Научная статья на тему 'Опыт Германии в налоговом администрировании'

Опыт Германии в налоговом администрировании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2521
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ / АНАЛИЗ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меских К. Л.

Статья посвящена опыту функционирования налоговой системы и организации налогового администрирования в Германии. Его достаточно сложно адаптировать к российским условиям, но, тем не менее, можно использовать в отечественном налоговом администрировании, т.е. создать единую федеральную базу данных о налогоплательщиках (по всем сделкам с контрагентами и элементам налогов), которая позволит более качественно и своевременно планировать налоговые поступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт Германии в налоговом администрировании»

6(30) - 2010 _

Налоговая политика

ОПЫТ ГЕРМАНИИ В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ

К. Л. МЕСКИХ,

аспирант кафедры налогов и налогообложения

E-mail: [email protected] Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации

Статья посвящена опыту функционирования налоговой системы и организации налогового администрирования в Германии. Его достаточно сложно адаптировать к российским условиям, но, тем не менее, можно использовать в отечественном налоговом администрировании, т. е. создать единую федеральную базу данных о налогоплательщиках (по всем сделкам с контрагентами и элементам налогов), которая позволит более качественно и своевременно планировать налоговые поступления.

Ключевые слова: налог, администрирование, планирование, бюджетное назначение, анализ, прогнозирование, налоговые поступления, налогоплательщик.

Одной из главнейших современных проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости государственных налогов и сборов. По оценкам ряда экономистов, в ведущих западных странах со сложившейся системой налогообложения собираемость налогов достигает 80—90 % от расчетного уровня. В российской экономике этот показатель намного ниже — по оптимальным оценкам, он составляет 60 %, по минимальным — около 40 %.

В странах с рыночной экономикой налоги являются важнейшей компонентой доходной части государственного бюджета. Поэтому основная задача органов государственного управления заключается в нахождении варианта налоговой системы, оптимально сочетающей интересы государства и налогоплательщиков. Эта задача предопределяет важность совершенствования налоговой системы государства и экономического анализа результатов ее деятельности. Особо значимую роль играют контрольные функции налоговых органов. Необходимым и неизбежным условием реализации

названной задачи может быть только научно обоснованная налоговая политика, опирающаяся на действующую мировую практику.

Полезным для Российской Федерации может оказаться опыт реформирования налоговой системы Германии. Это федеративное государство прошло различные стадии политического и экономического устройства. Налоговая система Германии показательна прежде всего тем, что на ее базе удалось как достичь высокого уровня экономического развития, так и обеспечить высокую степень социальной защиты граждан.

Налоговая система Германии на сегодняшний день формируется в соответствии с Основным Законом (Конституцией) и Положением о платежах, которое можно назвать аналогом части первой Налогового кодекса Российской Федерации. В отличие от Российской Федерации перечень налогов и их видовая группировка приводятся в Основном Законе, а в Положении о платежах определяются вопросы прав, обязанностей налогоплательщиков, финансовых органов, раскрываются положения, связанные с расследованием налоговых преступлений.

Налоги в Германии рассматриваются правительством как главное орудие воздействия государства на экономику страны, в связи с чем в стране действует разветвленная и многообразная система налогов, охватывающая все стороны жизнедеятельности общества.

Перечень налогов в Германии — открытый. Субъекты федерации — федеральные земли Германии — обладают законодательными полномочиями в области местных налогов на потребление и налогов на определенные виды затрат с тем условием,

что эти налоги не должны быть аналогичны налогам, регулируемым федеральным законом.

Кроме законодательной компетенции в Германии имеют место доходная и административная компетенции. Так, ст. 106 Основного закона регулирует распределение налоговых доходов между федерацией, землями и общинами, а ст. 108 определяет, какой из административных уровней отвечает за администрирование отдельных видов налогов.

