Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ТЕАТРАЛЬНОМ МИРЕ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ТЕАТРАЛЬНОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
124
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
Инклюзивный театр / тифлокомментирование / комплектация / киносервер / звукорежиссер. / inclusive Theater / audio commentary / equipment / movie server / sound engineer.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рустам Асанович Ниетуллаев, Олтиной Қосимовна Тожибоева

В данной статье рассматривается некоторые формы современного искусства (перформанс, хепенинг, экшн-пейнтинг, инклюзивный театр) связывает с театром ряд общих черт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF SOUND DIRECTION IN THE MODERN THEATER WORLD

This article examines some forms of contemporary art (performance, happening, action painting, inclusive theater) connects a number of common features with theater.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ТЕАТРАЛЬНОМ МИРЕ»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ В СОВРЕМЕННОМ

ТЕАТРАЛЬНОМ МИРЕ

Рустам Асанович Ниетуллаев

Магистрант второго курса кафедры "Звукорежиссуры и операторского мастерства" (Звукорежиссёр кино, телевидения и радио) Государственного институт искусств и культуры Узбекистана

Научный руководитель: Олтиной Цосимовна Тожибоева

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается некоторые формы современного искусства (перформанс, хепенинг, экшн-пейнтинг, инклюзивный театр) связывает с театром ряд общих черт.

Ключевые слова: Инклюзивный театр, тифлокомментирование, комплектация, киносервер, звукорежиссер.

SOME ISSUES OF SOUND DIRECTION IN THE MODERN THEATER

WORLD

Rustam Asanovich Nietullaev

Second-year undergraduate student of the Department of Sound Engineering and Cinematography (Sound engineer of cinema, television and radio) of the State Institute

of Arts and Culture of Uzbekistan

Academic Supervisor: Oltinoy Kosimovna Tojiboeva

ABSTRACT

This article examines some forms of contemporary art (performance, happening, action painting, inclusive theater) connects a number of common features with theater.

Keywords: inclusive Theater, audio commentary, equipment, movie server, sound engineer.

ВВЕДЕНИЕ

Некоторые формы современного искусства (перформанс, хепенинг, экшн-пейнтинг, инклюзивный театр) связывает с театром ряд общих черт. В театре и современном искусстве главным становится не стремление изменить мир или заявить о социальных проблемах, а создать событие, отклонение от нормы и разорвать рутину жизни человека.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 1 I 2021

ISSN: 2181-1601

МЕТОДОЛОГИЯ

Инклюзивный театр есть разновидность современного искусства, представляющая собою многоуровневую систему, состоящую из собственно театрального искусства; сценической деятельности, как инструмента реабилитации людей с инвалидностью; а также культурного взаимодействия, как формы социального диалога. Термин "инклюзивный" восходит к английскому слову, означающему "включение", и подразумевает в частности, что такой театр вовлекает в себя людей с ограниченными возможностями здоровья, которые зачастую оказываются вне активной социальной жизни. Следовательно, данный вид искусства позволяет задействовать подобных людей и создать условия для их

Театр движения «Лик» был основан в 1982 году, как ансамбль современной хореографии художественным руководителем и постановщиком Лилией Севастьяновой и с 2003 г. является первым и единственным коммерческим и профессиональным инклюзивным театром в Узбекистане.

1 ЮНЕСКО. Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех. / Пер. с англ.: С. Котова. Ред.: М. Перфильева. М. Владимир ООО «Транзит-ИКС», 2007

На сегодняшний день в нашей стране существует, немало проблем касаемых инклюзивного театра начиная от специально оборудованного пандуса при входе в театр, и самого театрального помещения, которое абсолютно не предназначено для людей с различными видами инвалидности. В зале нет мест предназначенных для людей на инвалидных колясках, а также кресла расположенные в зале не оснащены специальными наушниками для тифлокомментирования.

ОБСУЖДЕНИЕ

Тифлокомментирование - это технология, которая позволяет незрячим и слабовидящим людям посещать музеи, театры, выставки и кино наравне со всеми. Подробные, но при этом лаконичные комментарии, которые они получают через наушники. Это специальное оборудование, которое позволяет сложить целостную картину того, что происходит на сцене, экране или картине.2

Обычно - состоит из трех устройств: радио-передатчика, приемника и наушников. Принцип работы: передатчик связан с киносервером с помощью специального коммутационного кабеля.

Принцип действия FM-системы заключается в передаче голоса тифлокомментатора на трансмиттер в общедоступном FM-диапазоне на индивидуальные наушники незрячего человека или индукционную петлю

Преимуществом FM-систем является чистый звук без посторонних шумов в слуховом аппарате, что позволяет легко сконцентрироваться на получении информации.

