образование обучающихся; аттестация обучающихся; учебно-методическое обеспечение образовательного процесса; информационное, финансовое и материальное, правовое обеспечение; маркетинг образовательных услуг; поиск новых форм работы; мониторинг образовательных процессов и др.
Осуществление функций управления — процесс комплексный. Каждая функция выполняется во взаимодействии со всеми остальными, и ни одна не выполняется независимо от других. В то же время каждая функция реализуется автономно.
Таковы основные системообразующие элементы хореографического образования, их характеристики, свойства и порядок взаимодействия.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Афанасьев В. Г. Системность и общество.—М.: Политиздат, 1980.
2. Балет. Энциклопедия. —М.: «Советская энциклопедия», 1981.
3. Исаков В. М. Хореографический вуз как нетиповое учебное заведение. — СПб: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2011.
4. Бухаров Г. Д. Системы образования: учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
5. Ваганова А. Я. Основы классического танца. — СПб, 2000.
6. Макарова Н. Биография в танце. — М.: Артист, Режиссер, Театр, 2011.
In article the essence, structure and functions horeografichesky education is formulated and is shown that it is a cultural and educational phenomenon. The main non-standard line of this phenomenon consists that future ballet dancer should create from the body in the course of training the professional efficient tool and seize it in addition to other knowledge, abilities, skills and competences.
Key words: choreographic education, cultural and educational phenomenon, professional tool, essence, structure, functions.
А. В. Казачек, А. А. Сартакова
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ОТБОРА И ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
Проблема ежегодного количественного и качественного набора в профессиональные хореографические учебные заведения породила необходимость поиска новых путей ее решения. Новизна работы заключается в том, что впервые данная проблема рассматривается более детально по сравнению с предыдущими обращениями к этой теме. На примере комплекса мероприятий, осуществляемых Новосибирским государственным хореографическим колледжем, можно проследить, что подготовка детей к поступлению происходит не только посредством развития физических данных.
Ключевые слова: прием студентов, подготовка студентов, прослушивание.
Еще совсем недавно на приемные экзамены в профессиональные хореографические учебные заведения (училища, колледжи, академии) приходило огромное количество детей. В результате жесткого конкурсного отбора удавалось сформировать классы, во многом отвечающие необходимым требованиям профессионального обучения. За последние годы в силу ряда причин, обусловленных сменой ценностных приоритетов в обществе, престиж профессии артиста балета заметно упал, вызвав нежелание многих родителей, в первую очередь родителей мальчиков, отдавать своих детей «в такую трудную, нестабильную, несерьезную и т. д.» профессию. Однако даже у детей, приходящих на вступительные экзамены, совокупность функциональных данных часто не отвечает профессиональным критериям. Проблема отбора и подготовки детей в профессиональные хореографические учебные заведения стала очень актуальной, особенно на периферии.
Необходимость появления подготовительного отделения была продиктована заинтересованностью педагогов в том, чтобы дети, желающие профессионально учиться балету, проверили
свои возможности и прошли определенный подготовительный этап для лучшего усвоения программы по классическому танцу при дальнейшем обучении. Основным направлением деятельности являлось развитие физических данных детей, необходимых для занятий классическим танцем, а также развитие музыкальности, чувства ритма, артистизма и индивидуальности.
Со временем практика показала, что одного только развития физических данных недостаточно, так как проблема раннего определения профессиональной пригодности к исполнительству в балетном искусстве не ограничивается только физиологической составляющей, не менее важно обращать внимание на социально-педагогический и медико-психологический аспекты.
Учитывая все вышеизложенное, назрела необходимость систематизировать работу подготовительного отделения в профессиональном хореографическом учебном заведении и наметить приоритетные направления его деятельности.
Цель — сформировать качественный набор в 1/5 класс.
Задачи и направления деятельности:
1. Осуществлять поиск и отбор детей по функциональным профессиональным и физиологическим данным (выворотность ног в тазобедренном суставе, подъем стопы, шаг, гибкость, прыжок и т. д.) и внешним сценическим данным.
