УДК 327.7
ОПЫТ И УРОКИ МИССИИ ООН ПО СТАБИЛИЗАЦИИ В ГАИТИ (МООНСГ) ПО СОКРАЩЕНИЮ НАСИЛИЯ И ПРЕСТУПНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПОСТКОНФЛИКТНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ
THE EXPERIENCE OF UNITED NATIONS STABILIZATION MISSION IN HAITI (MINUSTAH) AND LESSONS LEARNED IN VIOLENCE AND CRIME REDUCTION DURING FORMING THE BASIS FOR POST CONFLICT PEACE BUILDING
С.А. Тишков S.A. Tishkov
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Россия, 302027, г. Орел, ул. Игнатова, д. 2
Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2 Ignatova St., Orel, 302027, Russia
E-mail: stishkov@list.ru
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме деятельности Организации Объединенных Наций и иных акторов мировой политики по установлению прочного мира в условиях восстановления постконфликтных государств. Целью исследования является рассмотрение уникального опыта Миссии ООН по стабилизации в Гаити (МООНСГ) по снижению уровня насилия и преступности на уровне местных общин с позиций институционального и структурно-функционального подходов. В рамках исследования проведен анализ возможностей реализации проектов и программ, направленных на разоружение постконфликтного общества. Рассмотрена деятельность миротворческой миссии ООН и международных неправительственных организаций, направленная на повышение уровня благосостояния местного населения с учетом гендерного подхода к развитию частного сектора экономики. Автор предлагает рассматривать результаты данной деятельности как основу для построения устойчивого мира в долгосрочной перспективе. Полученные результаты могут быть использованы персоналом миротворческих миссий ООН и ОБСЕ.
Abstract
The article deals with actual question of the United Nations and other actors of the world politics activity aimed at peacebuilding in the context of restoration of states, which had undergone the active stage of internal armed conflict. The purpose of conducted research is to examine from the standpoint of institutional and structural-functional approaches the unique experience of United Nations Stabilization Mission in Haiti (MINUSTAH) in community violence and crime reduction process within maintenance of security on the local level. The study includes analysis of implementation capacity of projects and programs focused on post-conflict society disarmament. The activity of UN peacekeeping mission and international non-governmental organizations focused on the private sector of economy recovery by local population rehabilitation with a gender approach to is examined. Author suggests to consider the results of mentioned activities as the basis for long-term peacebuilding. Formulated proposals can be used by the personnel of UN peacekeeping missions and OSCE field operations.
Ключевые слова: мировая политика, ООН, Гаити, внутренний конфликт, миростроительство, разоружение, борьба с преступностью, сокращение насилия, восстановление экономики, ресоциа-лизация.
Keywords: world politics, UN, Haiti, internal conflict, peacebuilding, disarmament, crime fighting, violence reduction, economic recovery, social rehabilitation.
В условиях изменения политического ландшафта, результатом которого стало увеличение количества внутренних вооруженных конфликтов, Организация Объединенных Наций (далее - ООН) продолжает поиск наиболее оптимальных методов миротворческой практики. При этом миротворческие миссии ООН остаются одними из наиболее эффективных мер урегулирования конфликта и построения основы для устойчивого мира и развития.
Современные миротворческие миссии ООН разворачиваются в постконфликтных условиях, отличительными признаками которых является высокий уровень насилия в отношении гражданских лиц со стороны различных вооруженных формирований и фракций, включая правительственные силы, группы оппозиции, отряды милиции или банды, которые зачастую действуют на региональном уровне.
Несмотря на относительную нестабильность, ООН продолжает активное участие в постконфликтном миростроительстве, реализации проектов по решению коренных проблем и развитию экономического, социального, культурного и гуманитарного потенциала (англ. capacity building) государства, выходящего из внутреннего конфликта [Тишков, 2011, с. 47].
