DOI: 10.17516/2713-2714-0018
УДК 069.9
EXPERIENCE
OF THE INCLUSIVE PROJECT "THE FEELING OF PAINTING"
Kharsa Natalia Vladimirovna
ART Center "Krasny",
Novosibirsk, Russian Federation
Abstract: The article examines the experience of creating and holding an inclusive exhibition of painting and sculpture for blind and visually impaired viewers, which allows including this category of people among the visitors of art museums.
Keywords: art for the blind; inclusive exhibition; principles of creating inclusive project.
Citation: Kharsa, N. V. (2022). EXPERIENCE OF THE INCLUSIVE PROJECT "THE FEELING OF PAINTING". Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 1(10), pp. 154-159.
Н. В. Харса
АРТ-Центр «Красный»
Новосибирск, Российская Федерация
ОПЫТ
ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЕКТА
«ЧУВСТВО ЖИВОПИСИ»
В статье рассматривается опыт создания и проведения инклюзивной выставки живописи и скульптуры для слепых и слабовидящих зрителей, позволяющей включить данную категорию людей в число посетителей художественных музеев.
Ключевые слова: искусство для незрячих; инклюзивная выставка; принципы создания инклюзивного проекта.
АРТ-Центр «Красный» - новосибирская общественная организация по реализации просветительских проектов в области искусства. С 2017 года коллектив занимается организацией выставок современных российских художников как на базе непосредственно АРТ-Центра, так и на других площадках, реализуя разные социально значимые вы-
ставочные проекты. В 2020 году АРТ-Центр «Красный» создал особый инклюзивный проект «Чувство живописи», доступный как для зрячих посетителей, так и для людей с ограничениями по зрению. Опыт работы над этим проектом представляется интересным.
До 2019 года у команды центра не было опыта работы с такой категорией посетителей, как
Незрячие
посетители
на выставке
«Чувство
живописи»
в г. Архангельске
(09.11.2021)
Blind visitors at the exhibition "The Feeling of painting" i n Arkhangelsk (09.11.2021)
слепые и слабовидящие люди. Но ощущалась потребность создать комплексную выставку, где можно не просто показать людям картины, а рассказать о них через разные ощущения, делающие изображение доступным зрителям с ограниченными возможностями, - запахи, звуки, ассоциации. В итоге родился проект «Чувство живописи» - интерактивный выставочный проект для особых условий восприятия живописи, в том числе для людей слепых и слабовидящих. Отметим, что работа команды Арт-центра в этом направлении оказалась созвучной общероссийской ситуации по развитию инклюзивной педагогики в области культуры. Инклюзивному опыту в разных областях была посвящена Всероссийская научно-практическая конференция в Барнауле в 2019 году, где отношение к инклюзивным практикам было названо новой парадигмой времени [1].
Инклюзивный проект представил оригинальные работы новосибирских художников и копии этих работ, доступные для тактильного изучения, с комментариями, выполненными шрифтом Брайля, и тифлокомментировани-
ем. Проект прошел отбор на втором конкурсе Фонда президентских грантов 2019 года и начал реализовываться с использованием средств гранта.
Отбор работ для выставки проходил в несколько этапов и продлился не один месяц. В первую очередь мы пригласили к нам членов Новосибирской областной организации Всероссийского общества слепых, провели для них экскурсию по выставке с рельефными кожаными панно новосибирского мастера декоративно-прикладного искусства Валерия Казака и выяснили основы восприятия рельефов незрячими людьми.
На основании обратной связи команда проекта пришла к следующим выводам: не нужно делать формат тактильных копий в натуральную величину картин - копии должны быть удобными, относительно небольшими, иначе люди, не имеющие зрения, не могут проследить весь рельеф целиком.
Не менее важный момент: те незрячие люди, которые родились незрячими или потеряли зрение в раннем возрасте, не имеют представ-
ления о перспективе. И это абстрактное понятие невозможно объяснить, потому что их физический опыт говорит о другом. Для таких зрителей форма предмета остается только формой, независимо от того, где она находится.
Так возникло несколько важных критериев работы над выставкой: для воспроизведения выбирались картины:
• с реалистичным изображением,
• с крупными и не слишком дробными деталями,
• без сложных ракурсов.
Стилистика написания картин многих известных художников для этого проекта просто не подходила. При этом были приложены усилия для того, чтобы отобранные для демонстрации работы были максимально разноплановыми жанрово и стилистически - от «классического» соцреализма до современных авторов со своим взглядом на натуру. Благодаря тому, что выставка не замыкается на классических формах живописи, она дает представление о манерах разных художников, знакомит с миром современного искусства.
