Научная статья на тему 'Святой праведный Иоанн Кронштадтский о христианах других конфессий (по материалам дневника за 1908 год)'

Святой праведный Иоанн Кронштадтский о христианах других конфессий (по материалам дневника за 1908 год) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1130
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ / ПРАВОСЛАВИЕ / ИНОСЛАВИЕ / КАТОЛИЧЕСТВО / ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ / CHURCH / ORTHODOXY / HETERODOXY / CATHOLICISM / JOHN OF KRONSHTADT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Протоиерей Александр Ранне

Рассматривается учение святого праведного Иоанна Кронштадтского об определяющем участии истинной веры христианской в сохранении благополучия русского народа и государства. Взгляды святого праведника, высказанные в кризисную эпоху начала XX века, остаются актуальными и теперь, в начале века XXI.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ST. JOHN OF KRONSTADT ABOUT CHRISTIANS OF OTHER DENOMINATIONS (ACCORDING TO THE DIARY FOR 1908)

The article examines the doctrine of St. John of Kronstadt about the decisive role of the true Christian faith in maintaining the well-being of the Russian people and the state. Looks of the Holy man, expressed in the crisis period of the early XX century, remain relevant now, at the beginning of the XXI century.

Текст научной работы на тему «Святой праведный Иоанн Кронштадтский о христианах других конфессий (по материалам дневника за 1908 год)»

ТЕОЛОГИЯ. РЕЛИГИЯ

УДК: 261.6; 821.161.1

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ О ХРИСТИАНАХ ДРУГИХ КОНФЕССИЙ (ПО

МАТЕРИАЛАМ ДНЕВНИКА ЗА 1908 ГОД)

Протоиерей Александр Ранне

ST. JOHN OF KRONSTADT ABOUT CHRISTIANS OF OTHER DENOMINATIONS (ACCORDING TO

THE DIARY FOR 1908)

Archpriest Alexander Ranne

Отдел религиозного образования и катехизации Новгородской епархии Русской Православной Церкви (Великий

Новгород), ranne@mail.ru

Рассматривается учение святого праведного Иоанна Кронштадтского об определяющем участии истинной веры христианской в сохранении благополучия русского народа и государства. Взгляды святого праведника, высказанные в кризисную эпоху начала XX века, остаются актуальными и теперь, в начале века XXI. Ключевые слова: Церковь, Православие, инославие, католичество, Иоанн Кронштадтский

The article examines the doctrine of St. John of Kronstadt about the decisive role of the true Christian faith in maintaining the well-being of the Russian people and the state. Looks of the Holy man, expressed in the crisis period of the early XX century, remain relevant now, at the beginning of the XXI century.

Keywords: Church, Orthodoxy, heterodoxy, Catholicism, John of Kronshtadt

В дневнике святого праведного Иоанна Кронштадтского за 1908, последний год его жизни сравнительно много места уделяется вопросам отношения к неправославным исповеданиям. Здесь можно встретить очень эмоциональные и даже гневные суждения против тех, кто не хочет видеть в Православии истинную веру. У современного, мало образованного в таких вопросах и не слишком воцерковлённого читателя, такие суждения могут вызвать или излишнюю гордыню, или даже отторжение. На самом деле, с нашей точки зрения, очень полезно постараться понять отношение отца Иоанна к этим вопросам, исходя из его всеохватывающей любви к русскому народу и Православной Церкви, с одной стороны, и той общественной ситуации, которая сложилась в России после издания указа о веротерпимости 17 апреля 1905 года, с другой.

Известно, что приезжая в Москву, отец Иоанн часто посещал достаточно обеспеченную и знакомую ему ещё с юности вдову Дюгамель. После обеда в гостиной за чашкой кофе он всегда читал газету «Московские ведомости». Главным редактором этой газеты был Владимир Грингмут. Человек очень правых убеждений, взгляды которого на общественные политические процессы в России находили у отца Иоанна по большей части одобрение. В одном из своих писем В.А.Грингмут, анализируя возможные последствия от указа о веротерпимости, писал: «Не пройдёт и четверти века, как вся Западная Россия будет окатоличена и ополячена, а весь Юг России сделается не

только протестантским, но и прямо германским, а восток подвергнется небывалому возрождению мусульманства и буддизма. Заварится страшная междоусобица, с которой пенки снимать будут Жиды и атеисты».

