Научная статья на тему 'Оценка влияния системы обучения на развитие детей 5-7 года жизни'

Оценка влияния системы обучения на развитие детей 5-7 года жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
600
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОБУЧЕНИЕ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ / PRESCHOOL AGE / TEACHING / LEVEL OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Параничева Т. М., Бабенкова Е. А., Тюрина Е. В.

По данным психологического обследования установлено, что независимо от того, по какой программе обучались дети до школы, с возрастом уровень детей выравнивается, и различия обуславливаются темпом индивидуального развития и психологическими особенностями каждого ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Параничева Т. М., Бабенкова Е. А., Тюрина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

According to the data of psychological investigation, no matter what preschool programme the children follow, with age the levels of child development equate and all differences result from the tempo of individual development and psychological peculiarities of every particular child.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния системы обучения на развитие детей 5-7 года жизни»

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-7 ГОДА ЖИЗНИ

Т.М. Параничева1, Е.А. Бабенкова, Е.В. Тюрина Федеральное государственное научное учреждение «Институт возрастной физиологии» Российской академии образовании, Москва, Россия

По данным психологического обследования установлено, что независимо от того, по какой программе обучались дети до школы, с возрастом уровень детей выравнивается, и различия обуславливаются темпом индивидуального развития и психологическими особенностями каждого ребенка.

Ключевые слова: дошкольный возраст, обучение, уровень развития.

Estimation of influence of teaching system on the development of 5-7-year-old children.According to the data of psychological investigation, no matter what preschool programme the children follow, with age the levels of child development equate and all differences result from the tempo of individual development and psychological peculiarities of every particular child.

Key words: pre-school age, teaching, level of development.

Развитие, воспитание, образование детей дошкольного возраста и сохранение их здоровья является весьма актуальной и важной государственной проблемой. Системная, комплексная и целенаправленная работа с детьми 4-6 лет перед школой необходима для решения важной педагогической, психологической и социальной проблемы обеспечения равных стартовых возможностей детей, определенных Концепцией развития образования. Опыт многих стран свидетельствует о необходимости и значимости подобной работы с детьми 5-6 лет в период интенсивного развития мозга и формирования познавательной деятельности [1, 3, 4, 6,

8, 11, 13, 14]. Не менее важна социализация ребенка, его умение общаться со сверстниками, посторонними взрослыми, способность самостоятельно работать. Особое значение имеет в этом возрасте развитие творческих способностей, эмоциональное и физическое развитие. По данным Всемирного доклада по мониторингу дошкольного образования за 2005 год подобные программы, направленные на физическое, когнитивное и социальное развитие, содействуют достижению положительных результатов в развитии детей, закладывают фундамент обучения на протяжении всей жизни [7, 9].

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в детском саду (УВК) и группе дошкольной гимназии (ДГ) и далее в первых классах школ. В ходе естественного эксперимента под наблюдением с пятилетнего возраста находилось 85 мальчиков и девочек, из них у 46 мальчиков и девочек раннее обучение проходило в дошкольной гимназии, а у 39 - в условиях детского сада и далее в первых классах образовательных учреждений.

Контакты:1 Параничева Т.М., E-mail: <[email protected]>

Задачи исследования: в естественном эксперименте лонгитюдинально в процессе систематических развивающих занятий у детей 5-7-го года жизни изучить особенности психического развития и выявить зависимость адаптации учащихся I класса от предварительного обучения в подготовительной группе детского сада и подготовительной группе дошкольной гимназии.

При оценке уровня развития психофизиологических функций для каждой возрастной группы использовались психологические показатели: организации деятельности, запаса сведений и знаний, речевого развития, развития моторики, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций и т.д. [2, 4, 5, 14].

Все полученные данные подвергнуты вариационно-статистичекой обработке с использованием различных способов математического анализа для большого и малого числа наблюдений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Основные принципы организации развивающего обучения детей в УВК и ДГ

Целью развития детей УВК является не формирование прообразов учебной деятельности, а ее универсальные предпосылки, в первую очередь - развитое продуктивное воображение и производных от него творческих способностей средствами специфически дошкольных видов деятельности - игры, восприятия сказок, художественного творчества [7, 9].

