Научная статья на тему 'Опыт формирования государственной стоматологической службы в региональном центре'

Опыт формирования государственной стоматологической службы в региональном центре Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
134
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / HE STATE STOMATOLOGIC SERVICE / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / CENTRALIZATION / КОНЦЕНТРАЦИЯ РЕСУРСОВ / CONCENTRATION OF RESOURCES / ЭФФЕКТИВНОЕ / EFFECTIVE / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЕ РАЗВИТИЕ / COMPETITIVE PROGRESS / СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ В ШАГОВОЙ ДОСТУПНОСТИ / STOMATOLOGIC SERVICES IN STEP-BY-STEP AVAILABILITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Викторов В.Н.

Представлен опыт формирования государственной стоматологической службы путем объединения стоматологических поликлиник города с населением более 400 тыс. человек в единое учреждение. Централизация позволила объединить и гибко использовать финансовые и материальные ресурсы, оптимизировать управление, повысить эффективность работы всех служб, что способствовало дальнейшему планомерному и поэтапному масштабному развитию объединения. На сегодняшний день это медицинская организация, включающая десять конкурентоспособных филиалов-поликлиник, отвечающих современным требованиям по дизайну помещений, техническому, технологическому и кадровому обеспечению. Объединение предоставляет полный комплекс стоматологических услуг в системе ОМС, ДМС и по хозрасчету гарантированного качества, безопасности и комфортности. Многофункциональная структура объединения, сформированные рабочие связи с региональными и российскими научными и учебными медицинскими центрами создали предпосылки для становления и дальнейшего развития на базе клиники стоматологического кластера региона. В настоящее время ресурсный потенциал объединения достиг такого уровня, который позволяет, продолжая ориентир на централизацию, перейти к следующему этапу ее реализации политике «централизованной децентрализации» созданию в системе объединения сети стоматологических микрополиклиник шаговой доступности, а также к разработке и выполнению собственных крупных социальных проектов в области профилактики стоматологических заболеваний у детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Викторов В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of forming public dental service in a regional centre

The experience of formation of public dental service by combining dental clinics in the city with a population of over 400 thousand people in a single institution. Centralization has allowed to consolidate and flexible use of financial and material resources to optimize the management, improve the work efficiency of all services, further systematic and phased development of large-scale enterprises. Today it is a medical organization consisting of nine competitive branches-clinics that meet modern requirements for design, engineering, technology and staffing. The Association provides a full range of dental services in the compulsory health insurance system, LCA and cost accounting, quality assured, safety and comfort. Multifunctional structure of the Association, formed working relationships with regional and national academic and academic medical centers created the preconditions for the formation and further development of the clinic of the dental cluster in the region. Currently, the resource potential of enterprises has reached such a level that allows continuing the reference to centralization, to move to the next stage of its implementation the policy of "centralized decentralization" to the enterprises network dental micropolygons walking distance, as well as the development and implementation of major social projects in the field of prevention of dental diseases in children and adolescents.

Текст научной работы на тему «Опыт формирования государственной стоматологической службы в региональном центре»



В. Н. Викторов,

к.м.н., главный врач АУ «Городская стоматологическая поликлиника» Минздрава Чувашии, г. Чебоксары, Viktorov.gspcheb@yandex.ru

опыт формирования государственной стоматологической службы в региональном центре

УДК 616.99

Викторов В. Н. Опыт формирования государственной стоматологической службы в региональном центре

(АУ «Городская стоматологическая поликлиника» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, г. Чебоксары, Россия)

Аннотация. Представлен опыт формирования государственной стоматологической службы путем объединения стоматологических поликлиник города с населением более 400 тыс. человек в единое учреждение. Централизация позволила объединить и гибко использовать финансовые и материальные ресурсы, оптимизировать управление, повысить эффективность работы всех служб, что способствовало дальнейшему планомерному и поэтапному масштабному развитию объединения. На сегодняшний день это медицинская организация, включающая десять конкурентоспособных филиалов-поликлиник, отвечающих современным требованиям по дизайну помещений, техническому, технологическому и кадровому обеспечению. Объединение предоставляет полный комплекс стоматологических услуг в системе ОМС, ДМС и по хозрасчету гарантированного качества, безопасности и комфортности. Многофункциональная структура объединения, сформированные рабочие связи с региональными и российскими научными и учебными медицинскими центрами создали предпосылки для становления и дальнейшего развития на базе клиники стоматологического кластера региона. В настоящее время ресурсный потенциал объединения достиг такого уровня, который позволяет, продолжая ориентир на централизацию, перейти к следующему этапу ее реализации - политике «централизованной децентрализации» - созданию в системе объединения сети стоматологических микрополиклиник шаговой доступности, а также к разработке и выполнению собственных крупных социальных проектов в области профилактики стоматологических заболеваний у детей и подростков.

Ключевые слова: государственная стоматологическая служба; централизация; концентрация ресурсов; эффективное, конкурентоспособное развитие; стоматологические услуги в шаговой доступности.

Введение

На рубеже ХХ-ХХ1 столетий начался новый этап в развитии здравоохранения России и ее регионов - реформирование системы здравоохранения и укрепление её материально-технической базы, которое проходило и проходит по настоящее время поэтапно и неоднозначно. Оживленные дискуссии, обсуждение, предложения реформирования отрасли по различным направлениям продолжаются как в научных, так и в общественных кругах [1].