2. Знакомить родителей детей, прошедших отбор, со спецификой обучения в профессиональном хореографическом учебном заведении и перспективами получения их ребенком профессии артиста балета, формировать и поддерживать устойчивый интерес к балету как виду искусства, к лучшим образцам классического наследия и современности.
3. Развивать функциональные профессиональные и физиологические данные детей, их музыкально-ритмические способности, координацию, артистизм, индивидуальность, необходимые для успешного поступления и адаптации к последующему обучению.
4. Использовать оригинальные и эффективные методики психологической диагностики детей, определения их эмоцио-
нальности, темперамента, способности к творчеству, мотивации и психологической готовности к обучению искусству балета.
5. Осуществлять мониторинг и контроль качества процесса обучения детей, отслеживать динамику развития каждого ребенка в физическом, творческом и личностном плане, рекомендовать или не рекомендовать к поступлению в профессиональное хореографическое учебное заведение.
Перед тем, как более подробно остановиться на содержании основных направлений деятельности подготовительного отделения, следует сказать о том, что выбор этих направлений был сделан с учетом «компетентностного подхода — одного из актуальных на сегодняшний день способов построения новой образовательной парадигмы» [1, с. 28].
При разделении понятий «квалификация» и «компетенция» перед образовательным учреждением ставится задача выпустить не просто квалифицированного, а высококомпетентного специалиста, который, помимо владения профессией, должен бережно относиться к историческому и культурному наследию, владеть культурой мышления, быть способным к восприятию информации из различных источников, постановке цели и выбору путей ее достижения, иметь развитые коммуникативные и личностные качества, способность работать и взаимодействовать в коллективе, в том числе в процессе обучения на занятиях, с партнерами по танцу, иметь реалистические представления о проблемах и трудностях профессии, готовность к внутреннему постижению музыкально-хореографического произведения, стремление к знаниям и наличие потенциала к художественно-творческой деятельности и т. д. и т. п.
На стадии подготовки к поступлению, используя различные методы и приемы работы с детьми и их родителями, можно проверить восприимчивость и готовность каждого ребенка к будущему обучению не только в профессиональном плане, но и в со-циально-личностном и общекультурном.
В Новосибирском государственном хореографическом колледже деятельность подготовительного отделения по осуществлению поиска детей не ограничивается только информирова-
нием населения (реклама в СМИ, письменная рассылка руководителям учреждений дополнительного образования, посещение хореографических фестивалей и конкурсов), но включает также активный поиск в общеобразовательных учебных заведениях по месту их расположения. Сначала проводится предварительный экспресс-просмотр, в основном только по внешним данным детей 7-10 лет (учащихся 1-4 классов). Дети с хорошими внешними данными приглашаются в хореографический колледж для детального просмотра по всем параметрам. Дети, отобранные в ходе этого просмотра, допускаются до занятий на подготовительном отделении. В дальнейшем, до экзаменационного просмотра, ребенок проходит еще несколько промежуточных просмотров, на которых определяется степень совершенствования его профессиональных данных в сравнении с начальным уровнем. На стадии разработки находится авторская методика выявления детей 7-11 лет, способных к профессии артиста балета, а также курс «Введение в профессию артиста балета учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы на базе подготовительного отделения НГХК» и требования по его усвоению (диагностика результатов обучения).
Необходимость в проведении поэтапной просветительско-разъяснительной работы с родителями, формировании их уважительного отношения к профессии, которой, возможно, в будущем овладеют их дети, возникла по причине того, что круг интересов многих родителей зачастую ограничивается социально-бытовыми и профессионально-прикладными проблемами и очень далек от культурно-художественной среды, танца, театра, музыки. Знакомство родителей с искусством, как одним из важнейших элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности, искусством танца вообще и классического балета в частности — это одно из важнейших направлений деятельности подготовительного отделения.
Следует отметить, что работа с родителями не менее значима, чем работа с детьми, так как семья непосредственно участвует в формировании ценностных ориентаций и художествен-
ного вкуса у ребенка, способствует усвоению эстетических, морально-нравственных норм.
На начальном этапе с родителями детей, рекомендованных для обучения на подготовительном отделении, проводились разъяснительные беседы, просмотр DVD-дисков с подборкой культурно-образовательных программ, образцов классического наследия, номеров современных направлений хореографии и фрагментов выступлений звезд мирового балета, в том числе выпускников НГХК — Семена Чудина, Олега Габышева, Анны Цыганковой и др.
