УДК 37
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ СВЯТОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО В ЕГО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2019 Ю. В. Некрасова
канд. пед. наук, доцент кафедры теологии и религиоведения Курский государственный университет
В статье анализируются содержание религиозно-педагогических взглядов святого Иоанна Кронштадтского и их реализация в его преподавательской и воспитательной деятельности.
Ключевые слова: Иоанн Кронштадтский, религиозно-педагогические взгляды, законоучительная деятельность, Закон Божий, образование, воспитание.
Священник Иоанн Ильич Сергиев, впоследствии прославленный как святой Иоанн Кронштадтский, с первых лет своего пастырского служения в Андреевском соборе г. Кронштадта приступил к законоучительной деятельности - сначала в уездном училище, а затем и в классической мужской гимназии. Его плодотворная педагогическая деятельность, которую он исполнял более тридцати лет, явила нам пример успешной реализации законоучительной деятельности и нравственного воспитания в системе школьного образования второй половины XIX в., а также способствовала преодолению негативного отношения к этому предмету современного ему общества.
Осмысляя сущность и содержание современного ему образования, Иоанн Кронштадтский полагал основным его недостатком преобладание интеллектуального развития в ущерб духовно-нравственному воспитанию ребенка. Критично воспринимая современную ему систему образования и воспитания, отец Иоанн в своем дневнике пишет, что воспитание юношества состоит не только в том, чтобы дать детям разнообразные научные познания, но прежде всего в том, чтобы «согревать и просвещать их сердце и направлять к добру деятельную силу - волю». Какая польза человеку, если он узнает весь свет, а не будет иметь чистого сердца и любви христианской? [Святой праведный Иоанн Кронштадский 2009: XIV: 349].
Разрешение этого противоречия отец Иоанн Кронштадтский видел в разумной организации духовно-нравственного воспитания в школе. Воспитание детей, основанное на христианской системе ценностей, согласно взглядам отца Иоанна, должно быть поставлено во главу угла в системе образования.
Важнейшей составляющей частью структуры духовно-нравственного воспитания в школе является преподавание Закона Божия, содержание которого имеет воспитывающий характер, способствует созиданию нравственной основы жизни человека. Поэтому организация правильного преподавания Закона Божия в школе, по мысли отца Иоанна, составляет главнейшую задачу преподавателя и учебного заведения в целом.
Постановка преподавания Закона Божия в школах дореволюционной России часто превращалась в зубрежку формальных знаний о Боге, церкви, святых, не затрагивала сердце, не воспитывала души учащихся, что вызывало много неодобрительных отзывов общественности. Будучи много лет учителем Закона Божия, Иоанн Кронштадтский часто размышляет в своих дневниках о месте и значении этого
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
предмета в системе школьного образования, о формах и методах его преподавания. Самоотверженное отношение отца Иоанна Сергиева к своей законоучительной деятельности способствовало выработке им собственных взглядов и подходов к преподаванию Закона Божия, что отчасти отражено в его дневниках, гимназических речах и воспоминаниях его учеников.
Негативное отношение к предмету Закона Божия со стороны учеников и общества, по мысли отца Иоанна, объясняется несовершенством его преподавания; от того, что в учащихся «нет огня любви к предметам закона Божия... - нет огня ни в наставниках, ни в наставляемых... Где глубина преподавания, объяснения, размышления, усвоения сказанного и прочитанного?» [Святой праведный Иоанн Кронштадский 2009: XVII: 239].
Поэтому в своей законоучительной деятельности отец Иоанн Сергиев стремился преодолеть недостатки преподавания этого предмета в школе, стараясь преподать его детям таким образом, чтобы они видели в нем не только школьный предмет, на котором необходимо заучить определенный материал, но чтобы он воспитывал в них живую веру и любовь к Богу, Пресвятой Богородице, святым, церкви, к христианской духовной культуре.
