Научная статья на тему 'Программа профилактики зубочелюстных аномалий у детей в детской стоматологической поликлинике'

Программа профилактики зубочелюстных аномалий у детей в детской стоматологической поликлинике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
647
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗУБОЧЕЛЮСТНЫЕ АНОМАЛИИ / DENTOALVEOLAR ANOMALIES / ДЕТИ / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ОРТОДОНТИЧЕСКИЙ СТАТУС / ORTHODONTIC STATUS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аргутина Анастасия Сергеевна, Косюга Светлана Юрьевна

Для разработки программы профилактики зубочелюстных аномалий для детской стоматологической поликлиники изучены особенности ортодонтического статуса у детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на его формирование. Предложены профилактические мероприятия для двух уровней реализации: совместно с педагогическим коллективом школы и привлечением семьи (школьный уровень) и лечебно-профилактическая работа специалистов детской стоматологической поликлиники (поликлинический уровень). Перечисленные меры структурированы и сформулированы авторами как профилактическая программа. Реализация программы профилактики зубочелюстных аномалий в базовой медицинской организации показала ее выраженный клинико-социальный эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аргутина Анастасия Сергеевна, Косюга Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM OF PROPHYLAXIS OF THE DENTOALVEOLAR ANOMALIES IN CHILDREN IN THE CHILDREN’S POLYCLINIC

For the development a program for the prevention of dentoalveolar anomalies for children’s dental clinic, there were investigated features of the orthodontic status in children of primary school age and factors affecting its formation. The authors have been proposed preventive measures for two levels of the implementation: conjointly with teaching staff of the schools and involvement of the family (the so-called «school level»), as well as the treatment and prevention activity of children’s specialists from the dental polyclinic (polyclinic level). The mentioned measures have been structured and formulated by authors as «the preventive program». The implementation of the program for the prevention of dentoalveolar anomalies in basic medical practice showed it pronounced clinical and social effect

Текст научной работы на тему «Программа профилактики зубочелюстных аномалий у детей в детской стоматологической поликлинике»

Российский педиатрический журнал. 2017; 20(4) DOI http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-4-222-226

социальная педиатрия

11. Costa Lda C., Silva D.A., Almeida Sde S., de Vasconcelos Fde A. Association between inaccurate estimation of body size and obesity in schoolchildren. Trends Psychiatry Psychother, 2015; 37(4): 220—6.

12. Adeyemi A.J., Rohani J.M., Rani M.R. Interaction of body mass index and age in muscular activities among backpack carrying male schoolchildren. Work, 2015; 52(3): 677—86.

13. Farias Edos S., Gonjalves E.M., Morcillo A.M., Guerra-Júnior G., Amancio O.M. Effects of programmed physical activity on body composition in post-pubertal schoolchildren. J. Pediatr. (Rio J.). 2015; 91(2): 122—9.

14. Pavlikov A.V. Features of the neuropsychological and somatic status of pupils at the Children's Home. Vestnik nauchnogo studencheskogo obshchestva fakultetapedagogiki ipsihologii OGU. 2004; 3: 47. (in Russian)

15. Ryazantseva O.G., Kuznetsova T.A. Physical and emotional development

of pupils of boarding school. Voprosy diagnostiki vpediatrii. 2012; 1(2): 31—3. (in Russian)

16. Abreu A.P., Kaiser U.B. Pubertal development and regulation. Lancet Diabetes Endocrinol, 2016; 4(3): 254—64.

17. Soliman A., De Sanctis V., Elalaily R. Nutrition and pubertal development. Indian J. Endocrinol. Metab. 2014; 18(Suppl 1): 39—47.

18. Elmaogullari S., Demirel F., Hatipoglu N. Risk factors that affect metabolic health status in obese children. J. Pediatr. Endocrinol. Metab. 2017; 30(1): 49—55.

Поступила 06.06.2017 Принята в печать 21.06.2017

Сведения об авторах:

Кузнецова Татьяна Анатольевна, д-р мед. наук, проф. каф. внутренних болезней ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева» Медицинский институт, e-mail: vradi@inbox.ru

© АРГУТИНА А.С., КОСЮГА С.Ю., 2017 УДК 616.314+616.716.8]-053.2-084

Аргутина А.С., Косюга С.Ю.