Например, по подоходному налогу с физических лиц законодательной компетенцией обладает федерация, административной компетенцией — земли по поручению федерации, а доход от данного налога делится следующим образом: по 42,5 % поступает в федеральный бюджет (ФБ) и бюджет земли, 15 % — в местный бюджет.

Чтобы дать точную оценку состояния налоговой системы Германии, необходимо вначале охарактеризовать долю налоговых поступлений в ВВП. Данный показатель (т. е. налоговая нагрузка) в ФРГ в 2008 г. составил 22 % ВВП. Для сравнения: в тот же период налоговая нагрузка в Дании составила 48,4 %, в Швеции - 36,2 %, в Италии - 29,5 %, во Франции — 27,5 %.

Структура налоговых поступлений в

Однако если учитывать и нагрузку по платежам социального страхования, то получим другую картину — 36 % ВВП (обычно платежи социального страхования не включаются в налоговые доходы). В Швеции аналогичный показатель составил 50,7 %, в Дании — 49,6 %, во Франции — 43,7 %, в Италии — 42,2 %. Таким образом, с учетом социальных платежей налоговая нагрузка в Германии для инвесторов выглядит менее привлекательной.

Структура налоговых поступлений в Германии в период 2006—2008 гг. приведена в табл. 1.

Из таблицы видно, что объем налоговых поступлений за рассматриваемый период характеризовался ростом, составив в 2008 г. 561 182 млрд евро, что на 4,3 % больше, чем в предыдущий период. Федеральное министерство финансов Германии прогнозирует повышение к 2013 г. данного показателя на 21,8 %.

В 2008 г. наибольший удельный вес в налоговых поступлениях имели подоходный налог с физических лиц (который включает налог с зарплаты, с капитала и с процентов) — 188 млрд евро, или 33,5 % от всех поступлений, и налог на добавленную стоимость, который обеспечил доход в сумме 131

Таблица 1

Германии в 2006—2008 гг., млрд евро

Вид налога Объем налоговых поступлений Изменение, % 2007 к 2006

2006 2007 2008

Подоходный налог с зарплаты 122 612 131773 141 895 7,5

Налог с капитала 17 566 25 027 32 685 42,5

Налог с % 7 633 11 178 13 459 46,4

Налог с корпораций 22 898 22 929 15 868 0,1

НДС 111318 127 522 130 789 14,6

Налог на импорт 35 370 42 114 45 200 19,1

Прочие налоги 11 904 13 791 16 575 15,9

Распределяемые налоги, всего 329 302 374 334 396 472 13,7

Страховые взносы 8 775 10 331 10 478 17,7

Налог на табак 14 387 14 254 13 575 —0,9

Налог на кофе 0,973 1 086 1 008 11,7

Налог на ликер 2 160 1 959 2 126 —9,3

Налог на энергию 39 916 38 955 39 248 —2,4

Солидарный сбор 11 277 12 349 13 146 9,5

Прочие налоги 6 306 6 364 6 723 0,9

Федеральные налоги, всего 84 215 85 690 86 302 1,8

Налог на наследство 3 763 4 203 4 771 11,7

Автомобильный налог 8 937 8 898 8 842 —0,4

Прочие налоги 9 028 9 735 8 323 7,8

Земельные налоги, всего 21 729 22 836 21937 5,1

Промысловый налог 38 369 40 116 41 037 4,6

Земельный налог 10 045 10 358 10 451 3,1

Прочие налоги 0,904 0,927 0,98 2,5

Местные налоги, всего 49 319 51401 52 468 4,2

Обязанности 3 880 3 983 4 002 2,7

В целом налоговые поступления 488 444 538 243 561182 10,2

Прочие - 74,582 Автомобильный налог - 8,842 Солидарный сбор - 13,146 Земельный налог - 10,456

НДС - 130,789

Подоходный налог - 188,039

Налог на энергию - 39,248 Страховые взносы - 10,448

Налог на табак - 13,575 Промысловый налог - 41,037

Налог с корпораций - 15,868

Рис. 1. Структура налоговых поступлений за 2008 г., млрд евро

млрд евро, или 23 % от налоговых поступлений. Следующими по значимости налогами являются налог на энергию — 39,3 млрд евро, промысловый налог — 41,4 млрд евро, налог с корпораций — 15,8 млрд евро, налог на табак и табачные изделия — 13,6 млрд евро, солидарный сбор — 13,2 млрд евро.

