личаются по преобладанию лиц с невротическим уровнем личностного функционирования в первой группе и — с пограничным — во второй. Что касается данных патопсихологического анализа, то в первой группе преобладают пациенты с менее выраженной алекситимией и достаточной рефлексией психической составляющей их болезни, а во второй наблюдается обратная картина.
Заключение. С учетом полученных данных в рамках проводимого исследования планируется разработка более простого, компактного, но чувствительного инструмента, определяющего дифференцированные показания к назначению психосоматическим пациентам психотерапии личностно-па-тогенетической либо поведенчески-суггестивной направленности.
А.М. Бурно, С.В. Некрасова, Н.Л. Зуйкова
Кафедра психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии ФПК МР МИ РУДН, Москва, Россия
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ИНВЕРСИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ПСИХОТЕРАПИИ АГОРАФОБИИ В СТРУКТУРЕ ПАНИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА
A.M. Burno, S.V. Nekrasova, N.L. Zuikova
Department of Psychiatry, Psychotherapy and Psychosomatic Pathology, People's Friendship University of Russia, Moscow, Russia
EXPERIENCE OF APPLICATION OF THE INVERSION OF ABILITIES TECHNIQUE FOR PSYCHOTHERAPY OF AGORAPHOBIA ASSOCIATED WITH PANIC DISORDER
Актуальность. Успехи современной психофармакотерапии панического расстройства связаны, прежде всего, с купированием и предотвращением панических приступов. Агорафобия достаточно часто не поддается медикаментозному лечению и требует дополнительного психотерапевтического вмешательства. Методика экспозиции требует времени и связана с достаточно дискомфортными тренировками, что нередко затрудняет формирование комплайенса с данным видом терапевтического вмешательства. Все это делает актуальным поиск эффективных психотерапевтических подходов, связанных с меньшей нагрузкой на пациента.
Цель. Целью исследования являлась оценка целесообразности применения методики инверсии возможностей для купирования агорафобии, связанной с паническим расстройством.
Материалы и методы. В исследовании участвовало 13 пациентов (девять взрослых и четверо подростков). Перед началом терапии агорафобии у всех участников панические приступы были купированы СИОЗС. У всех участников агорафобия не была тяжелой. Пациенты могли выходить на улицу и передвигаться пешком, хотя и по выборочным маршрутам. Избегание касалось поездок в общественном транспорте, прежде всего, метро. Однако в крайних случаях (при жесткой жизненной необходимости),
8 пациентов все же пользовались подземкой, хотя и со значительно выраженной тревогой и дискомфортом, а 5 пациентов заявляли о такой своей потенциальной способности.
Психотерапевтическое вмешательство состояло в приложении методики инверсии возможностей к агорафобическим переживаниям. В когнитивной дискуссии оспаривалась вера пациентов в возможность усилием воли контролировать тревогу и предотвратить панический приступ. При помощи специальных приемов пациентов приводили к абсолютной убежденности в том, что прямым усилием воли контролировать тревогу невозможно. Как следствие, пациенты без всяких дополнительных процедур отказывались от таких попыток. Это приводило к резкому снижению напряжения при воображении агорафобической ситуации и позже — при применении методики «in vivo». В среднем, для достижения терапевтического эффекта требовалось 2 часовые сессии в кабинете врача и 2 короткие (10-20 минутные) сессии в виде самостоятельного применения методики в транспорте.
Результаты. 9 из 13 пациентов за относительно короткое время достигли средней или высокой степени улучшения по субъективной шкале. Самостоятельная работа в агорафобической ситуации не за-
нимала много времени и не сопровождалась выраженным дискомфортом. Твердое понимание отсутствия возможности контролировать страх прямым усилием воли приводило к быстрому и очевидному успокоению.
Заключение. Полученные результаты позволяют предположить, что методика инверсии возможно-
стей является эффективной в психотерапии агорафобии, связанной с паническим расстройством. Согласие пациента на применение приема является легко достижимым. По-видимому, этот подход требует меньше нагрузки на пациента, чем классический метод экспозиции. Однако для подтверждения этих выводов требуются исследования на более широком материале, в том числе и сравнительные.
Н.Л. Зуйкова, С.В. Некрасова, С.В. Павлова
Кафедра психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии ФПК МР МИ РУДН, ГДП № 39, Москва, Россия
КЛИНИЧЕСКАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД НА ОСНОВЕ БИОПСИХОСОЦИОДУХОВНОЙ ПАРАДИГМЫ
N.L. Zuikova, S.V. Nekrasova, S.V. Pavlova
Peoples Freiendship Univercity of Russia, Moscow Childrens Hospital N 39 Moscow, Russia
CLINICAL FAMILY PSYCHOTHERAPY. INTEGRATIVE APPROACH BASED ON BIO-PSYCHO-SOCIO-SPIRITUAL PARADIGM
Актуальность. В связи с ростом стрессогенности жизни, невротизации населения и нарушением микроклимата семьи (что снижает адаптацию индивида к любым изменениям и неблагоприятным социальным явлениям, влияет на здоровье индивида) растет необходимость семейной терапии. В новое время необходимы новые эффективные модели психотерапии, ориентированные на целостное понимание человека. Клинические методы психотерапии, являющиеся основой отечественной школы, теряются среди обилия психологических и психоаналитических методов. Семейная клиническая психотерапия мало разработана.
Цель. Дальнейшее развитие клинической семейной психотерапии, повышение ее эффективности путем интеграции новых методов с учетом современных воззрений, использоания биопсихосоцио-духовной парадигмы, целостного понимания личности на основе клинического (естественно-научного) подхода.
Материалы и методы. Супружеские пары, имеющие дистресс в семье, приводящий к тем или иным психосоматическим расстройствам у взрослых и детей, проходят курс групповой семейной психотерапии из 15 занятий. На занятиях они знакомятся знакомятся с характерологией, узнают свои сильные
и слабые черты, учатся брать в расчет свои особенности во взаимоотношениях друг с другом и детьми. Пары формируют новый образ жизни с учетом взаимовлияния биологического, психического, социального и духовного. Для этого разнополые котерапев-ты на занятиях применяют клинически ориентированные психологические и психотерапевтические методики в форме психотерапевтических рациональных бесед-презентаций, диалогов, ролевых игр и домашних заданий. Используемые методики — групповая психотерапия, ТА и системная семейная терапия преломляются через призму клинической характерологии. Такой интегративный подход в работе с семьей осуществляется впервые.
Результаты. Семейные пары, прошедшие полный курс групповой психотерапии начинают осознавать и учитывать взаимозависимость тела, психики, социума и высшего духовного как в болезни, так и в здоровье. Супруги начинают принимать как данность природную инаковость друг друга и своих детей, лучше понимать причины существующих психосоматических проблем, находить пути выхода из состояний душевного разлада. Они учаться поддерживать друг друга в адаптации к неизбежным трудностям жизни созвучными их личностной природе способами. Благодаря групповым занятиям супруги становятся способными устанавливать конструк-