основные тенденции развития
налоговых систем промышленно развитых стран
М. в. ВАСИЛЬЕВА,
кандидат экономических наук, заместитель директора Финансово-экономического института по учебной работе Орловский государственный технический университет E-mail: vita 977@mail. ru
В статье проведен анализ тенденций развития налоговых систем промышленно развитых стран, выявлены основные направления предотвращения уклонения от уплаты налогов, приводится обзор изменений в системе налогообложения стран, входящих в состав Организации экономического сотрудничества и развития, показано, что задачи оптимизации налоговых систем промышленно развитых стран решаются по-разному, однако можно выявить общие закономерности.
Ключевые слова: налог, система, промышленно развитые страны, ставка, амнистия, контроль, администрирование, офшор, бюджет, кризис, прибыль, налог на добавленную стоимость, налогоплательщики.
К промышленно развитым относятся страны, занимающие доминирующее положение в мировом хозяйстве, входящие в состав Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Данная организация объединяет 30 стран — полноправных членов, деятельность которых направлена на реализацию принципов демократического управления и рыночной экономики, поддерживает активные отношения с другими странами мира, а также неправительственными и общественными организациями. Одним из приоритетных направлений деятельности ОЭСР является проведение форумов, способствующих более тесному взаимодействию налоговых служб. Представители национальных налоговых органов анализируют способы борьбы с уклонением от уплаты налогов, избежания двойного налогообложения,
минимизации вызываемого налогами искажения торговых и инвестиционных потоков. Особые меры включают Конвенцию ОЭСР по налоговой модели, руководство по калькуляции трансфертных цен внутри предприятия и сотрудничество со странами, не входящими в ОЭСР, для распространения норм и стандартов ОЭСР.
Во многих развитых странах через налоги перераспределяется до половины всего общественного продукта, произведенного не только непосредственно на их территории, но и корпорациями этих стран за рубежом.
Фактически через налоги государственные органы наиболее развитых стран имеют возможность регулировать и направлять производственные, финансовые и инвестиционные процессы во многих странах мира. В настоящее время формируется мировая система единого налогового процесса, охватывающего территории развитых стран и деятельность корпораций и граждан этих стран на территории других стран.
Существуют значительные отличия в построении налоговых систем промышленно развитых стран. Это связанно с разным уровнем основных показателей их финансово-экономической деятельности, соотношением прямого и косвенного налогообложения, источниками обложения, уровнем налоговой культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплиной, мерами ответственности за нарушение налогового законодательства. Однако важнейшим определяющим фактором в развитии налогообложения про-
мышленно развитых странах является тенденция глобализации мировой экономики, нашедшей свое отражение в проводимых налоговых реформах, отражающих стремление к экономическому объединению стран, недопущению двойного налогообложения, расширению международных хозяйственных связей.
На современном этапе развития формирование национальных налоговых систем в основном завершилось, и применяются меры по изменению отдельных составных элементов, способствующих достижению поставленных перед государством задач.
Одной из основных проблем в сфере налогообложения, стоящей перед государствами на данном этапе развития, является преодоление последствий финансового кризиса, сопровождающегося резким сокращением налоговых платежей в бюджетные системы стран с развитой рыночной экономикой. В целях компенсации значительных потерь бюджета, возникших в период замедления темпов экономического роста, правительства разных стран по мере выхода из кризиса вынуждены будут поднять налоги или через установление повышенных ставок или через увеличение налоговой базы. При этом увеличится разница между налоговыми ставками, принятыми в крупнейших странах мира и офшорных зонах, что может привести к оттоку капитала из промышленно развитых стран.
Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран направлены на предотвращение уклонения от уплаты налогов. Реализация данного направления развития осуществляется через подписание межгосударственных соглашений об обмене информацией, налоговых соглашений.