Активное внедрение в здравоохранение рыночных отношений, введение медицинского страхования, развитие альтернативных форм предоставления медицинской помощи и других новаций не могли не отразиться на деятельности одной из основных подотраслей здравоохранения - стоматологии. Реагируя на изменяющиеся экономические условия, стоматологическая служба одна из первых начала коренную перестройку хозяйственного механизма [2].

© В. Н. Викторов, 2017 г.

1енеджер № 1

здравоохранения 2017

Реформирование и последующее развитие стоматологической службы протекало особенно остро и динамично [3]. На повестке дня, фактически, стоял вопрос: перевод всей стоматологии в частные руки путем приватизации государственных стоматологических поликлиник [4,5], или прогрессивное и взаимодополняющее развитие государственного и частного секторов стоматологии [6-9].

Целью данной работы является представление опыта формирования государственной стоматологической службы, успешно функционирующей и динамично развивающейся в течение последних двенадцати лет в форме централизованного объединения стоматологических поликлиник города Чебоксары -столицы Чувашской Республики.

Материалы и методы

Анализ ежегодной отчетности и статистических данных стоматологического объединения.

Результаты и обсуждение

Реформирование системы здравоохранения в Чувашии в первую очередь затронуло организацию государственной стоматологической службы.

В республике, одновременно с бурным развитием негосударственного сектора стоматологии, был взят курс на централизацию государственной стоматологической службы.

В качестве пилотного был развернут проект централизации стоматологической службы в г. Чебоксары - столице Чувашии, начатый Управлением здравоохранения администрации города Чебоксары при всесторонней поддержке Министерства здравоохранения Чувашской Республики.

Путем слияния в 2004 году пяти муниципальных учреждений здравоохранения - «Городская стоматологическая поликлиника», «Городская стоматологическая поликлиника № 2», «Городская стоматологическая поликлиника № 4», «Городская детская стоматологическая поликлиника» и «Городской клинический центр», было образовано объединение

МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника» (далее по тексту - объединение).

В 2012 году объединение изменило организационно-правовую форму на автономное учреждение.

централизация позволила объединить и гибко использовать ресурсы, оптимизировать управление, повысить эффективность работы всех служб. именно централизация дала возможность приступить к планомерному и поэтапному масштабному развитию объединенной клиники.

На основании анализа появившихся ресурсов была выработана стратегия, определяющая четыре приоритета этапов совершенствования и дальнейшего развития объединения, разработана система мероприятий по их реализации.

Приоритет № 1 — вопросы совершенствования управления объединенными ресурсами, потребовавшие создания новой организационно-функциональной структуры учреждения.

Мероприятия по изменению организационно-функциональной структуры учреждения были направлены на:

- усиление аппарата управления (поэтапно введены должности и определен функционал заместителей главного врача по клинико-экспертной работе, медицинскому обеспечению, детской стоматологии, ответственных за работу филиалов, организованы новые отделы информатизации и телекоммуникаций, маркетинга и инноваций);

- создание современных инструментов управления качеством предоставляемых стоматологических услуг (разработана и внедрена система менеджмента качества, соответствующая стандарту ISO 9001);

- создание вспомогательных служб (организационно-методический отдел укреплён службой информационных технологий (с использованием информационной системы МИС-Статистика), рентгенологическая служба расширена кабинетами радиовизиографии

в каждом филиале, в ортопедии созданы зу-ботехнические лаборатории);

- проведение зональной реконструкции площадей поликлиник объединения (разделены потоки пациентов по месту жительства и направлениям специальности, получающих помощь по платным услугам и полису ОМС, созданы отдельные зоны ожидания, регистратуры, стерилизации, диагностическая и лечебная зоны);

- проведение аттестации рабочих мест клиники по технике безопасности и охране труда.

Приоритет № 2 — работа с кадрами.

Мероприятия в отношении кадровых ресурсов были нацелены на обеспечение непрерывного повышения профессиональной подготовки специалистов и организацию персонала, которые реализовывались по направлениям:

- развитие традиционных (сертификационное обучение, самообразование и др.) и новых форм дополнительного образования (прикладная подготовка на базе собственного Учебного центра);

- организация на территории учреждения клинических баз стоматологических кафедр медицинского факультета Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова, Института усовершенствования врачей, Чебоксарского медицинского колледжа;

- повышение показателей сертификации и аттестации сотрудников;

- увеличение штатной численности вспомогательного медицинского персонала и устранение кадровых диспропорций.

Приоритет № 3 — модернизация и развитие материально-технической базы клиники.

Мероприятия по модернизации материально-технической базы, направленные на создание условий для изменения технологии обслуживания и внедрения в практику новейших стоматологических методик и материалов, включали:

- реконструкцию и капитальный ремонт производственных площадей с формирова-

нием современного медицинского интерьера и использованием энергосберегающих технологий;

- ремонт и реконструкцию подъездных путей, строительство автомобильных парковок, благоустройство прилежащих территорий поликлиник;

- полную поэтапную замену и доосна-щение лечебным, диагностическим, вспомогательным оборудованием всех структурных подразделений;

- внедрение ресурсосберегающей технологии клининга (безведерной уборки) помещений;

- увеличение объема и ассортимента современных высокоэффективных стоматологических расходных материалов и инструментария.

