of inequality among students is recognized as economic inequality, quite common are inequality of access to certain material goods and inequality of life opportunities. Students face many types of inequality constantly or periodically. Moscow students have a negative attitude to the problem of global social inequality; they don’t believe in the possibility of eradicating it, especially because the authorities don’t pay sufficient attention to this problem. The work is of interest to specialists involved in the problems of social inequality, youth policy.

Текст научной работы на тему «ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА МОСКОВСКИМИ СТУДЕНТАМИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

с® ПОЛИТИКА И ПРАВО ^D

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10301

ОСИПОВА Надежда Геннадьевна,

доктор социологических наук, профессор, декан социологического факультета, профессор, заведующая кафедрой современной социологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,

e-mail: ngo@socio.msu.ru

ЕЛИШЕВ Сергей Олегович,

доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры современной социологии социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,

e-mail: elishev@list.ru

ПРОНЧЕВ Геннадий Борисович,

кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры методологии социологических исследований социологического факультета Московского государственного университета

имени М.В. Ломоносова, e-mail: pronchev@rambler.ru

ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА МОСКОВСКИМИ СТУДЕНТАМИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с восприятием социального неравенства московскими студентами. Проанализированы представления студенческой молодёжи о структуре и содержании понятия социального неравенства, проявлениях социального неравенства в современной России и мире. Эмпирическую основу работы составляют результаты проведенного авторами в 2019 году социологического мониторинга представлений московской студенческой молодежи о социально-политических процессах, институтах социализации и субъектах молодежной политики. Анализ результатов мониторинга показал, что студенты осознают важность проблемы социального неравенства как в мире, так и в России. Его причинами, по мнению студентов, являются не индивидуальные особенности людей а, прежде всего, причины социального, экономического и политического порядка. Самым распространенным видом неравенства студентами признается экономическое неравенство, достаточно распространенными, являются неравенство доступа к определенным материальным благам и неравенство жизненных шансов и возможностей. Со многими видами неравенства студенты сталкиваются постоянно или периодически. К проблеме глобального социального неравенства московские студенты относятся отрицательно, не верят в возможности его искоренения, особенно потому, что, по их мнению, власти не уделяют должное внимание этой проблеме. Работа представляет интерес для специалистов, занимающихся проблемами социального неравенства, молодежной политикой.

Ключевые слова: молодежь, студенты, социальное неравенство, формы и виды социального неравенства, глобальное социальное неравенство.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

OSIPOVA Nadezhda Gennadievna,

Doctor of Sociology, Professor, Dean at the Faculty of Sociology, Professor, Chairperson of the Department of Modern Sociology of Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

ELISHEV Sergey Olegovich,

Doctor of Sociology, Associate Professor, Professor of the Department of Modern Sociology at the Faculty of Sociology of Lomonosov Moscow State University,

Moscow, Russia

PRONCHEV Gennadi Borisovich,

Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Sociological Research Methodology at the Faculty of Sociology of Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

PERCEPTION OF SOCIAL INEQUALITY BY MOSCOW STUDENTS

Annotation. The paper deals with the Moscow students' perception of social inequality. Their understanding of the structure and content of the concept of social inequality, the manifestation of social inequality in modern Russia and the world are studied. The empirical basis of the work is the result of the regular sociological monitoring of the ideas of Moscow student youth about socio-political processes, institutions of socialization and subjects of youth policy conducted by the authors in 2019. The analysis of the monitoring results showed that students are aware of the importance of the problem of social inequality both in the world and in Russia. According to students, its causes are not individual characteristics of people, but, first of all, the causes of the social, economic and political order. The most common type of inequality among students is recognized as economic inequality, quite common are inequality of access to certain material goods and inequality of life opportunities. Students face many types of inequality constantly or periodically. Moscow students have a negative attitude to the problem of global social inequality; they don't believe in the possibility of eradicating it, especially because the authorities don't pay sufficient attention to this problem. The work is of interest to specialists involved in the problems of social inequality, youth policy.

Key words: youth, students, social inequality, forms and types of social inequality, global social inequality.

Введение

Социальное неравенство - это глобальная социальная проблема, отягощающая жизнь не только членам отдельных обществ в региональном масштабе, но и угрожающая всему мировому сообществу [17]. Глобальное социальное неравенство служит предметом многочисленных социологических дискуссий относительно того, как изменяются формы, ресурсы, основания неравенства, каковы его источники и последствия в глобальном масштабе [5].

