Научная статья на тему 'ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ'

ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокеева Екатерина Геннадьевна, Мокеев Геннадий Иванович

В статье приводится опыт применения дистанционного обучения по физической культуре студентов с отклонениями в состоянии здоровья в период пандемии коронавирусной инфекции. К позитивным моментам использования элементов дистанционного обучения студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья (занимающихся в СМГ и группах ЛФК) относятся: возможность изменения недельной структуры учебных занятий на более полезную и эффективную: вместо 2 разовых занятий по 90 минут на 3 разовые по 60 минут или 4 разовые по 45 минут; возможность проведения учебных занятий в более удобное для организма студентов (с учетом суточных биоритмов) время суток; возможность индивидуализации занятий лечебной физической культурой исходя из имеющегося заболевания и уровня функционального состояния конкретного студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мокеева Екатерина Геннадьевна, Мокеев Геннадий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF DISTANCE LEARNING IN THE DISCIPLINE “PHYSICAL CULTURE” OF STUDENTS WITH DEVIATIONS IN THE STATE OF HEALTH DURING THE PANDEMIC OF CORONAVIRUS INFECTION

In article is given experience of distance learning in the physical culture of students with deviations in the state of health during the pandemic of coronavirus infection. The positive aspects of using the elements of distance learning for students with deviations in health (those involved in SMG and exercise therapy groups) include: the possibility of changing the weekly structure of training sessions to a more useful and effective one: instead of 2 one-time lessons of 90 minutes for 3 one-off 60 minutes each or 4 times 45 minutes; the possibility of conducting training sessions at a more convenient time for the student body (taking into account the daily biorhythms); the possibility of individualization of physical therapy lessons based on the existing disease and the level of the functional state of a particular student.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ»

2. Aparyeva, T.G. and Krohin T.A. (2015), "Features of exercising in swimming in the groups 'Mom and Baby' (on the example of children of 3 years old)", Physical education and sports training, No.1 (11), pp. 12-16.

3. Arshavsky, I.A. (1990), Your baby may not hurt, Soviet Sport, Moscow.

4. Kazanskaya, E.V., Potapchuk, A.A. and Yurkov, I.V. (2012), Hydrorehabilitation of young children with perinatal lesions of the central nervous system: educational and methodological manual, SPBGMU, St. Petersburg.

5. Grigan, S.A. and Nescheret, N.N. (2019), "Effect of swimming for the development and health of children at an early age", Modern high-tech technologies, No. 12-1, pp. 154-158.

6. Grigan, S.A. Belykh G.N., Vishina, A.L. (2018), "Features of training for breast-age children", Transport: Science, Education, Production: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Part 5. Humanitarian and legal sciences, Rostov-on-Don, pp. 194-198.

7. Guterman, V.A. (1978), Swimming of infants: method. recommendations, Moscow.

8. Kapotov, P.P. (2018), Training Swimming, Voenizdat, Moscow.

9. Mishchenko, N.Yu. and Zakharov K.A. (2020), "Professional-important skills and skills of the trainer-instructor for health swimming breast-age in the structure of professional competence", Physical Culture and Sports: Science, Education, Technologies: Materials VIII Overlook. scientific-practical. conf. undergraduates and young scientists dedicated to the 50th anniversary of UralGUFK (Chelyabinsk, April 9, 2020), Chelyabinsk, pp. 97-102.

10. Firsov, Z. (1978), Flying before walking, Physical Culture and Sport, Moscow.

11. Friedman, F.B. (2009), Swimming for kids, Eterna, Moscow.

Контактная информация: NUMishenko@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.04.2021

УДК 796.077.5:004

ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Екатерина Геннадьевна Мокеева, доктор медицинских наук, Геннадий Иванович Мок-еев, доктор педагогических наук, профессор, Уфимский государственный авиационный

технический университет, Уфа

Аннотация

В статье приводится опыт применения дистанционного обучения по физической культуре студентов с отклонениями в состоянии здоровья в период пандемии коронавирусной инфекции. К позитивным моментам использования элементов дистанционного обучения студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья (занимающихся в СМГ и группах ЛФК) относятся: возможность изменения недельной структуры учебных занятий на более полезную и эффективную: вместо 2 разовых занятий по 90 минут на 3 разовые по 60 минут или 4 разовые по 45 минут; возможность проведения учебных занятий в более удобное для организма студентов (с учетом суточных биоритмов) время суток; возможность индивидуализации занятий лечебной физической культурой исходя из имеющегося заболевания и уровня функционального состояния конкретного студента.

