Научная статья на тему 'Современное практическое образование: реалии и перспективы'

Современное практическое образование: реалии и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное практическое образование: реалии и перспективы»

значительно проще, да и численность малых инновационных предприятий в сельском хозяйстве существенно возросла.

Но и представителям аграрной науки и образования, в свою очередь, нужно быть тоже более активными. В частности, включаться, как можно активнее, в процесс экспертной оценки заявок, ведь зачастую сельскохозяйственные проекты оценивают ученые совершенно из других областей научных знаний. Необходимо иметь в жюри перечисленных фондов своих представителей, которых должны выдвигать Минсельхоз РФ, РАСХН и, конечно, сами агрообразовательные учреждения.

Сегодня они есть, но их роль малозаметна. Кроме того, сами научные программы этих фондов должны учитывать наши предложения с учетом основных задач и направлений реализации Государственной программы развития сельского хозяйства. А для этого необходимо, чтобы тематика финансирования инновационных проектов определялась не организациями, предоставляющими гранты, а РАСХН, Мин-сельхозом РФ, Ассоциацией агрообразования и касалась, прежде всего, создания благоприятной среды в региональных научнообразовательных кластерах. Речь идет не только о финансировании инновационных разработок технологического характера, но и о поддержке инфраструктурных проектов, например, проектов по созданию агротех-нопарков и формированию широкой сети бизнес-

инкубаторов.

Кроме этого, можно выделить еще несколько направлений в совершенствовании фондовой системы поддержки агроинноваций,

которые также обусловливают необходимость интеграции интеллектуальных ресурсов аграрных вузов и НИИ. Одним из таких направлений является усиление региональных тематических конкурсов в исторически сложившихся кластерах сельскохозяйственных наук. Эти конкурсы могут получать федеральную поддержку на условиях софинансирования из региональных бюджетов и привлечения частных инвестиций в рамках отработки механизмов частно-государственного партнерства.

Следует активно развивать государственные венчурные фонды, поскольку финансирование инновационных проектов в сельском хозяйстве связано с большим числом рисков, носящих в первую очередь природноклиматический, а следовательно, не всегда управляемый характер. Сельскохозяйственный венчур можно удачно сочетать с новыми и уже существующими механизмами страхования, что позволит существенно снизить риски.

Наконец, особенно важным является увеличение сроков финансирования инновационных проектов с целью получения ожидаемых результатов, привлечения заинтересованных в них фирм и организаций, а также для оформления прав на интеллектуальную собственность и др.

Таким образом, отмеченные обстоятельства обусловливают необходимость поиска новых форм активизации инновационной деятельности, которые, с одной стороны, обеспечивали бы ее государственную (фондовую) поддержку, а с другой, способствовали бы эффективной интеграции научных, образовательных и производственных учреждений аграрного профиля.

СОВРЕМЕННОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

О.А. Александрова, к.э.н., доц. Башкирского государственного аграрного университета

(Информация, использованная в статье, собрана во время стажировки по программе Faculty Exchange Program — 2006)

Цивилизация на современном этапе характеризуется интенсивным движением к модели общества, экономика которого основана на знаниях. В условиях быстрого развития науки и техники овладение информационными технологиями - важное условие высококачественной подготовки будущих специалистов АПК.

Отличительной чертой современной системы инновационного образования является прикладной характер образовательной деятельности, привязка образовательного процесса к потребностям практики. Одной из основных целей высшей школы на современном этапе является выработка у студентов анали-

тического мышления путем вовлечения их в научную работу, развития умения работать самостоятельно, анализировать ситуацию и принимать рациональные решения с использованием информационных технологий.

В мировой практике известны три вида деятельности сотрудников вузов: научная работа, преподавание и информационно-консультационная деятельность (или экстеншен, англ. «extension»).

Сегодня преподаватели сельскохозяйственных вузов проводят исследования, участвуют в международных конференциях, получают международные гранты от правительственных организаций и частных университетов,

повышают квалификацию, знакомясь с современными технологиями.

