Научная статья на тему '\ живая Россия \ стояние в истине'

\ живая Россия \ стояние в истине Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
91
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ДУША / ДУХОВНОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / МУЖЕСТВО / МУДРОСТЬ / ЦЕЛОМУДРИЕ / ПРАВДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ живая Россия \ стояние в истине»

\ ЖИВАЯ РОССИЯ \

Стояние в Истине

К 200-летию со дня рождения преподобного Амвросия Оптинского

Продолжение. Начало в №10

Великой заслугой преподобного Амвросия Оптинского является непримиримая борьба против любых отклонений от истинной Православной Апостольской Церкви.

Под влиянием идей старца другой гениальный русский мыслитель — Константин Леонтьев — показал разрушительность либеральной идеологии.

Имеется в виду прежде всего не отпадение от Апостольской церкви Римско-Католической, а позднейшее отпадение лютеранства, кальвинизма и других протестантских направлений. Одновременно преподобный Амвросий подвергал резкой критике различные секты, возникавшие в России, которые, несмотря на благовидную наружность, были «лукавыми и злыми».1

Еще при жизни другого оптинского старца Макария и с его благословения Амвросий написал три сочинения на эту тему.

В первом сочинении он скрупулезно рассматривает и критикует взгляды Лютера и его последователей на главные положения христианского вероучения. Его возражения против Лютера изложены в 13 важнейших пунктах.

1. Амвросий указывает, что если православное учение создавалось в трудных условиях преследования христиан, пролития крови мучеников и на самоотверженном служении апостолов и епископов православия, то учение Лютера, обычного священника, создавалось «за царским столом, при многом ласкательстве вельмож и народов, угнетаемых папскими злоупотреблениями, которые готовы были принять всякое учение, лишь бы только избавиться от неистовой папской власти».2

2. Если лютеранское учение, существующее, как писал Амвросий, всего 300 лет, успело разделиться на 70 с лишним сект и обществ, что свидетельствует о необычайной противоречивости данного учения, то православное учение, проповедовавшееся апостолами в разных странах, среди разных народов, имеющих разные наречия, нра-

Константин

долгов,

д.ф.н., профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, заслуженный деятель науки РФ

вы, обычаи и законы, сохранило себя неповрежденным и неизменным более 18 столетий.

3. Если бы Лютер и Кальвин «искали истины и славы Божией, а не своей славы, чтобы прославить имена свои в потомстве, как преобразователей Церкви», то им следовало бы обратиться к учению Соборной Восточной Православной Церкви и тем самым умножить число своих последователей и избавить их от разномыслия, в каковом они пребывают по сей день.

4. Лютеране ошибаются, отвергая Предание и признавая только Писание, ибо Сам Иисус Христос проповедовал устно Своим апостолам и благословлял их проповедовать Свое учение так же — устно. Из множества евангелий, написанных позже, были признаны истинными только четыре. Поэтому Православная Церковь справедливо признает и Писание и Предание.

5. Столь же ошибочным следует считать признание лютеранами только двух Таинств — Крещения и Евхаристии — вместо положенных семи (Евхаристия, Крещение, Покаяние, Брак, Миропомазание, Соборование, Священство. — Ред.). Да и эти два Таинства не имеют у них настоящего значения и совершения, ибо их совершают пасторы, являющиеся не священнослужителями, а мирянами.

6. Лютер отвергает соблюдение постов, хотя пример тому был дан Самим Иисусом Христом, а соблюдение постов идет еще от апостолов.

7. Вопреки истинному учению лютеране считают, что Дух Святой исходит и от Сына, а не единственно от Отца.

8. Лютер, противопоставивший свое учение доктрине Католической Церкви и неприсоединившийся к Восточной

96

прямые инвестиции / № 11 (127) 2012

\ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ \

Православной Церкви, заменил термин «церковь» на «приход», что совершенно исказило понимание истины Христовой. «Ежели в 70 лютеранских разномыслящих партиях всякий приход будет столп и утверждение истины, то какая же это будет истина Христова?»3

9. Лютеране в оправдание своего отделения от истинной Соборной Церкви приводят неправильно толкуемое ими место из Деяний апостольских: «Яко не на лица зрит Бог, но во всяцем языце бояйся Его и делаяй правду приятен Ему есть», — ибо, несмотря на то что многие лютеране стараются жить благочестиво и совершают многие молитвы к Богу, это вовсе еще не значит, что вне Апостольской Церкви этого будет достаточно для спасения.