В школе-гимназии поставлена задача подготовки детей к обучению в школе. В процессе обучения отрабатывались знания, умения и навыки, понятия и представления, которыми должен обладать ребенок этого возраста и которые являются базой для успешного освоения программы 1-го класса (развитие логического мышления, внимания, речи, моторики, координации движений) [10].

На пятом году жизни у детей, как показали исследования, независимо от системы обучения формируется определенный уровень развития образного мышления, способность устанавливать простые логические отношения, способность анализировать образец, выделить основные элементы, их сочетания, сравнить несколько фигур, что согласуется с литературными данными. В этом возрасте происходит становление зрительно-пространственной ориентировки, формируются действия моделирования, осмысление соотношения частей и целого. Это общие возрастные тенденции, уровень развития зависит от особенностей и темпов индивидуального развития [3, 4, 6, 8].

Разные подходы к обучению дошкольников отразились на некоторых показателях уровня развития ряда психических функций у детей, обучающихся в ДГ и УВК. Так в первый год наблюдений, т.е. начале развивающего обучения дошкольников 5-года жизни, нами выявлены достоверные различия между двумя группами детей в сформированности следующих качеств: умение ориентироваться на схеме, умение спланировать свои действия по анализу и воспроизведению схемы, развитие логического мышления, уровень обобщения, способность выделять существенные признаки, развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики (табл. 1).

Результаты (в баллах) выполнения тестовых заданий детьми 5-го года _______жизни в условиях разных систем обучения (М±п)______________

Методика Дошкольное учреждение

Гимназия УВК

1. Рисунок человека 3,4 + 0,15 3,5 + 0,09

2. Назвать части тела 0,9 + 0,12 0,7 + 0,1

3. Доски Сегена 1,7 + 0,15 2,1 + 0,23

4. Собрать по образцу 0,9 + 0,11 1,7 + 0,2

5. Включение в ряд 0,4 + 0,17 0,5 + 0,15

6. Сравнение 1,0 + 0,11 0,9 + 0,1

7. Сложное сходство 1,9 + 0,16 2,3 + 0,3

8. 4-й лишний 1,3 + 0,2 2,5 + 0,24

9. «Дорожки» 1,6 + 0,2 3,2 + 0,32

При сопоставлении полученных результатов были выявлены статистически значимые различия между результатами выполнения заданий детьми из гимназии и УВК по трем заданиям. В тестовом задании «Собрать по образцу» детям предлагалось собрать фигуру из частей. Так в гимназии 60% детей выполнили задание без ошибки (средний балл - 0,9), у детей УВК (средний балл - 1,7), безошибочное выполнение отмечается только у 24% детей (1=3,63; р<0,001). Поэтому можно сказать, что навык точности копирования у детей в определенной степени зависит от методики обучения. Дети из УВК выкладывали в целом похожую фигуру, но не замечали различия в деталях. Дети из гимназии более точно ориентируются на схеме, лучше умеют спланировать свои действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции, что является важным показателем развития образного мышления и организации деятельности. Формирование этих умений происходит в процессе обучения в гимназии, что подтверждается и достоверными различиями в результатах выполнения задания.

Методика «4-й лишний» направлена на исследование развития логического мышления, уровня обобщений, способности ребенка выделять существенные признаки предмета. На занятиях в гимназии много внимания уделялось формированию эти способностей, поэтому результаты выполнения этого задания также имеют достоверные различия. Средний балл выполнения задания «4-й лишний» у детей из гимназии составил 1,3, а у детей из УВК - 2,5 (1=3,75; р<0,001). Дети из гимназии не только допускали значительно меньше ошибок, при выполнении этого задания, но многие давали обобщенные названия класса: овощи, посуда, головные уборы и др. Дети из УВК часто выделяли лишний предмет по несущественным признакам, многие не могли объяснить, почему они выделили тот или иной предмет, название классов не носило обобщающего характера (вместо посуды -то, что мы ставим в холодильник, вместо фруктов - то, что не надо варить и т.д.).