Информационные технологии меняют формы обучения и методы передачи знаний, а также позволяют преподавателям с помощью обратной связи выявлять усвоение информации учащимися. Методы дистанционного обучения с применением компьютерных средств и сети Интернет позволяют проводить экзамены, не приезжая в вуз, а также участвовать в электронных конференциях и дискуссиях.

При дистанционном обучении изменяется соотношение аудиторных и внеаудиторных часов. Преподаватель в этом случае выступает в роли консультанта, а затем проверяет усвоение знаний студентами.

При проведении же аудиторных занятий преподавателю полезно сопровождать свою лекцию показом учебных материалов с применением современных инструментов информационных технологий. Это повышает эффективность усвоения теоретического и практического материала, следовательно, и качество подготовки специалистов. Студентам за время учебы, используя информационные технологии, следовало бы подготавливать доклады с применением средств мультимедиа и выступать публично с сообщениями. Эти навыки необходимы для проведения конференций с учетом международной практики.

При применении новых форм и методов преподавания следует учитывать индивидуальные способности студентов, вовлекать каждого из них в научную работу. При этом следует оценивать уровень аналитического мышления, умение ставить и достигать цели, организованность, исполнительность, умение применять информационные технологии, общительность, способность передавать информацию другим, публично выступать и т.д.

Термин «extension» в переводе означает расширение, распространение, продолжение, развитие.

Впервые термин «University Exten-sion» или «Extension of the University» был использован в Англии в 1840 г.

За годы существования данного термина его определение несколько видоизменилось. В настоящее время под термином «extension» понимают сознательное использование сообщения информации, помогающей людям формировать нормальное мнение и принимать хорошие решения.

Консультирование на профессиональной основе широко распространено в современном мире. Оно осуществляется в разных сферах экономики, направлено на отдельные аспекты

социально-экономического развития общества и принимает различные формы.

Уникальным примером системы консультирования является система extension в США, действующая уже более 90 лет. Основой консультационной деятельности в США является концепция продолженного обучения (Extension Education). Полученные однажды знания не абсолютны, процесс обучения человека происходит непрерывно, в течение всей жизни. Потребность в новых знаниях существует постоянно, она обусловлена изменением условий существования человека, его позиций в обществе и другими факторами. В этом случае система продолженного обучения выступает как возможность пополнения знаний.

Согласно американскому законодательству по созданию системы extension, целью являлись распространение и поддержка применения полезной и практической информации, связанной с сельским хозяйством, экономикой домашнего хозяйства и другими областями, среди населения США, не обучающегося в колледжах и университетах.

Так, в рамках американских университетов объединяются обучающая, исследовательская и консультационная деятельность. Научные разработки значительно быстрее начинают использоваться на практике. Консультирование, основанное на обучении, способствует не только решению актуальной на данный момент проблемы, но и повышению общего уровня знаний клиентов. Обучение подкрепляется научными разработками сотрудников университета и связано с продолженным обучением, необходимым для сегодняшних студентов в будущем.

Исторически деятельность службы extension (Extension Service) осуществляется в рамках совокупности программ, каждая из которых направлена на решение конкретной проблемы или нескольких взаимосвязанных проблем определенной группы населения (целевой группы). По мере изменения потребностей клиентов и интересов государства меняются и программы, реализуемые службой, что обеспечивает достаточную гибкость при сохранении основной миссии службы.

На ранних этапах развития деятельность службы extension была направлена в основном на фермеров. Поэтому термин «extension» стал обозначать «особый вид целенаправленного обучения фермеров, рассчитанный на решение конкретных производственных проблем, стоящих перед ними». До 1930-х гг. служба extension рассматривалась в основном как организация, представляющая Департамент сельского хозяйства США на уровне местных сообществ каунти

(county; административных округов). Затем, в период преодоления последствий Великой депрессии, через службу extension стали осуществлять свою деятельность на локальном уровне организации, оказывавшие услуги в сфере поддержки и развития сельского хозяйства (например, по развитию системы кредитования), что расширило функции службы.