Рассмотрим более подробно структуру и значение налоговых поступлений Германии за 2008 г. (рис. 1).

К основным налогам Германии относятся подоходный налог (в том числе и в виде налога на заработную плату), налог на добавленную стоимость, промысловый налог, налог на энергию, налог с корпораций и солидарный сбор. Сумма перечисленных видов налогов составляет около 80 % от общей суммы налогов.

Подоходный налог является одним из важнейших прямых налогов в Германии. Подоходным налогом с физических лиц облагается совокупный годовой доход, полученный в календарном году. Им облагается заработная плата лиц, работающих по найму, доходы лиц свободных профессий (гонорары), доходы на капитал, проценты на банковские вклады, аренда, сдача жилых помещений, индивидуальная трудовая деятельность и др. В основу налогообложения положен принцип равного налога на равный доход независимо от его источника.

Необлагаемый минимум для одиноких налогоплательщиков составляет 7 834 евро в год (с 2009 г.), для супружеских пар — 15 668 евро в год (с 2009 г.).

Ставка подоходного налога прогрессивная — от 15 до 45 %. При этом максимальная ставка применяется к доходам, превышающим 52 150 евро, для одиноких налогоплательщиков, 104 302 евро — для супружеских пар. Существуют налоговые льготы для детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай).

В свою очередь, налог на добавленную стоимость — это косвенный налог, который оплачивается

только в случае действительной конечной реализации товара. С 2007 г. ставка этого налога в Германии повысилась с 16 до 19 %. Льготная ставка 7 % применяется к ограниченному перечню товаров (продуктов питания, печатной продукции и др.)

Промысловый налог, относящийся к себестоимости, снижает налогооблагаемую прибыль предприятия, оказывая тем самым воздействие на размер подоходного налога или налога с корпораций. Этот налог взимается по ставке 5 %, но дополнительно умножается на ставку, установленную местными органами (общинами). Необходимо отметить, что промысловый налог имеет необлагаемый минимум в размере 24 тыс. евро в год.

Налог с корпораций также является налогом на доход юридических лиц. Данный налог взимается с годового дохода (прибыли) юридического лица за вычетом суммы промыслового налога. Ставка налога с 1 января 2008 г. была снижена с 25 до 15 %. Отметим, что налог на корпорации делится пополам между федеральным бюджетом и земельными бюджетами.

Что касается солидарного сбора, то он был введен в целях финансирования процесса объединения Германии и взимается как с корпораций, так и с физических лиц. Базой надбавки за солидарность является сумма подоходного налога (для физических лиц) или сумма налога с корпораций, ставка составляет 5,5 %.

Наконец, автомобильный налог имеет ярко выраженный стимулирующий характер, способствуя увеличению использования высокоэкологичных автомобилей. Сегодня в Германии налог на автомобили зависит от трех факторов: мощности, типа двигателя (бензин либо дизель) и наличия катализатора.

Деление налогов Германии на федеральные, земельные, совместные (федеральные и земельные) и местные (общинные) и их поступления показаны на рис. 2.

Из данных рисунка следует, что совместные налоги составляют большую часть налоговых поступлений — 71 %, федеральные и местные — соответственно 16 % и 9 % и на последнем месте — земельные налоги, которые составляют около 4 %. Следует отметить, что федеральные и земельные налоги не подлежат перераспределению, в отличие от местных налогов, часть которых передается в распоряжение федерации и земли.