Тема социального неравенства приобретает особую важность в контексте реализации молодежной политики государства. Это связано с тем, что эффекты молодежной политики проявляются не сразу, а через 30-40 лет, именно от ее эффективности во многом зависит, каким будет государство и общество в недалеком будущем, будет ли решение стоящих перед обществом проблем иметь последовательный, согласованный или,

напротив, радикальный характер [14]. Очень важно понимать, как воспринимают проблематику «социального неравенства» и следующей за ним «социальной несправедливости» молодые люди; насколько они понимают суть происходящих процессов и явлений; не подвержены ли они манипу-лятивному воздействию со стороны различных неоднозначных субъектов общественной жизнедеятельности [18], воспроизводя специально сконструированные штампы, лозунги и шаблоны, внедрённые в их сознание этими субъектами [22]. На все эти вопросы необходимо получить ответы, которые важны для совершенствования процесса и механизмов осуществления молодежной политики в нашей стране [2], для восполнения тех пробелов, которые очевидны в её реализации.

С этой целью в 2019 году на социологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, в рамках регулярно осуществляемого (с 2013 года) мониторинга представлений московской студенческой молодежи о социально-политических про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

цессах, институтах социализации и субъектах молодежной политики [3, 9, 10], было проведено социологическое исследование. В его рамках ряд вопросов был направлен на выявление отношения студентов московских вузов к проблеме социального неравенства [6], к его различным видам и формам проявления в современном мире [8].

Обзор литературы

Студенческая молодёжь, обладает социально-психологическими качествами, способствующими перманентной переоценке ее представителями существующих в обществе ценностей [19]. В свою очередь, социальная неудовлетворенность, низкий уровень социальной мобильности, «недостаток квалифицированной и хорошо оплачиваемой работы, отсутствие перспектив в работе последовательно ведут к формированию специфических моделей поведения, которые остаются на всю жизнь. Существует очевидная связь между молодежной безработицей и социальной эксклю-зией. Неспособность найти работу создает чувство ненужности, бесполезности среди молодых людей, которое может привести к росту преступности, насилия, социальной напряженности» [14]. Сложность и противоречивость процесса социальной адаптации молодёжи порождает различные формы молодёжного протеста, в том числе и асоциальные. Так, исследования показали, что под влиянием идеологического вакуума, возникшего в годы экономической и политической либерализации, определенная часть российской молодежи воспринимает не только идеи и принципы прогрессивных современных политических течений, например, социал-демократического движения или же движения за права человека, но и постулаты таких глубоко реакционных идеологий, как неонацизм и сионизм [4]. Таким образом, она становится целенаправленным объектом социальных манипуляций [1, 11].

Ключевым фактором возрастания неудовлетворенности в молодежной среде является ощущение социального неравенства.

Социальное неравенство служит предметом многочисленных социологических дискуссий относительно того, "как изменяются формы, ресурсы, основания неравенства, каковы его источники и последствия в глобальном масштабе" [5]. Причины глобального социального неравенства многие ученые объясняют абстрактно, связывают их либо с "изъянами глобализации в целом", либо с текущим управлением экономикой и обществом, которое часто просто признается "ошибочным". При этом они почти не уделяют внимание тому особому стилю политического мышления, кото-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

рый лежит в основе такого управления и который получил название "рыночный фундаментализм" [15].

Большинство специалистов связывает термин "рыночный фундаментализм" с известным финансистом Дж. Соросом и его книгой "The Crisis of Global Capitalism: Open Society Endangered", изданной в 1998 году [23]. Часто под рыночным фундаментализмом понимается неистовая вера в политику, базирующуюся на принципе, известном как "laissez-faire" (фр.), означающим "невмешательство государства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов" или "экономику свободного рынка, которая способна решить не только экономические, но и все социальные проблемы" [15]. Большинство исследователей в качестве преимущественной формы проявления глобального социального неравенства рассматривает ресурсное неравенство, которое нередко отождествляет с экономическим неравенством [7]. Однако, наряду с ресурсным достаточно ярко проявляют себя еще две, относительно новые формы социального неравенства в глобальном масштабе: витальное и экзистенциальное неравенства [24]. Витальное или биологическое неравенство фиксирует базовую характеристику человеческого существования и обращается к таким категориям, как, например, окружающая среда и здоровье. Экзистенциальное неравенство очерчивает систему иерархий, основанных на категориях включения/исключения (социальной инклюзии/ эксклюзии).

Основной формой проявления экзистенциального неравенства является социальная экс-клюзия, которая имеет как чисто материальное выражение (в виде доступа к определенным материальным благам), так и социальное измерение. Так, социальная эксклюзия мешает участию в нормативно предписанных видах деятельности данного общества, ограничивает доступ к информации, ресурсам, сокращает возможности по достижению личных целей [7].

