УДК 159.9
Е. Ф. Сердюкова
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Психологическая готовность ребенка к систематическому школьному обучению в значительной мере определяет успешность усвоения им учебного материала, а состояние семейных взаимоотношений оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка. Цель данной статьи — изучение особенностей влияния семейных взаимоотношений на формирование показателей психической зрелости ребенка. Эмпирическое исследование проводилось с помощью использования специфических методов, позволяющих определить уровень развития основных показателей психической зрелости ребенка, а также установить степень благополучия/неблагополучия семейной атмосферы, в которой он развивается. На основании результатов исследования показано, что дети, воспитывающиеся в семьях с преобладающей благоприятной атмосферой, значительно превосходят своих сверстников в психологической готовности к систематическому школьному обучению.
© Сердюкова Е. Ф., 2015
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 11. С. 72 — 79.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дают возможность педагогам дошкольных образовательных учреждений более дифференцированно построить коррекционно-разви-вающую работу с детьми.
A child's psychological preparedness to study systematically has a strong effect on academic performance, whereas family relationships largely affect a child's psychological development. This article focuses on the impact of family relationships on the development of psychological maturity indicators. The empirical study used special methods for assessing the development of key indicators of a child's psychological maturity and identifying the degree of fa-vourability /unfavourability of family environment. It is shown that children brought up in predominantly favourable environment surpass their peers in preparedness for systematic studies. As to practical application, this study makes it possible for teachers of preschool educational institutions to further differentiate correctional activities.
Ключевые слова: семейная ситуация, психическая зрелость, психологическая готовность, самоконтроль, произвольность запоминания.
Key words: family situation, mental maturity, psychological readiness, self-control, arbitrariness of memory.
Актуальность межличностных взаимоотношений в семье и их воздействие на развитие личности и поведение ребенка заключается в том, что стабильность и гармоничность семейной среды является важным фактором эмоциональной уравновешенности и психического здоровья детей. Огромное значение имеет родительское отношение к ребенку, «качество» семейных взаимоотношений, их воспитательная способность [5, с. 214]. В процессе социализации ребенка, выросшего в семье, не имеющей способности воспитывать, возникают серьезные искажения.
Близкие взаимоотношения с отцом, матерью, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками способствуют формированию с первых дней жизни ребенка структуры его личности. Входя в мир своих родных, он перенимает их нормы поведения. Поэтому родители в жизни детей играют серьезную роль. Они дают первоначальные образцы поведения. Малыш подражает взрослым, стремится быть похожим на своих родителей. Работа с дошкольниками требует от взрослых личностной зрелости и гибкости, творческого подхода и большого терпения [4, с. 78]. Если родители понимают, что во многом от них зависит формирование личности ребенка, они ведут себя так, что все их действия и поведение в целом способствуют формированию у него желаемых качеств и такого отношения к человеческим ценностям, которые они хотят ему передать.
Такой процесс воспитания считается вполне сознательным, так как родителям приходится постоянно контролировать свое поведение, регулировать отношение к другим людям; внимание родителей к организации семейной жизни позволяет им воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, которые способствуют их всестороннему и гармоничному развитию.
73
74
Процесс воспитания в семье был бы неполным без взаимоотношений между представителями разных поколений, а также в рамках одного поколения. Семья как малая социальная группа оказывает существенное влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи в целом. Благодаря этим особенностям семья способна создать для своих членов такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают людям ощущать свою принадлежность к обществу, создают чувство безопасности и покоя, вызывают желание помогать и поддерживать других.
Одна из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех ее членов, особенно детей, которым необходимо пройти сложный и длительный период социализации, адаптации к требованиям общества. И здесь важное место занимает обучение в школе. Насколько оно будет успешным, во многом зависит от родителей — от того, как они подготовят ребенка, какой стиль взаимоотношений преобладает в семье.