2 Зайцев, Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Д.В. Зайцев // Педагогика. 2003. - №1. - С. 21-30.

3 Право на жизнь в обществе: механизмы образовательной интеграции детей-инвалидов: научный доклад / Под. ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой, А. Галаховой. Саратов: Изд-во "Научная книга", 2007. — 162 с. -ISBN 978-5-9758-0549-2.

Система тифлокомментирования аналоговая

Рабочий диапазон частот передатчика: 87,5 - 107 МГц. Дальность действия сигнала передатчика до 30 м. Комплектация:

Блок сопряжение с киносервером Блок передатчика

Персональный комплект зрителя (приемник + наушник). Данная система рассчитана на 1 зал, на 3х человек.

Данная система предназначена для небольших залов, вместимостью примерно не более 50 человек.

Настольная кабина для тифлокоментирования

Размеры: 133x70x70 см

Материал конструкции: анодированный профиль (шип-паз)

Окна: ударопрочный акрил 4мм Внутренний

материал крыши: звукопоглощающее акустическое покрытие

Позволяет произвести монтаж за рекордно короткий срок - 1,5 минуты.

Звукопоглощающий потолок исключает гулкость

Неограниченный обзор для переводчиков

Установка на любой стол 140 х 70 см4

4 Никонов A.B. Звукотехническое оборудование радиодомов и телецентров. М.: Радио и связь, 1986. - 147 с.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 1 I 2021

ISSN: 2181-1601

РЕЗУЛЬТАТ

Помимо существующей проблемой с системой тифлокомментированя также большой проблемой является отсутствие специалистов занимающихся тифлокомментированием, на сегодняшний день это не только проблема театра, но и страны в целом. В высших учебных заведениях отсутствует направление тифлокомментатор, мало квалифицированных кадров занимающихся с особенными детьми, нет методических пособий и программ обучения для режиссеров, актеров для работы с особенными людьми, что является большой проблемой. В инклюзивном театре должно быть минимум два специалиста: один - по театру, другой - специалист по работе с людьми с особенностями. Очень важно понимать, что исходит от наших актеров с особенностями.....

На сцене Государственного молодежного театра Узбекистана впервые представлены постановки с тифлокомментированием. Были приглашены незрячие и слабовидящие жители Ташкента и Ташкентской области. Первым инклюзивным театром будет представлена шоу-притча по поэме Тимура Зульфикарова «Первая любовь Ходжи Насреддина», а также театральная пьеса «Лекарь поневоле». Режиссером-постановщиком спектаклей является Заслуженный деятель искусств Узбекистана Наби Абдурахманов.

Считается, что зрители приходят на спектакль преимущественно смотреть, и не всегда учитывается, что еще и слушать. Хотя исследования

показали, что доля звука в общем восприятии информации человеком составляет больше половины, а в театрах, в особенности музыкальных - и того больше. Правильная система звукоусиления и ее грамотная настройка не только обеспечивает комфортное восприятие звука для зрителей, но и позволяет преодолеть естественные акустические проблемы того или иного зала.5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Качество звучания и подход к звуку меняется, и чтобы быть на острие современности, необходимо следить за изменениями в отрасли, отслеживать, двигаться, прислушиваться, в том числе к современным художникам -постановщикам, вместе расти и развиваться. Сегодня огромное количество театров имеет устаревшее оборудование, на котором невозможно создать ни новые звуковые образы, ни эффекты и это является основной проблемой для звукорежиссеров.

REFERENCES

1.ЮНЕСКО. Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех. / Пер. с англ.: С. Котова. Ред.: М. Перфильева. М. Владимир ООО «Транзит-ИКС», 2007

2.Зайцев, Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Д.В. Зайцев // Педагогика. 2003. - №1. - С. 21-30.

. Право на жизнь в обществе: механизмы образовательной интеграции детей-инвалидов: научный доклад / Под. ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой, А. Галаховой. Саратов: Изд-во "Научная книга", 2007. — 162 с. -ISBN 978-5-97580549-2.

4. Никонов A.B. Звукотехническое оборудование радиодомов и телецентров. М.: Радио и связь, 1986. - 147 с.

5. Алдошина И.А., Приттс Р. Музыкальная акустика: Учеб. - СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2006. - 720 с.

5 Алдошина И.А., Приттс Р. Музыкальная акустика: Учеб. - СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2006. - 720 с.

| Uzbekistan Page |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.