Ключевые слова: дистанционное обучение, физическая культура, студенты с отклонениями в состоянии здоровья.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p318-323

EXPERIENCE OF DISTANCE LEARNING IN THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE" OF STUDENTS WITH DEVIATIONS IN THE STATE OF HEALTH DURING THE PANDEMIC OF CORONAVIRUS INFECTION

Ekaterina Gennadievna Mokeeva, doctor of medical sciences, Gennady Ivanovich Mokeev,

doctor of pedagogical sciences, professor, Ufa State Aviation Technical University

Abstract

In article is given experience of distance learning in the physical culture of students with deviations in the state of health during the pandemic of coronavirus infection. The positive aspects of using the elements of distance learning for students with deviations in health (those involved in SMG and exercise therapy groups) include: the possibility of changing the weekly structure of training sessions to a more useful and effective one: instead of 2 one-time lessons of 90 minutes for 3 one-off 60 minutes each or 4 times 45 minutes; the possibility of conducting training sessions at a more convenient time for the student body (taking into account the daily biorhythms); the possibility of individualization of physical therapy lessons based on the existing disease and the level of the functional state of a particular student.

Keywords: distance learning, physical culture, students with deviations in the state of health.

В связи с угрозой массового распространения коронавирусной инфекции в марте 2020 года в стране возникла необходимость экстренного перехода вузов на дистанционное обучение по всем дисциплинам. И педагоги по такому не характерному для дистанционного преподавания предмету, как физическая культура, оказались перед новым вызовом.

Данная работа предлагает один из подходов решения возникшей проблемы на кафедре физического воспитания (КФВ) Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ) для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья (специальные медицинские группы (СМГ) и группы ЛФК).

В рамках дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура» было предложено два направления. Первое: теоретическое, которое включало в себя самостоятельное ознакомление со специализированной литературой по предмету через систему дистанционного обучения (СДО) университета и проведение лекционного курса профессорско-преподавательским составом кафедры в режиме видеоконференцсвязи благодаря сервису Cisco Webex, предоставленному всем студентам и педагогам УГАТУ Проверка теоретических знаний осуществлялась на основании письменных работ студентов по пройденному материалу и заключительного тестирования по всему теоретическому разделу дисциплины.

Второе направление дистанционного обучения по дисциплине - практическая работа: самостоятельное проведение студентами практических занятий по разработанным для них на кафедре программам. Обучающимся были предложены план-конспекты занятий, которые студенты могли проводить как в домашних условиях, так и «в условиях улицы» (когда эпидемиологическая ситуация в регионе улучшилась и занятия физической культурой и спортом на свежем воздухе были разрешены).

Таблица 1 - Пример план-конспекта занятия ЛФК, выполняемого в домашних условиях для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья_

1. Подготовительная часть (10 мин)

2. Обычная ходьба, сохраняя правильную осанку (по комнате или на месте) - 3 мин.

3. Исходное положение (ИП) - стоя. Вращения в лучезапястных суставах вперед (15 раз), затем назад (15 раз).

4. ИП - стоя. Вращения в локтевых суставах «на себя» (15 раз), затем «от себя» (15 раз).

5. ИП - стоя. Вращения в плечевых суставах вперед (15 раз), затем назад (15 раз).

6. ИП - стоя. Вращения в голеностопных суставах внутрь (15 раз), затем наружу (15 раз).

7. ИП - стоя, ноги вместе. Вращения в коленных суставах вправо (15 раз), затем влево (15 раз).

8. ИП - стоя, ноги на ширине плеч. Вращения в тазобедренных суставах вправо (15 раз), затем влево (15 раз).

9. ИП - стоя. Наклоны туловища вперед-назад. 40 раз.