Наглядным примером социальной эксклю-зии является ограничение доступа к ресурсам, связанным с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) (т.н. цифровое неравенство или "цифровой разрыв") [7]. Ограничения доступа социальной группы могут быть вызваны различными причинами [21]: 1) отсутствие физического доступа к ИКТ, например, из-за финансового положения, территориальной удаленности. Очевидно, что с развитием материально-технической базы эта причина может быть устранена; 2) отсутствие необходимых информационных компетенций (недостаток образования). Например, во время обучения взрослого поколения многие тех-

нологии еще не существовали. Сюда же относится имеющееся гендерное неравенство, связанное с существующем в настоящее время различием в гендерной подготовке в области ИКТ [16]. Способ решения очевиден: выравнивать уровень компетентности. Для молодежи необходим одинаково высокий уровень подготовки независимо от учебного заведения, для старшего поколения - организация дополнительного образования. 3) невозможность использования ИКТ по физиологическим особенностям, например, инвалидам [20]. Вероятно, с дальнейшем развитием ИКТ эта причина будет устраняться. Следует заметить, что для решения этой проблемы необходимо также готовить специальных учителей-тьюторов, которые будут заниматься обучением самих инвалидов [12]; 4) Невозможность использования ИКТ по причине злого умысла (информационные угрозы) [22], например, по причине блокировки необходимой информации злоумышленниками в Интернете. Данная проблема остается актуальной со времени появления информационно-коммуникационных технологий. Без специальных мер со стороны государства нейтрализовать эту причину социального неравенства невозможно.

Методология исследования

Целью проведенных исследований был анализ представлений московских студентов о социальном неравенстве в современной России и мире.

Основными задачами исследования являлись:

1. Анализ представлений студенческой молодёжью о структуре и содержании понятия социального неравенства.

2. Анализ восприятия студенческой молодёжью проявлений социального неравенства в современной России и мире.

Эмпирическую основу исследований составляют результаты проведенного авторами социологического мониторинга представлений студенческой молодежи о социально-политических процессах, институтах социализации и субъектах молодежной политики, проведенного с 15 апреля по 5 мая 2019 года среди студентов в г. Москве. В 2019 году в типовую анкету исследования [10] были добавлены вопросы, выявляющие отношение к проблеме социального неравенства и различных его видов в современном мире и возможного их проявления в России.

В ходе проведения исследования было опрошено 811 студентов 50 «гуманитарных» и 50 «естественных» факультетов высших учебных заведений. В их числе: МГУ имени М.В. Ломоно-

сова, РАНХиГС, МПГУ, МГПУ, МГТУ ГА, АГЗ МЧС России, РУДН, МГУКИ, МГТУ имени Н.Э. Баумана, РАМ имени Гнесиных, МГХПА имени С.Г. Строганова, МГАВМиБ имени К.И. Скрябина, МГЮА, МГЛУ, Финансовый Университет при Правительстве РФ, Академия ФСБ России, БВШД, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, ИЖЛТ, МГИМО, МЭСИ, МИФИ, МАИ, МИИТ, РГУНиГ имени И.М. Губкина, МГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, МФТИ, ГУУ, МУ МВД России имени В.Я. Кикотя, ПСТГУ, РХТУ имени Д.И. Менделеева, РТА, РЭУ имени Г.В. Плеханова, МАТИ-РГТУ имени К.Э. Циолковского, ВАВТ, НИУ ВШЭ.

По социально-демографическим признакам и социально-экономическим параметрам состав выборочной совокупности выглядел следующим образом. 45,6% опрошенных молодых людей составляли лица мужского пола, а 54,4% - женского.

60,4% опрошенных (то есть более половины из них) составили молодые люди в возрасте от 18 до 22 лет, 18,9% - от 23 до 26 лет, 13,3% - от 14 до 18 лет, 7,4% - от 27 до 30 лет.

В 2018 году 21,5% опрошенных вовсе не имели доходов, 19,5% - имели доход от 5000 до 15000 рублей, 16,6% - имели доход свыше 45000 рублей, 15,9% - от 15000 до 30000 рублей, 13,9%

- от 30000 до 45000 рублей, 6,5% - от 0 до 2000 рублей, 6% - от 2000 до 5000 рублей.

38,4% опрошенных оценили уровень своей материальной обеспеченности как средний, 22,8%

- ниже среднего, 12,3% - выше среднего, 12,3%

- как низкий, 6,9% - как высокий, 7,4% - затруднились дать ответ на поставленный вопрос.

Среди опрошенных респондентов 13,4% имеют собственное жилье (квартиру(ы), дачу или дома). 86,6% не имеют собственного жилья.

По отношению к вере и религии, к конфессиональной принадлежности, а также по членству в политических партиях и движениях представители московской студенческой молодежи распределились следующим образом.

Большинство студентов (29,4%), считают религию важным аспектом в жизни, но не соблюдают религиозные обряды, 19,4% - считают религию важным аспектом в жизни и соблюдают религиозные обряды, 17,8%, хотя и назвали себя неверующими, но все же считают религию важным аспектом в жизни общества. Менее чем каждый пятый студент (18,6%) является неверующим, считающим религию бесполезным аспектом в жизни общества. При этом 13% опрошенных затруднились с ответом на данный вопрос, а 1,9% студентов дали иные ответы. Из числа опрошен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

ных 58,8% определили себя как православных верующих, 9% - как последователей ислама, 8,8% - как протестантов, 3,2% - как последователей иудаизма, 2% - как католиков, 2% - как буддистов, 0,8% - как членов новых религиозных движений, 14,1% - затруднились ответить на поставленный вопрос, 1,2% дали другой ответ.

