УДК 61.614.2-614.25-614.258
DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1586-1592
РЕОРГАНИЗАЦИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
© А.Ф. Чернавский1'2*, О.М. Леонова3'4*
1) Стоматологическая поликлиника № 12 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 171 2) Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина 620002, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19 E-mail: [email protected] 3) Тамбовская областная клиническая стоматологическая поликлиника 392002, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. 60 лет Октября, 17а 4) Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]
Поиск современных методов организации работы стоматологических медицинских организаций привел к реорганизации государственных и муниципальных учреждений в форме слияния. Основная цель реформы стоматологической службы - повышение качества стоматологической помощи, оптимизация расходов на оказание стоматологических услуг в рамках Территориальных программ ОМС, обеспечение финансовой стабильности стоматологического учреждения. Причинами реорганизации в виде укрупнения стоматологических поликлиник стали три основных фактора: экономический, медико-социальный и психологический. В результате реорганизации стало возможным решение следующих задач: удовлетворение спроса населения на услуги в районе реализации проекта и создание условий для расширения зон обслуживания; ускорение внедрения новой техники и технологий путем обновления основных фондов; обеспечение повышения квалификации работников, позволяющего активно внедрять современные технологии лечения и облегчающего ведение новых требований и стандартов оказания медицинской помощи; оптимизирование использования основных и оборотных фондов; повышение эффективности труда медицинского персонала путем введения единых требований к организации и оказанию стоматологических услуг.
Ключевые слова: стоматологическая помощь населению; реорганизация учреждений здравоохранения; анализ результатов реорганизации; оптимизация стоматологической службы
АКТУАЛЬНОСТЬ
Основу современного развития и повышения эффективности системы здравоохранения представляет его реформирование, главной задачей которого является улучшение качества и доступности медицинской помощи, в т. ч. стоматологической, населению Российской Федерации.
Одним из направлений проводимого в Российской Федерации реформирования отрасли стало реформирование модели развития стоматологической помощи, предусматривавшая улучшение материально-технической базы, развитие информатизации отрасли, внедрение стандартов диагностики и лечения при оказании стоматологической помощи [1].
ВВЕДЕНИЕ
Процесс реорганизации государственных и муниципальных учреждений в форме слияния проходит в нашей стране с 2001 г. Опыт реорганизации медицинских учреждений путем объединения зарекомендовал себя с положительной стороны во многих городах: Новосибирск - 2006 г., Екатеринбург -2009 г., Новомо-
сковск - 2010 г., Томск - 2011 г., Санкт-Петербург -2012 г., г. Тамбов - 2012, 2015 г. и др. [1-2].
Целью исследования явилось изучение путей повышения качества оказания стоматологической помощи населению в условиях объединения медицинских организаций.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Задача реорганизации любой медицинской организации обусловлена необходимостью изучения и анализом организационно-правовых проблем управления современным медицинским обслуживанием населения. Следует подчеркнуть, что современные преобразования в сфере здравоохранения протекают на фоне повышения требований к безопасности оказания медицинских услуг, возрастающей ответственности медицинских учреждений и медицинских работников за качество оказываемой помощи и услуг, выраженного ухудшения здоровья населения, обострения экологической обстановки, развития новых, нередко негативных тенденций в социально-экономической сфере. В этих условиях обеспечение прав пациентов при оказании им медицинской помощи является одной из важнейших
1586
составляющих проводимой в нашей стране реформы здравоохранения [2].
В этих условиях большое значение приобретает совершенствование административно-правового регулирования организации, т. к. существующий механизм управления, организационные структуры, формы управления и действующее законодательство в значительной степени изменились, и управление медицинскими учреждениями, которое было возможно еще 2-3 года назад, не отвечает новым общественно-политическим и социальным реалиям.
Основная цель реформы стоматологической службы - повышение качества стоматологической помощи, оптимизация расходов на оказание стоматологических услуг в рамках Территориальных программ ОМС, обеспечение финансовой стабильности стоматологического учреждения.
