Научная статья на тему 'Использование комплекса упражнений в сочетании с занятиями плаванием в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы, имеющих заболевание бронхиальная астма'

Использование комплекса упражнений в сочетании с занятиями плаванием в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы, имеющих заболевание бронхиальная астма Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
334
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / СТУДЕНТЫ / БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА / КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ / ЗАНЯТИЯ В БАССЕЙНЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Царегородцева Л.Д., Кохан Т.А., Дорофеева Л.Н.

Изложена методика занятий физической культурой студентов, имеющих заболевания бронхиальная астма. Предложен комплекс физических упражнений и варианты занятий в бассейне, которые могут использоваться не только в учебном процессе, но и для самостоятельных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование комплекса упражнений в сочетании с занятиями плаванием в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы, имеющих заболевание бронхиальная астма»

184

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

мотивационную или воспитательную, образовательную или развивающую функцию [2, с. 85].

Список литературы:

1. Чешихина В.В. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи / В.В. Чешихина. - М.: Союз, 2000. - 250 с.

2. Журавина М.Л. Гимнастика: учебник для студентов высш. учеб. заведений / М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М.: Академия, 2006. - 444 с.

3. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М., 2004. - 464 с.

4. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - 11-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 480 с. - (Сер. Бакалавриат).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ В СОЧЕТАНИИ С ЗАНЯТИЯМИ ПЛАВАНИЕМ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ, ИМЕЮЩИХ ЗАБОЛЕВАНИЕ БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА

© Царегородцева Л.Д.*, Кохан Т.А.*, Дорофеева Л.Н.*

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»,

г. Москва

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,

г. Москва

Изложена методика занятий физической культурой студентов, имеющих заболевания - бронхиальная астма. Предложен комплекс физических упражнений и варианты занятий в бассейне, которые могут использоваться не только в учебном процессе, но и для самостоятельных занятий.

Ключевые слова специальная медицинская группа, студенты, бронхиальная астма, комплекс упражнений, занятия в бассейне.

Бронхиальная астма - одно из наиболее распространенных заболеваний среди молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях. Работая со студентами специального медицинского отделения на протяжении ряда лет была выявлена тревожная тенденция к увеличению количества хронических заболеваний, связанных с органами дыхания, в частности бронхиальной астмы. При

* Старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание» НИЯУ МИФИ, к.п.н.

* Доцент кафедры «Физическое воспитание» МГТУ им. Н.Э. Баумана, к.п.н.

* Старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание» НИЯУ МИФИ.

Теория и методика физического воспитания

185

проведении анкетирования было выявлено, что 30 % студентов 1 курса специального медицинского отделения имеют заболевание бронхиальная астма.

Бронхиальная астма происходит от др. греческого слова ас0ра - «тяжёлое дыхание, удушье». Упоминания об астме найдены у Гомера, Герострата, Гиппократа и других древних ученых [4]. В последние годы бронхиальную астму называют болезнью века.

Бронхиальная астма - следствие ненормальной реакции организма на разного рода раздражителей, которые приводят к изменениям в бронхах -появлению внезапного удушья с кашлем и отделению вязкой мокроты [1].

Попов С.Н. определяет пять групп этиологических факторов:

- неинфекционные аллергены (пыльцевые, пылевые, производственные, пищевые, лекарственные, аллергены клещей, насекомых животных);

- инфекционные агенты (вирусы, бактерии, грибки дрожжи);

- механические и химические воздействия (пары кислот, щелочей, неорганическая пыль и т.п.);

- физические и метеорологические факторы (изменения температуры и влажности воздуха, колебания барометрического давления, магнитного поля Земли);

- нервно-психические стрессовые воздействия [1; 3].

Регулярные занятия физической культурой и спортивными упражнениями циклического характера в сочетании с закаливающими процедурами и массажем повышают как местную, так и общую устойчивость организма к негативным воздействиям внешней среды, снижают чувствительность к аллергенам и приводят к общему оздоровлению организма.

На занятиях по физическому воспитанию со студентами, имеющими данное заболевание, ставятся следующие задачи:

1. Увеличение силы дыхательной мускулатуры и подвижности грудной клетки.

2. Установление более редкого дыхания с большим потреблением кислорода.

3. Восстановление навыка правильной осанки.

Активно используя дифференцированный подход в проведении занятий рекомендуются следующие средства физического воспитания: дозированная ходьба, дыхательные упражнения, бег в медленном темпе, плавание в теплой воде, прогулки на лыжах, катание на коньках, элементы спортивных игр, езда на велосипеде.

Циклические упражнения способствуют улучшению дыхательной и сердечно-сосудистой систем. В результате занятий физическими упражнениями и регулярной тренировки организма, повышается тонус дыхательного центра, наступает саморегуляция вдоха и выдоха, снимается спазм мускулатуры в бронхах, в следствии чего увеличивается их просвет и улучшается прохождение воздуха в легкие. Дыхательные пути очищаются от мокроты.