Также достоверные различия мы наблюдаем и при исследовании мелкой моторики и уровня развития зрительно-моторной координации. Так как в гимназии большое внимание уделялось развитию тонкой координации, средний балл выполнения теста «Дорожки» у детей из ДГ - 1,6, у детей из УВК - 3,2 (1=4; р<0,001). Дети из гимназии рисовали более уверенно, четко следовали инструк-

ции (не отрывать карандаш и не касаться границ). Дети из УВК на занятиях много рисуют, но при этом им не ставят ограничения, поэтому им, гораздо труднее следовать жестким инструкциям. Они более импульсивны, движения размашисты, что приводит к большему количеству ошибок по сравнению с детьми из гимназии.

Таким образом, можно сказать, что нами выявлены достоверные различия между двумя группами детьми, обучающимся по различным системам в сформи-рованности следующих качеств: умение ориентироваться на схеме, умения спланировать свои действия по анализу и воспроизведению схемы, развития логического мышления, уровня обобщения, способности выделять существенные признаки, развитию зрительно-моторной координации и мелкой моторики. Дети из ДГ показали достоверно лучший уровень развития этих качеств, что и являлось задачей обучения по данной программе.

Применение специальных дидактических методов, адекватных каждому детскому возрасту, позволяет педагогу поддерживать необходимый уровень активности детей в течение всего занятия, несмотря на ограничения их функциональных возможностей, связанных с быстрой утомляемостью. За счет повышения естественного интереса ребенка к игровой или учебной деятельности можно активировать еще не сформированное произвольное внимание дошкольника. С целью изучения адекватности применяемых педагогических технологий функциональным и психофизиологическим возможностям детей 4-5-летнего возраста, было проведено анкетирование педагогов, осуществлявших обучение детей в дошкольной гимназии и УВК. Анкета содержала ряд вопросов, характеризующих особенности поведения и деятельности каждого ребенка во время занятий. Для снижения влияния субъективности оценок все полученные результаты анкетирования преподавателей по разным предметам были суммированы. Тестирование показало, что высокая устойчивая активность на занятиях в детском саду отмечалась у 62,7% детей, а в дошкольной гимназии - у 39,7%; у остальных детей (37,3 и 62,1% соответственно) педагоги отмечали неустойчивую ослабевающую активность в течение занятия. Это может быть связано со сниженным уровнем здоровья детей, их неготовностью к применяемым формам обучения или отсутствием интереса к занятию.

Темп работы детского коллектива, как правило, задается педагогом и зависит от цели занятия по предмету, объема информационного материала, дидактических средств и педагогических приемов. Обычно учитель или воспитатель ориентируется на возможности большинства детей, но в условиях повышенных требований ориентировка может устанавливаться на более продвинутых, способных детей. По данным проведенного анкетирования установлено, что опережающий темп работы выдерживали 28,8% в УВК и 12,5% в гимназии. Наряду с этим не успевали за общим темпом работы в группе 15,4 и 34,4% детей соответственно.

Адекватность степени сложности изучаемого материала психологическим и интеллектуальным возможностям детей 5 лет можно определить по ориентировочным оценкам усвоения ими программы. Так, в УВК 40,0% детей легко усваивали учебную программу, а в гимназии таких детей было лишь 17,3%. Большая же часть коллективов (52,0 - 56,8%) в обоих дошкольных учреждениях средне усваивали программу. Однако, четверть (25,9%) детей в гимназии и 8,0% в УВК имели определенные трудности в усвоении предлагаемых программ.

Оценка педагогов поведения детей во время занятий дает возможность охарактеризовать их работоспособность, зависящую от уровня нервно-психического здоровья ребенка. Например, гиперподвижные дети, как правило, страдают дефицитом внимания и повышенной утомляемостью. В гимназии и УВК такие дети встречались одинаково часто и составляли почти треть от общего коллектива (28,7 - 32,0%). Повышенную утомляемость педагоги замечали в гимназии у 55,0% детей, а в УВК лишь у 17,6%. Такая заметная разница (р<0,05) в сравниваемых коллективах детей может быть обусловлена как завышенными требованиями, так и неполным соответствием применяемых педагогических технологий в дошкольной гимназии по сравнению с УВК. Следует отметить, что занятия в УВК проводили воспитатели и специалисты дошкольного образования, а в гимназии - учителя начальных классов.