Реорганизация стоматологической службы в Свердловской и Тамбовской областях осуществлялась независимо друг от друга, но практически совпала по времени. Данный факт указывает на возникновение общей тенденции в укрупнении стоматологических учреждений в стране. Объединение стоматологических учреждений позволяет обеспечить финансовую стабильность и устойчивость работы учреждения в целом (рис. 1). Слияние отдельных юридических лиц в одно заметно экономит финансовые средства на содержание учреждения. Позволяет оптимизировать управление стоматологической службой в целом, проводить рационализацию финансового обеспечения подразделений стоматологической службы, высвободить площади, нерентабельно используемые ранее, повысить доступность и приблизить стоматологическую помощь для всех групп населения, повышать качество оказываемых медицинских услуг за счет перераспределения внут-
ренних ресурсов стоматологического учреждения, организации высокотехнологичной помощи и услуг для населения, внедрения новых технологий, в т. ч. за счет привлечения средств ДМС, средств граждан, договоров со сторонними организациями и др., успешно внедрять единые технологии оказания стоматологической помощи [3].
Итак, основными причинами реорганизации в виде укрупнения стоматологических поликлиник стали три основных фактора: экономический (увеличение затрат на содержание и снижение финансовой устойчивости), медико-социальный (невозможность оказывать стоматологические услуги на конкурентном уровне) и социально-психологический (снижение корпоративной культуры, уровня мотивации к обучению новым технологиям, повышение стрессовых факторов в работе медицинских работников) [4].
В связи с этим создаваемому медицинскому учреждению необходимо было решить рыночные, производственные, финансово-экономические, стратегические задачи:
- рыночные - направлены на увеличение оказания услуг до безубыточного состояния, овладение определенными секторами рынка, обеспечение высокого качества медицинских услуг;
- производственные - направлены на сокращение прямых материальных затрат (за счет оптимизации штатного расписания, централизации приобретения медицинского оборудования, медикаментов, расходных материалов и др.), обеспечение нормативной нагрузки медицинского персонала, повышение эффективности труда, обновление и расширение предоставляемых медицинских услуг, увеличение объема медицинских стоматологических услуг;
Рис. 1. Структура организации МАУ Стоматологическая поликлиника № 12
1587
- финансово-экономические - направлены на достижение безубыточного функционирования, обеспечение эффективного сочетания поступления финансовых средств по источникам финансирования в соответствии с объемами услуг, привлечение финансовых средств под разработанные инвестиционные проекты, обеспечение оперативного планирования затрат и прогнозирование цены;
- социальные - направлены на повышение заработной платы медицинскому персоналу за счет внедрения новых форм организации и оплаты труда, внедрение системы мотивации оплаты труда по конечному результату, привлечение молодых квалифицированных специалистов за счет высвобождения денежных средств в процессе реорганизации;
- психологические - направленные на выявление стрессогенных факторов в работе медицинских работников реорганизуемых учреждений [5-6].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основные направления развития стоматологической помощи при реорганизации следующие.
1. Выполнение задания в рамках территориальной программы ОМС за счет оптимизации оказания стоматологической помощи как внутри учреждения, так и за счет перераспределения в структурных подразделениях учреждения.
2. Системный подход к формированию высокотехнологичного сектора стоматологических услуг. Создание единой координирующей (направляющей) системы и согласованности действий между различными заинтересованными ведомствами. В результате освоение средств и реализация проектов («Здоровье маленьких горожан», «Профилактика стоматологических заболеваний», региональная комплексная программа «Старшее поколение», областная программа по изготовлению протезов льготным категориям граждан и др.), поддерживаемых городом и государством, стала наиболее полной [7].
3. Централизация и оптимизация контроля качества оказания стоматологических услуг и экспертизы временной нетрудоспособности.