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ У ДЕТЕЙ В ДЕТСКОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ

ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава России, 603950, г. Нижний Новгород, Россия, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1

Для разработки программы профилактики зубочелюстных аномалий для детской стоматологической поликлиники изучены особенности ортодонтического статуса у детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на его формирование. Предложены профилактические мероприятия для двух уровней реализации: совместно с педагогическим коллективом школы и привлечением семьи (школьный уровень) и лечебно-профилактическая работа специалистов детской стоматологической поликлиники (поликлинический уровень). Перечисленные меры структурированы и сформулированы авторами как профилактическая программа. Реализация программы профилактики зубочелюстных аномалий в базовой медицинской организации показала ее выраженный клинико-социальный эффект.

Ключевые слова: зубочелюстные аномалии; дети; профилактика; ортодонтический статус. Для цитирования: Аргутина А. С., Косюга С.Ю. Программа профилактики зубочелюстных аномалий у детей в детской стоматологической поликлинике. Российский педиатрический журнал. 2017; 20(4): 222-226. DOI: http://dx.doi. org/10.18821/1560-9561-2017-20(4)-222-226

Argutina A.S., Kosyuga S.Yu.

THE PROGRAM OF PROPHYLAXIS OF THE DENTOALVEOLAR ANOMALIES IN CHILDREN IN THE CHILDREN'S POLYCLINIC

Nizhny Novgorod State Medical Academy, 10/1, Minin and Pozharskiy Square, Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation

For the development a program for the prevention of dentoalveolar anomalies for children's dental clinic, there were investigatedfeatures of the orthodontic status in children ofprimary school age and factors affecting its formation. The authors have been proposed preventive measures for two levels of the implementation: conjointly with teaching staff of the schools and involvement of the family (the so-called «school level»), as well as the treatment and prevention activity of children's specialists from the dental polyclinic (polyclinic level). The mentioned measures have been structured and formulated by authors as «the preventive program». The implementation of the program for the prevention of dentoal-veolar anomalies in basic medical practice showed it pronounced clinical and social effect

Keywords: dentoalveolar anomalies; prevention; orthodontic status

For citation: Argutina A.S., Kosyuga S.Yu. The program ofprophylaxis of the dentoalveolar anomalies in children in the children's polyclinic. Rossiyskiy Pediatricheskiy Zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2017; 20(4): 222-226. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-4-222-226

For correspondence: Anastasia S. Argutina, graduate student of the Department of stomatology of children's age of Nizhny Novgorod State Medical Academy, 10/1, Minin and Pozharskiy Square, Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation. E-mail: doctor_argutina@mail.ru

Information about authors: Argutina A.S., http://orcid.org/0000-0001-5491-4228

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Acknowledgement. The study had no sponsorship.

Received 29.05.2017 Accepted 21.06.2017

Для корреспонденции: Аргутина Анастасия Сергеевна, аспирант каф. стоматологии детского возраста ФГБОУ ВО НижГМА Минздрава России, e-mail: doctor_argutina@mail.ru

Russian pediatric journal (Russian journal). 2017; 20(4) DOI http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-4-222-226

social pediatrics

ост распространенности зубочелюстных аномалий и деформаций (ЗЧА) у детей, достигающий 54% в среднем по России по критериям стоматологического эстетического индекса DAI, определяет актуальность и необходимость разработки адекватных профилактических подходов в практическом решении этого важного вопроса [1—5]. Тем более что ЗЧА и связанные с ними функциональные расстройства других органов и систем растущего организма являются не только проблемой состояния здоровья, но и важным аспектом формирования личности и социального статуса ребенка [5—10].

В связи с этим представляются необходимыми разработка и внедрение программы профилактики ЗЧА, требующих ортодонтического лечения, у детей младшего школьного возраста, которая может быть реализована в условиях городской детской стоматологической поликлиники.