В 1940-1950-х гг., в период ускоряющегося научно-технического прогресса в сельском хозяйстве США, служба extension стала активно участвовать в совершенствовании технологий сельскохозяйственного производства и повышении его эффективности, а затем, по мере насыщения страны продуктами питания, - в продвижении сельскохозяйственной продукции на мировом рынке.

На протяжении ХХ в. в США также происходил процесс урбанизации населения. Если в 1910 г. около 35% всего населения США было представлено фермерами, то в 1940 г. их доля составила 25%, а в настоящее время она составляет менее 2% населения США. В 1960-е гг. внимание Правительства США обратилось к проблемам городского населения, населения с низким доходом и меньшинств. Соответственно, и программы службы extension стали затрагивать не только фермеров, но и их семьи, молодежь, сельские сообщества. Городское население стало рассматриваться как отдельная целевая группа. На современном этапе служба extension предоставляет свои услуги как сельскому, так и городскому населению.

Система extension представлена тремя уровнями: федеральным, уровнем штата и

уровнем каунти (административного округа).

На федеральном уровне деятельность, связанную с extension, осуществляют служащие Департамента сельского хозяйства США (USDA), вспомогательный персонал и руководители программ. На уровне штатов в деятельность extension вовлечены сотрудники колледжей и университетов. На уровне административного округа (каунти) штат extension-центра могут составлять от 5 до 100 сотрудников, в зависимости от площади каунти и реализуемых программ. В него входят как представители университетов, так и нанятые на уровне каунти сотрудники. Кроме того, в работе службы участвует большое количество волонтеров, которые безвозмездно принимают участие в реализации программ extension.

Особо следует отметить характерную для системы сельскохозяйственного консультирования США кооперацию федерального уровня, уровней штата и каунти, которая выражается как в совместном финансировании программ

службы, так и в постоянном сотрудничестве. Кооперация также означает согласование потребностей клиентов и государственных приоритетов в процессе разработки программ на всех уровнях деятельности службы.

Миссией Департамента сельского хозяйства США (USDA) является продвижение знаний в области сельского хозяйства, окружающей среды, здоровья и здорового образа жизни человека и сообществ посредством поддержки исследовательских, образовательных программ и программ extension в системе университетов и других партнерских организаций. Он не занимается непосредственно проведением научных исследований, оказанием образовательных и консультационных услуг, но оказывает значительную помощь в финансировании их на государственном и локальном уровнях и обеспечивает руководство программами в этих областях. На федеральном уровне осуществляется сотрудничество с другими федеральными агентствами, некоммерческими ассоциациями, профессиональными объединениями, группами потребителей и ассоциациями производителей. По отношению к уровням штата и каунти федеральный уровень выполняет не контролирующую, а координирующую функцию.

Деятельность USDA осуществляется в рамках 59 государственных программ, объединенных в 11 групп:

— биологическая безопасность сельского хозяйства и продовольствия;

— сельскохозяйственные системы;

— животные и продукция животноводства;

— биотехнологии и генетика;

— экономика и коммерция;

— семьи, молодежь и сообщества;

— продовольствие, питание и здоровье;

— природные ресурсы и окружающая среда;

— борьба с вредителями;

— растения и продукция растениеводства;

— технологии и инженерия.

Уровень штата представлен службой extension колледжа или университета. Являясь структурным подразделением колледжа или университета, служба активно использует их научный потенциал, профессорско-преподавательский состав. Сотрудники службы занимаются реализацией программ совместно с сотрудниками extension центров каунти, оказанием консультационных услуг, а также обучением консультантов. Большая часть штатов реализует программы в сферах сельского хозяйства, экономики домашнего хозяйства, 4-Н и молодежи и развития местных сообществ. Доминируют при этом программы в области сельского хозяйства.

