2. Кривокора Е.И. Деловые коммуникации. -М.: Инфра-М, 2012. - 190 с.
3. Мирошниченко А. Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения. - М.: Книжный мир, 2008. - 384 с.
4. Самохвалова А.Г. Деловое общение. Секреты эффективных коммуникаций. - М.: Ресь, 2012. -336 с.
5. Сафонова О. Деловая коммуникация в глобальном экономическом пространстве. - СПб:Питер, 2011. - 140 с.
Мамай О.В. - email: mamai_ov@ssaa.ru Мамай И.Н. - email: mamai_in@ssaa.ru
Статья поступила в редакцию: 05.03.2014
УДК 338.436.33(470+571)
ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭКСТЕНШН США - ОРИЕНТИР ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
THE EXPERIENCE OF FUNCTIONING THE EXTENTION SERVICE OF THE USA - GUIDING LINE FOR RUSSIA'S AGRICULTURE
Пшихачев С.М., кандидат экономических наук, доцент
Pshikhachev S.M., Ph.D., associate professor Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова
Kabardino-Balkaria State Agrarian University devoted by V.M. Kokov
Рассмотрен опыт организации Службы Экстеншн на базе аграрных университетов США. В условиях становления инновационного типа развития предложены меры по адаптации аграрного сектора России касательно реализации образовательно-внедренческих функции в рамках приращения возможностей аграрных вузов, а также информационно-консультационных служб и агротехнопарков.
The experience offoundation the Extension Service in the U.S.A. and its significance in achievement of dynamical functioning of agrarian branches has considered. Summing up a wide range of the issues studied in the present article it is necessary in our opinion to place some accents based on principle of acceptability of applying American experience in realization of Russia's agrienvironmental policy and forthcoming develop conservation programs in Russian conditions with taking into account our specific realities has offered.
Ключевые слова: Служба Экстеншн, меры по адаптации, динамичное функционирование, разработка эколого -экономических программ.
Keywords: Extension Service, on principle of acceptability, dynamical functioning, and forthcoming develop conservation programs.
Методологически представляется корректным для анализа глубинных причин столь уникального обеспечения высокой эффективности сельского хозяйства США рассмотреть последовательность и ступени становления инновационного типа развития вне всяких шараханий и глобальных экспериментов, как в нашем случае и это касается, как правило, незащищенной и многострадальной крестьянской массы и сельского хозяйства. В данном ключе попытаться рассмотреть роль аграрного вуза и научно-исследовательских учреждении, призванных поставлять селу высококвалифицированные кадры и экологически оправданную эффективную технологию, а
также необходимые услуги касательно адаптированного развития. Феномен общенациональной кооперативной системы Экстеншн в сельском хозяйстве США связан с законом Смита-Левера от 8 мая 1914 г. Система агроисследовательских учреждений США имеет достаточно глубокие корни, изначально сформированная по принципам и подходам, отвечающим ключевым вопросам инновационного типа развития, что представляет фундамент, на котором зиждется стратегия эколого-экономически устойчивого функционирования современного аграрного сектора.
Исторический опыт аграрной Америки - убедительный пример того, как аграрные научно-
исследовательские организации создавались и работали в тесной координации с аграрными образовательными учреждениями и службами, отвечающими за внедрение результатов исследовании в практику при четком руководстве этими процессами со стороны МСХ США, об этом подробное авторское исследование в научной монографии [1]. Бесспорно, в аграрной сфере страны, где развиты связи между научно-исследовательскими институтами и хозяйственными формированиями, имеется больше возможностей по обеспечению жизнеспособности фермерских хозяйств, нежели в стране, где эти связи отсутствуют или развиты слабо. На самом деле, важнейшим фактором обеспечения эколого-экономической устойчивости является надежно действующая сеть аграрных научно-исследовательских и образовательных учреждений, эволюционное развитие во взаимодействии внутриведомственных по МСХ США исследовательских лабораторий, региональных опытных станций, аграрных университетов и колледжей, а также служб Экстеншн, позволившее выработать эффективно действующий механизм, в котором четко скоординированы фундаментальные исследования, доведение научных открытий до прикладных разработок, внедрение их в конкретные аграрные технологии, апробация на практике, а также распространение информации о новшествах и эффективных технологиях.
На различных этапах развития аграрного сектора, умело сочетая мотивации различных слоев общества, с учетом достигнутого уровня производительных сил, всего круга объективных реалий, за счет взаимодействия властных структур, агробизнеса и фермерства, в США удалось достигнуть достаточно высокого уровня эффективности производства и самодостаточное обеспечение продовольствием и текстилем, создать сравнительно конкурентоспособный продовольственный рынок, а также добиться положительного внешнеторгового платежного баланса по ключевым видам сельскохозяйственной продукции.
Бесспорно, в основе устойчивости аграрного сектора лежит степень развитости аграрной науки и образовательной системы на фоне инновационного типа развития, характерные черты которого реализуются в условиях функционирования демократической системы, когда действует принцип: «государство для человека», а не наоборот, хозяйствующие субъекты имеют все необходимое и достаточное для высокоэффективной деятельности.
Говоря об основных предпосылках по закладке фундамента инновационного типа развития, который осуществлялся в США последовательно, начиная со второй половины XIX века, следует в первую очередь отметить - позитивную роль Конгресса США и федерального правительства в главном земельном вопросе. Не отягощенное «грузом прошлого» в земельном вопросе, американское фермерство, хотя имело многоотраслевое хозяйство, показатели урожайности и продуктивности в животноводстве характеризовали их развитие как экстенсивное, все же фермеры и ранчеры имели благоприятные
условия для эффективного функционирования. Уже тогда постепенно формировался механизм инновационного типа развития: 1862 год - закон об усадьбах (Home Stead Act), закон о создании ленд-грант колледжей (Morrill Land Grant College Act), закон о формировании федеральной исполнительной структуры, отвечающей за координацию работ в аграрной сфере (Act of Establishment created the USDA); затем 1887 год - закон о создании опытных станций штатов (Hatch Experiment Station Act), 1914 год - закон Смита - Левера о формирований Службы Экстеншн (The Smith-Lever Act); 1935 г. - в контексте Нового курса администрации Рузвельта (New Deal) закон Банкхед-Джоунса (Bankhead-Jones Act).
Реализация таких мер на федеральном и штатском уровнях, последовательно сопровождавшаяся инвестициями в приоритетные аграрные исследования, позволила США раньше, чем в странах Европы перевести аграрный сектор от экстенсивного к интенсивному наукоемкому пути, создать высокоэффективный аграрный сектор. На этой основе в продовольственной системе США достигнуто высокоинте-грированное агропромышленное производство межотраслевого типа, сформированное при четком соответствии и сбалансированности всех его элементов, в условиях достаточно высокой развитости производственно-экономических связей, как прямых, так и обратных.