На шестом году жизни было продолжено наблюдение за этими же детьми. Дети, обучающиеся в ДГ и УВК, сравнивались между собой по таким показателям интеллектуального развития, как: запас сведений, знаний об окружающем мире; способности к анализу простых причинно-следственных связей; способности к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов; способности к логическому мышлению. Кроме этого, анализировались показатели организации деятельности, которые являются очень важным фактором в оценке степени готовности ребенка к школьному обучению. К таким показателям относятся: способность к произвольному поведению, умение сознательно подчинить его правилу, обобщенно определяющему способ действия; способность воспринять инструкцию и по ней выполнять задания; способность планировать свою деятельность, а не действовать хаотично; способность сосредоточенно, без отвлечений работать по инструкции 10-15 минут; способность самостоятельно замечать и исправлять ошибки; способность использовать помощь взрослого в своей дальнейшей работе.

При распределении правильных ответов детей 6-го года жизни по уровням выполнения задания (методика «Неоконченные предложения) и в том и в другом коллективе больше половины детей успешно справились с данным заданием. Все 5 предложений они закончили правильно, показав хороший запас знаний и умение правильно устанавливать причинно-следственные связи. Примерно треть детей в одном предложении сделали ошибку. В основном это проявилось в незнании названия машины, которая перевозит грузовые вещи. Незначительное количество детей в обоих коллективах допустило 2 и более ошибки.

Методика «Самое непохожее выявляет умение ребенка выделять признаки, обобщать их, способности к логическому мышлению. При выполнении заданий 37% детей в ДГ и 27% детей в УВК способны самостоятельно выделить все 3 признака, по которым различаются предложенные карточки: цвет, форма и размер геометрических фигур. Однако, дети, обучающиеся в ДГ, в большинстве случаев самостоятельно называют сами признаки: «Фигуры различаются по цвету: красные и зеленые; по форме: круги и треугольники; по размеру: большие и маленькие». Дети из УВК чаще ограничиваются лишь конкретным описанием: «Здесь красные и зеленые, большие и маленькие, кружки и треугольники», не давая обобщенного названия признака. 26% детей из ДГ и 34% из УВК не смогли самостоятельно выделить все 3 признака. На втором этапе этого задания ребенок должен был выбрать карточку, которая отличалась бы от предложенной больше дру-

гих (т.е. по всем 3 признакам). Только 37% детей из ДГ и 27% из УВК успешно справились с этим заданием. Большинство детей (по 42%) выбирали карточку, отличающуюся только 2-мя признаками (в различных сочетаниях). Выделить только один признак (цвет, форма или размер) способны 21% детей из ДГ и 31% из УВК. Интересно отметить, что не всегда способность самостоятельно выделить все признаки, по которым отличаются карточки между собой, связана с правильным выбором самой непохожей карточки. Некоторые дети успешно справляются с первой частью задания, но не могут правильно выполнить вторую. Часть детей интуитивно выбирают правильную карточку, но объяснить свой выбор не могут, называя один-два признака. Анализируя вышесказанное, можно отметить, что дети из дошкольной гимназии выполняют это задание на более высоком уровне, чем дети, посещающие детский сад, т.к. на занятиях им чаще приходится оперировать этими понятиями.

Результаты выполнения задания «Аналогии», позволяющие оценить степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии, показали, что дети из УВК лучше справились с этим заданием. 48% детей из ДГ и 65% из УВК правильно ответили больше чем в половине случае. Наибольшее затруднение у всех детей вызвало задание, в котором надо было по аналогии подобрать противоположное значение. Как в одном, так и в другом коллективе дети не могли вербализовать ту связь, которая существовала между двумя словами, но при этом давали правильные ответы.

