УДК 614.2 (575.2)
ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ (на примере ортодонтической стоматологии)
А.И. Жумабеков
Кыргызская государственная медицинская академия им. И. К. Ахунбаева г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация. На данный момент в системе здравоохранения происходят большие изменения и сейчас современные автоматизированные информационные технологии внедряются во всех сферах большей активности, и ныне базовые навыки работы с персональным компьютером важны не только для врачей, но и для всего медицинского персонала. В статье описана методика функционирования нами разработанной автоматизированной системы управления стоматологической поликлиникой «DMS-2014 (Dental management system)», а также результаты социологического опроса специалистов в области ортодонтии и мнений пациентов для совершенствования ортодонтического звена стоматологической службы. В первую очередь, в пилотном проекте внедрение автоматизированных информационных технологий необходимо проводить в стоматологических поликлиниках и других учреждений первичного звена медицинской помощи. Это объясняется тем, что ведущим звеном отечественного здравоохранения является амбулаторно-поликлиническая помощь.
Ключевые слова: автоматизация, информационные технологии, ортодонтическая стоматология, перспективы.
Введение. Информационная технология (далее ИТ) — это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, передачу и отображение информации. ИТ в здравоохранении становятся сегодня точкой роста в сфере информационно-компьютерных технологий, и включают в себя: видеоконференц-связь, мобильные решения, системы документооборота, системы отчетно-учетной документации, электронные истории болезни, системы поддержки решений для администрации и клиницистов, клинические протоколы и медицинские порталы [5].
Повышение эффективности стоматологической помощи возможно при создании оптимальной организационной структуры на основе информационных технологий, решения кадрового вопроса,
внедрения качественных платных услуг, перманентного профессионального совершенствования, наличия комплексных программ управления и контроля за состоянием материально-технического снабжения и уровнем обслуживания пациентов, в том числе и автоматизированных [1—4].
Внедрение автоматизированных информационных медицинских систем позволяет не только сократить трудоемкие ручные работы, но и создает возможность более эффективного управления деятельностью лечебно-профилактических учреждений и органов здравоохранения, а также является одним из приоритетных направлений развития и совершенствования стоматологической (ортодон-тической, ортопедической, терапевтической, детской, хирургической и др.) помощи населению [2—7].
—--—-
~ 44 ~
—---
Цель работы заключалась в разработке автоматизированной системы для стоматологической службы Кыргызской Республики, на основе применения информационных технологий.
Материалы и методы исследования. Для выявления потребительских предпочтений стоматологических учреждений использованы методы социологических исследований (анкетирование). Всего в исследовании приняли участие 194 респондентов — потребителей ортодонтических услуг (пациентов) не только из г. Бишкек, но и из других регионов и областей страны. Пациентов, проживающих в г. Бишкек было 62 (32%), 63 опрошенных из Чуйской области (33%), 22 респондента из Таласской области (11%), респондентов, проживающих в Нарынской области 17 (9%), в Иссык-Кульской области 15 (8%), в Ошской области 9 (5%), в Баткенской области 3 (2%). Большинство респондентов (64,6%) были городскими жителями, 35,5% — сельскими жителями из высокогорных регионов. Среди опрошенных преобладали представители женского пола — 57,2%. Возрастные группы респондентов представлены в соотношении: 3% (6) — дети в возрасте от 6 до 10 лет, 26% (49) — подростки от 11 до 15 лет, 61% (118) — от 16 до 20 лет, 9% (17) — взрослые от 21 до 25 лет и 1% (2) — в возрасте от 26 до 30 лет.
Опрос проводился с помощью специально разработанной анкеты для пациентов, содержащей 24 вопроса, открытого и закрытого типов с простыми альтернативными и многовариантными ответами. В анкетировании участвовали пациенты, которые получают ортодонтическое лечение в государственных и частных стоматологических учреждениях.
Для достижения поставленной цели также первостепенно нами был проведен социологический опрос среди врачей-ортодонтов, зубных техников в стоматологических учреждениях различной формы собственности.
Статистическую обработку результатов исследования проводили с помощью пакета прикладных программ SPSS версии 2011 года и MS Excel 2007 года.
Результаты и их обсуждение. В первую очередь, в целях решения разработки информационной системы нами были учтены мнения потребителей стоматологических услуг, т.е. пациентов.