4. Работа стоматологической службы в едином правовом поле: стандартизация нормативно-правовой базы и медицинской документации, единое ценообразование, планирование и финансово-экономическая деятельность.
5. Внедрение и активное использование современных информационных технологий при оказании стоматологических услуг населению во всех подразделениях создаваемого учреждения. Возможность записи и получения стоматологической помощи и услуг пациентом в системе ОМС независимо от возраста и места проживания, в т. ч. с помощью электронных средств связи (АИС - МИР, саИ-центр, через Интернет) [8].
Семейная медицина. Семейная медицина имеет давние традиции. Во всем мире приветствуется практика семейного, комплексного подхода к профилактике и лечению. Идеальная медицина та, где каждая семья может в любой момент в одной клинике пройти полный курс обследования и лечения у врачей самых разных специальностей, что позволит сделать оказание стоматологической помощи населению целостной и законченной с позиции системного подхода. Отсутствие системного подхода в обследовании и лечении
пациентов стоматологического профиля привело к тому, что пациентам приходится ездить из одного конца города в другой, чтобы получить для себя и своей семьи необходимое обследование и лечение, теряя при этом колоссальное количество времени. Организация семейной стоматологии на базе МАУ «Стоматологическая поликлиника № 12» г. Екатеринбург привела к повышению доступности стоматологической помощи для детей и взрослых, возможности получения пациентами комплекса самых современных технологий (современные лечебные и косметологические манипуляции) [9].
Организация высокотехнологичных специализированных видов стоматологической помощи.
1. Создание специализированного отделения профилактики стоматологических заболеваний из работников со средне-специальным медицинским образованием решило вопрос с трудоустройством зубных врачей, не снижая уровень учреждения. Позволило создавать программы, направленные на комплексное удовлетворение потребностей пациентов стоматологического профиля.
2. Централизация управления стоматологической службы позволила создать на базе существующих учреждений специализированные городские центры:
- специализированной ортодонтической помощи с использованием технологий и методик, занимающих верхнюю планку стоматологических возможностей;
- на базе существующих хирургических отделений создать единую полноценную имплантологическую помощь, используя ресурсы создаваемого учреждения (без привлечения дополнительных средств);
- создать отделение современных технологий в терапевтической стоматологии, оснастив его современным оборудованием и врачебными кадрами за счет создаваемого учреждения;
- оптимизировать оказание пародонтологической помощи населению, создав единый консультативно-лечебный центр, занимающийся диагностикой, лечением сложных нозологий и профилактикой заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта;
- сформировать условия для оказания высокотехнологичной ортопедической помощи. Примером повышения качества оказываемой стоматологической ортопедической помощи и снижением затрат на зубо-технический этап изготовления зубных протезов является реорганизация ортопедического отделения в МАУ «Стоматологическая поликлиника № 12». Слияние зуботехнических лабораторий позволило устранить приобретение дублирующих позиций и материалов, сократить расходы на содержание зуботехнической лаборатории на 20 % [10] (рис. 2-3).
3. Организовать на базе существующих отделений детской стоматологии стоматологическую и психологическую помощь детям с задержкой психического развития, неврозами и неврозоподобными состояниями. С привлечением специалистов из общей сети и вузов и оплатой их труда за счет средств, высвободившихся в процессе реорганизации.
4. Использовать научный потенциал, имеющийся в создаваемом учреждении, для проведения обучения работников поликлиники (кандидаты наук, аспиранты, соискатели).
5. Разработка таких программ требует тесного сотрудничества различных организаций (исследователь-
1588
Учредитель Управление здравоохранения Администрации г. Екатеринбурга
5 человек от учреждения
1
Наблюдательный совет (7 человек)
1 человек Администрация МО г. Екатеринбург
1 человек Представитель медицинской общественности
Рис. 2. Внешняя структура управления учреждением
Заместитель главного врача по экономической части
Главный врач
Заместитель главного врача по медицинской части
г. Тамбов, ул. 60 лет Октября, 17А
Отделения: Терапевтическое № 1 Терапевтическое № 2 Ортопедическое
г. Мичуринск, ул. Полтавская, 101А
Отделения:
ЛПО № 1 ЛПО № 2
Рис. 3. Структура организации ГБУЗ «Тамбовская областная клиническая стоматологическая поликлиника»
ских университетов, больниц, компаний - поставщиков технологий, 1Т-компаний и т. д.) [10].