Известно также, что обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев относился к протоиерею Иоанну Кронштадтскому достаточно настороженно. Вероятно, его консервативно-оберегательный дух пугала достаточно экзальтированная природа священника, допускавшего в своём пастырском служении необычные для традиционного Православия формы. Однако это отношение было неявным, и мимо внимания отца Иоанна никак не могло пройти его письмо императору Николаю II с изложением взглядов на возможные последствия от указа о веротерпимости. В нём, кстати, Победоносцев писал: «Предоставление свободы действия римско-католической иерархии и армии ксендзов... даёт им в руки такую власть, с которою и русской Церкви и русскому государству невозможно будет бороться <...>. Ислам — громадная сила, ни на минуту не опускающая своего оружия, и с этой силой непрестанная борьба завещана вековой историей и опытом всякой Европейской государственной власти.». Письмо это отец Иоанн мог и не читать, но смысл суждений Константина Петровича Победоносцева в кругах правонастроенного общества не мог не обсуждаться. Это и была та ментальная атмосфера, в рамках которой отец Иоанн и записывал свои пережива-

ния и своё отношение к другим христианским и нехристианским верованиям.

Хотелось бы также обратить внимание на его заявление о вступлении в «Союз русского народа»: «Желаю вступить в число членов Союза, стремящегося к содействию всеми законными средствами правильному развитию начал русской государственности...». Обращает на себя внимание именно фраза «... содействие всеми законными средствами.» В тех условиях эта фраза была определяющей для многих русских людей, занимавших довольно активную политическую позицию.

Надо признать, однако, что катастрофа 1917 года не имела в России конфессиональной окраски. И Слава Богу.

24 мая 2008 года св. Иоанн записывает: «И мы доселе всесогласно и единомысленно веруем в этот символ и ни одной иоты не прибавляем к нему, чтобы не лишиться спасения за ложную прибавку или вставку, как католики, лютеране и англиканцы». Особенно важно для отца Иоанна его убеждение, что именно Православная вера содержит всю полноту Истины неповреждённой. В этот период времени он является членом Синода наряду со многими епископами и ведомственными священнослужителями, которые присутствовали там по должности. Вероятно, это назначение имело место в силу всенародной известности отца Иоанна, дабы успокоить православное общественное мнение в период послереволюционный, когда уступки императорской власти и особенно указ о веротерпимости совсем не всеми был принят. Некоторые его критиковали за половинчатость, а другие видели в нём опасность для Православия и самодержавия. Хотя говорят, что в последний год своей жизни отец Иоанн сильно болел и физически участвовать в заседаниях Синода не мог, саму проблематику церковно-общественной жизни он, безусловно, переживал очень остро, и это отразилось в его дневниковых записях.

15 июля: «Церковь молится. , чтобы в нас не осталось ни одной тёмной страсти греха, ни одного лукавого помышления, никакого неприязненного чувства к кому-либо <...> . Чтобы человек возлюбил одну только правду и возненавидел беззаконие...».

Эта запись чрезвычайно важна для понимания самой личности отца Иоанна. Необходимо различать стремление к сохранению чистоты веры Православной и отношение к человеку, пусть даже и заблуждающемуся.

И мы знаем, что отец Иоанн молился и за католиков и милостиво обходился с мусульманами.

И в то же самое время ему абсолютно не понятно, почему же католики так не любят Православную Церковь. Ему кажется, что если бы они только хорошенько изучили Православие и его богослужение — всё бы изменилось. Просто гордыня мешает!

Правда, в XX веке изучение православного богослужения и православного богословия католическими учёными продвинулось очень далеко. Появилось много действительно серьёзных трудов, опубликованных на западных языках, но всё же это касается только узкого круга специалистов и не сильно изме-

няет широкое общественное мнение основной части верующих Римо-Католической Церкви. За исключением некоторых замкнутых и сильно политизированных сообществ, среди верующих католического вероисповедания уже давно нет враждебных к право -славным христианам настроений.

23 июля: «Католики виноваты, между прочим тем, что несправедливо считают нас еретиками и схизматиками, ругают и проклинают нашу святую, непорочную кафолическую и апостольскую Церковь; не хотят проследить наше православное учение, наши богослужебные книги, каноны, иерархию; по презор-ству, гордости и отвращению не хотят вступить даже ногою в нашу церковь, считая это осквернением. Ненависть сатанинская!».