В процессе анкетирования пациентов с зубо-челюстными аномалиями была предоставлена возможность написать пожелания для улучшения ор-тодонтической службы. Результаты получились довольно интересными. Около 22,0% респондентов пожелали обслуживающей частной клинике успехов и процветания, большинство пациентов (23,0%) написали в пожеланиях, что их все устраивает, оценили высокий уровень сервиса. Некоторые респонденты (5,0%) высказали свое мнение словами: «Больше бы таких клиник», 3,0% пожелали установить свободный Wi-Fi (беспроводную интернет-связь). В пожеланиях государственным и частным клиникам были сильные различия и противоположности. Многие респонденты (22,0%) в государственных стоматологических клиниках пожелали открыть ортодонтические кабинеты в регионах, где непосредственно проживают пациенты с зубо-челюстными аномалиями, что является актуальным вопросом в настоящее время. 11,0% респондентов просили улучшить условия (оборудования, кабинеты), 8,0% — внедрить электронную (онлайн) систему записи пациентов на прием и решить проблему с большими очередями. Небольшая часть респондентов (2,0%) — в пожеланиях отметили ускорить процесс лечения, добавить больше оперативности врачам, в связи с длительными затягиваниями результатов лечения.
Следующими респондентами являлись зубные техники-ортодонты, мнения сотрудников-техников для нас также были важными в вопросах разработки автоматизированной системы управления. По данным анкетирования почти все опрошенные зубные техники-ортодонты считают, необходимым внедрение автоматизированного электронного формата документооборота (наряда) и отчетности с применением информационно-коммуникативной (ИКТ) технологии в зуботехниче-ской лаборатории, особенно в государственных поликлиниках для уменьшения затрат времени на бумажные работы.
Изучение мнений врачей-ортодонтов и анализ деятельности стоматологических учреждений различных форм собственности позволяют сделать вывод, что полноценное оказание услуг врачом-ортодонтом, соответствующее уровню современного развития стоматологии и запросам, предъявляемым пациентам, возможно лишь при полноценном материально-техническом оснащении рабочего места
—--—-
~ 45 ~
—--—
врача-ортодонта. А также при внедрении в стоматологические учреждения современных видов компьютерной диагностики, электронной системы учета пациентов, информационной системы с хранением базы данных о пациентах, внедрение автоматизированного электронного формата документооборота и отчетности с применением информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) в ортодонтическую стоматологию [2; S; 9].
Далее в результате опроса целевой аудитории было установлено, что в государственных поликлиниках (ГСП) не внедрена электронная система учета и записи пациентов, информационная система с хранением базы данных о пациентах, тогда как по такому направлению респонденты работают в ОсОО (АО) — 4 (67,0%), в ЧП — 11 (92,0%), в НУ — 1 ортодонт (50,0%). Поэтому на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым внедрение автоматизированного электронного формата документооборота и отчетности с применением (ИКТ) информационно-коммуникативной технологии в ор-тодонтической стоматологии?» 92,0% респондентов ГСП ответили положительно. Свой ответ опрошенные объяснили тем, что бумажная работа отнимает много времени и внимания, т. к. иногда бывают случаи потери документов (учетно-от-четности) в бумажном виде.
Исходя из вышеизложенных результатов, нами была предпринята и разработана Автоматизированная система управления стоматологической поликлиникой «DMS-2014 (Dental Management System)» в Кыргызстане, патент на изобретение от 29.10.2014 № 352 выдан Государственной патентной службой (I ПС) при Правительстве Кыргызской Республики. Разработанная система включает функции, которые позволят:
♦ ведение электронной записи пациентов (предварительная запись на 12 месяцев вперед, или онлайн-регистрация пациентов), благодаря которому станет возможным создание принципа «поликлиник без очередей»;
♦ учет пациентов в электронном формате с хранением базы данных о пациентах с зубоче-люстными аномалиями (результаты лечения, диагностики, рентген и компьютерной диагностики, амбулаторные карты, анамнез, фото и видео материалы хода лечения пациентов, медицинские кар-
ты педиатров и др.), в результате, которого появится принцип «без бумажных поликлиник»;
♦ учетно-отчетная стоматологическая документация в электронном формате: медицинская карта стоматологического больного (ф. № 043/у), единый талон амбулаторного пациента (ф. № 025-8/у-95), листок ежедневного учета работы врача-стоматолога стоматологической поликлиники, отделения кабинета (ф. № 037/у-88), сводная ведомость учета работы врача-стоматолога стоматологической поликлиники, отделения, кабинета (ф. № 039-2/у-88), контрольная карта диспансерного наблюдения (ф. № 030/у), листок ежедневного учета работы врача стоматолога-ортопеда (ф. № 037-1/у), дневник учета работы врача стоматолога-ортопеда (ф. № 039-4/у), дневник учета работы врача стоматолога-ортодонта (ф. № 039-3/у), направления на консультацию и во вспомогательные кабинеты, а также наряды зубным техникам.