В окончательный проект вошли работы ведущих новосибирских художников: Михаила Омбыша-Кузнецова, Виктора Бухарова, Сергея Меньшикова, Владимира Фатеева, Юрия Третьякова, Евгении Шадриной-Шестаковой и уже ушедших из жизни авторов - Владимира Копа-ева и Юрия Катаева.
Кроме того, были выбраны две анималистических скульптуры Галины Макашиной, чтобы дополнить рельефы более объемными вещами. Некоторые детали картин или ассоциативные предметы так же должны были присутствовать в качестве готовых объектов на тактильных столах.
Так, к картине Виктора Бухарова «Красный проспект» 1963 года была приобретена точная уменьшенная модель изображенного в ней красно-желтого автобуса ЗИС-155. Но если прямой цитаты к картине не находилось, подбирались вещи, помогающие тактильно представить образ, созданный художником: фактура ткани одежды героя, эмблемы... Например, ассоциацией к театральной мастерской стала театральная маска, хотя напрямую ее изображения в картине нет.
Параллельно велся поиск исполнителей, которые смогли бы создать тифлокопии картин на максимальном уровне доступности.
Были запрошены детали у тифлоцентра «Вертикаль», компании 3Б-печати РШХЕЬ, изучены тифлоэкспонаты московского «Музея русского импрессионизма», собран опыт тифловыставок московских, санкт-петербургских, екатеринбургских и омских музеев.
Тем не менее, для того чтобы достаточно эффективно перевести картины в тактильные копии, чисто механического воспроизведения оказалось мало. Изучив литературу по особенностям восприятия у слепых и слабовидящих людей, мы пришли к выводу, что тифлокопии требуют доработки руками профессиональных скульпторов, чтобы можно было акцентировать внимание слабовидящих зрителей на важных деталях изображения, где-то пожертвовав второстепенными подробностями. Предстояло сделать пятнадцать тактильных копий на специальных столах-подиумах и две скульптурные копии. Для реализации гранта была выбрана команда новосибирского скульптора Алёны Залуцкой: она сама, Николай Дрозден-ко и Алексей Мохов, а также дизайнер проекта Надежда Сазонова.
Важным элементом выставки становилось ее звуковое сопровождение. Несмотря на то, что тактильные столы знакомили зрителя с картинами и предметами, изображенными на них, требовалось подробное описание тем языком, который будет понятен незрячей публике. Для выполнения подобных комментариев существует особая специальность - тифлоком-ментатор.
Однако поиск тифлокомментатора оказался делом не легким. В Сибирском регионе эта профессия достаточно редкая: даже в крупных городах, таких как Новосибирск и Красноярск, всего несколько работающих специалистов, загруженных собственными проектами. В итоге в работе над выставкой приняла участие Таи-са Марченко (г. Самара) - тифлокомментатор высшей категории, выпускница Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп». Она на основе наших разработок выполнила тифлоаудиогид и записала аудиофайлы для проекта.
Помимо собственно тифлокомментария, для раскрытия проекта требовалось озвучивание стихотворных фрагментов, дополняющих реальность изображений. К счастью для проекта, у Таисы оказался актерский и дикторский
Выставка в интерьере АРТ-Центра «Красный»
(Новосибирск, июль 2020 года)
Exhibition in the interior of the Krasny ART Center
(Novosibirsk, July 2020)
опыт, благодаря которому запись получила профессиональное звучание.
Последним аспектом создания аудиосопро-вождения к выставке стал искусствоведческий текст для тех, кто хотел бы углубить свое представление об искусстве. Вопросы о композиции картин и характерных особенностях работ были вынесены на отдельные тифлометки. К ним могли обращаться как зрячие посетители, желающие глубже понять увиденное, так и незрячие в случае, если им хотелось повысить свой уровень восприятия.
впадали, где-то, напротив, смущали и рождали споры. Зато практически ни один посетитель не остался равнодушным.
У проекта есть официальные партнеры -Министерство культуры Новосибирской области и Новосибирская областная организация Всероссийского общества слепых. Они оказывали нам информационную поддержку. Представители Всероссийского общества слепых помогали тестировать тактильные столы. Большую заинтересованность в проекте высказал Институт социальных технологий Но-
Важным партнером проекта стал парфюмерный холдинг «Брокард групп». Их специалист эвалюатор Любовь Берлянская помогла подобрать парфюмерные ассоциации к каждой картине. Очень приятно, когда крупная компания идет навстречу небольшим социальным проектам и оказывает свою поддержку. Благодаря участию холдинга была дополнена реальность выставки ольфакторными впечатлениями и сделаны соответствующие тифло-комментарии, чтобы пояснить выбор аромата. Готовые парфюмерные композиции повысили интерактивность выставки: где-то ассоциации посетителей с ароматом и изображением со-
восибирского государственного технического университета. В нем на своей базе занимаются специальной педагогикой, работают с людьми с различными ограничениями по здоровью. Группа слабовидящих студентов побывала на выставке АРТ-Центра «Красный» летом 2020 года.