Приоритет № 4 — создание источников дополнительного финансирования для развития объединения.

Мероприятия в отношении пополнения финансовых ресурсов учреждения были направлены на развитие высокотехнологичных хозрасчетных услуг, максимальное исполнение консолидированного бюджета, рост объемов реализации услуг, повышение производительности труда и заработной платы персонала.

В ходе реализации отмеченных приоритетов, в результате проведенных мероприятий стратегии развития были созданы условия для мобилизации и активизации всех имеющихся ресурсов, что позволило осуществить следующие шаги по дальнейшему развитию сетевой структуры объединения.

В качестве первого шага в 2006 г. был открыт новый филиал площадью около 100 кв.м. на 3 рабочих кресла врачей-стоматологов (в 2 смены), организовано оказание бесплатной стоматологической помощи населению по Программе государственных гарантий и по программам платных услуг.

В 2008 г. на базе объединения открыт собственный Учебный центр для подготовки специалистов без отрыва от производства, в сентябре 2012 г. переехавший в новые

1енеджер № 1

здравоохранения 2017

помещения уже как Научно-образовательный центр инновационных технологий в стоматологии со специализированными учебными классами, в том числе фантомным.

В том же 2008 г. на базе филиала-поликлиники № 3 объединения открыто детское стоматологическое отделение для жителей Новоюжного района города (рассчитано на обслуживание более 30 тыс. детей до 18 лет), оснащённое современным оборудованием и новейшими материалами, в том числе цветными светополимерными пломбами, препаратами фтора и серебра для профилактики кариеса.

Впервые в истории республики при отделении открыта детская игровая комната, в которой дети могут прекрасно проводить время в ожидании приёма детского стоматолога или подождать пришедших на приём к взрослому врачу родителей. На первом этаже поликлиники рядом с детским отделением открыт офис врача общей практики.

В октябре 2010 г. открыто новое детское отделение в филиале Северо-западного района города площадью более 600 кв.м, с оказанием всех видов стоматологической помощи. Ключевой особенностью отделения является оригинальный дизайн лечебных кабинетов, холлов и ориентированность на оказание помощи детям с ограниченными возможностями.

Для обслуживания детей, чьи возможности ограничены состоянием здоровья, была переоборудована ГАЗель, снабженная дополнительными аппарелями (наклонными платформами) для въезда инвалидной коляски. Доставка пациентов в отделение и обратно осуществляется с помощью этого спецавтомобиля по предварительным заявкам.

В ноябре 2011 г. в Московском районе города открыт филиал объединения - Отделение неотложной стоматологической помощи с центром амбулаторной челюстно-лице-вой и пластической хирургии.

Отделение предназначено для оказания стоматологической помощи не менее 50 пациентам в сутки (в том числе в ночное время).

Вся неотложная помощь для пациентов бесплатная. Отделение укомплектовано современным оборудованием, в том числе переносным стоматологическим оборудованием для оказания специализированной помощи на дому нетранспортабельным пациентам.

Условия приёма посетителей и оказания им специализированной медицинской помощи полностью учитывают потребности взрослых с ограниченными возможностями: входная группа оборудована пандусом, дверные проёмы расширены, вдоль стен туалетной комнаты закреплены поручни, оборудован откидной подлокотник, автомат для сушки рук расположен ниже обычного.

В Центре ЧЛПХ врачами-стоматологами-хирургами проводятся костно-пластические операции в области головы, дентальной имплантации, операции по удалению опухолей, все виды амбулаторных операций челюстно-лицевой области и многое другое.

В мае 2013 г. произошло сразу два значимых события: открыто детское отделение в филиале-поликлинике № 1 Калининского района и вступил в действие еще один филиал - поликлиника № 6 в Ленинском районе города Чебоксары.

Наряду с организацией городской сетевой клинической структуры, руководство объединения уделяло значительное внимание восстановлению и открытию стоматологических кабинетов в школьных образовательных учреждениях. Всего в структуре объединения лицензировано 34 школьных стоматологических кабинетов, еще 5 отремонтированы и готовы к открытию и лицензированию.

Следующий этап включал создание на базе передовых отделений филиалов объединения новых организационных структур — специализированных Центров: имплантологии, ортодонтии, пародонтологии, современных ортопедических технологий, детской стоматологии и профилактики, ми-офункциональной коррекции, возглавляемых ведущими специалистами соответствующего направления.

Основными задачами центров являются: освоение и распространение по всем филиалам объединения новых технологий и передового опыта, проведение консилиумов и обсуждение сложных случаев стоматологической практики, обеспечение непрерывного процесса обучения врачей по соответствующему направлению.

Последующее развитие объединения (2011—2015 г.г.) было нацелено на формирование его имиджа как первоклассного государственного учреждения здравоохранения в плане «комфортность — качество услуги — доступность».

В русле данной концепции генеральным направлением деятельности объединения в последние годы является достижение высочайшего качества обслуживания пациентов с момента их входа в клинику и до момента выхода из нее.

Для достижения поставленной цели выбрано комплексное сочетание следующих составляющих: комфортность помещений, включающая современный дизайн холлов, коридоров, лечебных кабинетов + новейшее оборудование и технологии + высокий профессиональный и этический уровень персонала.

В реализацию первого направления клиникой вложены значительные собственные средства и ресурсы.