Анализ литературы позволяет говорить о большом разнообразии описаний родительских позиций, которые разными исследователями обозначаются как стили общения, модели поведения, навязывание той или иной роли ребенку, «неприятие — расположение», «гиперопека — гипоопека» (А. Я. Варга и В. В. Столин, Л. Джекон, В. Я. Титаренко, И. Шефер и др.).
Современная система образования ставит задачу улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, серьезной их подготовки к обучению в школе. Успешное решение данной задачи требует от психолога умения определять уровень психического развития дошкольника, вовремя выявлять отклонения, учитывать полученные данные для организации эффективной коррекционной работы с ним. Изучение уровня развития психики детей позволяет не только организовать всю последующую воспитательную и учебную работу с ними, но и оценить эффективность процесса воспитания в условиях детского сада.
Ведущие отечественные и зарубежные ученые считают, что диагностику психологической готовности детей к школьному обучению необходимо проводить за полгода-год до поступлению в школу. Это позволит (при необходимости) провести комплекс коррекционно-разви-вающих занятий [2; 3].
В настоящее время проблема готовности ребенка к школьному обучению рассматривается в первую очередь как психологическая: особое внимание уделяется развитию мотивационно-потребностной сферы, произвольности психических процессов, операциональных навыков, мелкой моторики руки (см. [3] и др.).
Психологической готовностью к школьному обучению мы считаем сформированность у ребенка определенных психологических свойств, без которых невозможна успешная реализация учебной деятельности в школе. Принято выделять общую психологическую готовность, характеризуемую показателями интеллектуального и сенсомоторного разви-
тия, и специальную, на которую указывают достижения по программам дошкольного обучения (например, счет в пределах десяти, скорость чтения), а также общую личностную готовность, выступающую интегративным показателем уже достигнутого психического развития, оценивающим произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и ровесниками, отношение к школе и обучению.
Таким образом, мы видим, что психологическая готовность ребенка к школьному обучению является понятием комплексным, включающим в себя несколько основных форм: психофизическую, интеллектуальную и личностную готовности.
Психофизическая готовность характеризует физическое созревание ребенка, а также созревание структур мозга, обеспечивающих соответствующий возрастной норме уровень развития познавательной сферы.
Интеллектуальная готовность указывает на развитие мыслительных процессов, то есть позволяет определить, насколько сформированы у ребенка способность к обобщению, умение сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, формулировать выводы. У детей должна быть сформирована определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных; речевое развитие и познавательная активность должны находиться в пределах возрастной нормы.
Личностная готовность понимается как наличие развитой учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности. Ребенок должен иметь достаточно хорошую эмоциональную и волевую устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
С учетом сказанного выше можно утверждать, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешной адаптации ребенка к учебной деятельности. Однако на практике подготовительная работа с дошкольниками ориентирована в первую очередь на обучение их чтению, письму и счету, что способно обеспечить детям некоторое преимущество на первых этапах учебы. В какой-то мере данная ситуация спровоцирована и учебной программой современной школы, которая практически не отводит времени на отработку начальных навыков. Поэтому родители, заботясь о том, чтобы их ребенок не отставал от своих более продвинутых одноклассников, ошибочно полагают, что обученности чтению, письму и счету будет достаточно для успешной учебы в школе.
Каково же бывает удивление родителей, когда хорошо, по их мнению, подготовленный ребенок спустя несколько месяцев обнаруживает значительное отставание от сверстников в овладении учебным материалом. Зачастую явному проявлению неуспешности предшествует снижение у ребенка мотивации к обучению, появление устойчивого нежелания идти в школу и выполнять домашние задания.
Как правило, родители, не обладая достаточной психологической культурой, не имея специальных психологических знаний о возрастных закономерностях развития, не понимают внутренних механизмов, способных так сильно изменить отношение ребенка к учебе. Им слож-
75
но понять, что снижение мотивации к обучению происходит из-за снижения у детей интереса к нему, а это, в свою очередь, может быть обусловлено (в числе прочих причин) тем, что ребенок не может усваивать в полной мере учебный материал из-за недостаточно развитых познавательных функций и процессов, а потому не способен к систематическому школьному обучению.
