Научная статья на тему 'Опыт формирования кластерных агломераций в Китае'

Опыт формирования кластерных агломераций в Китае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
654
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕРНАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ КЛАСТЕРНЫХ АГЛОМЕРАЦИЙ / CLUSTERING AGGLOMERATION / DEVELOPMENT MODEL OF CLUSTER / STATE POLICY IN THE FIELD OF CREATION OF CLUSTERING AGGLOMERATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесников А. В.

В статье рассматривается опыт формирования кластерных агломераций в Китае. Основная идея статьи заключается в обобщении двадцатилетней практики создания центров промышленных технологий в Китайской Народной Республике с целью выявления организационных и экономических закономерностей. Полученные в результате анализа данные целесообразно редуцировать на отечественные условия на предмет их реализации в практике управления российскими кластерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience in the cluster agglomerations formation in China

This article deals with the experience of clustering agglomerations forma-tion in China. The main idea of the article is the synthesis of twenty years’ prac-tice of the industrial technologies centers foundation in the Chinese national re-public in order to reveal the organizational and economic patterns. The data ob-tained as the analysis result is to transfer on domestic conditions for their reali-zation in Russian clusters management practice.

Текст научной работы на тему «Опыт формирования кластерных агломераций в Китае»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

А. В. Колесников, канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента, Московская академия экономики и права, г. Москва, Россия, [email protected]

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРНЫХ АГЛОМЕРАЦИЙ

В КИТАЕ

Успех китайских экономических реформ во многом связан с особенностями избранной тактики — постепенным осуществлением реформ, синхронностью экономических и политических преобразований, умелым идеологическим их обеспечением. В этом смысле позитивные наработки китайского опыта имеют универсальное значение. В то же время необходимо учитывать качественные отличия китайской экономики от экономик большинства европейских постсоциалистических стран. Незавершенный характер индустриализации сделал возможным в КНР формирование негосударственных укладов экономики не на базе государственного сектора, а наряду с ним.

Создание свободных экономических зон (СЭЗ) было инициировано ЦК КПК в середине 1979 г. При этом официально им придавался статус реального механизма проведения открытой внешнеэкономической политики, рассчитанной на активное развертывание научно-технического сотрудничества, производственной кооперации и привлечение иностранных инвестиций.

Помимо создания льготного инвестиционного климата для иностранного капитала, китайское руководство пошло на значительные финансовые расходы по созданию инфраструктуры зон, готовясь к приему инвесторов. При этом использовались не дотационные, а возвратные формы

финансирования — льготные займы государственных банков (на 7-10 лет под 4 % годовых)1. Кредиты государственных банковских учреждений выдавались под конкретные проекты зон с разработанными технико-экономическими обоснованиями. Большинство зон получило право в течение 5-8 лет аккумулировать в своем бюджете платежи предприятий-участников. К настоящему времени большая часть зон уже накопила средства для расчетов по полученным займам.

Важной движущей силой СЭЗ стало внедрение в их хозяйственный механизм принципов рыночного регулирования. Каждая из этих СЭЗ получила право принимать по экономическим вопросам свое собственное законодательство, независимо от провинциального правительства.

Во всех этих зонах предоставлялись: пониженная ставка налога на прибыль предприятий — 15 %, в то время как общенациональная ставка налога составляет 33 %, беспошлинный ввоз товаров для производства экспортной продукции и ее последующего вывоза за рубеж, льготная аренда земли и объектов инфраструктуры. Эти зоны являлись закрытыми территориями, для въезда в них китайцам необходимо было иметь специальное разрешение.

В 1980-е гг. было создано 32 зоны экономического и технического развития (ЗЭТР). ЗЭТР существуют практически во всех основных городах северной части

страны, а также в более мелких прибрежных районах. Для них выделяют специальные территории (анклавы), на которых действуют автономные органы управления и введены льготы для иностранного капитала.

Налоговые льготы в отношении инвестиций со сроком капиталовложений, превышающим 10 лет, состоят в применении 15 %-ной ставки налога на прибыль (в то время как общенациональная ставка этого налога составляет 33 %), со сроком действия менее 10 лет — в размере 24 %-ной ставки данного налога. Налоговые льготы притягивают в эти зоны иностранных инвесторов. Число совместных предприятий в них исчисляется тысячами, а объем привлекаемых финансовых ресурсов достигает нескольких миллиардов долларов.