10. Согласно учению единой Соборной Апостольской Церкви, освободить человека от первородного греха может только Иисус Христос. Лютеране, соглашаясь с этим, на этом основании ошибочно отвергают почитание «святых угодников Божиих, считая излишним и ходатайство их за нас пред Богом».4

11. Если в Соборной Православной Апостольской Церкви толкование учения заповедано понимать чадам так, как это «объясняли и объясняют избранные Божии мужи, очищенные от страстей, богоносные и духоносные, и признаваемые за таковых от всей Соборной Церкви Христовой», то Лютер «позволил каждому своему последователю толковать Священное Писание по своему усмотрению» и тем самым внес величайшую путаницу в понимание и толкование христианского учения.5

Преподобный Амвросий Оптинский считал монашество высшей степенью покаяния.

12. Лютер подверг сомнению Соборное Послание св. Иакова, брата Божия, в котором говорится, что «одной веры недостаточно ко спасению, а потребны при вере и добрые дела. Лютер же проповедует спасение чрез одну веру без добрых дел».6 Амвросий напоминает, что самое важное для христианина — исполнение Божьих заповедей, а одной веры для спасения вовсе не достаточно. «И кроме хранения от грубых пороков заповедует Господь хранение и от самых тонких, именно: не гневаться, не осуждать, хранить целомудрие и в очах, творить милостыню, пост и молитвы без тщеславия и любопоказания, прощать обиды, любить врагов, молиться за творящих нам напасть, а все это и называется добрыми делами».7

13. Лютеране, отказавшись от видимой Церкви Христовой, пытаются найти спасение только через Церковь духовную, игнорируя одно из основных положений христианского вероучения о единстве Церкви видимой и невидимой. Неслучайно Господь говорит: «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех».8

Столь же бескомпромиссным Амвросий был и в отношении Католической Церкви, которую он также считал отпавшей, отъединившейся от истинной Соборной Православной Апостольской Церкви. «Православная Восточная Церковь от времен апостольских и доселе соблюдает неизменными и неповрежденными от нововведений как учение евангельское и апостольское, так и Предание святых отцов и постановления Вселенских

\ ЖИВАЯ РОССИЯ \

Соборов, на которых богоносные мужи, собравшись от всей вселенной, соборне составили Божественный Символ православной веры и, провозгласив его... во всех отношениях совершенным и полным, воспретили страшными прещениями всякое прибавление к нему и убавление или изменение или переставление в нем хотя бы одной йоты. Римская же Церковь давно уклонилась в ересь и нововведение».9 Амвросий скрупулезно перечисляет основные ошибки и заблуждения Римско-Католической Церкви.

Главной ее ошибкой и заблуждением он считал «неправое мудрование, что Дух Святый исходит и от Сына», положение, из которого проистекали все остальные ошибки и заблуждения: «кропление вместо погружения в Таинство Крещения, отъятие у мирян Божественной Чаши и причащение только под одним видом хлеба, употребление облаток и опресноков вместо хлеба квасного, исключение из Литургии Божественного призывания Всесвятого и Животворящего и Всесовершающего Духа. устранение крещаемых младенцев от миропомазания и принятия Пречистых Таин, устранение брачных от Священства, признание Папы за лицо непогреши-тельное и за местоблюстителя Христова и пр. Но главная ересь Римской Церкви не по существу, а по действию есть измышленный догмат главенства или, вернее, горделивое искание преобладания епископов Рима над прочими четырьмя восточными Патриархами. Ради сего преобладания приверженцы Римской Церкви поставили своего Папу выше правил и учреждений Вселенских Соборов, веруя в его непогрешительность».10 В доказательство этой главной ереси Амвросий приводит преступные кровавые деяния целого ряда Римских Пап (Иоанна XXIII, Александра VI, Юлия II и др.), что показывает полную несостоятельность этого положения Католической Церкви.