10. ИП - стоя. Наклоны туловища вправо-влево. 40 раз.

11. ИП - стоя. Повороты туловища вправо-влево. 40 раз.

12. ИП - стоя. Вращения туловища. 10 раз.

13. ИП - стоя, руки вдоль туловища. Поднять руки через стороны вверх - вдох. Опустить - выдох. 5 раз.

14. Основная часть (30 мин)

15. ИП - лежа на спине. Ноги согнуты с упором на пятки (пальцы подтянуты на себя); поясница плотно прижата к полу; руки параллельно туловищу вытянуты вперед. Втянуть живот, затем приподнять го_лову и туловище до уровня нижнего края лопаток. Удерживать принятое положение 20-40 с. Дыха-

ние ровное и спокойное. Медленно вернуться в исходное положение.

16. ИП - лежа на правом боку с упором на правое предплечье, левая рука лежит на боковой поверхности туловища. Ноги прямые (пальцы подтянуты на себя). Напрячь мышцы живота и ягодиц и поднять туловище пока плечо, бедро и колено не образуют прямую линию (боковая планка). Удерживать принятое положение 15-30 с. Дыхание ровное и спокойное. Медленно вернуться в исходное положение.

17. ИП - стоя на четвереньках. Горизонтально поднять разноименные руку и ногу так, чтобы они находились параллельно туловищу (живот втянут). Удерживать принятое положение 15-30 с. Дыхание ровное и спокойное. Медленно вернуться в исходное положение.

а. Повторить упражнение, поменяв руку и ногу.

18. ИП - лежа на левом боку с упором на левое предплечье, правая рука лежит на боковой поверхности туловища. Ноги прямые (пальцы подтянуты на себя). Напрячь мышцы живота и ягодиц и поднять туловище пока плечо, бедро и колено не образуют прямую линию (боковая планка). Удерживать принятое положение 15-30 с. Дыхание ровное и спокойное. Медленно вернуться в исходное положение.

19. ИП - лежа на спине. Ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, упор на стопы; руки параллельно туловищу, ладони прижаты к полу. Напрячь мышцы живота и ягодиц и поднять таз пока туловище и бедра не образуют прямую линию (шейный отдел позвоночника плотно прижат к полу). Удерживать принятое положение 20-40 с. Дыхание ровное и спокойное. Медленно вернуться в исходное положение.

20. ИП - лежа на правом боку, правая нога согнута в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах на 90° (пальцы подтянуты на себя). Голова - опора на локоть правой руки, левая рука перед туловищем. Поднять прямую левую ногу. Удерживать принятое положение 20-40 с. Дыхание ровное и спокойное. Медленно опустить ногу.

21. ИП - лежа на животе. Ноги прямые (стопы упираются в пол кончиками пальцев), руки на полу, образуя с линией туловища 90°. Поднять голову и руки (голову не закидывать назад, живот не отрывать от пола). Удерживать принятое положение 20-40 с. Дыхание ровное и спокойное. Медленно вернуться в исходное положение.

22. ИП - лежа на левом боку, левая нога согнута в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах на 90° (пальцы подтянуты на себя). Голова - опора на локоть левой руки, правая рука перед туловищем. Поднять прямую правую ногу. Удерживать принятое положение 20-40 с. Дыхание ровное и спокойное. Медленно опустить ногу.

23. ИП - лежа на животе. Планка на локтях: подняться с опорой на предплечья и пальцы ног (ноги прямые, стопы вместе или разведены до ширины плеч, спина прямая, мышцы живота напряжены). Удерживать принятое положение 15-30 с. Дыхание ровное и спокойное. Медленно вернуться в исходное положение.

24. Повторить еще раз упражнения с 13 по 21._

25. Заключительная часть (10 мин)

26. ИП - лежа на спине, прямые руки вытянуты за голову, прямые ноги вместе. Выравнивание и вытягивание туловища 30 с. Дыхание ровное и спокойное.

27. ИП - лежа на спине, руки в стороны. Согнуть стопы (на себя), подняв голову, посмотреть на носки ног. Дыхание ровное и спокойное. Медленно вернуться в исходное положение. 5 раз.

