Заключение. В представленном опыте подтвердилась гипотеза об эффективности клинического подхода в работе с семьей и общеизвестный факт большей эффективности групповой психотерапии в сравнении с индивидуальной в плане сохранения семьи и гармонизации межличностных отношений супругов, улучшения их здоровья и образа жизни. Принципиален здесь клинический, т.е. естественно-научный подход, являющийся основой отечественной психотерапии и явившийся стержнем интеграции используемых психологических и психо-
аналитических техник, направленных на личность в целостном биопсихосоциодуховном ее понимании. Как клиницисты, рассматриваем семью питательной средой для полноценной жизни индивида и некой живой системой, развивающуюся по неким своим законам, в соответствии с природными и приобретенными устойчивыми характерологическими (в том числе и психопатологическими) особенностями ее членов. Считаем, что представленный интегра-тивный метод может стать перспективной моделью отечественной школы.
Н.Ю. Летунова
Кафедра обезболивания в стоматологии, Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва, Россия
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА МОТИВАЦИОННОГО ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ У ПАЦИЕНТОВ С ДЕНТОФОБИЕЙ В АМБУЛАТОРНОЙ ПРАКТИКЕ
N.Y. Letunova
Department of anesthesia in dentistry, Moscow State University of Dentistry and Medicine named after A.I.Evdokimov, Moscow, Russia
MOTIVATIONAL INTERVIEWING FEATURES FOR PHOBIC PATIENTS IN DENTAL OFFICE
Актуальность. Страх, волнение перед стоматологическим приемом у пациентов всего мира занимает ведущее положение среди человеческих страхов у 33-67%, в России эта цифра достигает 68% (Рабинович С. А. 2008, Schuller E. Facco 2011, Власова Д.С. 2012, Анисимова Н.Ю. 2015). Фобия как навязчивый, упорный страх в отношении стоматологического лечения чаще формируется в детстве и сохраняется на протяжении всей жизни (Деревянченко С.П., 2005; Gower P.L, 2004; Milgrom P., 2004), однако страх посещения врача-стоматолога у детей с выраженным соматическим проявлением в виде истерик, порождает серьезное препятствие для врача провести необходимые вмешательства (Kaufman E. 2013). Фармакологические методы коррекции стомато-фобии наряду с преимуществами имеют ряд недостатков, таких как длительный реабилитационный период и стоимость препаратов, тогда как психологические методы требуют только навыков от врача-стоматолога. Наше внимание привлекла концепция метода мотивационного интервьюирования, разработанная W.Miller и St. Rolnick в 1986г для работы с пациентами, страдающими зависимостями.
Целью исследования стало обеспечение проведения стоматологического лечения на терапевти-
ческом приеме в полном объеме у пациентов, испытывающих эмоциональное напряжение перед стоматологическим приёмом и не приверженных стоматологическому лечению и конструктивному взаимодействию с врачом.
Материалы и метода исследования. Были представлены шкалой Спилбергера-Ханина на личностную и ситуативною тревожность, тонометр OMRON M3. Объективная оценка стресса пациентов осуществлялась анализом количества катехола-минов в слюне до и после каждого посещения.
Объекты исследования. 90 человек в возрасте от 18 до 57 лет с компенсированной формой имевшейся патологии, испытывающих сильный страх и волнение перед стоматологическим вмешательством. По результатам тестирования на личностную и ситуативную тревожность были выбраны пациенты со средней и низкой личностной тревожностью и высокой ситуативной тревожностью. Общее количество исследуемых пациентов было разделено на 2 группы: в группе исследования состоял 51 человек (22 мужчины и 29 женщин) и в группе сравнения — 39 человек (21 мужчина и 18 женщин).
Результаты и заключение. Применение метода мотивационного интервьюирования в группе исследования позволило снизить уровень ситуативной тревожности на 50,15%±4,53 (р<0,05), а в группе сравнения — на 11,12%±1,42 (р<0,05) после 5 посещений, что говорит о высокой эффективности данного метода в работе с пациентами, испытывающими волнение и напряжение перед приемом у врача-стоматолога. Функциональные показатели в обеих группах не имели достоверно значимых изменений. Измерения катехоламинов в слюне
у пациентов в группе исследования имели тенденцию к достоверному снижению после 4-го и 5-го посещений в отличие от группы сравнения. Также использование метода мотивационного интервьюирования позволяет проводить стоматологические вмешательства эффективно и безопасно в полном объеме, так как применение метода мотивационного интервьюирования формирует приверженность стоматологическому вмешательству, а безопасность обеспечивается нормализацией функциональных показателей.
А.А. Прибытков
Пензенский институт усовершенствования врачей, Пенза, Россия
КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ СОМАТОФОРМНЫХ РАССТРОЙСТВ (ОПИСАНИЕ СЕРИИ СЛУЧАЕВ)
A.A. Pribytkov
Penza institution of advanced medical studies, Penza, Russia
COGNITIVE-BEHAVIORAL THERAPY OF SOMATOFORM DISORDERS (A CASE SERIES)
Актуальность. Ограниченная эффективность фармакотерапии соматоформных расстройств (СФР) [Kleinstäuber M. et al., 2014], необходимость влияния на особенности пациентов в виде сниженных возможностей совладания со стрессом, склонности к катастро-физации физических симптомов и закреплению аномальных поведенческих стереотипов свидетельствует о целесообразности использования психотерапии.
Цель исследования: оценка эффективности когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) СФР.
Материалы и методы. В исследование включено 14 больных (10 женщин и 4 мужчин) с диагнозом соматоформное расстройство в возрасте от 25 до 54 лет. В период исследования медикаментозная терапия не проводилась. Среди включенных пациентов 11 ранее получали психофармакотерапию (антидепрессанты, бензодиазепины), которая оказалась неэффективной, 3 отказались от медикаментозного лечения. Для оценки динамики состояния использовались: шкала общего клинического впечатления (CGI) и опросник «Скрининг соматических симптомов — 7» (SOMS-7). Показатели определялись на момент включения в исследование и через 4 недели терапии. Для оценки статистической значимости использовался критерий Уилкоксона.
Результаты. Психотерапевтическое вмешательство включало два этапа: подготовительный и собственно когнитивно-поведенческой терапии. Всего проводились 8-10 индивидуальных сессий с частотой 2-3 раза в неделю. Подготовительный этап содержал диагностические аспекты, процедуру включения в психотерапевтический процесс, психообразование и когнитивную концептуализацию случая. Психообразование было направлено на формирование адекватных представлений о патологии, коррекцию установок об исключительно биологических причинах соматических симптомов. Этап собственно КПТ включал различные техники, направленные на коррекцию катастрофизации соматических симптомов, когнитивных искажений, сниженной способности к совладанию со стрессом, поведенческих особенностей (стремление к дополнительным консультациям, ограничительное поведение). Пациенту представлялась когнитивная модель патологии, принципы и ожидаемые результаты терапии. В дальнейшем, для достижения вышеуказанных целей применялись следующие техники: схема ABC, когнитивная реструктуризация, коррекции дисфункциональных когнитивных схем, декатастрофизация представлений, поведенческие эксперименты, ограничение патологического и укрепление желательного поведения.