Научная статья на тему 'Клиническая семейная психотерапия. Интегративный подход на основе биопсихосоциодуховной парадигмы'

Клиническая семейная психотерапия. Интегративный подход на основе биопсихосоциодуховной парадигмы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
290
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клиническая семейная психотерапия. Интегративный подход на основе биопсихосоциодуховной парадигмы»

нимала много времени и не сопровождалась выраженным дискомфортом. Твердое понимание отсутствия возможности контролировать страх прямым усилием воли приводило к быстрому и очевидному успокоению.

Заключение. Полученные результаты позволяют предположить, что методика инверсии возможно-

стей является эффективной в психотерапии агорафобии, связанной с паническим расстройством. Согласие пациента на применение приема является легко достижимым. По-видимому, этот подход требует меньше нагрузки на пациента, чем классический метод экспозиции. Однако для подтверждения этих выводов требуются исследования на более широком материале, в том числе и сравнительные.

Н.Л. Зуйкова, С.В. Некрасова, С.В. Павлова

Кафедра психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии ФПК МР МИ РУДН, ГДП № 39, Москва, Россия

КЛИНИЧЕСКАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД НА ОСНОВЕ БИОПСИХОСОЦИОДУХОВНОЙ ПАРАДИГМЫ

N.L. Zuikova, S.V. Nekrasova, S.V. Pavlova

Peoples Freiendship Univercity of Russia, Moscow Childrens Hospital N 39 Moscow, Russia

CLINICAL FAMILY PSYCHOTHERAPY. INTEGRATIVE APPROACH BASED ON BIO-PSYCHO-SOCIO-SPIRITUAL PARADIGM

Актуальность. В связи с ростом стрессогенности жизни, невротизации населения и нарушением микроклимата семьи (что снижает адаптацию индивида к любым изменениям и неблагоприятным социальным явлениям, влияет на здоровье индивида) растет необходимость семейной терапии. В новое время необходимы новые эффективные модели психотерапии, ориентированные на целостное понимание человека. Клинические методы психотерапии, являющиеся основой отечественной школы, теряются среди обилия психологических и психоаналитических методов. Семейная клиническая психотерапия мало разработана.

Цель. Дальнейшее развитие клинической семейной психотерапии, повышение ее эффективности путем интеграции новых методов с учетом современных воззрений, использоания биопсихосоцио-духовной парадигмы, целостного понимания личности на основе клинического (естественно-научного) подхода.

Материалы и методы. Супружеские пары, имеющие дистресс в семье, приводящий к тем или иным психосоматическим расстройствам у взрослых и детей, проходят курс групповой семейной психотерапии из 15 занятий. На занятиях они знакомятся знакомятся с характерологией, узнают свои сильные

и слабые черты, учатся брать в расчет свои особенности во взаимоотношениях друг с другом и детьми. Пары формируют новый образ жизни с учетом взаимовлияния биологического, психического, социального и духовного. Для этого разнополые котерапев-ты на занятиях применяют клинически ориентированные психологические и психотерапевтические методики в форме психотерапевтических рациональных бесед-презентаций, диалогов, ролевых игр и домашних заданий. Используемые методики — групповая психотерапия, ТА и системная семейная терапия преломляются через призму клинической характерологии. Такой интегративный подход в работе с семьей осуществляется впервые.

Результаты. Семейные пары, прошедшие полный курс групповой психотерапии начинают осознавать и учитывать взаимозависимость тела, психики, социума и высшего духовного как в болезни, так и в здоровье. Супруги начинают принимать как данность природную инаковость друг друга и своих детей, лучше понимать причины существующих психосоматических проблем, находить пути выхода из состояний душевного разлада. Они учаться поддерживать друг друга в адаптации к неизбежным трудностям жизни созвучными их личностной природе способами. Благодаря групповым занятиям супруги становятся способными устанавливать конструк-

тивное взаимодействие в семье, приобретая новые паттерны поведения. Заметен процесс личностного развития супругов, развитие семейной системы как таковой на основе сотрудничающей автономности, рост родительского авторитета у детей.

Заключение. Разработанная методология клинической семейной психотерапии на основе современных биопсихосоциодуховных воззрений

и интегративного клинического подхода дополняет традиционную естественно-научную парадигму клинической медицины, позволяет более целостно понимать больного (и здорового) и семейные взаимоотношения; расширяет терапевтические возможности таким образом, что психотерапевт способен подобрать правильный психотерапевтический ключ к оздоровлению семейной среды, выздоровлению и личностному росту.

Н.Л. Зуйкова, М.Е. Спасский

Кафедра психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии РУДН, Москва, Россия

ОПЫТ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С СУПРУЖЕСКИМИ ПАРАМИ В ДУХЕ КЛИНИЧЕСКОЙ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

N.L. Zuikova, M.E. Spassky

Department of Psychiatry, Psychotherapy and Psychosomatic Pathology, People's Friendship University of Russia, Moscow, Russia

EXPERIENCE OF GROUP ACTIVITIES WITH MARRIED COUPLES THE SAME WAY AS CLINICAL FAMILY THERAPY

Актуальность. Несмотря на девальвацию института семьи (в широком понимании этого слова), ценностная ее значимость очевидна, а роль семейной психотерапии в предотвращении дальнейшей деструкции ячейки общества у специалистов не вызывает сомнений. Так же очевидна роль семейного микроклимата в здоровье и патологии человека. При всей своей мировой признанности, большом запросе и потенциале, семейная психотерапия скромно представлена в России, нуждается в новых методиках и более широком внедрении в практику, чему посвящена представленная работа, особенно важная в период стрессогенных перепетий нашего времени.

Цель. Повышение осознанности супругами ценности семейных отношений через большее понимание и принятие характерологических особенностей и состояний друг друга, обретение конструктивных навыков взаимодействия, решения внутрилич-ностных и межличностных конфликтов.

Материалы и методы. Психотерапевтическая работа для 6 семейных пар проводилась в течение нескольких месяцев на базе одного из семейных центров Москвы. Она включала в себя индивидуальные сессии для каждого участника в начале, середине и конце занятий,5 еженедельных групповых занятий с последующим урежением встреч до одного раза в месяц. Всего 15 занятий по 2,5 часа. Группа закрытая. Предварительно все участники прошли тестирование для определения настоящего аффек-

тивного состояния, определение характерологического радикала по опроснику М.Е. Бурно, экстра — и интраверсии, удовлетворенности семейной жизнью. Терапию вели два разнополых ко-терапевта, применяя клиническую характерологию, элементы транзактного анализа Э. Берна, системной семейной психотерапии и терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно. Участники группы располагались за большим овальным столом, ко-терапевты использовали презентационные материалы, терапевтические домашние задания, упражнения и диалоги.

Результаты. На занятиях изучались существующие характерологические радикалы и супруги осознавали, что не существует только «плохие» или «хорошие» характеры, каждый имеет свои плюсы и минусы для семейной жизни. Происходило принятие самих себя и «инаковости» своего партнера и его характера, как природной данности. Пары научались коструктивнее взаимодействовать, обнаруживать и прекращать игры, становились более открытыми и естественными. В результате полученных знаний и навыков происходило эмоциональное здоровое сближение в противоположность симбиотическому, созависимому. Проведение занятий двумя разнополыми ко-терапевтами способствовало учитыванию гендерных различий и минимизировало переносно-контрпереносные осложнения. Отзывы участников, клинические наблюдения и повторное тестирование свидетельствовали об улучшении психоэмоционального и физического состояния супругов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.