Земельные налоги

(автомобильный налог - 1,5%,

налог на наследование - 1%, прочие - 1,5%)

Местные (общинные) налоги

(промысловый налог - 7,5%, земельный налог - 1,8%)

Федеральные налоги

(налог на табак - 2,5%, налог на энергию - 7%, солидарный сбор - 2,3%, прочие - 4,3%)

Совместные налоги

(НДС - 23%, подоходный налог, налог с корпораций, налог на импорт - 48%)

Рис. 2. Виды налоговых поступлений в Германии за 2008 г.

Ранее упоминалось о наличии умеренного роста налоговых поступлений Германии в период с 2006 по 2008 г. Согласно данным федерального министерства финансов, с 2008 г. наблюдается снижение суммы поступивших в бюджет налогов. Так, в 2009 г. они составили 524,1 млрд евро, что на 6,6 % меньше 2008 г., а прогноз на 2010 г. составляет 511,5 млрд евро.

Проанализируем сложившуюся ситуацию на примере данных федерального бюджета Германии за 2008, 2009 гг. и прогнозом на 2010 г. (табл. 2)

Из данных таблицы следует, что сокращение налоговых доходов федерального бюджета в период с 2008 по 2010 г. и в то же время тенденция постепенного увеличения общих доходов поддерживаются только за счет увеличения заимствований, т. е. кредитования, которое, по прогнозам на 2010 г., составит 85,8 млрд евро. Налоговые доходы федерального бюджета на прогнозируемый год в размере 211,9 млрд евро вернулись к уровню 2006 г.

Если рассматривать систему органов, осуществляющих налоговую политику и контроль в сфере налогообложения, то она определяется особенностями федеративного устройства государства. На федеральном уровне эти органы представлены Федеральным министерством финансов Германии.

Таблица 2

Структура федерального бюджета Германии в 2008—2010 гг., млрд евро

Наименование статей 2008 2009 2010

Расходы 282,3 303,3 325,4

Изменения, % +4,4 +7,4 +7,3

Доходы 282,3 303,3 325,4

Налоговые 239,2 224,1 211,9

Другие доходы 31,5 30,2 27,7

доходы от капитальных активов (включая приватизацию) 6,7 2,0 2,3

Чистое кредитование 11,5 49,1 85,8

Ему подчинено несколько служб, имеющих строго определенные оперативные задачи (обмен информацией, участие в проведении ревизий (выездных налоговых проверок). Кроме того, ему подведомственны вопросы таможенных пошлин и акцизов, полностью поступающих в федеральный бюджет (в последнее время обсуждается вопрос о переходе функций таможни из Минфина).

На уровне федеральных земель действуют министерства финансов федеральных земель, которые федеральному министерству финансов неподотчетны. В сфере ведения земель находятся вопросы, связанные с начислением и уплатой налогов, распределяемых между федеральным бюджетом и бюджетами земель (общин) либо полностью зачисляемых в бюджеты земель (общин). Первая группа налогов администрируется министерствами финансов земель по поручению федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На уровне городов и районов, входящих в соответствующую землю, функционируют финансовые управления, которые подчиняются и минфину Германии, и министерству финансов соответствующей земли.

Общины (местные органы) также могут создавать налоговые органы, подотчетные министерствам финансов земель.

Финансовые (налоговые) органы земельного и местного уровней финансируются из бюджетов земель.

Фактически профессиональный надзор за качеством работы налоговых органов осуществляется только Федеральной счетной палатой Германии, являющейся независимым государственным институтом, самостоятельно определяющим планы работы, вопросы и объекты проверки. В отличие от Счетной палаты Российской Федерации их германским коллегам не может быть дано указание со стороны парламента на проведение проверки того или иного вопроса.

Контроль со стороны счетной палаты проводится в выборочном порядке. В начале года аудиторы обязаны представить на утверждение руководителю ревизионного подразделения палаты темы проверок. В качестве таковых выбираются положения налогового законодательства или правоприменительной практики, где высока вероятность уклонения от уплаты

7х"

81

налогов (например исчисление и уплата налога на добавленную стоимость при приобретении водных судов в государствах — членах ЕС). Проверка проводится, как правило, одним аудитором в ряде налоговых инспекций (финансовых управлений) по указанной теме. В год он проводит две-три проверки. Системного контроля по всем вопросам организации работы налоговых органов в Германии не существует.

Взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков Германии строится следующим образом.

Декларации по налогам в Германии подаются на бумаге либо в электронном виде посредством Интернета. С бумажного носителя производится сканирование информации. На машинных носителях (диски) декларации не представляются, исключение составляет представление электронной версии декларации при проведении внешней ревизии.

При представлении в электронном виде декларация должна быть подписана электронной цифровой подписью в соответствии с законом «Об электронной цифровой подписи». Если документ не подписан, он считается непредставленным. В этом случае инспектор по телефону предлагает налогоплательщику подписать декларацию.

Затем идет установление налога (аналог российской камеральной проверки). Инспектор должен задать налогоплательщику возникшие у него вопросы, связанные с заполнением декларации, в том числе и в случае занижения налога. После этого инспектор принимает решение: оформить налоговое уведомление либо направить материал для проведения внешней ревизии (выездной налоговой проверки). Существуют различные сроки установления налогов (сроки давности). Срок давности по акцизам — один год, для остальных налогов — четыре года, в случае уклонения от уплаты налога — 10 лет, в случае неумышленного занижения налога — пять лет.

В налоговом праве Германии существует принцип добросовестности (принятия на веру), который запрещает налоговой инспекции изменять налоговое уведомление со ссылкой на выявление задним числом фактов и доказательств, вызывающих увеличение налога, если такие факты остались незамеченными в случае ненадлежащего исполнения налоговой инспекцией обязанностей по рассмотрению дела. Условием запрета изменения налогового уведомления является то, что налогоплательщик со своей стороны полностью выполнил обязательства по содействию.

Организация внешних ревизий (в российском законодательстве — выездных налоговых проверок)

в основном подобна российской системе контроля с тем отличием, что финансовые органы занимаются и возбуждением уголовных дел по налоговым преступлениям.

В 95 % случаев налогоплательщики предоставляют возможность ознакомиться с компьютерной информацией, поскольку порядок проведения выездной проверки требует от налогоплательщика высокой степени содействия. При противодействии проверке жесткие диски могут изыматься или копироваться.

За две недели до начала ревизии налоговый орган извещает налогоплательщика о предстоящей ревизии в письменной форме по почте, стороны договариваются о сроке начала проверки. Дата начала приостанавливает сроки исковой давности для установления налога и уточнения налоговых деклараций. Результаты проверки обсуждаются сторонами, акт проверки не подлежит обжалованию. Обжалуется только налоговое уведомление, которое выносится по результатам проверки.

Отбор налогоплательщиков для ревизий производится с учетом следующих критериев:

• лица, декларировавшие низкий уровень налогов;

• крупные предприятия (оборот в год более 644 тыс. евро);

• налогоплательщики, в отношении которых ожидается установление занижения налогов;

• предложения о проверке, поступающие от других ведомств (при проверке филиалов), по запросам других стран;

• наличие контрольных сообщений — информации, которой обмениваются финансовые органы;

• ошибки, недостатки бухгалтерского учета предыдущих лет, изменение структуры предприятия (разделение и пр.).

При проведении ревизий используются следующие массивы информации:

• федеральная база данных о налогоплательщиках, осуществляющих сделки с зарубежными партнерами;

• базы данных о среднем размере прибыли среднего предприятия;

• информация о счетах, открытых в банках (без данных о движении по счету). Ограничения сроков проведения ревизий нет, но

их продолжительность на крупных предприятиях составляет до 20 дней. На очень крупных предприятиях срок может быть увеличен. По результатам проверки ревизор может принять решение о необходимости

возбуждения уголовного дела и направления материалов в специализированное финансовое управление по уголовным налоговым расследованиям. При этом учитывается содействие налогоплательщика при проверке и желание налогоплательщика разрешить ситуацию. Уголовная ответственность за сокрытие налогов — 25—30 лет, но назначается в основном условно, обычно возмещается ущерб.