Отец Иоанн искренне не понимает, как можно не знать и не любить Православную Церковь с её глубокими вековыми традициями, которые по красоте своей превосходят все другие христианские традиции Запада.

В конце XIX века, после подавления польских восстаний, многие поляки-католики были переселены в Россию. Понятно, что они были настроены крайне враждебно по отношению к Православной Церкви, которая была, мягко говоря, очень тесно связана с государственной властью. Они не желали ходить в православные церкви, и за это отец Иоанн их очень осуждает. Он считал вполне возможным их окормле-ние православными священниками. Однако он был искренним сторонником принятия католиков в Православную Церковь через покаяние, а протестантов через миропомазание — как и предлагается в православном требнике. Надо сказать, что в то время, как, впрочем, и теперь, по специальному решению Синода дозволялись браки между православными и католиками, а также лютеранами (Елизавета Фёдоровна), причём никто не задавался вопросом, молятся они во время венчания или нет. Перед смертью своего отца императора Александра III Николай II получил письмо от своей невесты Алекс, которая выражала желание по прибытии своём в Россию получить «таинство миропомазания».

«Нечестивии не узрят славы Твоея, Христе, то есть неверующие, неправо верующие, католики злые, лютеране богохульники и реформаторы, евреи, магометане, все буддисты, все язычники. А мы узрим ли? Это зависит от нашей жизни. Если мы имеем Дух Христов, если мы будем новою тварью во Христе, то несомненно увидим славу Христову.».

С одной стороны, это высказывание кажется совершенно категоричным, но если присмотреться внимательно, то именно вот эти оговорки: «католики злые» и «лютеране богохульники» решают очень многое, если не всё. Особенно в контексте выражения: «А мы узрим ли?».

Поэтому стоит отметить эти, по-моему, неслучайные оговорки: «католики злые». Отец Иоанн понимал, что не все католики злые, и часто молился о них, когда получал письма из Западной Европы от людей, попавших в беду и обращавшихся к нему за молитвенной поддержкой. И они получали, как мы знаем, Божью помощь и исцеление. Эти факты сего-

дня опубликованы. Лютеране также не все были богохульниками, и отец Иоанн не мог не слышать о благочестивых сёстрах из царского дома.

Кроме того, нельзя не отметить, что отец Иоанн категоричен не только к неверующим, но даже и к членам Церкви Православной. Само наименование «православный» не есть, по его мнению, индульгенция от погибели.

31 июля: «Неверующие не спасутся; и из православных многие не спасутся за жестокосердие и немилосердие <...>, за пристрастие к здешней жизни и за неверие и холодность к Богу и дебелость сердца. Спасение наше в Церкви, как в Ноевом Ковчеге, — можно спастись. Кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие; магометане — не войдут, евреи — не войдут, идопоклонники — не войдут, еретики — не войдут, сектанты — не войдут; блудники, прелюбодеи, лихоимцы, пьяницы, воры — Царствия Божия не наследят. Скорее ухватывайтесь за вечную жизнь и готовьтесь к ней. Не опоздайте. Только истинною верою во Христа и в Церковь Его спасёмся да делами любви».

1 августа: «Только в Церкви Божией Православной бывает нетление мощей, а вне Церкви — нет, ни у католиков, ни у лютеран, тем более у евреев и магометан. Держитесь Церкви искренним сердцем». Проблема нетления мощей обсуждалась в кулуарах Русской Православной Церкви того времени. Кажется, митрополит Антоний Вадковский, которого отец Иоанн не очень почитал, предупреждал, что нетление мощей не обязательно является свидетельством святости, хотя в определённых случаях, когда нетление мощей может быть признано явным чудом, это и необходимо признать за подтверждение присутствия Благодати Божией. Но, с другой стороны, тленность тела усопшего праведника не может также свидетельствовать о его возможном недостоинстве. Ф.М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы» поднимает эту проблему в истории со старцем Зоси-мой. В главах романа «Тлетворный дух» и «Кана галилейская» описывается смущение людей и явление праведника в тонком сне как бы уснувшему от усталости у гроба старца Алёше. Дело в том, что излишне усердное настаивание на нетленности святых мощей входило в противоречие с некоторыми практиками в других Православных Церквях или монашескими традициями на Востоке. После революции, когда происходило принудительное вскрытие мощей, это привело к большим соблазнам среди верующих. О лютеранах, в этом контексте, конечно, говорить не приходится, но у католиков почитание святых мощей никогда не прекращалось и даже иногда принимало излишне нарочитые формы. Мощи святых для верующего человека являются знамением победы над смертью, подтверждением глубочайшего смысла жертвенной любви христианских мучеников. Утверждением непреложности воскресения мёртвых в последний день. «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя...».