Подавляющее большинство опрошенных -95,9% не состоят в какой-либо партии или организации. Лишь 4,1% от общего числа респондентов ответили, что являются членами политических партий, движений, организаций.

Результаты и обсуждение

Ответы студентов на основные вопросы в отношении социального неравенства позволили установить следующее.

Более половины студентов (58,4%) считают, что в современном мире имеет место острое социальное неравенство. При этом почти четверть респондентов (23,7%) отрицают сам факт его наличия, а 18% опрошенных затруднились с ответом на вопрос о его присутствии или отсутствии в современном мире (Рис. 1).

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос "Считаете ли Вы, что в современном мире имеет место острое социальное неравенство?".

Среди причин, лежащих в основе социального неравенства, половина студентов (50,1%) отметила именно социальные причины, которые вышли на первое место среди причин социального неравенства в мире (по оценкам студентов). О том, что в основе социального неравенства лежат экономические причины ответили 45,5%

респондентов. Политические и индивидуальные причины социального неравенства получили 38,6% и 24,3% ответов соответственно. 13,3% опрошенных затруднились с определением причин, лежащих в основе социального неравенства (Рис. 2).

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос "Какие причины лежат в основе социального неравенства?".

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

Анализ ответов студентов на вопрос «Чем на Ваш взгляд обусловлено социальное неравенство?» показал, что по мнению студентов московских вузов, социальное неравенство в большей степени обусловлено обладанием властью (47,8% ответов), имущественным различием (45,6% ответов), различием статусов, которые люди получают по рождению (44,9% ответов). Чуть в меньшей степени оно связано с дискриминацией (36,4% ответов), природой человека (32% ответов). Также оно обусловлено различием в умственных спо-

собностях (29,3% ответов), профессиональной принадлежностью (28,6% ответов), разницей в физических способностях (20,9%), разницей в особенностях психики (19,3% ответов). Гораздо меньшая часть студентов (лишь каждый девятый из них) придерживается мнения, что социальное неравенство обусловлено разделением общественного труда (9,3%). 5,9% опрошенных затруднились с ответом на данный вопрос, а 1% - считает, что оно обусловлено другими причинами и обстоятельствами (Рис. 3).

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос "Чем на Ваш взгляд обусловлено

социальное неравенство?"

Весьма интересными оказались представления студентов о видах социального неравенства, распространённых в современном мире [6]. По их мнению, самым распространённым видом социального неравенства в современном мире является экономическое неравенство (64,1% ответов). Затем, достаточно распространенным, по мнению студентов, является неравенство доступа к определённым нематериальным благам (44,8% ответов), неравенство жизненных шансов и возможностей (40,3% ответов), классовое нера-

венство (33,8% ответов), этническое, национальное неравенство (31% ответов), половое неравенство (29,4% ответов), расовое неравенство (27,7% ответов), социальная эксклюзия (27,4%), возрастное неравенство (22,8%), религиозное неравенство (18,6%), кастовое неравенство (10,5%), цифровое неравенство (9,6%). 5,5% опрошенных затруднились дать какой-либо ответ на вопрос о том, какие из видов социального неравенства наиболее распространены в современном мире, а 0,3% - дали иные ответы (Рис. 4).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос "Какие виды социального неравенства наиболее

распространены в современном мире?".

На следующий вопрос «Какие формы и виды социального неравенства наиболее распространены в современном российском обществе?» ответы студентов распределились следующим образом. На первом месте по распространенности стоит экономическое неравенство. Так, более двух третей (69,1%) молодых людей считают сильно распространённым в современном российском обществе экономическое неравенство. О распространённости в России данного вида неравенства также заявили 23,2% студентов. О нераспространённости данного вида неравенства заявили лишь 3,1% студентов, а 4,5% - затруднились с ответом.

На втором месте по степени распространённости в современном российском обществе, по мнению московских студентов, находится неравенство доступа к определённым нематериальным благам (о его сильном распространении заявили 36,6% студентов, о распространённости -36%).

На третьем месте - неравенство жизненных шансов и возможностей (о его сильном распространении заявили 33,8% студентов, о распространённости - 40,3%).

На четвертом месте - религиозное неравенство. 28,6% студентов отметили сильную распространённость данного вида неравенства, 25,9% -распространённость, хотя одна треть студентов (33,2%) - усомнились в этом.

На пятом месте по степени распространённости в современном российском обществе, по мнению студентов московских вузов, находится классовое неравенство: о его сильном распро-

странении заявили 27,5% студентов, о распространённости - 40,7%. На шестом месте - тендерное неравенство (21,8% ответов - о его сильном распространении и 31,6% - просто о распространённости). На седьмом месте - возрастное неравенство (20,4% ответов - о сильной степени распространённости и 33,2% ответов - о распространённости).