Новаторский дизайн использован в оборудовании и оснащении регистрационных холлов филиалов-поликлиник «Центральная» №№ 1, 2, 4, 5, 7,8.

В оформлении рабочих мест регистраторов и администраторов поликлиник использованы новейшие экологически чистые материалы и энергосберегающая светотехника, каждая регистратура оснащена «бегущей строкой».

Обновлены дизайн и цветовая гамма коридоров поликлиник, приобретены удобные диваны, в холлах установлены телевизионные панели.

Расширены, отремонтированы и оформлены в современном стиле лечебные кабинеты всех поликлиник объединения.

Второе направление — переход на новейшее оборудование и технологии.

Для высокой оперативности и качества рентгенодиагностических исследований в клинике используются современные компьютерные технологии и новейший конусно-лучевой трехмерный томограф, обеспечивающий 3D-диагностику и комплексное планирование лечения. Во всех филиалах установлены панорамные ортопантомографы и импортные радиовизиографы с минимальной лучевой нагрузкой.

Полностью обновлен парк стоматологических установок как на хозрасчетном, так и на бюджетном приеме. Устаревшие установки заменены на новейшие стоматологические установки DIPLOMAT и Kavo.

В имплантологии освоен и внедрен метод навигационной хирургии, позволяющий проводить операции без разрезов и с абсолютной точностью. Возможна установка дентальных имплантатов с предварительной ингаляцией смесью кислорода и ксенона. Ингаляция перед врачебным вмешательством снимает эмоциональное напряжение, вызывает мышечное расслабление, контролирует артериальное давление, позволяет легко провести анестезию и усиливает ее действие, обеспечивает проведение операции в оптимальных для врача и пациента условиях.

С июня 2013 г. ортопедическая служба объединения получила возможность в полной мере использовать технологию CAD/ CAM в проектировании и изготовлении зубных протезов. Автоматизированный комплекс CAD/CAM запущен на базе Центра современных ортопедических технологий.

С 2014 года в клинике проводится мало-инвазивное лечение зубов с использованием микроскопа Leica M320 - первым в мире микроскопом, разработанным специально для целей современной стоматологии.

Третий приоритет — высокий профессиональный и этический уровень персонала.

Научно-образовательный центр инновационных технологий в стоматологии (Учебный

1енецжер № 1

здравоохранения 2017

центр) является основным звеном системы непрерывного повышения профессионального мастерства персонала объединения. При этом, передача знаний и практических навыков осуществляется в форме семинаров и мастер-классов, проводимых ведущими специалистами в различных областях стоматологии из России и стран Европы.

Многим врачам-стоматологам запомнились семинары и мастер-классы специалистов по пародонтологии из Германии доктора стоматологической хирургии, магистра естественных наук, профессора Университета Witten/Herdecke Вольф-Дитер Гримма и специалиста по пародонтологии данного университета Георга Гассманна, а также известного британского эндодонтиста, президента Британского Эндодонтического Сообщества и Американской Ассоциации Эндо-донтистов доктора Джулиана Веббера.

В числе значимых можно отметить семинары и мастер-классы президента «Стоматологической Ассоциации России» (СтАР), члена правления Европейской стоматологической ассоциации, директора Национального института информатики, анализа и маркетинга в стоматологии (НИИАМС), академика РАМТН Владимира Викторовича Садовского.

Важным звеном системы непрерывного повышения профессионального мастерства персонала объединения является участие сотрудников в профессиональных конференциях и симпозиумах.

Из значительного перечня мероприятий научно-практического и образовательного характера, в числе наиболее значимых можно выделить организацию и проведение следующих всероссийских научно-практических конференций и симпозиумов: «Актуальные вопросы стоматологии детского возраста» (2012 г.), «Онкологическая настороженность в стоматологии» (2013 г., 2015 г.); симпозиумы «Федеральная программа профилактики стоматологических заболеваний. Роль гигиениста стоматологического» (2013 г., 2016 г.), «Актуальные вопросы профилактики сто-

матологических заболеваний в сохранении и укреплении здоровья детей. Роль фторирования молока» (2016 г.).

Следующим звеном системы непрерывного повышения профессионального мастерства персонала является участие сотрудников в конкурсах профессионального мастерства.

В ноябре 2013 года на базе филиала-поликлиники № 3 и Учебного центра прошел региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Гигиенист стоматологический. Лучший по профессии-2013» и Симпозиум «Федеральная программа профилактики стоматологических заболеваний. Роль гигиениста стоматологического».

В октябре 2014 года столица республики во второй раз принимала у себя гостей и участников Всероссийского чемпионата гигиенистов стоматологических.

В феврале 2016 года прошел Республиканский чемпионат стоматологического мастерства в двух номинациях - «Медицинское отбеливание зубов» и «Эстетическая реставрация зубов».

Ежегодно в объединении проходят конкурсы «Лучший по профессии» среди врачей-стоматологов бюджетных терапевтических отделений филиалов, детских стоматологов, врачей-стоматологов-терапевтов отделений платных услуг, врачей-стоматологов-хирургов, врачей-стоматологов-ортопедов.

Конкурс проводится в целях повышения квалификации врачей-стоматологов, роста их профессионального мастерства, освоения и распространения новейших технологий в стоматологии и в связи с подготовкой к празднованию Дня медицинского работника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие сестринской службы объединения.