Для достижения устойчивого мира, обеспечения безопасности и соблюдения прав человека ООН работает в контакте с национальными правительствами и гражданским обществом постконфликтных государств, международными партнерами.
По нашему мнению, снятие напряженности и обеспечение социальной стабильности государств невозможно без обеспечения должного уровня общественной безопасности, одними из условий которого являются разоружение, демобилизация и реинтеграция бывших участников вооруженных формирований (как государственных, так и незаконных) в гражданскую жизнь (англ. demobilization, disarmament and reintegration, далее - РДР).
На современном этапе отдельные вопросы постконфликтного миростроительства стали предметом отечественных научных исследований [Мелькин, 2013; Ромадан, Шагалов, 2015, Степанченко, 2015], однако вопросы реализации программ РДР как составляющей миротворческого процесса в российской науке практически не исследованы [Зверев, 2014; Тишков, 2017]. Авторами имеющихся публикаций по данной проблематике, как правило, являются непосредственные участники миротворческих операций ООН.
Анализ зарубежной литературы и документов, подготовленных профильными подразделениями ООН, подтверждает целесообразность исследования данного направления миротворческой деятельности. Опыт миростроительства ООН показывает, что для достижения устойчивого мира необходимо не только демилитаризировать постконфликтное общество, но и создать атмосферу доверия, сплотить население страны на фоне должного уровня безопасности как основы для построения устойчивого мира.
При этом для постконфликтного общества важны видимые и значимые индикаторы, подтверждающие результаты мирного процесса. По мнению Грегори Алекса (англ. Gregory Alex) бывшего начальника секции РДР Миссии ООН в Демократической республике Конго (МООНДРК, ноябрь 1999 г. - июнь 2010 г.) местному населению не так важны количественные показатели разоружения и демобилизации, как ощущение стабильности и безопасности в своей общине [DDR in peace operations: a retrospective. р. 9.].
Автор поддерживает точку зрения о том, что при реализации данных проектов необходимо помнить, что РДР - это не просто процесс изъятия и уничтожения оружия демобилизованных бойцов или гражданского населения [Зверев, 2014, с. 182]. Поэтому программы разоружения, проводимые по принципу «Один боевик - один автомат», не могут рассматриваться как эффективный инструмент построения мира, т.к. основная задача процесса РДР не только искоренить нелегальный оборот оружия, но и разорвать цепь управления незаконных вооруженных формирований, изменить психологию бывших ком-батантов, а также предоставить им возможность начать новую жизнь, обеспечивая себя и свою семью мирными средствами.
Объектом настоящего исследования является деятельность Миссии ООН по стабилизации в Гаити (МООНСГ, июнь 2004 г. - по настоящее время) по поддержанию мира и миростроительству в условиях постконфликтного восстановления.
Предметом исследования выступают накопленный миротворческий опыт, социально-политическое содержание и специфика осуществления многокомпонентных миротворческих миссий ООН в современном мире на примере деятельности конкретной полевой миссии.
Примененные научные методы институционального и структурно-функционального подходов позволили рассмотреть возможности адаптации конкретной миротворческой миссии к изменяющимся условиям внешней среды [Мухаев, 2010, с. 19, 22], позволяющие судить об организационной гибкости всей системы управления миротворческих операций ООН.
В рамках исследования проведен анализ возможностей и эффективности реализации проектов и программ, направленных на обеспечение должного уровня безопасности через искоренение насилия из области политики, разоружение постконфликтного общества, а также повышение уровня благосостояния местного населения.
Научная новизна исследования заключается в уточнении подходов к социально-политическому содержанию деятельности современных миротворческих миссий ООН.
При подготовке научной статьи использованы актуальные документы ООН, современные научные исследования по рассматриваемой проблематике.
Спектр программ РДР достаточно широк, как и глобальный масштаб самой ООН, и может варьироваться в зависимости от мандата миротворческой миссии ООН, что подтверждается современной миротворческой практикой.