При проведении реорганизации проводились следующие мероприятия: повышение профессиональной компетенции сотрудников в виде производственных собраний, демонстрации слайдовых лекций по повышению профессиональных навыков, организация дополнительного обучения в учреждении и квалифици-
рованными специалистами сторонних организаций; проведение мероприятий по доступности медицинской помощи: организация «электронной регистратуры» -обеспечение организационно-распорядительных и финансовых мероприятий по созданию программного оборудования и размещению оборудования для осуществления самостоятельной записи пациента на прием в холлах поликлиник; контроль результативности: про-
1589
водилась экспертиза качества лечения и удовлетворенности оказанной помощи пациента; контроль безопасности оказания медицинских услуг: проводилась система мероприятий по снижению риска повреждений, инфицирования, вредных побочных явлений или иного ущерба, наносимого в процессе оказания медицинской помощи; создание условий комфортного пребывания в учреждении: проведены мероприятия по приведению медицинских кабинетов в соответствие с современными санитарно-эпидемиологическими, эргономическими требованиями.
Проводилась активная работа по увеличению заработной платы сотрудникам учреждения.
Ключевым звеном данной работы явилась организация экспериментального исследования, в рамках которого была организована система мер практики психологического консультирования, направленная на снижение переживания стресса у лиц в период реорганизации учреждения. В рамках данного эксперимента была организована группа испытуемых (менеджеры среднего звена) в количестве 54 человек [6].
Эксперимент осуществлялся в три этапа: на первом этапе (констатирующем) делался замер стрессовых состояний сотрудников посредством четырех методик: «Шкала организационного стресса», «Инвентаризация симптомов стресса», «Шкала психологического стресса -РБМ-25» и «Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя». На основании данных, полученных по методике «Шкала организационного стресса», испытуемые были разделены на три группы в соответствии с типами (по Фридману) А, АБ,
В [11].
На втором этапе (формирующем) была организована работа по групповому и индивидуальному психологическому консультированию менеджеров среднего звена, параллельно шла работа с административным звеном. При организации работы учитывались результаты, полученные на констатирующем этапе, в частности, выявленные при помощи корреляции Пирсона, взаимосвязи между исследуемыми параметрами [3; 12].
На третьем этапе (контрольном) была проведена повторная диагностика с применением тех же методик, что использовались на первом этапе.
Проведенная реорганизация позволила решить следующие задачи:
- удовлетворить спрос на стоматологические услуги в районе реализации проекта и создать условия для расширения зоны обслуживания;
- гибко реагировать на спрос стоматологических услуг путем перенаправления потоков пациентов, нуждающихся в специализированном лечении, из одного подразделения учреждения в другое;
- ускорить НТП (внедрение новой техники и технологий путем обновления основных фондов);
- обеспечить повышение квалификации работников, позволяющее активно внедрять современные технологии лечения и облегчающее введение новых требований и стандартов оказания медицинской помощи в учреждении;
- оптимизировать использование основных и оборотных фондов;
- повысить эффективность оказания стоматологической помощи за счет лучшей его организации;
- упростить административные процедуры путем построения многоступенчатых связей «вертикальных» и «горизонтальных» отношений субъектов здравоохра-
нения в новых условиях управления и финансирования. Это позволит быстро и эффективно реагировать на изменяющиеся условия;
- повысить эффективность труда медицинского персонала путем введения единых требований к организации и оказанию стоматологических услуг.
