Научная статья на тему 'Опыт функционирования маркетинговых систем сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Поволжье'

Опыт функционирования маркетинговых систем сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Поволжье Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт функционирования маркетинговых систем сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Поволжье»

нению продукции, ее товарной доработке (сушка, мойка, расфасовка и пр.), переработке, транспортировке, торговле.

Одной из главных составляющих деятельности сбытового (торгового) кооператива является оказание организационных и экономических услуг, включая анализ реальных рыночных процессов и тенденций развития самого кооператива, проработку технико-экономических обоснований планируемых услуг в кооперативе, а также принятие оптимального управленческого решения в условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке.

В комплекс маркетинговых услуг входят:

- изучение рынка сбыта, его конъюнктуры по видам продукции, производимой или закупаемой участниками кооперации;

- предоставление своим пайщикам информации о рыночной конъюнктуре и потенциальных партнерах по рынку;

- определение эффективных каналов сбыта продукции и согласование продажной цены на него;

- оформление договоров на услуги;

- осуществление взаиморасчетов по договорам;

- ведение рекламной деятельности и др.

В стимулировании сбыта продукции и заключении выгодных контрактов важное место принадлежит рекламе. Реклама позволяет донести до потребителя необходимую информацию о том, у кого,

где, сколько и по какой цене можно купить необходимую продукцию соответствующего качества.

Хорошо разработанная рекламная деятельность сбытового кооператива может ускорить процесс реализации продукции, сократить продолжительность транспортировки и хранения, увеличить оборачиваемость средств, выявить новые формы и каналы сбыта продукции. С другой стороны, информационно-рекламная деятельность способствует получению производителями ответной информации о характере сотрудничества и наличии производственно-экономических услуг. Реклама может быть использована в целях создания престижа кооператива.

Использование совместного сбыта произведенной продукции позволяет извлечь выгоду каждому члену кооператива. Так, предприятие с мелкотоварным производством получает выгоду, выражающуюся в том, что ему не надо создавать собственную сбытовую сеть, вести переговоры со многими торговыми посредниками или непосредственными потребителями произведенной продукции. Мелкотоварное предприятие может пользоваться рекламной компанией известного перерабатывающего предприятия (фирмы), его товарным знаком, следовательно, реализовывать свою продукцию по более высокой цене. Крупное перерабатывающее предприятие, входящее в кооператив, получает дополнительный источник сырья и тем самым может значительно лучше использовать свои производственные мощности.

ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ СИСТЕМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ

В ПОВОЛЖЬЕ

Л. Е. Белокопытова, к.э.н., Поволжский НИИ экономики и организации АПК

Развитие рыночных отношений вызывает настоятельную необходимость проведения маркетинговых исследований как основы бизнеса. В то же время российскими учеными через опросы разных категорий респондентов выявлено, что не только обычные люди, но и преобладающее число руководителей хозяйственных организаций имеют весьма туманное представление о сущности маркетинга и его разрешающих возможностях.

Маркетинг следует понимать как предпринимательскую деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю, или социальный процесс, посредством которого прогнозируется и удовлетворяется спрос на товары и услуги путем их разборки, продвижения и реализации; и то, и другое основанные при изучении требований потребителей и конъюнктуры рынка. Предвидеть, прогнозировать спрос можно только постоянно изучая потребителей, так, чтобы разрабатывать, производить и предлагать именно то, в чем они нуждаются.

Формирование рынка, наличие коллективных и частных форм собственности, распространение различных методов хозяйствования выдвигают сложные задачи, решение которых требует предприимчивости, деловой активности и коммерческой инициативы. Маркетинг увязывает научные, финансовые, производственные, сырьевые, торговые и человеческие ресурсы организационной структуры в

четко скоординированную и легко управляемую систему. Он рассчитан на свободную предпринимательскую деятельность с участием государства в качестве регулирующего органа. Однако, сведя реформы на селе к либерализации цен и производства, реорганизации и приватизации сельскохозяйственных предприятий, широкой фермеризации, государство практически полностью свернуло инвестиционную и финансовую поддержку АПК, его материальное и техническое обеспечение, отстранившись тем самым от функции экономического регулирования аграрного сектора.

Выявлено, что отдельно взятый сельский товаропроизводитель чаще всего не является конкурентоспособным субъектом рынка, не располагает достаточными финансовыми ресурсами для содержания маркетинговой службы, его усилия сконцентрированы на технологических вопросах производства и жизнеобеспечении всего хозяйства. Поэтому его участие в вертикальной и горизонтальной маркетинговых системах позволит решить основные проблемы, так как ее участники функционируют как единый организм, координируя свою деятельность во всех сферах производства и сбыта.

Рассмотрим опыт деятельности горизонтальной маркетинговой системы сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива «Союз» Краснокутского района Саратовской области, который был создан в апреле 1999 г. Он имеет зерновое направление.