Упомянутый закон Смита - Левера от 1914 года, учредив федеральное значение Службы Экстеншн, превратил в единую общенациональную систему образовательные, социально-воспитательные, консультационные и внедренческие услуги в сельском хозяйстве, что до этого осуществлялись на локальном и региональном уровнях спорадически без соответствующей координации. Данный закон ввел государственные субсидии по организации федеральной системы Экстеншн в национальном масштабе, контролируемые от федерального уровня к штатам и графствам. Учрежденная система предусматривала с учетом доли каждого штата в зависимости от численности сельского населения выделение федеральных субсидий по организации Службы Экстеншн. Формула выделения федеральных субсидий на агроисследо-вания, конкретная стратегия их предоставления с течением времени эволюционизировала и на разных этапах развития претерпела изменения. Эволюция методов субсидирования опытных станций штатов созвучна законам Смита-Левера и далее разделялась равными долями между штатами, соответственно доли сельских жителей, часть - соответственно фермерским жителям, то есть занятым конкретно в фермерстве.
Примечательно, что на всех этапах развития аграрной сферы США, созданная сеть агроисследова-тельских учреждений безусловно оказывала большую помощь в эффективном высокорентабельном ведении сельского хозяйства. Причем в первой половине ХХ столетия доминировало государственное финансирование аграрных исследований, во второй половине -
при сохранении значимости государственных агроис-следовательских учреждений, постепенно акцент переместился на частно-исследовательские аграрные институты и государственно-частное партнерство.
Два направления государственных аграрных исследований:
1) внутриведомственные - МСХ США -научные центры и национальные лаборатории (их более 100);
2) региональные опытные экспериментальные станции штатов.
Эти два направления развивались параллельно, с самого начала их становления со второй половины XIX века по сей день, выполняя широкий спектр агроисследовательской работы. Размеры и природа агронаучной деятельности, их влияние на аграрный сектор и агробизнес в целом, зависели от характера и размеров государственного финансирования аграрных проектов, а также направлений, стимулируемых МСХ США и другими властными структурами. Напрасны ли усилия по развитию аграрной науки, есть ли альтернатива данному типу развития с точки зрения большей эффективности, разумности, рачительности? Думается, нет таких альтернатив. Основной критерий истинности и полезности оценки хода событий - это практика. И исследования основных тенденций развития аграрной экономики США во второй половине ХХ века, является четким ответом о степени полезности и отдачи от аграрной науки, аграрного образования и системы Экстеншн. Четкая взаимосвязь этих трех элементов инновационного типа развития - главный синтезирующий итог системы Экстеншн.
Методологически критически важно пояснить касательно понятия, вкладываемого в Экстеншн (Extension). В отечественной аграрной экономической литературе зачастую дается различное толкование, чаще вкладывается смысл этих формирований как информационно-консультационной и внедренческой. Такие важнейшие функции, безусловно, выполняют американские, да не только американские, но и службы Экстеншн других стран, где они развиты. Необходимо отметить, что наряду с обозначенными функциями, на основе которых мы встречаем в литературе переводы названия этих формирований чаще как консультационные пункты, реже акцентируют на внедренческие функции, но при этом остается без внимания выполнение изначальных образовательных задач, и весь спектр работ, связанный с комплексным сельским развитием, обеспечением эколого-экономической устойчивости аграрных ландшафтов, проведением аграрной политики государства в сельском хозяйстве. В этой связи автор полагает необходимым, не упрощая до отдельных функциональных посылок, эти формирования следует переводить и называть именно как Экстеншн, памятуя о том разнообразном заряде, который несет в себе данная система. Важно, познав апробированное десятилетиями имеющееся рациональное зерно в деятельности си-
стемы Экстеншн развитых стран, в особенности США, где накоплен богатейший опыт в данной области, использовать их в условиях переходной экономики России и стран СНГ.
Немного об истории вопроса возникновения системы Экстеншн. Впервые выражение Extension в общем виде использовано в Великобритании в 1840 гг. Первые практические шаги были осуществлены в 1867 - 1868 гг., когда Джеймс Стюарт в Кембриджском колледже Тринити (Fellow of Trinity College, Cambridge) прочитал курс лекций по данной проблеме, а также лекции женской ассоциации и рабочим мужского клуба Северной Англии. Стюарт зачастую считается «Отцом Университетского Экстеншн». В 1871 г. Джеймс Стюарт обратился к руководству Кембриджского университета на предмет создания центра Extension под эгидой университета.
Кембридж организовал такой центр в 1873 г., за ним последовал Лондонский университет - 1876 г., Оксфордский университет - 1878 г. Затем работа поведена в плане расширения сферы охвата данной службы, была задействована широкая сеть фермерских хозяйств, пользующихся услугами Экстеншн ("Extension movements"). Характерная черта данного движения - учебно-образовательная и консультативная работа по Экстеншн вышла территориально за пределы университетов.
Термин «Extension Education» в США стали использовать в начале XX века, указывая на то, что цель университетов и колледжей не ограничивается обучением студентов непосредственно в кампасах (Campus), а распространяется на жителей, прежде всего сельских, которых было большинство в то время, всего штата, где бы они ни трудились. Одной из главных задач Службы Экстеншн на протяжении многих десятилетий было обучение взрослого населения, в основном фермеров и представителей фермерской семьи. Учителя были представлены главным образом университетским персоналом. Наряду с этим принимался штатный персонал агентов Службы Экстеншн (county agents), который обеспечивал связку между научными разработками и практическими нуждами фермеров, содействовал практическому внедрению передовых технологии и осуществлял консультационную помощь фермерам [2].
В течение XX века по мере уменьшения числа фермеров США Служба Экстеншн в своей деятельности переносит акцент на оказание услуг не только фермерам, хотя эта сердцевинная работа не теряет своей актуальности, но и другим хозяйствующим субъектам, в особенности, касательно информационного обеспечения.
Большинство англоязычных стран используют термин «Экстеншн», но, как правило, в некоторых из них завуалирован изначальный смысл того, что речь шла об образовательной деятельности. Для них главная цель - обеспечить наращивание аграрного производства, то есть, усилен технократический аспект работ Экстеншн. В аграрной политике этих
странах акцентируется на факторах стимулирования фермеров в использовании современных технологий производства аграрной продукции, отдается приоритет прикладным научно-исследовательских разработкам.
Касательно дефиниций Экстеншн (Extension), в различных странах названия и характер объяснения задач служб Экстеншн изобилуют пестротой. Голландцы используют термин "voorlichting", что означает освещать дорогу вперед людям для нахождения правильных решений. Терминология касательно Экс-теншн вводилась администраторами в бывших колониях, несмотря на то, что различного типа услуг нужны были в развитых и мало развитых странах. К примеру, Индонезия последовала за Голландией, введя термин "penyuluhan", по смыслу означающий освещение дороги вперед, тогда, как в Малайзии, где очень мало говорили на английском языке, английское слово "Extension" переводится как "perkembangan ".
