Научная статья на тему 'Теоретические основы духовно-нравственного воспитания в богословско-педагогическом учении святого Иоанна Кронштадтского'

Теоретические основы духовно-нравственного воспитания в богословско-педагогическом учении святого Иоанна Кронштадтского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТОЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ / БОГОСЛОВСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗАКОН БОЖИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Некрасова Ю. В.

Статья посвящена анализу теоретических основ духовно-нравственного воспитания в богословско-педагогическом наследии святого Иоанна Кронштадтского. Труды отца Иоанна, определяющие приоритет в образовательном процессе христианского нравственного воспитания, обосновывающие его цель и содержание, весьма важны для поиска моделей построения современного образования и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы духовно-нравственного воспитания в богословско-педагогическом учении святого Иоанна Кронштадтского»

УДК 37

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В БОГОСЛОВСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧЕНИИ СВЯТОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО

© 2019 Ю. В. Некрасова

канд. пед. наук, доцент кафедры теологии и религиоведения e-mail: glv046@yandex.ru

Курский государственный университет

Статья посвящена анализу теоретических основ духовно-нравственного воспитания в богословско-педагогическом наследии святого Иоанна Кронштадтского. Труды отца Иоанна, определяющие приоритет в образовательном процессе христианского нравственного воспитания, обосновывающие его цель и содержание, весьма важны для поиска моделей построения современного образования и воспитания.

Ключевые слова: святой Иоанн Кронштадтский, богословско-педагогическое учение, образование, духовно-нравственное воспитание, Закон Божий.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, прославленный и почитаемый Русской православной церковью и всем православным народом, помимо осуществления высокого пастырского служения более двадцати пяти лет непосредственно и успешно занимался педагогической деятельностью, преподавал Закон Божий в Кронштадтской классической гимназии. Педагогический опыт отца Иоанна особенно ценен и важен как пример, образец успешного преподавания православной культуры.

Отец Иоанн Сергиев, осуществляя практическую деятельность пастыря и педагога, оставил богатейшее духовно-теоретическое наследие. Педагогические воззрения отца Иоанна: его взгляды на цель и содержание образования, место и роль Закона Божия, духовное значение учительского служения - составляют важнейшую часть его трудов. Поэтому наследие отца Иоанна можно вполне назвать богословско-педагогическим.

Его педагогические взгляды представлены следующим содержанием: педагогические идеи в его богословских трудах; речи, произнесенные в гимназии перед учителями и учащимися, а также размышления в дневниках. Собранные вместе и осмысленные в контексте его богословских творений, они представляют собой его педагогическую концепцию.

Основой педагогического учения отца Иоанна является его глубокое убеждение в первостепенности духовно-нравственного развития человека. «Если ты ученик, студент какого-либо учебного заведения или чиновник, фабрикант... - помни, что первая наука каждого из вас - быть истинным христианином, искренно веровать в Бога», - пишет отец Иоанн [Св. праведный. 2001: 403].

Полагая в основу своего педагогического учения это основное убеждение, он доказывает, что в образовании прежде всего необходимо воспитание души, правильное развитие душевных сил, создание педагогических условий для формирования и совершенствования нравственных качеств учащихся, что в конечном счете должно вести к одной главной жизненной цели - христианскому совершенству человека.

Отец Иоанн постоянно утверждает и обосновывает на страницах своих трудов приоритет христианского духовно-нравственного воспитания в образовании: «Необразование, неразвитие, неумягчение и неисправление сердца в тысячу раз виновнее, нежели необразованность ума», - пишет он [Там же: 448].

Христианское воспитание он называет «наукой всех наук». Не только развитие ума, но прежде всего исправление, очищение, совершенствование сердца, являющегося, согласно святоотеческой мысли, средоточием духовной жизни человека, должно быть основной задачей образования. Познания, имеющие духовную мотивацию, наиболее тверды и дольше всего остаются в памяти человека.