Кроме того, Амвросий обращает внимание на ошибочность аргумента католиков о том, что об истинности их вероучения свидетельствует огромное количество их

РИА .НОВОСТИ»

Преподобный Амвросий Оптин-ский более 10 лет был духовником выдающегося русского мыслителя Константина Леонтьева.

Лютер, противопоставивший свое учение Католической Церкви, поменял термин «церковь» на «приход». Получилось, что отныне каждый приход есть «столп иутверж-дение истины».

последователей. «Но мнение это весьма ошибочно, потому что нигде в Священном Писании не приписывается особенного духовного права множеству и численности. Господь ясно показал, что признак истинной Соборной Церкви не заключается во множестве и численности, когда говорит в Евангелии: Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство. Признак Вселенской Церкви на Вселенских Соборах святыми отцами означен совсем иной, то есть соборне положено: веровать во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, а не просто во вселенскую или повсюдную церковь».11

К критике Римско-Католической Церкви Амвросий возвращался не раз. Так, в письмах 1860-1870-х годов он снова повторяет основные еретические утверждения этой Церкви: положение о filioque (лат. «и от сына». — Ред .) — Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына; лишение мирян приобщения Крови Христовой, совершение Таинства Евхаристии не на квасном хлебе, а опресночными облатками; непогрешимость Римского Папы; проповедование вместо любви, согласно евангельскому учению, вражды и ненависти к иноверцам, особенно к православным (Письма №№103, 104, 105).

Критика Амвросием ошибок и заблуждений Римско-Католической и Лютеранской Церквей имеет принципиальное значение для Русской Православной Церкви, сохраняющей учение Иисуса Христа и Его апостолов в первозданном смысле и значении. Касаясь взаимоотношений Греческой и Русской Православных церквей, Амвросий напоминает, что отпадение Римской Католической Церкви от Вселенской Церкви Господь восполнил основанием Церкви Русской, «просветив Россию христианством чрез Греческую Церковь как главную представительницу Церкви Вселенской. Внимательные и рассудительные из православных усматривают тут два дела Промысла Божия: во-первых, Господь позднейшим обращением России к христианству хранил ее от вреда папистов; во-вторых, показал, что Россия как просвещенная

христианством чрез Греческую Церковь и должна быть в единении с сим народом как главным представителем Вселенской Православной Церкви, а не с другими, поврежденными еретичеством».12

В XX веке и особенно в настоящее время все чаще говорят об экуменическом движении, объединении различных христианских Церквей, но ошибки и заблуждения, присущие католицизму, лютеранству и другим направлениям христианства, вряд ли позволяют надеяться на подобное объединение.

Речь скорее должна идти о другом — об объединении христианских Церквей в решении фундаментальных проблем современности, таких как борьба против возможности третьей мировой войны, борьба с нищетой, голодом, эпидемиями, в решении экологических и других проблем, угрожающих существованию человечества.

Бескомпромиссную критику преподобным Амвросием католицизма, лютеранства и других направлений, отпавших от истинной Православной Церкви, Федор Достоевский гениально выразил в «Легенде о великом инквизиторе». Как известно, старцы Оптиной пустыни пользовались необычайным авторитетом среди русского народа, в том числе среди его выдающихся представителей. И.В. Киреевский, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский посещали Оптину, получая необходимые советы и благословение. Достоевский, не один раз встречавшийся с преподобным Амвросием, представил его в своем романе «Братья Карамазовы» в образе старца Зосимы.

У Константина Леонтьева, выдающегося русского мыслителя, преподобный Амвросий был духовником на протяжении более 10 лет. И надо сказать, что влияние старца на все творчество Леонтьева было огромным и решающим. Именно в эти годы он написал яркие произведения: «Письма отшельника», «Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной пустыни», «Страх Божий и любовь к человечеству», «Наши окраины», «Письма о восточных делах», «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения», «Записки отшельника», «Национальная политика как орудие всемирной революции», «Плоды национальных движений на православном Востоке», «Культурный идеал и племенная политика» и др. В этих работах, по благословению преподобного Амвросия, Константин Леонтьев подвергает самой глубокой и продуманной критике не только эгалитарно-либеральный прогресс (эгалитарный — уравнительный. — Ред.), но и в целом путь европейской культуры и европейского просвещения. Он показывает, как либеральная идеология разрушает духовную структуру и отдельного человека, и человеческого общества — погоней за обогащением, успехом, материальными ценностями. Эта идеология разлагает все слои общества, она нивелирует национальные особенности и национальные культуры разных народов, уничтожая всякую самобытность. Она ориентирует людей на насильственное изменение мира, на революцию и вооруженные восстания, которые не только снижают общий уровень человеческой культуры, человеческого духа, но по существу означают наступление эры нового варварства, более жестокого, нетерпимого, коварного и опасного, чем варварство прошлых времен.