В Великобритании и Германии говорят о советниках и о консультационной работе или Beratung, которые дают советы, консультируют по тем или иным технологическим вопросам в сельском хозяйстве, но за последствия, в конечном счете, не отвечают. Германия использует слово "Aufklarung" (enlightment in health education), что означает «здоровое образование», «высокое просвещение, лежащее в основе здорового образования». Они также говорят "Erziehung" (education), как и в США используется термин, понимая под ним, обучать людей тому, как решать проблемы самим.
В Австрии используют термин "Forderung" (Furthering), означающий стимулирование субъектов хозяйствования в достижении желаемых результатов, движение в желаемом направлении, что по смыслу вкладывается и в корейскую интерпретацию (for rural guidance) - сельский путеводитель. Во Франции используется трактовка "vulgarization", подчеркивающая необходимость упростить рекомендации аграрным товаропроизводителям, а также конкретизацию общих установок. В то время как в Испании чаще используют слово "capacitacion", которое указывает на накопление потенциала навыков, а также внимание по улучшению навыков хозяйствующих на селе субъектов; кроме того, слово "training", подчеркивающее важность внедренческой функции и апробации [3].
Таким образом, в разных странах используются различные термины и различные подходы, но суть примерна одна - оказать помощь селянам вести свое хозяйство рачительно, эффективно, при всех интерпретациях практикуя научно обоснованный подход. Выше упомянутые различные оттенки одного и того же понятия, подтверждают мысль о том, что речь идет о широком спектре функционирования Службы Экстеншн. В большинстве стран, в особенности развитых в аграрном отношении, все эти аспекты и процессы, так или иначе, культивируются, но в различных вариациях сочетания элементов. Тем не менее, общее синтезирующее функциональное значе-
ние Службы Экстеншн (Extension) состоит в том, что она включает в себя поведение, основанное на использовании всех интегративных и коммуникативных средств, помогающих фермерам и всем субъектам хозяйствования, задействованным в программах Экс-теншн на сформировании четких мнений и дающих возможность принимать правильные решения, в конечном счете, позволяющие системно используя образовательный и научный потенциал данного регионального кластера - добиваться достаточно высокого индекса человеческого развития и высоких результатов сельскохозяйственного производства.
Пожалуй, в странах, производящих сельскохозяйственную продукцию, на современном этапе Служба Экстеншн становится стержнем реализации рациональной аграрной политики, действенным рычагом по обеспечению эколого-экономически устойчивого развития сельского хозяйства. Работники Службы Экстеншн играют важнейшую роль в образовательном процессе фермеров, всех сельских жителей. И это касается не только экономических проблем - производить больше продукции лучшего качества и с наименьшими издержками, но и экологических -восстановление экологического баланса между элементами агроэкосистем и агроландшафтов, экологи-зиция аграрных технологии, устранение или сведение до минимума существование негативных экологических последствий от использования интенсивных технологии, ядохимикатов и прочего. Именно это обстоятельство и реальные задачи, стоящие перед современной системой Экстеншн, а также возможность работать, с одной стороны, в контакте с властными структурами и неправительственными общественными организациями, с другой - фермерскими хозяйствами и другими хозяйствующими субъектами продовольственной системы, делают данную службу безотносительно того в высоко развитом или развивающемся государстве она функционирует - социально востребованной и стержневой.
Бытует различие мнений касательно значения системы Экстеншн, акцентируя внимание на разный уровень интегрированности данной службы в конкретную агрохозяйственную систему, относясь по-разному при постановке таких вопросов, как:
- в некоторых ситуациях обязана ли Служба Экстеншн касаться только формулирования и сформирования мнений или она обязана принимать участие в конкретных решениях и разрешениях аграрных вопросов;
- должны ли работники Службы Экстеншн концентрировать внимание в основном на пополнении знаний фермеров или они также обязаны помочь в осознании этих проблем и в уяснении средств реализаций этих целей;
- до какой степени распространяется сфера влияния Службы Экстеншн, считать ли оптимальным для фермеров клиентов помощь в проведении одного решения или мнения;
- можно ли считать эффективным работу Службы Экстеншн, если фермер делает одно пра-
вильное решение или нужно наладить систему взаимодействия, обеспечивающую и в перспективе плодотворное сотрудничество между профессорско-преподавательским составом аграрного вуза, агентами Экстеншн и фермерами, имея в виду, перманентное принятие рациональных, научно обоснованных, экологически оправданных решений [4].
Думается, что характер решения этих вопросов и степень их эффективности зависит от уровня развития экономики конкретной страны и ее потенциальных возможностей, а самое главное - от глубины интегрированности аграрного вуза, который четко координирует работу всей цепочки касательно подготовки кадров, обеспечения адаптивных технологий, аграрной науки и аграрного производства. Многие Службы Экстеншн уделяют внимание всем этим вопросам. Агенты данных служб поставляют информацию, нужную фермерам, касательно аграрной политики государства и причинах такой политики, стимулируют конкретные варианты развития аграрной сферы, имея в виду направления, позволяющие эффективно решать императивно присущие экологические проблемы, оказывают помощь в принятии разумных и эффективных решении, добиваются налаживания системы эколого-экономически эффективной работы. Конкретные предложения по избеганию аграрной деятельности, загрязняющей окружающую среду, также помогают фермерам развивать современные эффективные и экологизированные методы производства аграрной продукции.
Важный аспект в работе Службы Экстеншн: процесс оказания помощи в принятии решении по тем или иным вопросам обеспечения аграрного производства при наличии различных альтернатив. При этом, обратив особое внимание на вопрос осознания самими фермерами их проблем, как сделать более понятными для них стоящие реальные цели и потенциал по эффективному достижению этих целей, в ситуациях, когда агент Службы Экстеншн оставляет за фермером возможность принятия решения, оптимального с его точки зрения, вариант, соответствующий их персональным целям и условиям.
В определение Экстеншн (Extension) входит систематизация таких процессов, которые:
- помогают фермерам анализировать их настоящее и наметить эффективные пути на ближайшую и отдаленную перспективу;
- дают возможность фермерам на основе такого анализа принять наиболее взвешенные решения, прояснив четко проблемы, возникшие при анализе;
- позволяют накапливать знания фермерами по освоению ресурсосберегающих и экологичных технологий, по разрешению очевидных противоречий между интенсивными и экстенсивными факторами развития аграрного производства, а также детализация проблем с учетом конкретных условий, имеющихся внутри хозяйства;
- оказывают помощь фермерам в приобретении и систематизации необходимых навыков в отно-
шении разрешения конкретных специфических проблем или преодоления их последствий, таким образом, чтобы они имели допустимые альтернативные варианты;
- ориентируют фермеров сделать соответственный выбор касательно технологических решений, являющийся оптимальным в данной ситуации;
- усиливают мотивацию фермеров для реализации выбранных ими вариантов и технологических решений;
- формируют соответственный менталитет (opinion-forming) среди фермеров в плане экологизации фермерских хозяйств, принятия и реализация производственных и других решений с учетом существующих экологических императивов. [5]
Характерной чертой развитых стран мира является создание и эффективное использование Службы Экстеншн, как важнейшего инструмента в деле проведения активной государственной аграрной политики. Классическим примером умелого руководства аграрной сферой путем использования возможностей кооперативной системы Экстеншн являются США. Одним из основных установок МСХ США является согласованная взаимоувязка прикладных аграрных исследований, образовательного процесса и внедрения научных разработок в практику. Это весьма удачно реализуется в конкретных программах посредством деятельности Службы кооперативного исследования штатов, образования и Экстеншн МСХ США (Cooperative State Research, Education and Extension Service - CSREES), которая является государственной, фондируемой, неформальной образовательной системой, связывающей образовательные и исследовательские ресурсы МСХ США (USDA), аграрных университетов штатов (the state land-grant universities) и локальных Служб Экстеншн на уровне графств.
