ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСЩГО ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ Н.В. Носкова, О.Б. Мингалева, Т.Г. Асабаева (Барнаул)
Аннотация: Исследование позволило привлечь внимание педагогов ДОУ к слабым звеньям в структуре психологической готовности к обучению в школе уже в начале учебного года и обеспечило целенаправленный характер работы в течение всего года. Разработанные для педагогов рекомендации и программа психологической помощи детям, поступающим в школу, сыграли важную роль при подготовке детей подготовительных групп. Индивидуальные карты, составленные на каждого ребенка, предоставили возможность педагогам осуществлять дифференцированный подход, ориентируясь на ситуацию с каждым конкретным ребенком. Немаловажную роль в развитии УВК сыграли групповые и индивидуальные консультации, проведенные в начале года для родителей.
Ключевые сдоад.'учебно-важные качества, возрастное развитие, субъект-субъектные и субъект-объектные отношения, дошкольное образовательное учреждение, сформированность учебно-важных качеств, психологическая готовность к обучению.
На сегодняшний день в практической психологии проблема диагностики готовности детей к обучению в школе является одной из наиболее разработанных. Однако, за время работы в Консультативном социально-психологическом центре, авторам нередко доводилось сталкиваться с ситуацией, когда психологи при диагностике школьной готовности склонны использовать
эклектический подход. Опираясь на выделенные критерии возрастного развития структурных компонентов психики, практические психологи по своему усмотрению подбирают методический материал для их диагностики. В результате они затрачивают колоссальные усилия на сбор и обработку информации, получая огромный массив данных. При этом, чаще всего, обработанный эмпирический материал так и остается невостребованным в полном объеме ни специалистами ДОУ, ни школьными психологами.
Осознавая недостатки такого подхода, психологи дошкольных учреждений района обратились в наш Центр с просьбой о создании единой программы диагностики готовности детей к обучению в школе, в основу которой была бы положена единая концептуальная схема, позволяющая решить выше обозначенную проблему.
Специалисты Центра под руководством Н.В. Носковой предложили построить диагностику в соответствии с современными научными данными о совокупности учебно-важных качеств (УВК), обеспечивающих высокую эффективность обучения в первом классе. Данные качества выделены в исследовании Н.В. Нижегородцевой (1993), работающей в русле концепции способностей академика В.Д. Шадрикова.
Н.В. Нижегородцева установила, что УВК играют интегрирующую роль в структуре готовности ребенка к школе. В общем перечне УВК, представленном данным автором, можно выделить центральные и периферийные качества. К центральным были отнесены те качества, высокий уровень развития которых, является основой для развития других компонентов структуры и установления компенсаторных функциональных связей между ними [10, С 1701.
К центральным звеньям структурограммы УВК нами были отнесены следующие показатели:
■ мотивы учения;
■ вводные навыки (звуковой анализ слова, счет в пределах десяти, навыки учебной работы);
■ принятие учебной задачи;
■ произвольная регуляция деятельности.
■ Показатели, ближайшие к центральным звеньям структурограммы УВК:
■ уровень обобщений;
■ объем вербальной механической слуховой памяти;
■ зрительный анализ геометрических фигур;
■ отношение к сверстникам.
В рамках данной концепции специалисты Центра провели исследование с целью создания программы диагностики и психологической помощи детям, поступающим в школу.
Основные задачи настоящего исследования состояли в следующем:
1. Разработка программы диагностики УВК.
2. Диагностика детей подготовительных групп ДОУ района в начале и конце учебного года.
3. Разработка рекомендаций и проведение групповых консультаций для воспитателей по результатам диагностики (в начале года) и направлениям последующей развивающей работы.
4. Создание программы экспресс-подготовки детей к обучению в школе для психологов.
5. Сравнение сформированности УВК в ДОУ с различными образовательными программами.