В результате проведенной исследовательской работы мы пришли к выводу об эффективности работы, проведенной среди сотрудников реорганизуемого предприятия. Результаты исследования, подтвержденные статистическими методами обработки данных, показали, что организованная работа по психологическому консультированию сотрудников привела к снижению стрессового состояния, что, безусловно, является положительным фактором не только в контексте каждой отдельно взятой личности, но и в более масштабном плане. Снижение дистрессовой нагрузки увеличивает эффективность деятельности сотрудников на предприятии, снижается психоэмоциональное напряжение, уменьшается число деструктивных конфликтов -они либо прекращаются, либо переходят в состояние готовности вести конструктивный диалог, увеличивается общая культура межличностного взаимодействия, снижается негативная конкурентная нагрузка [2; 4; 8].
ВЫВОДЫ
Изучение возможности повышения уровня качества оказания стоматологической помощи в условиях объединенной поликлиники выявило следующие тенденции: при наименьшей затрате экономической составляющей выросла заработная плата персонала, стало возможным приобретение дорогостоящего оборудования и технологий, что, в свою очередь, повлекло повышение качества оказываемых услуг [13-16]. Повысилась персональная ответственность медицинских работников за качество оказываемых услуг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Куликов Л.В. Осознание здоровья как ценности // Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.
2. Иванченко Т.А., Иванченко М.А., Иванченко Т.П. Сверхздоровье и успех в бизнесе для каждого. СПб.: Комплект, 1994. 262 с.
3. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. М.: Изд-во «Психотерапевтический колледж», 1999. 487 с.
4. МаслоуА. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008. 352 с.
5. Методика «Шкала организационного стресса» (Маклин). URL: https://sites.google.com/site/test300m/sos (дата обращения: 15.09.2016).
6. Чернавский А.Ф., Петров И.А., Гаврилова А.С., Чернавский М.А. Эмпирическое исследование стрессоустойчивости в условиях стоматологического муниципального учреждения // Проблемы стоматологии. Екатеринбург: УГМУ, 2016. Т. 12. № 3. С. 107-112.
7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М.: Академический проект, 2009. 943 с.
8. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. М.: Академический проект; Трикста, 2008. 464 с.
9. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с. URL: http://www.ereading.club/bookreader.php/113018/Kollektiv_Psihologi ya_cheloveka_ot_rozhdeniya_do_smerti.html/ (дата обращения: 12.09.2016).
10. Чернавский А.Ф., Петров И.А., Белова О.А. Формирование психологической устойчивости врачей-стоматологов МАУ «СП № 12» при оказании медицинских услуг // Проблемы стоматологии. Екатеринбург: УГМУ, 2016. Т. 12. № 2. С. 116-124.
11. Концепция типов поведения Фридмана и Розенмана. URL: https://psyisland.wordpress.com/2013/01/23/16-концепция-типов-поведения-фридмана-и/ (дата обращения: 16.09.2016).
1590
12. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 16. Стахнева И.Ю. Психологическая устойчивость личности к стрес-225 с. согенным факторам. URL: http://www.edit.muh.ru/content/mag/tru-
13. Бодров В.А. Психологический стресс. М.: Пер Сэ, 2012. 528 с. dy/11_2009/09.pdf (дата обращения: 04.10.2016).
14. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем
(Метод РЕТРИ). М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. 336 с. ПомуПИШ В редакцию 26 ИюНя 201"7 Г.
15. Селье ЛСтресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. URL: https://www.rorbic.ru/upload/site1/document_publication/CXUMJWA ViR.pdf (дата обращения: 02.09.2016).