С расширением сетевой структуры объединения возникла необходимость обновления не только материально-технической базы учреждения, но и ряда производственных процессов организации сестринской службы, обеспечивающих качество и инфекционную

безопасность лечебного процесса. В плане реализации данного направления осуществлены следующие масштабные преобразования и мероприятия.

Реорганизован процесс обработки инструментов - «от автоклавов - к централизованным стерилизационным отделениям (ЦСО) в каждом филиале», включающий централизацию обработки использованных инструментов; разработку локальных документов, регламентирующих процесс обработки инструментов; проведение обучающих занятий с персоналом ЦСО; ремонт помещений централизованных стерилизационных отделений; оснащение ЦСО современным оборудованием для стерилизации и дезинфекции; организацию планового производственного контроля проведенных дезинфекционных мероприятий. Организована доставка стерильных инструментов из ЦСО на врачебный столик в индивидуальной стерильной упаковке.

Во всех филиалах внедрена система клининга - безведерной уборки «Свеп Хай Спид», включающая следующие этапы: приобретение комплектов уборочного инвентаря согласно расчетов по площадям убираемых помещений; обучение персонала специалистами поставщика оборудования.

Осуществлен переход дезинфекции воздуха «от кварца - к нанотехнологиям»: использование рециркуляторов-обеззаражи-вателей воздуха на основе фотокатализа; эксплуатация в отремонтированных ЦСО вентиляционных систем со встроенной бактерицидной секцией.

Разработаны стандарты по основным разделам работы медицинских сестер.

Внедрено программное обеспечение складского учета поступления и расхода стоматологических материалов и медикаментов на рабочих местах центрального склада и старших медсестер филиалов объединения.

Обеспечены необходимые условия хранения лекарственных средств, стоматологических материалов во всех лечебных кабинетах: оснащение приборами учета температуры

и влажности; обеспечение холодильниками для хранения термолабильных материалов.

Введен периодический метрологический и инструментальный контроль средств измерений и технического состояния оборудования независимой аккредитованной организацией.

Уделяя большое внимание организации рабочих процессов, руководство объединения и профсоюзная организация не забывают и об эффективном отдыхе, культурном и спортивном досуге сотрудников, развитии и утверждении принципов здорового образа жизни в коллективе.

На левобережье Волги, среди соснового леса расположена территория собственной базы отдыха «Родник», имеющая ряд летних домиков, спортивные и тренажерные площадки, пляж, две сауны.

Ежегодно среди сотрудников объединения проводятся спортивные чемпионаты по мини-футболу, волейболу, баскетболу, турниры по шахматам, шашкам, бильярду, другим увлекательным видам спорта. Сотрудники активно участвуют в семейных спортивных и культурных мероприятиях, КВН-ах, вечерах «караоке».

цифры и показатели деятельности объединения

В результате многолетней напряженной работы объединение АУ «Городская стоматологическая поликлиника» Минздрава Чувашии, представляющее государственную стоматологическую службу в городе Чебоксары, развилось в мощный комплекс, включающий десять филиалов - современных стоматологических поликлиник, расположенных во всех районах столицы Чувашии.

Общая мощность объединения - более 4,5 тысяч посещений в день. В клинике трудится более 300 врачей (из них 2 д.м.н., 4 к.м.н.) и около 600 человек среднего и младшего медперсонала.

Конкурентными преимуществами объединения являются его многопрофильность, «семейный» подход, круглосуточный режим работы (имеется отделение неотложной

енеджер

№ 1

2017

стоматологической помощи), предоставление полного комплекса стоматологических услуг всех профилей, современная диагностическая база (радиовизиография, орто-пантомография, компьютерная томография), наличие службы реабилитации (физиотерапевтические кабинеты) и комплекса централизованных зуботехнических лабораторий, в том числе с использованием уникальных компьютерных технологий моделирования ортопедических конструкций.

Во всех филиалах-поликлиниках объединения в процессе строительной, технической и технологической реконструкций лечебных кабинетов, холлов, коридоров внедрены элементы современного дизайна и планировки, установлено новейшее оборудование, обеспечившие высокий уровень комфорта и сервиса, включая создание условий для получения стоматологической помощи лицам с ограниченными возможностями.

Сегодня объединение предоставляет пациентам такой набор услуг и современных технологий, который недоступен большинству конкурентов (например, 3D-диагностика, использование технологий лечения зубов под микроскопом, проведение операций имплан-

характеристика производственных мощностей объединения

Филиал Площадь, кв. м Мощность, посещений в смену Количество кресел Численность медперсонала Врачи Средний медперсонал

Поликлиника «Центральная» 1447 346 22 92 44 48

Поликлиника № 1 1703 420 28 90 44 46

Поликлиника № 2 1094 170 22 70 33 37

Поликлиника № 3 4808 600 46 127 61 66

Поликлиника № 4 1250 250 31 89 43 46

Поликлиника № 5 759 130 22 62 27 35

Поликлиника № 6 803 250 19 60 29 31

Поликлиника № 7 657 140 10 19 11 8

Поликлиника № 8 590 110 7 17 10 7

ОНСП 200 25 3 16 7 9

ау гсп 13311 2441 210 642 309 333

тации под контролем компьютерной томографии и с применением кислородно-ксеноновых ингаляций, установка как вестибулярных, так и лингвальных брекет-систем, использование в ортопедии технологий CAD-CAM, термопрессования и термоинжектировая, и т.д.).