Мерам по борьбе с уклонением от уплаты налогов был посвящен всемирный форум по финансовой прозрачности и обмену информацией, проведенный ОЭСР, в котором приняли участие представители восьми международных организаций и 68 юрисдикций. Распространению международных стандартов финансовой прозрачности способствует подписание региональных многосторонних соглашений об обмене информацией и деятельность специального наблюдательного совета, основной функцией которого является проверка соблюдения реализации таких соглашений.
Например, в соответствии с подписанным между Берном (Швейцария) и Парижем (Франция) налоговым соглашением правительству Франции были переданы данные о 3 000 французских граждан, имеющих секретные счета в банках Швейцарии и подозреваемых в уходе от уплаты налогов. Такого же типа соглашения были подписаны между Швейцарией и США, Германией и Гибралтаром, Великобританией и Лихтенштейном, Германией и Лихтенштейном, США и Лихтенштейном. Люксембург заключил 12 договоров об обмене финансовой информацией, составленных в соответствии с международными стандартами, в том числе с США, Великобританией, Нидерландами, Францией и Данией, готовятся к подписанию договоры с Германией и Бельгией.
Правительства европейских стран в условиях финансового кризиса ощутили значительные сокращения доходов бюджета. Это в определенной степени связанно с мошенничеством в сфере НДС, что по расчетам экспертов Евросоюза соответствует 250 млрд евро ежегодных потерь.
Со стороны Еврокомиссии в августе 2009 г. получили одобрение меры по повышению эффективности сотрудничества между фискальными органами стран ЕС по вопросам контроля за уплатой НДС, что позволит закрепить на законодательной основе работу Eurofisc (децентрализованной сети по обмену информацией между странами — членами ЕС для целей интенсификации административного сотрудничества по вопросам мошенничества с НДС и взимания прямых налогов). Eurofisc была призвана заменить глобальный форум по обмену налоговой информацией, объединивший порядка 84 государств.
Анализ налоговой политики промышленно развитых стран свидетельствует, что одной из главных закономерностей на этапе преодоления последствий финансового кризиса является изменение ставок по таким налогам, как налог на прибыль, НДС, подоходный налог, акцизные платежи.
По странам — членам ОЭСР средняя ставка налога на прибыль корпораций в 2009 г. сократилась до 26,5 %. Это вызвано снижением данного основного элемента налогообложения в Чехии и Люксембурге на 1 %, Швеции — на 1,7 %, Южной Корее — на 3,3 %. По остальным странам, входящим в состав ОЭСР, ставка налога на прибыль
корпораций уменьшилась незначительно или осталась без изменения.
Многие страны прибегают к использованию налоговой амнистии, т. е. к проведению ряда мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные законодательством сроки платежа.
К таким странам относятся США, Австралия, Великобритания, Италия, Нидерланды (табл. 1).
Налоговые системы всех стран представлены совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц. С помощью налогов государство воздействует на рыночную экономику. В настоящее время исследование процесса налогообложения в разных странах весьма своевременно, так как правильный (оптимальный) выбор инструментов
налоговой системы является залогом успешного решения проблем, стоящих перед страной.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Наиболее весомыми налогами, которые присущи практически всем налоговым системам, являются налоги на доходы юридических и физических лиц, НДС и налоги с имущества (табл. 2).
Промышленно развитые страны, используя налоговые рычаги воздействия, решают проблемы пополнения бюджета (Германия, Новая Зеландия, Швейцария и Венгрия) и / или пытаются с наименьшими потерями для бюджета поддержать значимые для государства трудоемкие
Таблица 1
Порядок проведения налоговой амнистии в промышленно развитых странах в посткризисный период
Страна Содержание Сроки действия Особенности Ответственный орган / эффект от проведения
США Лицам, уклонившимся от уплаты налогов, в случае добровольного обращения в налоговые органы будет вменяться административное, а не уголовное нарушение. Меньшие штрафы Март — октябрь 2009 г. Служба внутренних доходов
Австралия Предоставляет владельцам офшорных счетов возможность легализовать свои доходы, заплатив сравнительно небольшой штраф До 30.06.2010 Налоговая служба
Великобритания Дает возможность владельцам офшорных счетов объявить о наличии у них «укрытых» денежных средств и легализовать их, заплатив налог в размере 10 % от капитала С 01.09.2009 и продлится 6 мес. Документы на бумажной основе принимаются с 1 сентября до 31 января, а документы в электронной форме — с 1 октября до 12 марта Налоговая служба / служба внутренних доходов и таможен рассчитывает собрать 2 млрд ф. ст.