Внезапные проверки (без предупреждения) проводятся только специальными подразделениями финансовых органов по налоговым расследованиям.

По данным Федерального министерства финансов, за 2008 г. в Германии в ходе выездных проверок было доначислено 17,8 млрд евро. Участвовали 13 337 налоговых инспекторов, на каждого из которых в среднем приходилось 1,3 млн евро.

Также известно, что из 8 390 722 зарегистрированных в реестре юридических лиц были проверены 210 636, или 2,5 %.

В отличие от Российской Федерации работа по взысканию недоимки в Германии осуществляется финансовыми органами. Причем принудительное взыскание осуществляется не только в отношении налогов, но и в отношении других бюджетных доходов, например штрафов за неправильную парковку.

Финансовый суд является самостоятельным судом в рамках судебной ветви власти ФРГ. Финансовые суды не компетентны в наказании преступников, совершивших преступления в области налогового законодательства (палаты по уголовным делам судов общей юрисдикции). Суд рассматривает преимущественно дела, связанные с оспариванием правомерности налоговых уведомлений (90 % всех дел). Удовлетворяется всего до 15 % исков благодаря тому, что во внесудебном порядке разрешается более 97 % всех налоговых споров.

Суды стараются также разрешить дела без вынесения судебного приговора, например путем оформления письменной позиции или вызова сторон в суд для устного рассмотрения. Это может привести к внесению налоговым органом изменений в налоговые уведомления. В среднем только около 22 % всех исков оканчивается судебным приговором.

Первой инстанцией являются финансовые суды земель, кассационной инстанцией — Федеральный финансовый суд (г. Мюнхен). Апелляционная инстанция отсутствует, решение суда первой инстанции может быть пересмотрено высшей инстанцией не по существу, а с юридической точки зрения.

Сотрудники финансовых органов могут налагать арест на имущество, в частности автомобили (парковочные клещи), а также проводить на основании решения суда обыск. При его проведении должны присутствовать представители полиции. Может быть вскрыта квартира, в ходе чего устанавливается наличие имущества, которое подлежит обращению в доход государства в счет погашения недоимки.

Вместе с тем срок давности приостанавливается при проведении внешних ревизий и при возбуждении налогового уголовного расследования.

По результатам проверки финансовый орган может направить ходатайство о запрете осуществлять предпринимательскую деятельность в управление по надзору за предприятиями. В таком же порядке может быть прекращена деятельность налоговых консультантов.

В Германии создана единая федеральная информационная база банковских счетов налогоплательщиков. При проведении ревизий сотрудники финансовых (налоговых) инспекций могут запросить информацию только о наличии банковских счетов. Что касается запроса сведений о движении средств по счету, то указанная база не предоставляет такой возможности.

Информация о наличии счета может быть запрошена только после того, как письменное обращение к налогоплательщику не дало результата, либо в случае проведения уголовного расследования. Регулярные обращения не допускаются.

Финансовые управления по расследованию уклонения от налогов и налоговым уголовным делам наряду с обычными финансовыми (налоговыми) инспекциями подчиняются финансовому управлению земли.

В Германии действуют 67 органов по расследованию уклонения от налогов и налоговым уголовным делам. По итогам 2008 г. было завершено 31 537 налоговых расследований на сумму 1,5 млрд евро, из которых 15 788 — с возбуждением уголовного дела (табл. 3).

Из рассмотрения данных таблицы следует, что за рассматриваемый период (1997—2008 гг.) количество завершенных налоговых расследований попеременно возрастает и падает. Так, в 2007 г. (по сравнению с 2006 г.) налоговые расследования увеличились на 1,8 %, а в 2008 г. — сократились на 13,1 %. Успех налоговых расследований сдерживает потенциальных неплательщиков.