Большинство родителей полагают, что произвольность психических процессов, связанных с вниманием, памятью, словесно-логическим мышлением, ориентировкой на образ действия, операциональными навыками, формируется автоматически по достижении ребенком определенного возраста и выступает как побочный продукт обучения. То 76 есть, по мнению родителей, все это должно сформироваться само собой, по мере развития у школьника интеллектуальных навыков. Обнаруживая у ребенка отсутствие указанных качеств, мешающее ему хорошо усваивать учебный материал, взрослые начинают требовать от него проявления внимательности, добросовестности, ответственности, забывая о том, что данные качества формируются на протяжении всего дошкольного периода, и отсутствие их у младшего школьника свидетельствует о недостаточной развивающей работе с ним [4, с. 3; 7, с. 173].
Конечно, программа обучения в современной начальной школе требует от первоклассника умения читать, писать и считать хотя бы в пределах нескольких десятков, но этого крайне недостаточно. Необходима также специальная подготовка ребенка к школе: игровые занятия должны организовываться таким образом, чтобы у него развивались внимание, память, мышление, речь; его необходимо учить ориентироваться на образец, на способ действия, готовить руку к письму. В основном это достигается при помощи продуктивной детской деятельности, рисования карандашом, вырезания из бумаги сложных фигурок, лепкой, а не выведением палочек и букв в тетради. Ребенка можно даже знакомить с основными правилами поведения на уроке и нормами школьной жизни. По отзывам учителей, дети, подготовленные подобным образом, могут быть менее обученными по сравнению с другими первоклассниками, но более зрелыми в психологическом отношении и, следовательно, более успешными в учебе.
Детско-родительские отношения являются специфической и многокомпонентной системой. Как известно, себя ребенок осознает с первых месяцев через отношения с родителями, при этом такое взаимодействие выстраивается на протяжении всей жизни человека. Важным компонентом родительского отношения принято считать любовь к ребенку, формирующую взаимное доверие и определяющую удовольствие от общения с ним. При этом должна присутствовать и другая сторона этого отношения — требовательность и контроль, которые необходимы для формирования у ребенка социальных навыков и норм поведения, принятых в обществе, в том числе при обучении в школе.
Психологическую готовность к школьному обучению необходимо устанавливать, прежде всего, для того, чтобы выявить детей, не готовых к систематическому школьному обучению, с целью организации с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной
неуспеваемости и проблем с адаптацией. Индивидуальные показатели всех форм готовности необходимо оценивать в сравнении с показателями возрастной нормы.
Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют разные подходы, в числе которых: специальные занятия в детском саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка к обучению до школы, причем решающую роль в этом процессе должны играть родители.
Приступая к исследованию, мы предположили, что от отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит формирование психологической готовности дошкольника к учебе.
Чтобы проверить данное предположение, мы организовали и провели исследование, в котором приняли участие 24 семьи. Все испытуемые принимали участие в эксперименте добровольно. Для исследования детско-родительских отношений и психологической готовности детей к обучению в школе мы использовали тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бенса и С. Кауфмана и диагностическую программу готовности к школьному обучению И. В. Дубровиной. Общие сведения о семьях — состав семьи и количество детей — были получены в ходе индивидуальных бесед с родителями.
По составу семьи распределились следующим образом:
8 семей (33,3 %) — имеют полный состав (оба родителя);
8 семей — формально полные, но отец не участвует в воспитании детей из-за частых отъездов;
8 семей — имеют неполный состав, детей воспитывает одна мать.
По количеству детей семьи распределились следующим образом: в 10% семей — по трое детей, в 40% — по два ребенка, в 50% семей — по одному.