Чернавский Александр Федорович, Стоматологическая поликлиника № 12, г. Екатеринбург, Российская Федерация, врач стоматолог-хирург высшей категории, зам. главного врача; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Российская Федерация, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психофизиологии, e-mail: [email protected]
Леонова Ольга Михайловна, Тамбовская областная клиническая стоматологическая поликлиника, г. Тамбов, Российская Федерация, врач стоматолог-терапевт, главный врач, главный внештатный специалист эксперт-стоматолог Управления здравоохранения Тамбовской области; Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, зав. кафедрой стоматологии, e-mail: [email protected]
UDC 61.614.2-614.25-614.258
DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1586-1592
REORGANIZATION OF DENTISTRY INSTITUTIONS AS A RESOURCE OF DENTAL SERVICE DEVELOPMENT
© A.F. ChernavskiyU), O.M. Leonova3'4
Dental Care no. 12 171 Lunacharskogo St., Ekaterinburg, Russian Federation, 620075 2) Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin 19 Mira St., Russian Federation, Ekaterinburg, 620002 E-mail: [email protected] 3) Tambov Regional Clinical Dental Care 17a 60 Let Oktyabrya St., Tambov, Russian Federation, 392002
4) Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: [email protected]
The search of modern methods of organization of work in dentistry healthcare organizations lead to reorganization of state and municipal institutions in the form of confluence. The basic aim of dentistry service reform -the increase of the quality of dentistry help increase, optimization of expenses at provision of dentistry services within the framework of Territorial programs of compulsory health insurance, provision of financial stability of dentistry institution. The reasons of reorganization in enlargement of dental care were three basic factors: economic, medical-social and psychological. At the result of reorganization it is possible to find the solutions to the following tasks: satisfaction of demand of the population for the services in the sphere of project realization and creation of conditions for widening of services zones; acceleration of implementation of new technics and technologies by renewal of basic funds; provision of workers' qualification increase, which let implement actively modern technologies of treatment and easing the implementation of new requirements and standards provision of medical help; optimization of basic and operating funds use; the increase of work efficiency of medical personnel by implementing the united requirements to organization and provision of dentistry services.
Keywords: dental care for the population; reorganization of public health institutions; analysis of reorganization results; optimization of dentistry services
REFERENCES
1. Kulikov L.V. Osoznanie zdorov'ya kak tsennosti [Realization of health as of value]. In: Nikiforov G.S. (ed.). Psikhologiya zdorov'ya [Psychology of Health]. St. Petersburg, Saint Petersburg State University Publ., 2006. (In Russian).
1591
2. Ivanchenko T.A., Ivanchenko M.A., Ivanchenko T.P. Sverkhzdorov'e i uspekh v biznese dlya kazhdogo [Overhealth and Success in Business for Every Person]. St. Petersburg, Komplekt Publ., 1994, 262 p. (In Russian).
3. Ayvi A.E., Ayvi M.B., Saymek-Dauning L. Psikhologicheskoe konsul'tirovanie i psikhoterapiya [Psychological consultation and mental healing]. Metody, teorii i tekhniki: prakticheskoe rukovodstvo [Methods, Theories and Technics: Practical Guide]. Moscow, Psychotherapeutic Colledge Publ., 1999, 487 p. (In Russian).
4. Maslou A. Motivatsiya i lichnost [Motivation and Personality]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008, 352 p. (In Russian).
5. Metodika «Shkala organizatsionnogo stressa» (Maklin) [Methods "Scale of Organizational Stress" (Maklin)]. (In Russian). Available at: https://sites.google.com/site/test300m/sos (accessed 15.09.2016).
6. Chernavskiy A.F., Petrov I.A., Gavrilova A.S., Chernavskiy M.A. Empiricheskoe issledovanie stressoustoychivosti v usloviyakh stomatologicheskogo munitsipal'nogo uchrezhdeniya [Empiric research of stress resistance in the conditions of stomatology municipal institution]. Problemy stomatologii - The Actual Problems in Dentistry, Ekaterinburg, Urals State Medical University Publ., 2016, vol. 12, no. 3, pp. 107-112. (In Russian).
7. Kitaev-Smyk L.A. Psikhologiya stressa. Psikhologicheskaya antropologiya stressa [Stress Psychology. Psychological Anthropology of Stress]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ., 2009, 943 p. (In Russian).