28. ИП - лежа на спине, прямые руки вытянуты за голову, прямые ноги вместе. Выравнивание и вытягивание туловища 30 с. Дыхание ровное и спокойное.

29. ИП - лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги прямые. Согнуть правую ногу и подтянуть колено к груди, обхватив ногу руками за колено. Удерживать принятое положение 30 с. Дыхание ровное и спокойное. Медленно опустить ногу. Согнуть левую ногу и подтянуть колено к груди, обхватив ногу руками за колено. Удерживать принятое положение 30 с. Дыхание ровное и спокойное. Медленно опустить ногу.

30. ИП - лежа на спине, прямые руки вытянуты за голову, прямые ноги вместе. Выравнивание и вытягивание туловища 30 с. Дыхание ровное и спокойное.

31. ИП - лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги прямые. Поднять руки через стороны вверх - вдох.

_Опустить - выдох. 10 раз._

32. ИП - все тело полностью расслаблено. Пауза отдыха - 10 мин._

Таблица 2 - Пример план-конспекта занятия оздоровительной ходьбой, выполняемого «в условиях улицы» для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья_

1. Подготовительная часть (10 мин)

2. Исходное положение (ИП) - стоя в положении широкого шага. Перекатывание на стопе с пятки на носок (можно одновременно осуществлять поворот туловища на 180° и обратно) - 1 мин.

3. ИП - основная стойка (стоя пятки вместе, носки врозь). Круговые вращения коленями (можно выполнять наклонившись вперед и помогая коленям руками, что увеличивает амплитуду их вращения) - 1 мин.

4. ИП - стоя, боком к опоре. Махи вперед и назад дальней от опоры ногой (выполнять с наибольшей амплитудой движений, но расслабленно; туловище держать прямо, не допуская его компенсаторных

_наклонов вперед при махе назад и назад при махе вперед. Темп - от медленного до среднего. 30 с.

каждой ногой.

5. ИП - основная стойка. Круговые вращения тазом в одну (30 с.), а затем в другую (30 с.) стороны.

6. ИП - основная стойка. Имитация движений руками при ходьбе - 1 мин. Начать с махов почти прямыми руками, спокойно, расслабленно и с широкой амплитудой движений. Затем можно увеличить темп.

7. ИП - основная стойка. Вращения туловищем в одну (15 с.), а затем и в другую (15 с.) стороны.

8. ИП - стоя в положении широкого шага. Перекатывание на стопе с пятки на носок (можно одновременно осуществлять поворот туловища на 180° и обратно) - 30 с.

9. ИП - основная стойка. Круговые вращения коленями (можно выполнять наклонившись вперед и помогая коленям руками, что увеличивает амплитуду их вращения) - 30 с.

10. ИП - стоя, боком к опоре. Махи вперед и назад дальней от опоры ногой (выполнять с наибольшей амплитудой движений, но расслабленно; туловище держать прямо, не допуская его компенсаторных наклонов вперед при махе назад и назад при махе вперед. Темп - от медленного до среднего. 30 с. каждой ногой.

11. ИП - выпад одной ногой вперед. Пружинистые покачивания телом, а затем, сменив положение ног (можно прыжком), повторить пружинистые покачивания телом. В каждом выпаде 15-30 с.

12. ИП - основная стойка. Имитация движений руками при ходьбе - 1 мин.

13. ИП - основная стойка. Вращения туловищем в одну (15 с.), а затем и в другую (15 с.) стороны._

14. Основная часть (30-40 мин)

15. Оздоровительная ходьба (втягивающая часть) - 5-10 мин. Темп: от медленного до среднего.

16. Оздоровительная ходьба (основная часть) - 10-20 мин. Темп: от среднего до высокого.

17. Оздоровительная ходьба (успокаивающая часть) - 5-10 мин. Темп: от среднего до медленного.

18. Заключительная часть (10 мин)

19. ИП - стоя. Завести руки за спину, сцепить пальцы «в замок» и медленно поднять руки вверх. Задержаться в этом положении на 1 мин.