Данная общефедеральная система, которой 8 мая 2014 г. исполнилось 100 лет, поддерживает и координирует исследования, образование и программы Экстеншн, которые являют собой материализацию, как национальных федеральных интересов, так и региональных и локальных нужд в подготовке высококвалифицированных специалистов для сельского хозяйства, подготовке и переподготовке фермерских кадров, используя оправданные десятилетиями методы обучения на местах, непосредственно в поле, в фермерских семьях или сельских сообществах. В этом контексте эффективно решаются такие приоритетные проблемы, как защита от эрозии почв и восстановление экологического баланса между элементами агроэкосистем в рамках аграрных ландшафтов, охрана природных ресурсов. Кооперативно -государственная служба Экстеншн обеспечивает эту поддержку и помощь через средства специализированных фондов, целевые адресные гранты, а также различные гранты, предоставляемые на конкурсной основе; региональные научно-исследовательские работы и специальные программы и инициативы.
Эффективность координации работ по реализации агрообразовательных программ достигается в основном за счет усиления акцента на общенациональном и региональном уровне на междисциплинарных и многофункциональных проектах, которые вовлекают как фундаментальные, так и прикладные региональные и отраслевые агроисследования, а также соответствующие образовательные программы и программы Экстеншн. Такое сотрудничество делает реальным и более эффективным передачу результатов исследований и новых технологий сельскохозяйственным производителям и пользователям для своевременного принятия и выполнения действенного контроля над эрозией почвы, качеством водных ресурсов, агролесомелиорацией и другими важнейшими агроэкологическими факторами. Кстати, в контексте крупномасштабной экологизации аграрной сферы возрастает роль системы Экстеншн в реализации мер, связанных с новым направлением работ по осуществлению так называемого precision farming (точное сельское хозяйство).
Американская система Экстеншн изначально инициировала и перманентно совершенствовала партнерство между Министерством сельского хозяйства США - USDA, ленд-грант университетами и колледжами, которые были учреждены и руководствовались федеральными законами Морилл Акт от 1862 г. и 1890 г. В качестве третьей составной части, официального партнера в аграрной образовательной системе законодательствами штатов предусматривалось вхождение в систему Экстеншн местных органов власти, в каждом графстве создавая соответствующие локальные службы Экстеншн. Система Экстеншн на федеральном, штатском и локальном уровнях призвана органично связать такие важнейшие аспекты жизнедеятельности в сельском хозяйстве как аграрные исследования, образовательные и внедренческие процессы, а также быть рычагом в проведении государственной федеральной аграрной политики непосредственно на местах и четким барометром в качестве обратных связей от фермерских хозяйств и ранчо к властным структурам, имея в виду реализацию мотиваций фермеров и ранчеров.
Персонал Службы Экстеншн в США, работающий в четко взаимосвязанной и взаимозависимой системе, имеющий единые стратегические цели, составляет более 16 тыс. человек, из которых 64% -специалисты, располагающиеся непосредственно на локальном уровне - в 3154 графствах; специалисты и управленцы на уровне штатов - 15,5%; университетские работники, работающие в данной системе -16,4%; численность персонала работников Экстеншн на федеральном уровне - 4,3%. Последние руководят федеральным фондом, их размещением, координируют на федеральном уровне инициативы по поводу функционирования системы Экстеншн, организуют реализацию соответствующих программ, содействуют установлению связей между исполнительной (USDA) и законодательной (Congress) ветвями власти [6].
Отличительная специфика Службы Экстеншн - направить исследовательские усилия USDA и аграрных университетов в практическое русло для того, чтобы научные знания и разработки стали доступными для всех фермеров, кто в них испытывает нужду. Система Экстеншн (Extension) характеризуется интенсивными связями между теми, кто работает в данной Службе и теми, кто использует их информацию. Это динамичная, перманентно совершенствуемая, организационная система, берущая обязательства по удовлетворению потребностей сельского хозяйства в аграрных исследованиях, образовательных программах, приобретений знаний и навыков, а также достижений эколого-экономически устойчивого развития сельской местности.
Изначально данная организация называлась -Agricultural Extension Service, но многие штаты изменили их названия на - Cooperative Extension Service, что более точно отражает природу и функции данной службы. Это кооперативно-государственная система, которая включает партнеров на федеральном уровне, выполняет функции: аграрно-исследовательские, образовательные и непосредственно внедренческие; и функционирует как структурное подразделение МСХ США (USDA - The Cooperative State Research Education and Extension Service - CSREES).
Федеральная служба Экстеншн (CSREES) -работает в тесном контакте со службами Экстеншн отдельных штатов. Кооперативная система на мезо уровне имеет широкие связи как горизонтальные: университеты и колледжи, опытные хозяйства, исследовательские центры, находящиеся на территории штата, так и вертикальные, с одной стороны, непосредственно с МСХ США, с другой - с локальными службами на уровне графств.
Что касается локального уровня - Службы Экстеншн в графствах, то она является узловой, поскольку, руководствуясь конкретными программами деятельности с учетом местной специфики, разработанными в соответствующих локальных службах при участии и вышестоящих штатских служб Экстеншн, университетских и федеральных структур, все же эти программы практически реализуются в фермерских хозяйствах и других формированиях локального агробизнеса. Задачей данных служб является перевод в практическое русло стратегических установок программ, принимаемых на федеральном и штатском уровнях, внедрение новшеств в фермерских хозяйствах. Источниками финансирования Службы Экс-теншн графств являются: федеральный бюджет -30,4%; бюджеты штатов - 47,5%; местные бюджеты (графств) - 17,4%; льготы по налогам - 4,7% [7].