Материалы и методы

Комплексно обследованы дети в возрасте от 6—11 лет, поскольку в младшем школьном возрасте еще возможно и уже необходимо внедрение комплексной профилактики ЗЧА, требующих ортодонтического лечения. Кроме того, в средних общеобразовательных учреждениях ребенок впервые в обязательном порядке начинает посещать стоматологический кабинет, что позволяет начать реализацию профилактических мероприятий. Клинической базой нашей работы была детская городская стоматологическая поликлиника, мощностью 300 посещений в смену, в состав которой входят 23 школьных стоматологических кабинета. Отбор проводился методом случайной выборки в когорте. Всего в исследовании приняли участие 640 детей (средний возраст 9,8 ± 0,1 года) и 647 их законных представителей (родителей, опекунов), а также 146 семей с детьми младшего школьного возраста, являющимися пациентами врача-ортодонта. Исследование проводилось в соответствии с планом научных исследований и было одобрено локальным этическим комитетом.

В ходе работы использовались: комплексное стоматологическое обследование с использованием критериев и методик ВОЗ; клиническое ортодонтическое обследование для выявления ЗЧА; фотодокументирование и метод организационного эксперимента; статистические, социологические методы (анкетирование, интервьюирование). Специально для проведения данной работы были разработаны два варианта карт осмотра пациента; три варианта анкет для опроса детей и их законных представителей.

Все полученные данные обработаны с применением пакета SPSS 16 (IBM Inc).

Результаты

Установлено, что ЗЧА, требующие ортодонтического лечения, имели существенную распространенность у детей младшего школьного возраста: в 74% случаев регистрировались деформации зубных рядов, в 46% — нижнего зубного ряда; в 58% случаев выявлялась скученность зубов. У 20,8% детей встре-

чалась патология уздечки, 34,5% детей имели патологический прикус, который чаще всего был глубоким 38% и перекрестным 28,8%. У 52,1% осмотренных пациентов отмечалось смещение средней линии лица, в 44% случаев наблюдались отклонения в развитии твердого неба. Самыми частыми отклонениями в развитии зубов являлись аномалии положения — 6,1 на каждого школьника, в 309,8 на 100 осмотренных регистрировалась тортопозиция. Каждый ребенок имел, как правило, две-три вредные привычки, негативно влияющие на формирование жевательного аппарата.

С возрастом отмечалось существенное увеличение числа выявленных ЗЧА, требующих ортодонтического лечения, равно как и вредных привычек, негативно влияющих на формирование зубов, прикуса и челюстно-лицевого аппарата в целом, что обусловлено низким охватом детского населения профилактической работой, включающей профилактические стоматологические осмотры в школах с обязательным участием врача-ортодонта [11, 12].

По нашим данным, никогда не обращались к стоматологу-гигиенисту 83,2% детей; самостоятельно активно искали информацию о профилактике стоматологических заболеваний для своего ребенка лишь 8,5% родителей. В 76,7% случаев родители вообще не знали о существовании врача-ортодонта в детской поликлинике, несмотря на то, что 45,4% их них отмечали неправильный прикус у своего ребенка. Сами родители лишь в 8,4% случаев получали когда-либо ортодонтическую помощь с учетом того, что половина из них была недовольна своим прикусом.

Перечисленные обстоятельства подчеркнули значимость адекватной организации специализированной стоматологической помощи младшим школьникам, и особенно в профилактическом плане.

Выявленные нами нарушения формирования стоматологического статуса у детей младшего школьного возраста определили необходимость разработки и внедрения многоуровневой программы профилактики формирования и развития ЗЧА, требующих ортодонтического лечения, с включением в работу врачей-стоматологов других специальностей, а также педагогов школ и широким вовлечением семей младших школьников.

Предложенный нами комплекс профилактических мер структурирован в двухуровневую программу (см. таблицу).