При создании программы диагностики УВК были использованы методики, надежно зарекомендовавшие себя в психологической практике, которые позволили наиболее полно раскрыть психологическую сущность исследуемых компонентов структуры. Индивидуальное обследование ребенка включало 10 методик: определение мотивов учения по методике М.Р. Гинзбурга [2; С. 43]; звуковой анализ слова [1, С. 20]; счет в пределах десяти [8, С. 8]; умение действовать по инструкции взрослого по методике Д.Б. Эльконина «Графический диктант» [2, С. 19]; произвольная регуляция деятельности - изучался методикой игрового характера, предложенной в свое время Л.С. Выготским, в модификации Н.И. Гуткиной [2, С. 17]; уровень развития операции обобщения т при помощи теста американских психологов А. Отиса и Р. Леннона [8, С. 8]; объем кратковременной слуховой памяти, вариант Л.А. Венгера [2, С. 23]; зрительный анализ геометрических фигур с помощью методики А.Р. Лурия в модификации С.Д. Забрамной [8, С. 4]; изучение самооценки с помощью методики В.Г Щур, С.Г. Якобсон [8, С. 7] и беседа с ребенком о его друзьях [8, С 14].
В конце учебного года исследование УВК осуществлялось с помощью психологического инструментария, идентичного
вышеперечисленному, но на другом стимульном материале.
Настоящее исследование проводилось на базе ДОУ Центрального района г. Барнаула в 1997-99 гг. Общее количество испытуемых: в начале учебного года - 35), в конце - 113. Такое количество испытуемых позволяет сделать статистически достоверные выводы об уровне сформированности и особенностях развития УВК у детей, посещающих подготовительные группы ДОУ.
В сборе эмпирического материала приняли участие студенты 2-4 курсов социологического факультета АГУ (специальность «психология»).
В ходе обработки результатов диагностики, осуществленной в начале учебного года, была определена группа _ УВК, которая требуют особого внимания со стороны педагогов-дошкольников по району в целом: произвольность, зрительный анализ геометрических фигур, звуковой анализ слова, операция обобщения. Эта информация не стала неожиданностью для специалистов Центра. Так, опыт диагностической работы по определению школьной готовности, проводимой психологами Центра в предыдущие годы (с 1996 г.) по индивидуальным заявкам ДОУ и запросам родителей показал, что независимо от образовательных программ, используемых в ДОУ, развитие произвольности в деятельности и операции обобщения у детей не сформированы на должном уровне. Это свидетельствует о том, что, несмотря на активное теоретическое внедрение в образовательную практику ДОУ субъект-субъектных отношений педагога и ребенка, на деле сохраняется тенденция к авторитарности, когда ребенок представляет из себя лишь объект воспитательного воздействия. Кроме того, вместо развития способности к обобщению, акцент в работе ДОУ делается на заучивании основных классификационных признаков. Таким образом, результаты диагностики лишь подтвердили замеченную ранее тенденцию.
В соответствии с полученными данными педагогам ДОУ были предложены общие рекомендации, направленные на развитие обозначенной выше группы УВК. Внедрение данных рекомендаций на протяжении всего года курировалось психологами ДОУ и специалистами Центра.
Кроме общих для образовательного процесса рекомендаций на каждого обследованного ребенка была составлена карта, что позволило педагогам вести целенаправленную индивидуальную работу по развитию УВК.
По результатам диагностики были проведены групповые и индивидуальные консультации для родителей. Им были предложены развернутые рекомендации по оказанию помощи детям при подготовке к обучению в школе.
Повторная диагностика УВК в конце учебного года выявила наличие положительной динамики по всем показателям (таблица 1). Существенные результаты были достигнуты в развитии следующих УВК: уровень обобщения, зрительный анализ геометрических фигур, произвольность в поведении. Эти данные
свидетельствуют о том, что работа педагогов и психологов в данном направлении была эффективной. Можно полагать, что рекомендации, предложенные педагогам в начале учебного года, внесли свой вклад в развитие слабых звеньев УВК у детей подготовительных групп.