Оригинальность и уникальность Службы Экстеншн США состоит и в том, что трехуровневая кооперативная система, в которой каждый участник кооперации относительно самостоятелен и автономен и функционирует в четком взаимодействии со всеми взаимосвязанными ее элементами. Служба Экстеншн имеет следующие характеристики:
- это агентство, которое создано Конгрессом США и правительством законным путем, деятельность которого закреплена и регламентируется законом;
- это агентство, оказывающее услуги всем участникам без всякой дискриминации;
- это кооперативная система, в которой имеет свою долю прав и ответственности каждый участник и свои конкретные прерогативы. Это касается и федерального уровня - МСХ, и регионального - штатов, и локального - графств;
- это образовательный институт, который отличается существенно от общепринятой системы обучения такими моментами, как:
- нет фиксированных расписаний курсов и предметов обучения;
- не присваиваются степени, и не дает дипломов;
- использует неформальные нетрадиционные методы обучения непосредственно на фермерских хозяйствах, в семье, в сельских сообществах, в местах реального бизнеса, используя их в качестве учебных классов вне кампасов университетов и колледжей;
- использует инструкторов и агентов Экс-теншн, имеющих широкий спектр знаний, специалистов и экспертов, виртуозно знающих свое дело и имеющих навыки передавать свои знания обучающим;
- имеет широкую аудиторию из разных социальных слоев и разнохарактерных и неоднородных работников, что немаловажно на фоне динамичного сокращения численности фермеров;
- предлагает круг предметов, имеющих непосредственную практическую направленность и значимость, нежели теоретическую, то есть непосредственного использования на практике, разрешая конкретные проблемы, что крайне важно для крупномасштабного обеспечения эколого-экономически устойчивого развития сельского хозяйства и ведения нового направления работ, связанных с установками точного сельского хозяйства (precision farming);
- это образовательная система, имеющая в основе сбор достоверной и детальной информации, ее обработки, подготовки научно обоснованных заключений, носящих прикладной характер, а также неформального использования широкой разновидности методов обучения;
- это служба, обеспечивающая системное решение всего круга проблем, требующих изменения в социуме, экологизации социума, привнесение в менталитет и физическое поведение хозяйствующих субъектов - как фундаментальной основы - необходимость радикальных изменении в методах ведения производства от традиционных (conventional) аграрных технологий к альтернативным технологиям, обеспечивающим эколого-экономически устойчивое развитие сельского хозяйства (Sustainable development or Alternative Agriculture) и выполнение задач по ма-
териализации точного сельского xo3Hücmea(precision farming);
- клиентура участников Экстеншн (Extension) набирается строго по добровольному принципу;
- обеспечивается технический сервис клиентуры;
- поле деятельности широкое, в основном, основанное на достижении комплексного сельского развития и восстановлении экологического баланса между элементами агроэкосистем, при котором решались бы экономические, экологические, социальные проблемы; а также ведения домашней экономики в сельских сообществах и конкретные практические вопросы взаимосвязи - горизонтальные и вертикальные, в системе агробизнеса;
- социальный фактор в системе Экстеншн (Extension) имеет приоритетное значение, программы, реализуемые данной службой, базируются на нуждах клиентуры, выказываемых ими желаниях;
- информация, используемая в системе Экстеншн (Extension), обеспечивается на исследовательской основе, и она посвящена, главным образом, работе с семьями фермеров и сельских сообществ;
- одной из примечательных типичных характеристик Службы Экстеншн (Extension) США является равнозначное партнерство исследовательских и образовательных единиц в системе ленд - грант университетов и колледжей;
- это зависит от добровольных лидеров, которые разрабатывают планы и реализуют их и оценивают образовательные программы;
- эти программы, как правило, эластичны, на злобу дня, и оцениваются - как крайне необходимые.
Таким образом, детальная характеристика американской сети Экстеншн (Extension) дает основание полагать, что в вопросах достижения эколого-экономически устойчивого развития аграрного сектора и обеспечения оптимального балансирования государственного регулирования отрасли и использования рыночной мотивации - стержнем и эффективным регулятором является действующая в США система Экстеншн (Extension). Вот почему, по нашему мнению - это является центральным звеном в решении аграрных проблем на сегодня, и именно характер деятельности Службы Экстеншн (Extension), дает основание оценить тип развития аграрного сектора экономики, как инновационный.
Что касается социально - философских аспектов функционирования системы Экстеншн (Extension), то в их основе лежат четыре важных принципа:
1) индивид, личность, частная мотивация является приоритетным и основополагающим всей системы Экстеншн (Extension), что представляется как проявление демократического принципа;
2) дом, семья - фундамент современной общественной системы;
3) семейное фермерское хозяйство - первая важнейшая единица, в которой апробируются все
новшества социально-экономического и экологического порядка, позволяющие рачительно вести хозяйство;,
4) основой всех отношении и инициатив -добровольное партнерство участников системы Экс-теншн (Extension) и устройство жизнедеятельности в согласии с природой и экологическими императивами.
Стержнем системы Экстеншн (Extension) со времени создания являет собой, что весьма актуально в нашем варианте, это обучение фермеров и связь аграрного образования, аграрной науки с производством в целях обеспечения высокоэффективного функционирования аграрного сектора, а также поступательного движения - социальная мотивация труженика земли, к лучшей жизни для индивида, семьи, сельских сообществ. Равенство хозяйствующих субъектов, образовательная система, которая без всякой оплаты на месте - на ферме, поле, в семье осуществляет образовательные услуги, надежность и достоверность научных разработок, предлагаемых фермерам для практического внедрения - все эти философские постулаты учитывались, когда принимался закон о создании системы Экстеншн (Extension) - Смит -Левер Акт от 1914г.
В капиталистической системе, где веками укоренилось и стало привычным участие в выгоде или прибылях, с учетом этого фактора предоставляемая возможность в условиях функционирования системы Экстеншн (Extension) поддержания демократических основ в такой степени, в какой это возможно, равенство возможностей для всех хозяйствующих субъектов при незыблемости частной собственности на средства производства, бесплатные услуги Экс-теншн (Extension) стали близки и понятны фермерскому классу, чем и объясняется жизненность и эффективность функционирования данной системы в США.
Когда была создана Служба Экстеншн (Extension), малый круг людей мог себе позволить учебу в колледже и услуги по бесплатному обучению и освоению научно обоснованных технологий, что были весьма кстати для фермерского класса. Это позволяло более надежно и эффективно вести аграрное производство и постановка дела таким образом, что правительство, имевшее моральные обязательства по отысканию приемлемых путей дальнейшего эффективного функционирования аграрного сектора, также имело свои плоды. Мысль о том, чтобы привязать деятельность аграрных университетов и колледжей к насущным нуждам хозяйствующих субъектов всегда присутствовала с самого раннего этапа создания класса фермеров - закон Морилла от 1862 г. и от 1890 г. Расширение функции аграрных образовательных институтов, как раз, признается как один из вкладов в демократию.