Распределение производственных мощностей по филиалам-поликлиникам объединения приведено в таблице 1.

Соотношение бюджетных и хозрасчетных кресел в объединении составляет 130 к 80.

Распределение кресел на бюджетном приеме по направлениям: терапия - 43, хирургия - 19, детская стоматология - 27 + 34 (школьные кабинеты), пародонтология - 7.

Распределение кресел на хозрасчетном приеме по направлениям: терапия - 40, ортопедия - 28, ортодонтия - 12.

Динамика и структура доходов объединения за последние пять лет показаны в таблице 2.

За пять лет доходы объединения увеличились почти в 2 раза, а с момента начала централизации (2004 год) - более чем в 50 раз.

Затраты на ремонтно-строительные работы за пять лет составили 75,8 млн. рублей, в том числе за счет собственных средств объединения - 69,7 млн. рублей.

Таблица 1

№ 1 Менеджер

2017 здравоохранения

структура доходов объединения

Таблица 2

Доходы, Годы

млн.руб. 2011 2012 2013 2014 2015

ОМС 96,3 88,3 161,5 192,9 194,5

Хозрасчет 166,1 190,2 244,6 283,0 318,5

Прочие 4,9 7,9 5,8 6,0 0,1

всего 267,3 286,4 411,9 481,9 513,1

Таблица 3

Показатели среднемесячной заработной платы персонала клиники

Среднемесячная заработная плата на бюджетном приеме, тыс.руб.

Показатель Врачи Средний медперсонал

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

План 28,4 30,6 31,6 16,2 16,9 20,1

Факт 29,9 31,7 32,4 18,9 19,7 20,3

За отмеченный период за счет собственных средств закуплено 139 стоматологических установок Дипломат Adept DA 110A и KaVo Estética E30 на общую сумму 31,7 млн. рублей.

Выполнение целевых показателей среднемесячной заработной платы персонала, работающего на бюджетном приеме, в соответствии с планом мероприятий «дорожной карты» (согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 г. № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы», распоряжению Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 г. № 2599-р «Об утверждении плана мероприятий «Дорожная карта» по изменениям в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения») приведено в таблице 3.

Отдельно — о детской стоматологии, являющейся одним из главных направлений в деятельности клиники.

На сегодняшний день, в результате глубокой реконструкции, обновленные детские отделения открыты в восьми филиалах-поликлиниках объединения. Четыре отделения

(на базе Поликлиник №№ 2, 3, 4, 5) по объему и видам предоставляемых услуг являются полноценными детскими стоматологическими поликлиниками, обслуживающими большую часть детского населения г. Чебоксары.

Одной из первостепенных задач детских стоматологов является организация профилактических мероприятий при оказании стоматологической помощи в школьных стоматологических кабинетах.

Укрепление и развитие школьной стоматологии дает возможность планирования долгосрочных Программ профилактики, эпидемиологического обследования детей с использованием унифицированных критериев ВОЗ, анализа мониторирования стоматологического статуса, своевременного выявления кариеса и его осложнений, зубочелюстных аномалий и, как следствие, функциональных нарушений височно-нижнечелюстного сустава, снижения жевательной эффективности, нарушение речеобразования, глотания, дыхания.

«Школы здоровых зубов», функционирующие на базе школьных стоматологических кабинетов, позволяют проводить информационно-просветительскую деятельность в полном объеме, устанавливать доверительные

енеджер № 1

отношения педагог-ребенок-родитель, что в итоге позволит уйти от модели «болит - лечим» в сторону безболезненных манипуляций, то есть профилактических работ и услуг.

В целях ранней профилактики стоматологических заболеваний у детей и подростков объединение, в рамках Ассоциации стоматологов Чувашской Республики, выступило инициатором крупного социально значимого проекта — организации молодежного волонтерского движения за здоровый образ жизни «Здоровые зубы — здоровые дети — здоровая нация».

Цели движения: мотивация детей и подростков, а также их родителей к здоровому образу жизни через организацию системы дополнительного образования, реализуемую волонтерами; оздоровление нации через формирование культуры здоровых зубов.

В течение 2014-2015 гг. волонтерами под руководством врачей-стоматологов детских объединений были проведены встречи-занятия по ЗОЖ, гигиене и профилактике заболеваний полости рта в 45 дошкольных и 41 школьном образовательных учреждениях города Чебоксары.

Общее число обученных правилам гигиены полости рта и основам здорового образа жизни составило около 30 тысяч детей и подростков.

Указом Главы Чувашской Республики М. В. Игнатьева от 25 июня 2014 г. четырем наиболее активным волонтерам движения присуждены Государственные молодежные премии Чувашской Республики 2013 года и присвоено звание «Лауреат Государственной молодежной премии Чувашской Республики».

В рамках движения разработана серия методических материалов по ЗОЖ и профилактике полости рта, а также Паспорт стоматологического здоровья школьника «Да здравствует рот без забот!» - путеводитель по стране Стоматология и Гигиена. Паспорт здоровья именной и заполняется при осмотрах в школьных стоматологических кабинетах, что позволяет родителям получить

исчерпывающую информацию о стоматологическом статусе ребенка и индивидуальную схему маршрутизации по решению стоматологических проблем, информацию по уходу за полостью рта.