На восьмом месте, по мнению студентов московских вузов, находится этническое, национальное неравенство (19,1% ответов - о сильной степени распространённости и 42,2% ответов - о распространённости). На девятом - расовое неравенство (15,9% ответов - о сильной степени распространённости и 32,4% ответов - о распространённости). На десятом - цифровое неравенство (13,2% ответов - о сильной степени распространённости и 25,6% ответов - о распространённости). На последнем одиннадцатом месте - кастовое неравенство (8,6% ответов - о сильной степени распространённости и 22% ответов - о распространённости) (Рис. 5).

Ответы студентов также показали, что с проявлениями экономического неравенства постоянно сталкиваются 23,8% московских студентов, часто - 22,6% молодых людей, периодически -25,4%, очень редко - 17,5%. 10,7% молодых людей заявили, что никогда не сталкивались с проявлением экономического неравенства.

22,4% студентов постоянно сталкиваются с неравенством доступа к определённым нематериальным благам; часто - 20,6%; периодически -26,6%, очень редко - 17,3%, никогда -13,1%.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос "Какие формы и виды социального неравенства наиболее распространены в современном российском обществе?".

С неравенством жизненных шансов и возможностей постоянно сталкиваются 20,6% студентов; часто - 21,1%; периодически - 26,5%, очень редко - 17,8%, никогда - 14%.

11,6% молодых людей постоянно сталкивается с классовым неравенством, часто - 15,9%; периодически - 26,4%, очень редко - 27,4%, никогда - 18,7%.

9,1% студентов отметили, что постоянно сталкивается с гендерным неравенством, часто -15,4%; периодически - 26,8%, очень редко -23,3%, никогда - 25,4%.

9,9% опрошенных постоянно сталкивается с возрастным неравенством, часто - 14,3%; периодически - 27,1%, очень редко - 22,9%, никогда -25,7%.

С проявлениями этнического, национального неравенства постоянно сталкиваются лишь 7% московских студентов, часто - 11,9% молодых людей, периодически - 30,8%, очень редко -23,2%, 27% - никогда.

О постоянных проявлениях религиозного неравенства заявили всего 7,7% молодых людей,

о частых - 11,3%, о периодических - 24%, а об очень редких - 24,5%. При этом почти треть (32,5%) студентов никогда не сталкивалась с проявлениями религиозного неравенства.

7% молодых людей, по их утверждениям, постоянно сталкивается с проявлениями расового неравенства, часто - 12%; периодически - 23,3%, очень редко - 24,6%, никогда - 33,2%.

8,5% московских студентов постоянно сталкиваются с фактами цифрового неравенства, часто - 11,8%; периодически - 19,7%, очень редко - 22,6%, никогда - 37,4%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3,8% опрошенных постоянно ощущают наличие социальной эксклюзии, 7,7% - часто, периодически - 24,6%, очень редко - 25,4%, никогда -38,6%.

С проявлениями кастового неравенства постоянно, по их мнению, сталкиваются 5,5% московских студентов, 7,2% - часто, 21,4% - периодически, 22,8% - очень редко, никогда - 43,2% (Рис. 6). Хотя, следует отметить, что все они достаточно слабо представляют себе суть подобного неравенства.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

Рис. 6. Распределение ответов на вопрос "Как часто Вы сталкиваетесь со следующими проявлениями социального неравенства?".

Заслуживают пристального внимания представления студентов о причиных тяжёлого положения людей, оказавшихся за чертой бедности [13]. По мнению более половины молодых людей главной причиной такого положения является безработица (56,1% ответов). На втором месте среди отмеченных причин - алкоголизм (54,9% ответов), хотя, возможно, что эти две причины взаимосвя-

заны, поскольку число студентов, указавших на них почти одинаково. На третьем месте - лень и неприспособенность к жизни - 44,2% ответов; на четвертом - проживание в бедном регионе (40,6% ответов), на пятом - низкий образовательный уровень (35,2%). На последнем, шестом месте -семейные несчастья (23,3% ответов) (Рис. 7).

Рис. 7. Распределение ответов на вопрос "Каковы причины тяжелого положения людей,

оказавшихся за чертой бедности?".

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

57% молодых людей выразили своё отрицательное отношение к проблеме глобального социального неравенства. 26,3% студентов относятся к данной проблеме нейтрально и лишь 8,2% -

положительно, т.е. примерно столько же, сколько и воздержалось от оценки данной проблемы -8,5% ответов (Рис. 8).

Рис. 8. Распределение ответов на вопрос "Как Вы относитесь к проблеме глобального

социального неравенства?".

По мнению почти половины опрошенных (49,7% ответов) материальный достаток людей в России напрямую зависит от региона их проживания. Однако более трети молодых людей (36,1%

ответов) выразили своё несогласие с этим тезисом. 14,3% студентов затруднились с ответом (см. рис. 9).

Рис. 9. Распределение ответов на вопрос "Согласны ли Вы с утверждением, что в России материальный достаток людей напрямую зависит от региона их проживания?".