♦ автоматическое вычисление в электронном формате показателей работы врача-стоматолога: основные эпидемиологические показатели (заболеваемость, распространенность); показатели стоматологической заболеваемости (распространенность кариеса зубов, интенсивность поражаемости зубов кариесом (индекс КПУ).
♦ анализ и планирование работы в электронном формате стоматологических лечебно-профилактических учреждений (удельный вес первичных посещений среди всех посещений, сделанных к врачу-стоматологу; доля санированных из общего числа первичных больных; доля лиц, нуждающихся в санации полости рта от числа планово-осмотренных; доля санированных лиц из числа нуждающихся, выявленных при плановом осмотре; структура посещений стоматологической поликлиники по врачебным специальностям, видам стоматологической помощи.
Ниже представлены данные и методика автоматизации на примере ортодонтической стоматологии (схема 1), которые характеризуют охват ам-булаторно-поликлинических стоматологических учреждений (АПСУ) элементами первой очереди информатизации: наличие локальной сети и автоматизированных рабочих мест (АРМ) как «Регистратура», «Статистика», «Диспансеризация».
—--—-
~ 46 ~
—--—-
АРМ «Статистика»
Заместитель главного врача
Пациент
АРМ «Диспансеризация»
АРМ «Регистратура»
Главный
сервер
ДтС
Касса, Бухгалтерия
Главный врач
Заведующий отделением
Старший зубной техник
Медико-информационный центр
Зубной-техник
РМИЦ МЗ КР
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: ГТ — оплата ^2 _ наряд ^
— ортодонтический аппарат
Схема 1. Автоматизация стоматологической службы на уровне поликлиники (на примере ортодонтической стоматологии)
Следует отметить, что данные АРМ являются ключевыми при поэтапном внедрении автоматизированных информационных систем в АПСУ.
Основное назначение АРМ «Регистратура» — это создание и ведение электронной картотеки пациентов в амбулаторно-поликлинических
~ 47 ~
организациях здравоохранения, т. е. в звене, обеспечивающем первичную медико-санитарную помощь.
АРМ «Диспансеризация» — формирование электронного банка информации об осмотрах населения в рамках проведения дифференцированной диспансеризации и контроля за ходом ее выполнения.
АРМ «Статистика» позволяет вносить информацию о посещениях больными поликлиники и установленных диагнозах заболевания.
Для того, чтобы внедрить автоматизированную информационную системы «БМ8-2014», необходимо наличие серверного оборудования, серверного компьютера, рабочих компьютеров: в ор-тодонтических кабинетах, в регистратуре, в бухгалтерии, в зуботехнической лаборатории (электронные наряды), в кабинете у заведующего отделения, у заместителя главного врача по лечебной части, у главного врача.
Выводы. Результаты исследования показали, что внедрение автоматизированной информационной системы в стоматологическую службу, на примере ортодонтической стоматологии позволит значительно улучшить медицинское обслуживание населения и повысить экономическую значимость службы. Перспективы развития всей стоматологической службы зависит разработки и эффективного внедрения современных инновационных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жумабеков А. И. Приоритеты перехода государственной стоматологической поликлиники на уровень передовых информационных технологий // Вестник КГМА. 2015. № 1 (1). С. 19—24.
2. Амхадова М.А., Клюев А.М. Интернет-сайт — один из ключевых факторов успеха в развитии медицинской стоматологической организации // Российский стоматологический журнал. 2013. № 5. С. 38—41.
3. Биднюк Е.А., Годлевский Л.С., Баязитов Н.Р. Информационные технологии в стоматологической диспансеризации учащихся средней школы // Запорожский медицинский журнал. 2013. № 1 (76). С. 78—81.