Италия Под амнистию подпадают физические лица, партнерства и некоммерческие организации. Сумма штрафа составит 5 % от общей суммы незадекларированных доходов. Избежание вероятного уголовного преследования за уклонение от уплаты налогов Началась с октября 2009 г. и продлена до апреля 2010 г. Два варианта: — репатриация банковских вкладов и других финансовых активов; — декларирование активов без их возвращения в Италию За 2009 г. позволила вернуть в страну 95 млрд евро
Нидерланды Дает возможность владельцам офшорных счетов добровольно задекларировать доходы, избежав крупных штрафов и возможного уголовного преследования Проводится с 2002 г. С начала 2009 г. этой программой воспользовались более 2 000 чел. Было легализовано почти 500 млн евро
сферы услуг — ресторанный, гостиничный бизнес (Германия, Греция, Франция, Финляндия).
Самой крупной статьей доходов бюджетов развитых стран являются поступления от подоходного налога с физических лиц. Так, в среднем по странам ОЭСР они составляют около 27 % (табл. 3).
Таким образом, устанавливая систему налогов для физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной части.
Швеция предлагает ввести в странах ЕС налог на экологически вредную продукцию, а на
заседании Европарламента в Страсбурге принят закон, согласно которому владельцы грузовиков будут платить транспортный сбор за шум и загрязнение воздуха. Все это свидетельствует о том, что в решении вопросов налогообложения все чаще проявляется экологическая составляющая, что в свою очередь способствует повышению развития высокотехнологического производства и улучшению жизни населения этих стран (табл. 4).
Экологизация налоговых систем построена на концепции экономического стимулирования охраны окружающей среды и ресурсосбережения посредством введения экологических налогов сопровождающихся пропорциональным снижением уровня налогового бремени, связанного
Таблица 2
Изменение налога на добавленную стоимость в промышленно развитых странах в посткризисный период
Страна Описание Ставки и сфера распространения Причины и последствия
Повышение ставки НДС
Германия Предлагается: — вариант 1: поднять ставку НДС до 25 %; — вариант 2: повышение до общего уровня в 19 % льготной ставки НДС, составляющей сейчас 7 % Льготному налогообложению сейчас подлежат, в частности, продовольственные товары, периодические печатные издания и срезанные цветы —
Новая Зеландия Повышение налога с 12,5 до 15 % На все товары и услуги —
Швейцария Увеличение налога на добавленную стоимость. Временная мера, рассчитанная на 7 лет С 01.01.2011 базовая ставка поднимется с 7,6 до 8 %. Особый налог на гостиничные услуги увеличится с 3,6 до 3,8 %. НДС на товары и услуги первой необходимости (продукты питания и медицина) будет повышен с 2,4 до 2,5 % Реформа НДС нацелена на введение единой ставки налога в размере 6,1 %. Поступления от НДС вырастут примерно на 1,1 млрд швейцарских франков в год
Венгрия Ставка НДС поднимется с 20 до 25 % — —
Понижение ставки по НДС
Великобритания Понижена ставка НДС С 17,5 до 15 % —
Финляндия В начале октября 2010 г. снижен НДС на продукты питания, которые продаются в магазинах Финляндии. Снижен НДС на алкогольные напитки в розлив С 17 до 12 % С 22 до 12 % Потеря доходов от налогов в размере 500 млн евро Потери бюджета 100 млн евро
льготные ставки НДС для отдельных сфер деятельности
Германия Льготная ставка НДС (7 % вместо 19 %) В сфере гостиничного бизнеса —
Греция Снижена ставка НДС В сфере гостиничного бизнеса —
Франция Снижена ставка НДС: — с 19,6 до 2,1 %; — с 19,6 до 5,5 % Для интернет-СМИ Для ресторанного бизнеса —