Методика «Да-Нет» позволяет судить о сформированности произвольности у ребенка, а также о развитии его речи и общей осведомленности. При обработке результатов учитывалось количество повторений инструкции («Не называть цвета и не отвечать «да и нет») Ребенок должен был дать ответ на каждый вопрос. Достоверных отличий между двумя сравниваемыми коллективами нет. Как в одной, так и в другой группе одни дети способны подавить импульсивные ответы и следовать инструкции, другим же приходилось повторять задание много раз. Некоторые ограничивались в своих ответах небольшим набором слов: «конечно», «не всегда» и т.д. Другие старались подыскать синонимы, демонстрируя богатый словарный запас. Такие дети одинаково часто встречались в обоих коллективах.

Логическое мышление дошкольников может функционировать лишь на наглядной основе в форме различных образов. При этом его специфика состоит в выделении существенных параметров объектов и их соотнесения. В качестве мыслительных задач, требующих установления отношений между различными параметрами, были использованы задачи на систематизацию объектов по их внешним свойствам. Такие задачи не требуют от детей применения каких-либо конкретных знаний и навыков и дают возможность выявления уровня развития логических действий. Основные логические действия, выполняемые детьми в процессе решения этих задач, состоят в классификации объектов, т.е. их объединении в классы и подклассы, и сериации - упорядочении объектов по какому-то признаку. Одновременное построение сериационных рядов и классификационных групп происходит в процессе действий систематизации. Анализируя результаты по методике «Систематизация» в обоих коллективах детей можно отметить, что расхождения между ними незначительные (нет достоверных различий). Но, если проанализировать ошибки, то можно отметить, что у детей значительно лучше сформировано действие классификации (объединение объектов по какому-либо

признаку, в данном случае по форме), чем действие сериации (упорядочение объектов по определенному признаку, например, по размеру). Полностью безошибочное выполнение у детей практически не встречается. Это соответствует закономерностям возрастного развития, однако у детей из гимназии чаще наблюдается абсолютно безошибочное установление классификационных отношений и 1 -2 ошибки при установлении сериационных отношений (сдвиг на одну позицию (по размеру) вправо или влево).

Важной предпосылкой для школьного обучения является умение делать «то, что надо». Результаты выполнения детьми задания, предусматривающего действия по правилу, показали безошибочное выполнение этого задания 45% детей из гимназии и 31% - из УВК. По одной ошибке сделали 19% и 29% детей соответственно. В основном эта ошибка была сделана во 2-й серии, т.к. диктант начинался не с крайнего левого элемента, а со следующего, что вызывало у детей некоторое затруднение. В целом по 60% детей из разных коллективов выполнили задание на высоком уровне, показав высокую степень сформированности произвольности действия. Минимальный результат у детей из гимназии - 34 балла, из УВК - 30 баллов из 60 возможных.

Помимо исследований интеллектуального развития детей анализировались показатели организации деятельности. К ним относятся: замечает ли свои ошибки (способен ли самостоятельно их исправить); понимание инструкции (учитывалось, воспринимает ли ребенок инструкцию с первого раза и способен ли удерживать ее на всем протяжении выполнения задания); отношение к помощи (способен ли ребенок использовать помощь взрослого для своей дальнейшей работы или подсказка взрослого не улучшает качества выполнения); отвлекаемость (насколько долго и сосредоточенно может ребенок выполнять задания или не может работать без отвлечений, требуется привлекать его внимание); умение планировать свою деятельность (действует ли в определенном порядке или работает хаотично, методом проб и ошибок). Показатели организации деятельности у детей из обоих коллективов практически сходны, нет достоверных различий ни по одному показателю. Однако следует заметить, что дети, обучающиеся в дошкольной гимназии, несколько лучше понимают задание, замечают и исправляют сделанные ошибки. Вероятно это связано с тем, что организация занятий в гимназии более приближена к обстановке уроков в начальной школе и преподаватели гимназии специально обращают внимание учащихся на задания, на качество выполнения.