Руководствуясь этой целью и полагая главной задачей образования воспитание настоящего христианина, отец Иоанн в своей преподавательской деятельности стремился в первую очередь «воспитывать души» учащихся, что влечет за собой высокую ответственность перед Богом и обществом. А поэтому его преподавательская деятельность была чужда формализма. По мысли отца Иоанна, в преподавании Закона Божия необходим особый подход: умение чувствовать душу ребенка, что и в какой мере необходимо применить для ее нравственного врачевания и воспитания, педагогический такт, правильное сочетание доброжелательности и требовательности по отношению к детям. Отец Иоанн применял методы и приемы, направленные на формирование любви, эмоционально-ценностного отношения детей к Богу и Церкви. И можно прямо сказать, что отец Иоанн этим и владел в совершенстве.
По воспоминаниям учеников отца Иоанна, его занятия и наставления отличались особой добротой, душевной чуткостью, духовным подъемом, единством его со своими слушателями. А поэтому все, что он преподавал детям, глубоко откладывалось в их душах.
Доброжелательное, отеческое отношение отца Иоанна к учащимся сочеталось и с умеренной требовательностью, осознанием необходимости педагогического принуждения. Самопринуждение, самопонуждение являясь неотъемлемой частью христианской нравственной жизни, весьма важно и в образовании. «А как не принуждать особенно мальчиков к учению? Что из них выйдет? Не ленивцы ли? Не научатся ли они всякому злу?», - пишет он в своем дневнике [Святой праведный Иоанн Кронштадский 2006: 42-43].
Дневник отца Иоанна свидетельствует, что он формировал себя как педагога, тщательно обдумывал свою педагогическую деятельность и отношения в школе как с учениками, так и с другими педагогами. В первые годы законоучительства в своих дневниках он намечает для себя образ идеального учителя: «Начертать порядок и характер занятий по училищу и строго следовать ему. Посвятить себя совершенно образованию мальчиков; полюбить их, обращаться с ними всегда кротко, ровно, степенно, с приличною важностью» [Святой праведный Иоанн Кронштадский 2003: 293]. Анализируя свою педагогическую деятельность, он делал для себя выводы и намечал перспективы дальнейшей работы.
Отец Иоанн не устает повторять о необходимости тщательности и усердия в учительной деятельности, об ответственности педагогов за духовно-нравственное
Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (50). Т. 1
Некрасова Ю. В. Реализация религиозно-педагогических взглядов святого Иоанна Кронштадтского
в его воспитательной деятельности
развитие и воспитание детей перед Богом и обществом. Особенно часто он указывает на необходимость для священников и наставников детей такого качества, которое он именует «духовным горением», призывая заниматься своим делом с усердием, горячностью и энергией.
Поставляемые им для себя качества идеального учителя действительно были свойственны отцу Иоанну. Он следовал им не только на первых порах как любой молодой учитель, но на протяжении всех лет его законоучительства.
Особенный характер личности отца Иоанна, его нравственные качества - вся его жизнь служили для учащихся образцом глубокой веры, духовности, непосредственно воспитывая их, оказывая глубочайшее эмоционально-нравственное воздействие на учеников. Важнейшими качествами отца Иоанна, характеризующими его личность, были: отеческая любовь к детям, полная самоотдача, самоотверженность, воодушевление, душевный подъем, глубокое понимание смысла своей деятельности.
Дневники отца Иоанна свидетельствуют об еще одном его личном качестве, которое особенно удивляет его читателей - его искренность по отношению к себе, понимание и откровенное признание допущенных педагогических ошибок, ложных ожиданий, неправильных эмоций, ответственности за ответы при испытании учеников за собой. Благодаря подобным дневниковым записям мы полнее узнаем о внутренней духовной жизни отца Иоанна, о его педагогических стремлениях и трудностях.
Таким образом, педагогическая деятельность отца Иоанна являет величайший образец учительного служения, успешность которого обусловливалась прежде всего самою личностью преподавателя, собственным примером его необычайной праведной жизни, глубоким пониманием им смысла и ответственности своего служения.
Библиографический список
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т. II. 1859-1860. М.: Изд-во «Отчий дом», 2003. 808 с.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т. IV. 1862. М.: Изд-во «Отчий дом», 2006. 672 с.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т. XIV. 1868-1869. Тверь: Изд-во «Булат», 2009. 384 с.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т. XVII. 1872-1873. Тверь: Изд-во «Булат», 2009. 568 с.