12 августа: «Римские папы целую тысячу лет слишком работали в свою пользу кичения и гордости и всякой лжи, а не Христу, не Церкви Его, измыслив

множество фальшивых учений — о главенстве папы в церкви, о непогрешимости, о опресноках на Литургии, о причащении одним Телом без Крови, о чистилище и проч.; нагромоздили столько новых, неслыханных догматов (о непорочном зачатии), что невозможно никому спастись, <а> можно — исповедаю-щему католическую веру и ложь католическую признающим за истину. Древо доброе плоды добры творит, а древо злое плоды злы творит. По плодам их узнаете их (Ср.: Мф. 7, 17, 20). Не кичитесь, католики, вас сам Бог осудил во лжи, как Христос фарисеев и саддукеев и первосвященников иудейских. Недаром жиды и поляки заодно действуют, в одном духе». Несколько непонятна фраза: «Можно — исповедаю-щему католическую веру и ложь католическую признающим за истину». Это, вероятно, всё же вопрос. И текст из Евангелия «<...> По плодам их узнаете их», кажется, для отца Иоанна, оставляет католикам возможность спасения.

После I Ватиканского собора, после подтверждения догмата безошибочности суждений римского первосвященника в делах веры и нравственности, когда он говорит от имени Церкви, этот вопрос очень обострился. Отец Иоанн правильно почувствовал, что наибольшая проблема во взаимоотношениях между православными и католиками состоит именно в этом вопросе о главенстве римского папы. В настоящее время этот догмат Римо-Католической Церкви поставлен на обсуждение в диалоге между Православной Церковью и Католической и, что наиболее ценно, сами католики показывают чрезвычайную заинтересованность в обсуждении этого вопроса. Видно также, что папа Франциск старается нивелировать в своём поведении понтификальную исключительность римского епископа. Но всё же, проблема: римский епископ провозглашает соборную веру Церкви, или соборной верой Церкви является та, которую утверждает папа римский — остаётся, кажется, наиболее острой.

Конечно, трудно согласиться с отцом Иоанном, что все эти отличительные особенности измыслили именно папы римские. Развитие церковного самосознания и традиций — очень сложный процесс, формировавший облик Римо-Католической Церкви в контексте исторических и культурных условий на протяжении двух тысячелетий. Совсем не всё здесь может быть объяснено гордыней.

18 августа: «Верно слово Спасителя нашего Иисуса Христа: Кто не со мною, тот против Меня. Католики, лютеране и реформаты отпали от Церкви Христовой — и они не с нами, не единомысленны с нами, враждуют против нас сильно, гонят нас на смерть, притесняют всячески за веру нашу, осмеивают ее и нас и делают нам всякие пакости, особенно в главных местах их поселений; они явно идут против Христа и Его Церкви, не почитают Животворящего Креста, святых икон, святых мощей, не уважают постов, превращают святые догматы веры спасительной. Они не с нами, а против нас и против Христа. Обрати их, Господи, к истинной Церкви Твоей и спаси их». Конечно, обвинять в непочитании Креста Господня, икон и святых мощей католиков нельзя.

Это относится, главным образом, к протестантским конфессиям. Проблема же неправославного понимания некоторых церковных практик и догматов остаётся и требует всестороннего обсуждения. Отец Иоанн остро переживает те проблемы и конфликты, которые происходят по границам Российской империи. Он, кажется, предчувствует неустойчивость российских окраин, понимает, каким дестабилизирующим фактором является отсутствие конфессионального единообразия. Молится о католиках и протестантах, чтобы они обратились к истинной вере.