В УВК обстановка на занятиях носит более игровой характер. В данном коллективе детей в большей степени проявлялся разброс показателей при выполнении тех или других заданий по организации деятельности. Например, умение планировать свои действия хорошо наблюдалось при выполнении задания на систематизацию объектов. Дети сначала примеривали фигуру по одному признаку (чаще по форме), а потом искали в этом ряду ту клеточку, которая соответствовала размеру. При хаотичном способе действия ребенок кладет карточку на пустую клетку, снимает ее, кладет на другую, не обращая внимания на размер, иногда и на форму.

Понимание и удерживание инструкции хорошо проявляется при выполнении методики «Да и нет». Ребенок не дает импульсивных ответов, ищет слова-синонимы, чтобы выполнить инструкцию. При этом хорошо видно, как ребенок принимает помощь. Иногда достаточно один раз показать, как можно отвечать на

такие вопросы, например: «Кошки летают? - Не летают», и ребенок принимает такой способ и старается так же отвечать и на другие вопросы.

В своем исследовании мы не ставили специально задачу исследования степени готовности к обучению в данных коллективах детей, но, принимая во внимание вышеизложенное, можно сказать, что около 70% детей психологически готовы к систематическому школьному обучению, что согласуется с литературными данными [1, 3, 6, 7, 11, 12]. Этот показатель одинаков для обоих коллективов детей и не зависит от того, обучался ли ребенок в дошкольной гимназии или в детском саду. Все зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка, от состояния его здоровья, физического развития, личностного, интеллектуального и речевого развития и т.д.

На 7-м году жизни дети обоих наблюдаемых коллективов поступили в 1 класс.

Для оценки и определения уровней школьной мотивации проводилось тестирование по анкете Лускановой Н.Г., в которой выделяются 5 уровней школьной мотивации учащихся: I - высокая школьная мотивация и учебная активность, II -хорошая школьная мотивация, III - положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебными сторонами, IV - низкая школьная мотивация, V - негативное отношение к школе.

Таблица 2

Результаты выполнения тестовых заданий учащимися 1-х классов ______________________(число случаев в %)_____________________

Школьная мотивация/ Уровень Прогимназия УВК

мал. дев. общ. мал. дев. общ

I 33+11,4 50+11,4 42+8,0 44+9,7 53+9,3 49+6,6

II 38+11,7 25+9,9 32+7,5 26+8,6 27+8,1 26+5,8

III 17+9,1 20+9,1 16+5,9 15+7,0 17+6,8 16+4,8

IV 6+5,7 5+5,0 6+3,8 15+7,0 3+3,1 9+3,7

V 6+5,7 0 4+3,4 0 0 0

Сформирован-ность учебной деятельности/ Уровень мал. дев. общ. мал. дев. общ

Высокий 25+11,1 19+8,7 22+6,8 29+9,4 32+8,9 31+6,4

Средний 63+12,4 57+11,0 59+8,0 42+10,2 50+9,6 46+6,9

Низкий 12+8,3 24+9,5 19+6,4 29+9,4 18+7,3 23+5,8

«4-й лишний»/ Уровень мал. дев. общ. мал. дев. общ

Высокий 0 5+4,8 3+7,3 11+6,1 21+7,6 16+4,8

Средний 94+6,1 85+7,9 89+5,1 59+9,6 62+9,1 61+6,5

Низкий 6+6,1 10+6,7 8+4,4 30+8,9 17+7,0 23+5,6

«Аналогии»/ Уровень мал. дев. общ. мал. дев. общ

Высокий 6+6,1 14+7,7 10+4,9 11+6,0 23+7,6 18+5,0

Средний 81+10,1 72+10,0 76+7,0 59+5,9 67+8,5 63+6,3

Низкий 13+8,6 14+7,7 14+5,7 30+8,9 10+5,4 19+5,1

Данные о распределении учащихся 1-х классов по уровням школьной мотивации представлены в таблице 2. Учащиеся двух сравниваемых коллективов распределились по уровням школьной мотивации примерно одинаково. Больше 70% детей имеют I и II уровень, который характеризуется положительным отношением к школе и учебной активностью. Введение дополнительных занятий по развитию творческих способностей, новые программы обучения, занятия по дополнительным предметам позволяют наряду с формированием собственно учебных мотивов сохранить и социальную позицию школьника (внешне выраженный и социально одобряемый интерес к школе).