РИА.НОВОСТИ.

Ф.М. Достоевский, не раз встречавшийся с преподобным Амвросием, представил его в своем романе «Братья Карамазовы» в образе старца Зосимы.

В этих работах Леонтьев предвидел возникновение новых разрушительных войн и вооруженных конфликтов, столкновение различных культур и цивилизаций, общее падение культуры и нравственности, в известной мере одичание народов.

Всему этому варварству и одичанию Леонтьев противопоставлял христианскую религию и вероучение Русской Православной Церкви. Он обосновывал ее вселенскую роль и исключительно важную историческую миссию по духовному возрождению всех народов. В его произведениях, написанных в последние годы, чувствуется огромное влияние преподобного Амвросия, и автор об этом неоднократно говорил.

Духовное наследие преподобного Амвросия в настоящее время может быть более актуально, чем когда-либо, поскольку современный мир раздираем глубокими противоречиями и конфликтами. Иногда кажется, что мир находится на краю пропасти, на краю гибели, на грани катастрофы. Беспрестанно ведутся локальные войны, происходят вооруженные конфликты.

Только за последние десятилетия — развал Советского Союза, распад Югославии, разрушение могучего соцлагеря в целом, различного рода «цветные революции» в бывших республиках СССР, в арабских странах, войны в Ираке, Ливии, гражданская война в Сирии, угроза военного вмешательства США и стран НАТО в решение этого конфликта, угроза нападения на Иран. Трудно вообразить, чем это может кончиться; не будет ли это означать начало третьей мировой войны — последней, в которой человечество может полностью уничтожить себя? Не говоря уже об опасностях различного рода эпидемий, природных катаклизмов, техногенных катастроф и т.д. Все это ставит под вопрос существование человечества.

Что можно противопоставить этому гибельному направлению движения современного мира? Думаю, ответ ясен: высокую духовность, которая содержится в Священном Писании, в учениях величайших мыслителей человечества, представителей мировой науки, культуры и цивилизации, в их нравственных исканиях и нравственных ценностях, в их поисках гармонии в отдельной человеческой душе и в духе народов, в их призывах к установлению прочного мира, на основе которого должно вести диалог между народами, культурами и цивилизациями; диалог, направленный на развитие человечества, на создание материальных и духовных ценностей, на реализацию всеобщего блага на земле. Именно к таким мыслителям относится преподобный Амвросий и другие Оптинские старцы.

1 Собрание писем Оптинского старца Амвросия. — М.: Изд-во Введенского

ставропигиального мужского монастыря «Оптина пустынь», 2009. — С. 116.

2 Там же. С. 274.

3 Там же. С. 280.

4 Там же. С. 282.

5 Там же.

6 Там же. С. 283.

7 Там же. С. 283.

8 Там же. С. 284.

9 Там же. С. 286.

10 Там же. С. 288.

11 Там же. С. 290.

12 Там же. С. 257258.

Список использованной литературы

1. Собрание писем Оптинского старца Амвросия. — М.: Изд-во Введенского ставропигиального мужского монастыря «Оптина пустынь», 2009.

2. Библейские повествования (Загребская Библия). — Zagreb: Krscanska sadasnjost, 1986.

3. Аскетизм: иеросхимонах Иероним (Соломенцов) и монах Климент (Леонтьев). — М.: АНО «К Свету», 2012.

4. Нужно жить нелицемерно... / Духовные поучения преподобных старцев Оптинских. — Изд-во Введенского ставропигиального мужского монастыря «Оптина пустынь», 2012.

5. Леонтьев, К. Восток, Россия и славянство. / К. Леонтьев. // Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). — М.: Изд-во «Республика», 1996.

Ключевые слова: Россия, душа, духовность, человечество, мужество, мудрость, целомудрие, правда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.