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

С утверждением о том, что профессия чело- не согласна. 14,9% студентов затруднились с обо-

века предопределяет его положение в обществе, значением свой позиции по данному поводу (Рис.

согласна почти половина (48,7%) молодых людей, 10). а чуть более трети (36,4%) - с этим категорически

Согласны ли Вы с утверждением, что профессия человека предопределяет его положение в обществе?

Ща, согласен

л Нет, не согласен

и Затруднюсь ответить

Рис. 10. Распределение ответов на вопрос "Согласны ли Вы с утверждением, что профессия человека предопределяет его положение в обществе?".

Большинство опрошенных - 46% молодых тают, придерживаясь противоположной точки зре-людей считают, что инвалиды ущемлены с раз- ния. 18,5% респондентов - затруднились выра-личных своих правах. 35,5% студентов так не счи- зить своё мнение по данному поводу (Рис. 11).

Считаете ли бы, что инвалиды ущемлены в каких-либо правах?

^ Да, считаю

и Нет не считаю

4 Затрудняюсь ответить

Рис. 11. Распределение ответов на вопрос "Считаете ли Вы, что инвалиды ущемлены

в каких-либо правах?".

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

На взгляд почти двух третей студентов московских вузов (62,8%) власти не уделяют должного внимания решению проблемы социального неравенства. В то же время 22,1% молодых людей не согласны с ними и считают, что нынеш-

няя власть оказывает достойное внимание проблеме социального неравенства. В то же время 15,1% - не смогли выразить свою позицию по данному вопросу. (Рис. 12).

Рис. 12. Распределение ответов на вопрос "Согласны ли Вы с утверждением, что нынешняя власть в РФ оказывает достойное внимание проблеме социального неравенства?".

Результаты исследования показали, что оптимистами и считают, что искоренить социаль-

половина опрошенных студентов (50,4%) являются реалистами и считают, что искоренить социальное неравенство не представляется возможным. Почти треть студентов - 29,2% являются

ное неравенство все же можно. Пятая часть (20,4%) молодых людей затруднилась с ответом на данный вопрос (Рис. 13).

Рис. 13. Распределение ответов на вопрос "Можно ли искоренить социальное неравенство?".

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

Выводы

Таким образом, проведенное исследование представлений студентов московских вузов о социальном неравенстве в России и современном мире, показало, что данная категория респондентов, безусловно, осознает важность проблемы социального неравенства как в мире, так и в России. Его причинами, по мнению студентов, являются не индивидуальные особенности людей а, прежде всего, причины социального, экономического и политического порядка. В то же время, на рост социального неравенства также оказывают влияние такие факторы как различия в умственных способностях людей, профессиональная принадлежность, психические и физические их особенности. Самым распространенным видом неравенства как в мире, так и в России, студентами признается экономическое неравенство, достаточно распространенными, по их мнению, являются неравенство доступа к определенным материальным благам и неравенство жизненных шансов и возможностей. Интерес также вызывает тот факт, что значительная часть студентов достаточно распространенным, в том числе и в российском обществе, назвала расовое, а также кастовое неравенство, хотя конкретными представлениями о способах проявления данных видов неравенства студенты не обладают. Число студентов, давших полдожительный ответ по поводу распространенности цифрового неравенства пока что невелико - всего 9%. Со многими видами неравенства студенты московских вузов сталкиваются постоянно или периодически. К проблеме глобального социального неравенства московские студенты относятся отрицательно, не верят в возможности его искоренения, особенно потому, что, по их мнению, власти не оказывают должного внимания этой проблеме.

Благодарности

Статья подготовлена при поддержке РФФИ. Проект № 18-011-01106 "Новые формы социального неравенства и особенности их проявления в современной России".

Список литературы:

[1] Елишев С.О. Молодёжь как объект социализации и манипуляций (2-е издание с изменениями и дополнениями). - М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2015. - 320 с.

[2] Елишев С.О. Социальное манипулирование молодёжью. - М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2018. - 336 с.

[3] Елишев С.О., Таланова К.С. Результаты социологического исследования "Ценностные ориентации современной российской молодёжи,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

особенности процесса их формирования и осуществления молодёжной политики" / Социологические исследования социальных проблем современного российского общества. Т. 1. - М.: Макс Пресс: 2014. - С. 64-129.

[4] Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социологические исследования. 2006, № 8. - С. 67-75.

[5] Мартыненко Т.С. Глобальное неравенство в современных социологических теориях конца ХХ - начала XXI в / Современная социология: ключевые направления и векторы развития / под общей редакцией профессора Н.Г. Осиповой. - М.: Канон+, РООИ Реабилитация, 2018. - С. 184-229.

[6] Осипова Н.Г. Неравенство в эпоху глобализации: сущность, институты, региональная специфика и динамика // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2014, № 2. - С. 119-141. Ьйрв:/Яок огд/10.24290/1029-3736-2014-0-2-119-141.