Проведенное исследование показало, что почти треть детей, а именно 28 % принимавших участие в эксперименте, не готовы к систематическому школьному обучению. Интересно, что диагностика мышления испытуемых показала самые высокие результаты, что позволяет говорить не об интеллектуальной неготовности, а скорее о недостаточном внимании к детям со стороны взрослых в плане их развития посредством специальных видов развивающей детской деятельности. Этим же объясняются и низкие показатели уровня развития самоконтроля и произвольного запоминания (всего у 22 % испытуемых были высокие и средние результаты).
Особого внимания заслуживает неблагоприятное состояние речевого развития, причем активная речь и ее сознательное восприятие имеют одинаково низкий уровень как на родном, так и на русском языке. Основу речи испытуемых составляют бытовые коммуникативные конструкции [7, с. 177]. В беседах с родителями выявлен недостаточный их интерес к чтению ребенку детских книг, некоторые родители затруднились ответить на вопрос о том, есть ли у ребенка любимое детское произведение (сказка, рассказ, стихотворение).
Недостаточное внимание уделяется и развитию у детей фонематического слуха, что в будущем при обучении не может отрицательно не сказаться на грамотности устной и письменной речи, причем не только в начальной школе.
77
78
Безусловно, несформированность даже одного из компонентов школьной готовности создает неблагоприятные условия развития ребенка и ведет к затруднениям в его адаптации к школе — в учебной и социально-психологической сферах.
Сопоставительный анализ результатов, полученных при исследовании детско-родительских отношений и психологической готовности к школьному обучению, позволил нам сделать следующие выводы.
Дети, воспитывающиеся в семьях с благоприятной атмосферой, более подготовлены к школьному обучению по всем показателям (39 % опрошенных). У них на достаточном уровне сформированы фонематический слух, они хорошо владеют такими операциями мышления, как классификация, выделение существенных признаков; хорошо развито внимание.
Дети, семейная ситуация которых характеризуется как тревожная (61 % опрошенных), имеют низкие показатели мышления, практически не умеют работать по образцу, фонематический слух у них сформирован слабо (дети не могут определить наличие или отсутствие искомого звука в слове, на все предложенные варианты отвечают наугад), при этом у большинства из них хорошо сформировано внимание.
Дети, семейная ситуация которых может быть охарактеризована как враждебная, практически не готовы к систематическому школьному обучению. У них отмечается слабое развитие операций мышления, практически отсутствует фонематический слух, однако на достаточном уровне сформированы внимание и умение выполнять задание по установленному образцу.
Безусловно, недостаточная сформированность хотя бы одного из компонентов школьной готовности создают неблагоприятную ситуацию дальнейшего развития ребенка, которая закономерно приведет к затруднениям в его адаптации к школе — как в учебной, так и в социально-психологической сфере.
Таким образом, наша предварительная гипотеза в ходе проведенного исследования подтвердилась: различные типы семейных взаимоотношений определяют особенности воспитания детей; от отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его основных психических потребностей во многом зависит формирование у него психологической готовности к школьному обучению.
Список литературы
1. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения : автореф. ... дис. канд. психол. наук. М., 1987.
2. Готовность к школе / под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
3. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
4. Масаева З. В., Газиева М. З. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения // Новый взгляд. 2014. № 6. С. 78 — 86.
5. Сердюкова Е. Ф. Детско-родительские отношения в семье как основной фактор развития личности ребенка // Вестник Чеченского государственного университета. 2013. № 2 (14). С. 214 — 218.
6. Сердюкова Е. Ф., Арскиева З. А. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению (теоретическая справка, диагностическая программа, коррекционно-развивающие упражнения). Грозный, 2010.
7. Сердюкова Е. Ф. Психолого-педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе как необходимый этап организации образовательного процесса в подготовительной группе ДОУ // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2009. № 1 (10). С. 173—178.
Об авторе
Елена Федоровна Сердюкова — ст. преп., Чеченский государственный университет, г. Грозный.
E-mail: [email protected]
About the author
79
Elena Serdyukova, Associate Professor, Chechen State University, Grozny. E-mail: [email protected]