Главная задача ЗЭТР, в отличие от специальных экономических зон, — стимулирование научно-технического прогресса, развитие современной наукоемкой промышленности и на этой основе увеличение экспорта, расширение других видов внешнеэкономического сотрудничества, в том числе научно-технического обмена.

Одной из наиболее динамично развивающихся ЗЭТР стала «Ма-вей» (г. Фуч-жоу). Она имеет территорию 4,4 кв. км, на которой расположен ряд промышленных предприятий, морской порт. В ее развитие вложено 110 млн. $, построено 18 предприятий, в том числе 8 совместных предприятий (СП), район поддерживает связь с 20 государствами.

В 1990-е гг. китайское правительство предпринимает усилия по расширению привлечения прямых иностранных инвестиций в экспортные производства, но при этом наибольшие преференции предоставляет проектам с новыми передовыми технологиями. Именно эти проекты получают особые налоговые и другие льготы. Политика руководства Китая ориентирует переход зон на самофинансирование с целью внесения своей лепты в доход государства.

Продолжая реформирование плановой экономики, КНР активно осуществляла стратегию подъема страны в опоре на науку и образование. В качестве основных направлений развития науки и техники была принята следующая модель: инновационные исследования, обслуживающие экономическое строительство и социальное развитие, внедрение высоких технологий и создание высокотехнологичных отраслей. Одним из основных инструментов реализации этой модели явилось создание технико-внедренческих зон (ТВЗ), которые в Китае называют зонами развития новой и высокой технологии. Первая такая зона был создана в 1985 г. на территории СЭЗ «Шеньчжень». На сегодняшний момент в Китае насчитывается 53 ТВЗ, из которых 27 имеют государственный статус.

Методы привлечения инвестиций и технологий здесь основаны на принципе «убывающего протекционизма»: первые 2 года компаниям предоставляются налоговые каникулы; далее, в течение 3 лет ставка налога на прибыль составляет 7,5 %; последующие 3 года — 15 %, затем льготный период завершается.

Исключительно большое значение имеет методология разделения рисков между высокотехнологичными компаниями и правительством. Конкретный механизм заключается в том, что правительство либо выплачивает до 50 % по кредиту, привлекаемому компанией, либо само предлагает ей льготный кредит. Такими льготами в равной мере могут пользоваться компании независимо от их формы собственности или происхождения капитала.

Несмотря на относительно короткий срок деятельности, ряд зон добились значительных успехов, среди которых можно назвать Пекинскую экспериментальную зону развития высоких технологий. Пекинский технопарк был образован в 1988 г. в районе Хайдань на территории общей площадью свыше 100 кв. км. На территории парка расположено около 50 высших учебных заведений,

В 1990-е гг. китайское правительство предпринимает усилия по расширению привлечения прямых иностранных инвестиций в экспортные производства, но при этом наибольшие преференции предоставляет проектам с новыми передовыми технологиями.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

130 научно-исследовательских институтов и лабораторий, в которых занято более 100 000 человек. Сейчас в зоне функционируют более 4 000 промышленных предприятий, в том числе около 550 с участием иностранных инвесторов. Освоено производство около 7 000 видов наукоемких изделий, из которых более 350 удостоены международных и государственных премий за изобретения. Валютные доходы парка от экспорта продукции за 10 лет возросли более чем в 70 раз и превысили 220 млн. $.

Рассмотрим подробнее опыт Вэйхай-ского технопарка, расположенного на востоке Китая на побережье Желтого моря, который был основан в 1991 г. по совместному решению Министерства науки и технологий, властей провинции Шандунь и муниципалитета г. Вэйхая и рассматривается в КНР как ведущий национальный центр индустриализации и коммерциализации новых и высоких технологий. Технопарк занимает площадь в 120 кв. км и включает 31 производственное предприятие, выпускающее наукоемкую конкурентоспособную продукцию и 2 бизнес-инкубатора площадью 170 000 кв.м., где 100 инновационных компаний «выращивают» около 2 000 научно-технологических проектов, имеющих коммерческую перспективу и потенциал роста.