Первым уровнем была определена школа, так как в сложившейся экономической ситуации эффективным и менее затратным является способ профилактики стоматологических заболеваний в организованных школьных коллективах. Благодаря этому становится возможным раннее выявление патологии у значительной группы детей и своевременное начало длительной индивидуализированной диспансеризации детей в ортодонтии. Второй уровень — детская стоматологическая поликлиника. При этом взаимодействие врача-ортодонта с основными агентами социализации детей положительно влияет на формирование первичных санитарно-гигиенических знаний у педагогического персонала и родителей, способству-

Российский педиатрический журнал. 2017; 20(4) DOI http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-4-222-226

социальная педиатрия

Содержание профилактической программы в школе: 1-й уровень

Уровень I: Школа

Подуровень 1: Подуровень 2:

Школьный стоматологический кабинет: Педагогический коллектив:

А) Плановый осмотр детским стоматологом общего профиля. А) Посещение ортодонтом ежегодного собрания учителей перед началом учебного года.

Б) Формирование групп риска из учащихся первого класса. Б) Включение ортодонтического компонента в просветительские беседы стоматологов со школьниками.

В) Плановое посещение ортодонтом школьных стоматологических кабинетов. В) Распространение классными руководителями информационных буклетов на родительских собраниях.

Действия врача-ортодонта при осмотре детей в школьных стоматологических кабинетах:

Осмотр и подтверждение диагноза ЗЧА

При однозначности диагноза и возможности проведения миофункцио-нального лечения:

• Назначение ортодонтом лечения в виде миофункцинальных аппаратов.

• Назначение даты и времени для примерки и выдачи аппарата в условиях поликлиники.

• Последующий контроль за пациентами раз в 3 мес.

При необходимости подтверждения диагноза с помощью специальных методов диагностики:

• Запись на дополнительную консультацию в условиях поликлиники из числа специально выделенного консультативного времени

ет реализации профилактической программы. Программа предусматривает следующие мероприятия:

A) Для всех врачей базовой стоматологической поликлиники, проводящих осмотры и лечение на базе школьных стоматологических кабинетов, при плановом осмотре учащихся первых классов предусмотрено обязательное заполнение «Карты учета ортодонтических признаков» дополнительно к обязательным учетно-отчетным документам. При обнаружении пяти и более диагностических маркеров ЗЧА у ребенка его обязательно включают в группу детей, имеющих риск развития ЗЧА, требующих ортодон-тического лечения.

Б) Затем каждому ребенку, оказавшемуся в группе риска, этим же врачом выдавалось на руки направление на консультацию к врачу-ортодонту (первичный прием), в котором также указывалась дата посещения ортодонтом данного учебного заведения и телефон регистратуры базовой поликлиники для определения времени приема. К направлению прилагалось «Информированное добровольное согласие», которое требуется для осмотра ребенка врачом-ортодонтом.

B) Плановое посещение врачом-ортодонтом школьных стоматологических кабинетов осуществлялось один раз в 3 мес для осмотра детей из групп риска.

На каждого ребенка оформлялась карта ортодон-тического пациента (Учетная форма N 043-1/у) и заполнялся талон на оплату из средств фонда обязательного медицинского страхования. Данный прием считался законченным случаем ортодонтического ле-

чения по СТГ 63 «Первичный прием ортодонта с назначением безаппаратурных методов лечения» и подлежал оплате за счет средств ОМС по тарифам ОМС. Учет рабочего времени врача-ортодонта, выходящего в школьный стоматологический кабинет, велся в соответствии с табелем рабочего графика.

Прием осуществлялся в соответствии с ранее составленным графиком посещений. При осмотре детей врач-ортодонт имел на руках ранее заполненную «Карту ортодонтических признаков» и проводил внешний осмотр ребенка и детальный осмотр полости рта.

В случае подтверждения диагноза ЗЧА, требующих ортодонтического лечения без необходимости назначения дополнительных методов исследования, определялся вид формирующейся аномалии и подбирался стандартный миофункциональный аппарат. После чего назначались дата и время припасовки аппарата в полости рта в условиях поликлиники.

При выдаче и первой примерке аппарата ребенок должен был присутствовать обязательно с родителями, которым детально разъяснялся порядок проведения миофункциональной коррекции, выдавалась инструкция по использованию аппарата, а также назначалось следующее посещение для оценки эффективности метода, выявления и устранения проблем.