Христианское воспитание человека осуществляется совместно различными социальными институтами: семьей, обществом, церковью, школой - все они вносят свой вклад в воспитание человека. Но особую роль, по мысли отца Иоанна, играет в этом процессе именно школа. Школа помимо интеллектуального развития ребенка должна воспитать в нем стремление к осуществлению подлинно духовной жизни, сформировать в нем прочную духовную основу, на которой будет строиться обучение разнообразным «полезным» наукам.

И здесь отец Иоанн зафиксировал важнейшее противоречие всего европейского образования Нового времени: разрыв между интеллектуальным и духовным развитием в школе. Образование, указывает отец Иоанн, по-преимуществу имеет интеллектуальный характер. И в то же время школа не дает ученикам должного христианского духовно-нравственного развития. И получается, что самое необходимое для духовной жизни человека школа, к сожалению, не дает: «Многому научены ученики учебных заведений, но не знают часто единого на потребу - Бога и себя самих, своих грехов, своей немощи греховной» [Там же: 447].

Образование без христианского воспитания становится, согласно словам святого, причиной духовного разложения общества: «Нынешнее воспитание выжимает, так сказать, из воспитывающихся все соки физические и духовные, и многие дети становятся бездушными и бессердечными, заносчивыми, гордыми и непослушными, без веры и теплоты в сердцах... Вот плоды удаления от христианского воспитания исключительного занятия мирскими знаниями» [Св. праведный. 2006а: 6: 279-280].

Поэтому школа должна разумно воспитывать юношество, давать не только сухие познания, вводящие душу в гордость, но согревать и просвещать сердце, направлять к добру волю. «Многознание есть духовное богатство, - но какая польза человеку, если он приобретет весь мир (Мф. 16,26; Мк. 8,36), узнает весь свет, всемирную историю, географию, все числа и разнообразные их отношения, будет говорить языками человеческими и ангельскими, а не будет иметь чистого сердца и любви христианской?», - обосновывает отец Иоанн [Св. праведный. 2009: 108].

Познание своего внутреннего мира, совершенствование своей души, преуспевание во внутренней сердечной науке - в науке любви, веры, кротости, смирения, терпения, послушания, чистоты и целомудрия, милосердия и сострадательности к людям, в науке очищения сердца от всяких нечистых и злых мыслей, по словам отца Иоанна, является наиболее первостепенным в жизни человека. Именно на этой духовной основе должно строиться широкое многостороннее образование. Как раз этого, по замечанию отца Иоанна, и не хватает многим образованным людям: «Есть много ученых, которые, кажется, все знают, а не знают сами себя» [Св. праведный. 2003: 339-340]. Познание самого себя и познание Бога, по словам отца Иоанна, - самое главное и необходимое в жизни человека знание.

Поэтому все гимназические речи отца Иоанна, в которых он обращается к учителям, детям, несут его основное убеждение в первостепенности христианского воспитания. Обретение нравственных качеств, преображение сердца, а затем уже

усвоение учебных предметов и программ - вот его главная мысль, которая прослеживается во всех его поучениях. Обращаясь к детям перед началом учения, он напоминает, что знание разнообразных языков полезно, но больше всего нужно учиться «языку любви, самому живому, выразительному, сильному языку». Без этого самого важного и полезного языка знание других языков и наук не принесет никакой существенной пользы [Св. праведный... 2006а: 5: 230]. И далее в той же речи, используя аллегорический образ пшеницы, он сравнивает научные знания без веры и любви к Богу и человечеству с «соломой», а знания научные, проникнутые живой верой и любовью к Богу и ближнему, - с пшеницей, «славной, вкусной, питательной пшеницей» [Там же: 230-231].

Возвращение к этой мысли он продолжает в своем дневнике. Здесь он доказывает, что научный прогресс без духовного нравственного прогресса внутри человека более опасен, нежели полезен. Если науки не научают самому нужному, самому главному знанию - сердечному познанию, удаляют из сердца веру и поселяют в сердце нездоровую любовь к наслаждению временной жизнью, «при которой человек помнит только себя, забывает о других», - то какая духовная польза от такого научного прогресса [Св. праведный. 2003: 510].