[7] Осипова Н.Г. Социальное неравенство в современном мире // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019, № 25(4). - С. 124-153. Ьйрв:/Яок огд/10.24290/1029-3736-2019-25-4-124-153

[8] Осипова Н.Г., Вершинина И.А., Марты-ненко Т.С. Неравенство и неопределенность: современные вызовы для городов // Социологические исследования. 2019, № 1. - С. 153-155. https://doi.org/10.31857/S013216250003758-6

[9] Осипова Н.Г., Елишев С.О., Прончев Г.Б. Динамика представлений российской студенческой молодежи о социально-политических процессах, институтах социализации и субъектах осуществления молодежной политики в период с 2013 по 2017г.: Научная монография. - М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2018. - 288 с.

[10] Осипова Н.Г., Елишев С.О., Прончев Г.Б., Монахов Д.Н. Особенности процесса формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи и осуществления молодежной политики в Российской Федерации (результаты социологического исследования): Монография. - М.: МАКС Пресс, 2016. - 280 с.

[11] Осипова Н.Г., Челищев В.И. Социальные механизмы и техники манипуляционного управления личностью // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2016, № 4. - С. 3-21. DOI: 10.24290/1029-3736-2016-224-3-21.

[12] Прончев Г.Б., Гончарова И.В. Об обучении инвалидов по зрению работе с современными информационно-коммуникационными технологиями // Право и образование. 2016, № 5. - С. 58-64.

[13] Сычева В.С. Бедность и ее измерение // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). 2001, № 14. - С. 176— 188.

[14] Трофимова И.Н. Молодежь и социальное неравенство в современной России // Политика и Общество. 2013, № 12. — С. 1452—1457. https://doi.org/10.7256/1812-8696.2013.12.10318

[15] Челищев В.И. Либерализм — неолиберализм — рыночный фундаментализм: от концепции свободы к тоталитарной догме (начало). Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2015, № 4. — С. 27—49. https://doi. org/10.24290/1029-3736-2015-0-4-27-49

[16] Kolodeznikova I.V., Kuznetsova I.V., Pronchev G.B. Particularities of gender gap in the digital era // Astra Salvensis. 2018, V. 6. — P. 871—880.

[17] Osipova N.G. The global inequality: genesis, evolution, institutions and forms. Socioloska Luca. 2013, V. VII(2). — P. 48—68.

[18] Osipova N.G., Elishev S.O., Pronchev G.B. Mass information media and propaganda mouthpiece as a tool for manipulating and social inequality factor among the young people. Astra Salvensis, 2018, V. 6. — P. 541—550.

[19] Osipova N.G., Elishev S.O., Pronchev G.B., Monakhov D.N. Social and political processes, socialization institutions and youth policy subjects of modern Russia // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2017, V. 8(2). — P. 545—558.

[20] Pronchev G.B., Goncharova I.V., Elishev S.O., Khodakova N.P. Accessibility of Virtual Social Environments for the Visually Impaired as a Means for Leveling Out Social Inequality in Russia // Man in India. 2017, V. 97(16). — P. 107 — 116.

[21] Pronchev G.B., Monakhov D.N., Proncheva N.G., Mikhailov A.P. Contemporary virtual social environments as a factor of social inequality emergence // Astra Salvensis. 2018, V. 6. — P. 207 — 216.

[22] Pronchev G.B., Proncheva N.G., Goncharova I.V. Modern management of media environment: negative effects for the society of today // Journal of Environmental Treatment Techniques. 2019, V. 7(4). — P. 836—840.

[23] Soros G. The Crisis of Global Capitalism: Open Society Endangered. — New York: Public Affairs, 1998.

[24] Therborn G. Inequalities of the World: New Theoretical Frameworks, Multiple Empirical Approaches. — London: Verso, 2006. — 332 p.

Spisok literatury:

[1] Elishev S.O. Molodyozh' kak ob»ekt socializacii i manipulyacij (2-e izdanie s izmeneniyami

i dopolneniyami). - M.: Kanon+ ROOI Reabilitaciya, 2015. - 320 s.

[2] Elishev S.O. Social'noe manipulirovanie molodyozh'yu. - M.: Kanon+ ROOI Reabilitaciya, 2018. - 336 s.

[3] Elishev S.O., Talanova K.S. Rezul'taty soci-ologicheskogo issledovaniya "Cennostnye orientacii sovremennoj rossijskoj molodyozhi, osobennosti processa ih formirovaniya i osushchestvleniya molo-dyozhnoj politiki" / Sociologicheskie issledovaniya social'nyh problem sovremennogo rossijskogo obsh-chestva. T. 1. - M.: Maks Press: 2014. - S. 64-129.

[4] Levashov V.K. Patriotizm v kontekste sovre-mennyh social'no-politicheskih realij // Sociologicheskie issledovaniya. 2006, № 8. - S. 67-75.

