ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОПЫТ ДУХОВНОГО САМОВОСПИТАНИЯ В ТРУДАХ СВЯТОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО Некрасова Ю.В. Email: Nekrasova644@scientifictext.ru
Некрасова Юлия Викторовна — кандидат педагогических наук, кафедра теологии и религиоведения, Курский государственный университет, г. Курск
Аннотация: в статье анализируются особенность и сущность содержания духовного наследия святого Иоанна Кронштадтского, рассматриваются религиозно-антропологические и педагогические его взгляды, опыт духовного самопознания и самовоспитания, представленный в его дневниках. Духовный опыт Иоанна Кронштадтского являет образец святости, заключающийся в непрестанном внутреннем самопреодолении. Основные духовно-нравственные понятия в его трудах рассматриваются в их практическом воплощении, вместе с тем воспитывая правильное понимание явлений внутренней духовной жизни. Ключевые слова: пастырско-воспитательная деятельность, духовное наследие, религиозный опыт, духовное самовоспитание, святоотеческое учение, душа, сердце.
THE EXPERIENCE OF SPIRITUAL SELF-RUNNING IN THE WORKS OF THE HOLY JOHN KRONSHTADTSKY Nekrasova Yu.V.
Nekrasova Yulia Viktorovna - Candidate of Pedagogical Sciences, DEPARTMENT OF THEOLOGY AND RELIGIOUS STUDIES, KURSK STATE UNIVERSITY, KURSK
Abstract: the article analyzes the peculiarity and essence of the content of the spiritual heritage of St. John of Kronstadt, examines his religious and anthropological and pedagogical views, the experience of spiritual self-knowledge and self-education presented in his diaries. The spiritual experience of John of Kronstadt is a model of holiness, consisting in incessant inner self-overcoming. The main spiritual and moral concepts in his writings are considered in their practical embodiment, while at the same time fostering a correct understanding of the phenomena of inner spiritual life. Keywords: pastoral and educational activities, spiritual heritage, religious experience, spiritual self-education, patristic teaching, soul, heart.
УДК 37.017.93
Святой праведный Иоанн Кронштадтский - величайший пастырь, проповедник, богослов, педагог второй половины XIX - начала XX вв., самоотверженно осуществляющий личный подвиг духовного самосовершенствования, широкую церковную, общественную и педагогическую деятельность, направленную на религиозно-нравственное просвещение и личностное развитие человека.
Важнейшей составляющей пастырско-воспитательной деятельности святого Иоанна Кронштадтского является его литературное наследие. Труды его отличаются совершенно неповторимым самобытным стилем изложения, в котором нашли отражение живой эмоциональный характер восприятия им духовных явлений и харизматический дар отца Иоанна. Самую обширную часть письменных трудов Иоанна Кронштадтского составляют его дневниковые записи, которые он вел регулярно, в течение всей своей жизни. Дневники, представляющие собой изложение личного опыта духовной жизни отца Иоанна, имеют большое значение для педагогики, поскольку основное назначение их состоит в раскрытии жизненно важной науки нравственного самосовершенствования личности.
Ведение дневника отец Иоанн полагал необходимым в деле спасения души, познания себя, своей природы, своих немощей. Он старался ни одного дня не пропустить без записи, хотя бы самой краткой: «Я поставляю себе за правило записывать все выдающееся в моей духовной жизни...». Главная же цель ведения дневника сформулирована им так: «сколь можно глубже познать самого себя, то есть познать свою душу, свою природу, свои немощи и недостатки». [1, с. 20]. Процесс самопознания, осуществляемый в течение всей жизни человека, требует
ежечасного, ежеминутного внимания к своей душе, поэтому незаменимым в этом делании выступает ведение дневника.
Другой важной побудительной причиной дневниковых размышлений сам отец Иоанн называет педагогическую цель: «Преподавая ученикам высокие истины по предметам веры и благочестия, я старался их разъяснить им как можно удобопонятнее, чтобы они не зарождали в них недоумений и сомнений, но достигали цели - духовного просвещения и нравственного преуспеяния». [1]. А для этого ему необходимо было самому вдумываться и углубляться в преподаваемые истины.
Смысл и значение дневниковых записей для духовной жизни выражены отцом Иоанном в следующих словах: «По временам, перечитывая свой дневник и как бы оглядываясь назад на себя, видишь отчетливо: вперед ли идешь или же остановился в своем движении, или даже назад подался. Поэтому ведение дневника я считаю настолько важным, что стараюсь ни одного дня не пропустить без записи хотя бы самой краткой заметки». [1]. Ежедневные записи позволили отцу Иоанну замечать тонкие движения души, наблюдать процесс ее развития, осмысленно и целенаправленно осуществлять духовную жизнь, направленную на очищение и совершенствование души. Эти записи потом получали выражение в его проповедях, в преподавании в гимназии, во всей его жизни, и внутренней, и практической.
Важнейший урок, который дают нам дневники отца Иоанна - это его искренность в отношении к себе, к своим грехам, его самообличение и покаяние. Отец Иоанн видел в себе малейшее отклонение от заповедей Божиих и строго обличал себя. Именно в этом раскрывается перед нами образец святости, состоящий не в отрешенности от страстей, а в непрестанной духовной брани, внутреннем самопреодолении. Понятие духовной «брани», внутренней борьбы со своими греховными наклонностями - одно из центральных в понимании христианского духовно-нравственного развития человека. Согласно святоотеческой мысли, святость - это не отсутствие греха, а постоянное его преодоление. Именно такой образец святости подробнейшим образом раскрывается на страницах дневников праведного Иоанна Кронштадтского.