20. ИП - стоя. Встать на правую ногу, опираясь правой рукой о стену для поддержания равновесия. Согнуть левую ногу в коленном суставе и подтянуть левую пятку к тазу (колено направлено вниз). Задержаться в этом положении на 30-60 с. Поменять ноги и повторить упражнение.

21. ИП - стоя. Привести правую руку к груди и положить ее на левое плечо. Левой рукой захватить локоть правой руки и мягко потянуть в направлении, пересекающем грудь. Задержаться в этом положении на 1 мин. Поменять руки и повторить упражнение.

22. ИП - стоя, ноги прямые. Наклониться вперед, сохраняя прямую спину и прямые ноги до ощущения растягивания и задержаться в этом положении 30-60 с.

23. ИП - стоя. Поднять правую руку и согнуть ее за голову, дотрагиваясь до левого плеча. Левой рукой мягко надавить на правый локоть. Задержаться в этом положении на 1 мин. Поменять руки и повторить упражнение.

24. ИП - стоя, ноги широко развести врозь. Правую ногу отставить в сторону с выпрямленным коленным суставом, левую ногу слегка согнуть в колене до ощущения растягивания и задержаться в этом положении 30 с. (растягивание регулируется давлением рук, опирающихся на левую ногу). Поменять ноги и повторить упражнение.

25. ИП - выпад правой ногой вперед, стопы параллельно друг другу. Выпрямить левое колено (левая нога составляет с туловищем прямую линию), обеими руками упереться на правое колено. Затем корпус равномерно, без покачиваний наклонить вперед до ощущения растягивания. Задержаться в этом положении 30 с. Поменять положения ног и повторить упражнение.

26. ИП - основная стойка, подбородок к груди. Поднять прямые руки вверх - вытягивание туловища: 30 с.

27. ИП - основная стойка, руки вдоль туловища. Поднять руки через стороны вверх - вдох. Опустить -_выдох. 10 раз._

Проверка практической работы осуществлялась путем просмотра видеозаписей занятий, проводимых в домашних условиях, изучения треков оздоровительной ходьбы/бега, проводимых на свежем воздухе (или дома, при наличии тренажеров типа беговой дорожки, эллипсоида и т.п.), а также оценки данных дневника самоконтроля занимающегося физической культурой.

Дневник самоконтроля занимающегося физической культурой был разработан на кафедре и включает в себя данные объема и интенсивности нагрузки самостоятельного учебного занятия, а также показатели функционального состояния занимающегося (которые ежемесячно тестировали сами студенты): субъективные - жалобы на здоровье, самочувствие, настроение, сон, аппетит, работоспособность и объективные - проба Руфье, проба Штанге, ортостатическая проба, теппинг-тест, расчет индекса Кетле.

Таблица 3 - Дневник самоконтроля занимающегося физической культурой (для студентов специальных медицинских групп и групп ЛФК)_

Дневник самоконтроля студента ФИО , гр. , фак-т , курс

Преподаватель:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№№ Показатель Даты

На каждом занятии

1 Общее время занятия, мин

2 Время подготовительной части занятия, мин

3 Время основной части занятия, мин

4 Время заключительной части занятия, мин

5 Частота сердечных сокращений (ЧСС) до выполнения нагрузки, уд/мин

6 ЧСС после подготовительной части занятия, уд/мин

7 ЧСС после основной части занятия, уд/мин

8 ЧСС после заключительной части занятия, уд/мин

9 ЧСС через 10 минут после окончания занятия, уд/мин

Один раз в месяц (начиная с 23-25.03)

10 Весоростовой индекс Кетле

11 Разница ЧСС в ортостатической пробе, уд/мин

12 Индекс Руфье

13 Проба Штанге, с

14 Теппинг-тест (в формате 70/67/67/65)

15 Жалобы на здоровье (нет/есть, если есть, то перечислить)

16 Самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое)

17 Настроение (хорошее, удовлетворительное, плохое)

18 Сон (хороший, плохой, бессонница)

19 Аппетит (повышенный, нормальный, пониженный)

20 Работоспособность (повышенная, обычная, пониженная)