В силу региональных и национальных особенностей в ряде государств традиционные подходы к демилитаризации постконфликтного общества, включающие последовательные разоружение, демобилизацию и реинтеграцию бывших комбатантов в гражданскую жизнь, не могут обеспечить должную эффективность миростроительных усилий.
Несомненно, что основой мирного процесса является подписание Всеобъемлющего мирного соглашения. Однако не всегда в процесс построения мира вовлечены все заинтересованные стороны. При этом манипуляция вооруженными фракциями и бандами со стороны политических элит может представлять большую проблему, чем определение всех сторон конфликта. Например, на Гаити первоначально рассматриваемые в качестве основной проблемы подразделения расформируемых вооруженных сил Гаити (фр. Forces Armées d'Haïiti) представляли меньшую угрозу мирному процессу, чем городские банды.
Дополнительной угрозой возвращения к незаконной вооруженной деятельности в стране являлись низкий уровень жизни, высокая урбанизация молодежного населения при низком уровне образования и ограничении, а в ряде случаев, и лишении широких слоев населения гражданских и политических прав, высокий уровень уличной преступности, проявляющейся в актах вымогательства и домашнего насилия. При этом именно сложившийся уровень бедности, несомненно, являлся ключевым фактором нестабильности Гаити в долгосрочном плане.
Происходившие десятилетиями сокращение сельскохозяйственного производства, деградация земли, лесов и воды заставляли людей мигрировать в столицу в надежде найти там более приемлемые условия жизни. Однако сельские мигранты в большинстве своем не находили там того, что искали. Вместо этого они усугубляли традиционные для крупного города проблемы - демографические, экономические и политические [Нефедов, 2013, с. 161].
На фоне отсутствия верховенства права следует особо отметить негативную роль в стране гангстерства с политической составляющей, когда банды и вооруженные фракции рассматривались общинами в качестве необходимого гаранта какой-либо стабильности в условиях неспособности государства обеспечить безопасность своих граждан.
Поскольку традиционные подходы к РДР оказались неприменимыми к условиям Гаити, Совет Безопасности предложил МООНСГ в 2006 г. трансформировать процесс РДР в Стратегию сокращения насилия и преступности в общинах (англ. Community Violence Reduction), которая была начата после осуществления миротворцами неотложных силовых мер по стабилизации обстановки.
В качестве пилотных были выбраны пять из десяти департаментов Гаити - Западный (фр. Département de l'Ouest), Северный (фр. Le département du Nord), Центральный (фр. Le département du Centre), Южный (фр. Le Département du Sud) и Артибонит (фр. Artibonite Department).
Основой для программы сокращения преступности в столичном регионе стало подписание мирного микросоглашения (англ. micro-peace agreement) в пригороде столицы Бель-Эр (англ. Bel-Air) между лидерами вооруженных группировок маргинальных пригородных районов. После этого были проведены сборы общин, в которых участвовало не менее 100 представителей под председательством глав общин, включая ранее вовлеченных в насилие, с участием представителей миссии ООН и местной полиции для определения приоритетных направлений борьбы с преступностью [Second Generation DDR Practices in Peace Operations. A Contribution to the New Horizon Discussion on Challenges and Opportunities for UN Peacekeeping. р. 50.].
Параллельно с данной инициативой были начаты программы интенсивной трудовой занятости населения. Для инфраструктуры Гаити в период подготовки к сезону ураганов наиболее значимыми являлись проекты по восстановлению сточных каналов и систем регулирования использования водосборных бассейнов Порт-о-Пренса, строительству заграждений из сухой кладки в районах с высокой степенью риска наводнения [Report of the Secretary-General on the United Nations Stabilization Mission in Haiti].
МООНСГ и бразильская негосударственная неправительственная коммерческая организация «Вива Рио» (англ. Viva Rio) совместно приступили к реализации Программы мобилизации, разоружения и возвращения в общество (англ. Mobilisation, Disarmoment and Inclusion into Society), которая включала мероприятия по контролю оборота оружия, борьбе с организованной преступностью, обучению и профессиональному тренингу населения [Second Generation DDR Practices in Peace Operations. A Contribution to the New Horizon Discussion on Challenges and Opportunities for UN Peacekeeping. р. 26.].