186

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Занятия физической культурой со студентами, болеющими бронхиальной астмой, имеют классическую схему построения, т.е. подготовительную, основную и заключительную части. Начинать занятия необходимо с разминки. Подготовительным упражнениям нужно уделять не менее 15-20 минут. В заключительной части занятия следует снижать интенсивность нагрузки постепенно, заканчивать занятия упражнениями на расслабление и дыхание. В основной части занятия рекомендуем использовать следующий комплекс.

Таблица 1

Комплекс упражнений при бронхиальной астме

№ п/п Содержание упражнения Графическое изображение Методические указания

1 И.П. - лежа на спине, мешок с песком на области диафрагмы 1 - умеренный вдох 2 - медленный выдох через губы, сложенные трубочкой 5-8 раз Sr Мешок силой мышц брюшного пресса поднимается вверх во время вдоха, на выдохе опускается вниз

2 И.П. - лежа на спине, мешок с песком на области диафрагмы 1 - глубокий вдох 2 - медленный, длинный выдох через губы, сложенные трубочкой 5-8 раз Упражнение можно выполнять если глубокий вдох переносится хорошо)

3 И.П. - лежа на боку, мешок с песком на боковой поверхности грудной клетки 1 - руку поднять вверх, вдох 2 - руку вниз выдох 2Г Мешок поднимается как можно выше, на медленном выдохе опускается, на мешок давит рука чтобы выдох был продолжительнее

4 И.П. - сед, руки к плечам, в руках гантели 1 - вдох 2-3-4 - выдох, вращение руками в плечевых суставах вперед 5 - вдох 6-7-8 - выдох, вращение руками в плечевых суставах, назад 10-12 раз °t° Темп средний, дыхание свободное, спокойное

5 И.П. - сидя, на стуле, ноги вытянуты и расставлены на ширину плеч, в руках гантели 1 - развести руки в стороны - умеренный вдох 2 - медленный выдох, коснуться гантелью правой руки носка левой ноги 3 - развести руки в стороны - вдох 4 - медленный выдох Тоже левой 10-12 раз Темп медленный, дыхание свободное. Стопы от пола не отрывать. Вдох и выдох умеренный

Теория и методика физического воспитания

187

Продолжение табл. 1

№ п/п Содержание упражнения Графическое изображение Методические указания

6 И.П. - сидя, на стуле, ноги вытянуты и расставлены на ширину плеч, в руках гантели 1 - развести руки в стороны - умеренный вдох 2 - на выдохе наклон туловища вправо 3 - и.п., вдох, руки в стороны 4 - на выдохе тоже влево 8-10 раз tt Темп медленный, дыхание свободное

7 И.П. - сидя, на стуле, ноги вместе, руки на коленях 1 - вдох, поднять руки над головой 2-3-4 - на медленном выдохе наклониться вперед, доставая руками стопы 6-8 раз ккшг Темп средний, дыхание свободное. На выдохе можно произносить гласные (у, и) и шипящие (ш, ч) буквы

8 И.П. - сидя, ноги согнуты в коленях, стопы вместе 1 - умеренный вдох 2-3-4 - на медленном выдохе «ходьба» сидя с произношением то гласных, то шипящих букв 8-12 раз & к. Темп средний, дыхание свободное

9 И.П. - стоя у стула, держась за спинку 1 - умеренный вдох 2-3-4 - на медленном выдохе Приседания с произношением гласных букв. 15-20 раз Темп средний, дыхание свободное

10 И.П. - стоя сбоку у стула, одна рука на спинке. 1 - умеренный вдох 2-3-4 - на медленном выдохе Поочередно делают маховые движения расслабленной рукой и ногой 8-12 раз ЛЯ Темп средний, дыхание свободное

11 И.П. - основная стойка, руки на пояс 1-2 - подняться на носки, прогнуться с одновременным подниманием рук вверх, умеренный вдох 3-4 - на медленном выдохе опуститься на стопы, уронить руки, наклонить туловище, голову и расслабиться 8-12 раз Темп средний, дыхание свободное

12 И.П. - сидя на стуле 1 - вдох 2-3-4 - на выдохе, наклон головы вперед, отведение назад, вверх 4-6 раз • J* Темп средний, дыхание свободное

188

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Окончание табл. 1

№ п/п Содержание упражнения Графическое изображение Методические указания

13 И.П. - сидя на стуле 1 - вдох 2-3-4-5 - на выдохе, поворот головы вправо, влево, наклон головы вправо, влево 6 - и.п. 4-6 раз Темп средний, дыхание свободное

14. И.П. - сидя на стул 1 - вдох 2-3-4-5 - на выдохе, полукруг головой вправо, влево 6 - и.п. 4-6 раз Jl si Темп медленный, дыхание свободное, осанку держим прямую

15 И.П. - то же. 1-4 - расслабить все мышцы, закрыть глаза, опустить плечи, наклонить голову, спокойное дыхание. & Темп средний, дыхание свободное, осанку держим прямую

16 И.П. - основная стойка Длительные упражнения с произнесением гласных звуков (а, о, у, ё, я) E. Я Произносить на выдохе (2-3 мин)

17 И.П. - основная стойка Произнесение согласных звуков (с, п, з, ш, щ, м) ; С, П. 3, Ш. Щ. M Произносить на выдохе (2-3 мин)

18 Диафрагмальное дыхание И.П. - основная стойка, правая рука на животе, левая на груди 1-2 - живот надувается, грудь неподвижна 2 - вдох 3 - живот втягивается 4 - выдох • • 1 f Вдох спокойный, выдох слегка удлиненный, по -стараться втянуть брюшную стенку живота

Во время занятий необходимо соблюдать следующие правила:

1. Необходимо следить за дыханием, стараться дышать через нос. Если это становится невозможно и приходится открывать рот - значит, была выбрана слишком большая нагрузка, с которой организм не справляется.