Активы технопарка и его инфраструктура — земля, здания и сооружения, современные и развитые транспортные, информационные и телекоммуникационная сети, а также сервисные структуры — центр привлечения инвестиций в коммерциализацию НИОКР, центр обмена технологиями и результатами НИОКР с зарубежными странами, центр защиты интеллектуальной собственности и патентования, центр исследования рынка, центр подготовки и переподготовки кадров, выставочный комплекс мирового класса — принадлежат государству.

Основная задача технопарка — индустриализация и коммерциализация новых и высоких технологий и распоряжение инновациями в целях повышения конкурен-

В бизнес-инкубаторе «выживают» примерно 10-15 % проектов, остальные терпят коммерческую неудачу и ликвидируются.

тоспособности национальной промышленности. Администрация парка и созданный при ней экспертный совет производят отбор проектов с высоким коммерческим потенциалом и перспективой увеличения производства конкурентной наукоемкой продукции. «Выращивание» таких проектов в бизнес-инкубаторах технопарка производится с целью увеличения прибыли, налоговых платежей и внешнеторгового оборота. В функции администрации входит сдача в аренду объектов недвижимости и предоставление сервисных услуг предприятиям, а также проведение установленной государством для предприятий технопарка политики преференций. Период пребывания в бизнес-инкубаторе ограничен и, как правило, не превышает трех лет, после чего успешные в коммерческом отношении проекты переходят в категорию производственных фирм, которые выплачивают налоги и дивиденды, в том числе технопарку, если он находится в составе акционеров. В бизнес-инкубаторе «выживают» примерно 10-15 % проектов, остальные терпят коммерческую неудачу и ликвидируются, а технопарк несет убытки.

Технопарк проводит политику преференций по отношению к производственным предприятиям, которые остаются в его составе. Решение о преференциях принимается администрацией с учетом рекомендаций экспертного совета по критериям высоко-технологичности и наукоемкости выпускаемой продукции, конкурентоспособности, экспортному потенциалу, участию зарубежных инвесторов, ожидаемому темпу роста рентабельности и рынка. Парк стимулирует повышение квалификации работников своих предприятий в учебных центрах соответствующего профиля.

Политика преференций, которую проводит технопарк по отношению к предприятиям на своей территории, заключается в следующем:

— компании с подтвержденным высокотехнологичным статусом или производственные компании с иностранными ин-

вестициями могут вернуть в производство 15 % выплаченных налогов;

— производственные компании с иностранным капиталом и периодом производства более 10 лет в первые 2 года после получения первой прибыли освобождаются от налогов, с третьего по пятый год выплачивают половину налогов;

— для экспортоориентированных компаний с иностранным капиталом, у которых период отмены и снижения налогов закончился, налог может быть снижен вполовину, если в течение года 70 % общей продажи приходится на экспорт. Если предприятие вложило в производство 15 % налога, возвращенного ему по вышеприведенным условиям, уровень налога может быть понижен до 10 % от полного;

— компаниям с иностранным капиталом и передовыми технологиями, у которых период отмены или снижения налогов закончен, если они остаются аккредитованными технопарком как высокотехнологичные предприятия, могут быть добавлены три года периода снижения налога наполовину;

— для проектов с базовыми технологиями, основанными на новых знаниях, или для проектов с величиной иностранных инвестиций более 30 млн. $. и длительным периодом окупаемости, или для производственных проектов, касающихся энергоресурсов, транспортного либо портового строительства, после принятия этих проектов технопарком налог может быть снижен до 15 % от полного;

— для совместных с зарубежными фирмами проектов, относящихся к строительству или реконструкции портов, с периодом реализации более 15 лет по решению налогового ведомства в первые пять лет после получения первой прибыли налог может быть отменен, а с шестого по десятый год уменьшен наполовину;

— если иностранный инвестор инвестирует свою прибыль, полученную от предприятия, непосредственно в это предприятие или основывает на эту прибыль другие предприятия с периодом работы в технопарке более пяти лет, то после

В настоящее время китайский подход к региональному развитию, основанный на кластерах, находит все большее понимание и в России.

одобрения администрацией этих вложений 40 % начисленных налогов на реинвестированную прибыль ему могут быть возвращены.

В период до 2020 г. основные экономические показатели технопарка, как ожидается, ежегодно будут увеличиваться не менее чем на 40 %. Государство увеличивает территорию парка на 80 кв.км., где планируется разместить десять центров освоения новых и высоких технологий.