Приведенный пример деятельности бразильских негосударственных акторов в Гаити подтверждает позицию Бразилии по активному участию в урегулированию региональных конфликтов и миротворческих операциях под эгидой ООН [Борзова, Кузьмина, 2015, с. 58].
Кроме того, в целях популяризации программ разоружения и снижения уличной преступности в общинах также проводились и культурные мероприятия, пропагандирующие социальные ценности. Например, в районах Порт-о-Пренса, где наиболее широко распространено насилие, была организована демонстрация гаитянских художественных фильмов, документальных фильмов и социально значимых материалов с использованием проекционных экранов [Report of the Secretary-General on the United Nations Stabilization Mission in Haiti].
По мнению автора, возможно также отметить положительные результаты использования в Гаити международного опыта в борьбе с вооруженной преступностью в условиях урбанизации.
Миротворцы использовали опыт Дома Умоджа (англ. Umoja House) в Филадельфии, которая являлась гангстерской столицей Америки в 1970-х гг. Данная программа была начата в 1968 г. в целях снижения преступности в регионах с большой концентрацией незанятого молодежного населения и подростков в возрасте 15-18 лет. Мероприятия были направлены на развитие у молодежи и подростков навыков самооценки, индивидуальной и групповой работы, а также включали консультирование и оказание помощи в трудоустройстве и привлечение к заботе о других людях. Особую роль авторы данного проекта уделяли реализации прав молодежи путем привлечения к регистрации и участия в процессе голосования [West Philly: The House of Umoja Still Inspires the Community to End Gang Violence].
Кроме того, миротворцами также применялся балканский опыт проведения лотерей в Боснии и Герцеговине, Македонии в рамках программ «Оружие в обмен на развитие» (англ. Weapons for Development). Аналогичные программы разоружения могут быть эффективны в условиях, когда вооруженные элементы растворены в гражданском обществе, имеющем свои устои и четкую социальную иерархию. С учетом образа жизни в стране и
потребностей местному населению было предложено сдавать оружие в обмен на билет для участия в лотерее, призами в которой являлись мотоскутер или бытовая техника.
Лидерам преступных группировок и банд был также предложен ряд инициатив, обеспеченных временным финансированием за счет международных доноров. Например, общинам, в которых процесс сдачи оружия проводился наиболее эффективно, были выделены гранты в сумме до 100 тыс. долл. США для организации программ временной занятости, в основном направленных на молодежь, входящую в зону риска. После этого начат процесс снижения уровня гангстерской преступности через обучение и подготовку бывших членов банды, и предоставления молодежи альтернатив для развития своей жизни. Стипендии на обучение подростков ежемесячно разыгрывались в общинах, в которых не регистрировались факты убийств.
Действия миротворцев позволили постепенно изменить психологию молодого населения страны, представители которого начали осознавать, что совершение преступлений больше не может быть источником обогащения, и существуют другие способы повышения своего благосостояния.
Тенденция к снижению уровня преступности в ряде общин наиболее отчетливо проявилась, после создания в рамках 42 проектов около 14 000 рабочих мест, проведения профессионального тренинга для 600 молодых людей, находящихся в зоне риска, развития способностей для 780 бывших вооруженных преступников, а также оказания медицинской, правовой помощи и профессиональной подготовки для 100 женщин-жертв насилия [Second Generation DDR Practices in Peace Operations. A Contribution to the New Horizon Discussion on Challenges and Opportunities for UN Peacekeeping. р. 29.].
Работа с наиболее незащищенными группами населения, включая женщин и детей, на этом не ограничилась.