У истоков становления системы Экстеншн (Extension) стояли Джеймс Уилсон - министр сельского хозяйства США в бытность президентства Уиллиям Мак-Кинли, а также Симон Неп - один из
влиятельнейших пионеров становления американской образовательной системы, профессор и президент аграрного колледжа Айова. Их кредо - наука и образование должны принести максимально возможную пользу для каждого фермера и фермерского хозяйства, их семьей и сельских сообществ, вовлеченных в аграрное производство. Симон Неп вдохновлял первых агентов Службы Экстеншн основательным постулатом, что ценность состоит не в том, что они будут делать, а в том, что при их помощи будут делать другие люди, имея в виду то, что предоставлять возможность научить фермеров решать свои проблемы самим. Пионеры движения Экстеншн в США полагали, что критерием оценки их организаторской работы и конкретной деятельности агентов Службы Экстеншн должен, прежде всего, служит фактор -насколько они отвечают чаяниям и нуждам фермеров [8].
Иными словами, работа Службы Экстеншн посвящена решению всего круга вопросов, касающихся динамичного развития сельского хозяйства и сельских сообществ, отвечающих интересам социальной и экономической стабильности государства и общества.
Доверие к политике государства, готовность субъектов хозяйствования сотрудничать со Службой Экстеншн, которая изначально является серьезным рычагом в осуществлении государственной аграрной политики в сельском хозяйстве, весьма важный аспект, позволяющий реально обеспечить эколого-экономическую устойчивость развития аграрного производства при эффективном функционировании всех организационных структур, задействованных в данной системе. В этом контексте представляется актуальным понимание фермерами и их семьями, а также другими хозяйствующими субъектами социально-философских основ Службы Экстеншн.
Характерное свойство данной системы - динамичность функционирования достигается за счет таких основополагающих принципов:
- равенство. Равные возможности клиентов, пользующихся услугами Службы Экстеншн, для того, чтобы делать свои собственные решения;
- мотивация к изменениям. Стремление к лучшей жизни и лучшему жизненному уровню;
- научно обоснованный подход. Четкая связь аграрного образования, аграрной науки, прикладных исследований с практикой, применением и апробацией научных новинок в сельском хозяйстве;
- образование. Перманентный образовательный процесс (бесплатный) для фермера и его семьи, по принципу - обучение в семье и на ферме - лучший университет.
Эти принципы были изначально заложены при организации и функционировании Службы Экс-теншн, на основе чего формировались общие ценности и приоритеты, не потерявшие своей актуальности, а напротив - ставшие более значимыми теперь, когда предстоит осуществлять экологизацию аграрного
производства и обеспечить комплексное сельское развитие.
Данная проблема весьма актуализируется для нас, поскольку необходимо в рамках реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства России на период до 2020 г. синхронно шаг за шагом переводить весь АПК на инновационный устойчивый путь развития, что согласуется с задачами по развитию обозначенной цепочки - аграрного образования -аграрной науки - внедрения научно обоснованных технологий - обеспечение высокой эффективности и конкурентоспособности российского сельского хозяйства; и все это на фоне усиления инновационной составляющей компоненты.
С учетом вышеупомянутых подходов весьма важно добиться качественно новой роли Минсельхоза РФ касательно разработки и реализации программ, воплощающих основные стратегические цели развития аграрного сектора экономики страны. Конечно же, размах и объемы господдержки, которой сопровождаются аграрные программы США, для нас пока заоблачные, тем не менее по духу и принципу системы Экстеншн, как представляется следует нам под чутким руководством МСХ РФ наполнять взаимосвязь аграрных университетов, научно-исследовательских и иных учреждении по принципу региональных агропромышленных кластеров.
Что мешает при наших скромных возможностях обеспечивать: доступность участия для всех хозяйствующих субъектов; подход, позволяющий разрешать конкретные проблемы; непредвзятость и беспристрастность при принятии решении и их реализации; своевременность и современность программ; достаточно полный учет и базирование на запросах и нуждах крестьян, фермеров и других хозяйствующих субъектов системы агробизнеса; тщательная спланированность с учетом специфики местных условий; точность и научная обоснованность расчетов; эластичность - учет динамично меняющихся факторов - рыночных, эколого-экономических и прочих; строго научная обоснованность исследовательской базы программ.
В этом плане ориентиром для МСХ РФ касательно внедрения вертикально скоординированной системы типа Экстеншн, охватывающей весь АПК России, как нам представляется, является последовательное взаимосвязанное осуществление комплекса работ, оказывающих существенную помощь земледельцам и другим хозяйствующим субъектам в вопросах внедрения эффективных технологии, обеспечения жизнеспособности хозяйств. Четкое регулирование на федеральном уровне аспектов: исследовательской, образовательной и внедренческой, дает основание полагать, что реализация новых интегратив-ных качеств на фоне синергетического эффекта обеспечивается за счет эффективного функционирования существующих и вновь создаваемых инновационных формирований.
Для эффективного перехода на инновационный путь в рамках четкого выполнения утвержденной Госпрограммы развития сельского хозяйства России до 2020 г., по нашему мнению, весьма полезным может стать опыт США в следующих аспектах. Исторически организационные задачи и цели Службы Экстеншн выполнялись посредством реализации программ по четырем направлениям: непосредственно аграрное производство и сфера агробизнеса, экономика домашнего хозяйства, молодежная программа, т.н. 4-H (youth programs) и развитие сельских сообществ; причем все эти направления построены на национальных инициативах и имеют общенациональную значимость. Они призваны в первую очередь - улучшить жизнь селян и экологизировать аграрные технологии, восстановить экологическое равновесие в агроэкосистемах, быть восприимчивыми к инновационным процессам, в контексте которого набирают обороты задачи по освоению нового направления работ, именуемого - точное сельское хозяйство (precision farming).
Первое направление деятельности Экстеншн - программы по развитию аграрного сектора и агробизнеса призваны реализовать круг вопросов, связанных с надежным обеспечением продуктами питания и текстилем населения страны, а также поддержка экспортных возможностей фермеров. В этом контексте за последние десятилетия экологическая направленность программ развития сельского хозяйства стала очевидной.
Американская общественность проявляет повышенный интерес к сохранности и экологической чистоте продуктов питания, к качеству воды, вопросам консервации, восстановления и сохранения природных ресурсов, этическим аспектам применения биотехнологии, экологическим рискам, насущности перехода от интенсивных агротехнологии, печально зарекомендовавших себя, как правило, почвоистоща-ющими и влекущими ко многим негативным экологическим последствиям, к альтернативным ресурсосберегающим, безотходным и экологизированным наукоемким аграрным технологиям. Нарастает значимость и насущность этих проблем на фоне усиления образовательного составляющего в инновационной системе сельского хозяйства, что представляется приоритетными для современной Службы Экстеншн, о чем детально исследовано автором [9].
За последние годы в штатах наблюдается некоторое смещение акцента в образовательных процессах с непосредственно технологических аспектов на экономические - касательно жизнеспособности фермерских хозяйств, и особенно на экологические -экологизация аграрных технологии, вопросы обеспечения устойчивого развития аграрной сферы. Общество становится более вовлеченным в решение вопросов, каким образом в обозримой перспективе будет развиваться сельское хозяйство и агробизнес в целом, какова их экологичность и безопасность. Американский налогоплательщик и потребитель живо
интересуется этими проблемами. Они проявляют интерес как к вопросам интеграции природоохранных и этических начал в сельской местности, так и качества и безопасности поставляемого им продовольствия.