При необходимости дополнительной диагностики или нуждаемости в другом методе лечения врачом-ортодонтом назначалась дополнительная консультация в условиях поликлиники.

При отсутствии необходимости в ортодонтиче-

Russian pediatric journal (Russian journal). 2017; 20(4) DOI http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-4-222-226

social pediatrics

ском лечении в карте делалась пометка о необходимости диспансерного наблюдения 1 раз в год.

Содержание второго (поликлинического) уровня предложенной программы приведено ниже. В план ежегодных собраний трудовых коллективов школ перед началом учебного года были включены выступления стоматологов-терапевтов детских и врачей-ортодонтов территориальной поликлиники для освещения мероприятий по оздоровлению обучающихся. Врачу-ортодонту рекомендовалось обратить особое внимание учителей на значимость профилактики и лечения зубочелюстных аномалий в детском возрасте и нацелить их на адресную работу с родителями и детьми.

Учитывая близость таких основных социальных институтов, как школа и семья, врачу нужно обеспечить преподавательский коллектив информационными буклетами и в рамках родительских собраний донести идею об информировании родителей относительно важности решения ортодонтических проблем. Особое внимание в этой работе следует уделить руководителям начальных классов, чья помощь и поддержка являются ключевыми компонентами успешности внедрения указанной профилактической программы. При общении врача-ортодонта с кураторами начальной школы необходимо детально обозначить этапы проведения профилактической работы с учетом того факта, что санитарно-гигиеническое обучение родителей является ее важнейшим звеном.

Учитывая, что множественные ЗЧА у детей в большинстве случаев сочетаются с общесоматическими заболеваниями [12—14], также требующими проведения активных лечебно-профилактических мероприятий, нами была проведена работа по организации обязательного направления врачами-ортодонтами детей с множественными ЗЧА на углубленный медицинский осмотр в детскую территориальную поликлинику по месту жительства. Проведена регулярная работа по повышению настороженности врачей базовой медицинской организации — врачей детских стоматологов и ортодонтов, а также родителей — в плане ранней диагностики и профилактики общесоматических заболеваний у таких детей. Было введено понятие риска развития соматической патологии у детей с множественными ЗЧА в практическую деятельность всех врачей.

Определенные выше направления предложенной программы в полном объеме были внедрены в практическую деятельность базовой медицинской организации при участии 6 школ. Работа велась в течение одного календарного года, наблюдались 276 детей младшего школьного возраста. Был достигнут очевидный положительный медицинский эффект, который выразился в существенных позитивных изменениях положения зубов у всех наблюдавшихся детей, согласно протоколам клинического наблюдения врача-ортодонта. Социальный эффект был оценен с помощью специальной анкеты, отражающей удовлетворенность родителей доступностью и качеством такой услуги, как ортодонтическая помощь. Снижение доли недовольных родителей с 40,2 до 10,8% было оценено как существенное.

Таким образом, следует отметить, что мероприятия по эффективной профилактике ЗЧА, требующих ортодонтического лечения, у младших школьников должны проводиться комплексно: в детской стоматологической поликлинике, школьных стоматологических кабинетах, школах и семьях, с широким подключением к клиническому компоненту разнообразных методов и средств санитарно-гигиенического обучения на всех этапах. Важным представляется формирование у врачей-специалистов детской территориальной стоматологической поликлиники понятия риска развития ортодонтических нарушений у детей с последующим ориентированием на реализацию предложенной программы, доказавшей эффективность.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесян Р.А. Распространенность кариеса зубов и некоторых аномалий зубочелюстной системы среди детского населения города Ставрополя. Современные проблемы науки и образования. 2014; 5: 507.

2. Алимирзоев Ф.А. Зубочелюстные аномалии детского возраста и их диагностика. Достижения вузовской науки. 2014; 10: 63—7.

3. Марданов А.Э., Смирнов И.Е., Мамедов А.А. Врожденная расщелина верхней губы и неба у детей: патогенетическое значение матриксных металлопротеиназ. Рос. педиатр. журн. 2016; 19(2): 106—13.