Параллельно создавались центры правовой помощи и проводились программы поддержки доступа женщин и детей к правосудию, обучения детей из маргинальных зон, социальной адаптации для женщин-заключенных двух тюрем Гаити. При этом в соответствии с современными тенденциями профилактики рецидивных преступлений были учтены психолого-поведенческие особенности женщин, а также детерминаты, порождающие женскую преступность [Крагилева В.Б., с. 210].
По мнению автора, заслуживает определенного внимания опыт реализации гендер-ного подхода к развитию частного сектора экономики. В подверженных риску районах и окрестностях Порт-о-Пренса были организованы шестимесячные программы бизнес-тренинга и делового наставничества для женщин-предпринимателей. Организацией «Партнеры Гаити по христианскому развитию» (англ. Haitian Partners for Christian Development) при содействии гаитянского бизнес-сообщества и программы по сокращению преступности в общинах были созданы условия для оказания женщинам консультативной помощи и финансовой поддержки на период до одного года для старта своего малого предприятия или его развития [DDR in peace operations: a retrospective. р. 19. DDR in peace operations: a retrospective. р. 9].
Анализ участия миротворцев в постконфликтном восстановлении Гаити показывает, что разработка и реализация данных программ способствовала комплексному воздействию на женщин, допустивших девиантное поведение. Совместные усилия позволили заложить не только основу для развития общин и деполитизировать деятельность городских банд, но и создали условия для реформирования сектора безопасности путем реализации программ по регистрации оружия и развитию потенциала государства в данной области.
Благодаря совместным усилиям национальных властей, ООН и международного сообщества и, несмотря на стоявшие перед страной многочисленные проблемы, Гаити удалось к 2010 году создать потенциал для постепенного улучшения положения своего народа. Из сферы политики было практически устранено насилие, был восстановлен общественный порядок и снижен уровень преступности. Свобода средств массовой информации не ограничивалась, и, несмотря на мировой экономический кризис, росла экономика. Позитивные консти-
туционные изменения обещали устойчивый экономический рост в будущем [Миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Гаити].
Однако разрушительное землетрясение, случившееся 12 января 2010 г., оказало негативное влияние на ситуацию в стране, нанесло удар по инфраструктуре и резко ухудшило и без того сложное экономическое положение Гаити. По официальным данным, погибло 222,5 тыс. человек, 311 тыс. человек получили ранения. Материальный ущерб был оценен в 5,6 млрд. евро (50 % ВВП Гаити) [Соколов, 2011, с. 91]. Последовавшие рост насилия и уровня преступности во многом был связан с массовыми побегами из тюрем более 5000 заключенных, которые скрылись в местных общинах и лагерях для перемещенных лиц.
После землетрясения МООНСГ в оперативном порядке были развернуты проекты оказания помощи пострадавшим общинам, в которых были зафиксированы вспышки насилия. Было осуществлено 100 проектов на общую сумму в 14 млн. долл. США, направленных на удовлетворение неотложных потребностей жителей в Порт-о-Пренсе, Кап-Айтьене (фр. Cap-Haïtien), Гонаиве (фр. Gonaïves), Леогане (фр. Léogâne), Грессе (фр. Gressier), Пети Гуаме (фр.Petit Goâve), Гран Гуаме (фр. Grand Goâve) и в девяти общинах Южного департамента.
В целях социальной сплоченности населения в беднейших районах столицы, лагерях для внутренне перемещенных лиц и на национальном стадионе с помощью проекционных экранов была организована прямая трансляция чемпионата мира по футболу-2010. Одновременно с этим 640 детей из района большого Бель-Эра приняли участие в соревнованиях «Мини-Кубок мира» [Report of the Secretary-General on the United Nations Stabilization Mission in Haiti].
Принятые миротворцами ООН меры позволили вновь добиться определенных результатов в снижении уровня преступности в краткосрочной перспективе.