Второе направление программ Службы Экстеншн - экономика домашнего хозяйства, т.н. Home Economics, призвано улучшить экономику и благосостояние американской семьи. Вся совокупность функциональных задач Службы Экстеншн в данном направлении работ состоит в том, что необходимо в результате реализации конкретных программ, доступных и понятных каждому клиенту, всемерно укреплять фермерские, и не только фермерские семьи; в этих целях программы Экстеншн призваны всемерно наращивать знания и навыки индивидов в порядке адаптации к современным реалиям, удовлетворению возникающих спросов в этом динамично меняющемся мире. Специфические разработки данной службы призваны удовлетворять нужды групп, таких, как семьи с низким обеспечением ресурсами, риски семьи и молодежи, молодых домохозяев и представителей старшего поколения.
Третье направление работ Службы Экстеншн - это молодежные программы, символично обозначенные в виде: «4H». Деятельность в данном аспекте заключается в создании благоприятных условий по раскрытию потенциальных возможностей молодежи, оптимальному сочетанию опыта старшего поколения с инициативой молодежи, таким образом, программы призваны стремиться развивать жизненные навыки и оказать помощь молодым людям становиться самостоятельными, эффективно работающими гражданами общества. Этими программами предусматривается использование взрослых добровольцев, которые готовы поделиться опытом с молодежью в освоении ими профессиональных навыков.
Четвертое направление работ Службы Экстеншн - это касается социально-экономического развития сельских сообществ. Программы развития сельских сообществ сфокусированы на создании режима благоприятствования в таких аспектах, как социально-демографические, экономические, экологические, культурные, институциальные. Приоритетной задачей Службы Экстеншн в отношений данного направления работ является обеспечение в контексте общенациональных интересов комплексного сельского развития с учетом местных особенностей, сложившихся традиций и насущных проблем по оздоровлению окружающей среды.
Таким образом, обозначенные аспекты представляются весьма злободневными для реализации федеральной Госпрограммы развития сельского хозяйства России, а также региональных программ инновационного развития отечественного сельского хозяйства и АПК. В этом плане более детальное исследование инновационного составляющего, позволяющего более полнокровно функционировать американской системе Экстеншн, предполагающего осуществление крупномасштабного перехода к эко-лого-экономически устойчивому сельскому хозяй-
ству, разработку и осуществление междисциплинарных программ, включающих партнерство различных специалистов, конкретизацию продовольственной безопасности потребителей, экологизацию аграрных отраслей, сбалансированное функционирование агроэкосистем и их элементов: почва, вода, сенокосы и пастбища, увлажненные земли; все это, бесспорно, для нас весьма актуальны.
При этом следует отметить, что за океаном накоплен опыт оптимизации этих элементов, их экологически выверенное соотношение, агролесомелиорация, биодиверсификация фермерских хозяйств, выполнение задач по освоению точного сельского хозяйства (precision farming) - это есть приоритетные звенья в современной работе Службы Экстеншн, призванные оживить сельскую жизнь, придать больше динамизма сельскому развитию. Императивность этих аспектов сельского развития для России весьма очевидна. Каждая из этих инициатив, касающихся междисциплинарных и других программ, имеет специфические цели и задачи по отысканию оптимальных решений, позитивно влияющих на качество жизни, а также по удовлетворению интересов российского крестьянства, сервису клиентуры.
Весьма приоритетными для нас представляют также вопросы реализации программ на локальном уровне. Так, специалисты и агенты Службы Экстеншн имеют многостороннюю связь с фермерством и другими клиентами, пользующимися услугами Экстеншн, в особенности по таким аспектам: 1) связующая роль агентов Службы в вопросах практического освоения научно-исследовательских разработок между исследовательскими учреждениями и клиентами - фермерами в целях трансформации научных разработок и внедрения их на практике фермерского хозяйствования в виде конкретных аграрных технологий. В этом плане роль работников Службы Экс-теншн для экологизации аграрной сферы, а также освоения точного сельского хозяйства (precision farming) - весьма значима; 2) агенты Службы Экс-теншн играют значимую роль, как проводники по разрешению конкретных проблем, при обсуждении альтернативных вариантов, в чем испытывают большую нужду клиенты - фермеры, ранчеры и другие хозяйствующие субъекты; 3) образовательный аспект - «делиться знаниями и опытом», специалисты Службы Экстеншн проводят активную работу по передаче накопленных знаний, навыков и опыта фермерству.
Приоритетный аспект в деятельности работников Службы Экстеншн, что можно, с некоторой степенью условности выделить как первую функциональную модель задач, представляется трансформацией аграрных технологий. Данный аспект реализуется и ориентирован на следующую цепочку событий: продвижение основного потока информации, знаний, передовой технологии из университетских лабораторий, опытных станций штатов, а также внутриведомственных научных центров и национальных лабораторий МСХ США (USDA), во все фермерские хозяйства штатов. Внедренческая роль Службы Экс-
теншн состоит в том, чтобы обеспечить связку между аграрной наукой и производством, трансформируя научно-исследовательские разработки в конкретные аграрные технологии, то есть связь и помощь клиенту, внедряющему новшество. В идеале, передача, трансформация и внедрение технологии, есть ответ на конкретные запросы и мотивации клиентов, но импульс - какая информация (технология) подлежит переводу идет от исследователей, ищущих, разрабатывающих новые знания, технологии. Эта не является какой-то спорадической попыткой - помочь отдельным индивидам получить выгоду от понимания конкретного опыта или внедрения технологий; это - система, перманентно действующая, призванная оказывать значительную помощь клиентам фермерам по разрешению злободневных проблем, позволяющих обеспечить жизнеспособность и эколого-экономическую устойчивость фермерских хозяйств с учетом охвата, ареала размещения и влияния конкретной локальной Службы Экстеншн.
Вторая концептуальная модель функции Службы Экстеншн - проблема разрешающая, содействует реализации поставленных клиентами - фермерами насущных практических вопросов. При этом выбор оптимальных решений достигается за счет рассмотрения различных альтернативных вариантов, обследования техники и характера решения проблем с учетом необходимого комплекса факторов со стороны специалистов Службы. В данном аспекте роль Службы Экстеншн состоит в содействии процессу определения альтернативных решений проблем. Заключительным финальным шагом данной модели, является отражение эффективности принятого альтернативного решения, оценка данного конкретного выбора.
Третья концептуальная модель функциональных задач Службы Экстеншн - освоение передового опыта, передача клиентам накопленных знаний без отрыва от производства непосредственно на поле, ферме, в домашних условиях; придает большое значение навыкам индивидов, фермеров, членов их семьи.