4. Анохина А.В., Хабибуллина Л.Ф. Распространенность и структура зубочелюстных аномалий у детей 9—12 лет (по материалам обследования школьников г. Казани). Общественное здоровье и здравоохранение. 2014; 4: 33—6.

5. Бугровецкая О.Г., Максимовская Л.Н., Бугровецкая Е.А., Соловых Е.А. Взаимосвязь функционального состояния зубочелюстной и вегетативной нервной систем. Мануальная терапия. 2010; 38: 18—23.

6. Водолацкий В.М., Павалов А.А., Некрасова А.А. Влияние нарушений прикуса на психическое состояние ребенка. Вестник новых медицинских технологий. 2008; 15(3): 176—7.

7. Гвоздева Ю.В. Оценка функциональной системы дыхания (вентиляции и газообмена в легких) у пациентов с зубочелюстными аномалиями. Стоматология детского возраста и профилактика. 2009; 4(31): 36—8.

8. Гуненкова И.В., Смолина Е.С., Текучева С.В. Определение уровня нуждаемости детей и подростков в ортодонтическом лечении на основании эстетического индекса DAl.Маэстро стоматологии. 2008; 4(32): 93—6.

9. Гус Л.А. Особенности гормонального статуса пациентов с дисфункцией височно-нижнечелюстного сустава при дистальной окклюзии зубных рядов. Стоматология. 2015; 94(6): 29—31.

10. Данилова М.А. Взаимосвязь стоматологического фенотипа у детей с гиперплазией глоточной миндалины и соматического статуса. Ортодонтия. 2006; 1: 12—5.

11. Коренев А.Г. Эпидемиологическая характеристика зубочелюстных аномалий у детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, проживающих в крупном городе и сельской местности. Стоматологический журнал. 2005; 1: 9—11.

12. Casamassimo P. Relationships between oral and systemic health. Pédiatrie Clinics of North America. 2003; 47(5): 1149—57.

13. Onyeaso C. Prevalence of malocclusion among adolescents in Ibadan, Nigeria. Am. J. Orthod. Dentofacial. Orthop. 2004; 126(5): 604—7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Rajab L.D., Petersen P.E., Baqain Z., Bakaeen G. Oral Health Status Among 6-and 12-year-old Jordanian Schoolchildren. Oral. Hlth Prev. Dent. 2014; 12(2): 99—107.

REFERENCES

1. Avanesyan R.A. Prevelens and certain anomalies dentition among children in the city of Stavropol. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; 5: 507. (in Russian)

Российский педиатрический журнал. 2017; 20(4) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-4-226-232

обзор

2. Alimerzoev F.A. Jaws childhood anomalies and their diagnosis. Dostizheniya vuzovskoy nauki. 2014; 10: 63—7. (in Russian)

3. Mardanov A.E., Smirnov I.E., Mamedov A.A. Congenital cleft of the lip and palate in children: pathogenetical significance of matrix metalloproteinases. Ros. pediatr. zhurn. 2016; 19(2): 106—13.

4. Anokhina A.V., Habibulina L.F. Prevalence and structure of dento-maxillary anomalies in children 9—12 years (based on school surveys of Kazan). Obschestvennoe zdorovye i zdravookhranenie. 2014; 4: 33—6. (in Russian)

5. Bugroveckaya O.G., Maksimovskaya l.N., Bugroveckaya E.A., So-lovykh E.A. Relationship of functional condition of dentoalveolar and autonomic nervous systems. Manualnaya therapiya. 2010; 38: 18—23. (in Russian)

6. Vodolackiy V.M., Pavalov A.A., Nekrasova A.A. Influence violations bite on the mental condition of the child. Vestnik novykh med-itsinskikh tekhnologiy. 2008; 15(3): 176—7. (in Russian)

7. Gvozdeva Yu.V. Assessment of the functional system of respiration (ventilation and gas exchange in the lungs) in patients with dento-maxillary anomalies. Stomatologiya detskogo vozrasta i profilaktika. 2009; 4(31): 36—8. (in Russian)