Достижению цели христианской жизни должна способствовать правильная организация обучения и воспитания, а также преподавания Закона Божия в школе. Целесообразное соотношение обучения и воспитания в школе достигается, с одной стороны, содержанием предмета Закона Божия, с другой - традиционными духовно-нравственными ценностями всех школьных дисциплин, целостной системой воспитания, осуществляемой на всех предметах.

Закон Божий, являясь, согласно отцу Иоанну, основанием «всякого благополучия человеческого, временного и вечного», находится во главе всех наук, а затем и «прочие полезные науки, образующие ум и доставляющие полезные и приятные сведения» [Св. праведный. 2006а: 5: 228]. Неоспоримое значение Закона Божия состоит в том, что он формирует в душах детей внутреннее основание цельного христианского мировоззрения.

В то же время отец Иоанн проводит мысль о том, что воспитание должно осуществляться не только в рамках Закона Божия, но целостно на всех предметах. Законоучитель закладывает основу, краеугольный камень домостроительства души ребенка, а каждый учитель с помощью своего предмета на этом основании продолжает воспитательное дело, начатое законоучителем.

Отец Иоанн, понимая, что успешное достижение цели образования напрямую зависит от учителей и характера преподавания, от осознания ими своей ответственности перед Богом и обществом, обращается к наставникам гимназии, напоминая о важности и трудности педагогического служения: «Мы должны чаще приводить себе на память, что будем трудиться в винограднике Божием и царевом, что мы должны представить зрелые, приятные и здоровые плоды Богу и царю.» [Там же: 221].

Что касается характера преподавания, то отец Иоанн многократно в своих поучениях и дневниках доказывает необходимость простого и доступного преподавания. Преподаваемый детям учебный материал, его объем и информативная нагруженность должны быть соотнесены с уровнем усвоения учеников: «Не в том сила, чтобы преподать много, а в том, чтобы преподать немногое, но существенно нужное для ученика в его положении» [Там же: 222]. Потому что сфера знаний безгранична, однако область полезных и существенно необходимых для ребенка познаний ограниченна.

Важным условием успешности образования и воспитания отец Иоанн полагает «отправление всех от одного начала», то есть целостный системный подход, который предполагает единство педагогических влияний, признание приоритета, единого отправного начала, цели и содержания христианского нравственного воспитания. При этом связующим началом такого подхода является вера в Бога Вседержителя, в деснице которого все существующее: «все умы, благонамеренные изыскания и открытия умов, всякая наука и всякий добрый успех в науке». Поэтому как радиусы соединяются в центре, так и все педагоги должны «сходиться» в Боге, «от Бога получать единство во взглядах и направлениях, свет, теплоту и силу в занятиях» [Там же: 235].

Результатом отсутствия целостного системного подхода в образовании становятся разногласия между учителями, умственный хаос и разрушение веры у учащихся. В итоге «труд самого блестящего образования нередко разбивается вдребезги».

Определяющим фактором достижения образовательной цели отец Иоанн прежде всего полагает личность учителя, его духовно-нравственные качества, его профессионализм, его ответственность, его отношение к своему делу. Отец Иоанн, осмысляя нравственные качества учителя, указывает на необходимость непрерывного духовно-нравственного и профессионального его самосовершенствования: «Врачующему других надо самому быть здоровым. Чтобы управлять другими, надо научиться наперед управлять собою; чтобы учить других, надо самому приобрести знание» [Св. праведный. 2001: 187]. И это отец Иоанн утверждал не только теоретически, он на своем личном опыте показал значение нравственного состояния личности учителя, что наглядно отражено в его дневниках.

В своих поучениях и на страницах своих дневников отец Иоанн часто напоминает себе и другим об ответственности своего служения перед Богом и обществом, о необходимости исполнять свое дело с усердием и самоотверженностью: «Преподавать надо от всего сердца, со всем усердием, как стараемся молиться от всего сердца» [Св. праведный. 2006: 308].

Особая педагогическая ответственность лежит на преподавателе Закона Божия. Своим нерадивым отношением к преподаваемому предмету он может навсегда отторгнуть учеников от веры и любви к Богу, что нередко происходило в российских школах в XIX столетии и о чем свидетельствует общественная печать той эпохи. Схоластическое, бездушное преподавание этого предмета в школах вызывало много общественной критики. «Нерадивый законоучитель убивает нравственно учеников», -делает вывод отец Иоанн [Св. праведный. 2003: 299].