Главное содержание дневников праведного Иоанна Кронштадтского составляют духовно-практические вопросы, духовное самопознание и самовоспитание, которое он называет «наукой из наук». По своей форме дневниковые записи представляют собой опытные наблюдения состояний души, осмысление их причин и последствий, размышления о значении различных явлений духовной жизни и рекомендации к последующим действиям, сформулированные четко, емко, цельно. Каждое его выражение
- это емкий, глубокий нравственно -практический вывод: смирение испытывается гордостью других; жизнь христианина есть крест, требующий неудобств и великого терпения; душа и сила христианского единения есть любовь; любовь познается тогда, когда мы жертвуем [3, с. 639-640].
Осмысление христианской внутренней жизни позволило отцу Иоанну глубоко познать человеческую природу. Основой его антропологических и педагогических воззрений является осмысление сообразности человека Богу, являющееся свидетельством высокого достоинства человека, особой любви Божией к человеку, дарующей ему возможность приобщаться к нетварным благам. Этот вопрос, по собственным его словам, лежит в основе всех его размышлений о человеке. Отец Иоанн видел в «образе Божьем» - сущность человека. Человек
- божественное существо - эта мысль выражается у него многократно и в разных аспектах.
Понимание достоинства и величия человека как образа Божия приобретает для отца Иоанна жизненно практический смысл, преобразуясь в реальные отношения. Человек должен увидеть богоподобие прежде всего в себе: «Уважай себя как образ Божий, - пишет он, - помни, что этот образ - духовный, и ревнуй об исполнении заповедей Божиих, восстановляющих в тебе утраченное грехом подобие Божие». [2, с. 83]. Осознание своей сообразности, личной ответственности за богодарованное духовное богатство - вот прекрасное основание для формирования высокой внутренней культуры человека, построения правильного, разумного отношения к своей душе и к телу. Богатейший материал в этом плане представляют дневники отца Иоанна.
Осмысление сообразности человека Богу предусматривает проявление любви и милосердия к каждому человеку как к образу Божию. Любовь к ближнему - одна из основных тем в трудах отца Иоанна. «Всей душой чти и люби в каждом человеке образ Божий, не обращая внимания на его грехи, - Бог един свят и безгрешен... Люби всякого человека, несмотря на его грехопадения... Основа-то в человеке одна - образ Божий», - пишет он, показывая основание христианского отношения к человеку. [4, с. 148].
Существенное основание любви отец Иоанн видит в единстве человечества, происхождении всех от единого Духа и единого человека. Все люди как один человек, одни у всех духовные потребности. Поэтому любить ближнего, полагает отец Иоанн, есть то же, что любить свою душу, свою плоть: «Кто бы ни был человек, с которым я живу или с коим имею дело, есть друг мой, совершенно мне равный по одинаковости природы: он - другой я. Поэтому я должен везде и всегда оказывать ему полное уважение и любовь, как себе, даже больше, чем себе». [2, с. 248]. «Любить всех как себя» есть, согласно отцу Иоанну, подлинное основание человеческих взаимоотношений. «Всесвязующее чувство любви» подразумевает - единение во всем, доверие, самоотвержение, терпение, прощение, милосердие.
Откликаясь на происходящие общественные всероссийские и местные события, Иоанн Кронштадтский в своих проповедях и дневниках указывал на причины духовно-нравственного кризиса, охватившего большую часть образованного общества конца XIX - начала XX вв. Такими причинами выступают утрата христианской веры и уклада жизни. А с лишением веры в человеке теряются «всякие нравственные устои», отсюда, по словам отца Иоанна - стремление к наслаждению земными благами, пустота в душах, отсутствие духовного содержания жизни. «Всем мы интересуемся, часто сущими пустяками; отчего же не интересуемся бесконечно важными для нас вещами? Где цель жизни? Разумная цель?», - пишет отец Иоанн в своем последнем предсмертном дневнике. [5, с. 25]. Всеобщее нравственное расслабление он считал главной причиной бедствий, происходящих в стране. Поэтому в своих проповедях он призывает людей к единству веры, верности церкви, к личному подвигу нравственного преображения, что единственно может стать началом духовного возрождения российского общества.
Таким образом, дневники святого праведного Иоанна Кронштадтского имеют важное значение для педагогики, поскольку направлены на внутренний духовный опыт, самопознание и самовоспитание. На страницах дневников Иоанна Кронштадтского мы видим не умозрительные построения или теоретические догадки, а пропущенные через личный опыт духовные истины. Основное их значение состоит в том, что они раскрывают основные антропологические и духовно-нравственные понятия в их практическом воплощении, вместе с тем воспитывая правильное понимание явлений внутренней духовной жизни в свете христианской антропологии и побуждая к практическому осуществлению нравственных истин. Дневник отца Иоанна в буквальном смысле можно назвать учебником духовности и нравственности, дающим нам эталон нравственной христианской жизни не только в конечной ее цели, но и в ее развитии. Труды отца Иоанна могут служить глубочайшим нравственным основанием для формирования внутренней культуры человека, межличностных отношений, и в целом построения воспитания и образования.
Список литературы / References
1. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев / сост. А.Н. Стрижев. М.: Отчий дом, 1997. 352 с.
2. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т.Ш. 1860-1861 / подгот. к изд. Т.И. Орнатская [и др.]. М.: Отчий дом, 2005. 848 с.
3. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. T.IV. 1862 / подгот. к изд. Т.И. Орнатская [и др.]. М.: Отчий дом, 2006. 672 с.
4. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. М.: Благовест, 2001. 800 с.
5. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Предсмертный дневник. 1908 май-ноябрь. М.-СПб.: Отчий дом, 2003. 184 с.