Анализ уроков деятельности МООНСГ по сокращению уровня насилия и преступности в общинах показывает, что система управления полевыми миссиями ООН обладает определенной оперативной гибкостью, позволяющей адаптироваться к негативным внешним и внутренним факторам, а также к условиям страны, на территории которой проводится операция.
По нашему мнению, главная ответственность за стабилизацию обстановки и дальнейшее развитие посткризисной страны должна возлагаться на правительство и народ. При этом внешние акторы в лице организаций семьи ООН, её миротворческих миссий, негосударственных акторов и финансовых доноров должны играть вспомогательную роль.
Необходимо подчеркнуть, что в краткосрочной перспективе определенные результаты могут быть достигнуты при реализации программ неотложной трудовой занятости населения, реализуемых в соответствии со стратегией дальнейшего развития рынка труда и его актуальными потребностями. Однако технические меры по восстановлению инфраструктуры (разбор завалов, восстановление энергоснабжения и ресурсного обеспечения и пр.) или развитие частного сектора экономики не могут быть эффективны в долгосрочной перспективе без восстановления политических институтов, системы правосудия и коренной перестройки сознания гаитянского общества. Поэтому очень важно «перенастроить» психологию общества, развивать у населения, и в первую очередь - у молодежи, социальные моральные устои, исключающие криминальное развитие общества.
По нашему мнению, успешные программы РДР являются основой для реализации программ реформирования сектора безопасности, а значит - установления устойчивого мира в долгосрочной перспективе. Поэтому при планировании деятельности миротворческих миссий ООН необходимо обеспечить корреляцию программам сокращения насилия и преступности и перспективных программ реформирования сектора безопасности как на уровне местных общин, так и на региональном и государственном уровнях. Для реализации данных программ важна финансовая поддержка государств-доноров, подразделений ООН и международных неправительственных организаций.
Выявленный опыт борьбы с распространением преступности и насилия может быть использован при проведении миротворческих операций ООН и региональных организаций коллективной безопасности в условиях постконфликтных государств с высоким уровнем незаконного оборота оружия, правоохранительная система которых находится в стадии восстановления или реформирования.
Список литературы References
1. Борзова А.Ю., Кузьмина А.В. 2015. Подходы Бразилии к урегулированию международных конфликтов. Вестник РУДН, серия Международные отношения. 15 (4): 56-65.
Borzova A.Yu., Kuz'mina A.V. 2015. Podkhody Brazilii k uregulirovaniyu mezhdunarodnykh kon-fliktov. Vestnik RUDN, seriya Mezhdunarodnye otnosheniya. 15 (4): 56-65.
2. Зверев П.Г. 2014. Разоружение, демобилизация и реинтеграция как направление современного миростроительства. Молодой ученый. 13: 182-184.
Zverev P.G. 2014. Razoruzhenie, demobilizatsiya i reintegratsiya kak napravlenie sovremennogo mirostroitel'stva. Molodoy uchenyy. 13: 182-184.
3. Зверев П.Г. 2014. Роль разоружения, демобилизации и реинтеграции в современном ми-ростроительстве. Вестник Уральского юридического института МВД России. 4: 33-36.
Zverev P.G. 2014. Rol' razoruzheniya, demobilizatsii i reintegratsii v sovremennom miros-troitel'stve. Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 4: 33-36.
4. Крагилева В.Б. 2016. Вопросы предупреждения преступности сквозь призму тендерного аспекта. Научные стремления. 20: 209-201.
Kragileva V.B. 2016. Voprosy preduprezhdeniya prestupnosti skvoz' prizmu gendernogo aspekta. Nauchnye stremleniya. 20: 209-201.
5. Мелькин А.С. 2013. Международно-правовые проблемы миростроительства ООН в постконфликтных государствах. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 19.
Mel'kin A.S. 2013. Mezhdunarodno-pravovye problemy mirostroitel'stva OON v nostkonfliktnykh gosudarstvakh. Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 19.
6. Миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Гаити: справочная информация. Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/missions/minustah/background.shtml/ (дата обращения 03.05.2017).