8. Gunenkova I.V., Smolina E.S., Tekuchev S.V. Determination of the level of need among children and adolescents in orthodontic treatment based on aesthetic index DAI. Maestro stomatologii. 2008; 4(32): 93—6. (in Russian)

9. Gus L.A. Particularly hormonal status of patients with dysfunction of the temporomandibular joint at distal occlusion of dentition. Stomatologiya. 2015; 94(6): 29—31. (in Russian)

10. Daniel M. Relationship of dental Phenotype in children with hyperplasia of the pharyngeal tonsils and somatic status. Ortodontiya. 2006; 1: 12—5. (in Russian)

11. Korenev A.G. epidemiological characteristic of dento-maxillary abnormalities in children and adolescents aged from 3 to 18 years old, living in a major city and countryside. Stomatologicheskiy zhurnal. 2005; 1: 9—11. (in Russian)

12. Casamassimo P. Relationships between oral and systemic health. Pediatric Clinics of North America. 2003: 47(5): 1149—57.

13. Onyeaso C. Prevalence of malocclusion among adolescents in Ibadan, Nigeria. Am. J. Orthod Dentofacial. Orthop. 2004; 126(5): 604—7.

14. Rajab L.D., Petersen P.E., Baqain Z., Bakaeen G. Oral Health Status among 6- and 12-year-old Jordanian Schoolchildren. Oral. Hlth Prev. Dent. 2014; 12(2): 99—107.

Поступила 29.05.2017 Принята в печать 21.06.2017

Сведения об авторах:

Косюга Светлана Юрьевна, зав. каф. стоматологии детского возраста ГБОУ ВО НижГМА Минздрава Росси, д-р мед. наук, доц., e-mail: s_kosyuga@mail.ru

Обзоры

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2017 УДК 616-039.42-084

Шавалиев Р.Ф.1, Яфарова С.Ш.2, Волгина С.Я.3

ПРОФИЛАКТИКА РЕДКИХ БОЛЕЗНЕЙ: СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ

ТАУЗ «Детская республиканская клиническая больница» Минздрава Республики Татарстан, 420138, г. Казань, Россия, ул. Оренбургский тракт, 140, к. 2;

2ГАУЗ «Городская детская больница № 1» г Казани, 420034, г Казань, Россия, ул. Декабристов, д. 125а; 3ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России, 420012, г. Казань, Россия, ул. Бутлерова, д. 49

В обзоре приведены современные данные об организации профилактики редких болезней. Сформулированы определения видов и уровней профилактики. Отражено значение предгравидарной подготовки, медико-генетического консультирования, вспомогательных репродуктивных технологий, методов пренатальной диагностики и фетальной хирургии, неонатального скрининга на определенных этапах организации профилактических мероприятий. Указаны особенности скрининга редких болезней с использованием экспресс-методов диагностики: сплошной подход, массовость, профилактическая направленность и этапность. Рассмотрены актуальные вопросы профилактики редких болезней.

Ключевые слова: редкие болезни; профилактика; предгравидарная подготовка; медико-генетическое консультирование; пренатальная диагностика; неонатальный скрининг.

Для цитирования: Шавалиев Р.Ф., Яфарова С.Ш., Волгина С.Я. Профилактика редких болезней: современные аспекты и новые вызовы. Российский педиатрический журнал. 2017; 20 (4): 226-232. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20(4)-226-232.

ShavalievR.F.1, Yafarova S.Sh.2, Volgina S.Ya.3

PREVENTION OF ORPHAN DISEASES: CONTEMPORARY ASPECTS AND NEW CHALLENGES

Children republic clinical hospital, 140, Orenburgskiy trakt, Kazan, 420138, Russian Federation; 2City Children hospital No 1, 125 а, Dekabristov str., Kazan, 420034, Russian Federation; 3Kazan State medical University, 49, Butlerova str., Kazan, 420012, Russian Federation

Для корреспонденции: Яфарова Сабина Шамильевна, канд. мед. наук, зав. педиатрическим отд-нием второго поликлинического отд-ния ГАУЗ «Городская детская больница № 1» г. Казани, e-mail: yafarova@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.