Исходя из этой горькой практики, отец Иоанн доказывает, что, осуществляя это высокое служение, законоучитель должен понимать всю важность, социальную и духовную значимость осуществляемого им труда, ответственного перед Богом.

Важнейшим качеством учителя, священника, а также каждого христианина отец Иоанн полагал «духовное горение», понимаемое им как воодушевление, увлеченность своим делом. «Духа не угашайте», - призывает он, цитируя святого апостола Павла (1 Сол.5,19). «Нужно всегда гореть духом», осуществляя высокое служение Богу и человечеству [Св. праведный. 2001: 156]. Трудность здесь как раз заключается в том, чтобы поддерживать в себе первоначальное горение на всем протяжении своего трудового и творческого пути.

Замечательным примером постоянного душевного подъема, неутомимости духа, энергичности стал личный опыт Кронштадтского пастыря, которого за его прекрасную работу любили дети и уважали коллеги-педагоги.

Служение учителя в трудах отца Иоанна получает не просто глубокое осмысление, но оно им понимается как «соработничество» Богу: «Не излишне ныне

нам напомнить себе, что мы Богу - споспешницы, соработники у Бога, а эти дети -Божья нива, Божье строение, нами возводимое» [Св. праведный. 2006а: 5: 226]. Господь Иисус Христос есть истинный Учитель, Воспитатель человеческой души, а педагоги - его «соработники», помощники. Педагог как садовник - насаждает, поливает, а взращивает Бог. Эта идея - идея участия Бога в развитии души каждого человека получила глубокое богословское обоснование в его трудах.

Размышляя над этим вопросом отец Иоанн пишет в своем дневнике: «Ты говоришь, а Сам Бог внутренно священнонаучает; в классе совершается тайна Божия обучения. Бог един учит человека разуму, как Бог разумов; Он един говорит сердцу мальчиков» [Св. праведный. 2005: 316]. Поэтому преподавание Закона Божия он называет «Божиим таинством», в котором невидимое внутреннее преображение души воспитанника происходит от Бога, но посредством деятельности педагога. Такой процесс двустороннего воспитательного воздействия отец Иоанн и называет «синергией», то есть соработничеством учителя и Бога.

Вследствие этого, осмысливая труд учителя как служение Самому Богу, отец Иоанн не перестает напоминать об ответственности, важности педагогического служения перед Богом и обществом, которое вверяет учительскому попечению самое дорогое в жизни - своих детей.

Таким образом, проанализировав теоретические основы духовно-нравственного воспитания в богословско-педагогическом наследии святого Иоанна Кронштадтского, можно с уверенностью говорить о его четкой христианской позиции в понимании им образования и воспитания, состоящей в том, что отец Иоанн обосновывает приоритет христианского нравственного воспитания в образовательном процессе. Он доказывает, что учитель призван научить ребенка помимо знаний о Боге, осмыслению своего внутреннего мира, стремлению к непрерывному самосовершенствованию, формированию в себе внутреннего нравственного стержня, который будет определять его личностную позицию по отношению к себе, другим людям, научным познаниям, а также гражданскую позицию.

Библиографический список

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. T.II. 1859-1860. М.: Отчий дом, 2003. 808 с.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. T.III. 1860-1861 / подгот. к изд. Т.И. Орнатская и др.; рец. игумен Петр (Пиголь). М.: Отчий дом, 2005. 848 с.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. T.IV. 1862. М.: Отчий дом, 2006. 672 с.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т. XIV. 1868-1869. Тверь: Булат, 2009. 384 с.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. М. : Благовест, 2001. 800 с.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Собр. соч.: в 6 т. Киев: Оранта, 2006а. Т. 5. Поучения, слова и речи на высокоторжественные дни, храмовые праздники и разные случаи. 400 с.; Т. 6. Слова и поучения, произнесенные в 1896-1901 гг. 600 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.