Missiya Organizatsii Ob"edinennykh Natsiy po stabilizatsii v Gaiti: spravochnaya in-formatsiya. Sayt OON. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/missions/minustah/background.shtml/ (data obrashcheniya 03.05.2017).
7. Мухаев Р.Т. 2010. Политология. М., Проспект, 640.
Mukhaev R.T. 2010. Politologiya. M., Prospekt, 640.
8. Нефедов С.А. 2013. Экополитическое насилие: трансформация экологической деградации в политическое насилие через миграцию. Теория и практика общественного развития. 7: 160-162.
Nefedov S.A. 2013. Ekopoliticheskoe nasilie: transformatsiya ekologicheskoy degradatsii v politicheskoe nasilie cherez migratsiyu. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 7: 160-162.
9. Ромадан Л.И., Шагалов В.А. 2015. Сотрудничество ООН и АС по предотвращению конфликтов, поддержанию мира и миростроительству. Вестник МГИМО-Университета. 6 (45): 174-181.
Romadan L.I., Shagalov V.A. 2015. Sotrudnichestvo OON i AS po predotvrashcheniyu konfliktov, podderzhaniyu mira i mirostroitel'stvu. Vestnik MGIMO-Universiteta. 6 (45): 174-181.
10. Соколов Ю.И. 2011. Катастрофы начала XXI века. Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 1 (1(1)): 90-95.
Sokolov Yu.I. 2011. Katastrofy nachala XXI veka. Strategiya grazhdanskoy zashchity: problemy i issledovaniya. 1 (1(1)): 90-95.
11. Степанченко А.А. 2015. Некоторые международно-правовые аспекты постконфликтного миростроительства. Алтайский юридический вестник. 10: 33-37.
Stepanchenko A.A. 2015. Nekotorye mezhdunarodno-pravovye aspekty poskonfliktnogo mirostroitel'stva. Altayskiy yuridicheskiy vestnik. 10: 33-37.
12. Тишков С.А. 2011. Деятельность многокомпонентных миротворческих миссий ООН: современная парадигма, императивы совершенствования. Дисс. ... канд. полит. наук. Орел, 222.
Tishkov S.A. 2011. Deyatel'nost' mnogokomponentnykh mirotvorcheskikh missiy OON: sov-remennaya paradigma, imperativy sovershenstvovaniya. Diss. ... kand. polit. nauk. Orel, 222.
13. Тишков С.А. 2017. Демилитаризация постконфликтных государств Африки. Уроки ми-ростроительства ООН. Азия и Африка сегодня. 5 (718): 11-16.
Tishkov S.A. 2017. Demilitarizatsiya postkonfliktnykh gosudarstv Afriki. Uroki mirostroitel'stva OON. Aziya i Afrika segodnya. 5 (718): 11-16.
14. DDR in peace operations: a retrospective. NY., UN DPKO, OROLSI, DDRS, 2010. Available at: http://www.un.org/en/peacekeeping/documents/DDR_retrospective.pdf (accessed 3 April 2017).
15. Report of the Secretary-General on the United Nations Stabilization Mission in Haiti. UN Doc. S/2010/446 (1 September 2010). URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N10/494/00/PDF/N1049400. pdf? OpenElement (accessed 10 March 2017)
16. Second Generation DDR Practices in Peace Operations. A Contribution to the New Horizon Discussion on Challenges and Opportunities for UN Peacekeeping. NY., UN DPKO, OROLSI, DDRS, 2010. Available at: http://www.un.org/en/peacekeeping/publications/ ddr/ddr_062010.pdf (accessed 3 April 2017).
17. West Philly: The House of Umoja Still Inspires the Community to End Gang Violence. Available at: https://philadelphianeighborhoods.com/2015/05/26/west-philly-the-house-of-umoja-still-inspires-the-community-to-end-gang-violence/ (accessed 3 April 2017).