8. Kochyunas R. Psikhologicheskoe konsul'tirovanie i gruppovayapsikhoterapiya [Psychological Consulting and Group Mental Healing]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ.; Triksta Publ., 2008, 464 p. (In Russian).
9. Rean A.A. (ed.). Psikhologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti [Human Psychology from Birth to Death]. St. Petersburg, PRAYM-EVROZNAK Publ., 2002, 656 p. (In Russian). Available at: http://www.e-reading.club/bookreader.php/113018/Kollek-tiv_Psihologiya_cheloveka_ot_rozhdeniya_do_smerti.html/ (accessed 12.09.2016).
10. Chernavskiy A.F., Petrov I.A., Belova O.A. Formirovanie psikhologicheskoy ustoychivosti vrachey stomatologa MAU «SP № 12» pri okazanii meditsinskikh uslug [Formation of psychological stability of dentist in Municipal Autonomous Institution "Dental Care no. 12" while providing medical services]. Problemy stomatologii - The Actual Problems in Dentistry, Ekaterinburg, Urals State Medical University Publ., 2016, vol. 12, no. 2, pp. 116-124. (In Russian).
11. Kontseptsiya tipovpovedeniya Fridmana i Rozenmana [Concept of Friedman and Rosenman Behaviour Types]. (In Russian). Available at: https://psyisland.wordpress.com/2013/01/23/16-kontseptsiya-tipov-povedeniya-fridmana-i/ (accessed 16.09.2016).
12. Vodopyanova N.E. Psikhodiagnostika stressa [Psychognosis of Stress]. St. Petersburg, Piter Publ., 2009, 225 p. (In Russian).
13. Bodrov V.A. Psikhologicheskiy stress [Psychological Stress]. Moscow, Per Se Publ., 2012, 528 p. (In Russian).
14. Sandomirskiy M.E. Zashchita ot stressa. Fiziologicheski-orientirovannyy podkhod k resheniyu psikhologicheskikh problem (Metod RETRI) [Protection from stress. Physiologically-Oriented Approach to Psychological Problems Solution (Method RETRY)]. Moscow, Psychotherapy Institute Publ., 2001, 336 p. (In Russian).
15. Sele G. Stress bez distressa [Stress without Distress]. Moscow, Progress Publ., 1979. (In Russian). Available at: https://www.rorbic.ru/upload/site1/document_publication/CXUMJWAViR.pdf (accessed 02.09.2016).
16. Stakhneva I.Y. Psikhologicheskaya ustoychivost' lichnosti k stressogennym faktoram [Psychological Stability of Personality to Stress-Producing Factors]. (In Russian). Available at: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/11_2009/09.pdf (accessed 04.10.2016).
Received 26 June 2017
Chernavskiy Aleksander Fedorovich, Dental Care no. 12, Ekaterinburg, Russian Federation, Dentist-Surgeon of Highest Qualify, Deputy Main Doctor; Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Candidate of Psychology, Associate Professor of Clinical Psychology and Physiological Psychology Department, e-mail: [email protected]
Leonova Olga Mikhaylovna, Tambov Regional Clinical Dental Care, Tambov, Russian Federation, Dental Therapist, Main Doctor, External Expert of Public Health Management of Tambov province; Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Head of Dentistry Department, e-mail: [email protected]
Для цитирования: Чернавский А.Ф., Леонова О.М. Реорганизация стоматологических учреждений как ресурс развития стоматологической службы // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 6. С. 1586-1592. DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1586-1592
For citation: Chernavskiy A.F., Leonova O.M. Reorganizatsiya stomatologicheskikh uchrezhdeniy kak resurs razvitiya stomatologicheskoy sluzhby [Reorganization of dentistry institutions as a resource of dental service development]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki — Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2017, vol. 22, no. 6, pp. 1586-1592. DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1586-1592 (In Russian, Abstr. in Engl.).
1592