Финляндия Снижение НДС с 22 до 12 % Для ресторанного бизнеса Потери бюджета составят 300 млн евро
Таблица 3
Изменения подоходного налогообложения в промышленно развитых странах в посткризисный период
Страна Описание Установленные критерии Последствия
Изменение ставки
Швеция Снижение подоходного налога В среднем налоговые платежи сократятся на 250 шведских крон в месяц Потери бюджета составят 10 млрд крон
Греция Вводится специальный прогрессивный налог Для тех, кто зарабатывает более 60 тыс. евро в год, размер налога составит 1 000 евро, а тем, чей доход превысит 150 тыс. евро придется заплатить 4 000 евро
США Будут снижены налоги для среднего класса и повышены для граждан с высокими доходами. Программа рассчитана на ближайшие 10 лет С 2011 г. подоходный налог для американцев, чей ежегодный доход превышает 250 тыс. долл., поднимется с 35—36 до 39,6 %, а возможность списания налогов для пожертвований будет снижена до 28 % Налоги для среднего класса планируется сократить на 736 млрд долл. Тем самым средняя американская семья сможет сэкономить около 800 долл.
Великобритания Поднят порог налогообложения по ставке 40 % и увеличена ставка налога для налогоплательщиков с доходом более 150 тыс. ф. ст. С апреля 2010 г. порог налогообложения по ставке 40 % был поднят до 37,4 тыс. ф. ст. Британцы с годовым доходом более 150 тыс. ф. ст. будут платить 50 %-ный налог на доходы физических лиц
Венгрия Снижается процентная ставка Нижняя планка налога на личные доходы будет составлять 5 млн форинтов, процентная ставка снизится с 18 до 17 %. Процентная ставка на превышающие этот лимит доходы будет составлять 32 % вместо 36 %
Изменение льгот
Германия Будет увеличена сумма семейного дохода, с которой не взимается подоходный налог. С 2010 г. увеличивается размер вычета из суммы доходов, подлежащих налогообложению С 6 024 до 7 008 евро в год на каждого ребенка. Расходы наемных работников на медицинское страхование в размере, не превышающем 2 800 евро в год, можно будет вычитать из суммы доходов, подлежащих налогообложению Ежегодная экономия для рабочих и служащих ФРГ составит 9,3 млрд евро
Таблица 4
Экологическая направленность налогов промышленно развитых стран в посткризисный период
Страна Сущность изменения Специфика Последствия
Германия С 01.07.2009 вводится новый расчет налога на транспортные средства Будет учитываться не только литраж двигателя, но и содержание углекислого газа в выхлопах
Франция С 01.07.2010 должен начать действовать налог на выбросы углекислого газа Ставка — 17 евро за тонну углекислого газа. Платить надо будет за использование бензина, природного газа и угля Поступления от нового сбора составят 3,5 млрд евро в год. Поступления от налога планируется направить на внедрение технологий энергосбережения
Япония Правительство запустило программу по снижению налоговой нагрузки при покупке нового авто. Программа рассчитана на три года Налоговые льготы распространяются только на экологически чистые автомобили, в том числе на газоэлектрический гибридный транспорт
с социальными выплатами, что потенциально отразится на стимулировании роста занятости населения и поддержании конкурентоспособности национальных производителей.
В зависимости от области применения преимущество в промышленно развитых странах в посткризисный период отдается энергетическим и транспортным налогам, платежам за загрязнение и налогу на шумовое воздействие, что служит не только целям пополнения бюджета, но и стимулирует экологически релевантное поведение производителей и потребителей.