Одним из приоритетных направлений в деятельности указанных органов налогового расследования является борьба с незаконным возме-

щением НДС (так называемыми «карусельными» сделками), когда контрагенты являются фирмами-однодневками. Особенно указанная проблема была актуальна для строительной отрасли. Именно поэтому в данной отрасли законодательно действует особый порядок взимания НДС, когда налог не возмещается застройщикам, т. е. действует так называемый метод налога с продаж.

Подведем итоги сказанному. Главная задача налоговой администрации состоит в обеспечении исполнения налогового законодательства. Речь идет о контрольной, но не полицейской функции налоговой администрации. В Германии отчетливо заметно, что налогоплательщик и налоговый орган нацелены на сближение позиций во исполнение единой задачи. В России же, хоть и отменены планы по сбору налогов, но имеется ряд индикативных показателей, которые заставляют налоговые органы выполнять по сути функции принуждения.

Отсюда важными с теоретической точки зрения являются принципы налогового администрирования в Германии:

• предупредительность налогового производства;

• запрет на перманентные проверки;

• принцип веры;

• соблюдение налоговой тайны.

Опыт функционирования налоговой системы и организации налогового администрирования в Германии достаточно сложно адаптировать к российским условиям. Во-первых, часть норм невозможна к применению в РФ, поскольку не соответствует Конституции России. Для реализации других норм необходимо внесение существенных поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные законы. Во-вторых, в Германии исторически сложилась особая форма государственного аппарата, в том

Таблица 3

Динамика завершенных налоговых расследований в Герма-

нии

Год Количество завершенных Изменение, %

налоговых расследований

1997 23 487 -

1998 30 869 31,4

1999 47 309 53,3

2000 48 638 2,8

2001 45 792 -5,9

2002 46 729 2,0

2003 42 393 -9,3

2004 37 370 -11,8

2005 36 195 -3,1

2006 35 666 -1,5

2007 36 309 1,8

2008 31 537 -13,1

числе и система налогового администрирования. В-третьих, в Германии демократические принципы взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков проявляются в большей мере.

Тем не менее можно выделить следующие направления возможного использования в российском налоговом администрировании немецкого опыта.

1. Создание единой федеральной базы данных о налогоплательщиках, осуществляющих сделки с зарубежными партнерами, базы данных о среднем размере прибыли среднего предприятия по региону, иных базах данных, доступ к которым могут получить налоговые органы при проведении налогового контроля.

2. Внесение изменений в гл. 21 НК РФ, предписывающих порядок возврата НДС налогоплательщику после уплаты им «входного» НДС напрямую в бюджет, минуя расчетный счет своего поставщика (по аналогии администрирования НДС в строительной отрасли Германии).

3. Внедрение в практику самостоятельного истребования налоговыми инспекторами контрольных сообщений в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика в ходе выездной налоговой проверки.

4. Введение в структуру ФНС России подразделения налоговых расследований по аналогии с управлением по расследованию уклонения от налогов и налоговым уголовным делам (в некоторых землях — управление налогового розыска).

5. Введение контроля за расходами физических лиц, превышающими их доходы.

Использование в российском налоговом администрировании названных направлений позволит более качественно и своевременно планировать налоговые поступления.

Список литературы

1. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика / под ред. Ф. К. Садыкова. М.: Изд-во экономико-правовой литературы, 2004.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

3. ГончаренкоЛ. И. Налоговое администрирование: учеб. пособие. М.: Кнорус, 2009.

4. Миронова О. А., Ханафеев Ф. Ф.. Налоговое администрирование. М.: Омега-Л, 2008.

5. Пономарёв А. И., Игнатова Т. В. Налоговое администрирование в Российской Федерации / учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2006.

6. Сайт Федерального министерства финансов Германии. URL: www.bundesfmanzministerium.de.

7. Сайт Федеральной налоговой службы России. URL: www.nalog.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.