4. Брагин А.В., Мирошниченко В.В., Орлова Е.С. Создание автоматизированной компьютерной системы для информационной поддержки врача-стоматолога // Проблемы стоматологии. 2011. № 4. С. 64—67.
5. Гасников В. К. Реальность и перспективы развития информационно-компьютерных технологий в здравоохранении региона // Медицинский альманах. 2010. № 4. С. 14—18.
6. Кузнецова О. В. Использование современных информационных технологий в стоимостном анализе медико-экономических стандартов // Врач и информационные технологии. 2014. № 4. С. 13—18.
7. Мандра Ю.В. Инновационные технологии в стоматологии // Проблемы стоматологии. 2012. № 3. С. 66—68.
8. Akyalcin S., Dyer D.J., English J.D. Comparison of 3-dimensional dental models from different sources: Diagnostic accuracy and surface registration analysis // American journal of Orthodontics and Dentofacial Orthopedics. 2013. № 144. P. 831—837. http://dx.doi.org/10.1016/j. ajodo.2013.08.014.
9. Flugge T.V., Schlager S., Nelson K. Precision of intraoral digital dental impressions with iTero and extraoral digitization with the iTero and a model scanner // American journal of Orthodontics and Dentofacial Orthopedics. 2013. № 144. P. 471—478. http://dx.doi.org/10.1016/j.ajodo. 2013.04.017.
PROSPECTS FOR THE INTRODUCTION
OF MODERN TECHNOLOGIES FOR THE IMPROVEMENT
AND OPTIMIZATION OF DENTAL SERVICES
(based on example of orthodontic dentistry)
A.I. Zhumabekov
Kyrgyz State Medical Academy named after I.K. Ahunbaev Bishkek city, Kyrgyz Republic
Annotation. Up to date there are undergoing great changes in the health care system and now the modern automated information technologies are implemented in all areas of greater activity, and now the basic skills of working with a personal
computer are important not only for physicians but for all health personnel. The article describes the methodology of an
—--—-
~ 48 ~
----
automated operation of a dental clinic management system «DMS-2014 (Dental management system)», which we have developed, as well as the results of a questionnairing of experts in the field of orthodontics and opinions of patients to improve the level of orthodontic dental services. First of all, in the pilot project the implementation of automated information technologies should be carried out in dental clinics and other primary health care facilities. This is due to the fact that the leading element of national health care is outpatient care.
Key words: automation, information technologies, orthodontic dentistry, prospects.
REFERENCES
1. Zhumabekov A.I. Priorities for the transition of state dental clinic to the level of advanced information technology. Vestnik KSMA, 2015, no. 1 (1), pp. 19—24.
2. Amhadova M.A., Klyuiev A.M. Internet site — one of the key success factors in the development of dental health organization. Russian Journal of Dentistry, 2013, no. 5, pp. 38—41.
3. Bidnyuk E.A., Godlewski L.S., Bayazitov N.R. Information technologies in the dental clinical examination of high school students. Zaporozhye Medical Journal, 2013, no. 1 (76), pp. 78—81.
4. Bragin A.V., Miroshnichenko V.V., Orlov E.S. Creation of an automated computer system for information support of a dentist. Problems of dentistry, 2011, no. 4, pp. 64—67.
5. Gasnikov V.K. Reality and prospects of development of information and computer technology in the regional level health care. Medical Almanac, 2010, no. 4, pp. 14—18.
6. Kuznetsova O.V. Application of modern information technologies in the analysis of the value of medical and economic standards. Physician and information technology, 2014, no. 4, pp. 13—18.
7. Mandra Y.V. Innovative technologies in dentistry. Problems of dentistry, 2012, no. 3, pp. 66—68.
8. Akyalcin S., Dyer D.J., English J.D. Comparison of 3-dimensional dental models from different sources: Diagnostic accuracy and surface registration analysis. American journal of Orthodontics and Dentofacial Orthopedics, 2013, no. 144, pp. 831—837. http://dx.doi.org/10.1016/j. ajodo.2013.08.014.
9. Flugge T.V., Schlager S., Nelson K. Precision of intraoral digital dental impressions with iTero and extraoral digitization with the iTero and a model scanner. American journal of Orthodontics and Dentofacial Orthopedics, 2013, no. 144, pp. 471—478. http://dx.doi.org/10.1016/j. ajodo.2013.04.017.