В ходе разработки находится проект по фторированию молока для детей дошкольных образовательных учреждений республики.

Объединение фактически является научно-образовательным и клиническим центром стоматологической отрасли республики, лидируя по численности членов в общественной организации «Ассоциация стоматологов Чувашской Республики», принимая участие в совместной работе с ТФОМС по вопросам формирования объёмов Государственного задания на оказание бесплатной медицинской помощи, расчёта цен на медицинские услуги.

В объединении функционирует собственный Учебный центр, где сотрудники повышают свой профессиональный уровень под руководством ведущих специалистов федеральных центров России, специалистов из Италии, Англии и Германии. На базе поликлиники работают кафедры ведущих образовательных учреждений республики по подготовке специалистов стоматологического профиля.

Обучение проводится по различным направлениям: ортопедия, ортодонтия, эндодон-тия, имплантология, эстетическая реставрация, пародонтология, детская стоматология -в виде лекций, мастер-классов и практических занятий на фантомах, с приглашением высококвалифицированных отечественных и зарубежных специалистов.

Сегодня Учебный центр перешел на качественно новую ступень своего развития и деятельности - инновационно-образовательную. На основе накопленного опыта структура приобрела новый статус - Научно-образовательного центра инновационных технологий в стоматологии.

С 2010 г. в объединении функционирует сертифицированная система менеджмента качества. В марте 2016 г.

№ 1 Менеджер

2017 здравоохранения

получен очередной сертификат соответствия (К № 11447), подтверждающий, что система менеджмента качества (СМК) применительно к осуществлению доврачебной и амбулатор-но-поликлинической медицинской помощи соответствует требованиям ГОСТ ISO 90012011. В перспективе планируется получение международного сертификата качества.

Объединение — лауреат конкурса Марка качества и хрустального знака «Марка качества Чувашской Республики», присужденных клинике Кабинетом Министров Чувашской Республики в 2013 году за оказание качественных услуг в сфере здравоохранения.

С 2012 г. в рамках СМК действует «Школа качества и управления», имеющая три ступени передачи знаний.

Цели «Школы качества и управления»:

- повышение качества обслуживания пациентов объединения за счет дополнительного специального образования персонала, всестороннего развития и расширения его кругозора и мировоззрения;

- повышение эффективности управления объединением;

- выявление и подготовка резерва управленческих кадров.

Решаемые задачи:

- приобретение и расширение знаний в областях: всеобщее управление качеством; управление персоналом; мотивация персонала; экономика стоматологической клиники; организация отчетности в стоматологии, законодательство и юридические аспекты стоматологии; этика и деонтология в стоматологии;

- изучение и применение инновационных методов управления в стоматологии на всех уровнях (высшее, среднее и младшее управленческое звено);

- изучение и применение инновационных методов общения и взаимодействия с пациентами на всех уровнях (врач, средний и младший медицинский персонал).

Процесс обучения формируется и обеспечивается на следующих уровнях:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 1-ый уровень, слушатели: главный врач, заместители главного врача, заведующие поликлиниками, начальники подразделений АХЧ. Обучение проводится квалифицированными специалистами в соответствующей области с предоставлением методических, лекционных и практических материалов;

- 2-ой уровень, слушатели: заведующие отделениями филиалов объединения, персонал служб администрации. Обучение проводится квалифицированными специалистами в соответствующей области с предоставлением методических, лекционных и практических материалов;

- 3-ий уровень, слушатели: врачи, зубные техники, старшие медицинские сестры. Обучение проводится заведующими отделениями поликлиник по методическим и лекционным материалам, полученным на 2-ом уровне обучения.

Многофункциональная структура объединения, сформированные рабочие связи с региональными и российскими научными и учебными медицинскими центрами создали предпосылки для становления и дальнейшего развития на его базе стоматологического кластера Чувашской Республики.

В настоящее время ресурсный потенциал объединения достиг такого уровня, который позволяет, продолжая ориентир на централизацию, перейти к следующему этапу ее реализации - политике «централизованной децентрализации».

Концепция «централизованной децентрализации» подразумевает, в зависимости от темпов развития города и роста его населения, одновременно с модернизацией крупных поликлиник объединения, последовательно перейти к созданию современных стоматологических микрополиклиник с полным спектром услуг в шаговой доступности каждого нового микрорайона города Чебоксары. Качество и перечень услуг в микрополиклиниках обеспечивается на уровне крупных поликлиник объединения за счет их обслуживания централизованными службами диагностики (3D-томография),

Юнеджер № 1

здравоохранения 2017

централизованными зуботехническими лабораториями и специализированными центрами: новых ортопедических технологий (Центр CAD/CAM), ортодонтии, пародонтологии.

Примером работы в данном направлении служит открытие в 2015 году новой микрополиклиники на 10 кресел для жителей интенсивно застраивающегося микрорайона города «Альгешево» , а в 2016 году - новой микрополиклиники на 7 кресел для жителей микрорайонов юго-запада столицы республики. Микрополиклиники построены и оборудованы по последнему слову техники за счет собственных средств объединения, в том числе, за счет привлеченных кредитных средств банка. Следует отметить, что практика получения коммерческого кредита на развитие государственного учреждения здравоохранения наблюдается в Чувашии и в России впервые.

