Научная статья на тему 'Опыт американского университета Purdue University Cooperative Extension service в оказании консультационных и образовательных услуг населению'

Опыт американского университета Purdue University Cooperative Extension service в оказании консультационных и образовательных услуг населению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ксенофонтова Ольга Леонидовна

Проанализирован американский опыт оказания консультационных образовательных услуг населению. Одна из целей помощь в организации и развитии успешного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of american purdue university cooperative extension service in rendering of consultational educational service for population

In the given article the american experience in rendering of consultation educational service for population is analyzed. The help for organization and development successful business is purpose of the given article

Текст научной работы на тему «Опыт американского университета Purdue University Cooperative Extension service в оказании консультационных и образовательных услуг населению»

УДК 339.138:37.091.3

ОПЫТ АМЕРИКАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА PURDUE UNIVERSITY COOPERATIVE EXTENSION SERVICE В ОКАЗАНИИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ

О.Л. Ксенофонтова

Ивановский государственный химико-технологический университет

Проанализирован американский опыт оказания консультационных образовательных услуг населению. Одна из целей - помощь в организации и развитии успешного бизнеса.

Реструктуризация экономики России в постреформенный период привела к зарождению принципиально новой для страны системы отношений «рынок образовательных услуг - рынок труда». В рамках таких отношений учреждения профессионального образования не смогли сразу «подстроиться» под требования рынка труда. Одним из важнейших направлений активной политики занятости является повышение качества рабочей силы путем модернизации системы профессионального обучения, включающего профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан и незанятого населения.

Вследствие этого, многие предприятия постепенно начинают возрождать внутрифирменную систему профессионального обучения, восстанавливать утраченные связи с образовательными учреждениями. Одновременно развиваются различные виды малого и среднего бизнеса, руководители которых, не сразу, но все-таки со временем задумываются об эффективном управлении своими фирмами; о принятии более грамотных управленческих решений; о прогнозировании развития своей коммерческой деятельности. Поэтому перед организациями различных форм собственности встает актуальная проблема - нехватка компетентных специалистов, так как уровень квалификации сотрудников является одной из ведущих составляющих человече-

ского ресурса предприятия. Развитие этого потенциала - одно из конкурентных преимуществ любой организации [5].

Именно в этот период, как следствие повышения спроса на дополнительное образование, начинают открываться частные учебные центры по предоставлению образовательных услуг населению. О качестве этих услуг заговорили лишь к концу десятилетнего периода реформ. Много позднее государственные вузы, пытавшиеся пережить кризис девяностых годов, стали стремиться улучшить свое положение, формируя в организационной структуре новые подразделения (отдел маркетинга, отдел по связям с общественностью, центры новых и инновационных технологий), которые им позволили бы вписаться в новые непростые условия региональной экономики [2]. Параллельно вузы начинают осваивать новые образовательные программы: финансы и кредит, бизнес-образование, менеджмент, маркетинг, электронная коммерция, математическое исследование экономических систем и другие. То есть вузы стали понимать необходимость подготовки кадров, ориентированных на решение новых экономических, политических и социальных задач [4]. По данным отдельных исследований, в 2001 году на территории Российской Федерации в системе дополнительного профессионального образования действовало 1500 образовательных учреждений и структурных подразделений, в которых ежегодно прохо-

дило повышение квалификации и переподготовку более 1,1 млн. слушателей, а по прогнозу потребность в повышении квалификации кадров различных уровней управления - выше в 20 раз [3].

Сегодня, в эпоху экономики знаний, когда одной из проблем современного общества является быстрое устаревание информации, возникает новая стратегия в политике управления персоналом - стратегия непрерывного обучения сотрудников, связанная с постоянным накоплением и интенсивным использованием корпоративного опыта, а в целом - образовательного потенциала. Одной из составляющих непрерывного образования является получение различного рода консультационных услуг по экономическим, политическим, социальным и другим вопросам, которые возникают в процессе ведения любой деятельности, в т.ч. и хозяйственной. И для этого вовсе не обязательно становиться студентом на 5 лет, чтобы овладеть новыми нужными знаниями. На наш взгляд, помочь экономически активному населению смогут информационно-консультационные центры в структуре регионального университета. Он, являясь интеллектуальным стержнем региональной системы образования, может взять ответственность за решение жизненно-важных проблем региона.

Исследование зарубежного опыта по оказанию консультационных образовательных услуг населению с учетом особенностей нашей страны представляется весьма целесообразным.

В США в каждом штате за ведущим университетом закреплена обязанность предоставлять образовательные услуги проживающему здесь населению по всему спектру компетенции. Действует федеральный закон, принятый конгрессом еще в 30-е годы, определяющий трехканальный порядок финансирования: из федерального и территориального бюджетов, а также из средств слушателей. Служба «extensюn-service-center» имеет

свой штат сотрудников, организована по типу факультета в составе университетской иерархии, работает исключительно с «населением»: изучает спрос на образовательные услуги «малых форм», организует их предоставление силами преподавательского состава. Дает разовые консультации, даже если приходится для этого обращаться в другие университеты. Привлекает специалистов узкого профиля «со стороны», если есть слушатели (от пяти человек и более), проявившие интерес к какому-либо вопросу и готовые за это заплатить.

Примером организации такого Центра работы с населением является американский университет Purdue University Cooperative Extension Service. Университет Purdue основан в 1869 году, назван по имени Джона Пурдью [6], находится в Западном Лафайете (США, штат Индиана).

Purdue Extension - это один из важнейших национальных «поставщиков», научной информации на основе исследования и образования. Это сеть колледжей, филиалов университета, в системе с американским Министерством земледелия, которая обслуживает все округа аграрного штата Индиана.