Минсельхоз РФ делает много по реализации основного федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 264 «О развитии сельского хозяйства» и госпрограмм, разрабатываемых и реализуемых согласно базовому федеральному закону. При этом полагаем уместным наделить МСХ РФ дополнительными полномочиями касательно реализации на деле устойчивого сельского развития, а также организации общенациональной системы типа Экстеншн. Это позволит создать многоуровневую организационную структуру, что позволит создать предпосылки по использованию вышеизложенных концептуальных моделей в их сочетании, быть проводником научно-исследовательских разработок в аграрное производство, а также стать действенным рычагом, обеспечивающим прямые и обратные связи по вертикали и горизонтали в АПК РФ. Полагаемая система призвана
замкнуть весь круг инновационных институциональных формирований, входящих в агропродовольствен-ную систему РФ. Такого типа Экстеншн - это общенациональная система, которая связывает агронауч-ные исследования, как фундаментальные, так и прикладные; образовательные аграрные учреждения, специалисты которых занимаются обучением хозяйствующих на земле субъектов, фермеров, членов их семьей, передовым технологиям, а также их организации на местах занимаются внедрением аграрных технологий адекватных современным требованиям экологизации производства и жизни, продовольственной безопасности потребителей, улучшением окружающей среды.
Роль специалистов локальных служб Экс-теншн чрезвычайно важна, как с точки зрения реализации федеральных и региональных программ, так и обеспечения обратной связи от земледельцев к соответствующим властным структурам. Агенты и специалисты локальных служб Экстеншн - это также связующее звено между университетскими и другими агроисследовательскими партнерами, с одной стороны, и непосредственными клиентами службы Экс-теншн в лице хозяйствующих на земле субъектов и других жителей сельской местности - с другой. Локальная сеть Экстеншн призвана перекладывать научные разработки, идеи и новшества в практическую плоскость, то есть реализация основной внедренческой функции, в то же время специалисты локальной сети Экстеншн призваны, будучи уполномоченными, от хозяйствующих субъектов служить в качестве проводников их интересов во властных структурах.
Специалисты Экстеншн, занятые в локальной сети, призваны эффективно использовать потенциальные возможности хозяйствующих субъектов -клиентов Экстеншн, развязать инициативу по рачительному использованию природно-ресурсного потенциала сельского хозяйства, а также координировать работы, связанные с императивными требованиями в контексте точного сельского хозяйства (precision farming) и экологизаций аграрной сферы, когда реализуются стратегии на основе использования возможностей земледельцев принимать решения, оптимальные для данной ситуации, опираясь фундаментально, используя потенциал и ценность перманентного обучения хозяйствующих субъектов.
Функциональные задачи системы Экстеншн - это дать возможность в качестве фундаментальной парадигмы исследования аграрных систем и организаций связки научные разработки - информационные технологии, позволяющие накопить и предложить хозяйствующим субъектам необходимые данные касательно аграрной науки и современных аграрных технологии, созвучных с эффективным решением проблем восстановления состояния плодородия почвы, качества и апробированности семян, разработки различных руководств по предупреждению заболеваний растений, формирования историй конкретных
полей, вовлеченных в программы по освоению точного сельского хозяйства (precision farming), а также конъюнктуры рынка и экологических аспектов развития территорий.
Важно добиться приемлемой адаптирован-ности инноваций к интересам земледельцев. Эволюционный характер развития аграрных технологий в условиях повышения информационной интенсивности, программного освоения установок точного сельского хозяйства призван предусмотреть стратегию по эколого-экономически эффективному использованию не только крупных аграрных ландшафтов и не только на уровне отдельных регионов, но и сельских сообществ, крестьянско-фермерских хозяйств и отдельных полей. Такой системный подход позволит более живо заинтересовать земледельца в эффективной реализации новой парадигмы. Иными словами, добиться крупномасштабной практики адаптивного земледелия, в то же время - максимально приспособить новые информационные технологии к потребностям земледельца, имея в виду оптимальное использование земельных и других ресурсов, детализацию и высокотехнологичное использование каждого поля. В решении этих ключевых вопросов бесспорную актуальность обретает система Экстеншн и аграрный университет, на базе которого развивается данная служба.
Серьезной проблемой представляется поддержка инфраструктуры фундаментальных аграрных исследований. В значительной степени эффективной реализации данной цели будет способствовать развитие национально приспособленной стратегии аграрных знаний, что представляется главной задачей как федеральных ведомств - Минсельхоза РФ и Минэкономразвития РФ, Минрегионразвития РФ, так и региональных властных структур, а также инициирования мотивации образовательных аграрных университетов и институтов на принципах кластерного подхода, размещая на конкурсной основе гранты и контракты по выполнению актуальных проектов, при тесной связи с работой инновационных технопарков и информационно-консультационных служб - ИКС.
Следует подчеркнуть, что существующая структура и сеть ИКС в большинстве регионов России и образовательных и научно-исследовательских организаций, как правило, слабо скоординированы. Конкретная задача - усилить их доведя их потенциал
Пшихачев С.М.- email: safkbr@mail.ru
до современных служб Экстеншн западного типа; представляется весьма актуальной, поскольку существующие ИКС и технопарки - разрознены, что говорит о низкой эффективности налаженных взаимосвязей, как горизонтальных, так и вертикальных, если они, конечно, имеют место быть, в связках между аграрной исследовательской наукой, образовательной и внедренческой системами, при четкой привязке к мотиваций земледельца. В этом аспекте у нас еще непочатый край работы.
Литература:
1. Пшихачев С.М. Сельское хозяйство США: основные тенденции развития и эколого-экономическая устойчивость отрасли. М.: ВИАПИ им. А. А. Никонова, 2003 - 350 с.
2. Rasmussen, W.D. Taking the University to the people. Seventy-five years of Cooperative Extension. Ames, IA: Iowa State University Press, 1989.
3. Van den Ban A.W. and Hawkins H.S. Agricultural Extension. Sec. ed. Blackwell Science. Paris, Berlin, Tokyo, 1999.
4. Sanderson, D. R., ed. Understanding Cooperative Extension: our origin, our opportunities. Working with our publics, Module 1. Raleigh, NC: North Carolina State University, 1988.
5. Extension Committee on Organization and Policy. Strategic directions of the Cooperative Extension System. Extension Service, USDA: AD-BU-5584-S. Minneapolis, MN: University of Minnesota, 1990.
6. Lamb, F. Producer perspective on adoption and limitations of precision agriculture. Presentation to the National Research Council Committee on Assessing Crop Yield. Chicago, April 20, 1996.
7. Source of Funding for Cooperative Extension System. Profile of Extension. Planning, Development and Evoluation Staff. Extension Service - USDA. Washington, D.C., 1994.
8. Bailey, J.C. Seaman A. Knapp: schoolmaster of American Agriculture. New York, NY: Columbia University Press, 1945.
9. Пшихачев С. К вопросу об устойчивом развитии сельского хозяйства // Экономист. 2013. № 3. С. 69 - 83.
Статья поступила в редакцию: 07.03.2014