Выводы

Подводя итоги централизации государственной стоматологической службы в крупном региональном центре, можно выделить следующие плюсы и конкурентные преимущества объединения:

- произошла концентрация финансовых средств, что открыло широкие возможности для строительной и технической реконструкции, закупки дорогостоящего оборудования и современных технологий, масштабной са-нитарно-просветительной работы;

- обеспечен системный, семейный подход к стоматологическому обслуживанию населения (для пациентов всех возрастов);

- в спектре услуг представлены все виды стоматологической помощи с правом выбора пациентом не только удобного географического положения филиала, времени приёма, но и конкретного специалиста;

- организована система менеджер-сопровождения пациентов от регистратуры до врачебного кресла (на платном приёме);

- внедрено и систематически совершенствуется программное обеспечение по управлению клиникой;

- организована работа по добровольному медицинскому страхованию;

- впервые среди муниципальных клиник открыта кредитная линия для оплаты дорогостоящих услуг;

- введена гибкая система скидок и льгот для выделенных групп населения (пенсионеры, инвалиды, ветераны и участники ВОВ, многодетные матери и др.);

- созданы специализированные центры (имплантологии, ортодонтии, пародонтоло-гии, новых ортопедических технологий, мио-функциональной коррекции);

- впервые в городе поставлены на поток костно-пластические операции с пересадкой слизистой;

- впервые среди медицинских учреждений открыт собственный Учебный центр для повышения профессиональной квалификации стоматологов на рабочем месте;

- определены единые по филиалам цены на платные услуги с предоставлением гарантий и возможных скидок;

- введена программа полной инфекционной безопасности с приобретением дорогостоящего оборудования, в том числе ультразвукового; оборудования для мойки, дезинфекции и стерилизации инструментов;

- появилась возможность круглосуточного оказания неотложной стоматологической помощи (отделение неотложной стоматологической помощи);

- введено стоматологическое обслуживание нетранспортабельных пациентов на дому;

- проведена стандартизация лечебного процесса, санитарно-противоэпидемического режима в учреждении;

- разработана и внедрена система менеджмента качества, соответствующая

150-9001.

Полученный опыт может быть использован при реформировании или реорганизации государственной стоматологической службы муниципальных образований регионов России.

Литература

1. Комаров Ю. М. Какой путь для российского здравоохранения предпочтительнее // Главврач. - № 10. - 2015. - С. 56-62.

2. Матвеев Р. С., Викторов В. Н, Козлова Н. Е. Развитие стоматологической службы в России (обзор литературы) //Здравоохранение Чувашии. - № 2. - 2013. - С. 45-49.

3. Леонтьев В. К. Основные направления развития стоматологической службы России / В. К. Леонтьев, О. О. Янушевич, В. Т. Шестаков. - М.: Медицинская книга, 2008. - 206 с.

4. Алимский А. В. Перспективы и возможные направления трансформирования государственной стоматологической службы страны // Экономика и менеджмент в стоматологии. - № 3. - 2010. - С. 17-22.

5. Леонтьев В. К. Несостоявшаяся реформа стоматологии - утраченные возможности и печальные уроки [Интернет]. URL: http://www.e-stomatology.ru/publication/frustrated_ reforms/ (Дата обращения 27.07.2016).

6. Леонтьев В. К., Олесова В. Н. Развитие стоматологии в Российской Федерации (Концептуальная модель). - Москва: СтАР, 2014. - 44 с.

7. Леонтьев В. К. Модели стоматологической помощи населению в условиях рынка / В. К. Леонтьев, Л. В. Константинович // Современная стоматология. № 1. - 2010. - С. 7-9.

8. Пивень Д. В. Современные правовые механизмы совершенствования деятельности стоматологической службы / Д. В. Пивень, И. С. Кицул, С. О. Даценко // Менеджер здравоохранения. - № 2. - 2010. - С. 30-35.

9. Сафонова М. Ю. Необходимость внедрения экономических инноваций в деятельность лечебно-профилактических учреждений (на примере стоматологической службы) // Социальные аспекты здоровья населения. - № 1. - Т. 17. - С. 18-28.

UDC 616.99

Viktorov V. N. The experience of forming public dental service in a regional centre (AU «City dental clinic» Ministry of health of the Chuvash Republic, Cheboksary, Russia)

Abstract. The experience of formation of public dental service by combining dental clinics in the city with a population of over 400 thousand people in a single institution. Centralization has allowed to consolidate and flexible use of financial and material resources to optimize the management, improve the work efficiency of all services, further systematic and phased development of large-scale enterprises. Today it is a medical organization consisting of nine competitive branches-clinics that meet modern requirements for design, engineering, technology and staffing. The Association provides a full range of dental services in the compulsory health insurance system, LCA and cost accounting, quality assured, safety and comfort. Multifunctional structure of the Association, formed working relationships with regional and national academic and academic medical centers created the preconditions for the formation and further development of the clinic of the dental cluster in the region. Currently, the resource potential of enterprises has reached such a level that allows continuing the reference to centralization, to move to the next stage of its implementation - t he policy of «centralized decentralization» - to the enterprises network dental micropolygons walking distance, as well as the development and implementation of major social projects in the field of prevention of dental diseases in children and adolescents.

Keywords: the state stomatologic service; centralization; concentration of resources; effective, competitive progress; stomatologic services in step-by-step availability.

енеджер

ГГ 1

2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.