На высокотехнологичные кластеры Китая приходится около 3,5 % ВВП страны, что, естественно, не может не отразиться благоприятно на экономике всей КНР. Об эффективности зональной политики Китая свидетельствует также тот факт, что через зоны к настоящему времени в страну пришло свыше 60 % всех иностранных инвестиций.

После провозглашения курса на развитие социалистической рыночной экономики с китайской спецификой, 4 города — Сямынь, Чжухай, Шэньчжэнь и Шаньтоу, а затем и остров Хайнань — были провозглашены специальными экономическими зонами (СЭЗ). Затем последовало объявление 14 приморских городов, четырех регионов в устьях рек Чжуцзян и Янцзы, а также юго-востока провинции Фуцзянь и района Бахайского залива открытыми экономическими зонами (ОЭЗ). В этих зонах были установлены налоговые и инвестиционные льготы с целью привлечения иностранного капитала и современных технологий, а также распространения передовых и эффективных методов управления. Успешное развитие экономики СЭЗ и ОСЗ способствовало эффективному росту промышленности всей страны.

Анализ показал, что после начала преобразований темпы роста промышленного производства заметно ускорились. Китайские предприятия, ранее успешно развивающиеся в сфере легкой и пищевой промышленности, все более активно проявляли себя в области производства машин и оборудования. В частности, китайские легковые автомобили, грузовики и автобусы становятся все более за-

. ДИСКУССИЯ журнал научных публикаций ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таблица 1 Типы кластеров и их размещение в КНР

Тип кластера Типичные кластеры в КНР

Традиционные кластеры кластеры в Вэньчжоу, Чжэцзян, Шаосин

Экспортоориентированные кластеры кластеры в Шэньчжэнь, Гуандун

Кластеры, ориентированные на ресурсную базу добыча полезных ископаемых в Цюаньчжоу, Цзиньцзян, кластеры в Фуцзянь, кластер по производству фарфора Таньшан, кластер в Хэбэй

Кластеры, ориентированные на рыночный спрос кластер по производству одежды в Чжэнчжоу, кластеры в Хэнань, Хунань, Чжучжоу

Крупнейшие кластеры кластеры Синьсиан, Хэнань, Чанчжоу, Цзянсу

Высокотехнологичные кластеры кластеры в Чжунгуаньцюнь, Чжанцзян, Шанхай

метными на рынках развивающихся стран. Аналоги западного оборудования, произведенные в Китае, также постепенно расширяют свою рыночную нишу2.

Типы кластеров, их специализация и размещение в Китае показаны в табл. 1.

В настоящее время в КНР уже создано более 1 300 индустриальных и инновационных кластеров. В их системе занято более 560 000 научных и инженерных работников (в том числе более 52 000 магистров, более 9 000 PhD), а также У всех выпускников колледжей (1,33 из 4 млн.).

В составе инновационных кластеров работают более 250 бизнес-инкубаторов инновационных и высоких технологий. Наиболее распространенными в Китае являются кластеры, состоящие из мелких и средних предприятий, занимающиеся производством трудоемкой продукции, а также экспортоориентированные и высокотехнологичные кластеры.

Основная отрасль, в которой активно формируются кластеры, это легкая промышленность (производство одежды, обуви, пластмасс).

Китайские технопарки можно отнести к категории «прикованных к государству» кластеров (stateanchoredcluster), потому что они открыты по инициативе государства. Хотя в мировой практике деятельность таких кластеров чаще привязана не столько к органам государственного или муниципального управления, сколько к крупным государственным предприятиям, университетам3.

Повышение роли кластеров в обеспечении инновационного развития промышленности КНР включает в себя решение таких

важнейших проблем, возникающих при их формировании как:

— отсутствие единой законодательной основы;

— слабые связи между предприятиями в кластерах;

— недостаток инновационных идей;

— недостаток высококвалифицированных кадров;

— отсутствие социальной роли кластера.

В Китае, в провинции Гуандун, автомобильный кластер формируется вокруг автосборочных заводов японских производителей Nissan, Honda и Toyota. Правительство Китая планирует инвестировать в этот проект порядка 6 млрд. долл. Автомобильный кластер в г. Гуанчжоу, провинции Гуандун, охватывающий также и соседние города Фошань, Шуньде, Дунгуан, в настоящее время занимает почти всю территорию провинции. Honda, Nissan и Toyota являются основными компаниями, разместившими свои производства в Гуанчжоу.