С июля по сентябрь выставка демонстрировалась в Новосибирске, хотя и попала под ряд карантинных ограничений. Большинство отзывов о выставке от слепых и слабовидящих людей были положительными. Несмотря на то, что освоить за один визит семнадцать экспонатов оказалось нелегко, ведь нужно было долго
прослушивать аудиальную информацию, интерес к мероприятию был высоким. Всем был понятен и доступен тифлокомментарий, который сообщает незрячим зрителям 70 % общей информации. Остальные 30 % - это то, что исследуется тактильно и через ольфакторный канал. По признанию всех незрячих и слабовидящих посетителей, им очень хочется, чтобы подобных этой выставке событий в городе было больше.
После новосибирского АРТ-Центра выставка побывала в Бийском центре реабилитации слепых им. М.Н. Наумова. Выставка изучалась вместе со специалистами центра, получила высокую оценку реализации. По словам директора Центра реабилитации Артема Астанина, именно такая форма демонстрации изобразительного искусства для незрячих должна возобладать, поскольку тактильными столами очень удобно пользоваться, тифлокопии имеют понятный размер и удобный рельеф, довольно точно воспроизводят сами картины. Тифло-комментарий должен отталкиваться - и отталкивается - от самого произведения искусства, даже если макетное изображение несколько упрощено. Сам изобразительный ряд выставки подобран нетривиально, помогая узнавать о разных стилях работы, не сосредотачиваясь на академическом рисунке. Руководство крайне заинтересовано в том, чтобы выставка проходила в Бийске на постоянной основе или предоставлялась раз в полгода для работы новой группы реабилитирующихся.
В ноябре 2020 года выставка демонстрировалась в Томском художественном музее, где ее посетило 223 человека, хотя ситуация с корона-вирусом в регионе была очень напряженной. В конце 2020 - начале 2021 года выставка работала в Новокузнецке, с конца января демонстрировалась в Кузбасской специальной библиотеке для незрячих и слабовидящих, а с ноября по январь 2021-2022 года принимала участие в культурной программе Кинофестиваля стран Арктики Arctic open в городе Архангельске. При условии замены оригинальных картин копиями существует график передвижения выставки до конца 2022 года.
У команды АРТ-Центра как организатора проекта появилось видение того, что именно мешает включать слепых и слабовидящих зрителей в культурную жизнь сегодня:
• вне столичных городов нет опытных тифлокомментаторов, постоянно работающих с музейной средой;
• не везде в учреждениях культуры есть безбарьерная среда, позволяющая свободно посещать экспозицию людям с инвалидностью;
• тифлокопии для массового применения, штампующиеся промышленным путем, создаются на очень низком техническом уровне. Это не позволяет делать выставочные проекты без участия специальных дизайнеров и скульпторов, погруженных в проблемы восприятия образов слепыми и слабовидящими людьми.
В заключение скажем, что интегрирование людей с инвалидностью по зрению в современный культурный процесс приносит много позитивного опыта всем участникам и взаимообогащает новыми открытиями обе стороны
процесса. Поэтому опыт работы с инклюзивным проектом «Чувство живописи» заставляет задуматься о том, чтобы таких проектов за Уралом создавалось бы больше.
Литература
1. Инклюзивное образование в сфере культуры : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Барнаул, 20 апреля 2019 года / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. - Барнаул : Изд-во АГИК, 2019. - 265 с.
References
1. Inklyuzivnoe obrazovanie v sfere kul'tury [An inclusive education in the cultural sphere]. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Barnaul, 20 April 2019, ed. E. A. Polyakova, Altai State Institute of Culture. Barnaul, AGIK, 2019, 265 p.
Об авторе
Харса Наталья Владимировна - специалист Новосибирской региональной общественной организации «АРТ-Центр «Красный», Новосибирск E-mail: [email protected]
Kharsa Natalia Vladimirovna
Specialist of the Novosibirsk regional public Organization "Krasny ART Center", Novosibirsk
Е.А. Шадрина-Шестакова. Королева в подушках. 2013. Холст, масло. 80x70.
С тифлостолом
Собственность автора
E.A. Shadrina-Shestakova. The queen in the pillows. 2013. Oil on canvas. 80x70.
With a typhoon table Author's property