В дальнейшем родители обучающихся в ДБС детей привлекались к совместной с ребенком работе над выполнением персональных домашних заданий, полученных от педагогов в течение учебного года и на лето. Детям раздавались DVD-диски с программой гимнастики и CD-диски с подборкой музыки для свободной импровизации. Приветствовалось и настоятельно рекомендовалось посещение музыкальных и драматических театров, филармонических концертов, музеев с последующим обсуждением увиденного и обменом впечатлениями сначала в кругу семьи, а затем на собраниях родителей и занятиях детей.
Были случаи, когда родители одаренных детей сомневались в необходимости профессионального обучения искусству балета, но, переработав большое количество новой интересной и полезной информации, получив подробные ответы на волнующие их вопросы, меняли свою точку зрения.
Понимание родителями специфики требований и процесса обучения в ДБС (в дальнейшем в НГХК) позволяет им оказывать ребенку моральную поддержку в проблемных моментах, в случае отчисления из ДБС (НГХК) не драматизировать ситуацию, а в случае успешного обучения всесторонне способствовать становлению творческой личности и карьерному росту.
«Для того чтобы человек был здоровым и счастливым, ему надо самоактуализироваться, т. е. проявляться в том, к чему его предназначила природа. В понимании и представлении американского психолога А. Маслоу, творческий человек и самоактуализирующийся являются синонимами» [2, с. 124].
Если родители будут препятствовать желанию одаренного ребенка сделать танец своей профессией, то рискуют вырастить человека несчастного, нереализованного. И наоборот, если родители настаивают на продолжении обучения искусству балета, а ребенок не может или не хочет — это также лишает его самоактуализации в другом виде деятельности. Поддержка и понимание родителей важны и для детей, и для педагогов, так как создают благоприятные условия для процесса обучения.
На занятиях в ДБС развитие функциональных профессиональных и физиологических данных, координации движений, укрепление мышц, развитие силы и выносливости происходит путем выполнения определенного комплекса упражнений хореографической гимнастики, а развитие танцевальности, музыкально-ритмических способностей, артистизма, индивидуальности осуществляется во время выполнения творческих заданий и на занятиях по джаз-танцу. Уроки классического танца в ДБС не проводятся.
Основная цель всех практических занятий — подготовка детей к успешному поступлению и адаптация к последующему обучению.
Достижение этой цели происходит при решении следующих задач: развитие силы и эластичности мышц, связочного аппарата, подвижности суставов, гибкости позвоночника, развитие координации, вестибулярного аппарата, высоты и легкости прыжка, общей пластики и точности движений.
Все дети при зачислении в ДБС проходят необходимый предварительный отбор, на котором определяются природные физические данные каждого ребенка. Эти показатели у всех детей разные, и хореографическая гимнастика призвана улучшить их до максимально высокого уровня профессиональных требований, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Занимаясь хореографической гимнастикой, обучающиеся постепенно уравновешивают недостаточность данных и совершенствуют их. Существует огромное разнообразие физических упражнений и методов применения комбинаций различных дви-
жений. «Правильные способы подбора упражнений оказывают положительное воздействие на организм ребенка, способствуют развитию двигательного аппарата и наделяют необходимыми двигательными навыками» [3, с. 187].
Из множества упражнений, существующих для развития профессиональных данных танцовщика, каждый педагог, основываясь на своем опыте, выбирает наиболее эффективные, которые за минимальное время позволяют добиться максимальных результатов.
Но даже хорошие физические данные, «телесная способность» не гарантируют успешного профессионального обучения. Творческие способности, танцевальность, артистизм не проявляются во время исполнения физических упражнений. Занятия джазовым танцем включены в программу подготовительного отделения для развития координации, музыкальности, танцевальности, артистизма. Выполнение творческих заданий призвано обнаружить у ребенка творческие способности или их отсутствие.