2. Особое внимание следует обращать на тренировку удлиненного выдоха, диафрагмального дыхания и на укрепление мышц брюшного пресса для улучшения фазы выдоха.

Теория и методика физического воспитания

189

3. Рекомендуется применять дыхательные упражнения с произношением на выдохе согласных и гласных звуков: р, ж, ш, с, у, о, а, е, и в сочетании с сокращением мимической мускулатуры.

Известно, что на занятиях в специальной медицинской группе используются упражнения, урежающие дыхание, что уменьшает или даже ликвидирует избыточную вентиляцию легких. Так же, этот прием используется занимающимся во время выполнения гимнастических упражнений и ходьбы. Тренировку в ходьбе и беге начинают с выработки навыка управления своим дыханием. В начале необходимо на 1-2 шага сделать вдох, на 3-4 - выдох, постепенно увеличивая число шагов на выдохе. Эта тренировка должна проходить ежедневно (при отсутствии противопоказаний). По мере адаптации организма к движению, расстояние увеличивается, постепенно темп движения повышается и уменьшается число остановок на отдых.

Программа по плаванию для студентов, имеющих заболевание - бронхиальная астма.

Условия выполнения программы - умение плавать кролем на груди, кролем на спине и брассом.

- 100 м на спине работают одни ноги, руки вытянуты вдоль тела;

- 200 м на спине ноги работают кролем, руки попеременно;

- 4 раза по 50 м на груди в руках доска, ноги работают кролем отдых 1 минута;

- 4 по 50 м ногами брассом, руки вытянуты вперед отдых между отрезками 1 минута;

- 10 по 100 м в полной координации (работают ноги и руки): нечетные - на спине, четные - брассом, отдых 1 минута;

- 4 раза по 100 метров кролем на груди в полной координации отдых произвольный;

- 200 брасс 1 гребок руками 2 отталкивания ногами;

- 200 метров на спине ноги работают кролем, руки проносить одновременно.

Условия выполнения программы - умение плавать кролем на груди, кролем на спине, брассом и дельфином.

- 200 м на спине работают одни ноги, руки вытянуты вдоль тела;

- 200 м на спине ноги работают кролем, руки попеременно;

- 4 раза по 50 м на груди в руках доска, ноги работают кролем отдых 1 минута;

- 4 по 50 м ногами брассом, руки вытянуты вперед отдых между отрезками 1 минута;

- 4 по 50 м ногами дельфином, руки вытянуты вперед отдых между отрезками 1 минута;

- 10 по 100 м в полной координации (работают ноги и руки): нечетные - кролем, четные - брассом, отдых 1 минута;

190

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

- 4 раза по 100 метров комплексное плавание в полной координации отдых произвольный (способы менять через 25 метров);

- 200 брасс 1 гребок руками 2 отталкивания ногами;

- 200 метров на спине ноги работают кролем, руки проносить одновременно.

Все задание необходимо выполнять на пульсе не выше 130 ударов в минуту. Во время отдыха между отрезками и между заданиями рекомендуется делать дыхательные упражнения (выдохи воздуха в воду, и произношение различных букв и звуков).

В результате использования предложенной выше программы занятий у студентов повысился интерес к занятиям, улучшилось физическое и эмоциональное состояние, что выразилось в повышении дифференцированной оценки самочувствия, активности и настроения, полученное путем анкетирования и применения теста «САН». Таким образом, применение комплекса физических упражнений в сочетании с плаванием способствует оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы, позволяет привить основы здорового образа жизни и выработать у них потребность в регулярных занятиях оздоровительной физической культурой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Епифанов В.А. Восстановительная медицина: учебник / В.А. Епифанов. - 2013. - 304 с.: ил.

2. Дьячков М.П. Лечебная физическая культура и методы восстановления / М.П. Дьячков. - Издательство ИП Скороходов В.А., 2014. - 134 с.

3. Лечебная физическая культура: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева и др.; под ред. С.Н. Попова. - 9-е изд.,стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. -416 с. - (Сер. Бакалавриат).

4. Рипа М.Д. Кинезиотерапия. Культурология двигательной активности: учебное пособие / М.Д. Рипа, И.В. Кулькова. - М.: КНОРУС, 2011. - 376 с.

5. Цедилин Ю.В. Организация и распределение физической нагрузки на занятиях по физической культуре у студентов вуза, отнесенных к специальной медицинской группе // Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей вузов: Материалы научно-практической конференции, 8 апреля 2010 года, г. Москва / Под. ред. А.В. Карасева, Е.А. Разумовского, В.А. Собины. - М.: ИНЭП, 2010. - 357 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.