Проведенная среди учащихся 1-х классов оценка уровня готовности к учебной деятельности позволила выделить три качественные градации: высокий (больше 10 баллов), средний (7-10 баллов) и низкий (меньше 7 баллов) уровни. Результаты представлены в таблице 2. Первоклассники, имеющие высокий и средний уровни сформированности умений руководствоваться системой поставленной задачи, готовы к учебной деятельности, а дети с низким - не готовы. К концу первого года обучения не все первоклассники готовы к успешной учебной деятельности (в 1-х классах прогимназии таких детей 19%, УВК - 23%), причем в первом случае преобладают девочки, во втором - мальчики. Однако, достоверных различий, как между коллективами детей, так и между мальчиками и девочками не выявлено.

Для исследования аналитико-синтетической деятельности, умения делать обобщения и давать логическое обоснование правильности выбора, позволяющее судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности ребенка выделять существенные признаки предметов было проведено тестирование по методике «4-й лишний». Если на 5-м году жизни дети из ДГ выполняли это задание достоверно чаще на более высоком уровне, чем дети из УВК, то на 7 году первоклассники гимназии в большинстве выполнили задание на среднем уровне, в то время как первоклассники из УВК более равномерно распределены по всем трем группам, однако достоверных различий между коллективами нет. Следовательно, интенсификация раннего обучения не дает преимущества в дальнейшем обучении. Остальные сверстники в ходе естественного развития учатся обобщать, выделять существенные признаки и догоняют тех детей, которых этому учили с раннего возраста.

Результаты выполнения задания «Аналогии, позволяющие оценить степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии, были разделены по качественным градациям на три уровня (высокий, средний и низкий) и представлены в таблице 2. Подавляющее количество детей выполнили задание на среднем уровне. Достоверных различий также не выявлено, но можно отметить, что мальчики из прогимназии, по сравнению с мальчиками из УВК выполняют задание несколько лучше, а у девочек - наоборот.

Таким образом, можно сказать, что, независимо от того, по какой программе обучались дети до школы, с возрастом уровень детей выравнивается, и различия обуславливаются темпом индивидуального развития и психологическими особенностями каждого ребенка.

Полученные результаты были также проанализированы для выявления различий между мальчиками и девочками, независимо от программы дошкольной подготовки. Достоверных различий между мальчиками и девочками не обнаружено,

хотя можно отметить, что среди мальчиков чаще встречаются низкие уровни мотивации и при выполнении таких заданий, как «4 лишний» и «Простые аналогии».

Это укладывается в общевозрастную тенденцию опережения девочками мальчиков в интеллектуальном развитии и школьной зрелости.

Период адаптации детей к обучению в первом классе может сопровождаться нарушениями в поведении некоторых детей, невротическими реакциями и т.д., что свидетельствует о затруднении или нарушении у них процесса адаптации. В начале учебного года в течение 2-х месяцев проводилось наблюдение за поведением первоклассников, и составлялась карта наблюдений, которая позволяла выявить отклонения в состоянии психоневрологического статуса ребенка, свидетельствующих о нарушении адаптации и значительном напряжении. Оценивались несколько показателей: расторможенность, утомляемость, реакция на оценки, агрессивность и т.д.

По всем показателям в карте каждого ребенка определялся суммарный балл. При суммарном балле до 7 - состояние ребенка не вызывает тревоги, при суммарном балле от 7 до 14 - следует обратить внимание на проблемы ребенка, проанализировать режим, нагрузку, трудности. При суммарном балле от 14 до 21 - необходимо обратить внимание на состояние здоровья, нормализовать режим, возможно, использовать вариант щадящего режима, снять дополнительные нагрузки, детально проанализировать все проблемы ребенка и разработать программу помощи ребенку. Анализ выявил, что у 2/3 учащихся процесс адаптации проходил нормально, и не требовалось дополнительной помощи со стороны педагогов. Только у одного ребенка наблюдались значительные трудности в адаптации к учебному процессу. Достоверных различий между сравниваемыми коллективами не выявлено. Дети, признанные в прошлом году готовыми к систематическому обучению (около 70%), хорошо адаптировались к школе. Достоверных различий между мальчиками и девочками также не выявлено, однако то, что большее число мальчиков набирали суммарный балл от 7 до 14, что свидетельствует о более напряженном процессе их адаптации. Возможно, в этом проявляется небольшое отставание в психологическом созревании у мальчиков по сравнению с девочками одинакового возраста.