Таблица 1
Динамика развития отдельных УВК (в среднем по району)
Уровень сформированности УВК Данные на начало Данные на конец года(%)
года(%)
Звуковой анализ слова:
- сформирован 40 65
- несформирован 58 35
Принятие учебной задачи:
• высокий уровень 21 60
- средний уровень 66 33
- низкий уровень 13 7
Произвольная регуляция деятельности:
- сформирована 43 82
• несформирована 57 18
Уровень обобщения:
- высокий 37 50
- средний 45 44
- низкий 18 6
Зрительный анализ геометрических фигур:
- сформирован 67.5 95
- несформирован 32.5 5
Контекст данного исследования также позволяет сравнить эффективность образовательных программ, используемых в различных ДОУ. Оценка эффективности программ проводилась следующим образом:
■ сравнивались средние показатели УВК по району в целом и показатели УВК в конкретном ДОУ на начало и конец учебного года;
■ сравнивалась динамика показателей УВК по району с динамикой показателей УВК в конкретном ДОУ.
Для сравнительного анализа были выбраны два ДОУ района, работающие по индивидуальным образовательным программам: «Программе интеллектуального развития детей» и «Программе интеллектуально-эстетического развития с использованием элементов ТРИЗ в познавательной деятельности».
Анализ результатов выявил, что уровень сформированности отдельных УВК в ДОУ, работающем по первой программе, значительно выше, чем в среднем по району. Так, показатели развития произвольности и звукового анализа слова превышали средние показатели по району на 39%; зрительного анализа изображения на 33.5%; уровня обобщения на 25%. Данное преимущество сохранилось и в конце учебного года. Кроме того, динамика развития таких звеньев структуры УВК, как вербальная кратковременная память и принятие учебной
задачи в данном ДОУ была выше, чем в среднем по району, что обеспечило преобладание данных показателей УВК соответственно на 22% и 18%.
Существенным достижением в работе ДОУ является сформированность у 56% дошкольников (в отличие от 25% по району) элементов рефлексии на собственные личностные качества, что позволяет им критически оценивать свои умения, навыки, поведение в целом.
Количество детей, имеющих высокие показатели развития способности
самостоятельно действовать по заданной инструкции, также превышает средние показатели по району. Таким образом, воспитанники данного ДОУ существенно опережают своих сверстников в уровне сформированности значимых УВК, что свидетельствует об эффективности образовательной программы данного дошкольного учреждения и способе ее реализации (субъект-субъектное взаимодействие ребенка и взрослого). Следует отметить, что особое внимание педагоги уделяют личностному развитию детей, в отличие от тенденцией современного дошкольного образования - делать акцент преимущественно на интеллектуальном развитии дошкольников.
№
Иная картина сложилась в ходе анализа динамики развития УВК в течение года в ДОУ, работающем в русле программы интеллектуально-эстетического развития с использованием элементов ТРИЗ в познавательной деятельности.
Так, в начале учебного года были выявлены следующие различия в показателях сформированности УВК в данном ДОУ и по району в среднем:
■ развитие таких звеньев структуры УВК, как вербальная кратковременная память, произвольность, принятие учебной задачи превышали средние показатели по району соответственно на 43%, 20% и 13%;
■ показатели сформированности уровня обобщения и зрительного анализа изображения ниже на 16% и 20% соответственно.
Несмотря на то, что ДОУ осуществляет работу по развивающей программе с элементами ТРИЗа, аналитико-синтетическая деятельность у детей сформирована хуже, чем в среднем по району. А показатели сформированности критической самооценки значительно ниже, чем в среднем по району. Дети отстают также и в развитии способности работать самостоятельно по ранее усвоенной инструкции. Благодаря полученной информации об особенностях УВК детей и предложенной программе коррекционной работы в конце года показатели сформированности УВК достигли уровня средних значений по району; в частности, значительно возрос показатель развития зрительного анализа изображения - на 48%.
Мы допускаем, что на эффективность образовательного процесса помимо самой используемой программы влияет множество других факторов, в том числе способ ее реализации. Однако предложенная нами информация о результатах и динамике развития УВК (на начало и конец года) позволит педагогам оптимизировать процесс подготовки детей подготовительных групп в следующем учебном году. Таким образом, данная работа помимо диагностической и коррекционной направленности, обладает еще и профилактическим эффектом.
Подводя итоги настоящей работы, необходимо отметить, что созданная на научной основе программа диагностики позволила психологам не только экономить время, но и эффективно организовывать работу ДОУ по подготовке ребенка к школе.
