тивное взаимодействие в семье, приобретая новые паттерны поведения. Заметен процесс личностного развития супругов, развитие семейной системы как таковой на основе сотрудничающей автономности, рост родительского авторитета у детей.
Заключение. Разработанная методология клинической семейной психотерапии на основе современных биопсихосоциодуховных воззрений
и интегративного клинического подхода дополняет традиционную естественно-научную парадигму клинической медицины, позволяет более целостно понимать больного (и здорового) и семейные взаимоотношения; расширяет терапевтические возможности таким образом, что психотерапевт способен подобрать правильный психотерапевтический ключ к оздоровлению семейной среды, выздоровлению и личностному росту.
Н.Л. Зуйкова, М.Е. Спасский
Кафедра психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии РУДН, Москва, Россия
ОПЫТ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С СУПРУЖЕСКИМИ ПАРАМИ В ДУХЕ КЛИНИЧЕСКОЙ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
N.L. Zuikova, M.E. Spassky
Department of Psychiatry, Psychotherapy and Psychosomatic Pathology, People's Friendship University of Russia, Moscow, Russia
EXPERIENCE OF GROUP ACTIVITIES WITH MARRIED COUPLES THE SAME WAY AS CLINICAL FAMILY THERAPY
Актуальность. Несмотря на девальвацию института семьи (в широком понимании этого слова), ценностная ее значимость очевидна, а роль семейной психотерапии в предотвращении дальнейшей деструкции ячейки общества у специалистов не вызывает сомнений. Так же очевидна роль семейного микроклимата в здоровье и патологии человека. При всей своей мировой признанности, большом запросе и потенциале, семейная психотерапия скромно представлена в России, нуждается в новых методиках и более широком внедрении в практику, чему посвящена представленная работа, особенно важная в период стрессогенных перепетий нашего времени.
Цель. Повышение осознанности супругами ценности семейных отношений через большее понимание и принятие характерологических особенностей и состояний друг друга, обретение конструктивных навыков взаимодействия, решения внутрилич-ностных и межличностных конфликтов.
Материалы и методы. Психотерапевтическая работа для 6 семейных пар проводилась в течение нескольких месяцев на базе одного из семейных центров Москвы. Она включала в себя индивидуальные сессии для каждого участника в начале, середине и конце занятий,5 еженедельных групповых занятий с последующим урежением встреч до одного раза в месяц. Всего 15 занятий по 2,5 часа. Группа закрытая. Предварительно все участники прошли тестирование для определения настоящего аффек-
тивного состояния, определение характерологического радикала по опроснику М.Е. Бурно, экстра — и интраверсии, удовлетворенности семейной жизнью. Терапию вели два разнополых ко-терапевта, применяя клиническую характерологию, элементы транзактного анализа Э. Берна, системной семейной психотерапии и терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно. Участники группы располагались за большим овальным столом, ко-терапевты использовали презентационные материалы, терапевтические домашние задания, упражнения и диалоги.
Результаты. На занятиях изучались существующие характерологические радикалы и супруги осознавали, что не существует только «плохие» или «хорошие» характеры, каждый имеет свои плюсы и минусы для семейной жизни. Происходило принятие самих себя и «инаковости» своего партнера и его характера, как природной данности. Пары научались коструктивнее взаимодействовать, обнаруживать и прекращать игры, становились более открытыми и естественными. В результате полученных знаний и навыков происходило эмоциональное здоровое сближение в противоположность симбиотическому, созависимому. Проведение занятий двумя разнополыми ко-терапевтами способствовало учитыванию гендерных различий и минимизировало переносно-контрпереносные осложнения. Отзывы участников, клинические наблюдения и повторное тестирование свидетельствовали об улучшении психоэмоционального и физического состояния супругов.
Заключение. В представленном опыте подтвердилась гипотеза об эффективности клинического подхода в работе с семьей и общеизвестный факт большей эффективности групповой психотерапии в сравнении с индивидуальной в плане сохранения семьи и гармонизации межличностных отношений супругов, улучшения их здоровья и образа жизни. Принципиален здесь клинический, т.е. естественно-научный подход, являющийся основой отечественной психотерапии и явившийся стержнем интеграции используемых психологических и психо-
аналитических техник, направленных на личность в целостном биопсихосоциодуховном ее понимании. Как клиницисты, рассматриваем семью питательной средой для полноценной жизни индивида и некой живой системой, развивающуюся по неким своим законам, в соответствии с природными и приобретенными устойчивыми характерологическими (в том числе и психопатологическими) особенностями ее членов. Считаем, что представленный интегра-тивный метод может стать перспективной моделью отечественной школы.
Н.Ю. Летунова
Кафедра обезболивания в стоматологии, Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва, Россия
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА МОТИВАЦИОННОГО ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ У ПАЦИЕНТОВ С ДЕНТОФОБИЕЙ В АМБУЛАТОРНОЙ ПРАКТИКЕ
N.Y. Letunova
Department of anesthesia in dentistry, Moscow State University of Dentistry and Medicine named after A.I.Evdokimov, Moscow, Russia
MOTIVATIONAL INTERVIEWING FEATURES FOR PHOBIC PATIENTS IN DENTAL OFFICE
Актуальность. Страх, волнение перед стоматологическим приемом у пациентов всего мира занимает ведущее положение среди человеческих страхов у 33-67%, в России эта цифра достигает 68% (Рабинович С. А. 2008, Schuller E. Facco 2011, Власова Д.С. 2012, Анисимова Н.Ю. 2015). Фобия как навязчивый, упорный страх в отношении стоматологического лечения чаще формируется в детстве и сохраняется на протяжении всей жизни (Деревянченко С.П., 2005; Gower P.L, 2004; Milgrom P., 2004), однако страх посещения врача-стоматолога у детей с выраженным соматическим проявлением в виде истерик, порождает серьезное препятствие для врача провести необходимые вмешательства (Kaufman E. 2013). Фармакологические методы коррекции стомато-фобии наряду с преимуществами имеют ряд недостатков, таких как длительный реабилитационный период и стоимость препаратов, тогда как психологические методы требуют только навыков от врача-стоматолога. Наше внимание привлекла концепция метода мотивационного интервьюирования, разработанная W.Miller и St. Rolnick в 1986г для работы с пациентами, страдающими зависимостями.
Целью исследования стало обеспечение проведения стоматологического лечения на терапевти-
ческом приеме в полном объеме у пациентов, испытывающих эмоциональное напряжение перед стоматологическим приёмом и не приверженных стоматологическому лечению и конструктивному взаимодействию с врачом.
Материалы и метода исследования. Были представлены шкалой Спилбергера-Ханина на личностную и ситуативною тревожность, тонометр OMRON M3. Объективная оценка стресса пациентов осуществлялась анализом количества катехола-минов в слюне до и после каждого посещения.
Объекты исследования. 90 человек в возрасте от 18 до 57 лет с компенсированной формой имевшейся патологии, испытывающих сильный страх и волнение перед стоматологическим вмешательством. По результатам тестирования на личностную и ситуативную тревожность были выбраны пациенты со средней и низкой личностной тревожностью и высокой ситуативной тревожностью. Общее количество исследуемых пациентов было разделено на 2 группы: в группе исследования состоял 51 человек (22 мужчины и 29 женщин) и в группе сравнения — 39 человек (21 мужчина и 18 женщин).