8 сентября: «Католики диавольскою ненавистью ненавидят Православную Церковь и христиан православных и называют их всякими хульными именами; чрез это поносят самого Христа — Главу Церкви. Где яблоко, ядро раздора и ненависти Церкви католической к православной? — В слишком преувеличенном мнении пап о себе, о преимуществе пред епископами восточными православными их иерархов, в их необъятной гордости; в ложном толковании слов Господних, сказанных апостолу Петру: Ты еси Петр, и на сем камни. Камень — Христос, а не Петр . Мысль, что Господь будто бы на Петре создал Церковь, а не на Самом Себе, — эта мысль, залегшая в головах пап и католиков и растолкованная ими в пользу преемников Петра пап, как глав Церкви и наместников Христа, — поставила всё вверх дном в Церкви католической: они, по их мнению, — наместники Христа с неограниченной властью, с преобладанием над всей Церковью Христовой; будто они — судьи всех епископов; они — учредители и толкователи догматов.». На самом деле, Церковь Христова стоит верой апостола Петра в то, что Иисус есть Христос, Сын Бога Живого. И эта вера, по словам самого Христа, не от плоти и крови, а от Духа Святаго. Позже, после сошествия на апостолов Благодати Святого Духа в день Пятидесятницы, апостол Пётр, выйдя пред собравшимися в Иерусалиме иудеями, скажет от имени своих собратьев апостолов словами пророка Иоиля: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию Духа Моего на всякую плоть, <.> И будет: всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся». Если продолжить эту цитату из пророка Иоиля, то слова «ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовёт Господь» будут звучать явным предсказанием о распространении спасения по всей земле, ради тех, кого призовёт Христос.

7 октября: «Порождения ехиднены! Кто сказа вам бежати от будущего гнева? Сотворите плод дос-тойныя покаяния. Уже и секира при корени древа лежит. Ему же лопата в руце Его, и отребит гумно Свое, и пшеницу соберёт в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасающим. Обратите внимание на проповедь Предтечи — какая она грозная и все истинная! Сколь поучительна! Трепещи душа моя Страшного суда Господня. Трепещу страшнаго дне суднаго. Но надейся. помилуй мя. Заметьте, это главное ядро всей проповеди покаяния Иоанна Крестителя. Кайтесь немедленно, творите дело покаяния». Это — слова человека, уже чувствующего приближение смерти. Который в покаянии своём не ос-

тавляет надежды. И тут же — крайнее беспокойство о земной суете: «Господи, убери М.Антония, И.Янышева и прочих неверных людей! Пошли твёрдых в вере и благочестии Буди! Л.Толстого возьми». Трудно представить, по какой причине отец Иоанн считал митрополита Антония Вадковского человеком ненадёжным для православной веры. Среди крайне правых он, конечно, слыл человеком либеральных взглядов, но, с другой стороны, ему покровительствовала Мария Фёдоровна, в Петербурге он оказался благодаря протекции Победоносцева. Его подпись стояла под определением Святейшего Синода об отпадении графа Льва Толстого от Церкви. 16 января 1906 года повелением Николая II он стал главой Предсоборного Присутствия, поддерживал инициативу патриарха Константинопольского по созыву Вселенского собора.

Может быть, тому виной была его успешная поездка в Англию и его достаточно веротерпимая позиция по отношению к старообрядцам и англиканской церкви, хотя он и сомневался в её каноничности? То, что его имя стоит рядом с протопресвитером Иоанном Янышевым, который был участником богословских диалогов как со старокатоликами, так и с англиканами, может быть и не случайно. С отцом Иоанном Янышевым отец Иоанн Кронштадтский встречался в Крыму в последние дни жизни императора Александра III. Отец Иоанн Янышев исповеды-вал и причащал его. Интересна реакция будущего императора Николая II на служение отцом Иоанном Кронштадтским литургии. Возгласы ему показались излишне резкими, а вот молитва о здравии затронула.

11 ноября: «Общение католической церкви с небесною Церковью — совсем жалкое, холодное, краткое, безжизненное, не так, как в Православной Церкви — живое, мудрое, полное, всеискреннее, благоговейное. Везде и везде папа и папа; ему воздаётся везде честь, а не святым; святые востока и запада умалены, сокрыты, положены в безвестность и только разве для виду иногда показываются верующим, особенно туристам. А отпусты богослужебные в католической церкви какие небрежные, холодные: ite, missa est — идите, обедня кончилась. А у нас, в Православной Церкви, какие благоговейные, скромные, полные упования Христова возгласы: Христос, истинный Бог наш, <...>. Папа распоряжается судьбою небесной и земной церкви, располагает заслугами святых по произволу, индульгирует (индульгенции раздаёт верующим). Просто до смешного доходит, если бы это не было крайне прискорбно и пагубно. — И как не замечают этого сами папы, кардиналы, прелаты, ксендзы, иезуиты. Ведь вера католическая поставлена наскоро. Всё продано; всё взял папа во власть свою, всё спасение католиков. Послушайте, в Апокалипсисе Иоанна Богослова, о какой Церкви говорится: изблевати тя от уст Моих имам? Я думаю, о католической и реформатской. Посмотрите, что папы сделали из веры Христовой Православной? Какую ахинею!? Кто папа? — Идол, не Христос. — Говорили ему публично служители: ты наместник Христа».