[5] Martynenko T.S. Global'noe neravenstvo v sovremennyh sociologicheskih teoriyah konca HKH -nachala XXI v / Sovremennaya sociologiya: kly-uchevye napravleniya i vektory razvitiya / pod obsh-chej redakciej professora N.G. Osipovoj. - M.: Kanon+, ROOI Reabilitaciya, 2018. - S. 184-229.

[6] Osipova N.G. Neravenstvo v epohu glo-balizacii: sushchnost', instituty, regional'naya speci-fika i dinamika // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18: Sociologiya i politologiya. 2014, № 2. - S. 119-141. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2014-0-2-119-141.

[7] Osipova N.G. Social'noe neravenstvo v sovremennom mire // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sociologiya i politologiya. 2019, № 25(4). - S. 124-153. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-4-124-153

[8] Osipova N.G., Vershinina I.A., Martynenko T.S. Neravenstvo i neopredelennost': sovremennye vyzovy dlya gorodov // Sociologicheskie issledo-vaniya. 2019, № 1. - S. 153-155. https://doi. org/10.31857/S013216250003758-6

[9] Osipova N.G., Elishev S.O., Pronchev G.B. Dinamika predstavlenij rossijskoj studencheskoj molodezhi o social'no-politicheskih processah, insti-tutah socializacii i sub»ektah osushchestvleniya molodezhnoj politiki v period s 2013 po 2017g.: Nauchnaya monografiya. - M.: Kanon+ ROOI Reabilitaciya, 2018. - 288 c.

[10] Osipova N.G., Elishev S.O., Pronchev G.B., Monahov D.N. Osobennosti processa formirovaniya cennostnyh orientacij sovremennoj rossijskoj molodezhi i osushchestvleniya molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii (rezul'taty sociolog-icheskogo issledovaniya): Monografiya. - M.: MAKS Press, 2016. - 280 s.

[11] Osipova N.G., CHelishchev V.I. Social'nye mekhanizmy i tekhniki manipulyacionnogo uprav-leniya lichnost'yu // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18: Sociologiya i politologiya. 2016, № 4.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

- S. 3-21. DOI: 10.24290/1029-3736-2016-22-4-321.

[12] Pronchev G.B., Goncharova I.V. Ob obu-chenii invalidov po zreniyu rabote s sovremennymi informacionno-kommunikacionnymi tekhnologiyami // Pravo i obrazovanie. 2016, № 5. - S. 58-64.

[13] Sycheva V.S. Bednost' i ee izmerenie // Sociologiya: metodologiya, metody, matematich-eskoe modelirovanie (4M). 2001, № 14. - S. 176188.

[14] Trofimova I.N. Molodezh' i social'noe nera-venstvo v sovremennoj Rossii // Politika i Obsh-chestvo. 2013, № 12. - S. 1452-1457. https://doi. org/10.7256/1812-8696.2013.12.10318

[15] Chelishchev V.I. Liberalizm - neoliberalizm

- rynochnyj fundamentalizm: ot koncepcii svobody k totalitarnoj dogme (nachalo). Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sociologiya i politologiya. 2015, № 4. - S. 27-49. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2015-0-4-27-49

[16] Kolodeznikova I.V., Kuznetsova I.V., Pronchev G.B. Particularities of gender gap in the digital era // Astra Salvensis. 2018, V. 6. - P. 871-880.

[17] Osipova N.G. The global inequality: genesis, evolution, institutions and forms. Socioloska Luca. 2013, V. VII(2). - P. 48-68.

[18] Osipova N.G., Elishev S.O., Pronchev G.B. Mass information media and propaganda mouthpiece

as a tool for manipulating and social inequality factor among the young people. Astra Salvensis, 2018, V. 6. - P. 541-550.

[19] Osipova N.G., Elishev S.O., Pronchev G.B., Monakhov D.N. Social and political processes, socialization institutions and youth policy subjects of modern Russia // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2017, V. 8(2). - P. 545-558.

[20] Pronchev G.B., Goncharova I.V., Elishev S.O., Khodakova N.P. Accessibility of Virtual Social Environments for the Visually Impaired as a Means for Leveling Out Social Inequality in Russia // Man in India. 2017, V. 97(16). - P. 107 - 116.

[21] Pronchev G.B., Monakhov D.N., Proncheva N.G., Mikhailov A.P. Contemporary virtual social environments as a factor of social inequality emergence // Astra Salvensis. 2018, V. 6. - P. 207 - 216.

[22] Pronchev G.B., Proncheva N.G., Gon-charova I.V. Modern management of media environment: negative effects for the society of today // Journal of Environmental Treatment Techniques. 2019, V. 7(4). - P. 836-840.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[23] Soros G. The Crisis of Global Capitalism: Open Society Endangered. - New York: Public Affairs, 1998.

[24] Therborn G. Inequalities of the World: New Theoretical Frameworks, Multiple Empirical Approaches. - London: Verso, 2006. - 332 p.

V

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

л_

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.