Nissan и крупнейший китайский автопроизводитель Dongfeng производят по совместному проекту легковые автомобили Sunny и Tiida. Производственные мощности Nissan располагаются в округе Хуаду рядом с г. Гуанчжоу. Изначально компания носила название DongfengMotorCorporation и включала в себя производственные единицы по выпуску легковых автомобилей, коммерческих автобусов, оборудования и комплектующих. В апреле 2005 г. компания изменила свое название и стала называться DongfengNissanDieselMotorCorporation. Корпорация также включает в себя подразделение по разработке инноваций и центр

по связям с общественностью. Из 72 поставщиков комплектующих для DongfengNissan 32 находятся в южном Китае вблизи Гуанчжоу. Они обеспечивают 70 % всех поставок комплектующих.

Многие компании, входящие в концерн Nissan, также перенесли свои производства на территорию Гуанчжоу в период с 2003 по 2005 гг. Среди них Hitachi UnisiaAutomotive (производство двигателей), KinugawaRubberIndustrial (производство каучука), Yorozu (производство модулей), CalsonicKansei (производство систем кондиционирования), FujiAutotech (производство автомобильных сидений), Kanto Autoparts (производство корпусов автомобилей) и др. Toyota и Guangzhou-Automobile также имеют совместное предприятие в Гуанчжоу. Toyota основала завод в индустриальной зоне Наньша и в 2006 г. начала производство легковых автомобилей Camry. Тринадцать из компаний-поставщиков Toyota первого уровня также располагаются в Наньша. Многие компании-смежники также находятся в г. Шуньде и Фошане около Наньша. Компании-поставщики второго и третьего уровней поставляют автозапчасти и комплектующие не только для корпорации Toyota, но также и для Nissan и Honda.

Руководство корпорации требует от своих компаний-поставщиков размещения производств в непосредственной близости — в Гуанчжоу. Также Toyota предъявляет довольно высокие требования к качеству и цене комплектующих. Поставщики обязаны закупать автокомпоненты у китайских производителей. Китайские компании-производители запчастей отвечают требованиям корпорации к качеству и цене и поставляют свою продукцию на автосборочные заводы совместно с японскими компаниями-поставщиками первого уровня. Большое число компаний, входящих в концерн Toyota, основали свои представительства в Гуанчжоу. В их числе ToyotaBoshokuFoshan (производство масляных фильтров), TakagiAutoParts (производство пластиковых компонентов), AisinSeikiAutomotive Parts (производство двигателей), DaiichiBussan (производство изоляционных материалов), FoshanMelxLeather (производство кожаных покрытий), KoyoLiohoAutomotiveParts (производство подшипников).

Китайская модель кластерных образований графически представлена на рис. 1.

Рис. 1. Китайская модель кластерных образований4

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что в настоящее время китайский подход к региональному развитию, основанный на кластерах, находит все большее понимание и в России. Дело в том, что эффективная реструктуризация бывших промышленных гигантов и территориально-промышленных комплексов требует глубокого взаимодействия между крупным, средним и малым бизнесом, их конструктивного сотрудничества с вузами и НИИ при безусловной поддержке государственных и местных органов власти. И здесь опыт формирования кластерных агломераций в Китае представляет для автора методологический интерес, позволяя достигнуть расширенного развития малого и среднего предприни-

мательства.

1. Лавров А. А. Особенности функционирования высокотехнологических кластеров в Китае и Японии // Электронная библиотека ТГУ — 2009. [Электронный ресурс] URL: http://sun.tsu.ru (дата обращения: 20.02.2012).

2. Ли Чунь. Формы обеспечения инновационного развития промышленности КНР. Автореф. дис. ... канд. экон. наук [Электронный ресурс] URL: http://www.rad.pfu.edu.ru (дата обращения: 20.02.2012).

3. Ли Чунь. Кластерный подход в инновационном развитии Китая // Российское предпринимательство. 2009. № 7. С. 16-22.

4. Алейникова И. С., Воробьев П. В., Исакидис В. А. и др. Модели организации региональных промышленных кластеров: обзор международного опыта // Центр региональных экономических исследований экономического факультета УрГУ. Серия «Аналитические доклады». Екатеринбург, 2008. № 2. С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.