На уровне каунти оказываемые услуги ориентированы как на решение индивидуальных проблем отдельных клиентов, так и на решение проблем местных сообществ. Часть сотрудников на уровне каунти принадлежит к штату университета и служит связующим звеном между университетом (или колледжем) и каунти.

Благодаря высокой степени взаимодействия всех трех уровней обеспечивается и отлаженная система обратной связи. Информация о степени удовлетворенности клиентов и их потребностях в услугах поступает через консультантов в extension-центр каунти. Эта информация учитывается при разработке пятилетнего плана работы центра. На уровне колледжа или университета пятилетний план развития службы extension складывается из планов, разработанных в каунти, с учетом возможностей и предложений университета (колледжа). На федеральном уровне осуществляется группировка планов, поступивших из служб штатов, их согласование с государственными приоритетами и возможностями Кооперативной государственной службы научных исследований, образования и extension.

Как было отмечено ранее, все три уровня участвуют в финансовой поддержке и реализации программ, но в разных пропорциях. На современном этапе доля федерального финансирования составляет около 20%, доля штатов -около 50%, доля муниципалитетов - 30%. Эти пропорции являются усредненными и не обязательны для каждого отдельного штата. Доля федеральных средств в бюджете служб extension штатов колеблется от 21 до 62%, доля штатов - от 18 до 75%, доля каунти - от 10 до 45%. Соответственно взносу трех уровней правительством определяется и степень их влияния на принятие решений в области реализации программ. С увеличением доли финансирования возникает и «чувство собственности» на реализуемую программу.

Федеральное финансирование состоит из двух частей:

- финансирование по формуле - это ассигнование, предоставленное службе в виде фиксированного объема финансирования, определяемого исходя из количества человек, проживающих на территории штата и каунти;

- конкурсное финансирование отдельных программ.

Доля финансирования из федерального бюджета поступает по следующей цепочке: Правительство (государственный бюджет) -Департамент сельского хозяйства США (USDA) - Кооперативная государственная служба научных исследований, образования и

extension - служба экстеншн университета -еxtension-центр каунти.

Работа службы extension университета, соответственно, осуществляется за счет средств государственного бюджета и бюджета штата, а центров extension каунти - за счет бюджетов всех трех уровней.

Большая часть услуг оказывается бесплатно, иногда служба принимает заказы на проведение исследовательских работ для коммерческих фирм, в этом случае работы оплачиваются фирмами. Печать брошюр, консультации по телефону, услуги, предоставленные с использованием массовых методов, e-mail рассылки и переписка, другие основные услуги бесплатны.

В некоторых штатах ввиду маленького объема финансирования вводятся платные услуги, например, на проведение анализов, дополнительные услуги, плата за печатные материалы службы и т. д.

Опыт США по организации консультационной деятельности является, на наш взгляд, примером использования на практике главных принципов консультирования - ориентации на потребности клиентов и гибкости по отношению к изменениям этих потребностей. Система сельскохозяйственного консультирования в данном случае показала себя устойчивой и эффективной. Однако возможность применения накопленного американского опыта видится через создание системы, учитывающей местные условия, при использовании принципов формирования целостной системы консультирования, созданной в

США.

В сложившейся ситуации в России под «extension» следует понимать систему сбора, обработки и распространения знаний и информации о методах, способах и технологиях совершенствования процессов производства, хранения, переработки и продажи сельскохозяйственной продукции в целях максимизации прибыли лиц, занимающихся производством этой продукции.

Из данного определения вытекает, что extension-сервис в России будет решать задачи максимизации прибыли сельских товаропроизводителей, будет способствовать формированию среднего и малого бизнеса на селе. Это, несомненно, поможет улучшить качество жизни селян и будет способствовать уменьшению разницы в жизненном уровне селян и горожан.