Целью создания кооператива было объединение фермеров, которое позволило бы проводить ценовую политику в их интересах, а поскольку заказчики работают в основном с большими партиями зерна, то появляется возможность предварительного формирования таких партий с последующей отправкой по железной дороге. Одной из целей организации кооператива было создание конкурента по отгрузке зерна Краснокутскому элеватору, который в то время являлся монополистом по оказанию этого вида услуг и установил на них непомерно высокие цены. Поэтому назрела необходимость построить железнодорожный пункт отгрузки зерна, который включал бы в себя проведение лабораторных анализов зерна, взвешивание поступающих партий на современных электронных автомобильных весах, хранение зерна на мини-элеваторе-хранилище, очистку зерна от примесей.

Первоначально в СПСК «Союз» вошли 14 кре-стьянско-фермерских хозяйств, имеющих в обработке 14 600 га земли. В настоящее время его членами являются 56 хозяйств, а обрабатываемая площадь составляет 47 548 га, или 26,5% площади сельхозугодий Краснокутского района. Кроме членов СПСК его услугами пользуются и производящие сельхозпродукцию предприятия различных форм собственности как Краснокутского, так и Питерского и Советского районов.

Паевой взнос члена кооператива составляет 5 118,6 тыс. р., и он постоянно пополняется за счет дополнительных взносов на строительство и расширение материально-технической базы.

Сбор зерна осуществляется на основании договоров о поставке зерна в кооператив, которые заключаются дирекцией СПСК и главами К(Ф)Х ежегодно. Согласно уставу, члены кооператива обязаны реализовывать через СПСК «Союз» не менее 50% произведенной продукции.

За качественный анализ партии зерна, поставляемого в кооператив, лаборатория несет ответственность перед его членами, а за качество зерна, отправляемого вагонами, отвечает перед Госхлебинспекцией и покупателями. Необходимо отметить, что для своих членов все услуги кооператив осуществляет по льготным расценкам, за счет грамотно организованной работы.

Несмотря на то, что вся деятельность кооператива сориентирована на рынок, отдела маркетинга здесь не существует, хотя имеются специалисты по сбыту и снабжению, которые занимаются маркетинговой деятельностью и пытаются конструктивно взаимодействовать. Поэтому при разработке предложений по совершенствованию структуры управления нами предусмотрен постепенный переход от совмещения отдельных маркетинговых функций специалистов к созданию отдела маркетинга.

Продажа зерна кооперативом увеличивалась по годам: если в 1999 г. было продано 1 448,2 т зерна, то в настоящее время реализуется более 20,0 тыс. т, оказывается услуг по погрузке около 20,0 тыс. т. В целом снабженческо-сбытовой кооператив является маркетинговой системой, так как его деятельность ориентирована на изучение конъюнктуры рынка, выявление каналов реализации и т. д., о чем говорит ежегодный рост коммерческих расходов, приносящих увеличение прибыли.

Успешная деятельность кооператива обусловлена факторами, вытекающими из принципов его организации. Во-первых, стимулирование продаж осуществляется за счет более высоких закупочных цен на зерно (на 15-25% выше, чем в среднем по области). Это стало возможным благодаря исключению ряда посредников. СПСК «Союз» тесно сотрудничает с Ленинградской продовольственной корпорацией, используя авансирование на предварительную оплату за закупаемое зерно, что крайне важно для создания оборотных средств у фермеров. Прибыль создается за счет оказания услуг сторонним лицам по погрузке зерна в вагоны и его отправке.

Сельскохозяйственные потребительские снаб-женческо-сбытовые кооперативы уверенно начинают занимать свои позиции на рынке сельхозпродукции и услуг. Так, в Саратовской области из 47 потребительских кооперативов 6 выполняют снабжен-ческо-сбытовые функции, из них 3 специализируются на реализации зерна и снабжения К(Ф)Х материально-техническими ресурсами.

Резюмируя опыт отдельных предприятий и различных объединений сельских товаропроизводителей, можно сделать вывод об их дальнейшем развитии как функционально значимых структурных элементах продовольственного рынка.

ОПЫТ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СБЫТОВЫХ КООПЕРАТИВОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

О.В. Лылова, к.э.н., доц. Российского государственного гуманитарного университета

В начале 90-х гг. в нашей стране произошли широкомасштабные социально-экономические преобразования, выразившиеся в формировании основ рыночного хозяйства во всех сферах экономической деятельности, в том числе и в аграрно-про-мышленном комплексе. При этом реконструкция сложившейся системы хозяйствования повсеместно сопровождалась спадом промышленного и аграрного производства, разрушением сложившихся технологических и экономических связей между предприятиями, сокращением товаропотоков. Так, к началу 2000-х гг. объемы сельскохозяйственных угодий сократились на 30%, доля убыточных хо-

зяйств составляла около 35%, инвестиции в эту сферу были незначительны и производились, в основном, из собственных средств предприятия. За годы проведения реформ произошли значительные структурные преобразования в отрасли. Так, благодаря распространению частных форм хозяйствования на селе основные товаропроизводители сейчас представлены крупными реформированными предприятиями ТОО, АО, фермерскими хозяйствами (К(Ф)Х) и хозяйствами населения (ХН). На 1 января 2003 г. в сельском хозяйстве России функционировало 24,2 тыс. крупных и средних сельскохозяйственных организаций, 264 тыс. кре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.