Основные направления учебнонаучной деятельности: сельское хозяйство, ботаника, биология, сельскохозяйственная экономика, агрономия, патологии растений, энтомология, лесоводство, садоводство, архитектура пейзажа, ветеринария и другие.

Кроме предоставления образовательных услуг студентам, университет занимается оказанием консультативнообразовательных услуг населению. Поэтому одной из его миссий является обслуживание граждан штата Индиана необходимыми научно-практическими знаниями в области сельского хозяйства и бизнеса с целью создания новых возможностей, которые продвигают общество и

решают разнообразные социальные и технические проблемы.

Этим занимается специально созданный отдел - Purdue Extension. Он обеспечивает неофициальными образовательными программами население. Краткосрочные обучающие курсы и консультации основаны на наиболее продвинутых теоретических, эмпирических и прикладных методах, которые расширяют знания базовых академических дисциплин.

Purdue Extension охватывает четыре основные области программы предоставления услуг населению:

1) сельское хозяйство и природные ресурсы;

2) семейные отношения (управление финансовыми ресурсами семьи, обеспечение взаимосвязи между поколениями в семье, продвижение здорового образа жизни);

3) лидерство (развитие коммуникационных способностей, социальных навыков, навыков делового общения);

4) экономическое развитие и усовершенствование общества.

Подробнее остановимся на анализе первой области - сельское хозяйство и природные ресурсы.

Для реализации этой части программы в структуре Purdue Extension существует центр AICC (Agricultural Innovation & Commercialization Center) -центр коммерции и сельскохозяйственных инноваций. Он предлагает широкий спектр инструментов бизнес- консалтинга, чтобы помочь создать выгодную коммерческую деятельность в сельском хозяйстве. Преподаватели центра AICC помогают начинающим и опытным предпринимателям грамотно составить бизнес-план, оценить потенциал предприятия, выбрать источник финансирования; обеспечивают образовательными материалами; проводят симпозиумы, консультации, в том числе и выездные.

Преподаватели Purdue Extension считают, что старт успешного бизнеса -это больше, чем идея. Прежде чем его организовать, необходимо провести анализ и понимание рынка, а для этого необходимы специальные знания. Составляющие успешного бизнеса в американской модели можно представить в виде следующей схемы (рис.1.).

Рис.1. Составляющие успешного бизнеса в американской модели

Purdue Extension и его партнеры через образовательные ресурсы помогут преуспеть всем желающим в сельском

хозяйстве и бизнесе. Университет берет на себя необходимость найти местного эксперта, который включит слушателя в

программы обучения, поможет найти информацию и ответы на все интересующие вопросы. На сайте университета www.ces.purdue.edu имеются специальные разделы, где все обучающиеся и консультирующиеся могут связаться с преподавателями, которые помогут оценить:

- на каком этапе в деловом развитии находится консультирующийся;

- в каких ресурсах он нуждается;

- какие дальнейшие шаги необходимо предпринять.

Одна из образовательных программ

- стратегическое планирование бизнеса коммерческих производителей. Это программа обучения коммерческих менеджеров ферм с целью сделать их эффективными деловыми менеджерами. Для этого они приобретут знания о всесторонних финансовых стратегиях, инструментах маркетинга и управления рисками. Суть этой программы:

- стратегическая секция управления: изучить изменения в сельском хозяйстве, развитие эффективных стратегий, чтобы использовать в своих интересах много возможностей, которые эти изменения представляют;

- финансовая секция управления: показать, как менеджеры фермерского бизнеса могут использовать свои финансовые ресурсы, чтобы создать эффективную деловую организационную структуру;

- секция управления рисками: исследует, как управлять риском, маркетингом, чтобы обслужить потребности клиентов и обеспечить прибыльность бизнеса.

Так же ведут себя университеты «старой» Европы: во Франции, Швеции, Нидерландах [1]. В постсоциалистиче-ской Польше в 90-е годы три университета (Краков, Познань, Варшава) на основе американского опыта начали внедрять систему «extention-service» на своих территориях. Оговоримся сразу: эта большая организационная работа (как внутри, так и вне университетских стен) требует больших средств, особенно на начальном этапе, поэтому без целевого государственного финансирования выполнить ее невозможно. Но надо понимать, что это вложения государства в свой человеческий капитал, это требование современной «новой экономики», чтобы государство «догоняющего» развития не превратилось в безнадежно отстающее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Andrew W. Mellon Purdue University and Poland Agricultural universities at Krakow, Poznan, Warsaw // Summary report, January -December. - 1995. - 15 p.

2. Громыко Ю.В. Региональный университет как субъект стратегий развития: регионоформирование, научно-техническая, кадровая и инновационная политика, идентичность // Университетское управление. - 2004. - №2(30). - С.43-49.

3. Деревягина Л.Н., Ивашкова И.И. Опыт подготовки специалистов по маркетингу в системе дополнительного профессионального образования // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - №1.

4. Третьяков В.Е. О региональной роли университетов // Университетское управление. - 2000. - №2(13). - С.5-6.

5. Ильченко А.Н., Ксенофонтова О.Л. Региональные университеты: маркетинговый подход в стратегическом управлении малыми образовательными услугами // Труды НАЭКОР. - М.: МСХА. 2006.

ИНТЕРНЕТ - ИСТОЧНИКИ

6. www.ces.purdue.edu - Сайт Purdue University Cooperative Extension Service, штат Индиана, США

THE EXPERIENCE OF AMERICAN PURDUE UNIVERSITY COOPERATIVE EXTENSION SERVICE IN RENDERING OF CONSULTATIONAL EDUCATIONAL SERVICE FOR POPULATION

O. Ksenofontova

In the given article the american experience in rendering of consultation educational service for population is analyzed.

The help for organization and development successful business is purpose of the given article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.