Кроме того, в конце семестра 2019-2020 учебного года (а в дальнейшем в начале и в конце следующего семестра нового учебного года), студенты проводили тестирование своей физической подготовленности. Для этого студентам были предложены простые и удобные для самостоятельной оценки нормативы физической подготовленности. Для девушек СМГ - бег 12 минут (используя шагомер или приложение на смартфоне с GPS, отметить пройденное расстояние); сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз); приседание на одной ноге (количество раз); поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз); наклон вперед на гимнастической скамье (расстояние в см от кончиков пальцев до плоскости опоры). Для юношей СМГ - бег 12 минут; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу; подтягивание на перекладине (количество раз); поднимание туловища из положения лежа на спине; наклон вперед на гимнастической скамье. Для студентов групп ЛФК - планка на локтях (время в секундах); боковая планка (время в секундах); поднимание туловища из положения лежа на спине; поднимание туловища из положения лежа на животе (количество раз); наклон вперед на гимнастической скамье.

ВЫВОДЫ

1. Несмотря на успешное решение поставленной перед коллективом КФВ УГАТУ задачи, переход на дистанционное обучение по физической культуре возможен только в экстремальной, «безвыходной» ситуации. Физическая культура относится к дисциплинам, где контакт обучающего и обучающегося обязателен для правильного понимания и грамотного усвоения получаемых знаний, умений и навыков.

2. К позитивным моментам использования элементов дистанционного обучения студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья (занимающихся в СМГ и группах ЛФК) относятся:

- возможность изменения недельной структуры учебных занятий на более полезную и эффективную: вместо 2 разовых занятий по 90 минут на 3 разовые по 60 минут или

4 разовые по 45 минут;

- возможность проведения учебных занятий в более удобное для организма студентов (с учетом суточных биоритмов) время суток;

- возможность индивидуализации занятий лечебной физической культурой исходя из имеющегося заболевания и уровня функционального состояния конкретного студента.

Контактная информация: mokeevgi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.04.2021

УДК 796.011.3

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЕМЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Виктория Александровна Мотовичева, старший преподаватель, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, Гатчина, Ленинградская область; Геннадий Александрович Ивахненко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский Университет ГПС МЧС России; Вадим Алексеевич Новик, преподаватель, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрены исторические аспекты дистанционной формы обучения в мире и в вузах нашей страны. Детализированы вопросы современного состояния дистанционного обучения и проанализированы перспективы дальнейшего развития этой формы подготовки специалистов. На основе рассмотрения результатов внедрения дистанционной формы обучения по физической культуре в вузах показаны подходы к построению программы для самостоятельных занятий студентов в бытовых условиях. Предложенная программа, основана на применении упражнений с собственным весом, эффективно обеспечивает повышение уровня физической подготовленности занимающихся за счет высокой индивидуализации процесса. Отличительными особенностями программы являются ее доступность для обучаемых с любым уровнем подготовленности, универсальность, безопасность и возможность реализации в домашних условиях без специального материального обеспечения.

Ключевые слова: физическая культура в вузах, дистанционная форма обучения, самостоятельные занятия, физические упражнения с собственным весом, индивидуализация процесса, уровень физической подготовленности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p323-326

WAYS OF INCREASING THE PHYSICAL READINESS OF STUDIED UNIVERSITIES IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

Victoria Alexandrovna Motovicheva, the senior teacher, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Gatchina, Leningrad Region; Gennady Aleksandrovich Ivakhnenko, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg University of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia; Vadim Alekseevich Novik, the teacher, Military Medical

Academy, St. Petersburg

Abstract

The article examines the historical aspects of the formation of distance learning in the world and in universities of our country. The issues of the current state of distance learning are detailed and the prospects for the further development of this form of training are analyzed. Based on the consideration of the results of the introduction of distance learning in physical culture in universities, approaches to building a program for self-study of students in everyday conditions are shown. The proposed program, based on the use of bodyweight exercises, effectively provides an increase in the level of physical fitness of those involved by ensuring a high individualization of the process. Distinctive features of the program are its ac-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.