Завершившийся 11.12.2009 в Брюсселе форум Евросоюза призвал к введению общемирового налога на финансовые межбанковские транзакции как одной из ключевых гарантий против повторения нынешнего тяжелейшего глобального финансового кризиса. Изменения в налогообложении финансового сектора про-мышленно развитых стран в посткризисный период представлены в табл. 5. Лидеры Евросоюза обратились с просьбой к Международному валютному фонду изучить возможность введения
глобального налога на финансовые операции (так называемый «налог Тобина»).
Данный налог был предложен лауреатом Нобелевской премии американским экономистом Джеймсом Тобином и направлен на ограничение валютных спекуляций. С его помощью может быть сформирован фонд, средства которого будут направлены на решение проблем социальной сферы и вопросов экологии.
Таким образом, конкретные задачи внесения изменений или реформирования налоговой системы в промышленно развитых странах решаются по-разному, однако можно выявить некоторые общие закономерности:
- направление на предотвращение уклонения от уплаты налогов, реализуемое через подписание межгосударственных соглашений об обмене информацией, налоговых соглашений, использование налоговой амнистии и ужесточение ответственности за налоговые правонарушения;
- поиск оптимальной структуры налогов и сборов путем изменения отдельных элементов налогов (увеличение, уменьшение налоговых
Таблица 5
Изменения в налогообложении финансового сектора промышленно развитых стран в посткризисный период
Страна Описание изменения Критерии Цель
Греция Вводит налог на бонусы топ-менеджеров в банках Установлена ставка в размере 90 % —
США Введен особый налог на банки на срок не менее 10 лет. Рассматривается возможность повышения размера сборов с крупных финансовых компаний В размере 0,15 % от совокупных активов компании (без учета застрахованных депозитов и портфеля акций). Компании с активами более 10 млрд долл. будут платить гораздо больше за потребительский надзор, в то время как банковское сообщество перестанет делать взносы по схеме, которая работает сейчас. Небанковские учреждения будут облагаться этим налогом впервые Рассчитывают получить 90 млрд долл. Помочь покрыть расходы на финансирование нового агентства для защиты потребителей финансовых продуктов
Великобритания Предложено банкам подписать кодекс поведения, который устанавливает новые стандарты налогового планирования. С апреля 2010 г. вводится дополнительный налог Действие новых правил будет распространяться как на налоговую отчетность самих банков, так и на их клиентов. Введение налога в 50 % на все банковские бонусы выше 25 тыс. ф. ст. (40,5 тыс. долл.). Размер налога для банкиров с доходами свыше 1 млн ф. ст. в год составит около 491 тыс. ф. ст. Власти надеются привлечь в бюджет не менее чем 500 млн ф. ст.
Франция Введение налога на бонусы Ставка налога 50 % на бонусы, превышающие 27 тыс. евро в год —
Австрия Поддержала предложения о введении по всей Европе налога на финансовые операции Планируется собирать до 2 млрд евро в год
ставок, порога налогооблагаемых доходов, объектов налогообложения);
- увеличение налоговой нагрузки на финансовый сектор экономики;
- усиление направленности в сторону экологизации налоговых систем.
Разумное сочетание внешней и внутренней налоговой политики, направленной на предотвращение уклонения от уплаты налогов, развитие высокотехнологического производства и улучшение экологической безопасности нации позволит промышленно развитым странам не только компенсировать потери от финансового
кризиса, но и заложить основы формирования принципиально нового подхода к построению налоговых систем, направленного в первую очередь на реализацию социально значимых аспектов развития современного общества.
Список литературы
1. Попова Л. В., Дрожжина И. А, Маслов Б. Г. Налоговые системы зарубежных стран: учеб. пособие М.: Дело и сервис, 2008. 368 с.
2. Шередеко Е. В. Общие тенденции современного развития национальных налоговых систем // Налоги и налогообложение. 2008. № 4. С. 77 — 80.
ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:
www.dilib.ru
V_;