В настоящее время наше государство не имеет достаточных средств для финансирования новой службы. Также даже частичное финансирование служб extension будет проблемным вопросом и для отечественных университетов. В этой ситуации наиболее реальный путь для развития консультационного центра - это

самоокупаемость. БХешюп-служба (еХеп-8юп-центр) будет самостоятельным подразделением, входящим в состав университета, работающим на принципе самофинансирования и самоокупаемости, будет иметь расчетный счет и дочерние предприятия, входящие в его состав (учебные фермы, предприятия по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции и др.).

Но следует отметить, что не все услуги, оказываемые ех1еп8юп-центром, должны быть платными. Например, разработка бизнес-плана

- платная услуга; в то же время проведение учебных семинаров по обучению новым технологическим приемам, по вопросам налогового законодательства и некоторые другие услуги могут быть бесплатными. Это позволит почувствовать работникам ех1еп8юп-центра собственную ответственность, так как сельский товаропроизводитель может отказаться от услуг конкретного эксперта в том случае, если его консультация оказалась непрофессиональной.

Таким образом, совершенствование подготовки специалистов на основе информационных технологий, а также развитие в структуре отечественных университетов еХешюп-

служб (или extension-центров) позволят повысить уровень профессиональной подготовки экономистов, управленцев и других специалистов во всех сферах экономики.

Источники

1. Рунов, Б. Совершенствование учебного процесса с использованием информационных технологий / Б. Рунов // Экономика сельского хозяйства России. - 2006. - № 12. - С. 17.

2. Ban, A. W. van den and H.S. Hawkins. Agricultural Extension, 2-nd edition. Blackwell Science, Oxford and Malden, MA, 1996, 294 pp.

3. Warner, Paul D. and James A. Christenson. The Cooperative Extension Service. A National Assessment. Westview Press Inc, Boulder, Colorado, 1984, 195 pp.

4. Интернет-ресурсы: Министерства сельского хозяйства США (USDA, United States Department of Agriculture): www.usda.gov; Кооперативной государственной службы научных исследований, образования и extension (CSREES, Cooperative State Research, Education, and Extension Service): www.csrees.usda. gov; National Agricultural Advisory Service (NAAS): www.naas.government.bg.

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ АГРАРНОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ

А.Е. Бережной, к.э.н., проф. Красноярского государственного аграрного университета

Интеграция науки и образования приобретает исключительно важное значение, что обусловлено имеющимся существенным разрывом между научными разработками и их внедрением в производство. В целях уменьшения данного разрыва в Красноярском агроуниверситете - крупнейшем в Восточной Сибири и на Дальнем востоке - предпринята попытка усилить данную интеграцию через теоретическую подготовку и научно-практическую деятельность магистров на предприятиях.

Принятие высшими органами российского образования трехуровневой системы обучения студентов с выделением ступеней бакалавров, специалистов и магистров в высших учебных заведениях является, несомненно, прогрессивным этапом дальнейшего совершенствования высшего образования в стране и связи науки с производством.

Новизна и преимущество данного преобразования заключается в том, что студентам сообразно со степенью усвоения базовой подготовки во время учебы, развитием интеллектуального уровня и склонностью к научной или производственной деятельности, способностью творчески мыслить и оценивать экономические явления и другими факторами образовательного

развития за период обучения в университете предоставляется возможность определить на демократической основе свой дальнейший путь профессиональной деятельности с получением диплома соответствующей степени.

Принятая дифференциация обучения в аграрных вузах России дает возможность более целенаправленно комплектовать зрелыми молодыми кадрами не только производственный сектор, но и учебно-научные учреждения.

Понятно также, что в значительной степени формирование трехуровневой системы подготовки кадров в России заимствовано из зарубежного опыта. Поспешное заимствование, а в ряде случаев механическое копирование зарубежной подготовки магистров без создания необходимых условий применительно к организации высшего образования, функционирования всех элементов АПК в их совокупности и системы сельскохозяйственного образования в России не обеспечит полноценной подготовки специалистов намечаемых структур.

Главной особенностью зарубежной подготовки научно-исследовательской деятельности магистров (автором изучался данный опыт в США) является то, что их обучение прово-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.