ВЫВОДЫ

1. По данным психологического обследования установлено, что независимо от системы обучения у детей 5 лет сформирован определенный уровень развития логического мышления, умения строить умозаключения по аналогии, действия систематизации. В этом возрасте у дошкольников продолжается процесс формирования произвольного внимания, ее контролирующей функции, способности к организации своей деятельности, умения действовать по правилу. Уровень развития этих процессов зависит от особенностей и темпов индивидуального развития.

2. Около 2/3 детей к 6-ти годам готовы к систематическому школьному обучению. Этот показатель одинаков для обоих коллективов детей и не зависит от того, обучался ли ребенок в дошкольной гимназии или в детском саду. Все зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка, от состояния его здоровья, физического развития, личностного, интеллектуального и речевого развития и т.д.

3. Больше 70% детей имеют I и II уровень школьной мотивации, который характеризуется положительным отношением к школе и учебной активностью. Введение дополнительных занятий по развитию творческих способностей, новые программы обучения, занятия по дополнительным предметам позволяет наряду с формированием собственно учебных мотивов сохранить и социальную позицию школьника (внешне выраженный и социально одобряемый интерес к школе).

4. У 2/3 первоклассников процесс адаптации к учебной деятельности проходит нормально, и не требуется дополнительной помощи со стороны педагогов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антропова М.В. Морфофункциональное и психофизиологическое созревание дошкольников в условиях раннего, систематического обучения / М.В. Антропова, Л.М. Кузнецова, Т.М. Параничева // Физиология человека. - 2003. - Т. 29. ,№ 3. - С. 41-47.

2. Безруких М.М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет / М.М. Безруких, Л.В. Морозова. - М.: Новая школа, 1994. - 46 с.

3. Безруких М.М. Возрастные особенности структуры саморегуляции деятельности у детей 4-5 лет / М.М. Безруких, Е.С. Логинова // Мир психологии. -2002. - № 1. - С. 121-126.

4. Венгер Л.А. Восприятие и обучение / Л.А. Венгер. - М., 1969. - 340 с.

5. Венгер Л.А. Диагностика умственного развития дошкольников / Л.А. Венгер. - М.: Педагогика, 1978. - 248 с.

6. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения / Л.С. Выготский. - М.-Л., 1935. - С.25.

7. Давыдов В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней / В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев // Вопр. психологии. - 1997. - № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. - 1972. - № 4. - С. 16-18.

9. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития (журнальный вариант книги) / В.Т.Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - 1997-2000.

10. Методическое письмо «Учебный план, содержание занятий и режим учащихся подготовительного отделения прогимназии»; РАО-Институт возрастной физиологии: - М., 2000. - 10 с.

11. Параничева Т.М. Функциональное состояние организма и адаптационные возможности детей 4,5,6 лет в процессе развивающего обучения / Т.М. Параниче-ва // Альманах «Новые исследования». - 2008. - № 3 (16). - С. 24-42.

12. Степанова М.И., Куинджи Н.Н., Сазанюк З.Н. Дошкольное образование: вопросы реализации учебно-воспитательного процесса / М.И. Степанова, Н.Н. Куинджи, З.Н. Сазанюк // Физиология развития человека: Материалы международной конфер. - М., 2000. - С. 408-409.

13. Физиология развития ребенка / Под редакцией М.М. Безруких, Д.А. Фар-бер. - М., 2000. - 319 с.

14. De Marie-Dreblow D. The development of children’s strategies for selective attention: Evidence for a transitional period / D. De Marie-Dreblow, P. Miller // Child. Dev. - 1988. - V.59. - P. 1504.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.