При определении способностей ребенка к профессиональному обучению искусству балета не менее чем физические данные важны его психические качества и психологическая готовность. Выявлению этих важных составляющих помогают методы психологической диагностики. Результаты психологического тестирования являются особенно значимыми, когда поступление ребенка по совокупности физических и функциональных данных вызывает сомнение. В этом случае его сильнейшая мотивация, волевые качества, выносливость и трудолюбие играют решающую роль. И наоборот, если психологическая диагностика выявила низкую мотивацию, низкую заинтересованность, отсутствие темперамента, то ребенок не получает рекомендации к зачислению.
Чтобы оптимизировать процесс и улучшить качество подготовки детей, обучающихся в ДБС, методистами подготовительного отделения НГХК осуществляется мониторинг и контроль качества процесса обучения детей, отслеживается динамика развития каждого ребенка в физическом, творческом
и личностном плане, осуществляется координация работы преподавателей и вносятся изменения с учетом современных требований к артистам балета. Кроме систематических занятий дети и педагоги посещают семинары и мастер-классы преподавателей современных направлений танца: contemporary, jazz, modern.
Комплекс мероприятий по выявлению и подготовке одаренных детей к поступлению в НГХК начал осуществляться с 2009-2010 учебного года.
За этот период был проведен предварительный экспресс-просмотр 1409 детей 7-11 лет. К сожалению, очень малый процент этих детей оказался «профпригодным». 90 % от общего количества либо не подошли по физическим данным, либо отказались от обучения профессии артиста балета. Тем не менее, после первых просмотров было сформировано две группы детской балетной студии (ДБС) — всего 28 детей, обучающихся на подготовительном отделении НГХК. В мае 2010 года в ДБС обучалось уже 44 девочки и 40 мальчиков. В НГХК поступило 2 девочки и 10 мальчиков из ДБС при плановом наборе 10 девочек и 10 мальчиков. Таким образом, набор мальчиков в 1/5 класс был на сто процентов осуществлен ДБС.
За 2010—2011 учебный год, с учетом накопленного опыта, удалось осуществить просмотр около четырех с половиной тысяч детей — учащихся начальных классов общеобразовательных школ. 42 ребенка стали обучаться в ДБС и претендовать на поступление в НГХК. В итоге из них поступили 14 мальчиков и 11 девочек, то есть плановый набор 2011 года был перевыполнен.
В 2011-2012 учебном году около тысячи двухсот детей побывали в качестве зрителей на одиннадцати концертах студентов НГХК — это примерно треть всех отобранных учащихся начальных классов общеобразовательных школ, приглашенных в НГХК для детального просмотра. Всего в ДБС обучались 160 детей, из них 60 человек — ученики 4-х классов общеобразовательных школ. Абитуриентами стали 42 человека. 11 мальчиков и 9 девочек поступили в НГХК, 2 мальчика —
в Красноярский хореографический колледж, один — в Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой.
Проведение комплексных мероприятий по выявлению и подготовке одаренных детей к поступлению в НГХК продолжается. Руководство подготовительного отделения заинтересовано в том, чтобы все дети, прошедшие обучение в ДБС, не только поступили в профессиональное хореографическое учебное заведение и успешно его закончили, но постоянно стремились к своему профессиональному и личностному совершенствованию .
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Фомкин А. В. Проект актуального набора компетенций бакалавров для ФГОС ВПО третьего поколения направления подготовки 070300 Хореографическое искусство // Вестник Академии Русского балета. — СПб, 2008 №1 (19).
2. Самылов Д. Г. Психология и развитие личности в хореографии: психология творца, художника и исполнителя // Вестник Академии Русского балета. — СПб, 2010 №1 (23).
3. Нетужилова Н. А. Методические основы гимнастической подготовки будущих артистов балета // Вестник Академии Русского балета. — СПб, 2008 №2 (18).
The issue of annual qualitative enrollment of students to professional ballet educational institutions has generated necessity to search for new solutions of meeting this challenge. The novelty of the research is that for the first time the issue considered is given a more detailed approach as compared to the previous attempts of addressing the same theme. The solutions developed at the Novosibirsk State Choreographic College will illustrate the process of preparing students for joining the institution and show that the success will depend not just of the students' conformation.
Key words: enrollment of students, preparing students, joining the institution, conformation, audition.