Всё же общение с Небесной Церковью, хоть и холодное и безжизненное, отец Иоанн признаёт. Это

очень важно, потому что он таким образом не затворяет для католиков возможность спасения.

Интересно также отметить, что в самом выражении «наместник Христов» для православной традиции не должно быть ничего необычного... Ещё святой Ириней Лионский прилагал это выражение ко всем епископам вообще. Когда епископ в своём соборе находится на горнем месте, он — на месте Христа, Которому и совершается каждение.

Но ещё проникновеннее читается последующее раскаяние отца Иоанна за излишнее эмоциональное раздражение: «Господи! Запял меня враг чрез праотца пророка и царя и Богоотца Давида — избавь меня от лаянья его и даруй любить псалмы его (Давида) всегда».

И всё же гневная обличительность настроения уходящего из этой жизни отца Иоанна Кронштадтского не только является предчувствием грядущей катастрофы. Он призывает людей земли русской ответить на вопрос: «Христовы ли они?» — в контексте приближающегося суда. И суд этот совершился над Россией и её народами. Он и продолжается уже в новых условиях, и от этого, действительно становится жутко...

«Где будут на Страшном Суде наши начальники и профессоры Академий, Университетов и всех высших, средних и низших заведений со своими питомцами? — По достоинству своего духа каждый получит своё. Но содомлянам и гоморянам, тирянам и сидонянам и прочим будет отраднее, нежели христианам, принадлежащим к Церкви Христовой, имевшим Евангелие, Богослужение, Таинства и пренебрегшим всем этим. Что? Жутко, господа? Спешите исправиться все; Суд приближается. Аще кто не имеет Духа Христова, тот и не Его. Подумай глубже об этих словах и соблюди их в сердце твоём, и осуществи их жизнию твоею. Сколь о многих придётся сказать, что и тот не Его и эти не Его, а чьи-то будто

другие. — Толстовки или еретички, или такой-то — записной картёжник, а этот — биллиардщик, а этот — любитель конных ристалищ, а этот — низкий раб Марии или Вариньки, или Олиньки, а этот — раб и поклонник своего хозяина или туза-богача, не имеющий понятия о истинном милосердии, без которого вся жизнь — ничто. Ибо одна милостыня искренняя способна спасти души наши».

Эти последние его слова об истинном милосердии, об искренней спасительной для человека милостыни как бы даже выводят его представление о спасении за рамки конфессиональной принадлежности. Правда, его жертвенная любовь к Православной Церкви, его абсолютно бескомпромиссное отношение к Истине, Церковью являемой, не позволяют нам сделать такой вывод. И всё-таки эти предсмертные суждения отца Иоанна о спасительности милосердия — не только свет, освящающий все мысли и поступки его, но и проповедь, обращение на все времена и ко всем, ибо одна только любовь во Христе Иисусе и спасает, и просвещает, и ведёт к истинному единству.

1. Иоанн Иоанн Кронштадтский, святой. Творения. Предсмертный дневник. 1908, май-ноябрь. М.; СПб.: Отчий дом, 2006 [Электр. ресурс]. URL: http://predanie.ru/ioann-kronshtadtskiy-pravednyy/book/216354-predsmertnyy-dnevnik-1908-may-noyabr/ (дата обращения: 10.01.2017). Далее все выдержки из сочинений св. Иоанна приводятся по этому изданию.

References

1. Ioann Kronshtadtskiy, svyatoy. Tvoreniya. Predsmertnyy dnevnik. 1908, may-noyabr' [Works. Deathbed diary, 1908 May to November]. Moscow; Saint Petersburg, 2006. Available at: http://predanie.ru/ioann-kronshtadtskiy-pravednyy/book/216354-predsmertnyy-dnevnik-1908-may-noyabr/. (accessed: 10.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.