Кроме того, специалистами Центра была создана программа психологической помощи детям, поступающим в школу. Данная программа [8] предназначена для практических психологов образовательных учреждений. Она
включает в себя 8 занятий, сделанных по единой структуре. Содержание сконструированных занятий по развитию слабых звеньев в психологической готовности соответствует структурограмме УВК.
Занятия рассчитаны на работу с подгруппой детей (6 человек). Если у ребенка сформировано позитивное отношение к сверстникам и навыки взаимодействия с ними, с таким ребенком возможен индивидуальный вариант обучения по данной программе. Длительность каждого занятия - 45-50 минут. С психологом ребенок занимается два раза в неделю, получая на дом графические задания творческого характера.
Практика показала, что большая часть диагностики школьной готовности осуществляется психологами в конце мая. С этой точки зрения настоящая программа представляется наиболее удобной для экспресс-подготовки детей, когда до обучения в школе осталось всего 2-3 месяца. Программа удобна и для подготовки детей, которые по тем или иным причинам не посещали ДОУ в течении года, и может быть рекомендована, в том числе, и школьным психологам.
Создание теоретически обоснованных и практически апробированных программ диагностики и развития УВК позволило расширить арсенал средств работы практических психологов района и осуществлять работу в рамках единого подхода готовности к школе.
Проведенное исследование позволило привлечь внимание педагогов ДОУ к слабым звеньям в структуре психологической готовности к обучению в школе уже в начале учебного года и. тем самым, обеспечила целенаправленный характер работы в течение всего года. Разработанные специально для педагогов конкретные рекомендации и программа психологической помощи детям, поступающим в школу, сыграли немаловажную роль при подготовке детей подготовительных групп. Индивидуальные карты, составленные на каждого ребенка в начале учебного года, предоставили возможность педагогам осуществлять дифференцированный подход, ориентируясь на ситуацию с каждым конкретным ребенком. Немаловажную роль в развитии УВК сыграли групповые и индивидуальные консультации, проведенные в начале года для родителей.
Именно комплексный подход к решению задач по подготовке детей к обучению в школе, объединяющий усилия педагогов, психологов и родителей, позволяет, на наш взгляд, достичь существенных результатов.
■
Литература:
1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н. Подготовка ребенка к школе. - Томск, 1994.
2. Бугрименко Е.А., Венгер АЛ. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. - М., 1989.
3. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 1988.
4. Кравцова Е.Е. Психологические аспекты готовности ребенка к обучению в школе. - М., 1991.
5. Матицын В.П. Будь еще умнее: атлас психологического тренинга дошкольника. -Тверь, 1993.
6. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. - М., 1989.
7. Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников: элементы йоги для детей.
8. Носкова Н.В., Мингалева О.Б. Готовимся к школе: программа психологической помощи детям, поступающим в школу. - Барнаул, 1997.
9. Психолог в детском дошкольном учреждении / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М., 1996.
10. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
An experience of the experimental-psychological research of learning important qualities by the 6-7 years Children N.V. Noskova, O.B. Mingaliova, T.G. Asabajeva
Summary: A realized Research helps to attract of Pedagogues of Preschool Education Institution Attention to the Weak Links in the Structure of Psychological Readiness to the Teaching in School in the Beginning of the Year. It is conducive to Purposeful Character with Children in the Academic Year. Special for Pedagogues was working up Concrete Recommendations and Programs of Psychological Help to Children, they are beginning to study and visiting Preparatory Groups. Individual Cards of Children help the Teachers having the Differentia] Approach to the Children. It was much Important the Group and Individual Consultation with Parents.
Key words: Important Learning Qualities, Subject-Subject and Subject-Object Relations, Preschool Education Institution, Molding of Important Learning Qualities, Psychological Readiness to the Learning.
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
.г- ^J&^Ï^Jj
УСПЕШЧЫМ
634050,Тома, W. прЛ«н*1на>Зб, " t Р"*6 ниипмм, ' 13«*, na&WS* " L <f телефоны: (3822) 410 100: 410 10Х Ч